МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa «Истории Торы от книги Исход до Второзакония»

Лекция 9.Поклонение Золотому Тельцу

1.Текст Торы

2.Телец: не "поклонение золоту" а, напротив, готовность им пожертвовать

3. Иегуда hа-Леви  о Золотом Тельце

4. Место в Торе отрывка, в котором описано создание Золотого Тельца

5."Вот боги твои, Израиль..."

6.Современный анализ на фоне археологии

Список контрольных вопросов

1.Текст Торы

Рассказ о поклонении Золотому Тельцу является очень важным в тексте Торы. Сам рассказ выглядит так: после дарования Торы у горы Синай, Моше поднялся на гору, чтобы получить скрижали завета, и отсутствовал 40 дней. На сороковой день его отсутствия в лагере израильтян произошли следующие события:

Книга Исход, гл. 32

(1) Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы, и собрался народ к Аарону, и сказали ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что с ним случилось. (2) И сказал им Аарон: снимите золотые серьги, которые в ушах жен ваших, сыновей ваших и дочерей ваших, и принесите ко мне. (3) И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. (4) И взял он (их) из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской! (5) И увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил Аарон, сказав: праздник Господу завтра. (6) И встали они рано на другой день, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные; и сел народ есть и пить, и поднялись веселиться.

(7) И сказал Господь Моше: ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской. (8) Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца литого и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской (9) И сказал Господь Моше... (10) А теперь... возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их... (11) И Моше стал умолять Господа, Бога своего... Оставь пыл гнева Твоего и откажись от погубления народа Твоего. (14) И отказался Господь от зла, о котором сказал, что сделает его народу Своему.

(19) И было, когда он (Моше) приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою. (20) И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах – рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. (21) И сказал Моше Аарону: что сделал тебе народ сей, что навел ты на него грех великий? (22) И сказал Аарон: да не возгорится гнев господина моего; ты знаешь народ сей, что он зол. (23) Сказали же они мне: "сделай нам божество, которое шло бы пред нами, ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что случилось с ним". (24) И я сказал им: "у кого есть золото, снимите с себя". И отдали мне; и бросил я его в огонь, и вышел телец этот. (25) И увидел Моше народ, что он развращен, что развратил его Аарон на посрамление пред врагами их. (26) И стал Моше в воротах стана, и сказал: кто за Господа, – ко мне! И собрались к нему все сыны Леви. (27) И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите туда и обратно, от ворот до ворот, в стане, и убивайте каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родственника своего. (28) И сделали сыны Леви по слову Моше: и пало из народа в тот день около трех тысяч человек;

Подводя итог этому рассказу, стоит задать принципиальный вопрос: как могло случиться, что сыны Израиля, которые только за 40 дней до этого стояли у горы Синай, и приняли на себя исполнение Торы и "10 заповедей", одна из которых запрещает поклоняться идолам, вдруг резко обратились к идолопоклонству?

2.Телец: не "поклонение золоту" а, напротив, готовность им пожертвовать

В первую очередь, нам придется сказать несколько слов по поводу выражения "поклонение золотому тельцу".

Принято под словами "поклонение золотому тельцу" понимать неумеренную тягу к золоту и к его эквивалентам, ради каковой страсти человек забывает Бога и людей. Скорее всего, этот образ сложился в результате соединения слов "поклонение" и "золотой" безотносительно к Тексту Торы, так как сама история поклонения евреев золотому идолу, как она рассказана в Торе, повествует совсем не о тяге к благам этого мира.

Действительно: евреи пришли к Аарону и попросили его сделать идола, который заменил бы им Моше, который, по их мнению, скорее всего, уже умер - ведь не может человек жить без еды сорок дней. Аарон согласился и потребовал у собравшихся вынуть золотые серьги из ушей женщин и детей и отдать ему. (Мидраш считает мотивом такой просьбы желание Аарона торпедировать волеизъявление народа с помощью установления чисто технического препятствия - понятно, что мало найдется женщин, которые добровольно расстанутся со своими украшениями ради мужских глупостей). Судя по тексту Торы, Аарон рассчитал правильно, но не учел, что мужчины полны религиозного рвения: "И вытащил весь народ золотые серьги из своих ушей" (32:2) (в данном случае под словами "весь народ" понимаются мужчины). Мидраш рассказывает, что народ бросил эти серьги в огонь, и из пламени вышел золотой бычок, топнул ногой и замычал (Мидраш Раба). Все присутствующие были в восторге, сочтя, что Всевышний дал им  посланца на место ушедшего к Нему Моше. То есть вся история о золотом бычке скорее свидетельствует о готовности пожертвовать золото на религиозные, пусть далеко не праведные цели, а вовсе  не тому, что страсть к богатству до добра не доводит.

Контрольные вопросы

КВ-1. Почему Аарон решил поставить именно золотого тельца?

КВ-2. Как вы думаете, почему выражение "поклоняться золотому тельцу" приобрело в современном языке меркантильный смысл, хотя по рассказу Торы оно имеет скорее альтруистический оттенок?

3. Иегуда hа-Леви  о Золотом Тельце

Иеhуда hа-Леви в "Кузари" объясняет историю Золотого Тельца так.

В те времена все народы служили каким-то образам. Даже философы, говорившие о единстве Божества и о Его существовании, не могли избавиться от того, чтобы не направлять свое служение к какой-то зримой форме. Они объясняли массам, что этот образ привлекает к себе какие-то Божественные свойства, подобно тому, как мы сегодня почитаем наши святые места. Невозможно было убедить толпу служить чему-то неосязаемому. Сыны Израиля ожидали, что Моше спустится с горы и принесет им от Господа что-то зримое, к чему они смогут обратить свое служение, как это было со столпом облачным и столпом огненным, которые сопровождали их после выхода из Египта. Народ слышал Десять заповедей, и после этого Моше поднялся на гору, чтобы принести евреям скрижали и сделать Ковчег, который стал бы для них зримым символом, содержащим скрижали завета с Господом, и к этому символу они могли бы обратить свое служение, Народ остался ждать Моше, и никто из них не менял ни одежды, ни украшений – все оставили точно так, как это было во время Откровения на горе Синай. И так они ждали его сорок дней –  ведь он не распрощался с ними, не взял даже с собой никакой пищи! И тогда в сердцах некоторых из них зародились мрачные помыслы, души их охватило отчаяние – и, в конце концов, некоторые из них почувствовали необходимость в каком-то осязаемом объекте служения, как это бывает у всех народов. При этом они не отказались от Бога, который вывел их из Египта. Они лишь просили, чтобы перед ними был какой-то предмет, на который они могли бы смотреть, когда будут рассказывать о чудесах, которые им сделал Господь... так, как мы смотрим на небо.

Если так, то сыны Израиля повинны не в настоящем идолопоклонстве, и не в измене своему Богу, а лишь в желании облегчить свое служение Богу, сделав себе какой-то материальный символ. Р. Йеhуда hа-Леви отмечает здесь, что даже те, кто, по выражению Рамбама, "должным образом признают единство Творца" и воспитаны на представлении о том, что "у Него нет тела и нет никакого подобия тела", те, которым любые материальные представления о Творце совершенно чужды, – описывают Бога в человеческих терминах. И они говорят о Нем как о "сидящем на небесах", и направляют свои молитвы и просьбы "к небу". Если так, то в чем же ошибка поколения золотого тельца?

Продолжим изложение  текста р. Йеhуды hа-Леви.

Их ошибка состояла в том, что они сделали изображение, которое было им запрещено, и относились к созданию собственных рук, не заповеданному им Богом, как к чему-то божественному. Следует помнить, однако, что созданию тельца предшествовали споры, и что только три тысячи человек из шестисот тысяч стали ему поклоняться. Лидеры народа, помогавшие ему отливать тельца, оправдывались тем, что делали это для того, чтобы отделить верных от строптивых и убить тех, кто в самом деле поклонялись тельцу. Но им (лидерам) вменено было в вину то, что они превратили этот бунт из замысла в реальность.

Здесь р. Йеhуда hа-Леви касается сложнейшей проблемы – поведения Аарона. Это его он, конечно, имеет в виду, когда говорит о "лидерах". Несмотря на то, что, согласно объяснению р. Йеhуды hа-Леви, Аарон вовсе не поддался уговорам народа служить идолу, - его поведение признано ошибочным, и он был за него наказан. Говоря о проступке Аарона, р. Йеhуда hа-Леви возвращается снова к вине всего народа. Он говорит:

«Их грех не был полным отказом от служения тому, Кто вывел их из Египта. Скорее он был частичным отказом от некоторых из Его заповедей. Ведь Всевышний запретил им делать какое-либо изображение, а они все-таки сделали, вместо того, чтобы подождать. У них не было никакого права самим определять форму служения, строить в соответствии с ней жертвенник, приносить жертвы... Их поступок подобен поведению того глупца, который вошел в кабинет врача, когда врача там не было, и сам выписал многочисленным больным, стоявшим у кабинета, неподходящие лекарства, таким образом, убив их, тогда как если бы врач выписал им соответствующие лекарства в правильных дозах, они бы исцелились. Народ не собирался служить идолам; он полагал, что стремится служить истинному Богу, и пришел к Аарону с просьбой помочь ему это сделать. Сегодня их грех кажется более тяжелым, поскольку теперь мало кто служит настоящим идолам, как это было в те дни. Если бы евреи тогда построили в соответствии со своими представлениями храм служения, это не казалось бы таким тяжелым преступлением, поскольку мы сегодня привыкли к идее храмов, и полагаем даже, что на них спускается Божественное присутствие, и ангелы окружают их. Если бы не необходимость сохранить общину в изгнании, это было бы так же запрещено, как это было во времена царей, когда они обрушивались на тех, кто создавал свои места служения, которые называли "высотами". Праведные цари выкорчевывали их, чтобы сохранить уникальность того места, которое Сам Бог избрал. В те времена изображения сами по себе не были запрещены, как мы это видим из указания Бога делать крувим (фигурки ангелов). Несмотря на все это, те, кто служил Золотому Тельцу, были наказаны и казнены, три тысячи человек из шестисот тысяч; но манна не прекратила спускаться, огненный столп продолжал вести народ, и пророческий дух его не покинул. Единственное, чего народ лишился, – это скрижали, которые Моше разбил, но потом умолил Господа восстановить. Они были восстановлены, и грех народа был искуплен».

Контрольные вопросы

КВ-3. В чем отличие позиции р. Иеhуды hа-Леви от обычного понимания истории тельца?

КВ-4. По мнению Иегуды hа-Леви – что общего между Золотым Тельцом и "домом молитвы"?

КВ-5.  На какие облегчающие моменты указывает Иегуда hа-Леви в создании Золотого Тельца?

4. Место в Торе отрывка, в котором описано создание Золотого Тельца.

Следует тщательно следить за тем местом в Торе, куда помещен рассказ о том или ином событии. Следует пытаться ответить на вопрос: есть ли какая-то связь между событиями, описанными в Торе непосредственно перед этим или с событиями, описанными после этого? Может быть, связь между рассказами чисто хронологическая, а может быть, она не хронологическая, а идейная.  В нашем случае мы обращаем внимание на то, что рассказ о золотом тельце стоит между описанием повеления о строительстве переносного Храма – Скинии, и описанием непосредственного строительства этого Храма. Нетрудно заметить, что золотой телец, как объект поклонения, вполне похож на идею Храма, и тем самым Тора, описывая историю с тельцом именно здесь, по всей видимости, стремится показать негодную реализацию идеи Храма. Чтобы изложить это понятней, рассмотрим хронологию событий:

Бог открывается народу у горы Синай.

Моше поднимается на гору Синай.

Моше получает подробную инструкцию о строительстве переносного Храма – Скинии.

История с золотым тельцом.

Строительство переносного Храма.

Попробуем построить теперь не хронологическую, а идейную связь описанных событий.

На горе Синай народу Израиля открылся Всевышний и дал  заповеди. Понятно, что гора Синай, на которой произошло столь значительное для еврейской истории событие, по идее, должна была бы стать священной горой. Но при чтении Танаха мы обнаруживаем, что географическое понятие "гора Синай" появляется в Танахе еще только один раз. Во всех остальных местах гора Синай – понятие историческое. Иными словами, гора Синай – это не священное место, а место, где когда-то в истории произошло священное событие. Последнюю мысль можно выразить несколько иначе: гора Синай не является священным местом – молитва на ней не ближе к Богу, чем молитва в любом другом месте (в отличие от Храма – места встречи Неба и Земли, по выражению мидраша). Священным местом является Храм – вначале переносной, а потом  в том месте, где стоит Ковчег Завета. 

Переход горы Синай из географического понятия в историческое происходит благодаря Ковчегу завета. То есть - присутствие Всевышнего на горе Синай "перемещается" в переносной Храм – Скинию, и вместе с ней "путешествует" от горы Синай вместе с израильтянами до места "упокоения ковчега" (в хронологической последовательности: в Гильгале, Шило и Иерусалиме). Ковчег завета – свидетельство непрерывного присутствия Бога среди народа Израиля.

В тот момент, когда израильтяне решили, что Моше исчез и больше не вернется, а переносной Храм так и не построен, они решают сделать подобное Храму сооружение в меру своих сил и представлений о том, как это следует делать. Чтобы мысль стала понятной, заметим  следующее высказывание Аарона:

(32:5) И увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил Аарон, сказав: праздник Господу завтра.

Надо обратить внимание на то, что сооружение тельца сопровождается провозглашением "праздник Господу" – не тельцу, а Всевышнему.

Итак, мы приходим к выводу, что Телец должен был стать неким сооружением, призванным указать на присутствие Бога Израиля среди Своего народа. Вот эта идея – сооружение, призванное стать "подножием" Всевышнего (а не Его изображением, как можно было бы подумать, или же изображением некого божества) и выражена в золотом тельце.

Насколько такая реконструкция обоснована? Наверное, здесь стоит провести параллель: в Скинии над ковчегом завета находятся изображения херувимов (реконструировать их сегодня не представляется возможным). Эти херувимы – несуществующие в мире существа и выражают подножие Всевышнего в Храме, построенном Моше. Телец в этом смысле также является аналогом этому сооружению. Единственная разница – такого сооружения в Храме Всевышний делать не предписывал - тогда как относительно херувимов есть прямое повеление. Об их функции мы читаем в Танахе: "Господь, пребывающий между херувимами (имеются в виду те херувимы, которые в Храме)". Или же: "Промежду херувимами буду говорить с тобой (Бог с Моше)".

Контрольные вопросы

КВ-6. Почему рассказ о Золотом Тельце помещен именно в то место Торы, где мы его читаем? Каков его контекст?

КВ-7. Десять заповедей запрещают делать изображения. Как с этим запретом совместить повеление Бога сделать золотых херувимов над ковчегом завета?

5."Вот боги твои, Израиль..."

С другой стороны, то, что речь не идет о неком изображении некого божества, явствует из фразы, обращенной в сторону  Золотого Тельца: "Вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской" (32:4). Остановимся на анализе этой фразы. Она повторяет две другие:

Первая сказана при даровании Торы на горе Синай и традиционно считается "первым речением" "десяти заповедей": "Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской..." (20:2). Второй раз аналогичная фраза произнесена относительно Моше: "Этот человек Моше, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что стало с ним" (32:1).

Тонкость, и существенная - состоит в следующем: с точки зрения иврита, понять, идет ли речь о "богах" или о "Боге" можно только по управляемому глаголу. То есть: если написано "Бог" то дальше глагол должен стоять в единственном числе, а если боги, то он должен стоять во множественном числе. В нашем случае, в описании десяти заповедей, глагол "вывел (из земли Египетской)" стоит в единственном числе, а в описании обращения к Золотому Тельцу он стоит во множественном числе: "вывели (из земли Египетской).

В оригинале "вывел тебя" от "вывели тебя" отличается ровно одной буквой. И тем самым становится очевидным, что Тора подразумевает и обвиняет (!) поклонявшихся Золотому Тельцу в идолопоклонстве. Казалось бы, мы поняли, что речь идет о простом идолопоклонстве. Но весь фокус в том, что история с золотым тельцом повторяется. В Танахе описана еще одна история построения золотого тельца, а именно построение жертвенника и золотого тельца Йерваамом бен-Неватом после того, как он встал во главе десяти колен, отделившихся от Иудеи. В той истории Йерваам бен-Неват строит золотого тельца в Бейт-Эле и еще одного в Дане, и провозглашает ту же самую фразу: "Вот твои боги Израиль...". Эти сооружения должны были отвлечь народ от посещения Иеурсалимского Храма, расположенного в ныне враждебном царстве – Иудее. Но из всех текстов пророков по поводу этого строительства, а они многочисленны, явствует, что это сооружение никогда не было языческим. Что это сооружение с самого начала и до конца своего существования было призвано стать Храмом Всевышнего. Таким образом, слова "Вот твои боги, Израиль..." являются скорее оценкой Торы этого события, чем тем, что подразумевал народ, произнося их.

Контрольный вопрос

КВ-8. В начале Торы сказано: "Вначале создал Бог небо и землю". Как вы думаете по какому грамматическому признаку мы понимаем, что в этом стихе слово "элоким" означает  "Богa", а не  "богoв"?

6.Современный анализ на фоне археологии

Здесь следует сделать еще одно замечание. Достаточно много ученых в свое время пытались отождествить Золотого Тельца с быками в египетском религиозном культе. Широко известно, там были два быка, которым поклонялись. Первый – это Апис, которому поклонялись в Мемфисе. Основной ритуал состоял в том, что тщательно выбранного живого быка украшали, ему поклонялись, а когда он умирал, его торжественно хоронили, и на его место выбирали следующего.

То, что этот бык никак не мог быть аналогом Золотого Тельца, достаточно очевидно – Апису поклоняются не в виде статуи быка, а в виде живого быка.

Второй бык – Мневис – был объектом поклонения в Гелиополисе, и здесь возражение еще проще – слишком далек он от земли Гошен, где проживали израильтяне в Египте.

На самом деле, достаточно очевидно, что вряд ли Аарон выбрал бы в качестве объекта поклонения Тому, "Кто вывел из Египта" египетский же идол. Это было бы просто странно. Да и история с Йерваамом, поставившим такого же быка говорит, что он не считал сооружение такого же быка языческим служением.

Контрольный вопрос

КВ-9. Зачем Йерваам бен-Неват соорудил золотых тельцов в Бейт-Эле и в Дане?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему Аарон решил поставить именно золотого тельца?



КВ-2. Как вы думаете, почему выражение "поклоняться золотому тельцу" приобрело в современном языке меркантильный смысл, хотя по рассказу Торы оно имеет скорее альтруистический оттенок?



КВ-3. В чем отличие позиции р. Иеhуды hа-Леви от обычного понимания истории тельца?



КВ-4. По мнению Иегуды hа-Леви – что общего между Золотым Тельцом и "домом молитвы"?



КВ-5.  На какие облегчающие моменты указывает Иегуда hа-Леви в истории создания Золотого Тельца?



КВ-6. Почему рассказ о Золотом Тельце помещен именно в то место Торы, где мы его читаем? Каков его контекст?



КВ-7. Десять заповедей запрещают делать изображения. Как с этим запретом совместить повеление Бога сделать золотых херувимов над ковчегом завета?



КВ-8. В начале Торы сказано: "Вначале создал Бог небо и землю". Как вы думаете по какому грамматическому признаку мы понимаем, что в этом стихе слово "элоким" означает  "Богa", а не  "богoв"?



КВ-9. Зачем Йерваам бен-Неват соорудил золотых тельцов в Бейт-Эле и в Дане?