МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курса "Мудрецы Талмуда"

Лекция 3. Гилель

1. Историческая справка
2. Учение у Шамаи и Авталиона
3. Избрание Главой Санhедрина
4. Скромность Гилеля
5. Принятие геров
6. Закон установлен по школе Гилеля
Список контрольных вопросов



1. Историческая справка

Великий законоучитель Гилель родился в Вавилоне. Переехав в Землю Израиля он учился у Шамаи и Авталиона и был избран "наси" - Патриархом, т.е. Главой Санhедрина, за 100 лет до разрушения Храма, т.е. в 30 г. до н.э. (Шабат 15а). По другой агаде в это время ему было 80 лет и он далее возглавлял народ 40 лет (Сифре-Дварим 34,7). Если оба эти предания точны, то это значит, что Гилель родился в 110 г. до н.э. и умер около 10 г. до н.э. Гилель и Шамай (который занимал должность Ав-бейт-дин, т.е. председатель раввинского суда) были последней "парой" эпохи "зугот" - "пар". В то же время с них обычно начинают считать эпоху "танаев" - то есть являясь последними из "зугот", они одновременно были первыми танаями.

Имя Гилеля часто сопровождалось прозванием "вавилонский" - по месту его рождения, или "старец" - т.е. древний мудрец.

Гилель сформулировал "семь правил" применяемых для вывода hалахи (еврейского религиозного закона). Школа Гилеля (Бейт-Гилель) во многих вопросах расходилась в своих выводах со школой Шамая (Бейт-Шамай). Но в большинстве вопросов закон в конце концов был установлен в соответсвии с точкой зрения Школы Гилеля, и таким образом, практически вся hалаха опирается на учение Гилеля. В нашей лекции мы не ставили себе задачи разбирать его значение, как законоучителя; мы хотели поразмыслить о Гилеле - человеке, разобрав несколько самых известных историй о нем.

2. Учение у Шамаи и Авталиона

Уже упоминавшийся выше мидраш о жизни Гилеля гласит:

Моше был одним из четырех [еврейских мудрецов], проживших 120 лет. Это были: Моше, старец Гилель, Раби Йоханан бен Закай и раби Акива. Моше - 40 лет был в Егите и сорок лет в Мидьяне и сорок лет возглавлял народ, старец Гилель в 40 лет сделал алию из Вавилона, 40 лет учился у Шамаи и Авталиона, и 40 лет возглавлял народ.....
Сифри 23

Мидраш проводит аналогию между Моше (Моисеем), великим предводителем еврейского народа, который вывел нас из Египта, и тремя крупнейшими законоучителями эпохи танаев. Не важно, насколько исторически точна эта аналогия. Важно, что именно символизирует для нас возраст 40 лет. Это возраст, в котором человек уже обычно добился успеха в жизни, многого достиг, и может успокоится и "почить на лаврах", пожинать плоды усилий, затраченных в молодые годы.

Мало кто в таком возрасте решится все бросить и начать все сначала. Моисей, например, приемный сын дочери Фараона в Египте, неожиданно осознает себя евреем, убивает египтянина, вынужден бежать в Мидьян и там начинать жизнь заново. Проходит еще 40 лет Моисей женился, остепенился, ему уже 80, и в Мидьяне у него уже есть определенное положение, и тут его снова посылают в Египет выводить народ из рабства.

В возрасте 40 лет у людей уже сложившаяся идеология, стереотипы, которые очень трудно изменить. Только люди определенного склада, готовые пренебречь своими прежними достижениями и отказатся от устаревших стереотипов, способны так круто менять свою жизнь. И такие люди достойны быть предводителями народа. Гилель, по всей видимости, был в Вавилоне признаным авторитетом, и такому человеку совершенно не просто совершить алию в землю Израиля с тем, чтобы здесь начать все заново.

Контрольный вопрос

КВ-1. Подумайте в каких еще областях можно провести параллель между Моисеем и Гилелем.

Следующий очень известный Мидраш описывает Гилеля в пору его учения у Шамаи и Авталиона

Рассказывают про Гилеля, что он нанимался на поденную работу и получая полдинарий в день, половину отдавал привратнику академии, а другую половину тратил на пропитание своей семьи.
Однажды случилось так, что он остался без заработка и привратник не впустил его в академию. Тогда он взобрался на кровлю и, держась в полусогнутом положении, припал лицом к решетчатому просвету, чтобы услышать слово Бога Живого из уст законоучителей Шемаи и Авталиона.
Случилось это — рассказывают — в канун субботы, в зимнюю пору. Выпал снег и засыпал его. Когда стало рассветать, Шемая сказал Авталиону:
— Брат Авталион! Всегда в это время светло, а сегодня темно. Настолько ли облачно сегодня?
Взглянули на верх и видят человеческий облик в просвете. Взошли на кровлю и нашли Гилеля покрытым слоем снега в три локтя толщиною. Очистив его от снега, умыли, умастили елеем и усадили у очага.
Этот, — сказали Шемая и Авталион, — заслуживает чтобы ради него и субботний покой нарушить.

Йома 35. Перевод Бялика и Равницкого

При разборе этой истории обычно обращают внимание на преданость Гилеля изучению Торы, до такой степени, что он не был готов пропустить ни одного слова из уст своих учителей. Черезвычайно поучительно также, что будучи бедняком, Гилель половину своего заработка отдавал за то, чтобы иметь возможность изучать Тору. Иногда комментируя эту историю говорят, что людям, которые не учат Тору, поскольку у них нет времени и надо зарабатывать деньги, в Будущем Мире скажут: "Разве ты был беднее Гилеля?"

Но нам хотелось бы здесь обратить внимание на некоторый другой, не настолько очевидный аспект этой истории. При всей жажде к изучению Торы, не каждый человек (тем более немолодой), решился бы на такой "экстравагантный" поступок, как залезть для этого на крышу.

Все наши поступки мы соотносим с некоторым собственным "имиджем" и с тем впечатлением, которое мы производим на людей. Если я человек взрослый и уважаемый, то как же я полезу на крышу. Что обо мне могут подумать. Я буду выглядеть смешно. Я могу упасть.

Роль стереотипов в жизни человека черезвычайно велика. И обычно, действительно, важно вести себя так, чтобы производить и на других впечатление нормального человека. Особенность Гилеля в том, что в случае необходимости он способен отбросить все стереотипы, и без оглядки на то, что про него скажут действовать и решать в соответствии с тем, что в данной ситуации на самом деле важно. И поскольку самым главным для него было не пропустить урока, он залез на крышу.

Следут обратить внимание и на то, что Шамайа и Авталион высоко оценили такое поведение Гилеля. (Фразу, что ради него можно было нарушить субботний покой, вовсе конечно, не означает, что ради кого-то другого субботний покой не нарушают. Она просто выражает восхищение самопожертвованием Гилеля.)

3. Избрание Главой Санhедрина


Невозможно не привести в нашем коротком рассказе о Гилеле мидраш, который описывает, как Гилель стал "наси"

Один раз выпало 14 нисана (Канун Песаха) на субботу, и забыли (мудрецы в Санhедрине закон на этот случай). И не знали, отодвигает ли (жертва) Песах Субботу (т.е. можно ли принести в Субботу Пасхальную Жертву). Сказали им:
— Есть один человек, который приехал из Вавилона и его зовут Гилель Вавилонский. Он учился у великих учителей поколения - Шамая и Авталиона и знает отодвигает ли Песах Субботу или нет.
Послали за ним и спросили у него:
— Не знаешь ли ты, отменят ли Песах Шабат.
Ответил им:
— Разве только один Песах отодвигает субботу? У нас есть более 200 песахим в году, которые отменяют Субботу.
Спросили у него:
— Что ты имеешь ввиду?
Сказал им:
— Сказано о Песахе "моадо" ("его срок") и о "Тамид" (постоянном жертвоприношении) сказано "моадо". Как срок приношения "Тамида" отодвигает субботу, также и срок приношения (жертвы) Песах отодвигает Субботу И еще можно применить тут закон толкования "каль ва-хомер" Если "Тамид", по отношению к которому нет наказания "карет", отодвигает Субботу, то Песах за нарушение которого "карет" полагается - тем более.
Немедленно посадили его во главе и избрали наси (Патриарх, глава Санhедрина). И он сидел целыми днями и объяснял законы Песаха. И начал критиковать их, и сказал:
— Как получилось, что я, пришедший из Вавилона, стал над вами "наси"? Поленились вы и не учились у двух великих людей - Шамая и Авталиона
Спросили у него:
— Что делать, если человек забыл с вечера (=кануна) Субботы (т.е. заранее) принести в Храм нож (для жертвоприношения)?
Сказал он:
— Этот закон я слышал и забыл. Давайте положимся на народ Израиля, — ведь если и не пророки они, то дети пророков.
Назавтра (в Субботу) тот, кто вел барашка (и забыл заранее принести в Храм нож), спрятал нож в его шерсти, а тот, кто привел козленка, спрятал нож в его рогах. Увидел это Гилель и вспомнил закон и сказал:
— Именно так я учил у Шамая и Авталиона.

Песахим 60 а

В этой истории, которая рассказывает об избрании Гилеля главой Санhедрина мы видим, какое огромное значение Гилель предавал логическому выводу закона. Версия этой агады, приведенная в Иерусалимском Талмуде еще больше подчеркивает, насколько важно для Гилеля доказательство закона. По этой версии, доказательства Гилеля не были приняты сразу, но сказано "Хотя он целый день сидел и доказывал им свое мнение, они не приняли его пока он не воскликнул: 'Клянусь именно так я слышал от Шамаи и Авталиона'. Как только услышали они это, встали и провозгласили его своим главой (наси)". Ведь, Гилелю было гораздо проще сразу сослаться на авторитет Шамаи и Авталиона, и его мнение было бы принято. Но для Гилеля было очень важно настоять на том, что правила вывода закона являются важнейшей его частью. Из предыдущей и из этой истории мы видим какое большое значение Гилель предавал переемственности в изучении закона. Это видно из того, что при всей своей скромности, о которой речь будет идти ниже, он все таки упрекнул Бней Бтейра (прежних руководителей Санhедрина), в том что они недостаточно учились. Из этой же истории видно, что возможны случаи, когда традицию просто не удается восполнить логическими выводами. Гилель сам не мог ни вспомнить, ни вывести, как должен поступать с ножом тот, кто забыл оставить его в Храме с кануна Субботы. С другой стороны, закон не может огранчиться только набором рецептов, как следует поступать в каком случае. Новая историческая обстановка рождает новые вопросы, и правила вывода закона позволяют нам решать новые проблемы, с которыми не сталкивались в предыдущих поколениях. Безусловно и до Гилеля пользовались логикой для вывода законов, заслуга же Гилеля в том, что он сформулировал набор логических правил толкования, который был расширен в следующих поколениях.

Фраза Гилеля: "если и не пророки они, то дети пророков" - выражает надежду, у которой, казалось бы нет никаких оснований, что не смотря на то, что закон в этом случае позабылся, все равно все будет хорошо, и евреи поступят правильно. И действительно, в данном случае надежда Гилеля оправдалась. С другой стороны, ясно, что мы не можем во всем и всегда полагаться на некое интуитивное знание евреями закона. О чем же эта фраза говорит? Есть общее представление о том, что после того, как исчезло пророчество, пророческий дух покоится в целом на народе Израиля. Это не означает, повидимому, что евреи никогда не могут ошибиться. Может быть это означает, что у всего народа в целом есть интуитивное понимание истины, которое помогает нам двигаться правильным путем.

Контрольный вопрос

КВ-2. Перескажите своими словами логическое доказательство Гилеля о Пасхальной жертве в субботу.

4. Скромность Гилеля


Всем известны истории о Гилеле, которые говорят о его скромности (если это слово подходяще для перевода слова анава); вариант перевода - "смирение". Но очень важно понять, что же такое истиная "скромность". Представления об этом, и смысл, вкладываемый в слово "скромность" различны в различные эпохи, и даже в Талмуде встречаются разные понимания этого понятия

Рассказ о "скромности" Гилеля агада предваряет наставлением:

Пусть всегда человек будет "скромен" ("анав") как Гилель, а не педантичен, как Шамай.

Тут естественным образом возникает вопрос, почему скромность противопоставляется педантизму, а не гордости или самомнению. По-видимому для понимания данного высказывания не подходит наше стандартное представление о скромности, как о заниженной самооценке. Слово "скромность" описывает здесь некоторое совсем другое свойство человека, которое, возможно, по внешним своим проявлениям и похоже на проявления униженности, но по сути совершенно другое.

Педантизм есть приверженость человека к точному выполнению правил. В данном случае агада не упрекает Шамая, в том, что он педант, наверно людям такого уровня , как Шамай, которые очень хорошо понимают, как следует себя вести в соответствии с требованиями Торы, разрешено быть педантами. Но простой человек, становясь педантом, абсолютизирует свое собственное, не всегда правильное понимание мира, и вместо добра может сделать много зла.

Скромность, как противоположность педантизму, означает более активное отношение к изменениям жизни. Способность человека есть способность постоянно осозновать свою ограниченность, а поэтому всегда быть готовым к пересмотру своего отношения к сложившейся ситуации, и вообще к жизни.

В своем комментарии к Агадам Талмуда (Эйн АЙА) рав Кук объясняет, что в мире переплетено добро и зло. Каждый человек, стремящийся к добру, стремиться направить этот мир к его высшей цели, привести к реализации добра. И в тех явлениях внешнего мира, которые предстают перед нами, мы должны оттолкнуть зло и выделить добро, положительную сторону. Педант все свои силы направляет на отсечение зла. И это очень важно. Задача же скромного человека - в любом явлении этого мира увидеть положительную сторону и извлечь из него максимальную пользу. Путь педантизма, по своей сути подходит только великанам духа, которые не ошибаются в своих оценках. Но путь скромности, позволяет каждому человеку, задуматься над проблемой, стоящей перед ним, найти то положительное зерно, реализовав которое, он может продвинуться сам и продвинуть весь мир к добру.

В подтверждение удивительной скромности Гилеля гемара приводит далее историю, как один человек хотел на спор рассердить Гилеля.


Был такой случай: двое заспорили о том, возможно ли рассердить Гилеля.
— Уж я-то выведу его из терпения! — говорил один.
Побились об заклад на четыреста зуз (монета). Случилось это в канун субботы. Гилель как раз собирался мыть голову. Тот человек пришел и стал выкрикивать подле дверей Гилеля:
— Кто здесь Гилель? Кто здесь - Гилель?
Оделся Гилель и вышел к нему:
— Что тебе, сын мой?
— Хочу задать вопрос.
— Ну, так спрашивай, сын мой.
— Отчего у вавилонян длинные головы?
— Великий вопрос ты задал, сын мой! — сказал Гилель. — Оттого это, что нет у них хороших повивальных бабок.
Ушел тот человек, но вскоре вернулся и снова стал кричать:
— Кто здесь Гилель? А ну, кто здесь Гилель?
Гилель оделся и опять вышел к нему. Спросил:
— Что тебе угодно, сын мой?
— Хочу задать тебе один вопрос.
— Спрашивай, сын мой, спрашивай.
— Отчего у жителей Тармода глаза узкие?
— Великий вопрос ты задал, сын мой! -сказал Гилель. — Оттого это, должно быть, что живут они в песках.
Ушел тот человек, но через короткое время вернулся еще раз, крича.
— Кто здесь Гилель? А ну, кто здесь Гилель?
Оделся Гилель и вновь вышел к нему.
— Что тебе угодно, сын мой?
— Хочу задать вопрос.
— Спрашивай, сын мой, спрашивай.
— Отчего у африканцев ступни широкие?
— Великий вопрос ты задал, сын мой! - сказал Гилель. — В том, как видно, причина, что живут они среди топких болот. — А у меня еще много вопросов есть, - сказал тот человек. — Задал бы их все, да боюсь, ты рассердишься. Гилель облачился в свои одеяния и уселся перед ним.
— Спрашивай обо всем, о чем пожелаешь.
— Ты — тот самый Гилель, которого называют "наси Израиля"?
— Да.
— Так пусть же не умножаться подобные тебе в Израиле!
— Почему, сын мой?
— Да потому, что из-за тебя я лишился четырех сотен зуз.
— Вот и будь впредь осмотрительней. И не раз четыреста зуз потеряешь, а рассердить Гилеля тебе все равно не удастся.
Шабат. 30 б.

По мнению некоторых комментаторов, Гилель, будучи очень проницательным, распознал сразу нехорошие намерения этого человека и решил преподать ему урок скромности - урок который и мы можем извлечь для себя. Вежливость и внимательность - лучшая стратегия даже с нахалами. Во всяком случае эта история, конечно, такое правило подтверждает.

Но на наш взгляд гораздо интересней предположить, что Гилель не делал никакого скоропалительного заключения по поводу этого человека. Он воспринял появление этого человека, как и все остальные явления жизни, как повод извлечь пользу для себя и для всего мира. Если тебя прерывают в такой неподходящий момент, то не может быть, чтобы за этим не стояла какая-то важная причина. Допустим этой причины я пока не знаю, но в любом случае нужно проявить терпение и внимание.

На этой основе Гилель строит свои взаимоотношения с людьми. Понимание важности любой ситуации, любого человека на твоем пути, приводит к тому, что к людям Гилель относится с уважением и любовью. Точно так же и вопросы, которые задает ему нахал, изначально Гилель принимает как вопросы интересные и важные.

Первый вопрос настроен на то, чтобы обидеть. Если по некоторому эстетическому эталону (по-видимому) считалось, что вытянутые головы - это уродство, то такая постановка вопроса ("почему у вавилонян головы вытянутые?") должна быть обидна для Гилеля, поскольку он был уроженцем Вавилона.

Гилель же не обижается. Он искренне говорит: "Хороший вопрос задал ты сын мой". Вопрос хороший. Действительно, если есть некий абсолютный идеал, почему Бог допускает отклонения от него?

Ответ Гилеля можно объяснить по-разному. Одно из объяснений: "Да, есть идеал совершенства, но наш мир от него еще далек. Поэтому, Бог милосерден к людям и считается с их ограниченостью. Поскольку повитухи в Вавилоне плохие, дети рождаются с вытянутыми головами, чтобы облегчить повитухам их работу." Другое объяснение: "Именно из-за того, что повитухи плохие, они тянут слишком сильно за головку младенца и она вытягивается." В обоих объяснениях есть надежда на исправление несовершенства мира. Когда мы сами исправимся (повитухи научаться лучше принимать роды), весь мир продвинется к идеалу.

Второй и третий ответы Гилеля тоже могут быть истолкованы аллегорически. В мире, где в воздухе много песка, т.е. много зла вокруг, - нет другого выхода, как от этого зла отгородиться. При этом, глаза становяться уже, и видят они, наверное хуже, но нет, иногда, другого выхода. С другой стороны, всю нашу жизнь можно уподобить болоту, - где человек не может в уверенности ступить ни одного шага, где мы никогда не можем быть уверены в своей правоте, потому что разум наш несовершенен, а понимаение ограничено. Поэтому так важно иметь "большие ноги" - ту широту души, которая позволяет не бояться новых путей, нестандартных решений, изменения точки зрения. И так мы не утонем в болоте, сможем продвинуться.

Рассердить Гилеля и вправду не удается. Он не сердится, когда этот человекек спрашивает его обидным образом: "Ты ли это, ...которого называют Наси?". То есть, какой ты наси, только по названию! Гилель знает, что хоть он и носит высокое звание "наси", но на самом деле еще бесконечно далек от идела, от того, каким должен быть "наси", потому как в нашем мире идеал не воплотим. Он не сердится, когда человек открыто и враждебно говорит ему: "Пусть же не будет много тебе подобных в Израиле!" - хотя это уже и требует объяснения. Сам Гилель знает, насколько он далек от совершенства, но также хорошо он знает, что относительно других людей он достаточно велик. Но не возражает Гилель, потому, что всегда предполагает, что может быть опять понимает ситуацию неверно, и всегда готов учиться. И поэтому просто спрашивает: "Почему?"

Когда же явным образом выясняется, что намерения этого человека были злобные, все равно не сердится Гилель. Только слабый оттенок укора звучит в его словах. В переводе Бялика и Равницкого даже этот оттенок укора трудно уловить, поэтому приведем его в нашем переводе - Сказал ему Гилель: "Стоило тебе потерять 400 зуз и еще 400 зуз и понять, что Гилеля ты не сможешь рассердить." Из этого укора мы видим, что и тут Гилель понял для себя и научил нас важному жизненному принципу: Есть люди, которые в состоянии понять что-то и исправить свой путь только в ситуации, когда понесут денежный (или какой либо иной) ущерб. И в таком случае, ущерб этот для них благо.

Главной основой Иудаизма является строгий монотеизм; т.е. восприятие человеком всей своей жизни как диалога с Богом. Только в процессе этого диалога человек может попытаться приблизиться к Богу, понять задачу, которую Бог перед ним ставит. Но никогда мы не сможем понять ее до конца. Никогда человек не должен думать, что он понял замысел Бога, и знает точно Его желание. Понимание человеческой ограниченности и является скромностью. Из этого понимания вытекает всегдашняя готовность учится, вглядоваться в окружающую жизнь, постигать смысл слов Бога, обращенных к человеку. Поэтому, более понятным становится нам наставление Талмуда: "Пусть всегда человек будет скромен как Гилель, а не педантичен, как Шамай. "

5. Принятие геров

История про иноверца, который обратился к Шамаю и спросил: "Сколько Тор есть у вас?" Сказал ему Шамай: "Две - Письменная Тора и Устная Тора". Сказал ему: "В Письменную Тору я верю, а в Устную не верю, сделай мне гиюр и научи Письменной Торе". Выговор сделал ему Шамай и выгнал с упреками. Пришел этот человек к Гилелю и тот сделал ему гиюр. На следующий день стал его Гилель учить алфавиту, сказал ему: "Это алеф, это бейт, гимел, далет…" А на следующий день сказал ему все наоборот (на алеф - далет и т.д.). Удивился гер: "Но ведь вчера ты меня учил по-другому?" Ответил ему Гилель: "В изучении букв ты на меня полагаешься, придется тебе точно также положиться на меня в понимании Торы."

Еще одна история про иноверца, который пришел и сказал Шамаю: "Я хочу сделать гиюр, но при условии, что ты сможешь обучить меня всей Торе, пока я стою на одной ноге." Вытолкал его Шамай строительным уровнем (который был у него в руках). Пришел этот человек к Гилелю, и тот сделал ему гиюр. Сказал ему Гилель: "То, что неприятно тебе, не делай своему ближнему - это вся Тора, а остальное комментарии, иди и учись."

И еще одна история про иноверца. Он проходил около дома учения и услышал, как читают в Торе (Шмот/Исход 28) "И вот одежды, которые вы сделаете (первосвященнику) : Хошен и Эфод…" Спросил этот иноверец: "И кому такое положено?" Ответили ему: "Первосвященнику". И сказал этот человек сам себе: "Пойду я и приму гиюр, чтобы я мог сделаться Первосвященником." Пришел он к Шамаю и сказал: "Сделай мне гиюр, так как я хочу сделаться Первосвященником." А Шамай прогнал его.

Пришел этот человек к Гилелю. Тот сделал ему гиюр и сказал: "Невозможно поставить царем человека, который не знает церемоний царства. Иди и выучи царские церемонии." Стал этот гер учиться, а когда дошел до отрывка в книге Бемидбар (1:51), где говориться "Посторонний, который приблизится к внутренним покоям Храма, предан будет смерти...", - то спросил: "Кто здесь имеется ввиду?" Ответил ему Гилель: "Любой человек не из рода священников, будь это сам Давид, царь Израиля".

Рассудил этот гер: "Если это сказано даже про евреев, которые названы сыны Божьи, и в большой любви сказал Бог о них "Сын мой, первенец Израиль..", то тем более это относится к тому, "кто пришел с посохом и котомкой" (т.е. присоединился к народу). Пришел он к Шамаю и сказал: "Почему же ты просто мне не объяснил, что я не могу стать Первосвященником, ведь вот же написано в Торе: "Посторонний, который приблизиться, предан будет смерти.." И пришел он к Гилелю и сказал "Скромный человек Гилель, будь благословенен за то, что привел меня под крылья Шхины (к Богу).

Как-то раз сошлись эти трое геров вместе и сказали: "Из-за педантизма Шамая мы чуть не пропали, но скромность hилеля привела нас под крылья Шхины."

Учили мудрецы - человек дожен всегда стремиться быть скромным как Гилель, а не педантичным, как Шамай

Шабат 31

Правильно ли поступал Шамай, когда с упреками прогонял иноверцев желающих принять гиюр? Мы не можем сказать, что он ошибался. Человек желающий стать евреем должен принимать на себя всю еврейскую традицию, а не только Письменную Тору. Намерения второго претендента, вообще смехотворны, не ради "Истины", не ради "Неба", а ради того, чтобы одеться в красивые одежды он хочет принять гиюр. И требования последнего - они тоже оскорбительны. Тора необъятна, всей жизни человека не хватит на то, чтобы ее изучить, а этот нахал требует рассказать о ней в двух словах, как же такого человека можно принять! Шамай держит в руках строительный уровень. Есть комментарии, что Шамай был по профессии строитель. Но в нашей истории этот уровень несет еще и символическое значение. Шамай строит идеальный Дом Израиля, и любого претендента проверяет своим уровнем. Он не готов принимать тех, кто отклоняются от идеала.

Гилель более велик, чем Шамай. Как и Шамай, он также видит людское несовершенство, но он пытается извлечь ту душевную искру, которая горит в человеке и которая привела его к мысли о гиюре. Гилель в каждом пытается разгледеть его потенциал, то, что даст ему способность продвигаться.

В истории евреев и просто в частной жизни мы часто встречаемся с высказыванием о том, что Письменная Тора - божественное, идеальное, а Устная Тора - пришла от людей, и , поэтому, не так важна. И не так просто осознать, что одно не отделимо от другого, что невозможно получить Тору Письменную без всей традиции, которая ее содержит, без объяснения значения слов и выражений. Невозможно реализовать Письменную Тору, оторвав ее от Устной. И это то, что Гилель очень просто и наглядно объяснил геру - иноверцу. Гилелю была понятна тяга этого человека к максимальному, идеальному и абсолютному. Единственное, что ему следовало объснить, - это то, что нет другого пути к иделу, как принять Тору так, как ее излагают еврейские учителя.

В мире есть Божественный Закон, данный на горе Синай. А кроме этого, есть закон нравственный, и он тоже Божественный, и этот Закон, который содержится в нашей душе, не менее важен и не менее свят. На самом деле это один и тот же закон, и это то Гилель объяснил человеку, который хотел услышать всю Тору, стоя на одной ноге. Идеал нравственности довольно прост. Воплотить же его сложно необыкновенно. Поэтому необходимо учиться и продвигаться и это Тора.

Контрольные вопросы

КВ-3. Какие вы видите сложности в реализации принципа "То, что неприятно тебе не делай своему ближнему"? Почему для воплощения его надо изучить всю Тору?

КВ-4. Что, по вашему мнениюЮ увидел Гилель в третьем претенденте, которого он принял в иудаизм, и убедил учиться?

И еще одна агада:

Был с Гилелем такой случай:
Приготовили у него обед для гостя. А в это время приходит к нему один бедный человек, останавливается у порога и говорит:
— Я сегодня справляю свою свадьбу, но у меня ничего не приготовлено для свадебного обеда.
Услыша это, взяла жена Гилеля все приготовленное для гостя и отдала бедному жениху, а сама замесила другое тесто, поставила варить другое кушанье и, когда наконец все было готово, подала мужу и гостю.
— Дочь моя, — обратился к жене Гилель, — отчего ты так долго не подавала обеда?
Она рассказала ему о случае с бедным женихом.
— Дочь моя, — сказал Гилель, — я всегда судил о тебе не с худшей, но с лучшей стороны, зная, что ты всегда стараешься делать только угодное Богу

(Д.-Р., гл. 6).

Контрольные вопросы

КВ-5. Дайте краткий комментарий приведенной выше агаде.

6. Закон установлен по школе Гилеля

Три года продолжался спор между школою Шаммая и школою Гилеля Каждая настаивала на правильности своих толкований Закона Но раздался Бат-Коль:
- Устами и тех, и других гласит слово Бога Живого, но поступать следует по толкованиям школы Гилеля.

Но если учению и тех, и других есть слово Бога Живого, чем-же удостоилась преимущества школа Гилеля? Тем, что ее последователи отличались духом кротости и смиренномудрия и на ряду со своим учением преподавали также учение школы Шаммая. Мало того, мнения школы Шамая они излагали ранее того, как сообщали собственные толкования. Это учит нас, что того, кто сам умаляет себя, - его Господь возвеличивает; и напротив: Он умаляет тех, кто сам себя возвеличивает.

Эрувин 13 (перевод Б. и Р.)

В этом мидраше разьясняется серьезное преимущество школы Гилеля. При изучении Торы, они сначала изучали точку зрения школы Шамая, а потом уже формулировали свою собственную. Понятно, что таким образом они могли сформулировать более правильное, более обоснованное мнение, учитывая все сложности проблеммы. Наоборот, если мы сначала формулируем свою точку зрения, а потом рассматриваем мнения наших противников, нам уже гораздо сложнее понять их точку зрения, и извлечь из нее то положительное, что, может быть, в ней содержится.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Подумайте в каких еще областях можно провести параллель между Моисеем и Гилелем.



КВ-2. Перескажите своими словами логическое доказательство Гилеля о Пасхальной жертве в субботу.



КВ-3. Какие вы видите сложности в реализации принципа "То, что неприятно тебе, не делай своему ближнему"? Почему для воплощения его надо изучить всю Тору?



КВ-4. Что, по вашему мнениюЮ увидел Гилель в третьем претенденте, которого он принял в иудаизм, и убедил учиться?



КВ-5. Дайте краткий комментарий приведенной выше агаде о бедном женихе.