МАХАНАИМ – еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Псалмы: структура, характер, основные идеи"

Лекция 4. Страдания и проклятия врагам: разбор псалмов 57, 102, 109, 140, 142

1. Псалмы 142 и 57
2. Псалом 140
3. Псалом 109
4. Псалом 102
Список контрольных вопросов

Мы продолжим разбор тем и мотивов в книге Псалмов.

1. Псалмы 142 и 57

До сих пор мы говорили о врагах внешних и о взаимоотношении народа Израиля с внешним миром. Однако в книге Псалмов мы находим множество примеров молитв, связанных с тяжелым положением героя из-за врагов, так сказать социальных, внутринациональных. Примером такого рода псалма будет псалом 142:

  1. Поучение Давида. Когда он был в пещере. Молитва.
  2. Во весь голос свой взываю к Господу, во весь голос Господа умоляю;
  3. Изливаю перед ним скорбь мою, о горестях моих рассказываю
  4. С душой обмершей во мне: "Ты знаешь стезю мою! На дороге, по которой я хожу, они поставили капкан на меня!
  5. Взгляни, справа от меня нет защитника! Некуда сбежать, никто не взыщет за душу мою.
  6. Взываю к Тебе, Господи, говоря: Ты, убежище мне, доля моя на земле живых!
  7. Внемли мелодии молитвы моей: ибо я очень унижен; спаси от гонителей, что сильнее меня!
  8. Выведи душу мою из заключения, и я восхвалю имя Твое. Благодеянием Своим Ты в моем лице коронуешь [всех] праведников!"…

Прежде чем разбирать этот псалом, обратим внимание на заголовок. В нем однозначно указано место составления псалма – пещера. Естественно, каждый читатель и слушатель, – который, конечно, достаточно хорошо помнит биографию Давида, рассказанную нам в первой книге Шмуэля, сразу сообразит, что речь идет об одном из двух случаев. 1-Шмуэль, гл.22 – рассказ про то, как Давид сразу после того, как сбежал от царя Шауля, укрылся в пещере Адуламской, куда пришли к нему братья и родственники. Там Давид, собственно, и принял решение о дальнейших планах, отправил родителей в Моав, а сам начал скрываться со своими людьми в Иудейской пустыне.

Другой рассказ о пещере там же, в 1-Шмуэль, гл.24, – о том, как Давид со своими сторонниками скрывался в пещере в окрестностях Эйн-Геди (у Мертвого моря).

Интересно заметить, что в книге Псалом еще один псалом имеет заголовок "в пещере". Это псалом 57:

  1. Руководителю. "Не погуби". Золотая песнь Давида. Когда он скрывался от Саула в пещере.
  2. Пожалей меня, Боже, помилуй меня! К Тебе прибегает душа моя; в тени крыл Твоих укроюсь, пока не пройдет беда!
  3. Призываю Бога Всевышнего, Бога, заботящегося обо мне!
  4. Да пошлет Он с небес спасение мне, на позор врагу моему! Сэла! Пошлет Бог милость и правду Свою!
  5. Среди львов я лежу, среди зверей, людей пожирающих, зубы которых – копья и стрелы, а язык – меч острый!
  6. Вознесись в славе Своей, Боже, над небесами, над всей землею!
  7. Сеть раскинули под ногами моими, чтобы захватить меня, яму выкопали – пусть сами в нее упадут! Сэла!
  8. Твердо сердце мое, Боже; твердо сердце мое, – буду петь Тебе гимны и песни!
  9. Проснись, сердце мое, проснитесь арфа и лира, разбужу утреннюю зарю!
  10. Перед всеми народами буду петь Тебе, Господи, славу; перед всеми племенами воспою Тебя!
  11. Велика до небес милость Твоя, до туч небесных – истина Твоя.
  12. Вознесись в славе Своей, Боже, над небесами, над всей землею!

Можно предположить, что один из псалмов составлен в пещере Адуламской, а другой в пещере у Эйн-Геди. В этом случае достаточно прозрачно, что в пещере Адуламской составлен псалом 142. Потому что в рассказе о пещере Адуламской говорится, что Давид там поджидал своих родственников. Тогда как в пещере Эйн-Геди "… Давид же и люди его сидели в глубине пещеры" (24:4). Так как в псалме 142 говорится (стих 5): "Взгляни, справа от меня нет защитника! Некуда сбежать, никто не взыщет за душу мою", то его можно отнести только к одинокому человеку, и тем самым исключить вариант пещеры в Эйн-Геди. Как это не странно, есть еще одно, правда не очень надежное подкрепление соображения, что речь о пещере в Эйн-Геди идет во втором Псалме, 57. Дело в том, что в связи с этой пещерой рассказано, что в нее вошел царь Шауль, и Давид мог безнаказно погубить его. Но Даивд отказался от этой мысли, отрезав только край одежды Шауля. Впрочем и об этом он почти сразу же пожалел. Так вот в заголовке псалма стоит оборот "Не погуби". А теперь совершенно современный комментарий:

"Не погуби" – значение этого заголовка, как и большинства заголовков книги Псалмов, очень многозначно. Не исключено, что подразумевается молитва Моше, открывающаяся словами: "Не погуби народа твоего" (Втор. 9:26). Может быть, имеется в виду речь Давида перед сподвижниками, в которой он призывал их не поднимать руку на царя Шауля (1-Хроник 24:4-7). Последнее мнение подкрепляется тем, что эту речь Давид, мир с ним, сказал после того, как он скрывался в пещере от царя Шауля и, несмотря ни на что, не поднял руки на царя-помазанника (Тур-Синай).

Тонкость современного исследователя не уступает старым комментаторам. Он замечает, что псалом может читаться как молитва общинная и в равной степени молитва частного человека. Отсюда увязывание оборота в заголовке псалма с двумя отрывками, совершенно не связанными друг с другом, и двойная постановка света на псалом.

Вообще это пара псалмов имеет достаточно сходных оборотов.

(142:4) На дороге, по которой я хожу, они поставили капкан на меня
(57:7) Сеть раскинули под ногами моими, чтобы захватить меня

(57:2) К Тебе прибегает душа моя
(142:6) Ты убежище мне

(142:8) я восхвалю имя Твое
(57:10) буду петь Тебе, Господи, славу

Есть еще несколько сходных слов и оборотов, сходство которых в переводе не столь заметно.

Достаточно ясно видно, что сами оба эти псалма не имеют никаких признаков, связывающих их с конкретным местом или обстоятельствами. Только наше знание биографии Давида заставляет нас искать исторический фон именно в тех обстоятельствах, которые мы указали. С другой стороны, псалом вряд ли случайно указывает в заголовке, что он составлен в пещере. Обстоятельства, при которых читаются оба этих псалма – это обстоятельства преследуемого человека, который скрывается в ненадежном убежище.

И здесь наверное, пришло время обратить внимание на еще одну особенность молитвы в книге Псалмов. Они часто кончаются обетами или обещаниями автора. В обоих псалмах в конце идет обещание "Восславить имя Всевышнего". Правда в конце псалма 57 эта мысль более активно развита. Более того, обещание (стих 10) окружено двумя парами стихов (8-9 и 11-12), которые сами по себе составляют хвалебный гимн Творцу.

Наверно, полезно обратить внимание на то, как молитва превращается в прославляющий гимн. В стихе 4

Да пошлет Он с небес спасение мне… Пошлет Бог милость и правду Свою!

В стихе 11

Велика до небес милость Твоя, до туч небесныхистина Твоя

Контрольный вопрос

КВ-1. Важно ли знать, с какой именно ситуацией в биографии Давида связан тот или иной Псалом? Почему?

2. Псалом 140

Другим примером такого псалма будет псалом 140

  1. Руководителю. Псалом Давида.
  2. Спаси меня, Господи, от дурного человека, охрани от грабителя!
  3. От тех, кто в сердце задумывает злодеяние, все время ищет повод к войне.
  4. Как змеи, остро жалит язык их; яд тарантула у них за устами. Сэла!
  5. Береги меня, Господь, от преступников, от злодеев охрани меня, от тех, кто задумал сбить меня с ног.
  6. Эти гордецы поставили силки на меня, разложили петли и сети на дороге, расставили западни. Сэла!
  7. Перед Господом молвил я: "Ты – Бог мой: внемли, Господи, жалобе моей!
  8. Господь, Властелин мой, твердыня спасения моего, Ты в час битвы прикрываешь голову мою!
  9. Господи, не дай сбыться мечтам преступника, не дай осуществиться замыслам его, чтобы не чем было гордиться ему! Сэла!
  10. Ложь, что на устах их, пусть опрокинется на голову окружившим меня.
  11. Просыплются на них горячие угли; опрокинь их в огонь, в бездны, откуда не подняться!"
  12. Злоязычный человек не найдет пристанища на земле; грабитель злонамеренный попадется и будет опрокинут!
  13. Знаю, что Господь удовлетворит иск бедняка, даст правосудие нищему.
    Праведники воздадут благодарность имени Твоему, честные воссядут пред лицом Твоим!"…

В первую очередь бросается в глаза количество эпитетов, которыми описаны враги: дурной человек, грабитель, преступник, злодей, гордецы. Их сравнивают со змеями и тарантулами, с охотниками, ставящими силки. Если мы зададимся вопросом, что же учинили эти враги?, – то ответ окажется достаточно расплывчатым: они злоумышляют, ищут повода к войне. Они обвиняются в злоязычии и злонамеренности. Понятно, что в последнем стихе автор включает себя в число праведников и честных людей.

Высказывались предположения, что враги это некто, кто пытается оклеветать или опорочить героя в суде. В основном это предположение основывается на стихах 4 ("Как змеи, остро жалит язык их; яд тарантула у них за устами"), 10 ("Ложь, что на устах их…") и 12 ("Злоязычный человек"). Однако совершенно не обязательно считать, что вся эта ложь имеет конкретное оформление. Дело в том, что в книге Псалмов очень часто под словом "ложь" подразумевается несправедливое суждение о ближнем. Оно в некотором роде "свидетельство" перед Богом, и одновременно психологическое обоснования "права преследователя преследовать".

Точно так же как и в предыдущих псалмах такого рода мы обнаруживаем просьбу воздать врагам тем же, чем они злоумышляют – мера за меру. В этом смысле очень показателен комментарий Раши к стиху 12:

"Грабитель злонамеренный попадется" – Раши [предлагает чтение]: "Грабитель попадется злонамерием своим", иными словами само злодеяние приведет к наказанию злодея. В будущем Всевышний возьмет язычников и подведет их к преддверью Ада и спросит их: "Почему вы преследовали Моих детей?" И они начнут рассказывать друг о друге, что это такой-то придумал, а другой обвинит первого. И на основании их собственных доносов Всевышний отправит их в преисподнюю (Берешит Раба).

Здесь правда Раши продолжает мысль "воздаяния мера за меру" и приводит идею, что само преступление оставит такой отпечаток на злодее, что он сам себя накажет.

3. Псалом 109

Если уже упоминали проклятия в книге Псалмов, и говорили о проклятиях лишь внешним врагам. Наверное, полезно будет просмотреть один из самых ярких в этом отношении псалмов (109):

  1. Руководителю. Давида псалом. Бог хвалы моей, не оставайся глухим!
  2. Ибо злодейство и обман держат речь против меня; говорят ложь обо мне;
  3. Слова ненависти стоят вокруг меня, воюют со мной без причины.
  4. За любовь платят мне обвинением, я же только молюсь!
  5. Воздают мне злом за добро, ненавистью – за любовь.
  6. "Назначь [в судьи] ему злодея, поставь обвинителя справа от него!
  7. Пусть будет признан виновным в суде, пусть безуспешной будет молитва его!
  8. Пусть краткими будут его дни, и должность его займет другой!
  9. Пусть дети его станут сиротами, и жена – вдовою!
  10. Пусть шатаются его дети, попрошайничают и роются в развалинах!
  11. Пусть пустит с молотка заимодавец все его [имущество]; пусть чужие захватят накопленное им!
  12. Пусть никто не прострет над ним покровительство, не пожалеет сирот его!
  13. Пусть уничтожено будет потомство его; пусть исчезнет имя его в следующем поколении!
  14. Пусть останутся в памяти Господа прегрешения его отцов, не сотрется грех матери его!
  15. Пусть всегда остаются они перед Господом, чтобы Он истребил память о нем на земле,
  16. За то, что он сам не помнил, как делать добро, преследовал несчастных и нищих, до смерти преследовал сокрушенных сердцем!
  17. Он любил проклятия, – и они пришли; не любил благословений, – и они отдалились.
  18. Одевался в проклятия, как в доспехи, – и вошло оно, как вода, во внутренности его, как масло – в кости его.
  19. Пусть оно будет ему и верхней одеждой, и нижним бельем!.."
  20. Таким будет воздаяние Господа обвинителям моим, клевещущим на меня!
  21. Ты, Господь, Владыка мой, ради имени Твоего, поступи со мной по благому покровительству Твоему, спаси меня!
  22. Ибо я несчастен и нищ, разбито сердце мое.
  23. Я хожу, словно тень; словно кузнечика уносит меня.
  24. Колени мои подгибаются от постов, на теле нет ни капли жира.
  25. Я стал посмешищем для них; увидев меня, качают головою.
  26. Помоги мне, Господь, Бог мой; спаси меня по милости Твоей!
  27. Пусть узнают они, что тут – Твоя рука, что Ты это сделал, Господь!
  28. Они проклинают, а Ты благослови; они восстают – и узнают срам, а раб Твой пусть радуется!
  29. Пусть обвинители облекутся в позор, окутаются срамом, как плащом.
  30. А я буду беспредельно благодарить Господа, в присутствии многих вознесу Ему хвалу, -
  31. За то, что встал справа от бедного, чтобы спасти его от смертного приговора!..

В псалме три части: Жалоба на врагов (2-5), проклятья врагам (6-20) и молитва о помощи Всевышнего (21-29).

В первой части жалоба на врага, где враг обвиняется в лжесвидетельстве. При этом попутно враг упрекается в неблагодарности. В псалме описывается состояние человека, которому изменили друзья, и стали ему врагами. Враги клевещут на него перед судьями и если судьи поверят им, то они могут вынести смертный приговор.

Далее следует серия проклятий врагам. Такого рода проклятия можно найти и в других псалмах, но в нашем концентрация проклятий превышает все мыслимые пределы. В первую очередь, следует отметить, что здесь проклинается конкретный человек, а не некая группа лиц. При этом мы видим то же самое правило, что и выше: пусть врагу воздастся тем же, что он причинил мне. Он лжесвидетельствует – пусть сам станет жертвой лжесвидетельства. Он хочет сделать вдовою мою жену и сиротами детей – пусть его жена станет вдовою и дети беспризорными сиротами. Он хочет лишить меня имущества – и его пусть лишат имущества. В конце автор просто говорит, что пусть проклятия преследователя падут на его голову.

Вообще, весь этот набор проклятий вызывает к памяти закон книги Дварим (Втор. 19:18-21):

…И если свидетель тот будет свидетелем ложным, ложно донес он на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.

У ряда современных комментаторов эта очевидная ассоциация вызывает предположение, что это поэтическая форма запугивания свидетелей в суде. Перед тем, как они начнут давать показания, судья обязан серьезно предупредить их о суровых последствиях лжесвидетельства.

Разумеется, комментаторов очень интересует, кто автор псалма и против кого направлены его речи. Если счесть, что автор Давид, то собственно остается одна возможность: сказать, что псалом направлен против Доэга, который донес на Давида и священников города Нов царю Шаулю, в результате чего священники города Нов погибли (см. 1-Шмуэль 22:9). Однако в самом тексте псалма нет ничего, что указывало бы на это событие. Отсюда на первый взгляд странный, комментарий Раши:

"Весь Израиль говорит: Злодей – Эсав"

Понятно, что Раши здесь не подразумевает Израиля – Яакова, и Эсава – его брата. Здесь речь идет о собирательном герое – праведник и против него исторический противник. Иными словами, кто угодно невинно оклеветанный, против клеветника.

Контрольный вопрос

КВ-2. Каков характер проклятий в Книге Псалмов, против кого они направлены?

4. Псалом 102

Наверное, это самый удивительный псалом, посвященный скорбям человека, причем здесь объединены, кажется, все возможные темы молитвы.

  1. Молитва страдальца, когда он падает духом и изливает пред Господом свою скорбь.
  2. Господи, услышь молитву мою, пусть мольба моя вознесется к Тебе!
  3. Не скрывай от меня лица Своего; в час бедствия приклони ко мне ухо; поспеши ответить мне, когда я взываю к Тебе!
  4. Годы мои унесены дымом, как будто в костре обуглились кости мои.
  5. Как трава – выжжено и иссушено сердце мое, даже о еде забыл я.
  6. Из-за тяжелых вздохов – выпирают кости мои.
  7. Стал я похож на сыча в пустыне, на филина в развалинах,
  8. Стал подобен птице одинокой на крыше.
  9. Всякий день бранят меня враги, поносители клянут меня.
  10. Ем пепел, как хлеб, питье развожу слезами,
  11. Из-за негодования и ярости Твоей: ибо вознес Ты меня, чтобы сбросить!
  12. Дни мои [убегают] как тень, сохну, как трава…
  13. А Ты, Господь, пребываешь вовеки, память о Тебе – из рода в род.
  14. Встань, помилуй Сион! Ибо пришла пора пожалеть его, пришел срок назначенный!
  15. Рабы Твои любят камни его, горюют над прахом его.
  16. Пусть видят народы имя Господне, все цари земли – славу Твою!
  17. Когда отстроит Господь Сион, явится в славе Своей.
  18. Прими молитву дерева сухого, одинокого, не пренебреги молитвой его!
  19. Будет записано для будущего поколения, чтобы народ грядущий восхвалял Бога:
  20. Что с священной высоты Своей следит Господь, – с неба смотрит на землю,
  21. Слышит стенание узника, освобождает осужденных на смерть!
  22. Будут воспевать имя Господа в Сионе, воздавать хвалу Ему в Иерусалиме,
  23. Когда соберутся народы и царства, чтобы вместе служить Господу!..
  24. Он изнурил меня в дорогах, сократил дни мои.
  25. Прошу: Боже мой, не забери меня в половине дней моих! Твои года – из поколения в поколения.
  26. Когда-то Ты создал землю, и небеса – произведение рук Твоих:
  27. Исчезнут они, а Ты – останешься. Все, как платье, износится. Подобно одежде, Ты переменишь их, и будут иные!
  28. А Ты – все Тот же, годы Твои не окончатся!
  29. Пусть дети рабов Твоих живут [на земле]; пусть потомство их будет стоять пред лицом Твоим!..

Начнем с серии грамматических примечаний, а также разъясним некоторые реалии псалма:

"В час бедствия…" – в оригинале "в день бедствия", в библейском иврите этот оборот означает: "в момент, когда…".

"Годы мои унесены дымом" – при сжигании любая вещь исчезает, уносится в дыме (Радак).

"Выпирают кости мои" – буквально: "прилипли кости к плоти". Смысл оборота ясен из Йова: "К плоти и коже прилипли кости мои" (19:20).

"Ем пепел, как хлеб" – траурный обычай, еду посыпают пеплом.

"Дни мои [убегают] как тень" – в оригинале: "Как тень склоненная" – речь идет о старости. При приближении заката, тень становится длиннее и это признак, что скоро день кончится и тень исчезнет (Шаарей Тшува).

"Примет молитву дерева сухого, одинокого" – в оригинале: дерево, одиноко растущее в пустыне, зеленеющее только в период дождей.

"Примет молитву дерева сухого, одинокого" – в поколениях, когда не будет ни царя, ни Храма, ни священника, когда останется только молитва, прошу, прими молитву их (Ваикра Раба).

"Будет записано для будущего поколения" – подобно тому, как записан рассказ об Исходе из Египта (р. Йешаяhу из Трани).

Попробуем выделить части псалма:

Как обычно, в книге Псалмов автор не указывает причин траура и страданий. Можно предположить, что этот траур и страдания связаны с молитвой о восстановлении Сиона, то есть автор повествует нам о том, что он всю жизнь оплакивает Храм и Иерусалим (стихи 14-18). Он жалуется, что без Храма жизнь его лишена смысла и впустую "уносится как дым". В этом случае стих 9 ("Всякий день бранят меня враги, поносители клянут меня") это не жалоба на какого-то конкретного врага, а общая жалоба на тяжесть изгнания всего народа Израиля. Равным образом стих 11 ("вознес Ты меня, чтобы сбросить!") не говорит о том, что автор был высокопоставленным человеком, который всего лишился, – а о судьбе всего народа, который был вознесен Всевышним и приближен Им у горы Синай, а теперь тяжко унижен.

И все же первая часть псалма (до стиха 13) выглядит молитвой частной, тогда как стихи 14-23 – это молитва о восстановлении Сиона, то есть она скорее носит общественный характер. Однако, не исключено, что автор проводит мысль: с восстановлением Сиона все тягости и печали кончатся. То есть просьба о восстановлении Сиона равна просьбе о спасении от конкретных частных бедствий. Такое переплетение личного и общественного мы уже видели в книге Псалмов, просто в этой главе оно особо бросается в глаза.

Просьба о долгой жизни в стиха 24-25 увязывается со всем предыдущим текстом так: "Дай мне дожить до восстановления Храма".

Здесь, наверное, правильно привести серию комментариев к этому псалму, раскрывающие идеи, связанные с некоторыми из его стихов:

"Молитва страдальца, когда он падает духом" – эта молитва предваряет все остальные молитвы, потому как несчастья обращают сердце человека ко Всевышнему (Зоhар).

Вообще-то эта мысль еще библейская. С парной мыслью: благоденствие заставляет забыть Того, кто его дал. Но при этом в книге Псалмов, равно как и в тексте Пятикнижия многократно повторяется, что награда за праведность – благоденствие.

"И изливает пред Господом свою скорбь" – Всевышнему молятся, когда просят у Него о необходимом, в надежде, что Он, как отец, исполнит просьбу детей Своих. Но есть также молитва, которая сама по себе – служба Создателю. И также следует молиться о том, чтобы оставаться перед Создателем и служить Ему (Кдушат Леви).

"Встань, помилуй Сион! Ибо пришла пора…" – когда наступит пора помиловать Сион? -Когда весь народ Израиля страстно полюбит его камни и прах (Иегуда Галеви).

"Встань, помилуй Сион! Ибо пришла пора…" – Машиах придет либо в назначенный с издавна срок, либо в награду за заслуги Всевышний пришлет его раньше назначенного срока (Ор hа-Хаим).

"Прими молитву дерева сухого, одинокого" – На небесах есть специальное место, где хранятся отверженные молитвы. И когда человеку удается произнести молитву надлежащим образом, то она открывает врата и вместе с ней предстают перед Всевышним все до того отверженные молитвы (Шаарей Ора).

"Все, как платье, износится. Подобно одежде, Ты переменишь их" – Всевышний – наполняет весь мир, и душа наполняет все тело. Всевышний останется после того, как мир исчезнет, и душа останется после того, как мир исчезнет (Ваикра Раба).

Вот эта последняя мысль из мидраша "Ва-Икра Рабба" заставляет обратиться к новой теме. В конце псалма в трех стихах идет серия философских мыслей: Неизменность Творца, вечность Творца. Мысль о том, что земля – подобна одежде для Всевышнего, которую Он сможет сменить, естественно, не изменившись Сам, – подобно тому, как человек не меняется, какой бы наряд не надел. Какое место занимает философия в книге Псалмов?

Контрольный вопрос

КВ-3. Содержит ли сам текст Псалма 102 указание на время возвращения в Сион Что говорится об этом у комментаторов?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Важно ли знать, с какой именно ситуацией в биографии Давида связан тот или иной Псалом? Почему?



КВ-2. Каков характер проклятий в Книге Псалмов, против кого они направлены?



КВ-3. Содержит ли сам текст Псалма 102 указание на время возвращения в Сион Что говорится об этом у комментаторов?