МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Иеhошуа"

Лекция 9.  Завершение Захвата Страны

Одиннадцатая глава книги Иеhошуа описывает войну с царями Севера и завершение захвата Страны. Мы помним, что после того, как Иеhошуа, отозвавшись на призыв жителей Гивона защитить их, разбил объединенные силы Южных царей ханаанской земли, и в результате весь Юг был покорен "одним махом". Как объясняют комментаторы, это произошло приблизительно за три месяца. Естественная реакция царей Севера на эти события и описывается в начале 11 главы, к обсуждению которой мы теперь переходим.

1. Текст Танаха,  гл. 11:1-23

2. Объединение царей северного Ханаана против евреев и ход войны

3. Когда почти вся ханаанская земля была захвачена, "много дней вел Иеhошуа с этими царями войну"

4. Возможно ли было не уничтожать Ханаанские народы?

5. Иеhошуа истребляет великанов

6. Итог завоевания Земли, и то, что не было захвачено

Контрольные вопросы

1. Текст Танаха,  гл. 11:1-23

(1) И было, как услышал (это) Явин, царь Хацора, послал он к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа, (2) И к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Кинерота (Киннэрэта), и на низменных местах, и в Нафот-Дорес запада; (3) К кенаанеям, что на востоке и западе, и к эморийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и йевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Мицпа. (4) И выступили они и все ополчение их с ними, народ многочисленный, как песок на берегу моря по множеству; и коней и колесниц весьма много. (5) И собрались все цари эти, и пришли, и расположились станом вместе у Мэй-Мэйрома, чтобы сразиться с Израилем. (6) И сказал Господь Иеhошуе: не бойся их, ибо завтра, около этого времени, Я предам их всех на избиение Израилю; коней их изувечь и колесницы их сожги огнем. (7) И выступил внезапно против них Иеhoшуа и с ним весь народ военный у Мэй-Мэйрома, и напали на них. (8) И предал их Господь в руки Израильтян, и они поразили их, и преследовали их до Цидон Рабба, и до Мисрефот-Маима, и до долины Мицпэ к востоку, и перебили их до того, что не осталось у них никого уцелевшего. (9) И поступил с ними Иеhошуа, как сказал ему Господь: коней их он изувечил и колесницы их сжег огнем. (10) И возвратился в то время Иеhошуа, и взял Хацор, и царя его убил мечом. Хацор же был прежде главой всех царств этих. (11) И побили всех людей, которые в нем, острием меча, разгромив; не осталось ни одной души; а Хацор сжег он огнем. (12) И все города царей этих, и всех царей их взял Иеhoшуа и побил острием меча, разгромив их, как повелел Моше, раб Господень, (13) Однако всех городов, стоявших на возвышенности, не сжег Израиль, один только Хацор сжег Иеhошуа. (14) А всю добычу городов этих и скот захватили себе сыны Израиля; людей же всех перебили острием меча до истребления их; не оставили ни одной души. (15) Как Господь повелел Моше, рабу Своему, так заповедал Моше Иеhошуе, и так поступил Иеhошуа: не упустил ни одного слова из всего, что повелел Господь Моше. (16) И так взял Иеhoшуа всю землю эту нагорную, и всю южную, и всю землю Гошэн с низменностью и равниной, и горы Израильские с низменностью при них. (17) От горы Халак, простирающейся к Сэйиру, и до Баал-Гада, в долине Леванонской, у подошвы горы Хермон; и всех царей их взял, и поразил их, и умертвил. (18) Долгое время вел Иеhoшуа войну со всеми царями этими. (19) Не было города, который заключил бы мир с сынами Израиля, кроме хиввийцев, жителей Гивона; все взяли они войной. (20) Ибо от Господа было (это) – ожесточить сердце их для войны с Израилем, дабы разгромить их, чтобы не было им помилования, а чтобы истреблены были, как повелел Господь Моше. (21) И пришел Иеhoшуа в то же время, и истребил анаков с горы, из Хеврона, из Девира, из Анава и со всех гор Йеуды, и со всех гор Израильских: с городами их разгромил их Йеhошуа. (22) Не осталось анаков в земле сынов Израилья, только в Азе, в Гате и в Ашдоде остались они. (23) И взял Иеhoшуа всю землю, все, как Господь говорил Моше, и отдал ее Иеhoшуа в надел Израильтянам, по делению их на колена их. И земля успокоилась от войны.

2. Объединение царей северного Ханаана против евреев и ход войны

   Итак, Явин - царь Хацора, - города, который был, очевидно, крупнейшей столицей Севера, - обратился к соседним царям, и они объединились. В стихе 11:4 дается описание, которое мы видим впервые. В истории  предыдущих войн с ханаанскими народами такой фразы не было ни разу: "Вышли они и все их станы вместе с ними, народ многочисленный, как песок на морском берегу, и конница, и большое множество колесниц". До сих пор мы ни разу не встречались с тем, что в боях ханаанейцы использовали конницу и колесницы. Это было довольно естественно, потому что в предыдущих войнах они особенно и не передвигались: они либо находились в своем городе, либо планировали воевать в каком-то очень ограниченном регионе. Там коннице было нечего делать. Здесь же предполагались более-менее значительные перемещения, и им пришлось задействовать эту силу. Может быть, они рассчитывали на то, что это позволит им переломить ход войны. Неизвестно, конечно, на что именно они рассчитывали, ясно только, что конница и колесницы, действительно, были новшеством в этой войне.

В стихе 11:5 нам сообщается, что они все собрались у места, которое называется Мей-Мэром, чтобы воевать с Израилем. Мы видим, что Иеhошуа предстоит война, которая требует уже самой обыкновенной военной тактики, и вероятно, военной хитрости, однако, несмотря на это, он и здесь не оставлен без помощи Всевышнего. И мы видим, что Всевышний говорит Иеhошуа: "Не бойся их, потому что завтра в это время Я отдаю их всех павшими перед Израилем".

И далее говорится, что собрался к Иеhошуа весь народ боеспособный, и напали на них внезапно у Мэй-Мэром. И отдал Всевышний всех этих объединенных врагов в руки Израиля, и побили их, и преследовали до Цидона... и т.д. И далее рассказывается, что Иеhошуа поступил с ними так, как говорил ему Всевышний, а именно: их лошадей "выкорчевал", и колесницы их сжег огнем. После этого Иеhошуа осадил Хацор, и его поразил мечом, потому что Хацор раньше был главным городом всех этих царств, и сжег его.

3. Когда почти вся ханаанская земля была захвачена, "много дней вел Иеhошуа с этими царями войну"

17-й стих заканчивается тем, что он "всех царей осадил и поразил и умертвил". Дальше идет 18-й стих: "Много дней вел Иеhошуа с этими царями войну". Это вызывает определенную трудность, которую подчеркивают наши мудрецы. Трудность состоит в том, что на данный момент практически вся ханаанская земля уже была захвачена: и Юг и Север; и непонятно, почему "осталось еще много дней воевать". Потом, когда Йеhошуа начнет перечислять итог всех завоеваний: все взятые города и всех царей, которых он разгромил, то в этом списке будет примерно четырнадцать мест, которые не фигурировали в подробном описании этих сражений. Может быть, конечно, что завоевание этих четырнадцати мест заняло много времени. Но если посчитать, то станет понятно, что война на Юге продолжалась около трех месяцев, война на Севере описывается как почти молниеносная (максимум месяц), а при этом по подсчетам мудрецов завоевание Иеhошуа всей ханаанской земли длилось 7 лет! На что же ушло это время?

Как уже было сказано, если бы мудрецы не считали, что дело здесь не такое простое, то можно было бы подумать, что начало войны, которое принесло основные завоевания,  было молниеносным, а продолжение и конец - затяжными. Но мудрецы говорят нам, что здесь есть над чем подумать, и слова о том, что «Иеhошуа вел войну много дней», оказываются предметом очень серьезного обсуждения.

Про Иеhошуа сказано, что Всевышний говорит ему: "Как Я был с Моше, - так Я буду с тобой". Мудрецы толкуют это так, что "как Я был с Моше" - означает: "Как он жил 120 лет", то  и Иеhошуа предстояло прожить 120 лет. Однако за то, что он повел себя не наилучшим образом, он был "оштрафован", и прожил всего 110 лет. В чем же он провинился? Мудрецы говорят, что Иеhошуа "тянул резину", что он специально затягивал войну. Мудрецы здесь начинают сравнивать, как вел себя учитель и как ведет себя ученик. Когда Всевышний сказал Моше: "Отомсти за сыновей Израиля мидианцам, а потом - присоединишься к своему народу" (то есть - сначала отомсти, а потом - умирай), то Моше быстро поднялся и молниеносно исполнил эту задачу, хотя и знал, что завершение задачи означает для него смерть. Иеhошуа знал, что ему предстоит завоевать и разделить эту Землю, - и на этом кончается его жизненная задача, и он стал медлить с завершением войны.

   В изображении мидраша Танхума Иеhошуа рассуждает таким образом: если я перебью всех этих царей, то я тут же умру, как это произошло с Моше Раббейну. Тогда Иеhошуа начал затягивать войну, как сказано: "Много дней вел Иеhошуа со всеми этими царями войну". И Всевышний как бы сказал ему: "Если ты так поступаешь, то Я сокращу годы твоей жизни на 10 лет".

Скрупулезность, с которой Всевышний спрашивает с ближних,  на самом деле, очень жесткая. Кто перед Ним сможет оправдаться, если Он призовет к Суду? И вот, на целых 10 лет Он сократил годы жизни Иеhошуа за то, что тот, боясь, что ему придется умереть сразу по завершении войны, стал ее затягивать.

И Раши объясняет, что стих про то, что Иеhошуа вел войну много дней, говорит в осуждение Иеhошуа, поскольку он делал это для того, чтобы продлить свои дни, так как сказано в книге Дварим: "И ты будешь руководить ими". То есть Иеhошуа знал, что он будет руководить, пока есть нужда. При этом, как мы увидим далее, Иеhошуа закончил войну, и разделил Землю, и после этого жил еще немало лет спокойно (а мог бы жить и еще дольше). Таким образом, его опасения, что он умрет сразу после окончания войны, оказалось необоснованными.

К сожалению, подобная ситуация складывается не только у такого политика, как Иеhошуа. Конечно, при этом у Иеhошуа были и другие, позитивные основания в стремлении подольше пожить и руководить еврейским народом.

Контрольный вопрос

КВ-1. Сформулируйте как позитивные, так и негативные следствия более длительного руководства Иеhошуа еврейским народом.

4. Возможно ли было не уничтожать Ханаанские народы?

Заповедь «уничтожить ханаанские народы» очень трудно воспринимается нами сегодня. Не входя здесь в рассмотрение моральных проблем, мы должны только отметить, что и до начала войны, и, по сути, на всем ее протяжении, евреи в той или иной степени были готовы заключить с ханаанскими народами мир. Хотя, по идее, только исходно Иеhошуа предлагал ханаанцам: «или уходите, или отказывайтесь от идолопоклонства и принимайте монотеизм, или же мы будем воевать и уничтожим всех», - мы видим, что, например, гивонитяне, несмотря на свой обман, были не только оставлены, но и защищены, и даже здесь – в стихе 11:19 – Книга  Иеhошуа подчеркивает: «Не было города, который заключил бы мир – ибо Господь ожесточил их сердце, и они все воевали и были уничтожены…» (Здесь очевидна параллель с Фараоном).

   Иными словами, если бы они готовы были принять монотеизм, то мир в той или иной форме  был бы с ними заключен.

5. Иеhошуа истребляет великанов

В стихе 11:21 говорится: "И в тот срок вошел Иеhошуа и истребил великанов с горы, с Хеврона, из Двира, из Анава и со всех гор Йеhуды, и со всех гор Израиля, с их городами - всех их истребил Иеhошуа". Когда Тора или пророки рассказывают про великанов, появляется естественное любопытство, потому что в каждом из нас сидит ребенок, который любит такие истории. По-видимому, важность этого сообщения состоит в том, что подтверждаются рассказы "горемычных" разведчиков, которых посылал еще Моше. Они ведь говорили, что там живут великаны. Как и во всех своих сообщениях, разведчики Моше фактически нигде не отклонились от истины: действительно, были неприступные города, а город Иерихон вообще было взять совершенно немыслимо человеческим путем; и были великаны, и большой народ, и конницы, и колесницы и пр.

При этом в некотором смысле можно считать, что эти свидетельства разведчиков тоже, в конце концов, входили в Божественный План. И об этом говорит комментарий Раши к началу книги Берешит – к первому стиху Торы.  Раши, цитируя рабби Ицхака, задает вопрос: Почему Тора начинает не с первой заповеди ("hа-ходеш hа-зе лахем рош ходашим" - "этот месяц для вас начало месяцев"), а начинает с рассказов, которые очень интересны и поучительны, но почему же их было не поместить просто в сборник Агады, в мидраш? Тору же вроде было бы надо начать с законов Торы, с того, как нам нужно жить, - так почему Тора начала с рассказа, как был Сотворен мир? Ответ дается такой, что это сделано для того, чтобы нас вооружить некоторым обоснованным ответом: когда другие народы скажут нам, что мы разбойники, потому что отняли землю у других народов, то следует на это сказать, что вся земля принадлежит Всевышнему, а Он - кому хотел, тому - дал, и это Его желание и право - отобрать у них и дать нам. Однако здесь возникает та трудность, что такой ответ не оставляет надежды никому на свете, потому что любой бандит или ворюга, например, может сказать то же самое: Всевышнему было угодно, чтобы этот кошелек перекочевал из твоего кармана - в мой. Где же здесь грань? Поэтому, крайне важно свидетельство, подтвержденное в книге Иеhошуа - о том, что эти города были неприступными, и эти народы были непобедимы. Мы бы никогда не справились, и не смогли бы их одолеть, если бы Всевышний не захотел отдать их нам.

Контрольный вопрос

КВ-2. Как вы считаете, может ли подобный довод быть отнесен к сегодняшнему Государству Израиль, и почему?

6. Итог завоевания Земли, и то, что не было захвачено

   Стих 11:23 говорит: "И взял Иеhошуа всю Землю, сделав все, что говорил Всевышний Моше, и отдал ее Иеhошуа в наследие Израилю, в соответствии с распределением ее по коленам и "ве-hа-арец шакта ми-мильхама" - "и земля успокоилась от войны". На 11 главе книги Иеhошуа заканчивается описание войн. Дальше, в 12 главе, перечисляется только список городов и царей, побежденных Иеhошуа, в 13 главе начинается обсуждение перераспределения земли.

В 12 главе, после того, как кончается описание завоевания Земли Иеhошуа, дается общий итог, включая завоевания на том берегу, которые делал Моше. Важно то, что было много земель, не захваченных Иеhошуа. Есть значительный разрыв между тем, что было обещано в Торе и тем, что завоевал Иеhошуа.

13 глава начинается с того, что "Иеhошуа состарился, вошел в лета, и сказал ему Всевышний: ты состарился, вошел в лета, а земли осталось еще очень много". И дальше в тексте перечисляются, с юга на восток и на север, все те земли, которые были обещаны еще Аврааму (и потом это обещание повторяется в книге Бамидбар), - все то, что было обещано и осталось не захваченным (все эти земли расположены по периметру Страны). Здесь возникает проблема. Казалось бы, Иеhошуа должен был бы уже захватить все то, что было предназначено для народа Израиля.  

При этом в начале 13 главы наблюдается некоторая избыточность. Сначала говорится, что Иеhошуа состарился и вошел "в дни". Такое выражение встречается также в рассказе об Аврааме: "Авраам закен ба ба-йамим" – «состарился и вошел в дни».  Случается, что человек старится и выглядит старым, хотя он еще и не так уж стар годами, - но чаще так бывает, когда человек уже и по годам "не молод". Как показывает расчет комментаторов, в  момент конца войны Иеhошуа было 89 лет и уже ему пришло время быть не очень "молодым". Но дальше, как отмечает Кли-Якар, здесь есть еще одна избыточность: "И сказал Всевышний: " ата заканта" – «ты состарился». Зачем Он так говорит? Не обязательно вообще было говорить "ата" («ты»), так как из самой формы глагола следует, что речь идет во втором лице. Всевышний как бы хочет здесь сказать то, что уже обсуждалось, а именно: "ты сам виноват в том, что ты немножко тормозил войну по захвату Земли. Если бы ты исполнял это быстрей и лучше,  ты бы мог, очевидно, (хоть этого и не говорит Кли-Якар) успеть больше захватить, и во-вторых, Я бы исполнил в точности то обещание, которое Я тебе дал, что так же, как Я был с Моше, - Я буду с тобой. То есть, ты бы жил до 120 лет и все эти годы ты бы чувствовал себя бодро и не состарился бы". Известно, что про Моше сказано, что в день своей смерти он говорит: "мой глаз не ослабел, и влага не убежала от меня", то есть, что он все в той же силе и в том же соку. Для контраста (с Иеhошуа) Калев говорит: "Так же, как я был 45 лет назад, в той же самой силе я и сегодня”.

   Иными словами, Иеhошуа был все таки недостаточно духовно сильным – и это наложило существенный отпечаток на то состояние, в котором он оставил еврейский народ.

Контрольный вопрос

КВ-3. Перечислите различия Моисея и Иеhошуа как национальных руководителей, и следствия из этого.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1.Сформулируйте как позитивные, так и негативные следствия более длительного руководства Иеhошуа еврейским народом.



КВ-2. Как вы считаете, может ли подобный довод быть отнесен к сегодняшнему Государству Израиль, и почему?



КВ-3. Перечислите различия Моисея и Иеhошуа как национальных руководителей, и следствия из этого.