МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Иеhошуа"

Лекция 13. Последний период правления Иеhошуа

1. Иеhошуа собирает народ

2. Иеhошуа как пророк и лидер

3. Собрание народа в городе Шхем

4. Наличие выбора у еврейского народа

5. Предсмертные поучения Иеhошуа, причины и их объяснения

6. «Обновление Завета»

7. Похороны Иеhошуа, место захоронения останков Йосефа и финал книги.

Контрольные вопросы

1. Иеhошуа собирает народ

Финальный раздел книги Иеhошуа (23-я глава) начинает описание последнего периода жизни Иеhошуа, того периода, который происходит уже после того, как окончилось завоевание и раздел Земли, и после того, как благополучно разрешилась история с символическим жертвенником, построенным на восточном берегу. "По прошествии множества дней, после того, как дал Всевышний покой Израилю от всех врагов вокруг, Иеhошуа состарился и - "у-ба бе-ямим" - "вошел в дни"". Как мы знаем такой же оборот употребляется в Торе про последние годы жизни Авраама. Имеется хороший драш про Авраама, который говорит, что "ба бе-ямим" не обязательно надо переводить, как "вошел в дни", а можно сказать, что он - "пришел с днями". Это зависит от того, как у человека идет счет. Если человек средний, то если он сделал хоть что-то хорошее в течение лет - это  уже хорошо. Если же речь идет о большом цадике, то он - приходит "с днями". То есть, у него есть отчет на каждый день - на что он этот день потратил. Иеhошуа тоже, конечно, принадлежал к таким цадикам.

Дальше говорится: "И созвал Иеhошуа весь Израиль: и его старейшин, и его глав (колен), и его судей, и его полицейских, и сказал им: "вот я состарился и вошел в дни"". Комментаторы отмечают сходство с тем, что Моше тоже в конце жизни созывал всех. Однако когда созывает Моше, он сначала созывает глав, а потом старейшин. То есть, в перечне приглашаемых Моше сначала идут "рошим", а потом - "зкеним", а у Иеhошуа - наоборот. Имеется по этому поводу интересное объяснение в Иерусалимском Талмуде. Там говорится: "И сказал раби Иеhошуа бен Леви, что в Торе "закен хахам" (мудрец) предшествует "рош" - руководителю общества ("светская должность")". Почему же Моше сначала приглашает "светские" власти, а Иеhошуа - мудрецов Торы? Имеется следующее простое объяснение. У Моше не было никакой надобности сначала приглашать мудрецов, потому что все мудрецы его поколения были его учениками, которые получили Тору от него. Что касается "светских" руководителей, то Моше здесь не был так уж силен – ведь хлеб получали все "с Неба", и поэтому Моше был как бы в ряду «всех других». Ясно, что сначала надо приглашать коллег, а потом - учеников, и поэтому-то Моше сначала приглашает руководителей, которые не слишком от него отличаются, а потом - мудрецов, которые отличаются сильнее, потому что они все его ученики. С Иеhошуа все обстоит совсем противоположным образом. А именно: Землю все они получили из "его рук", и в этом смысле они все ему подчинены. Что же касается Торы, то здесь все они - ученики Моше.

2. Иеhошуа как пророк и лидер

Интересен сам вопрос: почему под конец дней руководитель должен собрать всех? Казалось бы, что нет никакой трудности: он должен их собрать для того, чтобы оставить им определенные наставления. Однако особенно существенно это в том случае, когда речь идет о большом руководителе поколения, потому что он обеспокоен не только тем, чтобы сохранить власть в руках "своей партии", но он достаточно велик для того, чтобы не ограничится нуждами текущего времени. Он должен думать о судьбе народа, который останется без него на "большом перегоне" времени. В этом смысле интересно рассмотреть, что означает слово "нави" "пророк". Это слово связано с глаголом "леhави" - "привести", поэтому "пророк" - это тот, кто "приводит". Обычно понимается так, что пророк - это человек, который общается с Богом, но это не исключает того, что пророк - "приносит". Он приносит в этот "мир лжи", в котором, как в кривом зеркале, деформированы все пропорции, какую-то живую связь с настоящим миром, приносит "живую истину". Поэтому любопытно вспомнить при приближении к концу книги Иеhошуа, что начинается она с того, что "умер Моше, раб Господень". Высшая похвала этому величайшему пророку состояла в том, что про него сказано "раб Всевышнего". Для того чтобы принести в мир Божественную истину, вовсе недостаточно быть "большим интеллектуалом", а нужно быть "рабом Всевышнего". И книга Иеhошуа, которая является началом всех книг Пророков, начинается с того, что Моше - раб Всевышнего. Последняя же из книг пророков - книга "Малахи", кончается точно этим же: "Помните Тору Моше, раба Всевышнего". Таким образом, все книги Пророков вставлены "в рамку" одного и того же утверждения, что глубина пророчества определяется тем, что человек - раб Всевышнего.

Итак, начинается финальный этап. Что же Иеhошуа заповедует людям, которых он собрал? То, что он сказал, что состарился - естественное начало, чтобы оставить им какие-то наставления. И он говорит: "Вы видели все, что сделал Всевышний, ваш Бог, всем народам этим перед вами" (послал вам победу над ними, а тем - поражение). И дальше: - "ибо Всевышний ваш Бог - вот Кто воюет за вас". Затем говорится: "Смотрите, Я повалил для вас эти народы (подчинил вам), которые остаются в наследие по вашим коленам от Иордана, и все народы, которые Я выкорчевал до великого моря на западе. И Всевышний, ваш Бог, оттолкнет их перед вами и прогонит их от вас, и вы овладеете этой их Землей, как говорил Всевышний вашим Отцам. Наберитесь силы хранить и делать все, написанное в книге Торы Моше, чтобы не отступать от нее ни вправо, ни влево (как это уже было сказано раньше).

Итак, Иеhошуа повторяет то, что говорилось уже в начале, что следует изо всех сил придерживаться Торы и не отступать от нее ни вправо, ни влево. Затем следует основное содержание этой главы, которое заключается в предупреждении: "Чтобы вы не вошли к этим народам, которые остаются с вами, и имен их богов чтобы вы не упоминали и не клялись ими (имеется в виду, именами идолов), и не служили им, и не поклонялись им, а только ко Всевышнему, вашему Богу, к нему прилепляйтесь, как вы делали до сего дня. И прогнал от вас Всевышний большие и крепкие народы, и перед вами не устоял ни одни человек до сего дня. Один из вас прогонит тысячу, потому что Всевышний - ваш Бог, вот Кто воюет за вас, как он и говорил вам. И берегитесь очень за души свои - любите Всевышнего, вашего Бога".

Дальше сказано: "Потому что, если вы возьмете и вернетесь, и прилепитесь к остаткам этих народов, которые остаются с вами, и начнете вступать с ними в браки, и придете к ним, а они - к вам, то наверняка знайте: что тогда не будет Всевышний, ваш Бог, прогонять эти народы перед вами". И дальше он говорит: "И будут они ловушкой (напастью, занозой) в ваших глазах и т.д., пока не сгинете с этой хорошей Земли, которую дал вам Всевышний, ваш Бог. И вот я иду сегодня по пути всей земли (оборот, означающий, что человек стоит на пороге смерти), и знайте всем вашим сердцем и всей вашей душой, что не осталось невыполненным ничто из всех тех хороших слов (хороших вещей), которые говорил Всевышний, ваш Бог, относительно вас. Все они исполнились для вас и ничто не упущено. И будет: так же, как пришло на вас все то хорошее, о чем говорил Всевышний, ваш Бог, точно так же приведет Всевышний на вас все те плохие вещи, вплоть до искоренения вас с этой хорошей Земли, которую Он дал вам. Если вы преступите завет со Всевышним, вашим Богом, который Он заповедал вам, и пойдете, и будете служить чужим богам, и поклонитесь им, то разгорится гнев Всевышнего на вас, и вы сгинете быстро с хорошей Земли, которую Он дал вам" (это почти точная цитата из Торы).

Итак, инструкция, которой посвящена почти целиком 23-я глава, - это инструкция о том, чтобы ни в коем случае не смешиваться с остатками этих дурных народов, а в противном случае евреям грозят страшные беды.

Контрольные вопросы

КВ-1. Опишите и систематизируйте все параллели и различия Моисея и Иеhошуа.

КВ-2. В чем опасности для евреев со стороны ханаанских народов, и как эти опасности можно было предотвратить?

3. Собрание народа в городе Шхем

В следующей, 24-й главе, описано еще одно собрание - "собрал Иеhошуа все колена Израиля в Шхем, и позвал надсмотрщиков Израиля и глав, и судей, и полицейских, и предстали они перед Богом". Вопрос заключается в том, зачем Иеhошуа собирал их дважды, когда он мог все сказать им за один раз? (Не сказано ничего по поводу того, где Иеhошуа собирал руководителей народа в первый раз). Руководители обычно стараются щадить народ и не гонять его лишний раз. Даже Бог пожалел народ, и праздник Шмини-Ацерет, который полагалось бы, так же, как и Шавуот, который следует через семь недель после Песаха, сделать через семь недель после Суккота, делают сразу же после Суккота. И что значит, что во второй раз сказано, что он собрал их "перед Богом"? Есть еще один вопрос: почему он собирает всех в Шхеме? Чем так выделен город Шхем? И еще может быть задан вопрос, почему они здесь предстали перед Богом, если Храм находится в Шило?

Прежде, чем мы попытаемся ответить на эти вопросы, посмотрим, что же говорит Иеhошуа. "И сказал Иеhошуа всему народу: "ко-амар hа-Шем Элокей Исраэль ве-евер hа-наhар яшву авотейхем ме-олам" - это те слова, которые читаются в Пасхальной Агаде - "Так сказал Всевышний, Бог Израиля..." Это  очень возвышенный стиль, так и говорят пророки, но Иеhошуа сказал так только дважды. Один раз - по поводу того, как надо поступить с Аханом, который присвоил из имущества Йерихо, и во второй раз он говорит так сейчас. То есть, для Иеhошуа такое вступление можно считать очень торжественным.

Бог Израиля сказал: "за рекой проживали ваши Отцы издревле", и дальше: "Терех - отец Авраама и отец Нахора, и служили богам других. И Я взял вашего отца Авраама из-за реки (имеется в виду, конечно река Прат) и провел его по всей земле Канаанской, и умножил его потомство, и дал ему Ицхака, и дал Ицхаку Яакова и Эсава, и дал Эсаву гору Сэир во владение; а Яаков и его сыновья спустились в Египет. И Я послал Моше и Аарона, и поразил Египет, как Я сделал в его среде, а после этого Я вывел вас. И вывел ваших отцов из Египта, и привел к морю, и погнались египтяне за вашими отцами на колесницах, и всадники до Ям-Суф. И возопили ко Всевышнему, и Я поставил затемнение между вами и египтянами, и навел на него море, и покрыло его, и увидели ваши глаза, что Я сделал Египту; и проживали вы в пустыне многие дни; и привел Я вас в землю эморийца, который живет за Иорданом, и они воевали с вами, и отдал Я их в ваши руки, и вы овладели их землями, и Я истребил их перед вами. И поднялся Балак бен Ципор, царь Моава, воевать с Израилем, и позвал и послал Билама бен Беора проклясть вас, и не пожелал Я слушать Билама, и он благословить благословил вас. И Я спас вас из его руки. И вы перешли Иордан и пришли к Йерихо. И воевали с вами хозяева Йерихо - эморийцы, и перизеи (перечисляются все 7 народов). И Я отдал их в ваши руки. И Я послал перед вами шершней и они прогнали их перед вами - двух царей эморийских, "ло бе-харбеха ве-ло бе-каштеха" - "не твоим мечем и не твоим луком". И Я отдал вам землю, над которой ты не утруждался, и города, которые ты не строил, и вы поселились в них; виноградники и масличные рощи, которых вы не насаждали, и питаетесь с них. А теперь - бойтесь Всевышнего и служите Ему в цельности (бесхитростно), в истине, и устраните богов, которым служили ваши отцы за рекой и в Египте, и - служите Всевышнему. И если плохо в ваших глазах служить Всевышнему, то выберете себе сегодня, кому вы будете служить: богам ли, которым служили ваши отцы, которые за рекой, или богам эморийца, среди которого вы живете, в их стране, а я и мой дом будем служить Всевышнему."

И ответил народ и сказал: "Упаси Боже нас оставить Всевышнего и служить чужим богам, потому что Всевышний - наш Бог, Он вывел нас и наших Отцов из земли египетской, из дома рабов, и Он сделал на наших глазах знаки великие эти, и Он хранил нас на всем этом пути, который мы прошли, и среди всех народов, среди которых мы прошли. И прогнал Всевышний все эти народы - и эморийца, который проживает в этой стране перед нами; и мы тоже будем служить Всевышнему, потому что Он - наш Бог". И сказал Иеhошуа народу: "Не сможете вы служить Всевышнему, потому что он? Святой Бог, Бог ревнующий, и Он не простит ваших преступлений и ваших грехов. Если вы оставите Всевышнего и будете служить чужим богам, то Он обратит зло на вас, и прикончит вас, после того, как делал вам хорошо". И сказал народ Иеhошуа: "Нет, Всевышнему будем служить!"

Вопрос к этому тексту можно поставить такой: что Иеhошуа сообщает народу такого, что он не мог им сказать в первый раз? Он предлагает широкие возможности, и ничего похожего в первый раз не было. Он здесь предлагает выбор, чего он раньше не делал.

Кроме того, надо бы понять, почему начало этого сообщения включено в Пасхальную Агаду? Все это цитируется в Пасхальной Агаде: "...так сказал Бог, издревле ваши отцы жили за рекой, и поклонялись чужим богам ..." - все эти не очень приятные факты вспоминаются, когда мы садимся за праздничный стол. Вопрос о том, чем так сильно качественно отличается разговор во втором собрании от первого, уже не кажется таким удивительным, хотя по-прежнему не очень понятно, зачем нужно было собирать народ во второй раз и совершенно отдельно, и - в другом месте? Если еще раз посмотреть на начальную часть обращения Иеhошуа, на то, что как раз и фигурирует в Пасхальной Агаде, то понятно, что это - некий целиком исторический взгляд, выдержанный как бы в стиле исторической перспективы, где говорится, что вы, мягко говоря, являетесь игрушкой на протяжении всей истории. Что происходило? Сначала ваши предки поклонялись идолам, потом Авраам - избран и его потомство - избрано. Потом идет египетское изгнание и рабство. Потом происходит чудо избавления и чудо рассечения моря. Потом - чудеса с войнами Сихона и Ога. Потом снова чудеса с переходом Иордана и с завоеванием Земли. И Иеhошуа не зря здесь всюду включает прямую речь и говорит: "Так сказал Всевышний". И дальше он все время говорит "в первом лице": "Я взял Авраама и провел его", " Я ему дал", "Я его перенес (переселил, вывел и т.д.)". То есть получается, что все сделал - Он, а вы - маленькие. И народ таким образом оказывается как бы страдательным участником исторического процесса, а делается и совершается все только Тем, Кто посылает и осуществляет все события.

Интересно, для чего требуется Иеhошуа включать в рассказ, который прослеживает линию народа Израиля, сообщения о том, что Терах был отцом не только Авраама, но и Нахора, какое знание это прибавляет слушателям? Или почему им так важно знать, например, что у Ицхака были сыновья Яаков и Эсав, и Эсав получил Сэир, а Яаков с сыновьями - спустился в Египет. И все это включено в Пасхальную Агаду не как просто какой-то эпизод. Какое это все имеет отношение к Пасхальной Агаде? Пасхальная Агада - это текст очень авторитетный в том смысле, что его основы составлены никак не позднее эпохи Мишны, потому что в Мишне в основных чертах все это уже обсуждается. По-видимому, все это в значительной степени было уже сформулировано во времена Второго Храма. Пасхальная Агада является подходящей "партитурой" для рассказа об исходе из Египта. Именно поэтому очень важно понять, что (и с какой целью) здесь говорит Иеhошуа (и что включено в Пасхальную Агаду). Почему так существенно понять, что на самом деле все делает Бог, а человек - это нечто вроде фишки, передвигаемой по доске? И надо понять также - полностью ли это происходит именно таким образом? Ясно, что на последний вопрос можно ответить однозначно, что полностью человек не может быть "фишкой", потому что у него есть свобода выбора. Если бы не было свободы выбора, то не было бы и всей "игры", потому что заповедь можно давать только тому, у кого есть свобода выбирать (иначе это было бы издевательством и над справедливостью, и над здравым смыслом). Заповедать можно только человеку, у которого есть потенциальная возможность не выполнить заповедь. Весь взгляд иудаизма на мир и на человека исходит из того, что у человека есть свобода выбора. Однако этот выбор -  выбор только из положения, в которое его поставил Всевышний. Сказано: "ло бе-харбеха ве-ло бе-каштеха" - "не твоим мечем и не твоим луком" - побеждено в этой войне". То есть, как бы говорится: "Вы должны были воевать, вы мужественно сражались, вы выполняли свою часть в этом деле, а побеждал Тот, - Кто побеждает.

4. Наличие выбора у еврейского народа

Как уже обсуждалось раньше, 23-я глава книги Иеhошуа была посвящена тому, что Иеhошуа призвал к себе весь Израиль,  напоминает народу и наставляет его по поводу того, как опасно сближаться с остатками тех семи народов, которых заповедано было уничтожить. 24-я глава начинается с того, что Иеhошуа собрал все колена Израиля в Шхем. У нас возник вопрос, зачем надо было собирать людей дважды. Уже говорилось о том, что назначение этих двух собраний было совершенно различным. Собирая их в первый раз, Иеhошуа хочет их очень сурово предостеречь от того, что грозит им, если они сблизятся с этими народами и увлекутся чужими богами. Он говорит, что это страшно опасно и может привести к пагубным последствиям. Когда Иеhошуа вторично собирает их в Шхеме, он хочет заняться какой-то более глубокой внутренней работой, он хочет, чтобы евреи по свободному выбору и из любви решили служить Всевышнему. И Иеhошуа здесь произносит слова неожиданно вольнодумные. Он говорит, что они должны решить и выбрать. Если им не нравится служить Всевышнему, то они должны выбрать: поклоняться богам, которым поклонялись их предки, жившие "за рекой", или - богам окружающих народов, живущих здесь. То есть, он говорит, что у них есть "выбор".

Глубокое объяснение такого обращения Иеhошуа к народу состоит в том, что он не хотел сделать для них выбор слишком очевидным, потому что это уже не называлось бы выбором. Точно так же, когда евреи стояли у Синая и над ними (по мидрашу) была поднята гора, то эта гора не обязательно обозначает угрозу, а обозначает  очевидность того, что один выбор заведомо намного превосходит другой. В тот момент, когда евреи стояли у Синая, им было совершенно очевидно, что они не смогут прожить, не приняв Тору, однако, после этого у них остается претензия, что они были принуждены принять Тору, потому что выбор между принятием и непринятием ее нельзя было рассматривать, как две равноценные возможности. Иеhошуа же ставит их в условия, когда выбор идет не между двумя очень неравноценными возможности. Здесь, с одной стороны - смертельно опасно выбирать поклонение идолам, а с другой стороны, - практически немыслимо прилепляться к Богу, который - Бог ревнующий и огонь... Между этими двумя "огнями" не так уж очевидно, что выбрать лучше. Поэтому, намного позже, пророк Йехезкэль говорит народу: "Не делайте вид, что вы сейчас находитесь в состоянии людей, не обязавшихся ранее: во времена Иеhошуа вы "по свободному выбору" обязались ни с какими идолами не связываться.

5. Предсмертные поучения Иеhошуа, причины и их объяснения

Все эти слова укора, содержащиеся в 24-й, и особенно в 23-й главе, вызывают интересный вопрос, обсуждаемый мидрашем: почему Иеhошуа (а это делал  не только Иеhошуа) начинает произносить эти слова укора только перед самой смертью? Мидраш говорит, что на это есть очень веские причины, и что так именно и надо поступать. Он приводит 4 причины: для того, чтобы не понадобилось укорять повторно, а такое повторение (первая причина) - ослабляет действие инструкций. Вторая причина состоит в том, чтобы тот, кого он укорял вчера, встретив его, не был бы пристыжен. Третья причина: чтобы тот, кого укоряли, не затаил зла против того, кто его упрекал. И четвертая причина: чтобы не было возможности отвечать, потому что, когда человек начинает спорить, то он входит в круг спора, и действие от упрека ослабляется. Когда человек упрекнул и сразу ушел из этого мира, то ни одна из этих отрицательных причин  не действует. Поэтому-то укорять и надо перед смертью. Поэтому 23-я глава начинается с того, что Иеhошуа стал стар, вошел в дни.

6. «Обновление Завета»

В Торе также описаны случаи, когда народ собирался для "обновления" завета. Так, Моше в степях Моава говорит народу: вы все соберитесь, и мы заключим новый союз со Всевышним". Почему его надо называть "новый", когда Моше только что закончил изложение законов Торы? Потому что наступает момент, когда это надо сделать заново. Там может быть и новое содержание, - скажем, в степях Моава Моше предупреждает народ, что вот сейчас вы перейдете Иордан и станете поручившимися друг за друга (это мы знаем из книги Иеhошуа). А после эпохи Торы впервые такое собирание народа для обновления союза с Богом происходит как раз во время, описанное в последней главе книги Иеhошуа. И если это так, то становится понятно, почему нельзя было Иеhошуа две разных темы обсудить в пределах одного собрания. Это - совершенно разные вещи, и не потому, что они тематически разные. У них совершенно разное предназначение. 23-я глава описывает собирание народа для того, чтобы выслушать некоторые важные слова-предупреждения. Это - урок. В то время как 24-ая глава - это переживание. Эти вещи никак нельзя совместить!

Разница между этими этими двумя собраниями заметна с самого начала. 24-я глава начинается с того, что Иеhошуа собирает весь Израиль, чтобы предстать перед Богом: "И собрал Иеhошуа все колена Израиля в Шхем, и позвал старейшин Израиля и их глав, и их судий и полицейских, и предстали они перед Богом".

В 23-й главе Иеhошуа говорит, но не получает никакого отклика от народа. В 24-й главе он их провоцирует таким образом, что они не могут просто молча его выслушать, а должны отвечать. Они должны ответить - кому они решают служить! В стихе 16 весь народ отвечает, он говорит: "Не дай нам Бог оставить Всевышнего и служить богам чужих. Всевышний - Он наш Бог (и перечисляют, как много хорошего он им сделал)." И тогда, после того, как они это ответили, Иеhошуа говорит народу о том, что они не смогут служить Всевышнему и т.д. И сказал народ: "Нет, мы Господу служить будем!" И после этого (стих 22) Иеhошуа говорит народу: "эдим атем бахем" - "вы сами на себя свидетели, что вы выбрали себе Всевышнего служить Ему". И они ответили: "эдим" - "свидетели".

После этого Иеhошуа требует: "Уберите всех чужих богов, "которые среди вас", и склоните свое сердце ко Всевышнему, Богу Израиля". Эта фраза требует довольно детального обсуждения: откуда после всего у них еще могут быть чужие боги? Интерес к этому высказыванию усугубляется тем, что Яаков говорит точно такие же слова и в том же самом месте: когда они из Шхема, наконец, направляются в Эрэц Исраэль, в Бейт-Эль, куда им давно пора было вернуться. В этот момент Яаков говорит им: "А теперь устраните всех чужих богов". Тут очень много галахических и талмудических соображений, но коротко можно сказать так. Идолы, которым поклонялись неевреи, после того, как им перестали поклоняться, перестают уже быть запрещенными для евреев. Если, например, сегодня вы нашли статуэтку Венеры, то вы можете не бояться, что это связано с идолопоклонством, так как сегодня уже никто ей не поклоняется. Поскольку всех, кто поклонялся этим богам, евреи более-менее перебили в той местности, где они завоевали эти трофеи, то по закону не было запрета взять себе, например, какие-то золотые статуи или украшения. Но "внутрь" от этой черты закона Иеhошуа требует от них, и того же требовал в свое время Яаков, - чтобы они даже эти, по закону незапрещенные вещи, все равно - убрали. Яаков все эти собранные вещи закопал. Хотя они и не являются уже предметом идолопоклоннического культа, Яаков не хочет, чтобы взгляд на идолов напоминал, а мысли бы возвращались к этим культам. Простой драш, очень близкий к пшату, говорит, что  в сказанном "уберите идолов чужих богов, которые среди вас", - имеется в виду, что даже мысль об идолопоклонстве является сама по себе уже преступлением, и поэтому не нужно, чтобы было такое искушение. Знаменитый мидраш идет немножко дальше и говорит, что "чужие боги, которые внутри вас", - это повышенное самомнение и сосредоточенность на себе.

Завершающий стих (24:26): "И записал Иеhошуа эти слова в книгу Торы Всевышнего". Очень важно, что это последнее собрание, проводимое Иеhошуа, является не просто предостережением и напоминанием, а является заключением заново союза с Богом. Тем самым, все то, что сейчас говорит Иеhошуа, не только "доходит" до ранга Свитка Торы, но, в некотором смысле, даже превосходит его - и доходит до ранга Скрижалей Завета.

Контрольные вопросы

КВ-3. Систематизируйте различия между двумя «собраниями народа», которые Иеhошуа проводит в конце своей жизни.

КВ-4.Что такое «обновление Завета», и когда оно осуществлялось?

7. Похороны Иеhошуа, место захоронения останков Йосефа и финал книги

Под конец книги Иеhошуа, уже после описания его похорон, говорится, что останки Йосефа были похоронены в Шхеме. Почему же это рассказывается в самом конце, когда очевидно, что похоронены они были, как только был распределен Шхем? Почему именно в Шхеме? Имеется несколько обоснований этому. Одно из объяснений основано на том, что Яаков, благославляя Йосефа, говорит: "Вот я дал тебе один Шхем сверх братьев". Понимают это обычно так, что он получил двойное наследство как первенец. Есть и простое понимание: "Я тебе даю Шхем, потому что ты хлопочешь о том, как меня хоронить, и вот я за это даю тебе место, где будут похоронены твои останки". Классический мидраш говорит, что Йосеф был продан из этого места и вернулся, хотя и в виде останков, - на это же место. Таким образом, мы видим, что книга Иеhошуа заканчивается "тройными захоронениями": Иеhошуа, Элазара и Йосефа, и все трое похоронены в горах Эфраима - потомков Йосефа. Йосеф, главным отличительным свойством которого была преданность Земле Израиля, который всегда говорил: "Я - еврей, и я украден из еврейской земли", - он таки вернулся в эту Землю.

Контрольный вопрос

КВ-5. В чем выражается роль Иеhошуа как потомка Йосефа? Была ли эта роль завершена к концу жизни Иеhошуа? К какому колену, и почему, должна затем перейти власть? Произошло ли это на самом деле?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Опишите и систематизируйте все параллели и различия Моисея и Иеhошуа.



КВ-2. В чем опасности для евреев со стороны ханаанских народов, и как эти опасности можно было предотвратить?



КВ-3. Систематизируйте различия между двумя «собраниями народа», которые Иеhошуа проводит в конце своей жизни.



КВ-4.Что такое «обновление Завета», и когда оно осуществлялось?



КВ-5. В чем выражается роль Иеhошуа как потомка Йосефа? Была ли эта роль завершена к концу жизни Иеhошуа? К какому колену, и почему, должна затем перейти власть? Произошло ли это на самом деле?