МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 7. Вторая алия

1. Начало второй волны репатриации
2. Аарон Гордон и его "религия труда"
3. Создание "Дгании" – матери кибуцов
4. Исход из Йемена
5. Беззащитность еврейских поселений. Тайное общество Бар-Гиора
6. Охрана Седжеры и сторожевые будни. Создание организации hа-Шомер. Охрана поселений Галилеи и Иудеи
7. Основание Тель-Авива
8. Вторая алия - общий завершающий обзор
9. Несколько штрихов к заселению и освоению Эрец Исраэль перед Первой мировой войной
9.1. ...Дорога к морю вела через арабский квартал
9.2. Незаметная "муравьиная" деятельность
9.3. Художественно-промышленная школа "Бецалель"
9.4. Бытовые проблемы: что ели и что надевали?
Список контрольных вопросов

1. Начало второй волны репатриации

Первая сионистская [т.е. стремящаяся к созданию еврейского государства] волна репатриации в Эрец Исраэль – первая "алия" – началась в 1882 году, когда по юго-западным губерниям Российской империи прокатились погромы и погнали евреев из России. Первая "алия" – с 1882 по 1903 года – привела в Страну Израиля 25-30 тысяч евреев, в основном, из России, Польши, Румынии, Йемена, а также из Северной Африки, Ирана, Бухары и Грузии. Эта алия носила очень нациольнальный и даже, в некоторой степени, религиозный характер.

Вторая волна репатриации началась в 1904 году, и были на то серьезные причины, которые подтолкнули на выезд. В полдень шестого апреля 1903 года, в первый день православной Пасхи и в предпоследний день еврейского праздника Песах, в Кишиневе зазвонили колокола и сразу же началася погром. В газете отметили: "Это была не случайная вспышка пьяной разгулявшейся толпы.., а заранее задуманное нападение организованной шайки на еврейское население целого города". С первых часов погрома солдаты местного гарнизона были выведены на улицы, но они бездействовали, "равнодушно глядели на зрелище грабежа и разбоя", и погромщики поверили, что действительно есть разрешение "бить жидов".

Результат погрома: сорок девять убитых, около шестисот раненых, полторы тысячи домов и магазинов разрушены и разграблены. Весь мир ужаснулся, когда в газетах напечатали подробности жестоких убийств, но это было только вступление.

По России прошла волна погромов, которые проводили мобилизованные солдаты перед отправкой на фронт. Особо жестокие погромы начались в 1905 году – в дни хаоса и дикого остервенения, всеобщих забастовок, крестьянских волнений и восстаний матросов. В Житомире пьяная толпа громила, калечила и убивала; в Минске, Брест-Литовске и Лодзи солдаты и казаки избивали "внутренних врагов"; в Белостоке солдаты убили около пятидесяти евреев. В октябре 1905 года, в течение двенадцати дней, прошло шестьсот девяносто еврейских погромов в губернских и уездных городах, в деревнях и местечках. По официальной статистике за эти дни были убиты восемьсот десять евреев, ранены около двух тысяч, от грабежей постарадали двести тысяч человек, – а впереди были новые погромы и новые зверства, которые гнали евреев из России. Волна беженцев нарастала, подхлестываемая очередными насилиями; большинство (90%) уехало в Америку, (и их потомки составляют на сегодня основную массу американского еврейства), малая часть (10%) – в Эрец Исраэль.

В царской России в 1900 г. проживало 5,5 миллиона евреев (это громадная цифра; даже сегодня (2002 г.) в Израиле живет меньше евреев, чем жило сто лет назад в Российской империи). Массовое бегство евреев из России в начале 20 века было как результатом погромов, так и "неудачей" Первой русской революции 1905 г. По сути дела, все "обычные люди" уезжали в Америку; в Палестину же стремились в основном те идеалисты, которые были разочарованы "невозможностью построения социализма в России" и решили построить его в Стране Израиля.

Так началась вторая волна репатриации, вторая "алия", которая существенно отличалась от первой. Приезжала, в основном, молодежь – без семьи, без забот о детях: гимназисты, студенты, юноши без профессии. Старожилы с подозрением встретили эту молодежь, те самые старожилы из первой "алии", которые прошли через голод, болезни, мучения и достигли, наконец, некоторого достатка.

Молодежь из второй "алии" была, в основном, не только далека от религии, но многие даже гордились своим атеизмом и обосновывали право еврейского народа на эту землю не исторической связью с Эрец Исраэль и не Божественный обещанием; свое право они связывали лишь с трудом: землю завоюет тот, кто ее обрабатывает. Они не просто несли с собой идеалы, но были готовы навязать их всем окружающим. В результате в 1906 году жители Петах-Тиквы объявили бойкот тем еврейским наемным рабочим, которые демонстративно отказывались соблюдать религиозные правила, и решили изгнать их из поселения.

В 1906 году приехал двадцатилетний Давид Грин, в прошлом ешиботник, переставший соблюдать все религиозные заповеди из-за увлечения сионизмом, а в будущем глава государства Израиль Давид Бен-Гурион, и написал отцу в польский город Плонск: "Ура! Сегодня, в девятом часу утра я взошел на берег Яффы!.. Я здоров, бодр и полон веры!"

Молодежь из второй "алии" ожидала тяжелейшая физическая работа, голод, жара, лихорадка; многие не выдерживали такой нагрузки, уезжали обратно, и Бен-Гурион как-то заметил, что из каждых десяти человек, приехавших с ним в одно время, девять покинули эту землю. Оставшиеся – выстояли. Бен-Гурион как-то писал отцу: "Двадцать пять лет назад те, что пришли раньше нас, умирали от жажды, их косила лихорадка. У них не было ни воды, ни тени. Вокруг все было пустынно, одиноко, дико. Голая земля – ни травинки, ни деревца. Воздух обжигал. Мы же приехали, когда здесь уже были сады, апельсиновые плантации, тень, холодная вода, благотворный ветер. Чем мы можем быть недовольны? Чего нам бояться?"

2. Аарон Гордон и его "религия труда"

Весной 1904 года приехал из России Аарон Давид Гордон, уроженец Подолии. Этот человек выделялся среди приехавшей молодежи: ему исполнилось сорок восемь лет, он был образован, знал несколько языков и до приезда работал управляющим в сельскохозяйственном имении. Немолодой уже, со слабым здоровьем – он отказался от должности служащего и стал работать наравне с другими на виноградниках и апельсиновых плантациях Петах-Тиквы, в винодельне Ришон ле-Циона, на полях Галилеи, проповедуя идею труда: "Прежде всего следует сказать "я должен", а потом уже убеждать и наставлять другого: "ты должен". Он находился под влиянием идей Льва Толстого и провозглашал возвращение к природе, к сельскому труду, чтобы работа стала не средством к существованию, а сущностью человеческой жизни.

Гордона безмерно уважала молодежь, и когда в каком-либо поселении возникали разногласия, он приходил туда и восстанавливал нарушенное равновесие. На идеях Гордона – "старика с мотыгой", на его личном примере воспитывалось целое поколение, и хотя он не примыкал ни к какой организации, под влиянием этого человека образовалась на этой земле партия "hа-поэль hа-цаир" – "Молодой рабочий".

В партии "Поалей Цион" на этой земле насчитывалось сначала шестьдесят человек; они находились под влиянием русских революционных идей и склонялись к марксизму. В 1906 году десять членов этой партии собрались в темной нише арабского постоялого двора в Рамле, неподалеку от дороги на Иерусалим; одним из них был Давид Бен-Гурион. Через шестьдесят часов непрерывных обсуждений они выработали партийную программу, в которой подчеркивали важность классовой борьбы и "общественной собственности на средства производства". Однако, основной пункт программы все же гласил: "Партия стремится к государственной независимости еврейского народа на своей земле". Эта двойственность второй алии - совмещение "национального" с "социалистическим" - явилась впоследствии причиной кризиса сионистского движения.

3. Создание "Дгании" – матери кибуцов

В июне 1908 года на южной оконечности озера Кинерет появилась опытная ферма Кинерет для подготовки будущих земледельцев. Ее заложили возле того места, где река Иордан вытекает из озера, неподалеку от старинного караванного пути. На учебной ферме был агроном, и первыми там поселились восемь юношей и девушка.

Из-за тяжелой работы и неустроенного быта возникали многие проблемы на ферме, менялся состав рабочих, вспыхивали ссоры с агрономом, и тогда шесть юношей и одна девушка попросили А.Руппина выделить им участок для создания самостоятельного поселения. Были противники этой идеи, но Руппин их поддержал; недаром он говорил: "Энтузиазм – наша величайшая ценность, мы должны беречь эту ценность изо всех сил". Руппин отделил от фермы часть земель к востоку от реки Иордан и передал их молодежи, чтобы обрабатывали на свою ответственность, без надсмотрщиков и опекунов: так появилась Дгания, "мать кибуцов" на этой земле – в декабре 1909 года ("даган" в переводе с иврита означает "хлебный злак"; основатели Дгании утверждали, что это название происходит "от пяти видов злаков, растущих у нас").

Первую группу составляли опытные рабочии из Галилеи. Они собрали хороший урожай, закончив сезон с прибылью. Затем первая группа покинула те земли, и взамен них в Дгании поселились последователи Аарона Годрода, "роменская коммуна" – десять юношей и две девушки, земляки из украинского города Ромны. Вряд ли двенадцать юношей и девушек из Ромны предполагали, что в Дгании они закладывают новое движение, в котором затем будут участвовать десятки тысяч человек.

Прежде всего они решили, что кухня, столовая и прочие службы будут общими. Каждый день избранный ими комитет определял работы на завтра: кому выходить в поле, а кому охранять поселение; женщины работали на огороде, готовили для всех пищу, кормили домашний скот. Климатические условия были невероятно тяжелыми, сомневались даже, возможно ли в таких условиях растить детей. Первый ребенок в Дгании родился у Мирьям и Йосефа Барац: "когда младенец впервые подал голос и заплакал, расплакалась вся Дгания". Сразу же возникла проблема: если мать станет ухаживать за новорожденным, она не сможет работать наравне со всеми. Мирьям носила ребенка с собой – в коровник и на огороды, но затем в Дгании родился второй ребенок, и все поняли, что следует что-то предпринять. Один из них предложил: "Пусть уход за детьми и их воспитание будут совместными. Жизнь у нас общая, и расходы должны быть общими. Даже тот, у кого нет детей, не вправе освободиться от этих обязанностей. Так появился в Дгании детский сад.

Многие приезжали в Дганию посмотреть на новый образ жизни, некоторые даже присоединялись к ним, но оказалось, что не так-то просто приспособиться к коллективной жизни. Одни приживались в Дгании, а другие уходили и основывали собственные коммуны по двадцать-тридцать человек, в основном, в долине Иордана и Верхней Галилее. Их называли "квуца" – группа, "хавура" – товарищество, "плуга" – отряд", а затем утвердилось общее название, которое вошло во многие языки мира: "киббуц".

Киббуц - это, действительно, реальный коммунизм внутри одного отдельно взятого хозяйства.

4. Исход из Йемена

В начале двадцатого века жили на этой земле около трех тысяч йеменских евреев, но большинство оставалось в Йемене, на южной оконечности Аравийского полуострова. Они были прекрасными ткачами, каменщиками, плотниками и портными, изготавливали удивительной красоты украшения из серебра и золота, которые высоко ценили соседи-мусульмане, хотя и презирали те ремесла, которыми евреи занимались.

Менялись времена, мир менялся, но преследования йеменских евреев не прекращались. В 1904 году имам Яхья поднял восстание против турецких властей, и многие евреи погибли от голода во время военных действий. Яхья восстановил ограничительные законы прошлых веков; в его указе было сказано: "Евреям запрещается: повышать голос в присутствии мусульман; строить дома выше мусульманских домов; касаться мусульманина, проходя мимо него; рассуждать о религии с мусульманами; ездить верхом на лошади; строить гримасы при виде обнаженного мусульманина; повышать голос во время молитвы" и прочее. Евреям не позволяли носить белые или цветные одежды; выходя на улицу, они надевали короткое платье, не прикрывающее ног, и ходили босиком по указанию властей.

В июне 1907 года двести двадцать йеменских евреев отправились в путь. Это был огромный караван. Двадцать верблюдов несли на себе мешки с кофе, который они собирались продать по прибытии на место. Они пришли в порт Аден, несколько недель провели в карантине и к празднику Суккот "ликующие и радостные" сошли на берег в яффском порту.

В 1911 в Йемен приехал Шмуэль Явнеэли, посланник сионистской организации из Эрец Исраэль. Он пробыл там несколько месяцев, разъезжал по городам и деревням верхом на осле, переодевался в местные одежды, прятался от полиции, которая могла обвинить в шпионаже, в домах и синагогах рассказывал о том, как евреи возвращаются в Сион, а его спрашивали с волнением: "Близок ли час прихода Мессии? Были ли знамения?"

Под впечатлением этого послания и рассказов вестника со Святой Земли отправились в путь новые группы, из городов и отдаленых деревень, и до Первой мировой войны переселились из Йемена около полутора тысяч человек.

5. Беззащитность еврейских поселений. Тайное общество Бар-Гиора

В 1900 году барон Ротшильд отказался от управления поселениями, упразднил старую администрацию и передал все дела в ведение Еврейского колонизационного общества. Уменьшился поток денег из Парижа, наступили перемены; арабы решили, что барон перестал покровительствовать поселениям, а потому можно присваивать чужое добро. Поселенцы попытались продолжить старые методы – давали бакшиш турецким чиновникам, подкупали головорезов из окрестных деревень, но они не могли платить так щедро, как это делалось раньше, да и арабские сторожа, оставшиеся с прежних времен, теперь уже никого не боялись. Они получали зарплату, ничего практически не делая, не мешали другим воровать, да и сами расхищали урожай, собранный в поселениях.

Наступили беспокойные времена. В Метуле и Зихрон-Яакове поселенцы выплачивали налог местным шейхам. В Иесуд hа-Маале черкесы и арабы дрались за право охранять поселение, и жители сдавались тому, кто побеждал и диктовал им цены. В Рош-Пине евреи забросили плантации миндаля и виноградники, а в Хадере уже не обрабатывали отдаленные поля, потому что не надеялись сохранить собранный урожай. Крохотное поселение Седжера в Нижней Галилее было окружено арабскими деревнями: к югу от них жили в своих шатрах отъявленные разбойники, к востоку – воинственные ливийские арабы. Седжеру надо было охранять постоянно, днем и ночью; та же проблема стояла перед всеми еврейскими поселениями, – таково было положение на этой земле в первые годы двадцатого века, когда началась вторая волна репатриации.

После кишиневского погрома стали появляться группы еврейской самообороны в российских городах черты оседлости. В Гомеле молодые люди разработали план действий на случай погрома, закупили оружие, разделили еврейские улицы города на кварталы самообороны, переодевались в одежды крестьян и ходили по окрестным деревням для сбора информации, чтобы их не застали врасплох. Первого сентября 1903 года огромная толпа вышла из железнодорожных мастерских, стала громить еврейские дома и синагоги, но на площади их встретил вооруженный отряд самообороны. Практически это было первое организованное сопротивление евреев в России, и если бы им не помешали, они наверняка бы справились с погромщиками. Но появились солдаты и дали залп в сторону отряда: были убитые и были раненые. Погром в Гомеле продолжался два дня; евреи защищали свои кварталы, а солдаты разгоняли их или арестовывали. В.Жаботинский писал: "Еврейская улица до Кишинева и после Кишинева – далеко не одно и то же... Позор Кишинева был последним позором. Затем был Гомель... Скорбь еврейская повторилась беспощаднее прежней, но срам не повторился".

В декабре 1903 года в Страну Израиля приехали четырнадцать человек из Гомеля, бойцы еврейской самообороны, которым удалось избежать ареста, – возглавлял группу Иехезкель Ханкин. Следом за ними появились участники самообороны из Одессы, Бессарабии и других районов черты оседлости. Молодежь из второй "алии" поразила беспомощность поселенцев, их полная зависимость от сторожей-арабов и от турецких чиновников. Что-то следовало предпринять, чтобы восстановить утраченное положение, и предпринять немедленно.

Весной 1904 года приехал восемнадцатилетний юноша Исраэль Шохат, сын состоятельных родителей, один из организаторов еврейской самообороны в Гродно: смелый, энергичный, с жаждой великих дел и подвигов. Шохат ездил по еврейским поселениям и повсюду упрашивал, чтобы ему и его товарищам доверили охрану. Но никто не желал слушать этих "интеллигентов", которые не знали арабского языка и обычаев, не были знакомы с окрестными местами, ничем не доказали свое умение. Помог случай. Летом 1906 года владельцы виноградников Зихрон-Яакова поссорились с арабскими сторожами и стали искать замену. Исраэль Шохат и его друзья приехали в Зихрон-Яаков и начали его охранять. Прежние сторожа, потерявшие работу, подговорили местных бандитов; те устроили ночную засаду, напали на еврейскую охрану, жестоко избили Александра Зайда. Жители Зихрон-Яакова перепугались, опасаясь мести арабов, и немедленно уволили еврейских сторожей. Так закончилась их первая попытка, которая показала, что прежде надо подготовиться к сторожевой службе, изучить арабский язык и научиться владеть оружием.

Двадцать девятого сентября 1907 года на апельсиновой плантации возле Яффы, в маленькой комнате под крышей, где жил будущий президент Израиля Ицхак Бен-Цви, собралась ночью группа "избранных единомышленников". Был полумрак, горела свеча. Участники тайной встречи сидели на перевернутых ящиках из-под апельсинов и слушали выступление Исраэля Шохата: "Мы должны создать небольшой отборный отряд, готовый без колебаний выполнить любую задачу. Прежде всего он будет обеспечивать охрану поселений".

В ту ночь собравшиеся основали тайное общество Бар-Гиора – по имени Шимона Бар-Гиоры, одного из руководителей восстания против римлян в первом веке новой эры. Три задачи они поставили перед собой: взять на себя охрану еврейских поселений, чтобы "восстановить честь евреев в глазах соседей", перейти с русского языка на иврит и жить вместе, коммуной.

Руководителем Бар-Гиоры выбрали Исраэля Шохата, а их девизом стали слова из стихотворения Я.Кахана "Бунтари": "В крови и огне пала Иудея, в крови и огне она восстанет". Хая Сарра, жена Иехезкеля Ханкина, вышила этот девиз красными и серебряными нитями на таллесе – молитвенном покрывале мужа: так появилось знамя Бар-Гиоры.

В тайное общество вошли Исраэль Шохат, Ицхак Бен-Цви, Александр Зайд, Исраэль Гилади, Иехезкель Нисанов, Иехезкель Ханкин, Цви Бекер, Мендл Португали, Берл Швайгер, Меир Хазанович, Моше Гивони и Саадия Паз.

6. Охрана Седжеры и сторожевые будни. Создание организации hа-Шомер. Охрана поселений Галилеи и Иудеи

Основатели Бар-Гиоры пришли в маленькое поселение Седжера, где располагалась учебная ферма под управлением агронома Элиягу Краузе. Эту ферму построило Еврейское колонизационное общество, чтобы подготавливать рабочих к освоению земель в Нижней Галилее. Восемнадцать юношей и девушек образовали в Седжере нечто вроде коммуны: они называли ее "квуца" – группа, коллектив, и агроном Краузе подписал с ними годовой контракт на выполнение работ на ферме. Девушки настояли на том, чтобы работать наравне с мужчинами: они сшили себе рабочую одежду, коротко остриглись и вышли в поле.

Давид Бен-Гурион вспоминал: "Не успев вернуться домой после дневной работы, распрячь лошадей и волов, мы бежали к своим ружьям и не выпускали их из рук, пока нас не одолевал сон. Мы не расставались с винтовками ни на минуту – ели, гуляли, мылись, читали, разговаривали с ружьем в руках или за спиной... Большая комната, где жило большинство рабочих, вдруг превратилась в разбойничий вертеп... Два десятка парней сидели на кроватях с оружием в руках! Кто чистил ствол, кто заряжал или разряжал ружье, кто смазывал, кто сравнивал свое ружье с ружьем товарища... Повесив оружие на стену, его тут же снова снимали и начинали упражняться – до тех пор, пока подойдет время сна".

Так это началось, а затем наступили будни, и были стычки, ранения и смерти, потому что свое право на присутствие надо бьшо доказывать кулаком и оружием.

Двенадцатого апреля 1909 года в Месхе собрались дозорные из Бар-Гиоры, чтобы взамен маленького тайного общества создать новое. Так появилась организация под названием hа-Шомер: в переводе с иврита это означает – страж; первыми его руководителями стали три человека, избранный комитет – Исраэль Шохат, Исраэль Гилади, Мендл Португали.

Александр Зайд вспоминал: "Однажды в Реховот явились бедуины из Негева. Их встретил Мендл Португали... Бедуины посмотрели на молодых вооруженных парней, слова застыли у них на губах, а на лицах появилось почтительное выражение. Вдруг шейх схватил Португали за руку: "Кто вы?" – "Мы евреи". – "Евреев мы знаем. Но кто вы?" – "Мы те, кого ты знаешь". – "Нет! – сказал шейх. – Я скажу вам, кто вы. Когда-то здесь жил народ, "сыны Израиля"... Вы – сыновья этих сынов".

В 1910 году Меир Хазанович встал во главе охраны двух поселений Нижней Галилеи – Бейт-Гана и Явнеэля. В следующем году десять сторожей под командованием М.Португали начали охранять Хадеру.

Затем подошла очередь Реховота. Тамошние поселенцы колебались сначала, потому что платили сторожам-арабам одиннадцать тысяч франков в год, а hа-Шомер потребовал восемнадцать тысяч. Наконец они поняли, что арабская дешевизна была мнимой: из поселения уводили лошадей и коров, уносили мешки с зерном и дорогостоящий инвентарь, срубали деревья – при попустительстве сторожей. С ноября 1911 года пять конных и пятнадцать пеших дозорных hа-Шомера начали охранять Реховот, и грабежи практически прекратились. Во время сбора винограда и миндаля тридцать еврейских сторожей заменили семьдесят сторожей-арабов, и жители поселения продлили контракт еще на один год. Затем hа-Шомер взял на себя охрану Ришон ле-Циона, Беэр-Яакова и Менахемии; просили о том же жители Нес-Ционы, Гедеры и Метулы, но их просьбу отклонили, потому что не хватало подготовленных сторожей.

В 1910 году Иегошуа Ханкин приобрел первый участок земли в Изреэльской долине, и дозорным из hа-Шомера предложили его охранять. Двадцать человек прибьши на место, где образовалось новое поселение Мерхавия. В день сбора первого урожая группа вооруженных арабов обступила на поле командира дозорных, но он вырвался из окружения, ранив одного араба и убив другого. Жители Мерхавии приготовились к обороне, и через час арабы окружили поселение. "Мы лежали молча, – вспоминал командир, – наше молчание пугало нападавших. Мы стреляли лишь тогда, когда они приближались вплотную. Перестрелка продолжалась всю ночь. Никто из нас не думал сдаваться, пока в стволе еще была пуля".

Вначале в hа-Шомере насчитывалось несколько десятков человек; в лучшие годы их было не более ста, но роль этой организации в истории заселения и освоения Эрец Исраэль велика не количеством ее участников. hа-Шомер показал всем, что еврейские поселения способны сражаться за право на существование; его дозорные стали легендарными еще при жизни; еврейская молодежь в странах рассеяния читала про них в газетах и слушала рассказы очевидцев; их ловкость и бесстрашие вошли даже в арабский фольклор, обрастая невероятными подробностями и преувеличениями. И сегодня возле Бейт-Шаарим, на холме в Галилее, можно увидеть на постаменте конную статую: всадник с ружьем всматривается в раскинувшуюся перед ним Изреэльскую долину, будто продолжает нести дозорную службу. На постаменте написано: "Александр Зайд, страж в Израиле".

7. Основание Тель-Авива

В 1904 году часовщик из Лодзи Акива Арье Вайс побывал в Палестине и решил, что недостаточно - как это было до него - строить новые поселения только сельскохозяйственного характера. Он посчитал, что следует построить еврейский город размером, как минимум, на десять тысяч человек. Этой идеей он поделился с Аароном Айзенбергом, и тот ответил: "Ты будешь первым из десяти тысяч, а я вторым". Через два года Акива Вайс вместе со своей семьей переселился в Яффу; на другой день после его приезда собрались сто двадцать человек, и Вайс предложил сначала – чтобы не обвинили в гигантомании – создать небольшое еврейское поселение городского типа на сорок-пятьдесят домов. Он сказал: "Есть у меня план, как построить еврейский город – с широкими улицами, водопроводом, садами возле домов, электрическим освещением, канализацией и всем необходимым для современного города".

Акива Вайс сумел убедить собравшихся, и в тот же вечер они утвердили проект будущего еврейского поселения: Вайс записался первым в списке желающих, Аарон Айзенберг, как и обещал, записался вторым. Так была создана компания под названием "Ахузат-Байт – акционерное общество по строительству домов в Яффе"; в ее рекламном проспекте написали: "Как Нью-Йорк является воротами в Америку, так и будущий город станет воротами в Эрец Исраэль". К концу 1906 года тридцать шесть человек внесли первый взнос для строительства домов.

Сто девять дунамов земли разбили по плану на шестьдесят участков, и одиннадцатого апреля 1909 года будущие новоселы проводили жеребьевку. Акива Вайс собрал на берегу моря крупные ракушки – шестьдесят белых и шестьдесят серых. На белых ракушках написали фамилии будущих жителей, на серых – номера участков, с первого по шестидесятый. Двое детей вынимали попарно белую и серую ракушку, и каждый узнавал с замиранием сердца, где он будет жить в будущем.

Через два месяца уже стоял первый дом в песках, посреди дюн: номер двадцать пять по улице Иегуды Галеви. Через год все шестьдесят домов были построены, в них поселились сто десять человек; зажгли нефтяной фонарь на столбе, на углу улицы Герцля и бульвара Ротшильда – возле него по вечерам играли дети. Было много споров среди первых жителей, как именовать новое поселение, и выбрали, наконец, Тель-Авив – "холм весны": такое название дал Нахум Соколов своему переводу на иврит романа-утопии Теодора Герцля "Альтнойданд". Гербом города на берегу Средиземного моря стал маяк – символ собирания изгнанников.

В 1912 году в Тель-Авиве провели первую перепись. Построенных домов – девяносто четыре, а в них пятьсот две жилых комнаты, сто тридцать пять кухонь, сто шесть ванных комнат. Население – семьсот девяносто человек, из них триста шестьдесят три – мужчины, четыреста двадцать семь – женщины. На иврите говорили сорок три процента жителей, на идиш тридцать пять процентов, на русском языке – одиннадцать (в частности, многие документы мэрии Тель-Авива писались на русском языке), остальные изъяснялись на немецком, французском, английском, испанском и арабском. То место на холме, где проводили жеребьевку, досталось Меиру Дизенгофу, первому мэру Тель-Авива. Он построил там дом, затем в этом доме на бульваре Ротшильда разместился музей, а в 1948 году в здании музея провозгласили образование государства Израиль.

Контрольные вопросы

КВ-1. Какие четыре вопроса сразу же потребовали ответа при планировании создания первого еврейского города?

8. Вторая алия - общий завершающий обзор

(по книге "День Независимости" издательства Маханаим)

В истории сионистского движения различают пять основных потоков массовой алии. Термин "Первая алия" означает людей, приехавших с 1880 г., т.е. с начала активной деятельности поселенческого сионизма, и до 1903 г. (Подробную характеристику Первой алии см. выше в главе "Поселенческий сионизм".) За это время в страну переехало около 10 тыс. человек, составивших 20% еврейского населения Земли Израиля (остальные 80% составлял Старый ишув). Были основаны 20 сельскохозяйственных поселе-ний, в них жило 6 тыс. человек. Были созданы современные школы с преподаванием на иврите.

Несмотря на эти успехи, Новый ишув пережил в 1900-х годах глубокий моральный кризис, связанный с окончательным отказом турецкого правительства выдать разрешение на заселение евреями Эрец Исраэль. Кризис привел к тому, что некоторая часть поселенцев, рабочих и даже родившейся в поселениях молодежи покинули страну.

Раскол сионистского движения в связи с "планом Уганды" и упадок поселенческой деятельности грозили гибелью всему сионистскому движению. Эту угрозу преодолела начавшаяся в 1904 г. новая, Вторая волна алии (с 1904 по 1914 гг., 40 тыс. человек). Большинство представителей Второй алии были выходцами из Восточной Европы, очевидцами погромов 1903-1905 гг. в России; многие из них были участниками еврейской самообороны. В их мировоззрении слились социалистические идеи, широко распространенные в то время в России, с идеями сионизма. Эта халуцианская (т.е. пионерская) молодежь рассматривала труд как главное средство возрождения родины; она стремилась к созданию в Земле Израиля "свободного общества равноправных тружеников" - т.е. "еврейского социализма".

Вторая алия в большой степени состояла из бывших студентов и бывших ешиботников, из молодых интеллектуалов-социалистов. Большинство из них еще в начале своего жизненного пути порвало с иудаизмом и традицией. Многие из них, более того, считали такой разрыв необходимой частью модернизации жизни, т.е. они были не просто не-религиозны, но анти-религиозны. Разочаровавшись в возможности осуществить личные и социальные цели на чужбине, они решили создать новое общество на своей древней родине - и при этом для своего, а не для чужого народа. Новоприбывшие принесли с собой широкий спектр социалистических идеологий - от обычного марксизма до анархизма и толстовства. (Для некоторой части из них социалистические цели даже превалировали над национальными чувствами.)

Использование многими еврейскими поселенцами Первой алии дешевого труда арабских рабочих противоречило одной из главных целей, провозглашенных сионистским движением, - переходу евреев к производительному труду - и угрожало политическому положению и безопасности еврейского населения в Земле Израиля. Представители Второй алии видели поэтому одну из своих основных задач в "завоевании труда", т.е. замене арабских рабочих еврейскими во всех отраслях хозяйства ишува, в том числе в сельском хозяйстве и строительстве. С этой задачей была тесно связана и другая - защита жизни и имущества еврейских поселенцев от грабителей силами евреев, а не наемников из числа местных арабов, черкесов и других.

В борьбе за "еврейский труд" возникли новые формы кооперативных сельскохозяйственных поселений, основанных на собственном труде поселенцев: киббуц (характеризующийся общностью имущества и равенством в труде и потреблении), а позднее и мошав (кооперативное сельскохозяйственное поселение, сочетающее элементы коллективного и частного хозяйства), оказавшие огромное влияние не только на социально-экономическую структуру складывающегося в Эрец Исраэль нового еврейского общества, но и на его моральный облик. Первое такое поселение - "Дегания", возле Кинерета - было основано в 1909 г.

(Киббуцы, реально осуществившие на практике некоторые из принципов коммунистических теорий, оказали вообще очень большое влияние на социалистические течения во всем мире - и, соответственно, кризис киббуцного движения, начиная с 1960-х годов, также отразился на мировом социализме. По сути, в Израиле действительно был построен демократический социализм; и хотя политически он прекратил существование в 1977 г., его последствия до сих пор ощущаются во всех сторонах жизни. Был даже такой анекдот (не без доли правды): "В России было две социалистические партии - большевики и меньшевики. Большевики захватили власть в России, а меньшевики эмигрировали в Израиль. Поэтому в России была реализована программа большевиков, а в Израиле - программа меньшевиков").

В годы Второй алии в стране сложился еврейский рабочий класс; возникли кредитные, потребительские и производительные кооперативы, профессиональные союзы городских и сельскохозяйственных рабочих, рабочая печать, сыгравшая большую роль в развитии новой литературы на иврите, который постепенно превращался в разговорный язык еврейского населения страны. Зародышем вооруженных сил явилась организация "hа-Шомер", созданная в 1909 г. для охраны еврейских поселений от нападений арабских грабителей. В 1903 г., с целью создания финансовой базы будущих поселений, в Яффо был основан Англо-Палестинский банк, быстро превратившийся в крупнейший еврейский банк страны (ныне "Банк Леуми"). В 1901 г. был создан Еврейский Национальный Фонд для приобретения в Эрец Исраэль земли для сдачи в аренду поселенцам (в городах - строителям). В 1905-1907 гг. Фонд приобрел первые участки земли в Бен-Шемене, Хулде, Хиттине. Принцип самостоятельного еврейского труда лег в основу всей последующей деятельности по еврейскому заселению Земли Израиля.

Для облегчения использования еврейского труда были созданы биржи труда, столовые для рабочих и фонд медицинского страхования ("купат холим"). Также создавались "поселения рабочих", в которых рабочие получали небольшие участки земли для ведения собственного подсобного хозяйства. Ряд поселений был основан частными компаниями, создававшимися евреями диаспоры для приобретения "имений" ("ахузот") в Земле Израиля.

За годы Первой и Второй алии значительно увеличилось еврейское население Страны; к 1914 г. оно достигло 85 тыс. чел. (численность всего населения страны составляла тогда 700 тыс. чел.). Еврейское население Яффо, который был воротами и центром новой алии, увеличилось в 1914 г. до 10,5 тыс. человек. В 1909 г. около Яффо был основан квартал Ахузат-Байт, который быстро развивался и превратился в первый в мире полностью еврейский город Тель-Авив.

Важные изменения произошли также в области образования и культуры. Именно в период Второй алии язык иврит и основанная на нем культура прочно укоренились в Стране. На иврите стали выходить ежедневные газеты и журналы рабочего движения, оказавшие значительное влияние на еврейскую молодежь в Земле Израиля и за ее пределами. В страну переселились выдающиеся еврейские писатели и мыслители: И.Х.Бренер, А.Д.Гордон, Я.Фихман, Д.Шимони. Наиболее выдающимся из них был, конечно, Шмуэль Йосеф Агнон (1888, Галиция - 1970, Гедера), крупнейший еврейский религиозный писатель в XX в., единственный ивритоязычный лауреат Нобелевской премии по литературе. Иврит превращался в разговорный язык непрерывно растущего числа людей - рабочих, учителей и учащейся молодежи. В 1904 г. в Иерусалиме была основана учительская семинария; в 1905 г. в Яффо открылась "Герцлия" - первая в мире гимназия с преподаванием на иврите. В 1906 г. в Иерусалиме была основана художественная школа Бецалель. В 1912 г. в Хайфе было начато строительство Техниона - первого высшего учебного заведения в Стране. В связи с этим вспыхнул спор между теми, кто настаивал на том, чтобы преподавание в этом институте велось на немецком языке, и теми, кто требовал преподавания на иврите. Эта "война языков" привела к активизации ивритоязычных сил, которые создали повсюду в стране систему школ с преподаванием на иврите.

К концу периода Второй алии в стране существовало 40 мошавов с населением 12 тыс. человек. Из этих поселений 24 были либо созданы на средства барона Э.Ротшильда, либо получали поддержку из этих средств. Новый ишув составлял теперь третью часть всего еврейского населения страны, причем наиболее активную и динамичную.

Члены Второй алии основали сионистские социалистические партии, из которых впоследствии возникли Мапай (социал-демократическая; сейчас - "Авода") и Мапам (лево-социалистическая).

9. Несколько штрихов к заселению и освоению Эрец Исраэль перед Первой мировой войной

9.1. ...Дорога к морю вела через арабский квартал

...Дорога к морю из Тель-Авива вела через арабский квартал, и ученики гимназии ходили купаться группами, потому что в пути на них нападали мальчишки. Однажды они долго купались и не заметили, как солнце зашло и берег опустел. Стало очень тихо и тревожно. Их было шесть мальчиков и учитель Талмуда. "Мы сгрудились вокруг учителя, как стадо овец, – вспоминал Нахум Гутман, – и пошли в город. Он не был силачом, и мы понимали, что защитить нас некому... Море было сине-лиловым, враждебным. Наши глаза настороженно следили за арабскими домами. Вот за одним из них мы различили мальчишек с палками в руках. Это были палки из камыша.., они со свистом рассекали воздух. Началось! Полетели первые камни. Мы растерялись и бросились бежать... Как раз в ту минуту мы увидели нашего развозчика молока верхом на осле, нагруженном бидонами. Его ноги почти касались земли. Реб Шая улыбнулся нам и сказал: "Идите спокойно. Я езжу этой дорогой уже десятки лет". Был он светловолосый, загорелый, с синими глазами, в руках ветка, чтобы отгонять мух. Бидоны поблескивали в темноте, и слышно было, как в них плескалось молоко..." Школьники пошли рядом с ним, и реб Шая поделился с ними той мудростью, которая появляется у человека с годами на основе печального, а порой трагического опыта. Он сказал детям: "Ваши родители знают, как строить дома, мостить улицы, но они до сих пор не умеют прокладывать дороги. Как овладеть дорогой, которая проходит по территории враждебно настроенных соседей? Надо просто ходить по ней. Так я овладел многими дорогами и тропинками. Уже много лет я вожу по ним молоко. Без всякого опасения езжу по арабским кварталам. Вначале я приветливо улыбался встречным, стараясь доказать им, что пришел с миром. В ответ на это я получил удар ножом. Не однажды меня грабили и выливали молоко на землю. И тогда я понял, что требуется иное доказательство, более убедительное. Это доказательство – я сам, сидящий на осле и не прекращающий ездить по дорогам. У меня просто нет другого выхода. Дорога, по которой предстоит идти, не покрыта асфальтом. Она вымощена силой нашего духа, нашим ежедневным упорством. Только так овладевают дорогой. Поступайте и вы так, и вам будет принадлежать дорога к морю".

9.2. Незаметная "муравьиная" деятельность

Стройка шла по разным направлениям, незаметная "муравьиная" деятельность – поселок за поселком, виноградник за виноградником, школа, мастерская, небольшая фабрика, детский сад, больница, библиотека. На деньги евреев Москвы и Белостока купили в Негеве пять с половиной тысяч дунамов земли; три с половиной тысячи дунамов приобрели возле Иерусалима; возле Бейт-Шемена высадили рощу в память Теодора Герцля; в Гедере приобрели дополнительно полторы тысячи дунамов; население Петах-Тиквы превысило две с половиной тысячи жителей, а рядом вырос рабочий поселок Эйн-Ганим; возле Хадеры заложили новые плантации; южнее Хайфы появилось поселение Атлит; возле Кинерета евреи из американского города Сент-Луис создали поселение Пория – в переводе "плодородная", а выходцы из России основали Мицпу – "наблюдательный пункт", так как с того места открывался прекрасный вид на озеро; в Негеве появилось самое южное еврейское поселение Рухама – в буквальном переводе "помилованная", как сказал пророк Гошея: "И помилую Я непомилованную..."; Мерхавия и Дгания, Кинерет и Мигдал, Кфар-Саба и Нахалат-Иегуда, Каркур и Тель-Адашим основаны на этой земле перед Первой мировой войной. Был накоплен огромный опыт. От бессистемного приобретения и освоения земель перешли к планомерной работе, и по праву говорили те, кто занимался этим делом: "Мы знаем теперь, как покупать землю, как закреплять ее юридически и передавать в кредит евреям-земледельцам".

Хайфа становилась узловым центром железных дорог на Дамаск и Иерусалим, и городу-порту предсказывали большое будущее. В Цфате было 7 тысяч евреев – половина населения города, в Тверии 5 тысяч, тоже половина населения, в Хевроне 2 тысячи; появились небольшие еврейские общины в Газе, Акко, Беэр-Шеве, Шхеме и Назарете.

В Иерусалиме перед Первой мировой войной еврейское население насчитывало почти 60 тысяч человек, на 30 тысяч христиан и мусульман. Вне стен Старого города уже существовали 60 еврейских кварталов и размещались в них более 20 тысяч человек.

Контрольные вопросы

КВ-2. Как вы считаете, продолжает ли действовать сегодня рецепт прокладки дорог, предложенный молочником реб Шайе, и почему?

9.3. Художественно-промышленная школа "Бецалель"

Борис (Залман Дов) Шац родился в России, в Ковенской губернии, учился в Европе, был учеником скульптора Марка Антокольского, создал Королевскую академию художеств в Болгарии, в 1906 году приехал в Палестину. Шац основал в Иерусалиме художественно-промышленную школу "Бецалель", открытие которой состоялось 13 мая 1906 года. (Бецалель – это библейское имя, означающее "под сенью Всевышнего". Тора рассказывает, что Бецалель из колена Иеhуды – скульптор, мастер резьбы по камню, дереву и металлу, по обработке драгоценных камней – во времена скитаний по пустыне руководил строительством Скинии, передвижного святилища, изготовлением Ковчега Завета и священной утвари.) Когда очередной ученик поступал в школу, профессор Шац клал руку ему на плечо и говорил: "Несколько лет ты будешь учиться, затем женишься, родишь сына и дашь ему имя в Израиле – Бецалель". Так оно и случалось: всех первенцев, которые рождались у учеников этой школы непеременно называли Бецалель – "под сенью Всевышнего".

9.4. Бытовые проблемы: что ели и что надевали?

Что ели жители поселений? Бобы, чечевицу, котлеты из шпината. Брали ломоть хлеба, поливали подсолнечным или оливковым маслом, сверху посыпали солью, добавляли тертый чеснок или жареный лук. В каждом дворе был огород для выращивания овощей и плодовые деревья. Держали кур и коров, изготавливали творог и масло, мариновали оливки, засаливали помидоры и огурцы (не забудем, многие поселенцы приехали из России), варили варенье из винограда, сушили инжир. Ели селедку – это была дешевая и поистине народная еда. В каждом почти доме стоял самовар, в котором кипятили воду для чая. Что надевали? Женщины сами шили одежды для себя и детей, а если требовалось праздничное платье, обращались к портнихе; на ноги надевали высокие ботинки с пуговками сбоку. Дети носили короткие штанишки до колен; в детском саду и в школе надевали передники, которые целиком закрывали одежду; все летние месяцы дети бегали босиком. Рабочие носили синие хлопковые рубашки, на голове соломенная шляпа с широкими полями, на ногах – крепкие ботинки. Комнаты освещали коросиновыми лампами. На кухне зажигали маленькие лампы, прикрепленные к стене, а в гостиной – лампы настольные или свисающие с потолка. Керосин привозили из России: в каждом деревянном ящике помещались две жестяные коробки. Из ящиков мастерили мебель, а в жестяных коробках из-под керосина носили воду, изготавливали из них тазы для умывания и прочие полезные вещи.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Какие четыре вопроса сразу же потребовали ответа при планировании создания первого еврейского города?



КВ-2. Как вы считаете, продолжает ли действовать сегодня рецепт прокладки дорог, предложенный молочником реб Шайе, и почему?