МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "История сионизма и Государства Израиль"

Лекция 10. Третья алия

1. Начало третьей волны репатриации . Образование новых государств в Европе
2. Рабочие движение и его лидеры
3. «Бейтар» и формирование «ревизионистского» сионизма
4. Религиозный сионизм (в этот период)
5. Конфликт с харедим. Первое политическое убийство в Эрец Исраэль
6. Арабские беспорядки 1920 года. Защита Тель-Хай и оборона населения
7. Английская реакция на беспорядки

Список контрольных вопросов

1. Начало третьей волны репатриации . Образование новых государств в Европе

В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. В странах Европы недоставало продовольствия, одежды, жилья и лекарств; фабрики и заводы простаивали, транспорт работал с перебоями, в городах не хватало топлива для обогрева жилья; экономику лихорадило, безработица росла, инфляция достигала невиданных прежде размеров, население страдало от эпидемий, которые уносили с собой огромное количество жертв.

Экономическое положение Эрец Исраэль, истощенной и разоренной в годы войны, было ужасным. Турецкие власти реквизировали весь скот, леса вырубили на топливо и для паровозных топок; безработица была всеобщей, недоставало основных продуктов питания, не хватало воды, у многих не было куска хлеба на обед. За годы войны население страны сократилось на сто шестьдесят тысяч человек, а еврейское – почти на тридцать тысяч, составив к концу 1918 года пятьдесят шесть тысяч. Еврейское население Иерусалима уменьшилось почти в три раза; нищета была неописуемой: дети подбегали на улицах к английским солдатам и умоляли дать кусочек хлеба.

В ноябре 1917 года российское еврейство перевело в Палестинский банк огромную сумму – тридцать миллионов рублей, но после захвата власти большевиками помощь из России прекратилась. Польша пострадала во время войны; ее территория была ареной боев враждующих армий, а потому обнищавшие польские евреи не могли помочь евреям Эрец Исраэль. Из Америки приехали тридцать врачей и медицинских сестер, привезли с собой лекарства и медицинское оборудование; кое-кто полагал, что американские евреи пришлют миллиардную помощь и все образуется наилучшим образом, но действительность оказалась иной.

Третья волна репатриации в Эрец Исраэль, третья «алия», началась сразу же по окончании Первой мировой войны. Ужасы Гражданской войны в России, ужасы чудовищных еврейских погромов на Украине поднимали с насиженных мест; беженцы отправлялись в путь группами и поодиночке, приплывали на кораблях и приходили пешком. Одни пересекали польскую границу, попадали затем в Вену или Триест, а оттуда отправлялись дальше, через Средиземное море; другие уходили через Румынию и садились на пароходы в Констанце; были и такие, что шли через кавказские горы и Турцию, ехали через Сибирь, Японию, Индию, Персию. В пути их ожидал послевоенный хаос, неналаженный еще транспорт, случайные суденышки в морях, где со времен войны сохранилось много мин. Затем российское еврейство было окончательно отрезано от прочего мира, но репатриация продолжалась – из Польши, Галиции, Бессарабии и прибалтийских стран. «Дальновидные люди... необычайно радовались их прибытию, – писал Вейцман. – Но меня беспокоило то, что у нас не было никакого плана их абсорбции – по той простой причине, что у нас не было средств».

Британское военное командование в Каире закрыло въезд в Палестину. Довод был таков: в стране экономические трудности, безработных и без того достаточно, а потому следует прекратить еврейскую иммиграцию на эту землю. В июне в яффский порт пришел корабль на борту которого были тридцать четыре репатрианта из Польши: им не позволили высадиться на берег и всех отправили в Бейрут.

За два миллиона рублей комитет беженцев арендовал корабль – «не очень большой и не очень удобный». Перед отплытием из Одессы оказалось, что у шести молодых людей не было денег на проезд; им позволили поехать бесплатно, и эти шестеро оказались среди тех, кто вскоре основал кибуц Кирьят-Анавим неподалеку от Иерусалима. Не было денег на проезд и у молодой женщины Рахель Блувштейн; она пришла в одесскую синагогу и рассказала собравшимся об Эрец Исраэль, где жила до войны, о Кинерете и Галилее. «Я хочу вернуться туда, – сказала она, – чтобы продолжить то, что начала. Но у меня нет денег на билет». Одесские евреи собрали деньги, и Рахель Блувштейн вернулась на эту землю – знаменитая Рахель, народный поэт, которую знают все.

Они отплыли из Одессы на небольшом корабле, на мачте которого развевался бело-голубой флаг; на снимке тех времен можно прочитать на его борту название «Руслан». «Руслан» был первым кораблем, отплывшим из Одессы в Эрец Исраэль по окончании Первой мировой войны; он был первым, да и, пожалуй, единственным кораблем, который легально увозил репатриантов из России. Плыли на корабле раввины, ученые, инженеры, учителя, писатели и художники, архитекторы, фармацевты и акушерки, ремесленники, медицинские сестры, воспитательницы детских садов. Среди пассажиров был историк Йосеф Клаузнер – в будущем профессор Иерусалимского университета, журналист Моше Гликсон – в будущем редактор газеты «Га-арец», доктор Хаим Ясский – директор больницы «Хадаса» в Иерусалиме, и другие.

Этот день – девятнадцатое декабря 1919 года – многие запомнили на всю жизнь. Лил дождь, дули сильные ветры; четырнадцать часов работали добровольцы, чтобы помочь новоприбывшим сойти на берег, пройти через таможню и оформить необходимые документы. В порту их встречали друзья и родственники, В.Жаботинский и М.Усышкин, встречал и М.Бейлис, обвиняемый со знаменитого киевского процесса. Армянская община Яффы открыла для измученных, промокших людей ворота монастыря, чтобы разместились на время; там их поили чаем, туда яффские евреи приносили еду, чтобы накормить шестьсот двадцать человек. И наконец, группа старожилов совместно с новоприбывшими прошла по улицам города; они пели на иврите «Ам Исраэль хай» – «Народ Израиля жив».

В декабре 1918 года в Яффе собрались представители еврейского населения Эрец Исраэль. Они потребовали от великих держав, чтобы еврейский народ сам решил будущую свою судьу и чтобы было два официальных языка на этой земле – иврит и арабский.

Оптимистам уже казалось, что еврейское независимое государство возникнет в ближайшее время. В январе 1919 года собралась в Париже мирная конференция с участием представителей многих государств. Это было время раздела мира, когда малые национальности добивались независимости и получали ее, – еврейские представители предложили на рассмотрение конференции меморандум Сионистской организации. Его первый пункт гласил: «Высокие договаривающиеся стороны признают исторические притязания еврейского народа на Палестину, а также право восстановить в Палестине свой Национальный Дом». В тот же день французский представитель сообщил в официальном заявлении, что Франция согласна передать Палестину под опеку Великобритании, чтобы создать там еврейское государство.

И наконец, в апреле 1920 года, на конференции в итальянском городе Сан-Ремо страны союзницы пришли к соглашению – выдать мандаты странам-попечителям для оказания помощи «народам, которые пока не в состояни осуществить самостоятельную государственность». Франция получила мандат на управление Сирией и Ливаном, а Великобритания – мандат на управление Палестиной, с непременным условием «содействовать созданию национального очага для евреев».

Контрольные вопросы

КВ-1. Кто из известных впоследствии израильских деятелей приплыл в 1919 г. из Одессы в Яффо на пороходе «Руслан»?

КВ-2. Как отразилось поражение второй русской революции на демографической карте Израиля?

2. Рабочие движение и его лидеры

Встреча второй и третьей волн иммиграции оказалась довольно конфликтной и напряженной. Между иммигрантами двух поколений обнаружились существенные различия в социльном происхождении, мировоззрении и политической ориентации. Кроме того, своеобразно проявился «конфликт отцов и детей»: новые иммигранты были гораздо более склонны к радикализму. Но лидеры второй алии, уверенные в себе и в своих идеалах, все еще крепко держали в руках бразды правления. Кроме того, они уже обладали определенным опытом, и в этом тоже заключалось их преимущество. В год основания Хистадрут Голде Меир было всего двадцать два года, Меиру Яари и Мордехаю Намиру – по двадцать три, Бар Иегуде – двадцать пять, Арану и Хасану – по двадцать одному году, Аарону Цислингу – девятнадцать, а Елиезеру Каплану, одному из самых старших представителей этой группы, – двадцать девять. Все эти люди впоследствии сыграли важную роль в сионистском движении и в истории государства Израиль, но большинство из них заняли ключевые посты лишь после того, как видные деятели второй алии начали один за другим сходить с политической сцены.

Почти все лидеры второй алии были примерно одного возраста и имели общее происхождение: Бен Цеви, Давид Блох, Блуменфельд, Капланский и Явнеели родились в 1884 г., Шпринцак – в 1885 г., Бен-Гурион, Зерувавель, Исраэль Шохат и Давид Ремес – в 1886 г., а Табенкин, Берл Локкер и Берл Кацнельсон – в 1887 г. И хотя этот список неполон, он включает большинство политических деятелей, в течение пятидесяти лет представлявших левое крыло сионизма. Большинство из них приехали из Белоруссии и с севера Украины. Шпринцак родился в Москве, а позднее работал в Варшаве; он был одним из немногих представителей этого поколения, приехавших в Палестину из крупных городов.

Почти все они изучали иврит в традиционных религиозных школах (хедерах) или, если семья могла это позволить, брали уроки у частных преподавателей. Все они отвергали ортодоксальный иудаизм в своей личной жизни, но испытывали сильную привязанность к еврейским традициям; никто из них так и не превратился в ожесточенного противника религии, как это происходило с многими бундовцами.

Общность происхождения лидеров второй алии отражалась в общности их интересов и целей. Почти все они серьезно интересовались культурными проблемами; большинство в тот или иной период своей жизни публиковали книги; многие были филологами-любителями. Шазар (Рубашов) писал эссе и стихи, Берл Кацнельсон стал признанным мастером стиля, а Бен-Гурион в шестидесятилетнем возрасте изучал философию. Голомб, возглавлявший еврейскую оборонную организацию «Хагана», одно время работал редактором еженедельника. Все лидеры второй алии начинали свою политическую карьеру как сельскохозяйственные рабочие в Петах Тикве или в одной из близлежащих колоний.

Специфический характер деятелей второй алии определялся не столько традиционным образованием, которое они получили, и не столько тем огромным значением, которое они придавали своей национальной принадлежности, сколько тем что все они родились и выросли в маленьких восточноевропейских городках. Несмотря на черту оседлости, в границах которой приходилось жить евреям Восточной Европы, на самом деле они не могли не испытывать значительного влияния окружения. Это влияние выразилось и в песнях, и в традиционных костюмах, и даже в языке.

Лидеры второй алии отличались чрезвычайно высоким интеллектуальным потенциалом, и многие из них проявили впечатляющую способность к развитию в соответствии с ростом возложенной на них ответственности. Бен-Гурион в сорокапятилетнем возрасте был профсоюзным чиновником, владел лишь зачатками знаний международной политики и не имел ни малейшего опыта управления государством. Высшей точки своей карьеры он достиг в возрасте пятидесяти с лишним лет. Но даже среди самых одаренных представителей этого поколения лишь немногие смогли преодолеть культурные стандарты, воззрения, вкусы и нравственные принципы уроженцев маленьких городков Белоруссии и Украины.

Иммигранты второй алии твердо верили в демократию, и любую попытку ограничить ее, исходящую как от крайне левых, так и от крайне правых, считали не просто политическим уклонением, а настоящим преступлением. Еще более фанатичны они были в своих сионистских убеждениях: назвать кого-то «врагом Сиона» было для них самым страшным ругательством. Деятели второй алии были не либералами, а социалистами и считали непозволительной роскошью предоставление демократических прав врагам демократии. Слабое место этих политиков состояло в другом: в их страсти к дискуссиям, к бесконечным спорам, затрудняющим практические решения и действия.

Вторая алия стояла во главе палестинских трудовиков, затем – левого крыла сионистского движения и в итоги возглавила государство Израиль. Она утратила свое непосредственное влияние лишь после того, как Бен-Гурион сложил с себя полномочия премьер-министра, однако и после этого сохранила косвенное воздействие на израильское общество.

Третья алия породила лидеров, резко отличавшихся от своих предшественников. Такие известные деятели, как Мордехай Намир и Абба Хуши, Елиезер Каплан и Голда Меир, были более компетентными управленцами и экономистами, но менее убежденными гебраистами и не столь красноречивыми ораторами; кроме того, они не испытывали тяги к литературному творчеству. Оппозицию им в рядах «Мапай» возглавляли киббуцники: Табенкин принадлежал ко второй алие, а Цислинг и Галили приехали в Палестину еще детьми вместе со своими семьями накануне Первой мировой войны.

Как и любые обобщения, эта попытка дать общую харак-теристку третьей алии, безусловно, неполна. Разумеется, среди иммигрантов третьей волны были и такие, которые не вписывались ни в какую категорию. При всем коллективизме в этих молодых евреях-социалистах была яркая индивидуалистическая жилка; сами не подозревая, они уже готовились к ожидающим их впереди более важным делам. В то время они возглавляли киббуцы и работали профсоюзными чиновниками, организовывали митинги и забастовки, выступали с речами по самой злободневной в те времена теме: «О современной ситуации». Но все это были будущие лидеры еврейского государства.

Контрольный вопрос

КВ-3. Кто возглавлял рабочее движение в период 1918-1924 гг.? С какой волной алии он приехал?

3. «Бейтар» и формирование «ревизионистского» сионизма

В 1920 г. Жаботинский поселился в Иерусалиме. Предвидя опасность арабских антиеврейских выступлений, Жаботинский организовал первые отряды самообороны, которые во время арабских беспорядков 1920 г. пытались прорваться в Старый город Иерусалима для защиты его еврейского населения. За эту акцию военный суд приговорил Жаботинского к 15 годам каторжных работ, однако бурные протесты в Палестине, Англии и Америке вынудили английские власти сначала смягчить, а затем и вовсе аннулировать приговор.

Поскольку английское правительство начало ограничивать права евреев на репатриацию в Палестину, не оказывало поддержки поселенческой деятельности и, наконец, изъяло из территории, предназначенной по мандату Лиги Наций для еврейского национального очага, Заиорданье, считавшееся до тех пор неотъемлемой частью Эрец Исраэль, разногласия между Жаботинским и руководством ВСО во главе с Х.Вейцманом все больше углублялись. Жаботинский требовал от сионистского руководства проведения твердой линии сопротивления по отношению к Англии. После опубликования в 1922 Белой книги Жаботинский подал исполнительному комитету ВСО меморандум, в котором резко осуждал английское правительство. Однако меморандум Жаботинского и предложенный им проект резолюции были отвергнуты. В январе 1923 Жаботинский вышел из Исполнительного комитета ВСО и занялся литературно-издательской деятельностью, направленной главным образом на национальное воспитание молодежи. Полемизируя с идеологией социалистических партий в сионистском движении, видевших цель сионизма в создании в Эрец Исраэль общества, основанного на социалистических (или даже коммунистических) идеалах, Жаботинский настаивал на примате идеи создания еврейского государства над какими-либо другими идеалами. Жаботинский резко критиковал лидеров социалистов Эрец Исраэль за «утерю государственного горизонта во славу группового эгоизма». Жаботинский требовал официально провозгласить конечной целью сионизма создание еврейского государства по обе стороны реки Иордан, однако это требование было отвергнуто большинством голосов на Сионистских конгрессах в 1927 и 1931 г.г. из опасения усилить враждебность со стороны арабов. Жаботинский не разделял также и экономические концепции рабочих партий, однако считал, что «каждый резонный метод колонизации имеет право на опыт и на поддержку со стороны Сионистской организации», - как коллективный (киббуцный), так и частновладельческий. Жаботинский категорически отрицал классовую борьбу для еврейского общества Эрец Исраэль в период построения государства; он призывал решать трудовые конфликты не забастовками и локаутами, а принудительным третейским арбитражем.

Принципиальное различие между Жаботинским и левыми сионистскими лидерами проявилось также и в подходе к решению арабской проблемы в Палестине. Жаботинский в статье «О железной стене» (1924) писал, что надежды лево-социалистических сионистских идеологов на добровольное согласие арабов Палестины с еврейским заселением страны в обмен на те блага прогресса и цивилизации, которые оно сулит арабским жителям, утопичны. Однако это не означает, что с палестинскими арабами вообще нельзя достичь соглашения: «Невозможно только соглашение добровольное. Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды, именно потому, что они не сброд, а народ... Живой народ идет на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки». Такой «железной стеной» должна являться «власть, недоступная никаким арабским влияниям», т.е. еврейское государство и его вооруженные силы, а не британская мандатная администрация.

Объезжая в 1923-24 с циклом лекций ряд стран Европы, Жаботинский встретил широкую поддержку со стороны еврейского населения своим идеям, что побудило его к созданию новой партии в сионистском движении на основе ревизии (т.е. пересмотра) линии политического руководства Всемирной Сионистской Организации. В апреле 1925 в Париже состоялась первая конференция этой партии, принявшей название «Союз сионистов-ревизионистов»; при ней было организовано молодежное движение «Бейтар». Став вождем и идеологом широких кругов еврейской молодежи, Жаботинский выдвинул перед ней лозунг «только одно знамя», т.е. единая национальная цель, в противоположность двойственности сионистско-социалистической идеологии рабочего движения, в которой были соединены идеологическаая и национальная задачи.

«Бейтар»

В 1934 г. насчитывал 65 тыс. членов (в 26 странах и в 1100 городах). В целях подготовки еврейской молодежи к самообороне в Палестине и в диаспоре Бейтар организовал сеть школ, военных курсов и особые отряды, в которых обучали владеть оружием. В 1931 г. эти отряды объединились в Тель-Авиве с группой отколовшихся от Хаганы командиров, в результате чего был основан «Иргун цваи леуми» (Эцель), и с тех пор военная подготовка членов Бейтара в Палестине проводилась в рамках этой организации. Члены Бейтара составляли большинство бойцов Эцеля и занимали в нем почти все командные посты. Они принимали участие во всех военных операциях Эцеля, вплоть до окончания срока британского мандата на Палестину.

Поскольку сионисты-социалисты, распоряжавшиеся британской квотой на въезд в Палестину, неохотно выдавали места в ней членам Бейтара, члены Бейтара активно участвовали в организации нелегальной репатриации евреев из Европы в Палестину. Эту репатриацию Бейтар начал в 1937 г., и до 1940 г., в результате его деятельности, к берегам Палестины причалило 13 судов с нелегальными репатриантами. В 37 населенных пунктах Палестины Бейтар создал особые «отряды труда», основными задачами которых были халуцианский труд в сельскохозяйственных поселениях и в других населенных евреями местах, которым грозило нападение со стороны арабов, а также охрана этих мест. «Отряды» служили опорными пунктами Эцеля. Некоторые из них впоследствии составили ядро новых населенных пунктов. Каждый член Бейтара, переселившийся в Палестину, был обязан на два года вступить в «отряды труда».

Накануне Второй мировой войны Бейтар насчитывал во всех странах диаспоры около 100 тыс. членов. В некоторых странах Бейтар представлял самое многочисленное еврейское молодежное движение. Во время Второй мировой войны группы членов Бейтара участвовали в восстаниях в гетто Варшавы, Вильнюса и Белостока.

Свыше 3 тыс. членов палестинского Бейтара во время Второй мировой войны добровольно вступили в Еврейскую бригаду и в другие части британской армии. Они активно боролись за признание еврейского знамени и за введение еврейских эмблем в «палестинских отрядах британской армии», состоявших исключительно из евреев. Во второй половине 40-х годов, когда усилилась борьба еврейского подполья за независимость страны, британские власти Палестины объявили Бейтар вне закона. Лишь с провозглашением государства Израиль Бейтар возобновил легальную деятельность в стране.

С 1967 г. одной из основных целей Бейтара было основание еврейских поселений на территориях, контролируемых Израилем после Шестидневной войны...

(Краткая Еврейская Энциклопедия)

Контрольный вопрос

КВ-4. Кто и с какой целью организовал организацию Бейтар? Каковы были взгляды членов этой организации на методы борьбы за создание государства?

4. Религиозный сионизм (в этот период)

МИЗРАХИ (аббревиатура слов «мерказ рухани» – «духовный центр») – сионистское религиозное движение. Учредительное собрание, состоявшееся в 1902 г. в Вильне, объявило движение религиозной фракцией во Всемирной Сионистской организации. Девизом Мизрахи стал лозунг «Земля Израиля для народа Израиля, согласно Торе Израиля». Организация религиозно-сионистского «духовного центра» – еще до создания Герцлем Сионистской организации – была начата духовным вождем религиозного направления в Хибат Цийон раввином Ш. Могилевером, считавшим, что Тора должна служить духовной основой национального возрождения еврейского народа на его исторической родине.

В 1919-1920 гг. Мизрахи добилась признания своей системы школьного образования в качестве независимой части внутри образовательной системы Сионистской организации. [Так что начиная с 1920-х годов в рамках Сионистской организации было три направления школ: общее, религиозное и рабочее. Первые два были позже преобразованы соответственно в «Государственное общее» и «Государственно-религиозное», третье отмерло.]

После окончания Первой Мировой войны в Эрец Исраэль в составе Третьей алии начали прибывать члены молодежного крыла Мизрахи, стремившиеся к сочетанию халуцианского труда с религиозным возрождением. Они организовали новое движение «hа-Поэль hа-Мизрахи» – «религиозное рабочее движение» [занимавшееся созданием религиозных киббуцев, мошавов и т.д.]. Их девизом стал лозунг «Тора ве-авода» («Тора и труд») В 1955 г. обе организации слились, и таким образом была создана Национально-религиозная партия «Мафдаль».

Доминирующим идеологическим течением в движении Мизрахи был правый национальный подход, выступающий за обладание всей Землей Израиля, отрицавший политику «сдержанности» в отношении к арабскому террору в 1930-х гг. и умеренную линию Х.Вейцмана в отношении к мандатным властям. В вопросах внутренней политики Мизрахи также придерживалось правых [т.е. не-социалистических] взглядов. Мизрахи солидаризовалось с нерелигиозными сионистскими партиями, одновременно стремясь сплотить религиозные партии (несмотря на идеологические разногласия с Агудат Исраэль) в единый блок во время выборов в Кнесет. При Мизрахи был создан ряд культурно-религиозных учреждений, среди которых – Мосад hа-рав Кук («Институт р.Кука»), являющийся сегодня одним из крупнейших в мире издательств на иврите.

Мизрахи активно развивало свою образовательную сеть, включавшую детские сады, начальные и средние школы, иешивы, профессиональные школы и учительские семинарии. Эта система оставалась независимой вплоть до 1953 г., когда она была включена в качестве автономной ветви в государственную систему школ. В 1955 г. в Рамат-Гане был основан религиозный университет Бар-Илан. В рамках Мизрахи действуют женская организация «Эмуна» и юношеская организация «Бней-Акива».

(Краткая Еврейская Энциклопедия)

Контрольный вопрос

КВ-5. Какие основные изменения происходили в религиозном сионизме в этот период?

5. Конфликт с харедим. Первое политическое убийство в Эрец Исраэль

Рост еврейского населения и его организованность привели также и к административным изменениям. Иврит стал одним из официальных языков страны, наряду с английским и арабским. Организации ишува («Ваад Леуми» – «Национальный Совет») были официально признаны как органы самоуправления. Был создан имевший сионистскую ориентацию Главный Раввинат, который возглавил р.Авраам-Ицхак Кук.

За время Третьей алии ишув не только вырос количественно, но и претерпел серьезные качественные изменения. Численность Нового ишува (т.е. сионистов) стала теперь больше, чем численность Старого ишува. В самом Старом ишуве наблюдалось расслоение – одна его часть сближалась (если не идеологически, то по крайней мере практически) с сионистским движением и постепенно стала участвовать в деятельности «Ваад Леуми». Другая часть, наоборот, не хотела иметь ничего общего с антирелигиозными сионистами-социалистами. Представителем интересов этой части стал профессор Яаков де-Хаан, приехавший из Голландии в рамках сионистского движения, а потом перешедший в лагерь Старого ишува. В то время шла очень острая борьба за то, кто будет представлять евреев Земли Израиля в глазах международной общественности. Количественно Новый и Старый ишувы были примерно равны; но по «представительности» (т.е. по европейскости) своих лидеров Старый ишув никак не мог тягаться с Новым. Западный профессор и адвокат Я.де-Хаан был находкой для тех сил в Старом ишуве, которые не хотели, чтобы сионистское движение монополизировало представительство евреев Земли Израиля; и они сделали его своим официальным посланником. Я.де-Хаан начал проводить международные встречи, при этом он открыто выступал против сионизма и алии. Его деятельность была достаточно опасна для сионистского движения, и руководство Иерусалимской Хаганы решило его убить, чтобы остановить эти попытки; что и осуществило. (Официальное руководство Хаганы резко отмежевалось от этого убийства, но дело было сделано.)

Третья алия приостановилась в 1923 г. из-за тяжелого экономического кризиса, поразившего Страну. Тысячи людей остались без работы и не могли себя прокормить. Из 8,200 человек, прибывших в Страну в этом году, 3,200 были вынуждены ее покинуть.

6. Арабские беспорядки 1920 года. Защита Тель-Хай и оборона населения

В феврале 1919 года в Сирии состоялся Всеобщий арабский конгресс, в котором участвовали представители арабского насе­ления Эрец Исраэль. Решения конгресса, в частности, гласили:

Мы отвергаем требование сионистов создать еврейскую республику в Южной Сирии, известной под названием Эрец Исраэль, и мы выступаем против еврейской иммиграции в любую часть страны. Мы не считаем, что у евреев есть права на Палестину, и видим в их требованиях серьезную опасность для нашей национальной, политиче­ской и экономической независимости. Мы не желаем ника­кого раздела Сирии и отделения от нее Эрец Исраэль или каких-либо участков побережья на западе Ливана. Мы требуем, чтобы наша земля не была разделена ни при каких условиях.

В то время, как на конференции в Сан-Ремо (Италия) решалась судьба Эрец Исраэль, по всей стране начались арабские беспо­рядки. Эти выступления были направлены как против фран­цузских властей в Сирии, так и против еврейского ишува. В феврале 1920 года группа арабов устроила налет на еврейские поселения в Метуле и Тель-Хае, на севере Галилеи, в районе нейтральной полосы, разделяющей английскую и французскую зоны оккупации. Среди погибших во время нападения на эти поселения был Иосеф Трумпельдор.

Контрольный вопрос

КВ-6. Что послужило поводом начала арабских беспорядков в 1920 году?

7. Английская реакция на беспорядки

В марте состоялись многочисленные арабские демонстрации "против превращения Палестины в еврейскую республику". Они переросли в кровавые столкновения. В Иерусалиме английской полиции потребовалось три дня, чтобы прекратить беспорядки. Девятнадцать человек было арестовано, и среди них — Зеев Жаботинский, организовавший отряд еврейской самообороны.

События в Иерусалиме были представлены военной администрацией как быстро ликвидированные несущественные нарушения порядка, а вот сионистские притязания, якобы спро­воцировавшие эти беспорядки, — как гораздо более серьезная проблема для британской администрации.

Ишув все с большим подозрением относился к политике англичан в Эрец Исраэль.

В марте 1921 года в Каире состоялось совещание с участием всех ответственных чиновников английской администрации на Ближнем Востоке. На совещании были определены пути уре­гулирования напряженности в этом районе с учетом соблюдения имперских интересов. В частности, было решено передать территории за Иорданом эмиру Абдалле и со временем вывести их из-под юрисдикции мандатных властей.

После закрытия совещания в Эрец Исраэль прибыл Черчилль. К нему обратились представители Еврейского национального со­вета и Арабского исполнительного комитета. Евреи заявили:

Еврейский народ относится с полным пониманием к национальным устремлениям арабского народа. И мы зна­ем, что наши усилия возродить национальный очаг для еврейского народа в Эрец Исраэль — маленьком клочке земли по сравнению со всеми арабскими странами — не затрагивают их суверенных прав. Наоборот, мы уверены, что возрождение евреев на этой земле может только помочь арабскому национальному возрождению.

Близость арабского и еврейского народов, которая вы­ражается в языке, общих этнических корнях и в общем историческом прошлом, — это залог того, что со временем мы достигнем взаимопонимания...

Арабы потребовали:

Черчилль отказался принять требования арабов и заявил, что следует видеть в Декларации Бальфура и иммиграции евреев в Эрец Исраэль свершившиеся факты послевоенной действитель­ности, на которых основываются обязательства, налагаемые ман­датом. В ответ арабы организовали антибританские демонстрации и еврейские погромы.

В июле 1922 года Черчилль опубликовал Белую книгу. В этом документе объявлялось о создании королевства Трансиордания под управлением эмира Абдаллы и отделение его от Эрец Исраэль (что явилось, по сути, созданием первого Палестинского государства), подтверждалась связь еврейского народа с Эрец Исраэль и го­ворилось, что евреи находятся на этой земле по праву, а не по милости других народов. Требования арабов прекратить алию были отклонены, но было подчеркнуто, что количество выдавае­мых разрешений будет зависеть от экономической "емкости" страны, то есть от возможности абсорбировать олим в хозяйстве страны без ущерба для арабского населения. Также было подчер­кнуто, что Декларация Бальфура не предполагает превратить Эрец Исраэль в национальный очаг для еврейского народа, а только лишь создать его на территории Эрец Исраэль.

Контрольный вопрос

КВ-7. Какова была английская реакция на арабские беспорядки?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Как отразилось поражение второй русской революции на демографической карте Израиля?



КВ-2. Кто возглавлял рабочее движение в период 1918-1924 гг.



КВ-3. Кто и с какой целью организовал организацию Бейтар? Каковы были взгляды членов этой организации на методы борьбы за создание государства?



КВ-4. Какие основные изменения происходили в религиозном сионизме в этот период?



КВ-5. Что послужило поводом начала арабских беспорядков в 1920 году?



КВ-6. Какова была английская реакция на арабские беспорядки?