К оглавлению "Рав А.И.Кук- создатель философии религиозного сионизма"
Отрывки из книги Орот
Перевод Фримы Гурфинкель
Под редакцией Пинхаса Полонского
(КнигаОрот, содержащая основы религиозно-сионистской концепции рава
Кука, говорит прежде всего об особой связи еврейского народа с Землей
Израиля и об отличиях путей духовного развития еврейского народа в Эрец
Исраэль и в галуте.)
Страна Израиля не является чем-то внешним, неким внешним достоянием
народа, средством для достижения цели общего объединения и поддержания
материального или даже духовного существования. Страна Израиля- это
самостоятельное целое, связанное жизненной связью с народом, она
соединена своими внутренними свойствами с его действительностью.
* * *
Свойства страны и свойства народа соответствуют друг другу. Подобно
предназначению народа- Божественному вознесению из глубин его бытия, -
Страна Израиля, которая есть земля Господа, совершенствует народ,
живущей на ней в силу вечного наследства, полученного с заветом, клятвой
и упованием. Вечность Израиля основана на неизменной Божественой
природе, заложенной в этой удивительной прекрасной земле,
предназначенной служить народу, который Господь избрал сокровищем Себе.
Душа народа и земля вместе формируют основу своего бытия, стремятся и
требуют осуществить свое святое стремление.
* * *
Священная связь народа Израиля со своей святой землей отличается от
естественной связи любого другого народа с его страной. Ибо естественная
связь формируется в течение длительного периода в ходе целого ряда
событий в процессе жизни многочисленного и сильного народа, собравшегося
для совместного постоянного проживания в определенной стране. И тогда
некая историческая привязанность, происходящая от привыкания, начинает
биться в сердцах грядущих поколений, и между народом и землей возникает
духовная связь. От такой (естественной) связи отличается связь народа
Израиля с Эрец-Исраэль, ибо это- Божественная связь из источника
святости, когда народ Израиля освятился святостью прекрасной земли. Эта
священная печать выделяется высшим Божественным указанием. Тора,
описывая создание связи между евреями и Святой землей, говорит: вы были
тогда малочисленны, когда появились в этой стране. И более того: вы
тогда жили в ней не как постоянные жители, а как прищельцы. Иными
словами, ни один из естественных факторов не способствовал установлению
этой начальной связи между народом и страной. Эта связь возникла как
Божественное творение по слову Господа и святоиу завету Его, по закону
вечной клятвы, когда Он изрек и стало так. Вы были тогда малочисленны
и ничтожны, пришельцы в ней- и тем не менее эта связь осуществилась.
* * *
Чтобы познать жизнь нации, путь по которому она идет, в особенности ее
устремленность к будущему, нужно прийти в Страну Израиля и быть здесь
постоянно телом, душой и духом.
* * *
Самобытное израильское (т.е. еврейское) творчество в области мысли,
жизни и действия становится возможным для народа Израиля только в Стране
Израиля.
* * *
Святость, заложенная в природе, в нормальной естественной жизни- может
осуществиться только в Стране Израиля. Когда же Шехина (Божественное
Присутствие) отправляется в изгнание вместе с народом Израиля, то там, в
галуте, она реализует иной уровень святости- это святость
противопоставленная природе и обычному течению естественной жизни. Но
святость, противоборствующая природе, жизни, не является святостью
совершенной. И потому в процесе возвращения еврейского народа и Шехины в
Эрец-Исраэль эта несовершенная (галутная) святость должна быть
поглощена высшей сущностью, высшей святостью, которая является святостью
в природе и в жизни. В Галуте святость вытесняет жизнь, противоборствует
ей. В Эрец-Исраэль напротив, святость согласуется с жизнью и реализуется
в ней самой. Такая, более высшая святость, является основой исправления
и совершенствования всего мира. Святость осуществляемая в изгнании не
будет утеряна, а присоединится к святости святой страны. Именно об этом
говорит нам Талмуд, предсказывая, что: в будущем молитвенные и учебные
дома Вавилона утвердятся в Стране Израиля.