К оглавлению "Рав А.И.Кук- создатель философии религиозного сионизма"

Сионизм и религиозная революция рава Кука

1. Не только религиозный сионизм, но и глобальное обновление иудаизма
2. Общенациональный диалог с Богом и изменение представлений о монотеизме
(а) Что такое монотеизм?
(б) Концепция рава Кука об индивидуальном, общенациональном и общечеловеческом уровнях диалога с Богом
(в) Непосредственные следствия  концепции общенационального диалога с Богом
3. Концепция «Продолжающегося откровения» и изменение парадигмы религии
(a)Концепция «Продолжающегося откровения» как следствие из общенационального Диалога
(б) Изменение парадигмы религии и центральная роль творчества
(в) Ортодоксальная модернизация и программа развития иудаизма на ближайшее столетие
4.Новый подход к Каббале

 

В издательстве «Маханаим» (Иерусалим-Москва) вышла в свет книги «Рав Авраам-Ицхак Кук,  личность и учение». Это первая работа на русском языке, посвященная описанию и анализу философских основ религиозного сионизма,  – течения, почти неизвестного в диаспоре , но играющего огромную роль в жизни Израиля. Редактор-составитель книги - д-р Пинхас Полонский, преподаватель университета Бар-Илан, специалист по современной еврейской религиозной философии. Эта статья написана на основании книги и представляет собой краткое изложение ее основных положений.

Книгу можно заказать по электронному адресу pinchas@machanaim.org или отправив SMS на номер (+972)546658902,  в США -   yurys-piano@comcast.net  или по телефону (617)332-0864.

 

Рав Авраам-Ицхак Кук (1865 г., Латвия – 1935г., Иерусалим) является, наверное, одним из самых выдающихся еврейских религиозных авторитетов 20 века. В 1904 году он переехал в Палестину, где стал раввином Яффы, а затем Иерусалима. В 1921 году он был избран на пост первого главного ашкеназского раввина подмандатной Палестины. Каббалист, объединивший в своем учении идеи Виленского Гаона и наследие хасидизма, он являлся создателем  философии религиозного сионизма,  – течения, символом которого стала «вязаная кипа», и к которому принадлежит сегодня более половины религиозных ортодоксов в Израиле. Его учение привлекает к себе огромное внимание всего еврейского интеллектуального мира, поскольку все ощущают, что подход разработанный равом Куком, был новым разворотом иудаизма, новым словом в его развитии. Но далеко не все, даже среди сторонников рава Кука и его последователей, осознают в чем собственно была суть этой религиозной революции. Именно этому анализу посвящена выпущенная сейчас издательством «Маханаим» книга «Рав Кук – личность и учение». В данной статье мы попытаемся обрисовать основные моменты этой религиозной революции.

1.     Не только религиозный сионизм, но и глобальное обновление иудаизма

Спецификой религиозной революции рава Кука является то,  что она, полностью находясь в рамках ортодоксального иудаизма, представляет собой «ортодоксальную модернизацию». Но что вообще означает это понятие, не является ли оно внутренне противоречивым? Можно ли оставить нетронутым все религиозное содержание, все законы и заповеди – но при этом модернизироваться?

Для того, чтобы представить как вообще такое может быть, приведем аналогию из, казалось бы, совершенно другой области. Представим, у нас висит картина на стене, и мы долго разглядываем эту картину и изучаем ее. Мы изучаем ее день, год, десять, сто лет, почти две тысячи лет. И мы уже выучили эту картину наизусть, знаем в ней каждую деталь и каждую черточку и считаем, что понимаем, какой смысл она несет. Но вдруг вся стена осветилась, и мы увидели, что вся она представляет собой одну большую картину, а наша картина – это только фрагмент целого. В этот момент – хотя сама картина осталась полностью неизменной – весь смысл нарисованного на ней изменится. (Например, мы думали, что человек на картине сидит одиноко – но когда осветилась стена, то мы увидели, что напротив него сидит собеседник и они разговаривают!) Это и есть «ортодоксальный модернизм» –  все детали остаются на месте, но смысл всего меняется – или, скорее, проясняется.

Возвращаясь от этой аналогии к иудаизму: тысячелетия мы думали, что иудаизм занимается только сугубо религиозной областью жизни и что такие вещи, как наука, литература, искусство, государство и прочая «светская жизнь» не являются сущностной частью религии. Рав Кук показал нам, что все мироздание, вся культура и цивилизация, есть единое целое, которое должно быть осмысленно на религиозном уровне. Он расширил иудаизм до  размеров цивилизации – причем не только «еврейской цивилизации» (мира еврейской жизни, как он сложился за последнее тысячелетие в диаспоре), но до размеров цивилизации всего человечества.

Основные пункты того, как он это сделал, мы рассмотрим ниже.

 

2.     Общенациональный диалог с Богом и изменение представлений о монотеизме

(а) Что такое монотеизм?

Каковы главные характеристики монотеистической религиозности? Что такое вообще монотеизм, и почему переход к монотеизму так сильно продвинул человечество?  Очевидно, что суть монотеизма – и его кардинальное отличие от идолопоклонства – далеко не только в том, что Бог один.

Дело в том, что в любой системе идолопоклонства тоже есть единая высшая сила, но она  всегда представляет собой безличностный закон: для древних греков – это Рок, для буддистов –  это закон Кармы, для китайцев –  это закон Неба и т.п. Зевс, например, вовсе не был высшим божеством греческой мифологии, т.к. он отнюдь не всесилен. Высшим был Рок, который тотально властвует надо всем, и никто не может быть сильнее него. Почему же греки молились не Року, а Зевсу? Потому, что Рок – это не субъект, не личность, он не разговаривает с нами и не откликается на обращение, это бездушный закон природы. Поэтому молиться – т.е. обращаться к нему – бессмысленно, и остается молиться Зевсу, который, хотя и стоит ниже Рока, но входит с людьми в диалог. Подобная же логика присутствует в любой другой идолопоклонской системе – от древнего Вавилона и до языческого сибирского шамана.

Но если Высшая мировая сила, как это воспринимается идолопоклонником, есть безличностный и безразличный к человеку закон природы, то общего цельного смысла в мире нет и не может быть.

Центральная же идея монотеизма - это идея того, что Бог  (т.е.  Высшая Сила, создавшая мир и его законы, и полностью властвующая над мирозданием) создал человека по Своему образу и подобию. Личность есть образ Бога, а вся наша жизнь – это Диалог между Человеком и Богом. Все что мы делаем и утверждаем, все наши решения и поступки, –  это и есть те слова, которые мы говорим Богу, а все, что с нами происходит – это ответное слово Бога по отношению к нам. 

А раз Бог  создал человека, то Он любит его, и поэтому центральными заповедями для человека становятся любовь к Богу и любовь к ближнему, как две стороны одной концепции. Можно даже сказать, что и любовь к Богу можно измерить по степени любви к ближнему, как к образу и подобию Бога, и что критерием уровня духовности общества является то, в какой степени в этом обществе к человеку относятся как к «образу Бога», уважая его личность, достоинство и свободу.

И раз Бог создал Человека по Своему подобию, то Он относится к человеку как к Своему сыну (т.е. каждый из нас – сын Бога), и Бог стремится к тому, чтобы продвинуть человека к добру. А это значит, что в целом мир осмыслен, в мире в целом есть и будет продвижение к добру. Любовь Бога к человеку дает смысл миру, и поэтому монотеизм – это фундаментально оптимистическая концепция.

 Все эти центральные идеи иудаизма легли в основу Западной цивилизации, и их распространение продолжается и сегодня. Концепция монотеизма чрезвычайно продвинула человечество, так как эта концепция создала представление о человеке как об образе и подобии Бога, придала  каждому человеку статус личности, творца, возложила не него ответственность перед Богом за свое поведение и дала ему миссию (Божественное задание)  продвижения мира к добру, а также уверенность в Божественной поддержке для реализации этой миссии.

Сделав это общее предисловие, перейдем теперь к тому, что создал именно р. Кук.

 

(б) Концепция рава Кука об индивидуальном, общенациональном и общечеловеческом уровнях диалога с Богом

Рав Кук объясняет, что в вопросе понимания жизни как Диалога с Богом в иудаизме имеется не одна (обычный уровень монотеизма), а две центральные идеи. Первая – это изложенная выше идея индивидуального диалога человека с Богом. Вторая идея – это общенациональный диалог с Богом, т.е. то же самое, но на уровне не только индивидуума, но и народа. Иными словами, народ как единое целое во всех своих поколениях тоже является Личностью,  народ имеет свободу выбора, может поступать хорошо или плохо, может действовать,– и его решения и действия - это то слово, которое народ хочет сказать Богу. А то, что происходит с народом, есть слово Бога, обращенное к нему. И если в индивидуальном случае Диалог развивается в рамках индивидуальной биографии, то в общенациональном плане Диалог разворачивается в течении многих столетий национальной истории.

И поскольку Диалог с Богом это прежде всего не наши слова и молитвы, но наши действия,  то, для того, чтобы народ мог войти в полноценный диалог с Богом, народу требуется возможность действовать как единое целое, а для этого нужен национальный организм, национальное тело, та или иная форма государства. Без него диалог не может быть полноценным.

В применении к еврейскому народу из этого следует, что сионизм и создание Государства Израиль возвращают еврейский народ в рамки полноценного общенационального диалога с Богом. Главное религиозное значение Государства Израиль не в том, что в Израиле соблюдается Шабат и кашрут (хотя и это, конечно, тоже важно), - а в том, что само создание Государства заставляет еврейский народ принимать решения и действовать как единое целое. Общенациональные действия создают общенациональную ответственность. Это не только продвигает народ и воспитывает его, но и дает возможность осознать общенациональный уровень монотеизма и дальше передавать его человечеству.

Рав Кук объясняет, что соотношения идей индивидуального и общенационального диалога с Богом изменялось в ходе четырехтысячелетней истории еврейского народа. Вначале, в эпоху праотцов и дарования Торы, были заложены обе эти идеи, и во времена Танаха (до 5 в. до н.э.) эти оба вида диалога проявляются и развиваются. Однако все человечество в целом не могло воспринять сразу оба эти уровня Диалога, оно еще не было готово к этому. Поэтому во времена Второго Храма осознание индивидуального диалога сохраняется  в еврейской культуре, а чувство общенационального диалога с Богом постепенно разрушается, так что к концу эпохи Второго Храма оно почти совершенно исчезает (вследствие чего и распадается еврейское государство). Именно в этот момент из иудаизма исходит христианство, которое несет человечеству идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, и оно начинает распространять еврейские идеи человечеству. Еврейский же народ, уйдя в изгнание и рассеяние, почти полностью теряет уровень общенационального диалога с Богом и концентрируется на  исправлении себя на индивидуальном уровне.

В наше время, по мнению рава Кука, эти процессы подошли к своему завершению, т.е. человечество постепенно переварило идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, а евреи за это время исправили себя на индивидуальном уровне. Пришла пора, говорит рав Кук, начать передавать человечеству вторую порцию Божественного света. Для того, чтобы это стало возможным, возникает  сионизм, он строит государство Израиль, и еврейский народ снова получает возможность вести общенациональныйо диалог с Богом. И хотя сионизм этого совершенно не планировал, народ вынужден начать вести и постепенно осознавать этот диалог с Богом,  чтобы затем передать его человечеству. В этом будет проявляться дальнейшая реализация еврейской избранности, которая, как формулирует ее пророк Исайя, состоит в том, чтобы быть «светочем для народов мира», продвигать человечество.

Кроме общенационального уровня диалога с Богом рав Кук дает нам представление также и о Диалоге Бога с человечеством как единым целым, но этот общечеловеческий диалог с Богом не отменяет, а дополняет общенациональный диалог каждого народа и может быть построен только на его основе.

(в) Непосредственные следствия  концепции общенационального диалога с Богом

Итак, идея общенационального диалога с Богом  дает нам совершенно другую перспективу всего восприятия иудаизма.

Это прежде всего идея сакрализации истории, т.е. понимании истории как религиозного процесса, – понимание которое ярко отразилось в исторических книгах Библии. Без этой концепции, например, невозможно понимание праздников Хануки и Пурима, а также понимание причин отсутствия подобных «исторических праздников» в культуре всех христианских народов, и вообще причины почти полного невнимания христианских религиозных мыслителей к национальной истории их собственных народов.

Этот подход дает нам также совершенно новую перспективу понимания многих современных еврейских религиозных проблем. Например, почти вся Галаха, которая содержится в Талмуде и Шулхан Арухе, сформировалась после потери государственности, в период отсутствия общенационального диалога, и поэтому все индивидуальные заповеди рассмотрены в ней весьма подробно, а заповеди общенациональные почти совсем не рассмотрены. Соответственно, по общенациональным заповедям у нас почти совсем отсутствует Галаха, и нам приходится сейчас ее разрабатывать по ходу жизни Государства Израиль. Понимание существования общенациональных заповедей значительно меняет перспективу множества аспектов  еврейской жизни.

Но что еще более существенно – этот подход совершенно меняет понимание смысла иудаизма и всей еврейской истории. Вместо «религии пунктуальности», сосредоточенной на соблюдении деталей заповедей – иудаизм снова предстает мировой универсальной религией, проложившей путь человечеству в прошлом и дающую путь продвижения в будущее.

3.     Концепция «Продолжающегося откровения» и изменение парадигмы религии

Перейдем к рассмотрению второй из центральных  концепций рава Кука – концепции  «Продолжающегося откровения», которая является в каком-то смысле еще более радикальной, т.к. она вообще меняет парадигму религии, меняет саму схему нашего понимания религии.

(a) Концепция «Продолжающегося откровения» как следствие из общенационального Диалога

Если Бог ведет диалог с народом как с единым целым, и тем более со всем человечеством (а не только отдельные диалоги с каждым индивидуумом), то это один общий диалог на всем протяжении истории народа, длящийся во всех его поколениях. И если это действительно живой диалог, то в этом диалоге Бог должен продолжать говорить что-то, что будет новым для всего народа, что раньше не было открыто людям.

Иными словами, из идеи общенационального диалога естественным образом следует концепция Продолжающегося Откровения, идущего в самом ходе исторического процесса. Для этого Откровения совсем не обязательны чудеса или пророки – Бог говорит с нами в самом ходе истории, в ходе развития цивилизации, через то, что происходит с народом и с человечеством.

Но если мы рассматриваем ход истории, развитие культуры и цивилизации как Продолжающееся Божественное  Откровение – то это означает, что у нас есть не один источник Откровения (как обычно считается в религии), а два. Первый источник откровения – это исходное раскрытие Божественности, происходящее при возникновении религии – при праотцах, и Даровании Торы на горе Синай. Содержание этого Откровения передается нам через традицию. Но кроме этого «исходного Откровения» есть еще и «текущее» Продолжающееся откровение. Бог не устранился из истории, Он продолжает говорить с еврейским народом и  человечеством. Это Откровение проявляется в ходе развития всех аспектов культуры, науки, этики, общества, социума и государства. Таким образом, это развитие не только имеет духовную ценность, но и более того – содержит в себе Откровение; и поэтому мы должны постоянно стараться понять, что именно Бог в ходе истории хочет сказать нам.

При этом, разумеется, мы не можем отбросить ничего из Исходного Откровения – ведь оно представляет собой слово Бога, а Божественное Слово неотменяемо. Но и мы не можем отвернуться также и от Продолжающегося Откровения, выражаемого в ходе истории – ведь мы, как религиозные люди, не хотим пренебречь тем, что Бог хочет нам сказать. Поэтому мы должны полностью сохранить все аспекты религии (ортодоксальность), и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире (модернизм), и стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся Откровением (ортодоксальный модернизм).

(б) Изменение парадигмы религии и центральная роль творчества

Концепция «постоянно Продолжающегося Откровения»  и необходимость интегрировать исходное и продолжающееся Откровения – это совершенно новая и революционная концепция, которую мы не встречаем ни в одной другой религиозной схеме. Рав Кук обосновывает эту концепцию на классических идеях Каббалы, и мы можем встретить некоторые ее элементы еще у еврейских авторов предыдущих веков и даже в Мидрашах эпохи Талмуда. Но до р.Кука никто не формулировал ее столь явно. До р. Кука нет явного осознания того, что ход истории, ход развития цивилизации, науки, культуры – это диалог Бога с человечеством, постоянно несущий нам религиозное новое и требующий обновления религии.

Эта концепция меняет даже саму парадигму религии (т.е. способы нашего взаимодействия с  ней). А именно, мы обычно  воспринимаем религию как некую данность, наше отношение к которой варьируется в пространстве понятий «изучения» и «принятия». Т.е. мы можем изучать или не изучать ту или иную религию, принимать или не принимать ее; но при встрече с религией никому из нас обычно не приходит в голову, что можно оставаясь ортодоксальным (т.е. оставаясь в рамках исходной религии, не создавая иную конфессию) эту религию «продолжать и развивать».

Концепция «Продолжающегося Откровения», меняя парадигму религии, открывает путь к ней для тех, кого «душит» статичность классической религиозной формы. Эта концепция, находя творчеству место в самой сердцевине религии,  убирает несоответствие между нашим интуитивным ощущением Божественности творчества и тем, что мы не находим этого параметра в религии в ее обычной форме.

(в) Ортодоксальная модернизация и программа развития иудаизма на ближайшее столетие

Рав Кук не только декларирует необходимость ортодоксальной модернизации, но он также дает схему этой модернизации и разрабатывает ее механизм. Основой этой модернизации является развитие иудаизма путем извлечения искр Божественного света  из современных нерелигиозных идеологий. Более того, р.Кук даже дает программу развития иудаизма на ближайший исторический период,  порядка пары столетий. Подобная вещь – разработка программы развития религии – является, действительно, совершенно уникальной.

Поскольку со времени р. Кука прошло уже около ста лет, мы можем посмотреть, какая часть провозглашенной им программы уже выполнена, оценить достижения и недостатки, в чем-то подкорректировать наше понимание путей развития иудаизма и продолжить ее реализацию. Этим, по сути, и занимается религиозно-сионистское движение в современном Израиле.

4.    Новый подход к Каббале

Как мы уже отметили выше, весь подход рава Кука базируется на Каббале, причем на новом уровне ее осмысления и изложения.

Каббала рава Кука – это каббала Диалога Бога с еврейским народом. Поэтому он, в частности, рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, т.е. дает социологическую проекцию Каббалы). Он также рассматривает нас самих не как исходно пустые сосуды, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху, - но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я,  Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего Я, человек и народ обретают смысл своей жизни. Именно эта реализация и составляет сущность религии.