2. Сказанное верно в том случае, если не было раскаяния. Если же человек раскаялся в своих грехах, раскаяние служит щитом, защищающим его от наказания. Так же, как человек грешит по своей воле и разумению, так и раскаяние он совершает по своей воле и разумению.
3. Но бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенныe человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство свое, и погибнет он за грехи, в которых повинен. Об этом говорят слова Святого Творца, благословен Он, переданные пророком Йешаягу: "Огрубей, сердце народа этого, отяжелейте уши его и глаза закройтесь, чтобы не мог он увидеть глазами своими, и услышать ушами, и сердцем уразуметь, и раскаяться, и исцелиться" (Йешаягу, 6:10). И также сказано: "Они оскорбляли Божьих посланников, поносили слова Его, издевались над Его пророками - до тех пор, пока не возгорелся гнев Господа на народ свой и не стало исцеления" (Диврей hа-Ямим II, 36:16) - то есть грешил народ по своей воле и умножал злодеяния свои до тех пор, пока не была отнята у него возможность раскаяния, которое именуется "исцелением". И поэтому написано в Торе: "И Я ожесточу сердце фараона" (Шмот, 4:21). За то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, как написано: "Давайте применим против него хитрость" (Шмот, 1:10) - по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона. А зачем же посылал Он к фараону Моше с требованием отпустить евреев и раскаяться? Ведь сказал ему уже Святой Творец, благословен Он: "Не отпустишь ты их", как написано: "И ты, и рабы твои, знаю Я, не убоитесь вы Господа Бога" (Шмот, 9:30), "И ради этого Я дал тебе выстоять: чтобы показать тебе могущество Мое и чтобы прославить Имя Свое по всей земле" (Шмот, 9:16). Всевышний это сделал для того, чтобы все обитатели мира узнали, что если пожелает Святой Творец, благословен Он, лишить человека раскаяния - не сможет тот раскаяться и погибнет за свои злодеяния, которые совершил прежде. Так и Сихон - за грехи его была отнята у него возможность раскаяться, как сказано: "Ибо укрепил Господь, Бог твой, дух его и ожесточил его сердце" (Дварим, 2:30). Так и ханаанеяне - за их разврат лишены были возможности раскаяться и вышли на войну с евреями, как сказано: "От Господа было это, что ожесточилось их сердце и вышли они на войну с Израилем, чтобы быть уничтоженными" (Йегошуа, 11:20). Так и евреи во времена Элияhу - за множество их злодеяний Всевышний отнял у тех, чья мера грехов переполнилась, способность к раскаянию, как сказано: "И Ты отвратил их сердце [от Себя]" (Млахим I, 18:37) - то есть, лишил их раскаяния. Итак, Бог не заставлял фараона делать зло евреям и Сихона - грешить в своей земле, и ханаанеян - развратничать, и евреев - поклоняться идолам, но все они согрешили по своей воле и за это лишены были раскаяния.
4. И поэтому просили Всевышнего пророки и праведники в своих молитвах о том, чтобы Он помог им идти по пути истины, как сказал Давид: "Научи меня, Господи, путям Своим, и я пойду дорогой истины Твоей" (Теhилим, 86:11) - то есть, "да не закроют для меня грехи мои дороги к истине, к знанию путей Твоих и великого единства Твоего". И сказано: "Великодушием меня надели" (Теhилим, 51: 14) - то есть, "позволь духу моему исполнять волю Твою, и да не буду я лишен возможности раскаяться в грехах своих, но оставь мне свободу выбора, чтобы я вернулся [к Тебе] и постиг, и познал путь истины". Таким образом объясняются и другие стихи Танаха.
5. А что означают слова Давида: "Добр и справедлив Господь и поэтому укажет Он грешникам путь [истины]. Поведет Он смиренных дорогой справедливости и научит кротких Своему пути" (Тегилим, 25:8,9). Смысл их в том, что Всевышний пошлет к ним пророков, которые будут учить их путям Всевышнего и побуждать к раскаянию. А так же в том, что придаст смиренным сил, чтобы учиться и постигать. Ибо это свойственно каждому человеку - чем дальше он идет путем мудрости и справедливости, тем больше он жаждет их, как сказали мудрецы: тому, кто желает очиститься, помогают, то есть, [тот, кто вступает на путь праведности], ощущает, что его поддерживают в этом. [Но так как это не прямая помощь свыше, а свойство человеческой природы, такая поддержка не является нарушением принципа о свободе воли.] Но ведь в Торе написано (о евреях в Египте) : "И будут притеснять и мучить их" (Брейшит, 15:13). Значит [с самого начала] было предопределено, что египтяне будут творить зло? И сказано: "Станет этот народ совратившись поклоняться богам народов той земли" (Дварим, 31:16) - значит, предопределил Всевышний, что Израиль будет поклоняться идолам? Почему же он был наказан? Потому что не было предопределено для каждого человека в отдельности, что он будет грешить. И каждый из идолопоклонников, если бы не захотел, - не стал бы служить идолам; Творец лишь рассказал Моше о ходе истории в целом. К примеру, если было бы сказано: "Среди этого народа будут праведники и грешники", не может сказать из-за этого грешник: "Я вынужден быть грешником, раз Святой Творец, благословен Он, сказал Моше, что будут среди Израиля грешники". Точно так же слова: "Не переведутся бедняки в стране" (Дварим, 15:11) не означают, что кому-то на роду написано быть бедняком. Так и египтяне, каждый из тех, кто притеснял евреев и причинял им зло, если бы не захотел - не стал бы делать бы этого. Ведь Всевышний не повелел [притеснять евреев] определенному человеку; он лишь сообщил Авраhаму, что его потомству предстоит быть в рабстве в чужой земле. И как мы уже сказали выше, не может человек понять, каким образом Всевышнему ведомо будущее.