К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Краткое изложение содержания

Посвящение

Йеhуда бен Шимон, ученик Маймонида, -- типичный представитель аудитории, к которой обращен Путеводитель. Курс наук, пройденный им, с одной стороны, подготовил его к восприятию метафизики, с другой -- пробудил вопросы и вызвал растерянность, ответом на которую и служит Путеводитель. Тройственная задача Путеводителя -- 1) согласование философии и религии; 2) критика подхода мусульманских теологов (мутакалимов) и их еврейских последователей к этой проблеме; 3) истолкование тайного смысла Писания и талмудического предания там, где они касаются метафизических материй.

Введение

Тема трактата -- истолкование многозначных и метафорических выражений, а также неявных аллегорий, содержащихся в Писании, поскольку буквальное понимание таких мест служит причиной растерянности людей, совместивших философское знание с убежденностью в истине Торы и предания. Кроме того, в трактате затрагиваются тайны науки о природе и науки о Божественном, поскольку они отразились в Писании и предании. Сама суть этих предметов такова, что они могут явиться человеческому разуму только в отдельных вспышках озарения, а не в ровном свете дискурсивного мышления. Соответственно характеру постижения, их изложение также не может быть явным и последовательным, -- должно прибегать к намеку и иносказанию. Благодаря присущей метафоре и притче двойственности внешнего и внутреннего, они могут отразить диалектику сокрытия и раскрытия высших предметов знания. Точно так же эта двойственность отвечает двоякой цели Откровения: внутренний смысл притчи служит интеллектуальному просвещению избранных, внешний -- наставлению народа в практической жизни.

Наставление о сем трактате

Предостережения, призванные предупредить превратное понимание трактата неподготовленными читателями. Трактат написан чрезвычайно тщательно и требует внимательного чтения. Главное -- избегать поспешных выводов и домыслов, "развивающих" тезисы трактата. При соблюдении этих условий даже новичок может извлечь из него определенную пользу, однако истинный смысл доступен только подготовленному читателю. Последний может проникнуть в подтекст, постоянно сопоставляя различные главы, обращая особое внимание на отступления от общего хода изложения и другие аномалии текста как на намеки, ведущие к скрытому смыслу.

Введение

Семь причин действительных и кажущихся противоречий, встречающихся в различных текстах таковы: 1) налицо компилятивный текст, отражающий различные точки зрения; 2) изменения позиции автора; 3) одно из двух противоречащих высказываний (или оба они) является иносказанием; 4) имеются условия, не оговоренные явно; 5) неточности при предварительном изложении предмета, допускаемые в дидактических целях; 6) неявное противоречие, не замеченное автором; 7) высшие предметы постижения могут быть описаны только с помощью взаимодополнительных высказываний, противоречащих друг другу. Противоречия в Путеводителе вызваны пятой или седьмой причинами и служат важным ключом для проникновения в его подтекст.

Глава 1

Один из основных источников антропоморфных представлений о Боге -- библейский рассказ о сотворении человека по образу и подобию Божию. На самом деле "образ Божий" -- не внешний облик человека, а его субстанциальная форма, то есть интеллект. Интеллект назван подобием Бога, поскольку способен к постижению, не опосредованному ничем внешним.

Глава 2

Некий ученый муж указал на несообразность библейского рассказа об Адаме: согласно Библии, Адам приобрел интеллект лишь в результате грехопадения, ведь лишь тогда он начал различать добро и зло. Ответ Маймонида: интеллект, присущий человеку изначально, оперирует категориями истинного и ложного, а не добра и зла. Появление добра и зла как самостоятельных категорий связано именно с утратой при грехопадении "образа Божьего" -- интеллектуального постижения.

Глава 3

Различие между словами (строение, очертания) и (фигура, облик). Первое относится только к сфере телесного, второе многозначно и может обозначать как предмет чувственного восприятия или воображения, так и умопостигаемый предмет. Именно в последнем значении говорится о созерцании "облика" Бога (§ ) Моисеем (пророчество Моисея -- одна из сквозных тем этой части Путеводителя).

Глава 4

Глаголы, выражающие зрительное восприятие ( ¬ ¬), могут относиться как к телесному зрению, так и к интеллектуальному созерцанию; именно в последнем смысле говорится о созерцании Бога и о Божьем зрении.

Глава 5

Продолжение предыдущего. Приступая к созерцанию метафизических предметов, необходимо проявлять крайнюю осторожность и сдержанность; без этого невозможно чисто интеллектуальное постижение, свободное от воздействия чувственного восприятия и воображения. Поэтому Моисей в начале своего пророчества закрыл лицо, боясь смотреть на Бога. Постижение "избранных сынов Израиля", не проявивших подобной сдержанности, оказалось ущербным. Для тех, кто не готов к углубленному восприятию текста, допустимо интерпретировать видение Бога как созерцание сотворенного Им света, а не как интеллектуальное постижение.

Глава 6

Слова "мужчина" и "женщина" метафорически обозначают /пару вещей/ вещи, приуготовленные для соединения друг с другом (в частности, материю и форму). Данное замечание продолжает интерпретацию рассказа о грехопадении, начатую во второй главе, а также тему интеллектуального постижения, исходная точка которого -- различение этих двух понятий.

Глава 7

Переносные значения слова "рождение": процессы становления в природном мире; порождение мысли; рождение ученика учителем, приводящим его к интеллектуальному постижению; "Сыны пророческие"; рождение Сифа по образу Адама; слова Талмуда о том, что лишившись образа Божьего, Адам рождал демонов. Помимо ее связи с библейским рассказом об Адаме, глава продолжает тему интеллектуального постижения: сам умопостигаемый мир находится вне сферы становления, но человек достигает этого уровня, проходя процесс становления и переживая новое рождение.

Глава 8

Метафорическое значение слова "место" -- уровень бытия. Применительно к Богу -- уровень абсолютного бытия (необходимо-сущего). Данная глава подготавливает тему глаголов, выражающих положение и движение в пространстве, а также продолжает тему интеллектуального постижения: уровень умопостигаемого бытия есть то место, куда стремится взойти интеллект.

Глава 9

Престол указывает на величие его обладателя. В этом смысле говорится о небесах или о Храме как о престоле Бога. Иногда "Престол Бога" метонимически обозначает сам атрибут Божьего величия, неотличимый от Его сущности.

Глава 10

Восхождение и нисхождение в переносном значении указывают соответственно на повышение и понижение статуса -- социального или онтологического. Кроме того, о восхождении говорится, когда мысль обращается на высокий предмет, о нисхождении -- в противоположном случае. Применительно к Богу нисхождение означает проявление в материальном мире, восхождение -- прекращение такого проявления. Восхождение Моисея к Богу.

Глава 11

Восседание метафорически указывает на прочный и неизменный статус. В этом смысле говорится о восседании Бога -- незыблемости абсолютного бытия в противопоставлении изменчивости материального мира.

Глава 12

Глагол (встать, восстать) применительно к Богу означает исполнение обещания или приговора.

Глава 13

Одно из значений глагола (помимо значения "стоять") -- оставаться, сохраняться, пребывать неизменным. В этом значении он применяется к Богу, Его атрибутам и деяниям. В том же смысле говорится о предстоянии Моисея пред Богом.

Глава 14

Слово Адам производно от (земля). Его значения: первый человек; человек вообще; простонародье. Мотиву бренности человека, неспособного оторваться от земли, выраженному в настоящей главе (в этимологии и во всех приводимых цитатах) противопоставляется в следующей главе образ лестницы, утвержденной на земле и достигающей неба.

Глава 15

Одно из значений глагола (стоять вертикально) -- быть незыблемым и неизменным. В этом смысле он применяется к Богу, Его слову, и т. п. Лестница Иакова, над которой стоит () Бог, -- венчаемая необходимо-сущим иерархия бытия. Ангелы на лестнице изображают пророков, возвышающихся до созерцания Бога и затем нисходящих в низший мир, неся пророчество. В каком смысле Бог повелевает Моисею утвердиться () на скале во время откровения на Хореве.

Глава 16

Слово (скала), среди прочего, означает и "месторождение". Отсюда переносное значение слова "источник", "первоначало", в котором оно применяется к Богу. Моисею повелено утвердиться () на скале, то есть утвердиться в созерцании Бога как источника всего сущего.

Глава 17

Учение о началах сущего следует скрывать от непосвященных, излагать в притчах и иносказаниях; это признают не только последователи Торы, но и философы древности. Так, Платон называл форму мужчиной, а материю -- женщиной. Три начала становящегося сущего: материя, форма, специфическая лишенность. Настоящая глава развивает тему начал сущего, а также касается намеком сквозных тем первой части -- рассказа об Адаме и пророчества Моисея.

Глава 18

Глаголы, описывающие приближение и прикосновение, имеют среди прочего значение сближения, уподобления, отождествления разума с предметом постижения. В этом смысле говорится о близости к Богу тех, кто познает Его.

Глава 19

Слово (быть полным) иногда употребляется в смысле полноты достоинства и достижения пределов совершенства. Толкование стихов "полна вся земля славы Его", "и слава Господня наполнила скинию".

Глава 20

Глаголы и (возвыситься, быть высоким) применительно к Богу выражают идею величия, могущества, высоты достоинства. Все подобные атрибуты не есть нечто отличное от Его сущности.

Глава 21

Глагол (проходить, переходить, проходить мимо), помимо пространственного перемещения, может описывать нисхождение Божественного сияния и Шехины, созерцаемое в пророческом видении. Различные толкования фразы из Исх. 34:6: "И отвел его Господь от лика Своего", "И провел Господь Свою Шехину пред лицом его", "И голос Бога прошел пред ним". О подходе Таргума к устранению антропоморфизмов. Допустимость различных толкований.

Глава 22

Глагол (приходить) в переносном смысле может указывать на осуществление Божьего предначертания и явление Его Шехины.

Глава 23

(выход) метафорически обозначает проявление, обнаружение скрытого. В этом смысле он может относиться к явлению Божественных деяний и повелений. (Слова Писания о том, что Бог творит и действует в мире, отдавая повеления -- не что иное, как фигуральные выражения, основанные на сравнении Бога с земным царем; на самом же деле Бог вершит все посредством одной только воли.) Соответственно указанному значению "выхода", и "возвращение" приобретает переносный смысл прекращения, удаления из мира Божественных деяний и явлений. "Пойду Я, возвращусь в место Свое" указывает на удаление Шехины и прекращение Божественного покровительства.

Глава 24

Слово (хождение, ходьба) применительно к Богу может указывать как на распространение, явление в мире Божественного повеления, так и на прекращение, уход из мира Его Провидения. "Идти за Богом" означает -- следовать стезею добродетели.

Глава 25

Глагол (обитать) применительно к Богу указывает на постоянство присутствия Шехины -- сотворенного света -- в определенном месте, или постоянство действия Провидения, направленного на определенный объект.

Глава 26

"Тора говорит на языке людей" означает, что Писание приспосабливает свои выражения к понятиям обыденного сознания большинства людей, вплоть до последних невежд. Поэтому Бог описывается телесным -- иначе нельзя дать представления о Его существовании. Ему приписывается движение, поскольку для обыденного сознания это необходимый атрибут совершенного существа. На самом же деле категория движения неприменима к Богу -- так же как и категория покоя. Данное рассуждение оправдывает внешний план выражений, приписывающих Богу движение, тогда как в предыдущих главах рассматривался их внутренний смысл.

Глава 27

Онкелос, автор арамейского перевода Торы, заботится об устранении антропоморфных выражений. В частности, он переводит всякое выражение типа "и сошел Господь" как "и явился Господь". Исключение составляет фраза "Я сойду с тобою в Египет", которую Онкелос перевел буквально. Может быть, дело тут в том, что эти слова Иаков услышал в "сонном видении", как оговорено в самой Торе (а при изложении сна, который сам уже есть метафора реальности, антропоморфные образы нет нужды расшифровывать). Возможно также, что, по мнению Онкелоса, эту фразу произносит ангел.

Глава 28

Слово (нога), среди прочего, имеет значение "следствие". Стих "И стоять будут ноги Его в тот день на Масличной горе" означает: явятся чудеса, которые будут следствием Его воли. В арамейском переводе пророков, приписываемом Йонатану бен Узиэлю, этот стих передан как "И явится Он в могуществе Своем на Масличной горе". В стихе "...а под Его ногами -- как бы нечто сделанное из бесцветного хрусталя" Онкелос передает выражение "под Его ногами" как "и под престолом Славы Его". Согласно предложенному выше толкованию, "под ногами Его" означает "является Его следствием"; "нечто сделанное из бесцветного хрусталя" иносказательно обозначает бескачественную первоматерию.

Глава 29

Значения глагола (огорчать). Два толкования фразы " (букв. и восскорбел) в сердце Своем": 1) "" -- и осудил (человечество) на гибель, "в сердце Своем" -- не сообщив об этом никому; 2) "" -- "и был Он пренебрегаем", "в сердце Своем" -- в том, что касалось Его воли.

Глава 30

Глагол (есть). Один из аспектов обозначаемого им действия -- уничтожение пищи, отсюда переносное значение уничтожения вообще; в этом смысле говорится "Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поедающий"; другой аспект -- поддержание жизни, и в этом смысле он применяется к постижению мудрости, поддерживающему истинное бытие человека. Настоящая глава поднимает развиваемую в последующих главах тему благ и опасностей, связанных с интеллектуальным постижением.

Глава 31

Каждый человек имеет свою меру постижения; есть вещи, принципиально непостижимые для любого человеческого существа. С другой стороны, человеческому разуму свойственно устремляться именно в те области, где он не способен обрести доказательного знания; в этом причина множества разногласий в сфере теологии. Согласно Александру Афродисийскому, люди впадают в заблуждение по трем причинам: из-за стремления к первенству в споре, из-за трудности предмета и из-за собственного невежества. Александр не упомянул четвертую причину, особенно актуальную в настоящее время, -- инерцию привычных, усвоенных ранее взглядов. Именно в этом источник антропоморфных воззрений простонародья.

Глава 32

Поскольку интеллект связан с материей, ему присуща следующая особенность, свойственная телесным силам: перенапряжение интеллекта, попытка перейти свойственные ему пределы приводит к его ослаблению, к неспособности постичь даже то, что прежде было доступно. Об этом говорится в Притчах: "Нашел ты мед? ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им и изблюешь его". Особой осторожности требует сфера теологии, где подобная попытка, особенно в начале умозрения, может привести к подрыву основ веры и к отступничеству.

Глава 33

Обучать начинающего метафизике и раскрывать ему тайный смысл Писания -- все равно что кормить грудного ребенка хлебом и поить вином. Именно поэтому "Тора говорит языком людей", приспосабливаясь к понятиям толпы; по той же причине истинные воззрения, которые нужно прививать массе, следует основывать на авторитете, а не на доказательствах. И только тому, кто достиг совершенства, можно передать тайны Торы.

Глава 34

Причины, по которым метафизика недоступна для начинающих и для широкой публики: 1) трудность и глубина предмета; 2) врожденных интеллектуальных способностей недостаточно для занятий этим предметом, а развить их в полной мере удается далеко не каждому; 3) обширность необходимых предварительных знаний; 4) необходимость высоких нравственных качеств и уравновешенного темперамента; 5) погоня за тем, что необходимо для пропитания, и уж тем более за тем, что сверх необходимого, отвлекает человека от учения.

Глава 35

Несмотря на ограничения, упомянутые в предыдущих главах, существуют теологические принципы, о которых нужно возвещать всем людям без исключения. А именно, подобно тому как надлежит учить всех людей, что Бог -- один и только Ему подобает поклоняться, так же надлежит учить их, что Он -- нетелесен, свободен от недостатков и аффектов и не подобен ничему из сотворенного. Если у тех, кто усвоил эти истины, возникнут трудности из-за антропомофных выражений Писания, следует ввести их в курс толкования многозначных имен, метафор и аллегорий. Если же они не готовы к постижению этого, следует сказать им: Бог нетелесен и свободен от аффектов, а вызвавшие затруднение слова Писания истинны, но требуют иносказательного толкования, которое ведомо мудрым.

Глава 36

Писание говорит о Божьем гневе, ярости и тому подобном только в связи с идолопоклонством. Точный смысл этих выражений будет разъяснен в дальнейшем, но во всяком случае они указывают на идолопоклонство как на величайшее заблуждение и нечестие. Идолопоклонство, то есть поклонение чему-либо, кроме Бога, не обязательно предполагает отрицание Его существования и единственности. Таким образом, заблуждение идолопоклонства касается не Самого Бога, но лишь служения и поклонения, которые направляются на неподобающий предмет. В отличие от этого, антропоморфизм в корне извращает понятие о Боге и, следовательно, является заблуждением и неверием более тяжким, чем идолопоклонство.

Глава 37

Метафорические значения слова (лицо) и выражений, его использующих. 1) Гнев (напр., в стихе "Лицо Господне [против] творящих зло"); 2)Личное, не опосредованное ничем присутствие; в частности выражение "И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу" означает -- "говорил без посредников"; 3) "Пред лицом" -- в непосредственной близости; этому толкованию следовал Онкелос, переводя выражение "а лицо Мое не будет видимо", как "то, что предо Мною не будет видимо". Он разумел здесь отделенные интеллекты, которые находятся "пред Богом" в том смысле, что на них постоянно направлено Провидение; 4) означает "прежде", "в начале времен"; 5)"обращать лицо к кому-либо" -- быть лицеприятным, проявлять внимание; в этом смысле говорится "Да обратит Господь Лицо Свое к тебе".

Глава 38

(спина, тыл, задняя сторона). С этим корнем связан предлог, выражающий отношения следования во времени и тому подобное. "Идти за кем-либо" означает следовать, подражать, повиноваться, зависеть. Соответственно, слова "ты увидишь Меня сзади" означают: "ты постигнешь то, что следует за Мною, уподобляется Мне, что необходимо проистекает из Моей воли".

Глава 39

Среди значений слова "сердце": мысль; мнение; воление; интеллект. Большинство стихов, где говорится о сердце по отношению к Богу, подразумевают последнее значение (см., напр., Иов 36:5, Пс. 33:11); в других это выражение указывает на волю -- так, "который по сердцу Моему и по душе Моей поступать будет" означает "будет поступать по Моей воле". Фраза "люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим" означает: все свои действия, совершаемые посредством телесных сил (которые все исходят из сердца), ты должен посвятить стремлению к Нему.

Глава 40

Значения слова : 1) стихия воздуха; 2) ветер; 3) дух жизни; 4) бессмертная основа человека (приобретенный интеллект); 5) эманация Божественного разума, нисходящая на пророков; 6) воля. Применительно к Богу всегда подразумевается либо пятое, либо шестое значение.

Глава 41

Значения слова : животная душа; разум; бессмертная душа; воля. Применительно к Богу всегда подразумевается последнее значение.

Глава 42

Значения слова : жить, быть живым (существом); выжить, "выздороветь от тяжкой болезни"; "жизнь" может означать обретаемую человеком мудрость и истинные воззрения. В этом смысле говорится: "праведные даже по смерти их именуются живыми, нечестивые даже при жизни своей именуются мертвыми".

Глава 43

Метафорические значения слова (крыло): край; сокрытие; покровительство. "Под крылами Бога" значит "под Его покровительством". Про серафима в видении Исайи говорится: "двумя [крыльями] прикрывает он лицо свое" -- причина его бытия сокрыта; "и двумя прикрывает он ноги свои" -- влияние, исходящее от него на низший мир, также труднопостижимо. Сказанное далее в том же стихе "и двумя летает" будет объяснено далее (гл. 49).

Глава 44

Значения слова : водный источник; глаз; наблюдение. В последнем, переносном значении, оно употребляется по отношению к Богу, указывая на Его Провидение. Словосочетания типа "открой [Господь] очи Твои и воззри", "глаза Его видят" подразумевают интеллектуальное постижение, а не чувственное восприятие.

Глава 45

Значения глагола : слышать; слушаться; знать, понимать. Выражения вроде "и услышал Бог" означают либо, что ему ведомо происходящее (третье значение), либо что Он прислушался к просьбе, согласился ее исполнить (второе значение).

Глава 46

Существует большая разница между прямым описанием предмета и косвенными указаниями на его существование посредством вещей, которые могут быть сколь угодно удалены от сущности предмета. Поскольку необходимо дать всем людям понятие о Боге как сущем, живом, всеведущем, всемогущем, деятельном и т. д., при том, что нет возможности объяснить им сущность этих понятий, пришлось прибегнуть к таким косвенным указаниям. Именно с этой целью были приписаны Богу телесность, движение, речь, различные органы, поскольку обыденное сознание не может представить существование без телесности, жизнь без движения, действие без органов действия, знание без органов восприятия.

Глава 47

Пророки избегают приписывать Богу то, что толпа воспринимает как несовершенство. Например, Богу не приписывается осязание и вкусовое ощущение, поскольку они предполагают непосредственный контакт со своим объектом, хотя по сути дела зрение, слух и обоняние, атрибутируемые Ему, ничем не лучше. Точно так же из внутренних чувств Ему приписывается мышление и разумение -- но не воображение, ибо несовершенство последнего очевидно.

Глава 48

Выражения типа "услышал Господь" Онкелос переводит "было услышано пред Господом" в смысле "Господь узнал". Если же речь идет о молитве, Онкелос переводит: "Господь принял", и т. п. Обороты вроде "и увидел Господь" он переводит дословно, по-видимому по той причине, что соответствующий арамейский глагол , как и ивритский , имеет также и значение постижения. Существует несколько исключений, когда Онкелос передает указанное выражение как "и было открыто пред Богом", -- возможно, там он избегает дословного перевода потому, что речь идет о грехе или бедствии, а глагол имеет коннотацию попущения, согласия с созерцаемым. Те немногие случаи, когда и это объяснение не подходит, могут объясняться ошибками переписчиков.

Глава 49

Ангелы суть интеллекты, отделенные от материи. Те изменчивые облики, в которых они являются пророкам, порождены действием силы воображения. Ангелы описываются как телесные существа, чтобы дать простонародью представление о их существовании, совершенстве, деятельности. Однако, чтобы отличить их в сознании толпы от Бога, им сообщено нечто от облика бессловесных животных, а именно -- крылья. Ангелам приписан полет, поскольку это наиболее совершенный и быстрый из видов передвижения, свойственных животным, и поскольку полет служит метафорой внепространственного и вневременного бытия отделенных интеллектов.

Глава 50

Вера не есть декларируемая формула, но содержащееся в уме человека представление, в истинности которого он убежден. Поскольку представление, содержащее внутреннее противоречие, невозможно помыслить вообще и, тем более, помыслить в качестве истинного, оно не может быть предметом веры. Высказывание, содержащее противоречие, оказывается, таким образом, всего лишь набором слов, которому не соответствует никакое интеллектуальное представление. Поскольку, как разъяснится в дальнейшем, утверждение о наличии у Бога сущностных атрибутов логически несовместимо с положением о Его единстве, тот, кто признает такие атрибуты, может исповедовать единство Бога только на словах, но не в мыслях. Итак, истинное исповедание веры в единство Бога требует тщательного анализа этого понятия и устранения из представлений о Боге всего несовместимого с единством.

Глава 51

Есть много самоочевидных вещей, которые не требовали бы доказательств, если бы не появились люди, отрицающие их в силу заблуждений и предвзятых мнений. Таковы, например, реальность движения, свободы выбора, чувственно воспринимаемых качеств и т. д. Сюда же относится неприменимость сущностных атрибутов к Богу, ибо всякий атрибут, если он не тождествен сущности, привносит в нее множественность. Формула "атрибуты не есть ни Его сущность, ни нечто отличное от сущности", с помощью которой пытаются обойти это заключение, не более чем набор слов.

Глава 52

Возможные типы предикатов и их применимость к Богу. 1) Определение. У Бога не может быть определения, поскольку оно должно указывать на конститутивные причины определяемого. 2) Частичное определение. Помимо сказанного выше, подобный предикат невозможен еще и потому, что чтойность Бог неделима. 3) Качество. Это не что иное, как акцидент, сопутствующий сущности; его нельзя приписать Богу, не приписав Ему множественности. 4) Предикаты, выражающие отношение. Поскольку соотнесенные объекты должны принадлежать одному роду и охватываться общим определением, соотнесенность между Богом и тем, что не есть Он, невозможна. Тем не менее применение таких предикатов к описанию Бога может быть терпимо, коль скоро они не предполагают множественности и изменчивости в Нем. 5) Действия (глаголы). Предикаты этого типа могут высказываться о Боге.

Глава 53

Причина, породившая веру в сущностные атрибуты, -- приверженность внешнему смыслу Писания. Однако во многих случаях Писание упоминает разнообразные атрибуты не ради них самих, но ради того, чтобы, "говоря на языке людей", указать на одно-единственное понятие -- Его совершенство (тождественное сущности). Кроме того, различные атрибуты следует понимать как атрибуты действия. При этом различные действия отнюдь не указывают на различные аспекты сущности, ибо их общий источник -- сама сущность. Попытки мусульманских теологов обосновать сущностные атрибуты не учитывают этого обстоятельства.

Глава 54

Во время откровения на Хореве Моисей обратился к Богу с двумя просьбами. Одна из них -- просьба о познании Божественной сущности: "Дай мне увидеть славу Твою"; на эту просьбу Бог ответил: "Лица Моего не можно видеть". Другая просьба -- о познании Его атрибутов действия: "дай мне знать пути Твои, дабы я знал Тебя". Отвечая на эту просьбу, Бог говорит: "Я проведу пред тобою всю благость Мою". Это означает, что Он дал Моисею постичь все сотворенное Им, то, о чем сказано "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма". Познание сотворенного открывает Божественные атрибуты действия, которым должен подражать пророк, возглавляющий народ. Подобно тому, как Божии деяния не связаны с аффектами, так и пророк, управляя народом, должен избегать их. Атрибуты, открытые на Хореве, -- это тринадцать качеств, из которых двенадцать связаны с милосердием и лишь одно -- с наказанием. Подобно этому, в действиях, исходящих от пророка-правителя, должно преобладать милосердие. Из всех грехов особенно тяжкого наказания заслуживает идолопоклонство.

Глава 55

Следует исключать из представлений о Боге все, что предполагает телесность, аффекты, изменчивость, лишенность, переход из потенции в акт, уподобление чему-либо из сотворенного. Только наука о природе дает знание необходимой связи этих понятий и служит исходной точкой для очищения представления о Боге и доказательства бытия Божия.

Глава 56

Даже оставляя в стороне проблему множественности, порождаемую учением о сущностных атрибутах, необходимо признать, что поскольку между Богом и сотворенным не может быть никакого подобия, все эти атрибуты не имеют никакого общего содержания с атрибутами, описывающими сотворенное. Это значит, что слова "существование", "знание", "могущество", "воля", "жизнь" и т. д., высказываются о Нем и о том, что не есть Он, чисто омонимически, то есть, что нет ничего общего, никакого смыслового подобия между этими двумя случаями употребления указанных слов.

Глава 57

Если вещь существует в силу какой-либо внешней причины, то ее существование не принадлежит к ее сущности, оно -- акцидент, ей сопутствующий. В противоположность этому, существование Бога, Который необходимо-сущ, Который Сам -- причина Своего бытия, тождественно Его сущности. Подобно этому единство Бога тождественно Его сущности, а всякое другое единство -- акцидент, сопутствующий тому, что едино. В этом смысл формулы: Он существует не существованием, един не единством, живет не жизнью, может не мощью, и т. д. Употребление по отношению к Богу тех же слов, что и по отношению к сотворенному, объясняется тем, что "Тора говорит на языке людей".

Глава 58

Единственный способ описания Бога, адекватный Его непостижимости, свободный от придания Ему множественности и уподобления Его сотворенному, -- это описание путем отрицаний, т. е. через негативные атрибуты. Всякий позитивный атрибут должен быть понят либо как атрибут действия, либо как отрицание лишенности.

Глава 59

Ответ на вопрос: если постижимо только существование Бога, а постичь Его сущность и приписать Ему позитивные атрибуты невозможно, в чем же состоят различия между постигающими? Чем больше отрицательных суждений человек сможет доказательно высказать о Боге, тем глубже он постигнет пропасть между Богом и сотворенным, осознает ограниченность человеческого разума. Именно такое знание незнания и приближает человека к Богу. Об этом же говорится в Писании: "Молчание -- Тебе хвала". Мудрецы Талмуда отдавали себе отчет в опасности позитивных атрибутов, но, снисходя к человеческой слабости, дозволяли упоминать в молитве те немногие из них, употребление которых санкционировано авторитетом Моисея и мужей Великого Собора.

Глава 60

Примеры того, как отрицательные суждения приближают человека к постижению Бога. Еще раз об опасности позитивных атрибутов. Тот, кто приписывает Богу позитивные атрибуты, несовместимые с Его сущностью, не просто искаженно представляет себе Его сущность; он по сути дела не знает о Боге ничего, кроме пустого имени, а то содержание, которое он приписывает этому имени, есть порождение фантазии, не имеющее никаких соответствий в реальности.

Глава 61

Все имена Бога, кроме Тетраграмматона, являются производными от глаголов. Это означает, что имена указывают на действия Бога, уподобляя их нашим действиям. В этом смысле они являются омонимами, обладая как значением, относящимся к атрибутам сотворенного, так и значением, указывающим на атрибуты Бога. Только Тетраграмматон дает ясное, беспримесное обозначение сущности Бога. С отделенностью Тетраграмматона от профанных смыслов связаны ограничения, налагаемые на его произнесение. Хотя это имя не имеет общепринятой этимологии в современном языке, оно несомненно указывает на Бога посредством умопостигаемого понятия, в коем нет соучастия между Ним и тем, что не есть Он, например посредством понятия необходимо-сущего. Поскольку множество имен Бога может вызвать те же недоразумения, что и позитивные атрибуты, Писание обещает: "В тот день будет Господь един и имя Его едино" -- то есть люди постигнут Его единство и единственность и освободятся от необходимости описывать Его множеством имен, так что останется лишь единственное сущностное Имя.

Глава 62

Во времена Храма существовала эзотерическая традиция, связанная с Тетраграмматоном. Традиция касалась не только тех или иных подробностей, сопряженных с произнесением имени, но и самого выражаемого им понятия, относящегося к сфере Божественных тайн. Кроме того, в Талмуде упомянуто и о других эзотерических именах -- двенадцатибуквенном и сорокадвухбуквенном. Несомненно, что эти имена также выражали понятийные представления о сущности Бога, хотя и не столь непосредственно как Тетраграмматон. Нечестивые и невежественные люди, прочитав эти места Талмуда, измыслили сочетания букв, которые они стали выдавать за упоминаемые там имена, приписывая им различные магические свойства. Впоследствии люди богобоязненные, но наивные приняли эти вымыслы за чистую монету и поддержали их своим авторитетом; отсюда пошли толки о магических именах, распространенные в народе.

Глава 63

По поводу имени . Оно означает "Сущий, который Сущий", то есть "необходимо-сущий" а также "Тот, Кто может быть определен через Самого Себя, а не через то, что не есть Он". Поскольку во времена египетского рабства люди не имели представления о существовании Бога, а их умозрение не простиралось дальше небесной сферы и имманентных ей сил, Моисею было открыто это имя, дабы он разъяснил заключенное в нем понятие старейшинам Израиля, доказав существование трансцендентного Бога.

Глава 64

Выражение "Имя Господа", помимо буквального значения, может перифрастически указывать на Самого Бога либо на Его слово и повеление. "Слава Господня" иногда обозначает сотворенный свет, иногда -- Самого Бога, иногда хвалу Богу, возносимую людьми. Истинное возвеличивание Бога состоит в интеллектуальном постижении, а не в словесном провозглашении Его величия. Природные сущности восхваляют и возвеличивают Бога в том смысле, что созерцающий и познающий их постигает Божье величие.

Глава 65

Глаголы "говорить", "сказывать", помимо значения "произносить устами", могут значить "мыслить" и "намереваться". Применителько к Богу обороты, обозначающие речь, могут указывать на знание, исходящее от Бога и постигаемое пророками, вне зависимости от того, достигло ли оно пророков при посредстве сотворенного голоса или каким-либо иным путем. Другое значение подобного оборота -- воля и желание. "И сказал Бог" в рассказе о сотворении мира означает "и пожелал Бог".

Глава 66

"Скрижали были делом Бога, и письмена, начертанные на скрижалях, были письменами Божьими". Выражение "дело Бога" означает, что скрижали были природным, а не искусственным объектом, ибо все природные сущности именуются "делами Божиими". Слова "письмена Божии", равно как и появляющийся в другом месте оборот "написано перстом Божиим", означают, что письмена возникли по воле Бога, подобно тому как в выражении "небеса, дело перстов Твоих" подразумевается, что небеса созданы по воле Бога. Данная глава, так же как главы об именах и о творящей речи Бога, с одной стороны, продолжают тему Божественных атрибутов, рассматривая традиционные представления, имеющие к ней отношение, а с другой -- отстаивают положение о том, что интеллектуальное постижение есть единственный путь к Богу. Показав, что человеческий язык неадекватен Божественной реальности и в своей внешней значимости, соотнесенной со сферой чувственно воспринимаемого (гл. 1--49), и по своей внутренней логической структуре (гл. 50--60), Маймонид переходит к критике мистических и магических представлений о сверхъестественном "Божьем языке" как о непосредственном, минующем интеллектуальное постижение, пути к Божественной реальности.

Глава 67

Глаголы и означают не только "прекратить работу" и "отдохнуть", но и "прекратить речь", "замолчать", "сделать паузу". Поскольку творящее воление Бога было метафорически передано как речь, упомянутые глаголы описывают прекращение речи в седьмой день, когда нового творения не происходило. Мудрецы Талмуда толкуют во фразе о субботнем покое как переходный глагол: "и в седьмой день Он даровал покой своему миру" вместо "а в день седьмой почил".

Глава 68

Высказывание философов о том, что в Боге разум, разумеющий и разумеемое тождественны. Подобное тождество имеет место и в человеческом интеллекте постольку, поскольку он становится актуальным. Акт постижения по своей сути -- это, с одной стороны, актуализация потенциально умопостигаемого, то есть абстрагирование формы вещей от материального субстрата, а с другой -- актуализация потенциально умопостигающего, то есть интеллекта, который переходит из потенции в акт именно в силу того, что абстрагируемые формы вещей становятся его формами. Поскольку Божественный разум обладает чистой актуальностью, упомянутое тождество в нем носит абсолютный характер.

Глава 69

Философы называют Бога причиной мира, тогда как сторонники калама избегают этого названия, связывая его с философской концепцией мира как вечного следствия вечной причины. Вместо этого они предпочитают говорить о Боге как о Деятеле, думая подчеркнуть этим сотворенность мира. Однако философы используют указанный термин не в связи с вечностью мира, а для того, чтобы охватить различные виды причинности -- деятельную, формальную и целевую. Рассматривая сущее с точки зрения каждой из этих причин и восходя от следствия к причине, мы непременно придем к Первопричине, ибо бесконечная регрессия невозможна; таким путем мы постигаем три аспекта отношения Бога к миру: как Перводвигателя, как формы форм и как цели целей. Сводя причинно-следственную связь между Богом и миром к единократному акту творения, некоторые из представителей калама дошли до утверждения, что, будучи создан, мир может продолжить существование без поддержки Бога.

Глава 70

Глагол (восседать, скакать верхом) метафорически употребляется в значении "править". В этом смысле Бог как перводвигатель небесных сфер именуется "Всадником небес". Соотнесенность всадника и коня сводится к тому, что второй служит орудием воли первого, и нет между ними никакого сродства, общности и причастности, -- так и Бог трансцендентен по отношению к небесным сферам и всему мирозданию, которым Он управляет. В Писании появляется также выражение "Всадник Аравот". Согласно Талмуду, Аравот -- высшие небеса, что соответствует объемлющей сфере в планетарной модели философов. Слова мудрецов о том, что на небесах находятся сокровищницы тех или иных земных вещей, означают, что силы и процессы, порождающие эти вещи в дольнем мире, исходят от движения небесных сфер. Истолкование слов (колесница) и (величие), также связанных с небесами.

Продемонстрировав в настоящей главе, что Писание и Талмуд в согласии с философами описывают Бога как источник движения небесных сфер, Маймонид вернется к этому вопросу в начале второй части, при изложении философских доказательств существования Бога, среди которых аргумент от движения небесных сфер -- один из важнейших. Оставшиеся главы первой части он посвящает полемике с каламом, выдвигающим альтернативу философии.

Глава 71

В древние времена философские знания передавались в еврейском народе устно, составляя эзотерическую часть Устной Торы. Такая форма передачи знания предохраняла его от искажений, но когда обстоятельства оказались неблагоприятными, она же и привела к его утрате, так что лишь отдельные намеки на философскую истину сохранились в Талмуде и мидраше. Ученые послеталмудической эпохи, обращаясь к философским понятиям в связи с разъяснением основ веры, заимствовали эти понятия от окружающих народов. Так получилось, что первые философские сочинения гаонов и караимов оказались под влиянием мутазилитов, одной из школ калама, достигшей особого развития в то время, тогда как другие, более поздние школы не нашли отражения у еврейских авторов. В целом калам как путь философствования аналогичен школам, возникшим у философски образованных народов -- греков и сирийцев, когда христианство распространилось среди них и в особенности когда оно стало господствующей религией. Суть этого подхода состоит в следующем: предпосылки философствования подбираются так, чтобы они приводили к заранее заданным выводам, продиктованным религией. Несмотря на различия в деталях, все мутакалимы доказывают сначала сотворенность мира и уже отсюда делают вывод о существовании Творца. Этот подход неудовлетворителен, поскольку доказательство сотворенности мира, предлагаемое каламом, основывается на недоказанных посылках и содержит логические ошибки. Более того, как известно, аподиктическое доказательство этого тезиса невозможно. Таким образом оказывается, что положение о бытии Бога покоится на ненадежном основании. Правильный же путь -- доказывать существование Бога, Его единственность и нетелесность способом философов, опираясь на тезис о вечности мира. В таком случае мы вправе сказать: если мир не вечен, то очевидно, что существует Творец; если же мир вечен, то можно доказать, что с необходимостью существует нетелесная, неизменная и вечная сущность, а это и есть Божество. Что же касается тезиса о сотворенности мира, то можно, во-первых, опровергнуть попытки доказать противное, во-вторых, привести убедительные, хотя и не содержащие окончательного доказательства, доводы в пользу этого тезиса. Среди них можно воспроизвести и сильнейший из аргументов мутакалимов, обойдясь при этом без их проблематичных предпосылок. План дальнейших глав: очерк сущего в целом согласно философам (гл. 72), постулаты мутакалимов (гл. 73); приводимые ими доказательства четырех искомых тезисов -- о сотворенности мира и существовании Творца (гл. 74), Его единственности (гл. 75) и нетелесности (гл. 76); подход философов к этим тезисам (ч. 2, Введение и гл. 1--2); подход автора к этим тезисам (ч. 2, гл. 13--25).

Глава 72

Очерк картины мироздания согласно воззрению философов. Подчеркивается органическая целостность и единство мироздания. Аналогия микрокосма и макрокосма. Небесные тела как постоянные элементы космоса соответствуют основным органам тела, четыре стихии -- четырем жидкостям, объемлющая сфера -- сердцу, и т. д. Именно человек, а не животные, заслуживает названия микрокосма, ибо лишь он обладает рациональной способностью, которая играет роль, сопоставимую с ролью Бога в макрокосме. Аналогия нарушается несколькими различиями, главное из которых -- имманентность рациональной силы и трансцендентность Бога. Надлежало бы уподобить отношение Бога к миру отношению приобретенного интеллекта к человеку, а рациональную силу сравнить с интеллектами сфер, однако это тонкие вопросы, выходящие за рамки настоящей главы.

Глава 73

Двенадцать постулатов мутакалимов: 1) существование атомов; 2) существование пустоты; 3) время состоит из отдельных моментов; 4) субстанция не может существовать без акцидентов; 5) всякий атом обладает определенным набором акцидентов; 6) акцидент существует только один момент времени; 7)лишенность качества -- такой же акцидент, как и его наличие; 8) не существует ничего, кроме субстанций и акцидентов; 9) одни акциденты не могут быть носителями других; 10) возможное определяется допустимостью для воображения; 11) бесконечность невозможна -- как актуальная, так и акцидентальная и потенциальная; 12) чувственное восприятие недостоверно.

Глава 74

Доказательства сотворенности мира и существования Творца согласно каламу: 1) всякая изменяющаяся и развивающаяся вещь свидетельствует о внешней силе, изменяющей и совершенствующей ее; такая же сила должна быть и у мира в целом; 2) цепочка причин, породивших вещь, не может уходить в бесконечное прошлое; 3) атомам самим по себе не свойственно ни соединяться, ни разъединяться, следовательно, их соединение и разъединение определяется внешней силой; 4) никакая субстанция не вечна, ибо она не может существовать без акцидентов, а число сменяющихся во времени акцидентов должно быть конечно; 5) с точки зрения критерия допустимости, все сущее могло быть иным и нынешнее состояние ничем не предпочтительнее, чем любое иное, значит, должен существовать некто, выбирающий одну из возможностей; 6) поскольку мир не является необходимо-сущим, его существование не предпочтительней небытия; но коль скоро он существует, то, следовательно, кто-то осуществил выбор; 7) если мир существует вечно, значит, число людей, живших в нем, бесконечно, а отсюда вытекает, будто существует актуально бесконечное число бессмертных душ, что невозможно.

Глава 75

Доказательства единственности Бога согласно каламу: 1) если бы существовало два бога, то каждый из них ограничивал другого, а это противоречит тому, что Бог -- всемогущ; 2) если бы существовало два бога, то по крайней мере один из них должен был иметь два аспекта: то, что обще им обоим, и то, что отличает его от другого, однако составное не может быть Богом; 3) согласно некоторым мутакалимам, воля Бога не имеет субстрата и, в этом случае, два бога не могут обладать волей; 4) существование одного Бога, как было доказано, необходимо, существование нескольких -- возможно; но Бог необходимо-сущ и, следовательно, единствен; 5) если первый бог может обойтись без второго, то второй излишен, если не может, значит, -- первый не всемогущ.

Глава 76

Доказательства нетелесности Бога согласно каламу: 1) если бы Бог был телом, божественность конституироваласть бы либо одним из Его атомов, и тогда остальные были бы излишними, либо всеми его атомами, и тогда было бы много богов; 2) Бог не подобен ничему, а всякое тело подобно другим телам; 3)тело имеет определенные размеры, конфигурацию и т. д.; но поскольку данный размер и данная конфигурация не предпочтительнее других, должен существовать тот, кто совершил этот выбор, что абсурдно.