К оглавлению книги "Вера в эпоху науки"

Натан Авиезер

4
Сотворение человека

ВОПРОСЫ

Откуда взялся род людской? Верующие отвечают нам, что человек, это уникальное творение руки Божией, был создан несколько тысяч лет тому назад, как это описано в первой главе Книги Бытия.

Ученые, наоборот, пишут в своих книгах, что гуманоиды (человекообразные существа) появились на нашей планете около четырех миллионов лет назад. В любом учебнике будет написано, что они постепенно превращались в более совершенных гуманоидов, пока наконец не развились в Современного Человека, научно называемого Homo sapiens, Человек Разумный. Из всего этого как будто следует, что нет особой разницы между эволюцией рода человеческого и эволюционной историей любого другого представителя животного мира.

Как разрешить это поразительное противоречие между наукой и Книгой Бытия?

"И сотворил Бог человека по образу Своему"

Чтобы понять, что означает "сотворил Бог человека по образу Своему" (Бытие 1:27), нужно прежде всего отдать себе отчет в том, что Библия не есть учебник биологии. Поэтому слово "человек" в библейском повествовании о сотворении мира - это вовсе не обязательно то же самое, что термин "человек", употребляемый в науке.

Для ученого биологический вид Homo sapiens, Современный Человек, определяется, как и любые другие, прежде всего своими физическими характеристиками (череп, челюсти, зубы, тазовые кости, конечности и т.д.), или же, говоря более современным языком - структурой своей ДНК. В библейских же представлениях физические свойства никакой роли не играют. Тот "человек", который появляется в кульминационной точке Книги Бытия и называется "созданием Божиим", отличается только и исключительно своими уникальными умственными, творческими и духовными свойствами. Ни рост, скажем, в 1 метр 80 сантиметров, ни прямохождение, ни гуманоидный череп не имеют никакого значения в той классификации, которую предлагает Книга Бытия. Важнейшей особенностью "библейского человека" является дар речи. Переводчик Библии, Онкелес, который во 2-м веке н.э. перевел ее на арамейский язык, говорит о человеке как о "говорящем существе" (ср. Бытие 2:7). Толкуя этот стих, такие комментаторы Библии как Раши, Саадия Гаон, Сфорно и Рамбан единодушно утверждают, что уникальность человека состоит в том, что он одарен речью и разумом.

Происхождение человека описывается в Книге Бытия словами "и сотворил Господь" (вайивра). Это, однако, не обязательно должно означать физический процесс сотворения. "Сотворение" мы понимаем как образование чего-то фундаментально нового: либо в физическом смысле (сотворение ех nihilo), либо в концептуальном (сотворение радикально нового объекта, такого, например, как живое существо). В этом духе еврейские комментаторы Ветхого Завета и объясняют сотворение человека "по образу и подобию Божьему", понимая под этим те уникальные умственные и духовные качества, которыми одарил человека его Творец.

Сфорно в своих трудах указывает, что слово "человек" (адам на иврите) в выражении "и сотворил Господь человека" надлежит понимать шире, то есть, как род человеческий вообще, а не только как индивидуального человека - Адама.1

Объяснив таким образом значение выражения "библейский человек" (создание Божие, которое говорит, думает и обладает духовными и творческими способностями), мы спрашиваем теперь, каково место первобытного человека в библейской схеме сотворения мира. Относится ли понятие "библейский человек" к первым гуманоидам, появившимся на свете около четырех миллионов лет тому назад? Или только к нашему роду Homo, появившемуся на два миллиона лет позже? Или же, наконец, только к Homo sapiens, Современному Человеку, которому всего 100 000 лет? Даже если мы ответим на последний вопрос утвердительно, то трудность все же заключается в том, что Книга Бытия относит сотворение человека не на сто тысяч, а всего на несколько тысяч лет в прошлое.

Из того, о чем рассказывалось выше, следует, что библейское "сотворение" человека говорит отнюдь не о том, что появилась особь нового типа, а о том, что внезапно и очень решительно изменилась сама натура человеческая. Эти изменения носили такой внезапный, глубокий и революционный характер, что и человеческое общество изменилось при этом во всех своих проявлениях, и именно в этом смысле можно сказать, что нынешнее человечество пережило при этом процесс своего "сотворения". Таков смысл выражения "сотворил Господь человека".

Известны ли науке какие-либо данные, которые подтверждают, что человек и человечество действительно претерпели такие внезапные и радикальные перемены за последние несколько тысячелетий? Самое поразительное, что ответ на этот вопрос гласит: да, известны.

Археология говорит нам, что несколько тысяч лет назад человеческое общество внезапно изменилось настолько, что это смело можно назвать "революцией". Но прежде чем перейти к ней, мы должны сказать несколько слов об истории и культуре первобытного человека.

ЧЕЛОВЕК ПЕРВОБЫТНЫЙ И ЧЕЛОВЕК СОВРЕМЕННЫЙ

Неандертальский Человек

Неандертальцы непосредственно предшествовали Современному Человеку. Они жили на протяжении более чем 100 000 лет по всей Европе, Западной Азии и на Ближнем Востоке. Затем по неизвестным причинам следы их пребывания внезапно теряются. Раскопки, охватывающие последние 30 000 лет, обнаруживают только Современного Человека. (Другие определения, даваемые людям этого периода, такие как кроманьонцы, относятся к культуре соответствующей группы, а не к ее физическому типу. Физически, кроманьонцы были такими же современными людьми, как нынешние французы или китайцы.)

Ученые согласны в том, что Современный Человек не произошел от неандертальца непосредственно. Айан Таттерсолл, профессор отделения антропологии при Музее истории естественных наук, общепризнанный авторитет по истории Неандертальского Человека, пишет:

Вполне вероятно, что от Homo heidelbergensis произошли неандертальцы, а от некоей менее определенной популяции в конце концов произошел современный человек.2

Эрик Тринкаус, профессор Университета Нью-Мексико, еще один специалист по неандертальцам, замечает: "Положение вещей... указывает на то, что современный человек не произошел от локальной неандертальской популяции."3

Мы знаем о доисторическом человеке по тому, что осталось от орудий и продуктов его труда на стоянках первобытных племен. Естественно, казалось бы, рассмотреть, насколько совершенны эти первобытные орудия, и сравнить их с современными. Такое сравнение, однако, было бы неправомерным, потому что большой, хорошо развитый мозг современного человека дает ему очевидные преимущества перед ранним гуманоидом, у которого мозг был гораздо меньше. Общая модель раннего гуманоида, обладающего мозгом меньших размеров, имеет, однако, одно поразительное исключение -Неандертальский Человек. "У неандертальца был мозг такого же размера и такой же сложности, как у нас с вами."4

Чрезвычайно важен вопрос о физических способностях неандертальца. Не был ли этот человек слишком слаб или неуклюж, что и задерживало его культурную эволюцию? Профессор Тринкаус пишет:

Неандерталец был ничуть не менее человечен, нежели нынешний человек; у него была та же прямая осанка, та же физическая сноровка, тот же диапазон и характер движений... хватка у него была посильнее, но на гориллу он ничуть не походил, и управлял своими движениями так же хорошо, как и мы.5

Из предыдущего ясно, сколь многозначительные результаты дает сравнение между культурными достижениями современного человека и человека неандертальского. Существенную разницу, которая при этом выявляется, никак нельзя отнести за счет физических ограничений неандертальцев.

Неандертальская культура

Каковы были орудия труда Неандертальского Человека? Каковы были его достижения в области художественного творчества? Где те большие города, которые он построил? Какие произведения своего мудрого пера оставил он потомкам? Где его морально-этическое учение? Прекрасные картины, волнующие музыкальные произведения, великолепная скульптура, чарующая поэзия, величественная архитектура, роскошные сады и парки, важные научные открытия - где все это? Ответ крайне прост - нигде. За сто тысяч лет своего пребывания на нашей планете неандертальцы очень мало чего достигли по линии развития науки, техники и культуры.

Их основным орудием были остро заточенные кремни, вроде тех камней, которые можно сегодня найти на любом пляже. Не будучи археологом-профессионалом, вообще трудно отличить такое орудие от обыкновенного камня. Професор Таттерсолл объясняет:

Неандертальцы умели одним ударом отщеплять от камня осколок нужной формы, который и служил им инструментом. Орудий, изготовленных из других материалов, у них почти не было. Сомневаются археологи и в их охотничьей сноровке. Ранее предполагалось, что у них была некоторая тенденция к ритуально-символическому поведению и к производству культовых объектов. Современные данные не подтверждают этого.

Хотя неандертальцы и хоронили иногда своих покойников, но это было, повидимому, действием не ритуальным, а чисто бытовым, например, с целью отвадить от стоянки гиен. Действительно, в этих захоронениях нет "могиль-ных даров", которые свидетельствовали бы о наличии ритуала и веры в загробную жизнь...

Неандертальцы неплохо приспособились к трудным условиям позднего ледникового периода, однако творческие устремления Современного Человека были им чужды.6

Что касается достижений в области художественного творчества, то не следует забывать, что все великолепные произведения настенной пещерной живописи, обнаруженные на юго-западе Франции, в Испании и в других местах, принадлежат руке Современного Человека. Пещер, украшенных неандертальцами, обнаружено не было.7

Чем же объяснить такое отсутствие культуры у неандертальцев? Почему Современный Человек был способен на такие коренные преобразования своей окружающей среды, а неандерталец почти не оставил следов своего пребывания на земле? Археологам приходится тщательно выискивать хоть какие-то ощутимые следы его существования. Вспомним, что мозг неандертальца "ничем в принципе не отличается от мозга [Современного Человека] - ни своими интеллектуальными возможностями, ни бихевиористическими."8 У науки просто нет ответа на вопрос о том, почему эти два вида людей, физически так схожие, так разительно отличаются друг от друга по своим интеллектуально-культурным возможностям и достижениям.

Культура Современного Человека

Культурные достижения Современного Человека далеко не сводятся к таким чудесам современной технологии как сверхмощные вычислительные машины и космические спутники. Едва появившись, Современный Человек сразу продемонстрировал свое огромное культурное превосходство над неандертальцем. Археологические данные, подтверждающие это, настолько поразительны, что все ученые единодушно подчеркивают именно далеко идущий технологический прогресс, достигнутый Современным Человеком несколько тысяч лет назад.

Методы изготовления орудий труда резко отличают Современного Человека от Неандертальского... Они отражают качественный скачок в развитии умственных способностей... Современный Человек, сменивший неандертальца, интеллектуально превосходил его во всех отношениях.9

И это, повторяем, при том, что между Современным Человеком и неандертальцем нет никаких физических различий, которые могли бы объяснить столь поразительную разницу между культурами. Средние размеры мозга у них совпадают, не различаются они и по своим физическим возможностям. Поэтому крайний примитивизм Неандертальской культуры представляет собой некую загадку - загадку жизни этих предшественников Современного Человека, столь физически развитых и столь культурно отсталых.

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

С первым же появлением Современного Человека началось постепенное развитие его технологических и художественных навыков. Затем, примерно 10 000 лет тому назад, произошел грандиозный культурный взрыв. Это был, можно сказать, момент величайшего скачка в развитии культуры, охватывающего все аспекты человеческого поведения, какой только знало человечество. Совокупное воздействие всех этих изменений привело к полному перевороту в жизни человеческого общества. Это внезапное появление такого огромного количества технологических и творческих новаций археологи называют Неолитической, или Сельскохозяйственной, революцией.10

Неолитическая революция носила столь всеобъемлющий характер, что вся доисторическая хронология ведет теперь отсчет от нее. Все предшествующие ей времена археологи определяют как Палеолит (древний Каменный век), а последующие как Неолит (новый Каменный век).

Во время Неолитической революции или сразу же после нее человек обрел такие фундаментальные вещи как земледелие, скотоводство, обработка металлов, колесо, первая письменность, гончарное ремесло, ткачество, приготовление пищи (хлеб, вино, сыр, масло), музыкальные инструменты, архитектура и строительство, не говоря уже о многих других. Быстро распространяясь, эти гигантские шаги прогресса способствовали образованию сложных социальных структур, которые вскоре привели к построению первых городов и, тем самым, к возникновению современной цивилизации (сам термин "цивилизация" и означает буквально "градостроительство"). Радикальное значение этих грандиозных культурных и социальных достижений подчеркивается во всех археологических описаниях этого периода. Например:

Критическим моментом в истории человечества было развитие сельского хозяйства, впервые зародившегося 10 000 лет назад на Ближнем Востоке. Появившиеся в результате избыточные запасы пищи сделали возможным возникновение крупных поселений - первых предшественников западной цивилизации.11

Земледелие и скотоводство появились примерно в одно время... Технологический прогресс, овладение новыми материалами (такими, как металлы), новые источники энергии (ветряные и водные)... Стоит лишь сравнить достижения последних 10 000 лет с предшествующими четырьмя миллионами лет существования человека, чтобы убедиться в необычайном ускорении человеческой истории.12

С поразительной скоростью палеолитические охотничьи коллективы превратились в территориально организованные поселения... Одомашнивание растений и животных, образование земледельческих общин, совершенствование гончарного ремесла... художественная отделка его продуктов - все это развивалось очень быстро. Появились бронзовые орудия труда и бронзовое оружие. Появилась письменность, развившаяся из первоначального, пиктографического письма.., ремесла начали специализироваться на производстве самых разнообразных товаров.., вокруг рыночной площади вырос город... Надвигалась урбанистическая революция, мир человеческий изменился в корне, и первые цивилизации начали обретать свои очертания.13

Выращивание культурных растений и скотоводство называется обычно Неолитической Революцией... Эти новые методы добывания пищи изменили жизнь людей коренным образом... они жили теперь в деревнях и поселках, возрастала численность населения, усложнялись социальные структуры.14

Начали вырисовываться основные черты сельскохозяйственной экономики... скотоводство и такие прогрессивные методы земледелия, как искусственное орошение, привели к полному перевороту... население возрастало с огромной скоростью... перемены происходили в невероятном темпе и вызывали далеко идущие последствия.15

Каковы же были причины Неолитической Революции? Что дало толчок всем этим "радикальным", "далеко идущим" и "революционным" изменениям в человеческом обществе? Ответа на этот вопрос никто по-настоящему не знает.

Что побудило людей перейти от охоты и собирания пищи к ее производству? Археологи и антропологи продолжают спо-рить об этом до сих пор. 16

Почему, просуществовав сотни тысяч лет охотой и собиранием растений, человек лишь недавно начал возделывать землю и пасти стада? Вокруг этого вопроса по-прежнему кипят споры.17

ТЕКСТ КНИГИ БЫТИЯ

Попробуем подвести итоги археологическим данным и соотнести их с текстом Книги Бытия. Археологические исследования показывают, что Современный Человек есть культурно уникальное существо ("интеллектуальное превосходство во всех отношениях"18 ), несравненно более развитое и изобретательное, нежели его непосредственный предшественник, Неандертальский Человек. Так обстоит дело, несмотря на то, что последний не страдал никакими видимыми физическими недостатками (мозг его был "такого же размера и такой же сложности, как у нас с вами"19 , по силе и ловкости он "не уступал современному человеку"20), которые могли бы объяснить, почему он так явственно уступает Современному Человеку в смысле культуры и интеллекта.

Начав с постепенного технологического прогресса, Современный Человек внезапно и бурно устремился к обновлению всех сфер человеческой деятельности. Эта удивительная би-хевиористическая революция включала в себя способы добывания пищи, приручение домашних животных и изобретение всевозможных средств труда и художественного творчества; все это в целом "вызывало самые радикальные последствия."21 Этот культурный взрыв, Неолитическая революция, произошел всего несколько тысяч лет назад и полностью преобразовал человеческое общество.

Именно эта внезапная, необъяснимая, всеохватывающая революция и составляет истинный смысл выражения "И сотворил Господь человека", которое мы находим в Книге Бытия. Иными словами, "сотворение" человека относится к тому обстоятельству, что появились совершенно новые модели человеческого поведения, настолько отличающиеся от всех предшествовавших, что эту "революцию" можно уподобить сотворению нового рода человеческого, возникшего из ничего. На это "новое человеческое существо" внезапно снизошел грандиозный дар творческой активности, интеллектуальных способностей и духовности, какими и по сей день отличается библейский человек - "человек Книги Бытия".

События неолитической эпохи согласуются с деталями библейского повествования. Книга Бытия говорит, что Бог благословил людей и сказал им: "и наполняйте землю и обладайте ею" (1:28). Нахманид объясняет, что слова "и обладайте ею" (землею) относятся к земледелию и скотоводству.22

Наука изображает Неолитическую Революцию как всеобъемлющее изменение, внезапно произошедшее во всех областях человеческой деятельности. Археология подтверждает, что человечество действительно овладело землей ("критическим моментом в истории человечества было развитие сельского хозяйства, впервые зародившегося 10000 лет назад на Ближнем Востоке"23) и что оно действительно заполнило землю ("население необычайно возросло" 24). Исполнение божественной воли, таким образом, подтверждалось везде, где археологи вели свои раскопки.

ШКАЛА ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ

Трактовка времени в Книге Бытия не согласуется, казалось бы, с научной шкалой отсчета времени. Библейская традиция, опирающаяся на Книгу Бытия, утверждает, что человек был сотворен менее шести тысяч лет назад, тогда как Неолитическая Революция произошла примерно 10 000 лет назад. Таким образом, между этими двумя событиями получается временное расхождение порядка четырех тысяч лет.

Прежде чем обратиться к этой проблеме, заметим, что, определив библейское сотворение человека как сотворение совершенно нового человеческого общества, мы уже заметно продвинулись в ее решении. Поскольку появление библейского человека относится к периоду Неолитической революции, то есть около 10 000 лет назад, нам уже нет необходимости заниматься многомиллионной историей первобытного человека. Время его сотворения не имеет, по-видимому, никакого отношения ко времени сотворения человека библейского.

Для того, чтобы вполне разрешить проблему этого расхождения во времени, следует обратить внимание на явственное различие между библейским человеком первой главы Книги Бытия и человеком второй главы, лицом по имени Адам. Традиционный календарь, построенный на 6000-летней основе, относится к Адаму.

Библейский комментатор Сфорно считает, что слово "человек", как оно употребляется в первой главе Книги Бытия, относится ко всем особям живых существ, называемым людьми, в то время как конкретный человек - Адам -упоминается только во второй главе25 Книги Бытия. Таким образом, значение древнееврейского слова адам в первой главе (человек Книги Бытия) отличается от его значения (Адам) во второй главе. Разницу между двумя значениями этого слова рассматривали различные еврейские авторы, в том числе Рабби Йосеф Б. Соловейчик.26

Таким образом, проблема совместимости шкал отсчета времени разрешена. Традиционный 6000-летний счет времени начинается с Адама во второй главе Книги Бытия, тогда как библейского человека главы первой можно сопоставить с человеком Неолитической революции, которая произошла на несколько тысяч лет раньше.

УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Мы уже подчеркивали, что человека, созданного согласно книге Бытия "по образу и подобию Божьему", следует понимать как современного человека со всеми его уникальными духовными и умственными качествами. Ниже мы рассмотрим три аспекта уникальности человека.

Речь

Последние несколько тысяч лет были свидетелями невероятного прогресса во всех областях человеческой интеллектуальной деятельности. Важнейшую роль при этом сыграло уникальное свойство человека - его способность разговаривать с себе подобными. Это дает людям возможность опираться на достижения своих предшественников. Знаменитый физик, Исаак Ньютон, заметил как-то: "Я видел дальше других потому, что стоял на плечах гигантов".

Важность речи трудно переоценить. Достижения науки и техники, которые произвели переворот в человеческом обществе, возникли как результат совокупных усилий многих талантливых людей. Благодаря способности людей к коммуникации, ученому нет нужды каждый раз заново "изобретать велосипед" прежде, чем он внесет в науку свою лепту. Возможность строить, опираясь на уже построенное, привел к быстрому технологическому прогрессу, каковой и является отличительным свойством цивилизации.

Дар речи, присущий человеку, есть один из признаков того, что человек создан "по образу и подобию Божьему".

Интеллектуальная любознательность

Только человек проявляет интерес к вещам, которые не влияют непосредственно на его шансы на выживание. Все остальные животные заняты только и исключительно пищей, укрытием от стихий, поисками пары, личной безопасностью, и так далее, для себя самих и для своей семьи, стада или племени. Человек же проявляет глубокий интерес к научному познанию и к художественному творчеству и уделяет немало времени занятиям, не дающим непосредственных практических результатов.

Отличной иллюстрацией к этому феномену является книга, которую читатель держит сейчас в руках. Читая ее, ему трудно надеяться, что при этом возрастет его зарплата, или он станет лучше питаться, или что это как-то улучшит его здоровье. И все же, хотя это не дает ему никаких ощутимых благ, читатель продолжает читать данную книгу, удовлетворяя таким образом свою интеллектуальную любознательность.

Интеллектуальная любознательность, присущая человеку, есть еще один признак того, что человек создан "по образу и подобию Божьему".

Совесть

Самое поразительное свойство человека как уникального существа лежит в области этики. Человек, и один лишь человек, способен принимать сознательное решение опираясь на отвлеченные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Ради этих представлений он способен пожертвовать своим личным благополучием и даже самой жизнью.

На весь мир прозвучал из Африки голос людей, умирающих от голода и молящих о помощи. У них нет ничего общего со средним американцем или европейцем: раса, религия, язык, идеология, образ жизни - все там другое. Но вид изнуренных голодом детей, глядящих с телевизионного экрана, тронул сердца зрителей, и совесть потребовала, чтобы они жертвовали деньги ради облегчения чужих страданий.

Среди представителей всего животного мира только человек имеет дело с нравственными проблемами. И только человек обладает духовными способностями, позволяющими ему вырабатывать нравственные суждения. Это преимущество, и связанная с ним ответственность, принадлежат нам и только нам, ибо человек был создан "по образу и подобию Божьему".

Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь...
(Второзаконие 30:15, 19)

ПРИМЕЧАНИЯ

1Sforno, commentary on Genesis 2:7.

2I. Tattersall, апрель 1997, Scientific American, стр. 52.

3E. Trinkaus and P. Shipman, 1993, The Neanderthals (Jonathan Cape: London), стр. 414.

4Trinkaus and Shipman, стр. 418.

5E. Trinkaus and W. W. Howells, декабрь 1979, Scientific American, стр. 99.

6I. Tattersall, январь 2000, Scientific American, стр. 43.

7A. Leroi-Gourhan, июнь 1982, Scientific American, стр. 80-88.

8Trinkaus and Howells, стр. 97.

9N. Eldredge and I. Tattersall, 1982, The Myths of Human Evolution (Columbia University Press: New York), стр. 154, 159.

10Строго говоря, есть разница между Сельскохозяйственной революцией и Неолитической революцией, и не везде обе они происходили одновременно. Эти тонкости, однако, представляют больший интерес для профессионала-археолога, нежели для обычного читателя, и в дальнейшем мы рассматриваем обе революции как эквивалентные понятия.

11S. Lev-Yadun, A. Gopher, and S. Abbo, июнь 2000, Science, т. 288, стр. 1602.

12S. L. Washburn, сентябрь 1978, Scientific American, стр. 154.

13E. A. Hoebel and T. Weaver, 1979, Anthropology and the Human Experience (McGraw-Hill: New York), стр. 183,195,201.

14G. H. Pelto and P. J. Pelto, 1979, The Cultural Dimensions of the Human Adventure (Macmillan: New York), стр. 93.

15A. Sherratt, ed., 1980, The Cambridge Encyclopaedia of Archaeology (Cambridge University Press), стр. 407.

16J. Diamond, 1997, Guns, Germs, and Steel (W. W. Norton: New York and London), стр. 109.

17L. G. Straus, G. A. Clark, J. Altuna, and J. A. Ortea, июнь 1980, Scientific American, стр. 128.

18Eldredge and Tattersall, стр. 159.

19Tattersall, стр. 52.

20Trinkaus and Howells, стр. 99.

21Sherratt, стр. 407.

22Nachmanides, commentary on Genesis 1:28.

23Lev-Yadun, Gopher, and Abbo, стр. 1602.

24Sherratt, стр. 407.

25Sforno, commentary on Genesis 1:26.

26J. B. Soloveitchik, весна 1965, Tradition, стр. 5-67, особенно на стр. 10.