К оглавлению книги "Вера в эпоху науки"

Натан Авиезер

7
Бог, наука и свобода воли

ОЧЕВИДНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Начнем разговор о свободе воли с двух очевидных утверждений. Прежде всего, человек чувствует, что он обладает свободой воли и способностью принимать решения. Сегодня утром, например, я решил надеть голубую рубашку, а не зеленую, и выпить на завтрак кофе, а не чаю; я решил сотворить положенную утреннюю молитву, а мой приятель-атеист решил не молиться. Ощущение свободы воли есть у каждого, даже у тех философов, которые по своей свободной воле упорно отрицают ее наличие.

Во-вторых, обладание свободой воли есть необходимая предпосылка религии - во всяком случае, для религий Запада, в том числе для иудаизма. Наша религия опирается на то, что воля Божия для нас непререкаема. Божественные заповеди, однако, имеют смысл только в том случае, если мы способны их выполнять, то есть если мы свободны следовать Господним законам, либо, если таков наш выбор, в противность им. Это ясно высказано в Библии, где Бог говорит сынам Израиля:

Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь...1

В этой главе мы покажем, что классическая наука, судя по всему, считает свободу воли всего лишь иллюзией, которая на самом деле не существует. Затем мы расскажем о том, как новейшие достижения науки прокладывают путь к преодолению этого парадокса.

НАУКА

Вызов, который наука бросает свободе воли, легче оценить по достоинству, взглянув на некоторые аспекты истории научной деятельности.

В 1687 году Исаак Ньютон опубликовал свои Principia, несомненно, величайший научный труд всех времен. В этом труде всей своей жизни он изложил свои открытия и постулировал, что все физические явления можно объяснить с помощью немногих законов природы, что в те времена отнюдь не было общепринятой точкой зрения. Самым блестящим достижением великого физика были сформулированные им законы - три знаменитых закона механики и закон всемирного тяготения.

Загадки Солнца, Луны и планет всегда обладали непреодолимой притягательностью для человека, и взгляд его был устремлен в небеса на протяжении тысячелетий. И все же объяснить движение небесных тел астрономам долго не удавалось. Лишь благодаря открытиям Ньютона объяснение движения планет стало возможным. Однако, чтобы вычислить траектории движения небесных тел, недостаточно было лишь сформулировать законы природы - необходимо было решить математические уравнения, диктуемые этими законами. Ньютон блестяще справился и с этой задачей, разработав необходимый математический метод - дифференциально-интегральное исчисление, с помощью которого он и решил уравнения движения небесных тел.

Солнце, как самое массивное тело (99,86% всей массы Солнечной системы), является главным источником гравитационных сил, действующих на планеты. Ньютон показал, что если принебречь гораздо менее значительной силой притяжения всех остальных планет, то каждая планета будет двигаться вокруг солнца по эллиптической орбите, как это и установил Кепплер в начале 17-го века на основании астрономических наблюдений. Затем был изобретен телескоп, позволивший сделать более точные измерения планетарного движения, и эти новые данные показали явственное отклонение от простых эллиптических околосолнечных орбит. Тогда встал вопрос: может ли ньютоновский закон всемирного тяготения объяснить также и эти отклонения?

Главная трудность здесь в том, что не только Солнце, но и все остальные небесные тела оказывают притяжение на каждую планету. Хотя гравитационные силы взаимодействия с другими планетами сравнительно малы, ибо массы этих планет малы по сравнению с Солнцем, но они существенны и должны быть приняты во внимание. Это приводит к очень сложной системе уравнений планетарного движения, решение которых сопряжено с чрезвычайными трудностями.

Спустя столетие, французский математик Пьер-Симон де Лаплас значительно уточнил ньютоновские астрономические выкладки и сумел объяснить все известные тогда детали планетарного движения. До Лапласа было не ясно, устойчива ли Солнечная система вообще. Сам великий Ньютон сомневался в этом, полагая, что отдаленные планеты в конце концов отойдут от солнца. И только Лаплас окончательно доказал, что Солнечная система вполне стабильна.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Труд всей своей жизни, многотомную "Небесную механику", Лаплас подытожил в 1796 году в своей классической "Системе мироздания". С появлением этих книг теория планетарного движения достигла вершины своего успеха. Солнечную систему часто сравнивали с часовым механизмом. Точно так же, как все многообразные колесики, пружинки и рычажки часов гармонично работают там по законам часового ремесла - так же, оказалось, и Солнечная система функционирует согласно законам природы.

После Лапласа научная инициатива простерлась на самые разнообразные области приложения, и казалось, что любые загадки природы могут теперь быть решены общими усилиями талантливых ученых. Крепло ощущение, что законы природы могут дать объяснение всем вообще явлениям, наблюдаемым в физическом мире. А если так, то зачем же ограничивать аналогию с часовым механизмом одной лишь Солнечной системой? Может быть, вся Вселенная есть один гигантский часовой механизм, движимый силами законов природы? Так появилась идея "Вселенной как часового механизма".

В 19-м веке было установлено, что существуют всего две фундаментальные силы природы2 - гравитация и электромагнетизм. Сила тяжести проявляется наиболее очевидно, когда речь идет о таких массивных телах как планеты и звезды. Это она удерживает нас на поверхности Земли и она же заставляет планеты вращаться вокруг Солнца.

Электричество и магнетизм в свое время понимались как две силы разной природы. Однако в 1864 году Джеймс Клерк Максвелл показал, что они суть два проявления одной и той же силы, называемой электромагнетизмом, которая действует на любые частицы, обладающие электрическим зарядом. Поскольку важнейшие элементарные частицы, электроны и протоны, несут в себе электрический заряд, электромагнетизм представляет собою универсальную силу, действующую на все атомы.

Эти две силы - гравитация и электромагнетизм - отвечают за все многообразные явления, наблюдаемые нами в природе, такие как свет, звук, тепло, химические реакции, магнетизм, жидкое или газообразное состояние вещества, электричество, погода, геологические явления, огонь, и многие другие. Этот бесконечный мир явлений не есть результат действия различных сил, подчиняющихся различным законам - все они, во всей своей полноте, могут быть поняты на основе представления об этих двух фундаментальных силах природы.

Не менее важным явилось и другое научное достижение 19-го века: было установлено, что все известные нам материальные тела состоят из субмикроскопических частиц, атомов. Более того, было обнаружено, что существует сравнительно немного типов атомов, и что все миллионы веществ в природе, как бы ни были различны их свойства, представляют собой всего лишь различные комбинации этих нескольких основных атомов. Электромагнитные силы связывают атомы между собой, образуя молекулы, и те же силы связывают молекулы, образуя кристаллы, керамику, металлы, стекло, дерево, минералы, и все остальные знакомые нам материалы.

Эти два принципа: (1) что в природе действуют только две фундаментальные силы и (2), что все вещества во всей Вселенной состоят из различных комбинаций атомов немногих типов, подкрепляли идею механической Вселенной. Отпадала необходимость ссылаться на многочисленные законы природы для объяснения различных явлений, наблюдаемых в природе. Вселенная представлялась простой, как часовой механизм. Правда, на практике подробное объяснение того или иного явления природы оказалось делом весьма непростым, из-за огромного числа взаимодействующих при этом частиц. То есть, опять же, как в часовом механизме - только огромных размеров и сложности. Таким образом, представлялось, что образ механической вселенной исчерпывающе отражает самую суть природы.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Побочным, но очень существенным, выводом из системы механической Вселенной был детерминизм - концепция, возникшая в начале в приложении к Солнечной системе. Как механизм часов полностью определяет будущее движение часовой стрелки, так и законы природы должны полностью определять движение планет. Другими словами, положение всех небесных тел в будущем уже полностью определено их нынешним положением и законами природы. Это и есть основной принцип детерминизма: настоящее определяет будущее.

Исследования Ньютона, Лапласа и других ученых показали, что будущее движение планеты полностью определяется ее положением в настоящий момент и притяжением всех остальных небесных тел. В дальнейшем принцип детерминизма стал применяться также и к явлениям, происходящим на Земле. Сам Лаплас говорил, что, если бы мы могли знать всё о данной системе в любой данный момент, то и ее поведение в будущем могло бы быть предсказано во всех деталях.

На самом деле, однако, предсказать будущее поведение системы практически неввзможно. Устройство большинства систем так невообразимо сложно, что мы просто не можем решить уравнения, описывающие их будущее движение. Это, однако, представлялось чисто технической трудностью, связанной с несовершенством математических методов. В принципе детерминизм казался совершенно правильным подходом: будущее физической системы полностью определено ее настоящим. Детерминизм стал одним из краеугольных камней здания тогдашней науки.

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

И очень скоро ученые задались вопросом, нельзя ли распространить принцип детерминизма и на живые существа - на растения и животных. Выводы получались весьма сомнительные. Деревья еще можно с грехом пополам рассматривать как машины, слепо подчиняющиеся законам природы - но как быть, например, с кошками и собаками? Их ведь за то и взяли в дом, что они способны проявлять любовь и привязанность к своим хозяевам. Какой же хозяин согласится считать своего любимца некой механической игрушкой?

Решение было предложено в виде постулата о существовании еще одной силы природы - "жизненной силы", которая присуща всем живым существам. То есть, в природе существует якобы еще одна физическая сила, действующая исключительно на растения и животных.

Идея эта уходит в глубь веков: еще Аристотель пытался таким способом объяснить, что дает живому это особое свойство, называемое жизнью.

Жизненная сила разрешала и другую загадку. Какая радикальная перемена происходит с животным, когда оно умирает? У мертвого животного все то же сердце, кровь, мозг и другие органы, что и у живого. Но если так, если живой и мертвый выглядят, и внешне и внутренне, совершенно одинаково в физическом отношении, то почему же они так сильно различаются в своем поведении? Аристотель отвечал, что живые существа наделены жизненной силой, которая покидает тело, когда оно умирает.

Предполагалось, что человек, как существо высшее по отношению к растению или животному, наделен жизненной силой в еще большей мере. Этим и объяснялись те человеческие свойства, которых у животных нет. Другим существенным отличием человека от животного является свободная воля, определяющая поведение человека в несравненно большей степени, чем у животных, которые чаще всего следуют инстинкту. Как ни посмотреть, жизненная сила казалась необходимой для объяснения уникальных особенностей жизни и живой материи, и в средневековье она стала общепринятой парадигмой биологической науки.

В 19-м веке начались систематические исследования таких функций живого тела, как пищеварение, выделение, нервная деятельность, дыхание, размножение и обмен веществ. По мере изучения, все очевиднее становилось, что ни одна из этих систем не проявляет никаких признаков наличия жизненной силы. По всей видимости, законы химии и физики вполне удовлетворительно служили для объяснения всех аспектов физиологии живых существ, в том числе и человека.

Поскольку жизненная сила никак не проявляла себя при физиологических исследованиях живых существ, постепенно стало очевидно, что ее на самом деле нет, и в конце концов само это понятие было изгнано из словаря науки. Однако с изгнанием жизненной силы вернулись прежние неразрешимые вопросы. В чем же тогда заключается фундаментальное физическое различие между живым и неживым? Что такого есть в живой клетке, чего нет в неодушевленной материи, и что делает жизнь жизнью? Проще говоря, что такое жизнь? Вопрос этот много и горячо обсуждался учеными; знаменитая книга Нобелевского лауреата Эрвина Шредингера3 так и называется: "Что такое жизнь?" (1944).

ДЕТЕРМИНИЗМ ИЛИ СВОБОДА ВОЛИ?

Соотношение между детерминизмом и свободой воли определяется очень просто: первое полностью исключает второе. Суть детерминизма в том, что настоящее определяет - детерминирует - будущее, а суть свободы воли в том, что настоящее как раз не определяет будущего. Свобода воли означает, что я в данный настоящий момент волен решить, что я буду делать в будущем, ибо настоящее не определяет будущего.

Рассмотрим какой-нибудь неодушевленный объект - камень, или планету, или облако, или каплю воды. Каждый состоит из огромного числа атомов и молекул, связанных между собой с помощью двух фундаментальных сил природы, то есть гравитации и электромагнетизма. Силы, действующие на каждый такой объект, зависят от всех остальных взаимодействующих с ним объектов, но и поведение этих остальных опять-таки полностью определяется законами природы. Следовательно, будущее каждого из них зависит только от того, в каком состоянии находятся этот и все остальные объекты в настоящий момент. Это и есть смысл утверждения о том, что настоящее определяет будущее.

Поскольку жизненной силы в природе нет, из этого следует, что все живые существа, включая человека, физически ничем в принципе не отличаются от неодушевленных предметов - они просто намного сложнее. В частности, и люди не отличаются от неодушевленных объектов ничем таким, что бы лишило состоятельности основное утверждение детерминизма, а именно, что настоящее определяет будущее.

Человеку, правда, присущи некоторые уникальные качества, такие как мышление, сознание, духовность, самосознание и творческие способности, механизма которых мы пока не понимаем. Эти наши качества не меняют дела: каждый из нас есть, в принципе, некий объект, состоящий из атомов и молекул, и не отличается в этом смысле от любого камня. Поэтому, казалось бы, люди должны были бы подчиняться тем же законам, что и камни. Научные законы гласят, что камни не обладают свободой воли; по тем же законам не должно было бы ее быть и у людей. Некоторые философы оспаривают это положение, настаивая, что свобода воли на самом деле согласуется с классической наукой, но их нетрудно опровергнуть.

Итак, перед нами парадокс. Люди явно обладают свободой воли, жизнь доказывает нам это на каждом шагу. Наука же, по-видимому, приводит нас к заключению, что свобода воли есть всего лишь иллюзия. Как же быть?

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

Величайшая научная революция 20-го века совершилась с открытием квантовой механики. Прежняя теория движения частиц называется сегодня ньютоновской, или классической, механикой, в отличие от современной квантовой теории. Наиболее поразительной стороной квантовой механики является ее вероятностный подход к явлениям природы.4 Подход этот означает следующее: максимум, что можно знать о будущем любой физической системы - это вероятность тех или иных событий. С помощью уравнения Шредингера можно вычислить точную степень вероятности для каждого события, которое может произойти в будущем. Какое же из этих вероятных событий действительно произойдет, а какое нет - заранее знать невозможно.

Вероятностная природа квантовой механики сразу приводит нас к очень важному заключению, а именно, что настоящее не определяет будущее. Такой подход называется квантовым индетерминизмом, и он опирается на святая святых квантовой механики - знаменитое соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Важно подчеркнуть, что квантовый индетерминизм не проистекает от недостатка знаний. Иначе говоря, неверно было бы считать, что будущее уже определено, но никто не в состоянии его предсказать. Квантовая механика утверждает, что будущее не может быть предсказано даже в принципе, и именно потому, что оно не детерминировано. Это можно пояснить таким примером. Поставив один и тот же опыт дважды, в одно и то же время и в абсолютно тождественных условиях, можно тем не менее получить несовпадающие результаты. Иначе говоря, одно и то же настоящее (один и тот же эксперимент, производимый дважды в одно и то же время) привело к двум разным картинам будущего (два одинаковых опыта - два разных результата). Согласно правилам классической науки, такое явление невозможно. Оно нарушает самую суть ньютоновской механики.

Эти поразительные результаты квантовой механики возвестили конец эпохи механической Вселенной. Часовой механизм определяет будущее движение своих стрелок. В квантовой Вселенной это уже не так.

Читатель может спросить, как же до этого не додумались раньше, почему Ньютон и другие великие умы не заметили того поразительного обстоятельства, что настоящее не определяет будущего. Но ведь повседневный опыт говорит нам как раз обратное, в обычной жизни мы видим все время, что настоящее как раз определяет будущее. Любой футболист знает, что если он пробьет мяч в нужную сторону, то, к восторгу болельщиков, через несколько секунд (в будущем) этот мяч влетит в ворота. Почему же спортсмены, а с ними и все мы, не ощущают действия квантовой механики в своей обычной жизни и ничего о ней не знают?

Ответ состоит в том, что квантово-механические эффекты существенны только для очень малых частиц. Для макрообъекта, такого как футбольный мяч, разница между кванто-во-механическим и классическим предсказаниями ничтожно мала. (В этом контексте, пылинка весом в одну триллионную грамма считается крупной величиной.) При правильном ударе по мячу классический подход предсказывает гол со 100%-ной вероятностью, а квантовый - с вероятностью 99,99999999...%, оставляя место лишь для крайне малой вероятности промаха. Поскольку разница между этими двумя предсказаниями ничтожно мала, игрок не нуждается в знании квантовой механики, чтобы стать звездой футбола. Пока мы имеем дело с большими макроскопическими объектами, предсказания классической науки сохраняют свою силу.5

Следует подчеркнуть, что квантовая механика чрезвычайно важна для понимания Вселенной. Многие фундаментальные свойства Вселенной определяются исключительно принципами квантовой механики. Более того, в соответствии с классическими - не квантовыми - законами природы, невозможно было бы само существование устойчивой Вселенной.

Когда речь идет о субмикроскопических частицах, таких как электроны и атомы, квантовые эффекты являются доминантными, и классические методы их изучения дают в корне неверную картину природы. В двадцатом веке ядерные исследования заставили ученых пересмотреть классическую науку. В ее интерпретации, например, любой атом должен бы был самопроизвольно разрушиться в течение одной миллиардной доли секунды! Поскольку в действительности атомы вполне стабильны и не склонны к саморазрушению, стало очевидно, что для описания вселенной принципы классической науки недостаточны. Обширные исследования этого и других подобных парадоксов и привели в конце концов к возникновению квантовой механики.

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА И СВОБОДА ВОЛИ

Вернемся к нашему парадоксу свободы воли. Согласно классической науке, настоящее определяет будущее, и потому для свободы воли нет места. Квантовая механика установила, что настоящее будущего не определяет, что, казалось бы, разрешает данный парадокс. Но дело обстоит не так просто. Люди безусловно представляют собою макро-объекты, а, как было сказано, в приложении к крупным объектам классическая наука вполне адекватна. А раз для понимания человеческого поведения никакая квантовая механика не нужна, то парадокс остается неразрешенным. Он исчез бы только в том случае, если бы квантовая теория была необходима для объяснения процессов мышления.

Проявление свободы воли не требует действий всего человеческого организма в целом. Оно зависит от наших мыслей, а органом мышления является мозг. В настоящее время мы гораздо лучше понимаем, как он работает. Нейрофизиологические исследования показали, что любой процесс мышления включает в себя как минимум один решающий шаг, происходящий в результате согласованного действия очень малого числа атомов.6 Мы уже говорили о том, что объяснение поведения отдельных атомов лежит в квантовой области. Возможно, таким образом, квантовая механика действительно играет существенную роль в процессах мышления.

Каким образом работа мозга преобразуется в ощущения и мысли сознательного разума - по-прежнему остается для нас глубочайшей загадкой. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что мышление нельзя объяснить с позиций классической науки и что оно, возможно, требует привлечения квантовой механики. Этого достаточно для того, чтобы не заниматься больше парадоксом Лапласа относительно невозможности свободной воли с точки зрения науки.

СВОБОДА ВОЛИ И ВСЕВЕДУЩИЙ БОГ

Господь Бог всеведущ, таково одно из основных божественных свойств. Всеведение Господне понимается обычно так, что Богу известно не только то, что уже произошло в прошлом, но и всё, что еще только должно произойти. Иными словами, Богу уже известно будущее. Но если так, то парадокс свободной воли снова встает перед нами во всей своей неразрешимости.

Знание будущего означает невозможность свободы воли. И не важно, обретено ли это знание путем приложения научных законов, или является частью божественного всеведения.

Это утверждение легко пояснить примером. Рассмотрим такую ситуацию. Я говорю, что по своей свободной воле решил выпить на завтрак кофе, а не чаю. Но ведь Господь уже вчера вечером знал, что утром я решу пить кофе! То обстоятельство, что Бог знал заранее, что я буду пить, делает альтернативный выбор, т.е. чай, невозможным. Иначе Бог допустил бы ошибку, и его всеведение оказалось бы неполным. А раз мой выбор, в согласии со всеведением Господним, неизбежно должен пасть на кофе, значит я выбрал его на завтрак не по своей свободной воле.

Следует подчеркнуть, что парадокс этот действительно существует. Правда, имеются различные попытки представить его как парадокс мнимый, но ни одна из них не решает проблемы. Так, например, говорится, что Бог дает нам свободу выбора, хотя Он уже и знает, что мы выберем. Такое решение ложно, ибо противоречит само себе.

Другая, также неудачная, попытка выглядит так. Когда я говорю, "я знаю, что Боб украдет деньги при первой удобной возможности" - этим я не отнимаю у него свободы воли. Если Боб украл деньги, то он виновен в воровстве. И точно так же то обстоятельство, что Богу известно будущее, не отнимает у нас свободы воли, и мы несем полную ответственность за свои действия.

Легко показать ошибочность такой аргументации. Когда я утверждаю, что Боб украдет деньги, я не знаю с абсолютной уверенностью, как поступит Боб на самом деле. Я лишь оцениваю свойства характера Боба, и на этом основании предполагаю, что он вероятно сделает в будущем. Я вполне могу ошибаться. Как знать, может быть, Боб решил начать новую жизнь и бросить воровство. Последнее слово принадлежит Бобу, и в этом заключается свобода его воли.

Такое рассуждение нельзя применить к Богу, ибо будучи всеведущим, Он не может ошибаться. Если Он знает будущее, то Он знает наверняка, что Боб украдет деньги, тот просто не может поступить иначе. А раз Боб обязан украсть, то и нет у него свободы воли, чтоб бросить воровать.

ПРАВИЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПАРАДОКСА

Бог существует вне времени

К разрешению этого парадокса можно подойти с разных сторон. Можно, например, начать с того, что само понятие времени (прошедшего, настоящего, будущего), имеет иное значение для всевечного Бога, нежели для смертного человека. Поскольку Бог не есть физическая сущность, божественное понятие времени не диктуется законами науки. Бог существует вне времени. А потому и всеведение Божие имеет, предположительно, мало общего с человеческими понятиями о будущем и, таким образом, никак не соотносится с вопросом о свободе воли.

Логически такая позиция безупречна, но за нее придется заплатить дорогой ценой. Мы говорим, собственно, что божественное провидение будущего иное, нежели человеческое, ибо будущее для Бога - это нечто совсем иное, нежели для человека. Всеведение Божие таким образом превращается в мистическое понятие, лишенное физического смысла.

Будущее сегодня не существует

Мы предпочитаем подойти к вопросу с другой стороны, а именно, приглядеться пристальнее к значению слова "всеведение". Рассмотрим сначала другой основной атрибут Бога -Его всемогущество, то есть его способность сделать всё. Есть знаменитая загадка, знакомая каждому школьнику, на тему о всемогуществе Господнем. Может ли Бог сотворить камень, который Он не сможет поднять? Если ответим отрицательно, тогда Бог не всемогущ, ибо не в силах изготовить требуемый камень. Если же ответим положительно, то Он опять-таки не всемогущ, ибо не может поднять сделанного им камня. А следовательно, доказано, что Бог на самом деле не всемогущ!

Разгадка здесь в том, что такого камня просто не может быть, ибо Господь в состоянии поднять любой камень. Всемогущество означает способность создать любой объект, который может существовать. И если Господь не способен создать камня, которого не может быть, это не наносит ущерба Его всемогуществу. Точно также тот факт, что Бог не может доказать, что дважды два равно пяти, ничуть не ограничивает всемогущества Божьего.

Применим тот же ход рассуждений ко всеведению Божьему, то есть, к Его способности знать всё. Всеведение предполагает способность знать всё, что только можно знать. Но по отношению к будущему у Бога такой возможности нет, ибо нет еще самого будущего. Другими словами, будущее не есть нечто, что стоит и ждет где-то там впереди - мы строим его по мере нашего продвижения вперед. Будущее еще не произошло, и знать сегодня о завтрашних событиях пока что нечего. Поэтому сказать, что Богу неизвестно будущее - вовсе не означает усомниться в Его всеведении.

БОЖЬЯ ВЕСТЬ

В Библии Господь часто предвещает конкретные события, которые совершатся в будущем. Если, как мы рассуждаем, будущее Богу не известно, то как же Он может уверенно предсказывать, что то или иное событие действительно произойдет?

Но ведь и человек может высказывать определенные утверждения относительно будущего. Например, я говорю своим студентам, что в понедельник им предстоит контрольная работа по физике. Это вовсе не значит, что на меня внезапно снизошел дар провидения. Это означает лишь, что я способен вызвать такое событие (контрольная в понедельник) к жизни и решил этой способностью воспользоваться. Те же соображения применимы и к высказываниям Бога относительно событий, которые произойдут в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о том, существует ли свобода воли, далеко не нов. Связанные с ним парадоксы давали богатую пищу умам философов на протяжении столетий. Проблема, разумеется, гораздо сложнее и многообразнее, нежели она представлена на страницах нашей книги. Мы ограничились теми ее аспектами, которые поддаются обсуждению в научных терминах, попытавшись показать, что современной науке есть что сказать по поводу этого древнего головоломного вопроса: обладает ли человек свободой воли.

Бог, гласит Библия, заповедал нам творить добро. Он одарил нас также способностью решать самим, без Его вмешательства - выполним мы Его заповеди, или отвергнем их. В этом и есть сущность свободы воли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Второзаконие, 30:15, 19.

2Ядерные силы (двух видов), обнаруженные в 20-м веке, не влияют на поведение макроскопических объектов, и потому несущественны для нашего хода рассуждения.

3Шредингер предполагает, что уникальные свойства живых организмов можно объяснить, исходя из квантовой теории и из принципа поглощения отрицательной энтропии. Первая гарантирует стабильность генетического механизма (генетического кода, ДНК) наследственности, а второе позволяет понять, почему биологические системы не разрушаются и достигают равновесного взаимодействия с окружающей средой. Так объясняет Шредингер способность живой клетки к размножению и к обмену веществ - две фундаментальные функции, отличающие живую клетку от неживой материи.

4См., например, R. Feynman, 1985, QED - The Strange Theory of Light and Matter (Princeton University Press).

5В некоторых особых случаях квантовые механизмы управляют поведением также и макроскопических объектов, таких как жидкий гелий или радиоактивные вещества, но это - исключения, не затрагивающие нашей линии аргументации.

6Самое распространенное описание мыслительных процессов основано на модели нейронных сетей, разработанной в 1980-х годах профессором Принстонского Университета Джоном Хопфилдом. Некоторые важнейшие моменты работы нейронной сети включают в себя согласованную деятельность всего нескольких атомов.