К оглавлению "Арба паршийот"

З.Дашевский

Глава "hа-Ходэш" 29.03.07.

1. Парашат «hа-Ходэш». О запрещении присваивать месяцам собственные имена. Употребление эпитетов. Объяснение заповеди: «Этот Месяц для вас – начало месяцев». Два новшества, внесённых Египтом. История лунного и солнечного календарей.

2. Хамец и маца. Изготовление бродившего хлеба. Что такое хамец. Правила изготовления мацы. Ответы на вопросы: о восемнадцати минутах; о необходимости продавать косметику.

3. Переход календарей; природа хамеца. Причины перехода от солнечного календаря обратно к лунному и отказа от «хамеца». Выяснение отношений человека со временем. Двойная природа человека; обращение со «злым началом».

4. Вопросы к Песаху. Спор о первом дне принесения омера. Объяснение Шломо Фишера. О Небесной педагогике. Сходство Песаха и шабата. Какие заповеди обязана выполнять женщина. Новое отношение ко времени. Ответ на вопрос о возможности праздника, как памяти.

1. Парашат "hа-Ходеш"

Начинается первый день месяца Нисан, рош-ходэш. Поэтому надо вспомнить, что это как раз тот день, когда мы получили первую заповедь. Этот отрывок из книги Шемот является четвёртым в «Арба паршиёт». Мы читали этот отрывок в прошедший шабат в двенадцатой главе книги Шемот. В начале этой главы говорится, что сказал Господь Моше и Аарону в земле Египетской: «Этот месяц для вас – начало месяцев; первый он у вас из месяцев года». Надо понять, что выражено в этих словах в hалахическом смысле? Вторая половина не вызывает сомнений – это заповедь о том, что мы обязаны считать месяцы года от этого весеннего месяца. Разъяснение такое, что нам по выходе из Египта запрещено присваивать месяцам какие-нибудь собственные имена, а каждый месяц должен определяться своим положением относительно этого месяца. Точно так же, как обстоит дело со днями недели: у нас не так, как у других народов, когда дни недели посвящены светилам или божествам. У нас только шабат имеет собственное имя, а остальные идут по порядковым номерам относительно шабата. Такова же ситуация в Торе с месяцами, ни один месяц не имеет собственного имени. Даже , если может показаться , что встречаются названия месяцев, то так кажется только на первый взгляд, потому что, если месяц и определяется эпитетом, например, «ходэш Авив», «ходэш Зив», «ходэш Адар», то это названия месяцев, которые мы принесли с собой, возвращаясь из вавилонского изгнания, и это названия вавилонские, а до этого таких названий у нас официально в ходу не было, и они в Танахе употребляются только в поздних книгах, после возвращения из вавилонско-персидского плена. Остальные, названные нами, которые фигурируют в Торе и в ранних пророках, такие, как «ходэш Авив», это не название месяца, а это его характеристика. Так, Авив – это весна в нашем современном словаре, но исходное значение слова «авив» – это созревание зерна, и мы это прекрасно видим из предыдущего раздела, в конце парашат «Ваэйра», где описывается казнь «град». Там говорится, что град побил те культуры, которые уже достаточно созрели. Там сказано: «лён и ячмень были побиты, потому что ячмень – авив, он уже колосился, а лён был в стеблях, то есть, то, что выросло на поверхность, там где были колосья и были стебли, то было побито. А те культуры, которые ещё не успели созреть, например, пшеница, которая созревает позже, не были побиты. Мы знаем, что жатва пшеницы начинается в Шавуот, только весной. Правда, трудно сказать, насколько это происходило весной, надо смотреть когда и в каком месяце была эта казнь, и как там было с сельским хозяйством в Египте. Но факт, что слово «авив» обозначает созревание колосьев. Точно так же «ходэш Зив» обозначает месяц, когда сияние. Таким образом, нам заповедь запрещает давать месяцам личные имена, и мы в память об Исходе из Египта называем месяцы только их порядковыми номерами, но в память об исходе из Вавилона мы их называем личными именами. Итак, возвращаясь к нашей двенадцатой главе, фраза, которая выражает две заповеди. Одна из них, вторая, это требование определять месяцы их порядковым положением по отношению к весеннему месяцу, когда мы выходим на свободу. В первой заповеди надо понять, что означает: «Этот месяц для вас – начало месяцев»? Нам объясняет hалаха, что речь идёт о заповеди освящать начало каждого месяца. Мидраш говорит, что всюду, где в Торе сказано «зэ», надо понимать, что Моше затруднялся понять, и Всевышний ему показывает как бы пальцем, то есть, вот увидишь такой молодой месяц, и освящайте начало нового месяца. Поскольку это первая заповедь, которая дана Израилю, как народу, то правильно было бы понять, в чём её содержательная важность? Можно, конечно, сказать, что она выделена уже тем, что она первая. Но с другой стороны, почему она взята, как первая? Вернёмся к Исходу из Египта, потому то это тема этого месяца, и обратим внимание на то, что сразу после этих двух фраз в начале главы, всё остальное дальше посвящено законам праздника Песах. Песах, конечно, центр этого месяца, и решающая точка в начале нашей истории, мы в этот момент начинаем рождаться, как народ. Если задать вопрос: что составляет суть законов праздника Песах? Что в них самое главное? Песах длится целую неделю, и ясно, что запрет прокисшего зерна является основой законов для этого времени.

Надо сказать, что Египет внёс в человеческую цивилизацию два кардинальных новшества, необычайно принципиальных. Одно из них – это солнечный календарь. Историки говорят (хотя это и вызывает некоторые сомнения), что Египет перешёл от лунного календаря к солнечному за четыре с лишним тысячелетия до новой эры, то есть, чуть больше шести тысячи лет назад, и скорее здесь немножко переборщили. Однако, важно то, что нет ни одного мнения, которое оспаривало бы первенство Египта в изобретении и использовании солнечного календаря. При этом, солнечный календарь намного сложнее, чем лунный. Прежде всего: что же такое вообще календарь? – Календарь – это способность упорядочивать события по каким-то наблюдаемым заметным промежуткам времени. Ясно, что у любого самого примитивного человека возникает устойчивое впечатление, что солнце всходит и заходит. Поэтому, сутки являются самой естественной единицей измерения времени, но только она слишком мала для календаря, нужно что-то более крупное. Поэтому, следующим кандидатом, конечно, является лунный месяц, потому что не нужно быть большим специалистом в астрономии, чтобы видеть, что луна то «худеет», то «полнеет». И поэтому лунный календарь очень древний. А вот солнечный календарь требует уже очень изощрённых наблюдений. То, что солнце всходит и заходит, бросается в глаза, а вот то, что солнце периодически, и с большими периодами, возвращается к тому же положению относительно далёких созвездий, это такая вещь, которую не так просто заметить. Почему египетские жрецы заметили? – Потому что от этого зависело их пропитание. Говорят, что Нил разливается и кормит, но он кормит, если вы подготовите почву и посеете туда, а иначе все разливы Нила вам ничего не дадут. Поэтому нужно подготовить землю к разливу, и надо предсказать, когда будет разлив Нила. Они обратили внимание, что это происходит тогда, когда после перерыва в семьдесят дней, снова появляется на небе звезда Сириус. Римляне у них скопировали это название для звезды, по-римски она называлась «звезда-каникулы». Поскольку это происходит в районе летнего солнцестояния, когда в Риме начиналась жара и закрывались все торговые и прочие заведения, то слово «каникулы» приобрело широкое и универсальное употребление. Так вот, заметив, что разлив Нила происходит регулярно в эти периоды, когда солнце находится почти в створе с этой «каникулой», египтяне перешли к солнечному календарю, и была соответствующая реформа.

2. О хамеце и маце.

Вторым изобретением египтян был бродивший хлеб, они изобрели «хамец». Они изобрели изготовление бродившего хлеба. Надо понять, что это была революция в человеческом потреблении. Мы часто встречаемся с тем, что в популярных лекциях нам говорят, что хамец отличается от мацы тем, что он такой пышный, раздутый, много о себе воображает, а маца плоская, но вся хлебная. Это очень наглядный и яркий образ, но если говорить по сути дела, то этот образ мало отличается от таких выражений, как у Ильфа, что «вода извергалась стремительным домкратом». На самом деле ничего этого Тора не имела в виду, по одной простой причине: изготовление пышного поднявшегося хлеба стало возможным только в Средние века, когда появились печи, в которые всовывают плоские поддоны, и можно выпекать такие хлеба, а до Средних веков человечество пекло плоские лепёшки. Поэтому, мы читаем в Талмуде вещи, которые озадачивают современного человека: человек нашёл заплесневевший кусок хлеба, и не знает хамец это или маца. Хлеб пекли в виде пит, потому что проблема энергии появилась не сегодня. И дрова тоже не были дешёвым товаром. Поэтому печь хлеб на горячем воздухе, который греет поддон, было не экономично. Раскочегаривали глиняную печку, которая была, как большая кастрюля, и ко внутренним стенкам прилепляли эти лепёшки. Хлеб, который бродит, конечно, поднимается, потому что бактерии, расщепляя крахмал, который они потребляют, выделяют спирт, углекислый газ, немного воды и при печении хлеба спирт выделяется. Что касается быстрых или не быстрых дрожжей, то дело обстоит так, что бактерии, которые вызывают брожение, растут практически на любом продукте, но при этом, при брожении мяса, бактерии, его вызывающие, выделяют очень вредные вещества, например, битулин, смертельный яд даже в малых дозах. Те бактерии, которые самопроизвольно очень медленно из воздуха залетают и вызывают брожение теста, они его вызывают, но это очень медленный процесс. Если культуру концентрированную этих бактерий внести в тесто, то оно наверно, забродит за три-четыре часа. И это медленная закваска. Если взять закваску из молока, то есть, молочнокислые бактерии, то они быстро, минут за сорок пять, вызывают брожение. Сейчас имеются и ещё более быстрые средства. Аромат и вкус дрожжевого теста определяется тем, что бактерии в процессе своей жизнедеятельности, когда они потребляют крахмал, сахара, они выделяют вещества, которые обладают вкусом и запахом, совершенно не зависящим от той среды, которой они питаются, а зависящими только от природы этих бактерий. Поэтому, если сквашивать хлеб молочнокислыми бактериями, то будет молочнокислый запах. Интересно, что современный процесс хлебопечения похоже вовсе не связан ни с каким особенным процессом брожения, а это просто «надувательство» в буквальном смысле. А именно, тесто двигается по плоскости, где есть множество дырочек и через них его надувают. В процессе брожения тесто раздувается от того, что выделяются газы и пробивают себе путь. А теперь его надувают воздухом, а потом обливают эссенцией, которая имеет нужный вкус и запах. Таким образом образуется продукт с нужным вкусом и запахом. При этом дрожжи являются продуктом кошерным для Песаха, там нет зерна. Их, конечно в Песах употреблять не следует, но не потому, что это хамец. Нельзя, например, варить кашу из пшеницы, хотя вроде бы если её бросить в горячую воду, то она ни во что не превратиться. И это постановлено для того, чтобы не вызывать дурных мыслей. Но это всё другие вопросы, а мы сейчас пытаемся разобрать, в чём природа хамеца? Это вопрос необычайно сложный. Рав Шабтай Раппапорт, хороший специалист в этих вопросах, объяснил, что в течение последнего столетия пытались найти какое-то объективное определение хамеца. Мы знаем, что злак состоит из крахмала и белка, и какая из этих частей ответственна за процесс брожения? Почему пшеница превращается в хамец, а рис- нет? Можно испечь рисовый хлеб или кукурузный хлеб. В хамец превращаются только пять видов злаков. И ответ рава Шабтая вот какой. Он подчёркивает очень важную мысль, что hалаха отличается от науки тем, что она не занимается объективной картиной мира; она имеет дело с таким миром, как его воспринимает человек. Поэтому, в частности, мы, например, обязаны разделять мясную и молочную посуду, чтобы не привести к тому, что у нас впитавшееся в кастрюлю молоко будет потом вариться вместе с мясными продуктами или наоборот. Если у вас чисто металлическая кастрюля, и вы её помыли с моющим средством, то ни одной молекулы молока или мяса в ней не осталось. Тем не менее следует эти кастрюли разделять, потому что человек посмотрит, что он час назад варил молоко, а теперь он там варит мясо, это всё равно, что он их перемешивает. Вопрос только в том, как это воспринимается человеком. Нормальный человеческий взгляд требует: разделять -так разделять. Так что же такое хамец? Рамбам пишет, что если вы заставите скисать рис, то это будет гниение, а не брожение. Так где же разница? Всё зависит от чисто эстетического восприятия. Например, вы собираетесь выпить кофе с молоком, а молоко начало скисать, хотя это ещё вполне пригодный пищевой продукт и вы сможете из него сделать простоквашу. Однако, в кофе оно превращается в какие-то крупинки, и вы с отвращением его выливаете. Злаки отличаются тем, что они являются наиболее полноценным продуктом человеческого питания. Пшеница – это самая основа человеческого питания, она покрывает почти все потребности организма. При этом, она очень невкусна. Если испечь хлеб из муки и воды, то он будет довольно невкусен. Мало того, в чём прелесть хамеца? Не только в том, что он имеет вкус и аромат. Самое главное, что он допускает хранение. Если вы испекли пресную лепёшку и дали ей остыть, то она превратится в «камень». Если же вы дали забродить, и испекли дрожжевое тесто, то оно допускает хранение несколько дней, и остаётся съедобным. Есть такой продукт «маца ашера», это не хамец, потому что, если вы замесили муку не на воде, а на соке или на вине, или на яйце, то брожение никогда не будет происходить. Это не хамец и не маца, но это вкусно. Маца должна быть «хлеб бедности». Поэтому в Седер на пасхальный стол запрещено положить такой продукт. Ашкеназам авторитеты вообще запретили есть в Песах такую мацу из других соображений. Суть хамеца заключается в том, что если вы берёте муку с водой, то в нормальных условиях через восемнадцать минут начинается брожение. Проделали такой эксперимент. Замесили нормальную мацу, положили её на крышу автомобиля под дождём и оставили на три час. Никакого процесса брожения при этом не началось. Кроме того, когда мы говорим, что через восемнадцать минут начинается брожение, то как понять практику, которая была в доме Рамбана, где замешивали мацу, раскатывали, клали на спину ослу, и везли к печам? В то время, как пишет раббейну Ашер, маца забраживает за восемнадцать минут в нормальных условиях, а как только её замесили, то она согрелась, и она тогда забраживет молниеносно. Получается с учётом того, что её ещё нужно донести до печки, что они несли уже хамец. Но маца забраживает за восемнадцать минут с момента, когда вы перестали ею заниматься: месить, делать дырочки, которые раньше делали специальными щепочками; теперь есть колёсики. Для чего нужны дырочки? Для того, чтобы не вздувалось, потому что там, где вздуется, останется непропечённая мука, которая, придя в контакт с жидкостью, непременно забродит. Поэтому дырочек надо много.

Ответ на вопрос:

Откуда взялась эта цифра восемнадцать минут? – Реальное объяснение в Талмуде, что это время, за которое человек проходит расстояние в один миль, это примерно километр. Это некоторая единица значимого времени. То есть, если человек за это время не занимается тестом, то считается, что будет хамец. Определение хамеца, которое даёт рав Раппопорт: это тесто, которому дали постоять, то есть, дали принципиальную возможность закиснуть. Когда спрашивают: зачем надо было евреям давать закон, чтобы они ели пресное тесто? – Чтобы они торопились. Самая главная суть Песаха – это спешить. Восемнадцать минут – это по определению мудрецов. Если я не занимаюсь этим тестом восемнадцать минут, то это – хамец.

Определение хамеца основное: это то, что я оставил на это время. И это относится к тому, почему злаки превращаются в хамец, а рис и кукуруза не превращаются, потому что рис и кукуруза и без дрожжей тоже съедобны и вкусны, и поэтому нет никакого специального смысла их превращать в хамец, они не превращаются в хамец. С точки зрения законов Торы можно делать дрожжевой рисовый хлеб, хотя это выглядит страшно. Каково минимальное время изготовления мацы, это сказать трудно, тем более, что минимальность и съедобность в данном случае никак не связаны.

Ответ на вопрос:

Запрещён ли несъедобный хамец? – Торой не запрещены духи и прочая косметика, которую не обязательно «продавать». Лучше употреблять то, где написано «кошер ла Песах».

3. Переход календарей и природа хамеца

Почему нам было велено перейти от солнечного календаря обратно к лунному и отказаться от хамеца? – Это для того, чтобы выйти из египетской культуры. Мы выходим из египетской культуры, из рабства на свободу. Но мы выходим не бесповоротно, мы кое что выносим из этой культуры, потому что иначе не очень понятно: зачем нужно было нас засунуть в рабство в такую могучую империю для того, чтобы потом превратиться в такой маленький народ, который живёт по лунному календарю и питается мацой. Это не так, потому что наш лунный календарь не перестал быть солнечным. Мы прекрасно пользуемся солнечным календарём, у нас основа стала лунная. У нас месяц обязан начинаться в новолуние. Но солнечные сезоны мы очень даже используем в нашем календаре. Точно так же, хамец нам запрещён в неделю Песаха, а после этого мы потребляем его очень активно. Поэтому, когда нам говорят, что хамец – это символ злого начала и поэтому мы его всячески избегаем на протяжении Песаха, то возникает вопрос: почему же вы, если вы такие добродетельные, начинаете его есть потом? Мы категорически не едим хамец на протяжении Песаха, и говорим, что это символ зла и его надо всячески избегать. А потом, когда мы доходим до Шавуот, то мы обязаны принести в Храм два дрожжевых пшеничных хлеба обязательно. То есть, это не такое уж зло, это большое добро. То, что египтяне изобрели дрожжевой хлеб, им за это большое спасибо. Надо понимать, что главное в Песах нет то, что нам строжайшим образом запрещён хамец и почему-то велено по крайней мере в первую ночь обязательно есть мацу. Казалось бы, что, если есть опасность поесть хамец, то надо первым делом запретить хамец, а не гречку или рис, которые в хамец не могут превратиться. Так зачем же меня Тора загнала в такие узкие ворота, что хамец нельзя есть ни в коем случае, а мацу я есть обязан? – Это для того, чтобы показать, что не маца «гуд бой» и не хамец «бед бой», а что это выяснение чего-то другого. Чего другого? - Отношения человека со временем. Человек и время находятся в очень проблематичных отношениях. Люди любят говорить, что время работает на нас, или против нас. Но время работает на то, чтобы повторять то, что было. Это его работа. Сказано: «На четвёртый день творения Бог поставил на Небе два светила: светило большое для владения днём и святило меньшее, луну и звёзды для владения ночью». А приступая в шестой день к созданию человека, Бог говорит: «Сделаем человека по образу Нашему, чтобы он владычествовал над рыбой морской, над птицей небесной, и над всем, что пресмыкается по земле и т.д.» Получается, что есть два претендента на власть. Представители времени хотят править, а человек стремится владычествовать. Это два разных слова и надо понять разницу. Во всяком случае, как бы кто-то не стремился властвовать, другой претендент ему не нужен. Поэтому между человеком и временем есть очень конкурентные отношения. Если кто-то подумает, что его задача уничтожить время, то это неправильная тактика. А что надо делать с ним? – его нужно запрягать и погонять, куда нужно. То есть, время нужно использовать. И дело не только во времени, а в том, что мое естество содержит два начала: доброе и злое. Это фундаментальный принцип, который мудрецы выводят из того, что Тора, описывая формование человека, пишет глагол «йацар» с двумя йудами, в то время, как про животных то же слово – с одним йудом. В этом отличие человека от животных: у животных только одна природа, а у человека – двойная природа, то есть, доброе начало и злое начало. Сегодняшняя «наука» не имеет сомнения в том, что если человек пытается «ампутировать» свое злое начало, или «запереть его на замок», то оно его разнесёт. Правильная - неправильная педагогика. Злое начало обладает могучей энергией. И умное обращение заключается в том, чтобы его ласками и сказками – кнутом и пряником направлять, куда надо. Его надо заправлять в колымагу, которая без него никуда не пойдёт. Это, собственно, основа гениального открытия Фрейда. Фрейд превратил психиатрию в науку тем, что он открыл нам простой факт. Он сформулировал принцип, что психическая энергия тоже не определяется одним только числом, а что есть качественно разные виды. И наше подсознание не будет на что попало отпускать энергию. Если это сулит мне удовольствие, то тогда отпустит, а если нет, то – нет. Поэтому, как говорили в советские времена, надо заинтересовывать. Так вот, я должен свое злое начало тоже заинтересовывать. Таким образом, получается, что вообще говоря, отказываться от хамеца потому, что это выражает нашу способность бродить, - это не лучшая линия поведения. Наоборот, этим надо пользоваться, это замечательная вещь. Но, когда младенец новорожденный, то он нуждается какое-то время в стерильной обстановке. Особенно, если учесть, что младенец заметно недоношенный. Нам полагалось в Египте сидеть четыреста лет, а нас выводят через двести десять. А недоношенного младенца надо класть под колпак. Поэтому, первую неделю нам велено строжайшим образом этой бактериальной среды избегать – стерильность, никакого хамеца. Но когда эта неделя кончилась, то пользуйтесь на здоровье и полное право, а к Шавуоту даже обязанность, принести два хлеба пшеничных, «хамецовых» хлеба.

4. Вопросы к Песаху.

Вопрос, который вызывал очень серьёзные споры. Когда Тора описывает принесение карбан омер, и сответственно заповедь счёта омера, то Тора употребляет очень странное выражение: «на завтра, после шабата вы должны принести омер и с этого дня начинать считать дни и недели». Поскольку сказано: назавтра после шабата, то бетусеи говорят, что это всегда должно быть воскресенье. Талмуд посвящает три страницы опровержению этого мнения, и объясняет, что шабат в этом стихе обозначает первый день праздника Песах. Спрашивается, почему Тора не говорит просто и ясно: «на завтра после первого дня Песаха». Зачем говорить «шабат», чтобы человек мог ошибиться? Есть очень важный принцип, что Тора пришла не скрыть, а объяснить, научить. Чему же она меня учит, когда вдруг вместо простого названия Песах, употребляет совсем другое, хоть оно и простое название – шабат? Можно вспомнить, что мы читали и говорили, что Песах похож на шабат тем, что шабат освобождает человека от власти материального мира. И человек обязан выйти из-под этого, и перестать сражаться за завоевание этого материального мира. Песах в этом смысле похож – это выход из рабства на свободу. Но проблематично то, что это не очень специфическое объяснение. Рав Шломо Фишер, ссылаясь на Зоhар, на Аризаля и серьёзные авторитеты этого направления, даёт, как мне кажется, очень понятное и полезное объяснение. А именно, он говорит так, что в первый день Песаха разом открылась вся полнота Божественного света. Нас выводят, как младенцев, за руку, без нашей активности. То есть, то, что на языке Зоhар называется «Побуждение сверху». То есть, Свыше, по инициативе Неба, нам открывается весь спектр Божественного света, тут же его забирают, согласно классической небесной педагогике, человека помещают в Ган-Эден, всё хорошо, а теперь – «Вон отсюда»! Нам показывают идеальные Скрижали, видели? И – разбиты. Зачем это делается? – Затем, чтобы человек знал непосредственным опытом, что есть идеальный образец и начинал его пытаться воспроизвести. То есть, показать идеальный образец нужно для того, чтобы вызвать в человеке желание достичь этого, и знание того, что это в принципе существует. Это очень важно. Поэтому, первый день Песаха играет такую роль стимулирующей демонстрации – открыли всё! Не зря нам мидраш говорит о том, где они резали свои карбанот – этих ягнят, которых они отделили десятого числа. Вот, туда прибыла Храмовая гора! В мидраше Храмовая гора прибывает во все принципиально важные точки мира и истории. Так, холм, на котором стоял Моше во время войны с Амалеком, была гора Мориа. Мидраш задаёт поразительныё вопрос: «А гора Синай откуда пришла?». Так вот, был показан весь в целом Божественный свет, тут же этот весь свет был закрыт для того, чтобы Израиль вернул его постепенно по своему собственному побуждению и инициативе. Может быть, здесь содержится простой намёк на то, что с Неба это всё было мгновенно открыто и показано, то есть, всё, что делается с Неба, происходит моментально, вне времени, и поэтому, характерная черта Песаха – это спешка. Конечно, человек не может делать за ноль времени, но по крайней мере, спешка самая характерная черта. Поэтому, определение мацы, как то, что могло превратиться в хамец, но я ему не дам, действуя быстро и оперативно. Человеку, как сотворённому, немыслимо показать Божественную истину не развёрнутую в пространстве и во времени, и поэтому нам, как существам недостаточно развитым, надо разворачивать в частности во времени, но мы должны подражать, и делать Песах очень быстро. Вопреки медицинским рекомендациям, Тора нам говорит: «Ешьте быстро и стоя!» То есть, быстро, подпоясавшись, посохи в руках, и – пошли! Вот этим свойством, что всё раскрытие происходит Сверху, Песах принципиально похож на шабат. Шабат отличается от праздников тем, что в празднике есть участие человеческой активности, а в шабат даже если человек ничего не будет делать, святость шабата опускается сверху. И поэтому есть очень серьёзное внутреннее сходство, которое оправдывает то, что Тора называет первый день Песаха Шабатом. В частности, можно обратить внимание на то, что про все праздники говорится: «Никакой производственной работы не делайте». Производственная работа уже, чем просто млаха тем, что можно варить пищу, переносить огонь, и это мы знаем. В Песах законы те же самые, но сформулированы в Торе по-другому. Говорится, что никакой млахи не делайте! Содержание то же самое, но сказано по-другому. Почему сказано по-другому? – Потому что этим подчёркивается именно сходство первого дня Песаха , а не какого-либо другого праздника с шабатом. Отсюда ответ на ряд интересных вопросов. Например, был задан вопрос, на который сложно было ответить: почему женщина обязана рассказывать об исходе из Египта? Мы знаем, что женщина не обязана обучать своих детей Торе, она должна их воспитывать и заботиться о них. Почему женщина обязана есть мацу? – Это мы знаем, потому что сказано: семь дней не ешьте хамец, а ешьте мацу, то есть, все, кому запрещено есть хамец, должны есть мацу. Это очень важное правило: от заповедей «делай», связанных с определённым временем, женщина освобождена. Так, женщина не обязана сидеть в сукке, не обязана накладывать тфилин. Если она это делает, то она исполняет заповедь, потому что она является частью народа Израиля, она может говорить браху, но она не обязана этого делать. Мацу есть имеется специальная обязанность. Относительно четырёх бокалов вина, чтения Мегилат Эстер, или зажигания ханукальных свечей – это особое дело, это установление мудрецов, и они сами решают, кто обязан. Мы сейчас говорим про законы Торы. Женщина, как мы говорили, обязана рассказывать об Исходе из Египта. Почему? Ответ очень простой. Это потому, что праздник Песах отличается от всех других, он в некотором смысле является шабатом, а в шабат говорится: «Помни и храни сказанное одним высказыванием». Поэтому, всякий, кто должен помнить, он и хранит. «Помни» – это заповедь «делай», а «храни» - это заповедь «не делай». Это очень важный принцип. Откуда я знаю, что «храни» – это заповедь «не делай»? Потому что «шомер» - это «береги, берегись», «не делай»; то же самое и в Песах. Женщины обязаны исполнять все заповеди праздника Песах, потому то это, как шабат.

Можно задать такой интересный вопрос: если первый день Песаха занимает такое выдающееся положение, то что же изменяется дальше? Дальше изменяется то, что, начиная со второго дня Песаха , мы начинаем исполнять заповедь счёта омера. И это начало нашей работы, нашей инициативы. Это необычайно принципиально важно. Почему? Казалось бы, ну что такое посчитать до сорока девяти? Даже маленькие дети это могут сделать. Казалось бы, что это очень лёгкая заповедь. Мудрецы тем не менее говорят, что тот, кто как следует посчитал дни омера, тот уже не подлежит суду в Рош - hа-Шана и в Йом-Кипур. Эта заповедь важна потому, что она практически формирует наше новое отношение ко времени. Что такого особенного в том, что нам сказано освящать новый месяц? Так делали, наверное, и греки, которые лучше всех знают, отчего происходит смена фаз луны. Я разговаривал с одним молодым человеком, который считает, что вся наука, которая имеет смысл, происходит от наших мудрецов, и что они научили весь мир астрономии и прочим наукам. Я думаю, что это непозволительное отношение, потому что достижения Египта и Греции необычайно существенны для человечества. Но в чём разница? В чём состоит процедура освящения нового месяца? В лунном месяце двадцать девять с половиной дней, и это значит, что месяц - или двадцать девять дней или тридцать дней, есть две возможности, потому что месяц должен состоять из целого числа дней. В начале тридцатого дня сидит специальный Бейт Дин и ждёт свидетелей. Приходят свидетели и их опрашивают. Если они толково отвечают и сходятся во всём между собой и с тем, что известно судьям, тогда всё в порядке. А судьям известно превосходно, когда должно быть новолуние, и если свидетели будут клонить не к тому, что на самом деле, то их прогонят. Спрашивается: зачем эти «игры»? Если вы прекрасно знаете, когда новолуние, так возьмите и объявите, что в такой-то день, такого-то числа начинается новолуние. Однако, если свидетели не пришли, то никакого начала месяца не будет, оно перенесётся на следующий день. Почему? Зачем нужны эти свидетели? Каждый день служба в Храме начинается с того, что стоит коhен на крыше и смотрит: появится ли полоска света на востоке. Когда она доходит до Хеврона, то он кричит: «Баркай», и начинается Храмовая служба. Пока он не крикнул, как бы и не знают, когда восходит солнце. Это вроде бы не такая большая наука, но тем не менее, пока нет свидетельства очевидца, ничего не выйдет. Почему? В этом и состоит принцип совершенно нового отношения ко времени. Новое отношение ко времени означает, что я благодарен за то, что мне подарен этот следующий миг и я не знаю, что будет дальше. В этом то положение, которое родилось с выходом из Египта. Мы перестали быть рабами у этой могучей, фундаментальной, стабильно неизменной системы и стали рабами Всевышнего и стали ждать, что Он нам даст в следующий момент, а если нет, то мы будем ждать. Всё в этом содержится. И поэтому не может начаться новый месяц, пока очевидец не скажет, что да, я видел новый месяц.

Пока мы не будем активно участвовать в освоении новых дней, когда мы каждый день засчитываем и каждую неделю засчитываем, так теперь хамец перестаёт нам быть противопоказан; он становится желанным, а вовсе не противным. Спрашивается, почему я жду целую неделю, а не начинаю есть хамец на второй день Песаха? Ясно, что это потому, что так сказала Тора. Но почему она так сказала? Тут есть очень простой и интересный ответ, который тоже приводит рав Шломо Фишер, что Тора не сказала: семь дней не ешьте хамец, она сказала: семёрку дней не ешьте, шеват йомим. То есть, остальные дни Песаха, когда мы уже начинаем считать омер, было бы можно есть хамец и не природа этих шести дней запрещает есть хамец, но в первый день хамец стал запрещённым по природе этого дня на семёрку дней. Это несколько похоже на то, что человеку прописан антибиотик, и ему сказано принимать его минимум семь дней, даже, если все симптомы пройдут, то есть, нужна антибактериальная среда.

Ответ на вопрос:

Может ли это быть памятью о том, что было? – У нас нет праздников, которые являются памятниками о том, что было. У нас все праздники посвящены работе с актуальным моментом. Мы празднуем Песах не потому, что это юбилей того, что произошло три тысячи с лишним лет назад, а потому, что в этот момент открывается свойство времени, которое помогает выходить из рабства на свободу. Я должен сегодня рассказывать об Исходе из Египта до такой степени, чтобы почувствовать, что я лично только что вышел из египетского рабства на свободу. Если я до этого не дотянул, что скорее всего, то это значит, что я не достаточно хорошо исполнял заповедь рассказывать о выходе из Египта.