К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекция 59 .

26. 06. 07

Лекция посвящается памяти замечательного учёного и прекрасного многостороннего человека Натана Файнгольда.

1.  Балак;  Недельный раздел
Посылка Балаком посыльных к пророку Биламу, чтобы он проклял  Израиль. Реакция Господа. Трижды проклятия Билама превращаются в благословения.

2.  Почему Билам стал образцом злодея

Советы, данные Биламом.  Превращение благословений в проклятия. Как втягивали в разврат и в идолопоклонство. Разврат, как  «проламывание границ». Сравнение с идолопоклонством. Египет, как зародыш «античеловека». Ответ на вопрос: Поскольку влечение, и очень сильное, к идолопоклонству с нас было «снято» в отличие от влечения к разврату, то можно ли говорить о их взаимозависимости после этого?

3. Образы выражений: «ходить за…»
Объяснение фраз: «ходить за сердцем» и «ходить за глазами». Какая связь с ногами и их предназначение. О предназначении человека. Объяснение одного благословения Билама, не превратившегося в проклятие. Ошибка «антиног» - Эсава и Ишмаэля. В ответ на вопрос обсуждаются эти  «ноги», как источник извращения.  «Работа» злого начала в человеке. Важность находиться в состоянии  цибур в Израиле. О ногах: они должны нести к месту, где человеку положено быть. Уроки  Ту би-Швата. Ответы на вопрос: Об отношении к «параду гордости».

4. Памяти Натана Файнгольда
Натан, как «прокладчик»  начала пути. На нас, его потомках и учениках,  лежит груз ответственности за реализацию того импульса, который мы от него получили.

Недельный раздел. Балак.

История с Балаком хорошо известна. Он был царём Моавитским, а Моав боялся Израиля. И Балак послал послов к пророку Биламау, чтобы позвать его и сказать ему, чтобы он проклял этот народ, который вышел из Египта. Балак надеялся, что ему тогда удастся поразить и прогнать этот народ из этой земли.  Дальше сказано, что Билам просил посыльных – старейшин Моава и Мидьяна подождать и что он даст ответ после того, как «будет мне говорить Господь». Билам рассказал Господу о том, что от него хочет Балак, и получил ответ: «Не иди с ними, не проклинай народ этот, потому что он благословен». И Билам отказался идти с ними. После того, как Балак снова послал к Биламу посланцев ещё более знатных, Билам сказал, что не сможет преступить повеления Господа, и узнает, что скажет Господь. И пришёл Бог к Биламу ночью и сказал ему: «Если звать тебя пришли люди эти, то встань, пойди с ними; но только то, что Я говорить буду тебе, то сделаешь». Когда Бог увидел, что Билам идёт, он на него рассердился. Здесь некое техническое рассуждение. Дело в том, что союз «с» в Торе выражается двумя совершенно разными словами. Бывает, что союз «с» выражается, как «эт», в современном иврите мы его так не используем в чистом виде, а только с именными суффиксами, но в языке Торы он используется в чистом виде, без суффиксов. И есть другой союз «с» - это «им». Знатоки языка Торы объясняют, что у них разные значения. То есть, «эт» обозначает «с», когда идут «по пути», как попутчики. И Господь говорит, употребляя для выражения  «с ними» - «эт», то есть, иди с ними в лёгком смысле. Но когда говорится, что «пошёл Билам с князьями», то здесь употреблено «им», что означает идти заодно,  с одной целью. И когда Бог увидел, что он идёт с ними заодно, то тут Он рассердился. А Билам был профессионал высочайшего уровня.  Когда Тора говорит, что не было больше такого пророка в Израиле, как Моше, то она несколько «сужает», говоря «в Израиле», потому что в Израиле не было, а  в других народах было. То есть, Билам по силе и точности пророчества не уступал Моше, он, как профессионал был на самом высоком уровне, но, как человек он был очень дрянной человечишка. То, что Бог сначала не хотел пускать Билама, потом пустил, а потом рассердился  в мидраше даёт повод  Биламу сказать, что  мол, ваш Бог всегда такой, он не знает, что хочет; сказал бы что-то одно, я же не нарушаю приказов. И, как известно, действительно, Билам, следуя повелению Господа, трижды вместо проклятия, благословил Израиль.

Почему Билам стал «образцом злодея».

Возникает вопрос: что такого ужасного посоветовал Билам, что он стал у нас образцом «хрестоматийного злодея»? В Талмуде есть почти целый лист, посвященный обсуждению образа Билама. Там говорится,  что совет, который Билам дал Балаку, необычайно глубок. А именно, он сказал: «Их Бог, Бог евреев,  ненавидит разврат». Билам, будучи профессионалом,  не делает «лишних движений». У него не получается проклинать, потому что Бог с самого начала вставил некоторую «штуку» в рот Билама: одни говорят, что ангела присоединил, который управлял его речью; другие говорят, что управляя прикреплённым крючком, как некой удочкой, Он, когда Билам пытался проклинать, превращал это в браху. Тем не менее Талмуд говорит, что, хотя Билам говорил одни сплошные благословения, они потом почти все, кроме одного, превратились обратно в проклятия. То есть, оказалось, что то, что у него было на уме, не прошло без следа. Причем, когда Бог говорит: «Вспомни, что тебе замышлял сделать Билам, и как Я превратил проклятие в благословение», то Талмуд говорит, что поскольку проклятие говорится в единственном числе, то только одно из всех проклятий осталось благословением, а все  остальные проклятия обернулись проклятиями. То есть, из того, что благословляет Билам, мы можем увидеть, что он хотел проклясть. И это один из видов злословия, когда человек хвалит неумеренно, то это может дать отрицательный результат. Вообще говоря, проклятие, под которым нет почвы, не работает. Но если это проклятие сильного человека, мудреца, то оно  даже и на ровном месте работает, как мы знаем из другого места Талмуда. Важно то, что Билам знал, как создать почву для того, чтобы проклятия легли на неё и принялись в ней.  Итак, то, что говорит Билам: «Их Бог ненавидит разврат», и ему,  профессионалу, Балак посылает передать:  « Я знаю, что то, что ты благословишь, - благословлено, а то, что ты проклянешь – проклято. Мудрецы говорят, что первую часть он прибавил для «красного словца»,  потому что благословлять Билам не был мастер,  а проклинать он умел, и это было известно из предыдущих историй.   Действительно, Билам был  непревзойдённый мастер вычислить точно момент, когда Всевышний сердится на Израиль, и «раскочегарить»  это. Конечно, Израиль поступает не совсем хорошо, и на него можно сердиться. И если в это время «хорошо подтолкнуть», то может произойти сильное действие. Всевышний говорит, что Я вижу его работу, этого Билама, и специально все его дни не сержусь на Израиль, хотя и надо было бы, но Я не сержусь, чтобы не дать ему повода. Единственный выход – это втравить Израиль в такое поведение, чтобы вместо любви Всевышний стал к ним испытывать ненависть. Как это может быть? Можно напомнить, что в самой первой сцене в нашем разделе, когда посланцы  царя Балака  из Моава и из Мидьяна  приходят к Биламу, а это был далёкий путь, потому что Билам жил в Междуречье, то он говорит: «Заночуйте здесь, и я дам вам ответ, что мне скажет Бог». И остались ночевать посланцы  Моава. Мудрецы спрашивают, куда же девались посланцы Мидьяна? Они были не так глупы и рассуждали так, что если он сразу даст ответ, то с ним можно иметь дело, если же он начнёт откладывать, скажет, что я спрошу у «начальства», то тогда не на что надеяться. Что же он пойдёт спрашивать у Отца: можно ли я пойду проклинать твоих детей? Это глупые разговоры; как же можно сделать так, чтобы Всевышний сказал: «иди, проклинай»? Это выглядит, как глупость.  Однако, теперь, когда по совету Билама дочери Моава и Мидьян  втянули Израиль в разврат, то это единственное, что действует необратимо. Всевышний ненавидит разврат!  Мидраш подробно описывает сцену, как втягивали Израиль в этот разврат. Расставляли товары, хорошие, заморские, и торговка, старуха, назначает нормальную, правильную цену, а внутри находится красна-девица, которая назначает цену ниже, да ещё угощает крепким хорошим вином, и когда кровь взыграет в добром молодце, то она говорит, что не соглашусь с тобой быть, пока ты не поклонишься этому идолу. Так объясняет хорошо известный мидраш. Возникает очевидный вопрос: Билам посоветовал втянуть их в разврат, они уже «готовенькие», так зачем же нужно ещё требовать, чтобы они предварительно поклонились идолу, ведь они могли бы и не согласиться? Уже шёл сороковой год, и некоторые из них в молодости ещё присутствовали в сцене у Синая. Вымерло поколение, которое было по крайней мере поколением двадцатилетних, но те, которым было девятнадцать, ещё живы, и они должны помнить это. Так зачем же нужно требовать, чтобы разврат завершался ещё и идолопоклонством? Замечательный Рав из Шклова,  который был близким учеником Виленского Гаона,  передаёт с его слов, что он слышал от рабби Элиягу из Вильно,  про Гаонов.  Гаоны – это руководителей йешив в Вавилоне, которые жили там с седьмого до начала одиннадцатого века и это очень важный период, потому что мы из их рук получили Талмуд, мы не знали Талмуда до того, как он вошёл в мастерскую Гаонов. Так вот, у Гаонов была живая традиция от Моше раббейну в непрерывной цепочке,  и согласно этой традиции все те виды идолопоклонства, о которые споткнулись сыны Израиля на протяжении своей истории, в них всегда было нечто от разврата. Это очень важный момент. В Торе сплошь и рядом в области законов о запрете разврата и о запрете идолопоклонства употребляется один и тот же термин. И то и другое называется «разврат». Что такое «разврат»? – Это разворачивание, разрушение ограды. То есть, Всевышний творил мир  шесть дней, и Он сотворил его в виде, непригодном для человеческого существования. Нужно было ставить какие-то границы. И разврат – это разрушение, проламывание границ. Бог сказал, что все должны размножаться «по виду их», и когда начинается проламывание границ, то это приводит к Потопу. После Потопа все народы построили достаточно жёсткие ограды, чтобы не нарушать этих запретов разврата. А идолопоклонство всегда несло с собой и это. То есть, это два совершенно неразделимых вида разворачивания, разрушения этих оград. В традиции отмечают, что слово Моав имеет численное значение сорок девять (все слова имеют какое-нибудь численное значение). Что же такое сорок девять? – Это сорок девять врат нечистоты. То есть, в Моаве полный их спектр был представлен. Аризаль во многих местах своих сочинений отмечает, что как известно, корнем всех рассеяний и всех галутов был Египет. Это, действительно, всюду и везде отмечается. Но он говорит, что Египет – это зародыш «античеловека», нечистого антипода того, что сказал Бог в начале: «сделаем человека».  И Египет был тем зародышем, из которого должен вырасти  противоположный тип – человекообразный, но «анти». И что же из него выросло? Это  в некотором смысле расшифровка или продолжение у Аризаля того, что уже есть в книге Даниэля, когда говорится про сон, и там голова из одного материала, из золота и т.д.,  а Ариэль говорит, что у человека голова – это Вавилон; следующий галут Парас и Мадай – это руки (две руки); Греция – это тело, а Эдом и Ишмаэль – это две ноги.  Такая получается «фигура». Даниэль прямо объясняет, что «золотая голова» – это ты, царь Невухаднецар, он зверь, чудовище, но в то же время он человек, который обладает очень незаурядными качествами. Парас и Мадай – это родственные народы,  «две руки», и  каждая рука сама по себе обладает своей ценностью, даже однорукий может как-то ею пользоваться. В отличие от этого ноги имеют смысл только, когда их две.  Одна нога очень мало помогает по крайней мере до изобретения костылей. Это важно не только для понимания истории с Биламом , но и для понимания всего настоящего и будущего.  

Ответ на вопрос:

В начале периода Первого Храма  с нас было снято по просьбе мудрецов  влечение, страстное стремление, к идолопоклонству. При этом не удалось снять влечения к разврату. Теперь нет такого влечения к идолопоклонству, и почему же их надо сравнивать? – Это верно, что мудрецы нашего народа, когда был построен второй Храм, помолились,  попросили, чтобы у нас была отнята страсть поклоняться идолам. Эта молитва была принята и этот зверь, в виде огненного льва вышел из Святая Святых и его зарезали. И с тех пор у нас была отнята естественная страсть поклоняться идолам. Правда, это не значит, что мы перестали им поклоняться, потому что происки злого начала в человеке таковы, что самая утончённая форма извращения – это приучить себя к тому, чтобы делать то, что на самом деле не хочется и даже противно. Это верно, что была отнята страсть к идолопоклонству. Мудрецы, видя, что это получилось и просьба была принята, они попросили, чтобы страсть к разврату тоже была отнята, им отдали этого «зверька», но пророк сказал, чтобы не убивали его, потому, что вы разрушите мир. И мудрецы не знали, что делать. Этого «зверюшку» держали три дня взаперти, и на третий день не смогли найти свежего яйца, потому что у курицы не хватило тепла в теле, чтобы яйцо созрело. Пришлось его отпустить. Перед этим ему подсинили глаза, и это, как объясняют мудрецы, помогло в том смысле, чтобы у нас не было  страсти по отношению к близким родственникам, потому что это самый тяжёлый запрет. Запрет близко родственных связей так же силён, как запрет чужой жены. Что касается «чужих жён», то это не удалось отнять, но с близкими родственниками – это очень не типичное положение для народа Израиля. Тем не менее, эти две страсти очень зацеплены друг на друга.

Образы: «ходить за…»

После истории с мераглим мы читаем парашат  «цицит», в которой говорится: «Не блудите за вашими сердцами и за вашими глазами». По этому поводу мудрецы говорят, что «блудить за сердцем» – это извращение религии, а «блудить за глазами»  – это «знут» - разврат в собственном смысле.

Итак,  объяснение фраз: «ходить за сердцем» и «ходить за глазами». Что такое страсть «ходить за сердцем»? – Это то, что ведёт к разного вида извращённым религиям, или, как говорят мудрецы, что те, кто «блуждает за сердцем», это те, кто превращают ясные  смыслы Торы  в христианские  (это не написано в таком виде,  но следует из намёка на это).  А  те, кто «ходит за глазами», то есть, за тем, что привлекает, то это прямой разврат.  По этому поводу мидраш говорит, что из десяти кавов  (это нормальная мера сыпучих тел) разврата девять получили сыны Ишмаэля. Это обычная гипербола на языке мудрецов, что если какому-то народу свойственно что-то больше, чем другим, то говорится, что им досталось девяносто процентов из того, что выделено всему человечеству. Так вот, сыны Ишмаэля получили девять из десяти кавов тяги к разврату. К чему это ведёт? Это ведёт к тому, что те, кто «блуждает за сердцем», воображают, что уже пришёл Машиах, а те, кто «ходит за глазами»,  знают, что настоящая жизнь – это рай, где их ждёт какое-то известное число девственниц.  Это совершенно поразительная вещь!  Всё это предсказано и можно найти у мудрецов Талмуда!  Когда эти два вида разврата соединяются, то это получается нечто, что можно назвать «вершиной низости». Почему образом этой низости, этой комбинированной связи с развратом служит именно «мот»? Про секс можно это как-то понять в том смысле, что,  про потомство говорят: вышел из его чресел, но как ноги связаны с идеей неправильных верований, религиозных представлений? Какая тут может быть связь с ногами? Тут надо сказать следующее. Вообще говоря, человек создан для того, чтобы находиться на своём месте. Для того, чтобы находиться на месте, ноги вообще не нужны. Но проблема в том, что человек не появляется на свет в том месте, которое ему предназначено. Поэтому пророк Захария говорит: «Я поставил тебя идущим среди стоящих». То есть, все остальные существа, все сотворённые, кроме человека,  рождаются такими, какими они задуманы, они статичны. Конечно, черепаха, например, может расти в размерах, но качественные изменения присущи только человеку. И поэтому Бог говорит Аврааму: «Оставь дом отца твоего и родню твою и место, где ты родился, иди в землю, которую Я тебе покажу». И в этом состоит предназначение человека, а именно то, что человек – это существо идущее. Человек не может оставаться на месте, и для этого ему нужны ноги. Ноги даны человеку для того, чтобы перемещаться, но что значит перемещаться? Как правило, мы крутимся вокруг себя, потому что ясно, что центральной осью наших представлений о мире являемся мы сами. И это неправильное употребление ног потому, что ноги предназначены для того, чтобы вести меня к тому месту, которое мне покажет Всевышний. Это факт, до которого доходят учёные. Был замечательный психолог  Виктор Франкл, который развивал такую мысль, что человек не тождествен самому себе, что человеку свойственно выходить за пределы самого себя. И это – предназначение человека.  Я не могу, находясь где-то, считать, что я уже нахожусь там, где надо, потому что это точно будет заблуждением. Мое место идти туда, где мне это покажет Всевышний. Хорошо, что мы с вами уже пришли в ту страну, в ту землю, которую Он нам покажет, но надо ещё посмотреть, как Он её покажет. Мудрецы говорят, что все проклятия Билама вернулись из благословений обратно в проклятия, кроме одного. Какого одного?  – Когда  он говорил: «Как хороши шатры твои, Яаков».  Объясняя это, один из основных мидрашей говорит, что речь идёт л Домах учения, где все евреи сидят и учат Тору. Очень важный комментатор раббейну Бхае  говорит, что пшат этого стиха такой, что он говорит о земле Израиля. И мы живём в такое интересное время, когда одни напирают только на одну сторону, а другие – только на другую сторону. И это очень печально потому, что здесь необходим не только баланс, не то, что истина посредине, а истина в том, что моё место – это  прийти в эту землю, и в этой земле тоже умудриться сидеть в Домах учения.  И то и другое очень важно. Рамбан объяснил, что настоящее занятие Торой и исполнение заповедей – только в земле Израиля. Если я сижу в земле Израиля и поэтому считаю, что я могу обойтись без Торы, то это опять нехорошо.

Надо сказать, что в Каббале существует понятие о том, что ног не две, а три, третья нога – это порождающий  будущее поколение орган. Это очень важно потому, что две ноги ведут в другое место, в то, куда я должен прийти, а порождение потомства – это порождение того будущего, где меня уже не будет. То есть, человек создаёт своё продолжение, и это человеку совершенно необходимо, и неприемлемо для человека думать, что он закончится и никакого продолжения не будет. Нужно это продолжение. Страшная ошибка этих «антиног» –  Эсава и Ишмаэля заключается в том, что и то и другое пытается вместо движения к тому, что должно быть, но чего сейчас нет, вместо этого заменить иллюзией того, что я получаю всё сейчас на месте. Это необычайно центральная мысль. Казалось бы. что разврат связан с тем, что человек хочет получать удовольствие, то есть всё, чего я хочу. Удовольствие может быть оттого, что сладко, оттого, что я знаменит и могу другими командовать или оттого, что я могу побить того, кто слабее меня. То есть, имеются разные виды удовольствий. Конечно, человеку свойственно тянуться к удовольствиям, но если бы мы свели это просто к желанию вот сейчас получить удовольствие, то это не заходило бы так глубоко. Дело в том, что в человеке есть коренные потребности, и коренная  потребность человека  это – тянуться к будущему, для которого он предназначен. Человек предназначен для того, чтобы  прийти туда, куда можно прийти, но беда в том, что в этом мире невозможно прийти тому, что откроется только в грядущем мире. И в этом непростота существования. В грядущий мир нельзя прийти не через этот мир, а этот мир является только путеводом в грядущий мир. И получается, что если я хочу получить награду, то удовольствие, которое откроется только там, но я это хочу получить здесь, то это будет фальсификация. И это – эрзац, это разврат. И поэтому, одна нога, идущая от Эсава, говорит, что уже будущее наступило, уже «так называемый»  Машиах пришёл, и он только придёт ещё раз. А другая нога, идущая от Ишмаэля,  считает, что она нашла самый лучший ход в это светлое будущее – это рывком прийти в тот рай, где его ждёт семьдесят девственниц. И когда я вижу незатейливые кадры, как преданно мать благословляет своего сына не размениваться на «пустяки», а прямо идти и взрываться, чтобы тут же по накатанному каналу взлетать к этим девственницам, то диву даешься, что это не просто эпидемия какой-то секты, а что это захватило большую часть человечества, и это то, что задумано, потому что на двух и даже на трёх ногах противостоит народу Израиля вот этот «античеловек», у которого золотая голова в Вавилоне, а корень его в Египте, и который сейчас пришёл к нам на этих своих ногах.  

Ответ на вопрос:

Какие это ноги – глиняные? – Нет, они не совсем глиняные. Дело в том, что это ноги, которые протаптывают что-то вполне ощутимое. Это извращение того, что является коренным желанием всего сотворённого. Весь мир стремится к этому будущему. И последователи одного из «столпов» этих ног объясняют, что вот оно, в наших руках, всё очень просто и ясно. Понятно, что каждый человек заботится о своём будущем, но то, что они предлагают, это  на самом деле очень простой источник любого извращения. На чём основано любое идолопоклонство? – На том, что я сейчас могу «схватить» божественное. Почему так строго было запрещено входить в Святая Святых? Эта «завеса» отделяет конечное от того бесконечного, которое там. Вроде бы – протяни руку и «схвати», но невозможно схватить бесконечное, хотя и хочется. Поэтому, человек, который думает, что у него есть путь «подержаться» за Божественное, совершает ошибку очень понятную, но очень страшную. То же самое с развратом – заменить очень долгий путь с соблюдением переворота тем, что ты просто «рванулся» – и уже там.  

Таким образом, получается, что это коренное злое начало в человеке связано с коренным самым глубоким желанием человека.

И как всегда, это злое начало заманивает человека для того, чтобы не обязательно даже «всадить нож в спину», а просто оно отрезает человека от корня. Как только человек двинулся по одному из этих двух путей, а тем более, если по двум сразу, то так он сразу пропал. Надо сказать, что в этой фразе: «Еврейский Бог ненавидит разврат» употреблён глагол «сонэ». Есть два глагола: «сонэ и ойев». «ойев» –это «враг», а  «сонэ» – это  ненавистник. Какая между ними разница? – Разница в том, что враг не может терпеть моего присутствия. Все мы слышали это: «уезжайте в свой Израиль!» А если ты далеко, то он за тобой гоняться не будет. В отличие от этого «сонэ» выражает то, что нельзя  смириться с мыслью о том, что ты  существуешь на свете, и «сонэ»  будет тебя искать. Амалек двигается на большие расстояния потому, что он не может смириться с мыслью, что Израиль существует. Так вот, Всевышний «сонэ» разврат. Разврат не тем плох, что он приводит в плохим поступкам. Суть в том, что если есть разврат, то это абсолютно обессмысливает всё существование вселенной. И одно проклятие Билама не обернулось проклятием, а именно, когда он сказал: «Как хороши твои шатры, Яаков». По мидрашу это Дома учения, когда Израиль собирается в Бейт- Мидраше, и обсуждает Тору. Тогда мы находимся в состоянии цибур, а когда мы находимся в состоянии цибур, Всевышний не может к нам относиться ни с каким другим чувством кроме любви. Оно никуда не девается. Поэтому, если мы в Эрец Исраэль не слишком «маемся дурью», а может быть, и когда «маемся дурью», но мы «цибур» только в Эрей Исраэль, мы «цибур» в Домах учения. Вавилонский Талмуд, вероятно, ограничивается Домами учения потому, что это было во времена галута, а важность собирания в Эрец Исраэль является безусловно центральной.

Итак, ещё дополнительно по поводу «ног». Две ноги должны нести человека к тому  месту, где его сейчас нет, но где ему положено быть. Третья нога – это приготовление того будущего, где меня уже не будет, но будет моё продолжение.  И это всё говорит о той теме, которую мы часто затрагиваем, обсуждая Ту би-Шват. В последнее время Ту би-Шват играет всё более заметную и всё более праздничную роль в традициях нашего народа потому, что Ту би-Шват приучает нас к мысли, которую очень ярко объяснил профессор Шалом Розенберг. Он сказал, что Ту би-Шват преподаёт нам три урока. Человеку обычно свойственна позиция: «только я, только здесь и только сейчас». А  Ту би-Шват учит тому, что «не только я», вот, плодовые деревья угощают других. И «не только сейчас» потому, что вот, я посадил редисочку, но вытащил её (кушать хочется).  И «не только здесь» потому что где бы еврей ни жил, он молится о дождях, которые нужны в Эрец Исраэль.  Это очень важная наука, потому что мы должны быть готовы к тому, что моя личность предназначена для того, чтобы передать кому-то другому. Я передаю существование, единственное, что у меня есть, кому-то, кто будет, когда меня не будет. Я передаю власть, которая у меня есть в этом мире, где мы здесь, сейчас «командуем», но в будущем мы передадим командование в этом мире Всевышнему, когда Его присутствие откроется, и тогда не нужно будет ни большого ума, ни большой наблюдательности для того, чтобы Царство Всевышнего открылось воочию всем. И к этому мы хотим двигаться, только надо нам показать, что мы этого хотим.

Ответ на вопрос:

Как можно относиться к «параду гордости»?  – Надо понимать, что это проявление того, до чего мы дошли. Мы дошли до того, что последним извращенцам не достаточно того, что их не трогают, им нужно ещё устроить этот «парад гордости». Если человек не может гордиться никакими добрыми делами, которые он оказывает человечеству, не может гордиться тем, что совершил какое-то открытие, то он будет гордиться своим извращением. Можно сказать, что нас этим испытывают. Если в Иерусалиме может пройти такой парад, и при этом с Неба ничего «не пролилось», и земля не вернулась после этого в состояние «тоhу вавоhу», то это обозначает, что Всевышний  верит в нас, что мы наконец-то проснёмся и скажем: до каких пор можно жить в этом страшном сне? Что касается того, кто направляющая сила, можно сказать, что это тот, кто сможет открыть народу его настоящую внутреннюю точку. Никакие обличения в наше время не помогают, даже в классические времена никакие увещевания пророков не приводили к очень сильному эффекту, только передавались следующим поколениям. Мы знаем, что не послушались даже такого сильного пророка, как Йирмея. В наше время, когда все «перегородки» сплошь изрешёчены дырками и пробоинами, в наше время не даст большого эффекта диагностирование ещё и ещё новых недостатков. Принесёт пользу человек, который укажет народу в целом, где наша сила. Диагноз очень простой. Проклятие Билама не перестало действовать и поныне потому, что «Их Бог ненавидит разврат».  Для того, чтобы стряхнуть с себя разврат, надо понять, что эта тяга, включая этот гнусный парад, есть извращение чего-то коренного и настоящего. Поэтому это коренное и настоящее нужно направить куда надо, а не  «затыкать». Оттого, что мы будем про извращенцев говорить, что они гнусные извращенцы, и будем бросать в них камни, мы сами становимся похожими на мартышек, которые швыряются кокосовыми орехами. Мы не должны заниматься антипропагандой потому, что это та же самая пропаганда. Это всё демагогия, которая ничего хорошего не даёт. Мы должны углубляться по направлению к настоящему предназначению народа Израиля.

Памяти Натана Файнгольда.

Честь и слава тем людям, которые в трудных условиях сумели нащупать путь и вести за собой других. Безо всяких сомнений Натан был одним из тех людей, которые прокладывали самое начало пути, как сказано в Мишне Авот: «Не тебе закончить работу, но и не в праве ты уклониться от неё. Поэтому, надо сказать, что даже, отслужив весь свой отрезок пути, который человеку отмерен в этом мире, Натан не закончил свои счёты с вечностью, и со Всевышним, и на его потомках, его учениках, и на всех, кто был с ним связан,  лежит необычайно серьёзный груз ответственности  за то, что мы сделаем с тем импульсом, который от него получили. Для меня лично Натан всегда был в очень многих важных отношениях учителем, и это не значит, что я всегда и во всём был с ним согласен, так не бывает. Мало того, настоящий учитель не только способен передать ученику свое знание, но и даже то, что в нём ещё недостаточно раскрыто (именно так было в отношениях между Моше и Йеhошуа). Я очень надеюсь, что мы ещё не раз будем собираться и посвящать какой-то неповерхностный разговор памяти Натана потому, что много-много у него человеческих заслуг, значительности, и вкуса к жизни. Люди, которые связаны с Махонаймом очень давно знают и любят его жену, Юлю, чьи рисунки и уроки детям незабываемы, и она несомненно была ему помощницей и верным другом. Её памяти  тоже был здесь посвящён вечер. Надо сказать, что все лекции, занятия, которые они посещали, они могли передать потом настолько ярко, настолько выпукло, что очень многие вещи, которые я знаю только в их передаче, для меня существуют как-будто бы я там побывал. Дай нам Бог сил, чтобы сделать что-то такое, чтобы мы были не только получателями заступничества Натана и Юли в Лучшем мире, но что бы и мы что-то со своей стороны сделали  и для тех, кто живёт здесь, и для них, кто уже с нами в этом мире расстался.