К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Лекция 8. Недельный раздел Бо. (12:1-12:14)

Запрет коллективного изучения "маасе берешит".
Вопрос о том, зачем в первом послании фараону сообщать: "Мой сын - первенец..."?
Первая заповедь, данная Израилю (12:1-12:2)
Заповеди Песаха в Египте (12:3-12:14)
Связь между Пасхальной жертвой и Брит-Милой

Запрет коллективного изучения "маасе берешит".

Предупреждение о казни первенцев содержится с самого начала и это логично, потому что hа-Шем по принципу Справедливости Руководства всегда предупреждает заранее о самом главном наказании, которое ожидается. Непонятно только то, почему частью этого предупреждения является заявление: "Исраэль - Мой сын, первенец". Это очень важный факт, который показывает принцип - "мера за меру: за то, что ты не отпускаешь Моего первенца, Я убью твоего первенца". Вопрос заключается в том, почему это утверждение (несколько философски - поэтическое) содержится в "юридическом тексте" предупреждения.

Рав Гутнер рассматривает этот вопрос и находит, что порядок рассказа о выходе из Египта в Пасхальный Седер, содержит тоже заметные особенности. Когда Мишна перечисляет нам порядок того, что и с каким бокалом надо делать, то говорится, что на первом бокале благословляется день. После того, как наливают второй бокал, - сын спрашивает, и т.д. Спрашивается, почему стиль того, что делается на втором бокале несколько отличается. Наблюдается некий "стилистический" скачок. Отличие здесь состоит в том, что Пасхальная Агада является обязанностью рассказать о выходе из Египта, отвечая на вопросы сына. Вся Агада - это перечисление чудес, которые происходили при выходе из Египта. Единственное чудо, которое там совсем не упоминается, это то, что в явном виде говорит Моше в книге Дварим, повторяя евреям всю Тору: "И бывало ли так, чтобы Бог пытался войти и вывести народ из 'чрева народа'?" Когда Моше задает такой вопрос, то кажется, что речь идет просто о том, что евреям выпала такая доля в отличие от других народов. Однако, если вдуматься, то это чудо - превосходит все остальные чудеса. Почему же тогда в рассказе, который специально предназначен для того, чтобы перечислить все чудеса, об этом совсем не говорится?

Другая Мишна из трактата Хаhига говорит, что про - " - " - "дело Творения" нельзя спрашивать вдвоем, а только один может спрашивать у учителя. Мишна выводит это из слов Торы: "Спроси-ка о первых днях, которые были перед тобой, с того дня, когда Сотворил Бог человека на земле". Поскольку здесь "спроси-ка" стоит в единственном числе, то и считают, что один может спрашивать, а два - нет. То есть, " - " - это такая "тонкая тема", о которой нельзя спрашивать вдвоем (об этом вслух не говорят). И в книге Дварим после слов: "спроси-ка о первых днях" стоит как раз "бывало ли такое, чтобы Бог попытался войти и вывести народ из чрева народа". То есть, запрет говорить открыто, "на людях" об этом тонком деле - деле Творения, впрямую стоит там, где говорится о выводе народа из "чрева народа".

Получается, таким образом, что факт выхода евреев из Египта является не просто некоторым выдающимся историческим событием, но он принадлежит к ряду 6-ти дней Творения - это акт Творения. Понятно поэтому, что совершенно не место рассказывать об этом чуде в пасхальной Агаде, которая предназначена для прославления чуда, для массового разговора. Может быть не один, а несколько сыновей, и они могут быть подходящими и неподходящими для тонких, мистических предметов, но все равно, каждому из них необходимо отвечать согласно его уровню, и ясно, что в Пасхальной Агаде не место разбирать слишком сложные вопросы. Можно было бы возразить на это, что даже - "    " - мы читаем все вместе. Дело в том, что когда мы читаем Тору, то мы имеем право читать любые стихи. Но Тору можно читать и разбирать на разных уровнях. У Торы есть "много лиц" - есть уровни: "пшат", "ремез", "драш", есть уровень - 70 лиц Торы, а есть совершенно особый поворот, который называется: "    ". То есть, одно дело - когда человек читает буквы, слова, мотивы, философские уроки, и совсем другое дело - когда он изучает этот текст таким образом, что он овладевает "техникой Творения". Говорят, что цадиким с помощью Торы - "способны творить миры". Такое искусство "Творить миры" не учатся вдвоем. Один, если он дошел до такого уровня, - может об этом спрашивать, двое - не могут, даже если они достойны этого. Человек может читать и изучать Тору, но он при этом не исполняет обязанности изучать "    ." В Пасхальном Седере есть обязанность рассказывать о чудесах выхода из Египта, но если бы сюда включили еще и это чудо: "вывел народ из чрева народа", то тогда в принципе следовало бы, для того чтобы лучше исполнить эту заповедь, всесторонне постичь это, включая и ту сторону, которая запрещена для многолюдного обсуждения - "    ". Когда же мы говорим "    " - "Благословение дня", то мы поднимаем бокал, и там мы говорим: "...который выделил нас из всех народов и т.д.", упоминая сам этот факт.

Вопрос о том, зачем в первом послании фараону сообщать: "Мой сын - первенец..."?

Возвращаемся к вопросу о том, зачем было нужно в первом послании фараону сообщать: "Мой сын - первенец..."? Раши пересказывает слова мудрецов, которые относятся к нескольким местам. В частности, когда Аарон получает инструкции для коhенов, после того, как два его старших сына погибли в Храме при драматических обстоятельствах, то там говорится: "И было после смерти Надава и Авиhу - сказал Всевышний Аарону..." (что коhен должен соблюдать определенные предосторожности). Раши объясняет значение предупреждения на таком примере. Приходит врач к пациенту и говорит: "Не пей холодного, не лежи на сыром, а то - можешь сильно заболеть". Другой врач говорит: "Не пей холодного и не лежи на сыром, чтобы тебе не умереть, как некий человек, который так поступал. И Раши говорит, что второй врач предостерег сильнее. Когда Моше приходит к фараону и говорит ему: "Так сказал Всевышний, Бог евреев, - отпусти народ Мой, а если ты не отпустишь, то Я тебе сделаю плохо", то фараон, понимая "основы педагогики" должен был бы ожидать чего-нибудь вроде того: "А то с тобой будет, как с одним незадачливым царем, наказанным так-то и так-то". Поскольку же такого высказывания не последовало, то фараон может подумать, что это еще не особенно серьезное предостережение. Именно поэтому предостережение начинается с таких слов: "Исраэль - Мой сын первенец..."

Что такое первенец? Маhараль говорит, что вся разница между первенцем и простым сыном состоит в том, что первенец не имеет прецедентов, он - начало всех сыновей. Второй сын не является противоречием третьему и четвертому, но первенец может быть только один - никто другой уже не может быть первенцем. Поэтому тот факт, что "Исраэль - это мой сын, первенец" делает невозможным прецедент. Весь смысл казни первенцев состоит в том, что "Исраэль - мой сын, первенец" - это случай беспрецедентный по определению, и Я не могу привести тебе прецедента. Поэтому, как бы говорится фараону: "Не думай, что отсутствие поучительного примера является облегчающим свойством данного тебе предостережения. Наоборот, оно утяжеляет ситуацию". Таким образом, то, что представляется чисто философским рассуждениями, представляет простую юридическую силу.

Итак, мы увидели, что статус Исраэля, как сына - первенца Всевышнего, делает выход из Египта частью дела Творения Мира. Если оглянуться на Тору, которая начинается словами: " " (и если вдуматься в описываемую картину, то это как будто на твоих глазах Всевышний сотворил Небо и Землю), а кончается словами: " - ", и поскольку Тора - это свиток, то ее первые и последние слова - стоят рядом. Это показывает, что Исраэль является важной частью Берешит, и поэтому Раши так долго объясняет слово " ", начиная комментарии к Торе. Он говорит, что простой смысл здесь очень труден для прямого вычитывания из текста. Проще всего сказать, что: "Ради Исраэля сотворил Бог Небо и землю". Почему вдруг " " - это Исраэль? Потому что Исраэль - это первенец, это - начало. Функция (статус) начала - это и есть статус первенца. Поэтому Исраэль в другом месте напрямую называется "Начало Его (Всевышнего) продукта" ("    ").

В благословении после вечернего "Шма" мы читаем, что Всевышний делает великие дела, которые не исследованы, и поразительные дела, которым нет числа. При этом, - отсутствие возможности исследовать является гораздо более серьезной загадкой, чем просто отсутствие числа. Великое - всегда относится к делу Творения, к делу "Берешит". То, чему нет исследования, включает и этот поразительный факт вывода народа из "чрева народа". То, чему нет числа - это все остальные чудеса, которые можно рассказывать, но их никогда нельзя перечислить все.

Ответ на вопрос: Мы говорим, что это чудо, но ведь, действительно, Всевышний это обещал Отцам, и никак не могло быть, чтобы Он это обещание не выполнил, тем более, что каждому из Отцов Он это обещание подкреплял и усиливал. Он обещал "сделать народ", и Он не мог этого не сделать. Но с другой стороны, мы знаем, что другие "родственники" Авраама, Ицхака и Яакова задолго до них превратились в народ. Мы знаем, что от Эсава давно произошло множество князей (задолго до того, как стали появляться князья от Яакова). Поэтому, если бы обещание состояло в том, что от Авраама, Ицхака и Яакова тоже произойдет народ, то тогда вряд ли можно было назвать чудом возникновение такого народа, поскольку хорошо известно, что естественным путем народы тоже возникают. В таком случае, было бы очень странным сказать, что появление просто еще одного народа является частью Творения Мира. Ну, появился еще один народ: существовало 70 народов, теперь появился еще 71-ый, почему же надо считать, что именно теперь мир Сотворен? Когда говорят: "          ", то эпитет "народ" по отношению к Исраэлю употребляется здесь в том смысле, в котором он не применим больше ни к какому другому народу. В некотором смысле, - он первый и единственный народ. В таком плане это не было видно в текстах обещаний Аврааму, Ицхаку и Яакову. Мы видели ряд качеств, которые были обещаны, мы видели необычную судьбу. Только в реализации, после Синая (выход из Египта, переход через море и - Синай), мы видим, что этот народ является больше, чем просто политико-экономическим объединением, и что этот народ является некоторым организмом, которого раньше не было. Мы знаем, что есть: неживая природа, растительный и животный мир, человек, - и это все по восходящей определяет уровни Творения. Теперь появляется еще более высоко организованная ступенька, которая называется народ. Раньше понятие "народ" определяло группу данных организмов, а теперь, то, что выходит из "чрева другого народа" является уже новой формой живого организма, и это - на самом деле большое чудо! Это можно считать некоторым новым шагом в Творении. В обещании как будто этого не видно. Но с другой стороны, даже, если чудо все-таки обещано, то это тоже не "обычное житейское дело". Всевышний может иногда обещать, что произойдет чудо. Знаем ли мы такие примеры из других мест Торы? Действительно, такие предупреждения были, но они были только в смысле наказания: Моше говорит, что "если земля откроет уста и проглотит" и т.д., и он же - предупреждает фараона. Однако, такого, чтобы задолго предупреждалось о чем-то чудесном, - такого не было. Аврааму было обещано то, что будет через 4 поколения. То есть, ему сообщалась нормальная программа, а чудеса - это некоторое техническое средство, как это исполняется.

Ответ на вопрос: Конечно, вся пустыня - сплошное чудо, и то, что им обещан хлеб, который будет падать с Неба, - это тоже, безусловно, чудо, но это все обещается накануне реализации. Их предупреждают для того, чтобы они не были бы слишком поражены и не растерялись. Но не было такого, чтобы говорилось о чуде за несколько поколений вперед.

Ответ на вопрос: Нужно очень хорошо понимать, что же такое чудо. Если человек очень трезво смотрит на вещи, то он может сказать, что любое явление природы представляет собой чудо.

Первая заповедь, данная Израилю (12:1-12:2)

В начале 12-ой главы говорится нечто новое и очень важное. Там сказано: "И сказал hа-Шем Моше и Аарону в земле Египетской: "
            " - "этот месяц для вас - начало месяцев". И дальше говорится, что: "первый он для вас у месяцев года". Это самая первая из всех заповедей Торы, которую получили евреи. Все остальное, что было в предыдущих 1, 5 книгах Торы - это рассказы, среди которых фигурируют такие, которые дают нам понятие о некоторых заповедях, например: заповедь - "плодитесь и размножайтесь", и это было сказано еще Адаму; Заповедь "брит-мила", которая была сказана Аврааму; запрет евреям есть определенное сухожилие (бедренное), что связано с Яковом. Какие-то еще заповеди, не сказанные в письменном тексте, получали, конечно, и промежуточные поколения - Амрам, отец Моше и др. Все это - рассказы о традиции еврейского народа, и все это передавалось изустно, и до сих пор- выполнялось в поколениях чисто добровольно. До сих пор не было органического различия между евреями и окружающими народами, кроме факта происхождения от Авраама, Ицхака и Яакова. Теперь впервые Моше получает первую группу заповедей, которую он должен передать для обязательного исполнения всему народу. И самая первая заповедь - это заповедь освящения начала месяцев: "...
   ". На Бейт-Дин, на Санhедрин, на руководителей народа, таких, как Моше и Аарон, ложится обязанность каждый месяц определять начало следующего месяца - "
   ". Всюду, где в Торе говорится - " ", мидраш говорит, что hа-шем показал Моше пальцем: Моше затруднялся понять точно, и hа-шем показал ему пальцем картинку, и сказал: "Вот, когда серп луны будет такой же, как сейчас, - тоненький, молодой, то тогда вы его и освящайте, принимайте свидетельства и пр."

Возникает вопрос почему такое простое событие, связанное с положением солнца, луны и земли, требует вдруг какой-то святости? Можно предположить, что тогда были темные люди, и они не понимали, что в конце концов все это - простое движение трех тел на небе и не более того. Но в те времена не только евреи, но даже и египтяне прекрасно понимали явления фаз луны и понимали, что и как происходит. Тем не менее, обязанность Санhедрина - Высшего Суда и Совета еврейских мудрецов, состояла в том, чтобы начало месяца объявлять только после того, как они примут свидетельства видивших эту новую луну. Несмотря на то, что они прекрасно умели рассчитывать момент очередного новолуния, и знали его с большой точностью, тем не менее, если никто из свидетелей не пришел, они не могли объявить Рош-ходеш и он отодвигался на следующий день. Если мы поймем, почему это так, то мы лучше поймем и то, чем Галаха отличается от научного подхода к миру.

Здесь же сказано, что этот месяц - начало месяцев года, и от него надо отсчитывать свой календарь. То есть отсчитывать его не от случайных дней времен года, а от "месяца своего рождения" - от месяца Свободы. Никакого названия "Нисан" - нет вплоть до возвращения из вавилонского плена, а месяцы в Торе называются просто по номерам. Эзра, про которого говорят, что он был достоин не меньше, чем Моше того, чтобы его руками была получена Тора, приносит с собой изменение алфавита - евреи возвращаются к квадратному шрифту (до этого они писали совсем другим).

Ответ на вопрос: Судя по Талмуду, Моше получал Скрижали, на которых был квадратный шрифт. Поскольку он был таким святым, то все поколения промежуточные пользовались совсем другим шрифтом, и дошло до того, что они совсем забыли этот квадратный шрифт. Известен конфуз на пиру Балшицара, когда загорается надпись, и никто не может ее прочесть, кроме Даниэля, потому что все забыли, как читается квадратный шрифт.

Эзра, кроме того, что он возвращает квадратный шрифт, приносит так же и названия месяцев, которые были позаимствованы в Вавилоне. Этим начинается как бы новый виток еврейской истории. Предположим (в шутку), что некоторое время спустя могут сказать, что обсуждение Торы на серьезном уровне по-русски, - тоже начинает некоторый новый интересный виток еврейской истории.

Заповеди Песаха в Египте (12:3-12:14)

Итак, начало месяца - это первая заповедь, которую получили евреи. Дальше говорится об обязанности 10-го числа этого месяца взять каждой семье по ягненку или козленку на дом (или можно объединиться нескольким домам). Его нужно взять и отделить, и - держать в доме, а 14-го числа этого же месяца надо его зарезать и принести в жертву Всевышнему. Есть его следует по определенным правилам: жарить на огне (нельзя есть вареным и пр.). Нельзя также оставлять от него, выходить с ним, переносить из дома в дом и др. Важно, что нееврей и необрезанный не имеют права его есть. Кроме того, есть важная обязанность кровью этого пасхального ягненка пометить косяки и притолоки дома, где его будут есть. Это будет знаком, что в этих домах сидят евреи, а в эту ночь будет поражение первенцев.

Надо бы понять, почему именно эта группа мицвот дается сейчас? Почему Тора так подчеркивает, что на каждый дом надо взять по ягненку, что евреи сидят в домах, и что даже косяки и притолоки помечены? Все это напрямую связано с тем, что готовится вывод народа из "утробы народа". Есть правило, которое очень хорошо понимали наши мудрецы, что повитуха не начинает родовспомогательство до тех пор, пока зародыш не начнет делать какие-то первые движения, чтобы отделиться от материнской утробы. Иначе можно погубить плод и нанести ущерб материнскому организму. Евреи были так глубоко погружены в эту египетскую утробу, что их отличить было чрезвычайно трудно. И те, и другие - были необрезанные, так как только Левиты обрезались в Египте. Одни занимались идолопоклонством, - и другие занимались идолопоклонством. Что же было делать? Существует такое мнение, что если бы была возможность подождать, пока истекут все 400 лет, положенные для пребывания евреев в Египте, то плод бы "созрел", и сам бы стал двигаться, и "родился" бы здоровым, и дальше бы уже все было в порядке. Но "диагноз" был такой, что дальше некогда ждать, так как евреи дошли до 49-ой ступени нечистоты, и поэтому пришлось провоцировать "преждевременные роды". Поэтому-то евреи получили эти заповеди, которые требовали того, чтобы они срочно начали отличаться от облика окружающих их египтян.

Прежде всего, евреи берут ягнят, которым египтяне поклонялись (а может быть до недавнего времени и сами евреи им поклонялись), и на глазах у всего Египта, а 10-ое число - это был Шаббат, втаскивают в дом это животное. Когда египтяне спрашивали, что они делают, то евреи им отвечали, что им велено взять его в дом, а потом - зарезать. Затем, через несколько дней, евреи режут этих ягнят, готовят, едят, а египтянам все это запрещено. Но мало того, что это запрещено египтянам, это запрещено и всем необрезанным (а большинство евреев, как уже говорилось, были необрезаны). Мидраш (уже упоминавшийся ранее) рассказывает такую историю. Он говорит, что когда Моше передал евреям инструкцию, что они должны сделать обрезание, то евреи стали стонать: "это - больно, а может быть даже опасно, и мы - не будем этого делать". Тогда Всевышний собрал все ветры на свете, и пропустил их через Ган Эдэн, и вдул все эти ветры в пасхального ягненка. Аромат был совершенно невыносимый, и евреи приходили к Моше и просили, чтобы он дал попробовать хоть немножко. Тогда Моше говорил, что для этого надо обрезаться, и они - соглашались.

С этого момента евреи начинают постепенно отличаться от египтян, как своим телесным видом, так и образом поведения, и они сидят в домах, помеченных какими-то знаками. Таким образом, "зародыш", хоть и не без внешнего вмешательства, начинает как-то отделяться, и тогда является "повитуха", поражаются первенцы, и происходит "акт рождения" - выход из Египта.

Ответ на вопрос: Обрезаны они были перед Песахом. Были ли они обрезаны за несколько дней или за несколько часов до Песаха, - сказать трудно. Скорее, конечно, что за несколько дней (не ясно, насколько времени человек "выходил из строя" после брит-мила в те времена).

Ответ на вопрос: Сложный вопрос - являлись ли тоже частью этого народа те жители Египта, которые примкнули к евреям при их выходе из Египта? Не ясно, в какой степени их можно было считать вполне примкнувшими, и в какой - не вполне? Надо иметь в виду, что вплоть до стояния у Синая, все это были только подготовительные упражнения, и еврейский народ находился все еще в процессе рождения. Родился по-настоящему он только, стоя у Синая.

Связь между Пасхальной жертвой и Брит-Милой

Какова связь между Пасхальной жертвой и Брит-Милой (обрезанием)? Мы знаем, что они связаны не только в этом описании выхода из Египта, когда они даются вместе. Известно, что из всего множества заповедей, из-за несоблюдения которых полагается очень суровое наказание "карэт" (" "), почти все относятся к категории: "    " - "не делай", и имеются только две положительные заповеди, типа " " - "делай", за нарушение которых тоже положен карэт. И эти две заповеди - Брит-Мила и Карбан Песах. За то, что человек злонамеренно не принес пасхальную жертву - ему положен карэт, как и с Брит-Милой.

Ответ на вопрос: Кому положено это наказание? С заповедью Брит- Мила дело обстоит таким образом, что обязанность выполнения ее лежит на отце мальчика, и если он не сделал этого на восьмой день (или не намного позже), то считается, что он упустил, не выполнил заповедь "делай", и за это никакого наказания нет - просто "прошляпил", и поступил, конечно, плохо, но когда сын подрастет, то на нем самом лежит эта обязанность сделать обрезание. Если же он это не сделал (нигде не оговаривается - до какого момента), то он находится под угрозой, что в любой момент может быть осуществлено это страшное наказание - карэт, которое означает отрубание от этого мира и от будущего мира, то есть - преждевременная смерть и отсутствие доли в Будущем мире, что означает полное отрубание от "корня жизни".

Имеется ли какая-то глубокая связь, которая выделяет так эти две заповеди, отличая их от всех других положительных заповедей? Мудрецы говорят, что у мозга и у сердца - у каждого есть свое отверстие. С "отверстием" сердца дело обстоит очень просто. Сказано, что: "язык - это перо сердца". Поэтому, так важно беречь свой язык от злословья, потому что этим ты оказываешь очень большую услугу своему сердцу - бережешь его от зла. Что же касается мозга, то "отверствием мозга" является отверстие, через которое выходит семя, потому что семя считается "мозговой жидкостью". Говорят, что сын происходит из мозга отца. Поэтому, эти две обсуждаемые заповеди - Пасхальная жертва и обрезание - касаются этих двух отверстий. В чем же здесь аналогия?

Мы приносим в жертву пасхального ягненка (а вовсе не язык), какая же здесь может быть связь с языком? Имеется хорошо известный очень важный драш. По этому драшу слово Песах (" ") читается, как два слова:

" "- "рот" и " " - "разговор" (слово, которое может писаться и с "самех"). Поскольку получается, что Песах - это освобождение из рабства свободы слова, то карбан Песах и маца - это не случайные добавления к празднику. Про мацу мы говорим: "вот хлеб бедности" - " - ".

" " это "бедность", а глагол " "- от того же корня, означает - "отвечать, говорить, возвышать голос, рассказывать." То есть, то, что мы в праздник Песах рассказываем так много и подробно о выходе из Египта, - это не случайное добавление, и что с одной стороны - мы едим, а с другой стороны - мы говорим. Песах - это праздник языка. Язык имеет две функции: есть и говорить. и в Пасхальную ночь он используется в своих двух функциях.

Таким образом, карбан Песах предназначен очищению входа в сердце, а Брит-Мила - это то, что очищает вход мозга. Когда говорится, что не разрешается есть Карбан-Песах тому, кто не обрезан, то это объясняется просто тем, что такому человеку бессмысленно стереть чистоту сердца, если нечистота валится через мозг и наоборот. То есть, если человек хочет двигаться к чистоте, то необходимо очищать сразу два этих "отверстия". В Талмуде, в трактате Брахот, говорится, что когда человек входит в Синагогу молиться, то ему следует углубиться на размер (на глубину) "двух входов". Очень трудно понять без объяснений мудрецов, что это значит. Мудрецы же говорят, что здесь имеется в виду два "входа" - в сердце и в мозг. Перед молитвой следует позаботиться о том, чтобы эти два входа были чисты. Поэтому, эти две заповеди так важны. Рамбан говорит, что обычно нам не сообщают, какая награда полагается за исполнение заповедей. Однако, по тому наказанию, которое следует за нарушение данной заповеди, можно составить представление о награде за ее исполнение. Если мы знаем, что за нарушение каждой из этих двух заповедей следует наказание карэт - отсечение от корня жизни, то за исполнение их наградой является, как следует из подхода Рамбана, - "прилипление" к жизни.

Ответ на вопрос: Что значит "прилипление к жизни"? Это вещь очень простая. Человек может состоять из более-менее нормально действующих систем и при этом чувствовать, что он живет в урезанном смысле, и человек может жить в более полном смысле, что и есть - "прилипление к жизни", которое является целью всего Творения.

Ответ на вопрос: Как сейчас дело обстоит с Пасхальной жертвой? - В наше время не приносится Карбан-Песах. Можно ли его приносить - это другой вопрос. То, что на сегодня он не приносится, как и много лет назад, говорит о том, что у нас - полноты жизни нет, как и у всего мира. (Когда пациент подключен к искусственному сердцу, то он - жив, но совершенно ясно, что бывает "лучшее состояние здоровья"). Возможность жить в таком состоянии - есть, можно заниматься словами Торы и в отсутствии Храма, но все это будет работать, как некоторое "эрзац-сердце". Пока Храм разрушен - это большое несчастье для нас и для всего мира. Если бы мы по-настоящему осознали, что нам этого жизненно не хватает, то, возможно, Храм был бы быстрее построен.

Ответ на вопрос: Совершенно верно, что нет ничего важнее 10-ти заповедей - "    ", но сейчас мы говорим о том, что наказание специальное за положительные заповеди существует только при нарушении этих двух обсуждавшихся заповедей. Другое дело, что если человек нарушает заповедь "почитай отца своего и мать свою", или нарушает отрицательную заповедь, запрещающую бить или проклинать отца, то он заслуживает еще более строгого наказания - его казнят по постановлению суда. Если же человек нарушил заповедь "Всевышний - Бог твой", то непонятно, как его можно наказать, потому что в этой заповеди нет действия. Это очень непросто понять, в чем состоит эта положительная заповедь: "Я - Всевышний, Бог твой, который вывел тебя из Египта". (Об отрицательных заповедях нет речи, так как за многие из них, такие, как идолопоклонство, например, - полагается карэт). Невозможно сказать, какое может быть наказание, если здесь не содержится действие? Единственная близкая к этому ситуация, когда человек задумал поклоняться идолам, и этот момент - ему засчитывается, как преступление, но он (хоть и мысленно) - совершил все же какое-то действие.

Ответ на вопрос: Как можно называть мацу "хлебом бедности"? Мы живем совсем. в другое время и часто богатые люди едят то, что похуже (больше отрубей и пр.). Если же говорить серьезно, то маца является хлебом бедности в том смысле, что под хлебом человек нормально понимает то, что претерпело процесс брожения. Так это принято. Считается, что дрожжевой хлеб есть легче и вкуснее. Положение же рабов таково, что им некогда ждать, пока тесто "забродит", и они пекут пресные лепешки. В этом смысле это и называется хлеб бедности. Совсем другой разговор, конечно, о тех случаях, когда выпечка мацы была подпольным делом (в России, например) и когда она, естественно, стоила очень дорого. Возможно, что такая необходимость подпольной выпечки, тоже может определить мацу, как хлеб бедности, в том смысле, что ее изготовление и использование сопряжено было с риском угодить в тюрьму.
Продолжение