К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Лекция 37. Недельный раздел Ки-Тисса (З2:1-32:6)

Сотворение Золотого Тельца (32:1-32:4)
Попытка Аарона еще протянуть время (32:5)
Ноах и жертвенник Богу, который он построил
Путь Аарона - любовь и миролюбие
Народ предается разврату (32:6)
Разврат в поколении Потопа и среди детей Ноаха

Сотворение Золотого Тельца (32:1-32:4)

В прошлый раз мы начали уже обсуждать историю с Золотым Тельцом. Моше получил две каменные Скрижали, которые ему дал Всевышний, и на которых была Божественным перстом сделана надпись - Десять Заповедей. Дальше сказано: "Увидел народ, что Моше мешкает, не спускается с горы, и собрался народ на Аарона..." Комментаторы объясняют, что всюду, где сказано: "вейекаhель аль" (мишеhу), то это всегда означает дело нехорошее. Если же сказано, например, что народ собрался не "на", а "к" кому-то (эль мишеhу), то это всегда хорошее дело. И сказал народ Аарону: "Встань и сделай нам элоhим, которые пойдут перед нами, потому что вот этот муж, Моше, который вывел нас из земли египетской, мы не знаем, что с ним сталось?" Идея о том, что нужно "сделать" тех руководителей, которые пойдут перед нами, - такую идею довольно трудно понять. Они не успокаиваются до тех пор, пока они ни приходят к Аарону и требуют: "Сделай нам руководителя!" Этому пока не находится подходящего объяснения. Единственное, что стоит напомнить, - это то, что евреи изначально, требуя руководителя, не имели все-таки в виду "элоhим" в смысле богов, а они просто хотели замены тому человеку, который ими все время руководил. Хотя они и не считали Моше богом, но они считали его стоящим очень близко к Божественному образу.

И сказал им Аарон (З2:2): "Снимите золотые серьги, которые в ушах ваших жен, сыновей и дочерей, и принесите ко мне". В те времена было принято, чтобы и мужчины и женщины носили серьги. Тут говорится: "в ушах", но мы знаем, что тогда носили серьги не только в ушах. Сказано дальше, что снял весь народ золотые кольца, которые у них в ушах, и принесли их Аарону. Раши, комментируя этот стих, говорит, что Аарон сказал про себя (подумал), что женщины и дети пожалеют свои украшения, и может быть, это дело затянется, и тем временем придет Моше. Но оказалось, что они не стали ждать, и сняли с себя эти серьги. Раши не уточняет, почему женщины и дети могут пожалеть отдать украшения, и могут ли они пожалеть по одним и тем же мотивам или по разным. Можно предположить, что детям просто жалко отдавать свое, а женщинам может быть жалко отдавать это по другой причине, поскольку мы знаем, что одна из решающих заслуг, благодаря которой мы были выведены из Египта, была праведность наших женщин. Поэтому, можно было думать, что женщины не так легкомысленны, как мужчины, и они не станут отдавать свои украшения на неизвестно какое дело. И, возможно, что Аарон рассчитывал именно на это.

Слово "парку" - " ", переводимое здесь, как "снимите", не так часто встречается в современном иврите, но слово "прика" встречается часто, и особенно оно знакомо тем, кто читает, где запрещена или разрешена стоянка для автомобилей, поскольку там обычно пишется: "кроме погрузки и разгрузки"; и "прика" это - "разгрузка". Раши объясняет смысл слова "парку", как повелительное наклонение - "снимите", от глагола "лефарек" - "разгружать". К третьему стиху, где сказано: "ваитпарку" - "и сняли", Раши дает такое объяснение, что это обозначает "разгрузку", то есть - "сгружать груз"; и он дает чисто грамматическое объяснение того, почему по отношению к серьгам здесь употребляется этот глагол "разгружать". Когда все они вынули серьги из ушей, то оказалось, что они уже не нагружены этими серьгами. Раши приводит еще одно грамматическое объяснение слов - "ваитпарку эт-низмей" - "освободиться от этих серег" и говорит, что это совпадает с тем, что сказано в книге Шемот вначале: "кицети эт-hа ир" - "когда я выйду", где имеется в виду - "выйти из города".

Дальше сказано, что взял Аарон (З2:4) из их рук эти вещи, и "обработал" их - "яцар ото бахэрэт", то есть, что-то и чем-то сделал с ними; и сделал из этого литого Тельца. И сказали (мы не знаем, кто это сказал): "Вот твои боги Исраэль, которые вывели тебя из земли египетской". Раши, комментируя эти стихи, говорит, что глагол "ваяцар" можно понимать двояко. Он может обозначать "лацор" в смысле "завязать", тогда существительное "хэрэт" означает "платок", и получается, что Аарон завязал все, что он у них взял, в платок. А может быть, "ваяцар" происходит от слова "яцар" - "создавать", и обозначает то, что делает гравер, и тогда "хэрэт" обозначает тот резец, которым ювелир гравирует на металле надписи и рисунки. То есть, это может быть совсем разная техника, как именно получился Телец. Сказано: "И сделал из него литого Тельца". Каким образом он сделал этого литого Тельца, - это очень загадочная история. Раши по этому поводу пересказывает известный мидраш, согласно которому Аарон бросил собранные золотые изделия в огонь, в плавильную печь, и тут пришли колдуны "эрев рава". "Эрэв-рав" - это большой сброд, из тех египтян, которые решили выходить вместе с евреями из Египта (а среди них было немало колдунов, потому что в Египте это была самая почитаемая профессия) и, согласно мидрашу, именно они своим колдовством и сделали из этого золота Тельца.

Некоторые объясняют так, что там был Миха, у которого в руках была табличка, на которой Моше написал: "Поднимайся, Бык; поднимайся, Бык". Мы помним, что Йосеф взял с братьев клятву, что, выходя из Египта, они заберут с собой его останки. И вот, перед самым выходом из Египта, в то время, пока все евреи ходили и собирали у соседей-египтян одежду и драгоценности, Моше ходил и искал гроб с останками Йосефа, и не мог его найти, потому что он оказался похороненным глубоко на дне Нила. Моше пришлось поэтому применить "сверхсовременную" технику, а именно, он написал на дощечке: "Поднимайся, Бык, поднимайся, Бык"; бросил эту дощечку в Нил; и тогда этот гроб с останками Йосефа - всплыл. Мальчишка (Миха) спрятал эту табличку; и теперь, когда Аарон положил золото в огонь, он подбросил ее туда. И оттуда вышел Телец.

Разбирая фразу, что кто-то сказал: "Это - твои боги, Исраэль", Раши говорит, что не было сказано: "Это наши боги". Отсюда, по мнению Раши, следует, что те, кто это говорил, обращаются к Исраэлю, но сами они к Исраэлю не относятся. Поэтому-то, мудрецы и объясняют в мидраше, что это говорят люди, которые всю жизнь привыкли заниматься колдовством. Все время, пока все шло хорошо, они молчали, но как только возникла заминка, они пошли к Аарону требовать своих законных прав, чтобы он сделал новых руководителей; и теперь они обучают Исраэль уму-разуму, и говорят, что это и есть те самые силы, которые вас вывели из Египта. И дальше они тоже будут провоцировать евреев на ряд нехороших вещей.

Попытка Аарона еще протянуть время (32:5)

Стих 5 говорит, что увидел Аарон (Тельца) и построил жертвенник перед ним (не ясно из текста - перед кем), и сказал: "Праздник Всевышнему завтра". Раши говорит, что Аарон увидел, что был в этом Тельце дух жизни, как сказано: "в образе быка, который ест траву". То есть, из этого золота получился не простой Золотой Телец, а такой Золотой Телец, который оказался живым. И увидел Аарон, что Сатану удался этот трюк. Аарон был не в состоянии оттолкнуть их начисто; и он поэтому и построил жертвенник, чтобы попытаться оттолкнуть их. И конечно, он построил жертвенник Всевышнему! Сказано, что Аарон объявил праздник Всевышнему завтра, но не сегодня. То есть, Аарону пришлось применить тактику "мягкого оттягивания", поскольку этот бычок не был просто "игрушкой", а проявлял какую-то незаурядность. Аарону поэтому и пришлось пойти на такую хитрую игру. И он говорит, что вот, вы просили посредника, и теперь есть у вас посредник, пусть он постоит, а завтра у нас будет праздник Всевышнему, и вы - отдыхайте пока, набирайтесь сил!

Ответ на вопрос: - Праздник Всевышнему можно устраивать более-менее всегда. И если я сегодня, например, хочу праздновать, и нахожу, что это должен быть праздник в честь Всевышнего, то на это нет никаких ограничений. Что же касается места, где это можно делать, то это вопрос совсем непростой. Немного посмотрим интересный комментарий Сфорно, которого мы вспоминаем, к сожалению, незаслуженно редко. Так вот, он пишет следующее. Оглядываясь на те разделы, которые следуют сразу за разделом "мишпатим", и в которых сказано, какие материалы надо приносить, и как из них строить Храм, он говорит так. После того, как Тора рассказала нам все это, то есть, все то хорошее, что проистекло, в конце концов, из всех событий, когда Моше задержался, пробыв 40 дней на горе, теперь Тора возвращается и рассказывает нам об этих событиях с Тельцом. То есть, теперь Тора рассказывает о том, почему не была достигнута сразу цель, ради которой Всевышний их собрал у Синая. Еще до получения Десяти Заповедей, в главе 19 книги Шемот Всевышний говорит: "Я буду вам Богом, а вы - будете царством священников". Всевышний на данный момент, пока еще не был сделан Телец, в явном виде обещал (и это - прямой ответ на заданный вопрос), что в любом месте, где ты построишь земляной жертвенник, и захочешь принести какую-то жертву, - "Я приду к тебе!" То есть, Я тебе обещаю Мое Присутствие в любом месте, где ты Меня пригласишь. Таким образом, из этого не только не видно запрета, а напротив, следует разрешение построить жертвенник в любом месте; и поэтому, построение Аароном жертвенника само по себе не было никаким нарушением.

Ответ на вопрос: Как и что было нарушено Золотым Тельцом? Можно ответить так, что в частности, вроде бы никаких серьезных нарушений и не было. То, что евреи неспособны общаться со Всевышним напрямую, и поэтому просят замены руководителю, который не вернулся в тот срок, когда они его ждали, само по себе заведомо не является преступлением. Точно так же, они оказались неспособны слушать непосредственно от Всевышнего Десять Заповедей, и сказали Моше, чтобы он "разговаривал", а они - подождут в сторонке. То есть, они к этому просто не были готовы, и это - не криминал! То, что они вели себя несколько более жестко, чем следовало, с начальством, конечно, было не очень правильным поведением. Вместо того, чтобы придти и посоветоваться, что же делать, они сразу стали требовать у Аарона быстро, немедленно, сделать им руководителя. Это уже несколько более опасное поведение, потому что когда дети начинают капризничать и требовать не так, как, надо, то, в конце концов, они дойдут до того, что они будут требовать не то, что надо. Это еще как бы не криминал, но уже ведет в нехорошую сторону. То, что был сделан Телец, который вдруг еще и ожил, это не сделал ни Аарон, и никто конкретный. Это была какая-то "химия", которая творилась "за кулисами", и тот, кто колдовал, безусловно, нарушил запрет. При этом, про этих людей нельзя сказать, что они не были евреями, потому что, хотя они и не были потомками Авраама, Ицхака и Яакова, но они стояли вместе со всеми у Синая! И они сделали тот же самый гиюр, что и мы. Мы соблюдали законы Торы до Синая только, как семейную традицию, чисто добровольно. От предков нам досталась инструкция соблюдать, но не было никакого наказания за то, что мы не соблюдали. Формально, не был подписан никакой "договор" об обязанности соблюдать. И только после Синая - родился еврейский народ. Те же, кто вышел вместе с евреями из Египта, они вроде как "примазались", и у них нехорошая биография, но, тем не менее, они тоже стояли у Синая и сказали вместе со всеми: "Да, мы хотим принять Тору"! И поэтому они - евреи; и с них такой же спрос, как с евреев.

Ответ на вопрос: Мы не можем знать точно, что думал Аарон. По всем признакам, он старался "тянуть резину", и при этом он, наверное, искал каких-то путей делать это не произвольным образом. Он хотел построить жертвенник, чтобы показать, что это жертвенник - Всевышнему, а не Тельцу. Кроме того, один из комментаторов говорит, что если бы Аарон не стал строить жертвенник, то люди гораздо быстрее построили бы жертвенник сами и стали бы на нем приносить жертвы этому Тельцу. Поэтому у Аарона другого выхода не было.

Ноах и жертвенник Богу, который он построил

Ответ на вопрос: Кто научил людей (до Синая) строить жертвенники и приносить на них жертвоприношения? - Это вопрос очень интересный. Мы читали на прошлой неделе раздел "Ноах". Обычно, когда мы обсуждаем этот раздел, мы в основном разбираем: поведение человечества перед Потопом; наказание в виде потопа; и только чуть-чуть говорим о том завете, который заключил Всевышний через Ноаха с последующим человечеством. Кроме того, мы не очень много внимания уделяем скандальному происшествию с Ноахом - последнему, который о нем написан; и мы почти ничего не говорим о том, что Ноах принес жертвы на жертвеннике, который он построил. Между тем, в некотором смысле, эти два действия, которые совершил Ноах, являются очень важными. И на этом конкретном примере можно говорить о построении жертвенника (до Синая). Мидраш рассказывает, что еще Адам приносил жертвы (быка); и сама Тора говорит, что сыновья Адама Каин и Хэвель тоже приносили жертвы. Правда, там ничего не говорится про жертвенник. Только относительно Ноаха сказано, что когда он вышел из Ковчега по приказанию, то он построил жертвенник Господу и принес на него в жертву чистых животных.

Продолжение ответа на вопрос. Вопрос заключается в том, получал ли Ноах такую инструкцию: построить жертвенник и принести жертвы? По всей видимости, он такой точной инструкции не получал, и Тора ничего об этом не пишет. До того, как Ноах построил этот жертвенник, им было сказано: "выходите, плодитесь, размножайтесь", и - жизнь продолжается. Сколько времени им удастся плодиться и размножаться, и когда придет время снова устраивать такую же "общую чистку", - об этом ничего не говорится. Мы знаем, что однажды было уже велено плодиться и размножаться, но через 10 поколений пришлось признать, что все это - не годится, и следует "переделывать". И только после того, как Ноах принес жертву, говорится, что "Утешительный дух" достиг Всевышнего (поднялся к Нему), и Он сказал: "Не буду больше проклинать землю за человека, не буду наводить Потоп и истреблять людей, потому что наклонность человеческого сердца ко злу - от его юности". Когда-то мы уже обсуждали сложную проблему, что почти одними и теми же словами перед Потопом говорится: "Сотру человека с лица земли начисто, потому что наклонность сердца человека ко злу все время", а после Потопа, когда Всевышний почувствовал этот "утешительный дух", Он говорит: "Не буду наказывать потому, что наклонность человека ко злу - от юности его". И эта проблема, действительно, сложна, потому что здесь разные решения при почти идентичных текстах.

Продолжение ответа на вопрос. В связи с тем, что мы говорили о построении жертвенника Ноахом, стоит отметить некоторые обстоятельства. Ноах критикуется постоянно мудрецами за то, что он был слишком "отличником", то есть, таким "пай-мальчиком", который в точности исполняет все, что ему приказано: строит Ковчег; дает объяснения, когда его спрашивают о том, зачем он его строит, и при этом, объясняет точно так, как ему было сказано; входит в этот Ковчег и выходит из него, когда ему об этом говорит Всевышний. Почти на протяжении всей этой парши Ноах предстает, как большой герой: кому еще посвящен целый раздел? Он все делает сурово по букве приказа. А тут он вдруг делает нечто сам, по своей инициативе! Он строит жертвенник, и понимает, кого надо приносить, то есть, он не приносит нечистых животных, - только чистых! Кто же его этому научил? Все это - предмет отдельного разговора. Здесь важно то, что человек, не получивший приказа построить жертвенник и принести жертвы, нуждается тем не менее в том, чтобы как-то выразить то, что мир родился заново. Ведь целый год продолжалась чудовищная, небывалая катастрофа, когда мир был разрушен полностью, и остались только обитатели этого Ковчега. Они из него выходят, и жизнь продолжается, хотя и в очень необычных условиях! Ноах чувствует, что ему надо как-то выразить то, что он готов взять на себя эту задачу - начать жизнь заново, в новых условиях. И такой способ выразить свои чувства и желание служить Творцу он находит в том, что строит жертвенник и приносит в жертву чистых животных. И именно от этого поднимается "утешительный дух", то есть, некий духовный поступок, который обладает космической важностью. И поэтому, несмотря на то, что его критикуют, надо понять, что он спас не только свое поколение; из своего поколения он спас себя и своих сыновей, но он спас так же и все последующие поколения. В ответ на то, что он принес жертвы на жертвеннике, Всевышний дает ему радугу, и обещает, что больше так не будет поражать все живущее. В конце концов, вся эта склонность человеческого сердца ко злу - это от юности. Человек еще молод, и в нем играет разная кипучая энергия; и он делает глупости. То, что сказано "от" (юности), можно понимать в двух разных смыслах. Мы говорим про утку, что она плавает "от" берега. Но мы здесь пытаемся ответить на серьезный вопрос: какова причина? И сказано: "от юности", то есть, (начиная) от самой юности человек склонен ко злу. Когда он подрастет, то перестанет делать гадости, если поработает. И раз уж мы говорим о Ноахе, то надо сказать, что второй его поступок на самом деле является парой к первому. Это тоже было нечто совсем не запрограммированное, не заданное приказом. Получается, что этот "пай-мальчик", входя в Ковчег, чтобы пережить разрушение мира, берет с собой виноградную лозу для того, чтобы посадить виноградник и сделать вино.

Путь Аарона - любовь и миролюбие

Возвращаясь к жертвеннику, который построил Аарон, мы должны сказать, что Авраам, когда пришел в Эрэц Исраэль, тоже первым делом стал ставить жертвенник. Очевидно, что на протяжении человеческой истории, когда человек хочет выразить свое внутреннее состояние, направленное к Богу, - он строит жертвенник. По-простому, надо понимать так, что Аарон прямо перед этим Тельцом строит жертвенник. Однако, это вовсе не значит, что жертвенник посвящен Тельцу, во всяком случае, по идее Аарона. Раши пишет так, что когда Аарон увидел, что этот Телец проявляет признаки жизни, то он понял, что так просто все это не исправишь, и построил жертвенник, чтобы их (этих самых забияк) - оттолкнуть. Поэтому, то, что здесь говорится "лефанав", Раши понимает так, что Аарон преградой перед Тельцом построил жертвенник Всевышнему. Рав Соловейчик говорит: "Колено всегда гнется". То есть, человек устроен таким образом, что он не может никому не поклоняться. Он стремится поклоняться какой-то высшей силе, какому-то высшему существу. Отсюда надо понимать, что обязанность каждого человека состоит в том, чтобы направить эту силу, которая в нем сидит, на то, чтобы поклоняться настоящему Богу, а не идолам. Тем более, обязанность руководителя народа состоит в том, чтобы все эти тенденции постараться направить в правильное русло. Аарон отличается от Моше тем, что он - не царь! Его путь - это путь любви, миролюбия. Он человек, который всегда соглашается. Мы говорили уже, что если качество, носителем которого является Моше, называется "нэцах" - "победа", "вечность", и поэтому он, как царь, может жесткой рукой убрать то, что не подходит, то основное качество Аарона - это "hодаа" - "согласие", "признание". Это не значит, что он - соглашатель, он просто любит мир, любит людей, и он стремится к тому, чтобы все всех любили.

Продолжаем разбирать объяснения Раши к следующему стиху: "И провозгласил Аарон, сказав: "Праздник Господу завтра" (а не сегодня). Может быть, как думал Аарон, придет Моше прежде, чем они начнут служить этому Тельцу. Аарон чувствует, что может произойти, и что они так и норовят броситься служить Тельцу. Он старается их как-то отвлечь, оттянуть время. И это, как говорит Раши, есть сам пшат. Правда, если этот пшат включает и то, что Телец оказался живым и щипал траву, то такой пшат, мягко говоря, следует считать не совсем обычным. Однако, может быть, что слова Раши про то, что это - пшат, относятся только к последнему, а именно, к тому, что было на уме у Аарона. Аарон чувствовал, что они норовят начать поклоняться Тельцу, и пытался это оттянуть. Раши приводит мидраш из книги Ваикра, где говорится, что Аарон видел множество вещей. Он видел, что сын его сестры, Хур, увещевал их, и они убили его. По мидрашу, Хур говорит: "Евреи не волнуйтесь, все будет хорошо, вы просто ошиблись в расчете: время возвращаться Моше наступит только завтра, а не сегодня." То есть, Хур им объяснил то, что мы уже знаем из объяснений другого мидраша о том, что день после Синая начинается с вечера, и т.д. Но они не стали слушать его объяснений и убили его. Аарон вразумился из этого примера убийства Хура. Он понял, что если он начнет им перечить, и они его, не дай Бог, убьют, то тогда осуществится сказанное: "Бывает ли такое, чтобы священника и пророка убили в Храме?"

Перед разрушением Первого Храма Первосвященником был Захария (не тот, который написал книгу в Танахе, но тоже - пророк). Когда он увещевал евреев, то они убили его прямо в Храме. И поскольку это пасук из Танаха, а по мидрашу, Аарон знает этот пасук (хотя, конечно, он написан Иеремия значительно позже), то Аарон думает, что если они убьют и священника и пророка тут, на месте, то им никогда уже не будет Спасения. Поэтому, он и выбирает более покладистое поведение с ними. И еще, Аарон увидел пророчески, что лучше будет так, если негодное действие будет приписано мне, а не ему. Раши, пересказывая мидраш, говорит, что Аарон думал, примерно, так: "Если они начнут строить жертвенник, то кто-то принесет камень, кто-то принесет глину, и они очень быстро окончат всю работу. Если же строить буду я, то я буду это делать с ленцой, и может между тем придти Моше". И что же он говорит про Всевышнего? - Он был уверен, что утром, пока они встанут, и начнут приносить жертвы на этот жертвенник Всевышнему, тем временем придет Моше, и при нем они уже волей-неволей будут служить Всевышнему.

Народ предается разврату (32:6)

Дальше, стих 6 говорит, что встали они назавтра, и принесли жертвы всесожжения; и принесли мирные жертвы; и сел народ есть и пить, и стали смеяться (насмехаться) - "лецахэк". Раши объясняет так, что дьявол их подстегнул, и они встали очень рано, когда еще не светало, чтобы согрешить. Слово "лецахэк" - очень интересное и многозначное. Мы уже встречали его в Берешит там, где жена Потифара говорит: "Вот, ты привел в дом этого еврея, чтобы он пришел смеяться надо мной - "лецахэк би"". И, кроме того, это слово обозначает "разврат", "открытие наготы", и означает так же - "кровопролитие", то есть - "убийство". В Пророках (Шмуэль-бэт 2:14) сказано: "Пусть-ка поднимутся юноши и "поиграют", "устроят сражение" - "йсахаку". То есть, это слово имеет глобальное употребление в Танахе. Само по себе слово "смех", "рассмеялся" не влечет за собой каких-то наказаний, мы видели это на примере Сары и Авраама, которым так много было обещано (несмотря на то, что Сара - смеялась).

Разврат в поколении Потопа и среди детей Ноаха

В парашат Ноах (9:22) говорится: "Увидел Хам, отец Канаана, наготу отца и рассказал братьям своим снаружи". Здесь несколько другое слово для обозначения слова "нагота", но имеется слово "увидел", которое тоже очень важно. Мы знаем, что говорится: "И брали себе из всего, что видели". Например, идет сын какого-нибудь правителя и видит, что празднуется свадьба, и под хупой стоит симпатичная девушка, которая собирается стать чьей-то женой. Ему не нравится, что она почему-то будет чьей-то женой, а не его, и он - забирает ее себе! Что же еще делать с ней, если она симпатичная? Есть такое великое высказывание Оскара Уальда: "По-моему, с женщиной можно вести себя только двояко: ухаживать за ней, если она хорошенькая, или - ухаживать за другой, если нет". Этой парадоксальной шутке соответствует развитие всей логики человечества: есть только двоякий способ поведения с женщиной. До того, как Адам и Хава поели яблоко, Хава ни разу не названа Хавой, а она называется - "иша". Есть много граней, но она не называется по имени отдельных граней, потому что главное, что она - иша, то есть, что она взята от мужа, от "иш." После греха человек уже видит, в чем призвание женщины, и называет ее Хава, потому что она - мать всего живущего. Что же получается, что раньше он этого не знал? Но раньше это была только одна сторона личности, а теперь уже начинаются "функциональные ярлыки", и вместо диалога есть некоторая политика, экономика, и т.д.

Говорится, что "Сыновья сильных - видели", и это видение привело к тому, что пришлось Потопом истребить почти всех, кто был на земле. Ноах заслужил того, что он нашел милость в глазах Бога. И он не только был исполнителем, но он по своей инициативе сделал жертвенник, и получил потрясающую награду: обещание, радугу. И перспектива - самая блестящая! И уже наступило время для того, чтобы служить Всевышнему всеми силами. В конце концов, и открыть свою наготу - это совсем не так страшно, потому что все есть инструмент Служения. И может быть, что так бы оно и было, если бы Хам не увидел эту наготу. И когда он увидел эту наготу, он вернул все на те же круги, когда "сыновья сильных" видели дочерей человеческих. И снова эта "нагота" приводит к тому, что Ноах, который протрезвел, проклял Канаана. (Талмуд не уверен в том, кто насмеялся над Ноахом - Хам или его сын Канаан.) Вопрос заключается в том, зачем Всевышнему спасать Хама или Канаана?

Этот вопрос не менее серьезный, чем тот, который ангелы задавали Богу: "Неужели ты собираешься спасти Ишмаэля?" Ишмаэль уже был близок к смерти в пустыне. Он заболел, когда Авраам прогнал его вместе с Агарью из дома, а Агарь оставила его под кустом, отойдя в сторону, чтобы не видеть его смерти. И тогда ангел передает ей слова Всевышнего: "Не отчаивайся, он вернется к жизни, Я услышал отрока, поскольку он там". Что это значит: "поскольку он там?" Может ли это означать, что поскольку он - именно там, а не в другом месте? Что здесь обозначает "поскольку"? Мидраш говорит, что ангелы роптали и говорили Богу, что от его (Ишмаэля) потомков будет столько горя Твоим сыновьям, зачем же Тебе его спасать? Пускай он "тихо" помрет, и все будет кончено. Но Всевышний сказал им: "Я не сужу в честь будущего. Надо взвесить его поступки на сегодняшний день и посмотреть, что перевешивает: хорошие его поступки или дурные? Если перевешивают хорошие, то следует оправдать, потому что суд не может судить в честь будущего. То, что Хам завтра совершит "хамский" поступок, не является основанием к тому, чтобы убить его сегодня. Кроме того, так можно вообще все "организовать". Так можно и Сатана убрать со сцены, и можно вообще упразднить злое начало! Но что же тогда делать будем?

Эпизод из Талмуда описывает, как руководители евреев в начале эпохи Второго Храма собрались и помолились о том, чтобы у нас был отнят "йецер hара" - "злое начало", которое побуждает нас к разврату. Сначала они помолились, чтобы было отнято искушение к идолопоклонству, и это было принято. И после этой удачи они и попросили, чтобы искушение к разврату тоже исчезло. Однако, на следующий день они не могли найти свежего яйца для больного, потому что у курицы не хватало тепла высидеть яйцо. И тогда они возопили, говоря, что они ведь просили, чтобы только к разврату не было влечения! И получили такой ответ, что с Неба ничего не делается наполовину. Если вы хотите жить без разврата, то живите безо всякой страсти. Вам дается страсть одна, и вы ее можете повернуть на ту сторону, какую выберете! Вы хотите жить без искушения к идолопоклонству? - Пожалуйста, вы это получили, но в тот же день исчезает пророчество! За каждое "внедрение безопасности" в этом мире приходится платить тем, что мир становится бледнее. В пределе, если мы добьемся абсолютно безопасного мира, то он - исчезнет.

Чтобы завершить наше "отступление" в сторону Ноаха, стоит сказать, что Ноах не так уже плохо все рассчитал. Совсем не обязательно считать так, что поскольку Ноах назван "человеком земли", то это обозначает его деградацию: начал с того, что был человеком Бога, а стал человеком земли. Человек должен быть и человеком Бога и человеком земли. Человек не может быть ангелом! Ноах и хотел завязать эти две крайности; в этом было его призвание, призвание человека. И если бы не "хамский взгляд", то все бы получилось, и все было бы хорошо. Поэтому, когда Ноах протрезвел от вина, он сразу увидел, что ему сделал его младший сын.

Мы знаем, что он сделал, и Талмуд это обсуждает. Тора описывает нам только то, что он увидел наготу отца и пошел рассказать братьям. Это, действительно, некрасивый поступок, но он может быть прощен. Талмуд же понимает не так, что Хам просто пошел и рассказал. Один мудрец сказал, что он Ноаха оскопил, а другой сказал, что он его изнасиловал, а третий сказал, что он его оскопил и изнасиловал. Вот такие три мнения по поводу того, что сделал Хам с отцом. Это представляется совершенно безумным поступком! Однако, не переходя на всякие объяснения с патологической основой, надо сказать о мидраше, который дает очень разумное и логичное объяснение. Рассуждения Хама, по этому мидрашу, могут быть такими. У Адама было только два сына, и они - не поделили этот мир: один убил другого. А отец (Ноах), имея уже трех сыновей, настолько безумен, что собирается рожать четвертого сына. Поскольку неизвестно даже то, как мы втроем поделим этот мир, то желание Ноаха родить еще четвертого сына надо пресечь на корню, и не дать ему это совершить. И отсюда, "Хамский взгляд" можно рассматривать не как патологию безумца, который не знает, что он делает. Совсем наоборот, потому что когда человек погружается в разврат, просто гоняясь за удовольствием, то это - нехорошо и опасно, но это еще полбеды по сравнению с тем, что это превращается в философию, которая говорит, что так именно и надо жить.

Для чего люди стремятся рожать детей? - Для того чтобы было еще труднее жить в мире? Вроде бы хорошо было бы запретить, чтобы не рожали много! И когда это превращается в философию, то тогда начинается разврат в чистом виде. Что такое разврат? - Человеку и животному дан инстинкт - стремление продолжать этот мир, продолжать род, и тем самым исполнять Волю Творца. Человек видит, что это сопряжено с удовольствием, и говорит: "Я удовольствие оставлю себе, а продолжение рода я пресеку". И отсюда идут сыновья Йеhуды - Эр и Онан, которые истребляют свое семя, и здесь тот же самый корень: они развращают семя, чтобы не давать потомства. И это - страшное дело! Раз это так, то еще не наступило время, когда в мире может быть универсальная любовь и братство, и поэтому Ноах, который только что накануне, когда пил это вино, думал, что он начинает новый мир, где уже все сливаются в едином стремлении к Богу, теперь, когда он протрезвел, говорит: "Благословен Всевышний - Бог Шема!"

И он имеет в виду, что Он - Бог Шема, но не Бог Иафэта, потому что в четырехбуквенном Имени Всевышнего, которое открывается в максимальной полноте, как Творец, Он является Богом только Шема, поскольку Шем - это душа. Йафэт, конечно, в своем хорошем поступке присоединился к Шему. Не сказано ведь "взяли Шем и Йафэт" одежду (чтобы прикрыть Ноаха), а сказано, что "взял" - в единственном числе, то есть, взял - Шем. Йафет только пошел за ним. Конечно, он очень хорошо поступил, но у него есть проблема. Если Йафэт будет обитать в "шатрах Шема", то тогда с ним будет все в порядке. Но если он не будет обитать в шатрах Шема, то ему грозит большая опасность. Поэтому, сказано (Берешит 9:27): "расширит Элоким Йафета, но обитать он будет в шатрах Шема". При этом Хам, вернее, его четвертый сын - Канаан (а по некоторым мнениям, это его первый сын) - проклят, и будет рабом у братьев, потому что иначе, если эту силу выпустить на свободу, то она уничтожит весь мир. Никак нельзя говорить, что все равны. Если человек, который видит наготу, истребляет мир и развращает все, то этого человека надо поставить под ярмо, под которым он не будет так опасен. И это - довольно простая логика.

Ответ на вопрос: Если мы говорим, что Адам дал имя своей жене только после греха, то, как же обстоит дело с другими именами, которые он тоже давал до этого? - Во второй главе книги Берешит говорится (2:19): "И создал Всевышний Бог из земли всяких животных полевых и птиц небесных, и привел к человеку увидеть, как он назовет их. И как человек называл душу живую, так и есть имя ей. И назвал человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым; а Адаму не нашлось достойного помощника. И навел Всевышний на человека сон, и тот спал, и взял одно из его ребер (граней), и закрыл плоть. И перестроил Всевышний Бог это ребро, которое взял от человека, в женщину, и привел ее к мужчине. И сказал человек: "На этот раз, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; и она будет называться иша, потому что от "иш" она взята". То есть, он назвал ее имя: он назвал ее "иша". А уже после греха он назвал ее Хава.


Продолжение