МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 11. Иеhошуа, главы 7-8

Признание Ахана в преступлении
Зачем надо было раскапывать награбленное Аханом и сжигать его
Наказание - побиение камнями и сожжение
Чем согрешили сыновья и дочери Ахана, и почему тогда не весь Израиль? (трактат Санhедрин)
Почему два наказания - побиение камнями и сожжение
Двойное нарушение Ахана: нарушение заклятия и нарушение шаббата. Двойное наказание Ахана
8-ая глава. Вторая попытка захвата города Айя
Новый этап войны за завоевание Земли Израиля, на уровне законов природы
Элементы Божественного управления при захвате города Айя
"Не бойся и "не страшись" - Иеhошуа (Авраам, Яаков)
"Все в руках Неба, кроме страха перед Ним"
Необходимость наличия злого начала в мире. Исчезновение искушения к идолопоклонству и одновременно исчезновение пророчества
"Не бойся, червь Яаков". Почему "червь"?
Военная тактика еврейского ведения войны. Два понимания распоряжения о засаде
Зачем Иеhошуа сжег город, если он уже был подожжен?
Как поступают с царем захваченного города
"Человеческая порядочность предшествует Торе", объяснения р.Элона
Свойство "йошер" (прямота)

1. Признание Ахана в преступлении

Вопрос о том, каким образом устанавливалось, кто нарушил заклятие в Йерихо, неоднозначный, и есть разные варианты ответов. Варианты ответа, известные в литературе, обсуждают два способа. Один способ - с помощью Урим и Тувим. Царь стоит перед Первосвященником (Элиазаром в случае Йеhошуа) и задает вопросы, а ответ получает с помощью Урим и Тувим. Есть другое мнение, что был брошен жребий, и есть еще такое мнение, что было и то и другое. Каждое из этих объяснений хорошо аргументируется, но для понимания сути излагаемых событий, какой из этих вариантов более правдоподобный, - не так важно.

Говорилось уже о том, как Йеhошуа ласково убеждал Ахана признаться, хотя формально Йеhошуа мог его казнить немедленно безо всяких признаний, так как ему было приказано его сжечь. Иеhошуа хотел, чтобы Ахан признался только потому, что он заботился о его будущем. Ахан же не делал признания до тех пор, пока не увидел, как его колено, вступалось за него, считая неправильным полагаться на результат жребия (по мидрашу Ахан говорит, что если бы он кинул жребий между Йеhошуа и Элиазаром, то жребий упал бы на одного из них). Когда Ахан увидел, что начинается братоубийственная война, то он сделал тшуву, и настолько полную, что он сознался не только в этом преступлении, но и в подобных преступлениях, которые он совершил еще во времена Моше. Известно, что он был очень богатым человеком и отсюда можно рассматривать такой симптом, как "влечение к богатству", который привел Ахана к тому, что он даже закрывает глаза на то, что существует заклятие - херэм. В такой ситуации, конечно, требуется какой-то практический поворот событий для того, чтобы человек дошел до настоящего раскаяния.

2. Зачем надо было раскапывать награбленное Аханом и сжигать его

Имеется еще ряд интересных и неясных вопросов, например, вопрос о том, что сказано: "Ахана и его семейство и все имущество забросали камнями и сожгли". Почему было сделано и то и другое? Другой вопрос, - зачем Йеhошуа срочно послал людей, чтобы они раскопали и принесли все эти вещи, ведь Ахан уже во всем сознался? Но Йеhошуа был не только пророком и военным руководителем, но и достаточно умным человеком для того, чтобы понимать, что если эти вещи сохранить, и не воспрепятствовать тому, чтобы их перепрятали, то тогда будет нескончаемый повод для разговоров о том, что Ахана казнили напрасно, и что он сознался не будучи виновным. Ликвидировать повод для таких разговоров было особенно важно потому, что это было необычное наказание - это было наказание по приговору, вынесенному без свидетелей, поскольку было прямое конкретное Божественное Указание, и имеется на этот случай инструкция Торы. Поскольку Всевышний "все видит", то Он вправе решать, но это не может быть прецедентом ни для кого другого случая.

3. Наказание - побиение камнями и сожжение

О.В. К вопросу о том, почему сказано: и побиение камнями и сожжение. Здесь не понятно еще и то, что сказанное в пасуке 25-м можно понять так, что забрасывание камнями относится только к нему (к Ахану), а сожжение - относится к "ним" - то есть, вроде бы к его имуществу? - Действительно, в этом стихе есть некоторое напряжение и понимать, повидимому, надо так, что сначала побили камнями "его" (что и было "приказано"), а потом - "их". В предыдущем (24-ом стихе) написано: "И взял Йеhошуа Ахана,сына Зэраха (имеется в виду, что он был потомком Зэраха) и серебро, и шубу, и язык золота, и его сыновей, и его дочерей, м его быка, и его осла (здесь осел - собирательное понятие), и мелкий скот, и шатер, и все, что ему принадлежало и весь Израиль с ним и вывели их на долину, которая называется Ахор. Дальше, с Аханом и его имуществом произвели следующие действия: его побили камнями, и сожгли их огнем и побили их камнями.

4. Чем согрешили сыновья и дочери Ахана, и почему тогда не весь Израиль? (трактат Санhедрин)

П.О.В. В Талмуде, в трактате Санhедрин, обсуждается этот вопрос. Задает вопрос Реш Галута (из рода царя Давида), который был главной "светской властью" (так же, как "наси" в Эрэц Исраэль был главным авторитетом Торы, так Реш Галута был главой светской власти в Израиле) равву Хуне: "Если он виноват, то его сыновья и его дочери, чем же они согрешили? За что же их сжигать?" И получил ответ: "По твоему, если он согрешил, то весь Израиль, чем виноват? Вывели же не только его сыновей и его дочерей, но и - весь Израиль, почему же ты не спрашиваешь, зачем весь Израиль вывели? Сделано это было для того, чтобы им преподать урок, чтобы они увидели все его наказание и отшатнулись от преступления. Как сказано про весь Израиль, точно так же надо понимать и про его сыновей и дочерей. Их вывели для того, чтобы из проучить, а не для того, чтобы их казнить". Дальше сказано, что сожгли, побили камнями...

5. Почему два наказания - побиение камнями и сожжение

Почему же два наказания? Вавилонская Гемара говорит, что надо понимать так: "То, чему соответствует сжигание, - сожгли, а именно: серебро, золото, одежду (как объясняет Раши), а то, чему соответствует забрасывание камнями, а именно: быков, скот - то забросали камнями." То есть, животных - забросали камнями, а имущество - сожгли (не важно, как перевести: забросали камнями или побили или закинули). Получается, что эта двойственная казнь камнями и сожжением распределяется, примерно, таким образом: все имущество - огнем, вся ему принадлежащая живность - камнями, а сыновья его и дочери и весь Израиль пришли присутствовать и извлечь из этого урок. Это мнение не единственное, есть объяснения, что сыновей и дочерей на самом деле сожгли за то, что они были соучастниками в том, что он присвоил этот херэм, но, по-видимому, это мнение не основное. По важнейшему принципу Торы, что сыновья не будут наказаны за отцов, дети Ахана не могли быть казнены только за то, что отец их совершил преступление.

6. Двойное нарушение Ахана: нарушение заклятия и нарушение шаббата. Двойное наказание Ахана

Почему же двойная казнь была для Ахана, ведь Йеhошуа было сказано, что виновного нужно сжечь? Почему же его еще и побили камнями? Мидраш отвечает на это так. Захват города Йерихо происходил в шаббат. Поэтому Ахан не только нарушил заклятие, но он нарушил так же и шаббат. В том, что он присвоил вещи, еще нет нарушения шаббата (только нарушение заклятия), но после этого он совершил следующие действия: он вынес все из города (здесь возникает много галахических проблем, потому что в это время город не был обнесен стеной), затем он перенес из одного вида владения на другую территорию, потом он прятал принесенное и для этого - он копал, то есть Ахан совершил много нарушений шаббата. За нарушение шаббата он и должен был быть казнен побиением камнями. С другой стороны, не было здесь свидетелей и предупреждения, но тогда следует опять сослаться на то, что было "частное определение" Всевышнего (правда, Всевышний сказал - "сжечь"). Есть комментаторы, которые видят намек в словах Всевышнего, что его побить камнями тоже надо. Имеется такой оборот, где говорится, что он сделал невала - "мерзость" (7:26) в Исраэле, и такой же оборот употребляется, когда говорится про обрученную девицу, которая пошла на связь с посторонним мужчиной, а в этом случае - казнят камнями (предполагается, что отсюда Йеhошуа мог сделать вывод о необходимости такой казни и в случае с Аханом).

О.В. Как это практически можно осуществить, чтобы человека казнить двумя казнями, - в данном случае не существенно, потому что здесь важно то, чтобы он получил очищение не только от одного преступления, но и от другого. Когда рассматриваются, например, случаи совершения группового убийства, которое считается для нормального суда и следствия более тяжким преступлением, то закон Торы в отличие от этого говорит, что поскольку убил только один человек, то все они не подлежат казни, а подлежит казни - последний. Ясно, что убить дважды - нельзя! Каково действие казни по решению Бейт-Дина, которое открывает путь жизни в Грядущем Мире, мы точно не знаем. Можно думать, что важна не сама казнь (уничтожение), а момент вынесения приговора.

О.В. Ахан совершил два преступления: он взял из херэма и он нарушил шаббат. Есть очень важный прнцип, что если человек одним действие совершает два преступления, то он отвечает только по одному из них. Например, некто, вытаскивая кошелек в субботу из чьего-то владения на улицу, одним и тем же движением совершает кражу и нарушение шаббата. В этом случае он не отвечает за украденный кошелек, и не должен платить хозяину (если он, например, успел растратить деньги). Его только казнят, потому что он совершил это одним действием. Ахан же сначала нарушил херэм, а только потом - нарушил шаббат.

О.В. Человек, который сгорел, никоим образом от этого не лишается места в Будущем Мире. Есть закон, который требует в качестве уважения к человеку и заботы о нем удостаивать его тело погребением в земле. Это согласно еврейской традиции - как "посев" для того, чтобы тело "взошло" в Будущем Мире. Сжигание тела приносит некоторые дополнительные страдания душе, но это ни в коем случае не отказ от Будущего Мира, на который, безусловно, могут рассчитывать все невинно сожженные жертвы преступлений. Еще нужно учесть то, что сожжение, как казнь по постановлению Бейт-Дина - это совсем не то, что обычно под этим понимают, потому что тела остаются совсем нетронутыми. Так, например, были наказаны старшие сыновья Аарона, которые "сжигались" тонкой струйкой огня, направленной через ноздри.

О.В. В трактате Санhедрин рассматриваются все 4 вида казней и объясняется, что сожжение осуществляется тем, что в ноздри заливается расплавленный металл.

7. 8-ая глава. Вторая попытка захвата города Айя

Восьмая глава описывает новую, и на этот раз удачную, попытку взятия города Ай. Долина Ахор находится очень близко от города Йерихо, восточнее него. Вся ханаанская земля состояла из множества городов, и каждый город был как бы отдельным царством. Каждый из этих царей властвовал над своим городом и какой-то прилегающей к нему территорией. Сказал Йеhошуа (8:5): "Я и весь народ приблизимся к городу, и когда они выйдут нам навстречу, - то мы побежим от них." В 6-ом стихе он говорит: "И они выйдут за нами (а было сказано - нам навстречу), и мы их "оттянем" от города, потому что они скажут: "они убегают от нас, как и в прошлый раз" и мы убежим от них. В 12-ом стихе есть некоторая проблема, состоящая в том, что Йеhошуа уже послал 30 тысяч человек в засаду ровно с той же стороны, к западу от Айа, между Айем и Бейт-Элем, а теперь говорится, что он: "около 5 тысяч посадил в засаду между Бейт-Элем и Айем, к западной стороны от Айа". Что это за 5 тысяч? Были ли эти 5 тысяч из тех людей, которые были с Йеhошуа, или они - из тех 30-ти тысяч, которые уже были в этой засаде раньше? Из этого стиха - ничего не ясно.

Не понятно также, о какой ночи идет речь в 12-ом стихе? Если они вышли утром, то путь от Гильгаля до Айа едва ли занимает весь день, с раннего утра и до поздней ночи. Проблема, возникающая при чтении 17-го стиха состоит в том, каким образом жители Бейт-Эля, которые пробежали через Ай и дальше гнались за Израилем, умудрились не заметить 30 тысяч (и может быть, и еще пять тысяч) воинов, которые находились там же, у них на дороге. Эта "загадка", возможно, решается так, что там были такие глубокие лощины, в которых можно было спрятаться. Как бы там ни было, между Бейт-Элем и Айем находился большой отряд, вооруженных людей.

О.В. Вопрос о том, что кроме воюющих мужчин, были женщины, дети и старики - это не сложный вопрос, потому что, как видно из дальнейшего, они действительно, оставались в городе.

8. Новый этап войны за завоевание Земли Израиля, на уровне законов природы

Что же происходит? Начинается некоторый новый этап войны за завоевание Земли Израиля. Само завоевание уже началось, город Йерихо захвачен, однако, он захвачен совсем иным образом. Дело в том, что с переходом евреев через Йарден и с переходом их под командование йеhошуа, меняется принципиально сам стиль Божественного Управления. Под руководством Моше в пустыне нормой жизни были явные чудеса, хотя иногда приходилось воевать и на уровне законов природы, теперь же, под руководством Йеhошуа, нормой становится война по нормальным законам природы и нормальным законам ведения войны, хотя иногда происходят и необычные вещи. Например, - тот ангел, который пришел и сказал: "вот я теперь пришел", что означало, что хотя его приход и удалось отсрочить Иоше, но теперь уже "он пришел", и с его приходом начнется существование на уровне неявных чудес. Чудесная операция по взятию Йерихо была дана в качестве "форы", то есть, йерихо - это подарок для начала, для того, чтобы вселить в еврейский народ мужество и надежду, а в окружающие народы - страх.

9. Элементы Божественного управления при захвате города Айя

Несмотря на все это, город Ай завоевывается не совсем без довольно явной Божественной подсказки, и даже в тот момент, когда Йеhошуа следует поднять копье, - ему это подсказывается. Конечно, так воевать намного легче, но тем не менее Йеhошуа готовит и осуществляет осаду города Ай по очень хитроумному собственному плану, и это была блестящая военная операция. Как видно, количество воинов, участвовавших во взятии города Айа, намного превышает то количество, которое запросила военная разведка: они запросили 2 или 3 тысячи, а Йеhошуа только в засаду сажает 30 тысяч воинов. То что сказано, что Йеhошуа двинул с севера "всех людей войны", слово "всех" здесь не должно сбивать с толку. Есть такое высказывание мудрецов, что такая война, в которой задействовано не более 60-ти тысяч человек, - это не война, и считается традиционным, что Йеhошуа бросил на захват города Айа именно 60 тысяч человек.

10. "Не бойся и "не страшись" - Иеhошуа (Авраам, Яаков)

О.В. В начале 8-ой главы говорится, что Господь сказал Йеhошуа: аль тира ве-аль техат - "не бойся и не страшись". Это говорится ни один раз и не только Йеhошуа. Говорилось: "Не бойся, Авраам", "не бойся, Яаков", то есть практически каждому Всевышний говорит: "не бойся!" в ситуациях, когда есть чего бояться. Авраам убивал людей и боялся, что это ему может быть зачтется, как то, что он делал это не только в чистых небесных целях. Йеhошуа же боялся того, что военное положение, в котором находится Израиль, очень сомнительно, потому что на данный момент последним событием было позорное поражение: пытались взять город Ай и потерпели поражение. И Йеhошуа боится, что же теперь будет? Теперь у него нет полной уверенности, так как однажды ему было сказано: "Не бойся, Я с тобой!", но народ согрешил и - потерпел поражение. Откуда Йеhошуа может знать заранее, что дальше все будет хорошо? Поэтому, он нуждается в том, чтобы ему было сказано: "не бойся!"

11. "Все в руках Неба, кроме страха перед Ним"

О.В. Может ли это означать, что Всевышний сказал, что народ не будет больше грешить? - Мы знаем очень важное высказывание Талмуда: "Все в руках Неба, кроме страха перед ним". Если бы Господь пообещал пророку: "Ты не бойся, они больше никогда не будут грешить, то это бы означало, что они лишены той свободы выбора, которая только и дает шанс человеку справиться со страхом перед Небом. Эта центральная тема, которая разыгрывается в нескольких местах в Талмуде, и ее основа в том, что если у человека отнять злое начало, то (как это уже много раз обсуждалось) мир прекратит свое существование.

12. Необходимость наличия злого начала в мире. Исчезновение искушения к идолопоклонству и одновременно исчезновение пророчества

П.О.В. Мир существует только благодаря тому, что у человека есть так же и злое начало. Это можно "поворачивать" разными гранями. Обсуждалось уже, как в начале эпохи Второго Храма руководители нашего народа собрались и решили, что поскольку поклонение идолам причинило столько невероятных повреждений нашему народу: из-за этого был разрушен Храм, погибли лучшие люди, самые праведные, народ был изгнан из своей Земли, и поэтому, надо было бы разделаться с этим страшным искушением к идолопоклонству. Они постились три дня и три ночи, и им сопутствовала удача, и оно было отдано им в руки: из Святая Святых вышел такой зверюга, который выглядел, как страшный лев, и они его схватили и случайно во время этой "операции" по захвату из него выдернули один волосок, и он - "рыкнул", причем, рыкнул так, что голос его раздался на расстояние в 400 парсаот (парса - это 4 мили), то есть - на 1600 миль. Стали думать, что же с ним делать? Тогда они придумали с помощью хитрого приема, как с ним совладать: они его поместили в некий контейнер (как теперь делают для радиоактивных отходов) из свинца и заткнули ему пасть свинцом, потому что, как сказал пророк Захария, свинец поглощает зло. Так они его захоронили, и с тех пор у людей исчезло искушение к идолопоклонству. Правда, одновременно исчезло и пророчество.

П.О.В. После этого, решив, что получилось все так удачно, они решили попытаться попросить, чтобы было отнято также и искушение к разврату, и снова все им так же было дано, только Голос с Неба предупредил их: "Не убивайте его, потому, что вы разрушите Мир". Они его держали в заперти 3 дня, а потом захотели найти свежее яйцо и - не нашли, потому что во всем Израиле ни одна курица не снесла яйцо - ей петухи стали неинтересны. И тогда стали думать, что же делать? Если его убить, то так Мир перестанет существовать, давайте попросим - наполовину: отнять искушение только к разврату, а к хорошему - нет. Но ничего не получилось, потому что с Неба ничего не делают наполовину (или все или - ничего). Тогда ему подкрасили глаза и отпустили. Комментаторы объясняют, что то, что ему подсинили глаза означает, что этим все-таки чего-то добились, а именно: у нас исчезла страсть к ближайшим родственникам. У евреев было отнято стремление к запрещенным связям с ближайшими родственниками (матерью, дочерью, сестрой). Это - тоже было важно, но совсем отнять страсть к разврату можно только ценой прекращения существования Мира.

Итак, чего же боялся Йеhошуа?

О.В. Может быть он боялся того, с ним ли Всевышний? - Это очень удачное соображение, так как, действительно, если с ним Всевышний, то бояться уже нечего.

13. "Не бойся, червь Яаков". Почему "червь"?

По поводу общего направления, почему время от времени надо подбадривать руководителей народа Израиля, можно привести многократно обсуждающийся стих о Яакове: "аль тира толеа Яаков" - "Не бойся, червяк Яаков". Имеются разные мидраши и комментарии, пытающиеся объяснить, почему Яаков назван червем? Самый неожиданный ответ состоит в том, что "червь" - это вовсе не эпитет для Яакова, а что ему говорится, примерно, так: "не бойся, Яаков, это всего лишь червяк, чего же его бояться!" То есть, что все его проблемы, которые ему кажутся сейчас такими важными, это - всего лишь что-то незначительное, вроде червяка, и все это - схлынет ночью, и все страхи пройдут. Пока эта ночь еще не схлынула, и проблемы этого мира так непосредственно воспрнимаются, мы нуждаемся в ободрении.

14. Военная тактика еврейского ведения войны. Два понимания распоряжения о засаде

Итак, попытаемся коротко обсудить тактику Йеhошуа. Что он делает и как? Комментаторы обсуждают вопрос, который не представляется таким уж важным, о том, сам ли Йеhошуа придумал этот прием с засадой, поставленной с одной стороны города, и вымышленным бегством с другой стороны, или же это было ему подсказано? Мы этого не знаем. Известно, что ему было сказано: "Поставь засаду" и это можно было бы понимать по-разному. Можно было понять так: "Поставь засаду, чтобы не дать им возможность убежать, если они попытаются убежать на запад". При нормальной войне, как говорится в Торе, евреи, осаждая город, обязаны окружить его с трех сторон, оставив четвертую сторону открытой, для того чтобы жители имели возможность убежать. Это очень важный момент еврейского ведения войны. Однако, в случае 7-ми ханаанских народов - ситуация совсем иная. Им ранее были открыты две возможности, существовавшие до тех пор, пока они не ответили на них отказом: они могли или заключить договор с евреями и принять на себя те заповеди, которые лежат на всех народах, или - они могли убежать из этой земли в другую. Когда Иеhошуа объявил: "Выбирайте одну из трех возможностей: принять заповеди, или бежать, или погибнуть", они, отказавшись от первых двух вариантов, естественным образом избрали третий, и им суждено было погибнуть. Поэтому, теперь уже не действуют общие законы ведения войны Израилем, и можно было перекрыть и 4-ую сторону города. Иеhошуа мог понять это указание, как напоминание о том, что он не имеет права оставлять жителей в живых.

Другое пронимание этого распоряжения о засаде состоит в том, что засада нужна для того, чтобы не допустить подкрепления со стороны Бейт-Эля. Поэтому, если бы на месте Йеhошуа был более посредственный полководец, то он бы, как исполнительный слуга, поставил бы на всякий случай эту засаду, а сам повел бы войско атаковать город "в лоб", что всегда полезно, несмотря на очевидные потери. Однако, йеhошуа или благодаря своему мудрому тактическому уму, или благодаря тому, что он внимательно вгляделся своим "пророческим оком" в то, что ему было сказано, придумал эту блестящую операцию. Дважды он повторяет слова "как раньше", что означает: использовать поражение, чтобы сделать победу более полной. Это очень правильная постановка вопроса, потому что поражение дается человеку тоже не зря. И это достаточно ясно видно из текста. Единственная проблема возникает со второй засадой в 5 тысяч человек, о назначении которых нет и среди комментаторв единого мнения.

Одна из точек зрения по поводу того, что же делают эти 5 тысяч человек, имеется в книге Ицхака Леви.

О.В. Бейт-Эль и Ай расположены на одной линии с запада на восток, на той же прямой, если ее провести от Гилгаля до Бейт-Эля. Засада в 30 тысяч была поставлена к западу от Айя. Вполне может быть, что ланшафт был достаточно сильно изрезан, там могли быть и холмы и расселины. Не хочется думать, что без нужды там было сотворено чудо, тем более, что никаких намеков на это нет. Скорее всего, они очень хитро спрятались, и так просидели там целую ночь, что их никто не заметил. Несомненно, что жители Айа знали о готовящемся штурме их города и выставили дозорных. Но как бы там ни было, факт таков, что эту засаду не заметили. Что касается дополнительных 5-ти тысяч, направленных в засаду, то наилучшим объяснением представляется такое, которое говорит, что Йеhошуа посылает эти 5 тысяч из основного отряда, который стоит к северу от города, через ущелье для того, чтобы окончательно обмануть жителей города (как бы "ложная засада"). Он посылает эти 5 тысяч в засаду, а когда жители города начинают гнаться за ними, они оказываются в хвосте. Они один раз названы "засадой", а второй раз - "пяткой". Они двигаются, как пятка, за основной ногой и удирают со всеми вместе, и тогда жители города считают, что бояться больше нечего, и они вызывают всех оставшихся, чтобы погнаться за ними. Это очень красивое и изящное решение.

15. Зачем Иеhошуа сжег город, если он уже был подожжен?

Небольшая проблема, которую пытаются решить некоторые комментаторы, состоит в том, что сказано: "Йеhошуа сжег город" (8:28), но ведь по его же распоряжению уже давно город подожгли те, которые были в звсаде и захватили город? На это имеются ответы, что поджечь и сжечь - это совсем разные действия. Подожгли они город в качестве сигнала и в качестве важнейшего фактора деморализации жителей города. Для тех, кто бежал, преследуя евреев, и оглянувшись, увидел горящий город, - это было страшным ударом. После того, как были разгромлены все воины Айя, гнавшиеся за отрядом войска Йеhошуа, он возвращается в этот город и теперь уже - сжигает город дотла.

16. Как поступают с царем захваченного города

Возникает вопрос, почему так необычно поступили с царем города Айя? Правда, нам не известно, как поступили с царем города Йерихо, но поскольку сказано, что: "ты поступишь с Айем и царем его так же, как ты поступил с городом Йерихо и царем его", то, как это бывает в Торе: "пришел научить - оказался наученным", то есть поскольку описано, как поступили со вторым царем, то можно полагать, что так же поступили и с первым.

О.В. Здесь нет вопроса о том, что царя надо тоже уничтожить - это очевидно, вопрос в том, почему он уничтожается особым способом.

Царя поймали живым и казнят отдельно: его повесили до вечера, а на заходе солнца сняли, бросили и завалили камнями. Зачем все это делалось: подвешевание и потом - забрасывание камнями? Подвесили его, понятно, для острастки окружающих ханаанских народов, чтобы они видели, что это война - не шуточная, и у них еще теоретически было время убежать или принять предложенные им условия. Если же это сделано для остраски, то почему его не оставили висеть, а сняли с заходом солнца? Правда, в Торе сказано, что нельзя оставлять повешенного висеть на ночь, но это сказано про совершенно другой случай - про человека, которого Бейт-Дин приговорил к такой казни, и это может относиться только к евреям. Тора объясняет, почему нельзя человека оставлять повешенным или просто не похороненным на ночь - "потому что проклятие для Бога подвешенный человек". Повидимому, Йеhошуа распространил это и на случай с царем Айа, стоя точно на черте закона. Есть мидраш о двух близницах, один из которых стал царем, а другой - разбойником. Разбойника поймали и повесили, и весь народ ходил и говорил: "смотрите - царь повешен". Поскольку человек создан по образу Бога, то человек, висящий (или же просто "подвешенный" в том смысле, что его тело не вернулось в землю) - это предполагает оскорбление Творца.

17. "Человеческая порядочность предшествует Торе", объяснения р.Элона

В лекции равва Элона развивается некоторая важнейшая тема, основанная на таком высказывании: "дерех эрец кадма ле-тора" - "человеческая порядочность - предшествует Торе". Слово "кадма" объясняется потрясающим образом так, что она "hакдама". Есть книга, которая называется Торой, и эту книгу невозможно читать, не прочитав предисловие. Предисловием же к изучению и исполнению законов Торы является овладение запасом человеческой порядочности. Книга Берешит - первая книга Торы, в традиции пророков имеет особое название (как и другие книги Торы), и называется она "сефер hа-яшар" - "книга прямого". В лексиконе Торы слово "яшар" - это высший комплимент. Это гораздо выше, чем "цадик" и чем "хасид", и этого слова удостаиваются очень немногие. В предисловии к книге Берешит рабби Нафтали Цви Йеhуда Берлин объясняет, почему эта книга так названа. Что такого есть в их облике и поведении, что они называются этим словом "прямой"? И он отвечает, что цадик - это такой человек, который никогда не поступится правилами Галахи, истиной, хасид - это тот, кто готов отступиться от своего для другого - и это очень высокие качества, но "прямой" - это человек, который в любой ситуации заботится о благополучии всего мира, включая и своих злейших врагов. Авраам вступается за город, который глубочайшим образом ему ненавистен, и это - проявление его свойства "йошер, которое состоит в том, что человек ненавидит злодейство, но этот человек - любит весь мир, включая самого последнего злодея.

18. Свойство "йошер" (прямота)

О.В. Это свойство "йошер"- совершенно другое, чем свойство "хесед" . Последнее состоит в том, что человек не только не присвоит чужого, но и отдаст свое. Когда же человек заботится о благополучии всех на свете, включая даже тех людей, которых он собирается убивать (как было с Йеhошуа), то это - особое душевное состояние человека, а вовсе не фразеология, и именно это свойство называется - "йошер" . Таких людей очень мало. Поэтому-то в псалмах говорится: "ор зореа аль цадик, аль яшар-лев симха" - "Свет посеян для праведников, а для прямых сердцем - радость". Такой человек ненавидит злодейство, потому что обязательно нужно ненавидеть злодейство, и нисколько с ним нельзя мириться. Более того, любой, по-настоящему честный человек, должен доходить до этого в своих помыслах. Недавно вспоминалось такое высказывание: "нет другого преимущества, кроме доброты". На самом деле, вовсе не всегда надо проявлять доброту. Когда мы говорим: "Бог Авраама, Бог Ицхака", то перечисляем множество разных качеств, проявляющихся в их отношениях и поступках, но итог всего - только доброта. Если не она лежит в глубине, то все остальное может быть очень остроумным или хитроумным расчетом, но оно ничего не стоит, если в глубине лежит что-то кроме доброты.


Продолжение