МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 20. Иеhошуа, главы 17-19

Жалоба колена Менаше и Эфраима по поводу полученной земли
Два противоположных значения корня "бара"
Обсуждение ответа Йеhошуа колену Менаше и Эфраима
Обсуждение претензии потомков Йосефа в Гемаре "Бава-Батра"
Трактовка совета Йеhошуа по пшату (Рашбам, Гемара)
Над потомством Йосефа не властен дурной глаз
Разделение земли между коленами - переход к устойчивому существованию на Святой Земле
Почему переносной Храм находился в Шило, на территории колена Эфраима (Гемара Звахим)
Шило - временное пристанище, отдых; Иерушалаим - наследие (Мэнуха ве-нахала)
Разница между Храмом в Шило и Храмом в Иерусалиме (по силе святости)
Колена, не участвующие в жеребьевке, медлят прийти в Шило
Статус земли, захваченной всеми коленами, и захваченной лишь отдельными коленами
Колена Шимона получает надел внутри колена Йеhуды (намек в благословении Моше, Дварим 33:7)
Наделы Звулуна и Иссахара. Сравнение пары Звулун и Иссахар с Яаковом и Эсавом
Наделы Ашера, Нафтали и Дана. Начало новой темы: города Левитов и города-убежища

1. Жалоба колена Менаше и Эфраима по поводу полученной земли

Продолжаем обсуждение того, как распределяется земля между сыновьями Йосэфа. Прежде всего речь идет о колене Менаше, большая часть которого получает надел в основной части территории Эрэц Исраэль. Представители колен сыновей Йосэфа приходят к Йеhошуа с претензией, что им совершенно недостаточно той территории, которую они получили. Пересказывались уже кратко комментарии Рамбана к книге Бемидбар, которые представляются наилучшим объяснением того, что хотят сказать потомки Йосэфа. Они говорят, что им достался один жребий. На самом деле им, действительно, достался один общий жребий, но потом снова бросался жребий уже между коленами Менаше и Эфраима. Поскольку сначала бросался один общий жребий, то их территория находится в одном месте. Получилось так, что это место оказалось очень тяжелым в том смысле, что внизу жили ханаанейцы, у которых были железные колесницы. Справиться с другими ханаанскими народами на горе было не очень сложно, но сражаться с колесницами на равнине, будучи на горе, было невозможно. Поэтому, колено Эфраима жалуется не сразу после того, как им выпал жребий, а только после того, как они попробовали победить этих ханаанейцев внизу и у них ничего не вышло.

2. Два противоположных значения корня "бара"

Йеhошуа отвечает им на это (17:15) так: "Если вы народ многочисленный, то поднимайтесь в лес (так как горы Эфраима были покрыты лесом), и - "у-верэта леха". "берэта" - слово неоднозначное, оно - от корня "бара" это тот же корень, что и в глаголе "сотворить". Большинство комментаторов объясняют, что здесь оно означает "вырубить" лес. Мы уже ни раз сталкивались с тем, что одно и то же слово, как в этом случае, может означать и "сотворить", то есть, из "нет" сделать "есть" и - "вырубить"- то есть "искоренить". (В некотором смысле такая же двойственность содержится в русском слове "обнаружить": сделать явно присутствующим или "вывести наружу", то есть, сделать отсутствующим.) Имеются еще некоторые объяснения: "счистить" или - "выбрать", но - "искоренить" - это основное.

3. Обсуждение ответа Йеhошуа колену Менаше и Эфраима

Таким образом, совет Йоhошуа заключается в том, что они могут, поскольку они столь многочислены, вырубать лес, и тогда им будет более просторно. И сказали ему сыновья Йосэфа (17:16): "ло йимаце лану hа-hар", что следовало бы первести, как "не найдется нам горы". Что это значит? По простому смыслу это означает, что: "даже если мы расчистим горы от леса, то нам все равно не хватит". И тут они говорят, что: "у тех, что внизу, у них железные колесницы, и нам с ними не справиться". На что отвечает Йеhошуа дому йосэфа- Эфраиму и Менаше - так: "Если ты народ многочисленный, и у тебя большая сила, то не будет у тебя один жребий (то есть тебе не будет тесно), и будет у тебя гора, покрытая лесом, и расчистишь ее; и будут у тебя и склоны гор, потому что ты прогонишь этого ханаанейца, ибо железные колесницы у него, ибо силен он". Какая же здесь логика: они приходят жаловаться, что у народов внизу железные колесницы, и их нельзя прогнать, а Йоhошуа им говорит: "Вот потому-то все и будет хорошо, и это - как раз для вас". Комментаторы понимают это так. Вы - самое могучее колено, да и вы сами это признаете, что вас много, и поэтому никому другому несправедливо и неразумно дать эту трудную задачу. А раз вам тесно и у вас большая сила, - то вы их и прогоните.

О.В. Нормальное ведение войны требует против танков - танков. Возможно, они могли бы завести колесницы, но на горе - они бесполезны.

4. Обсуждение претензии потомков Йосефа в Гемаре "Бава-Батра"

Гемара "Бава- Батра" в том месте, где продолжается обсуждение надела дочерям Целафхада, обсуждает также претензия потомков Йосэфа, в основном с целью выяснения вопроса, как разделялась земля: соответственно вышедшим из Египта или соответственно вошедшим в Эрэц Исраэль (что уже обсуждалось). Любопытно то, что здесь говорится, что Йеhошуа им в сущности ничего не дал в ответ на их претензии. Чего же можно было ожидать? Жребий уже выпал, и земля была разделена согласно этому жребию, и ничего изменить уже нельзя. Однако, Йеhошуа, как мудрый правитель, не отправляет их совсем с пустыми руками, и дает им добрый совет. Гемара говорит, что этот совет Йеhошуа заключался в том, что человеку следует остерегаться "дурного глаза". Откуда же это следует? Йеhошуа говорит: "Если ты народ многочисленный, то поднимайся-ка ты в лес "у-верэта леха шам". То есть, это можно понимать так, что он сказал им: "Идите и спрячьтесь в лесах, чтобы над вами не властвовал "дурной глаз"". Гемара объясняет здесь слово "берэта" не как вырубку леса, а как "спрячьтесь в лесу".

Рашбам, внук Раши, который докончил комментарии Талмуда своего деда (его комментарии толкуют Тору совсем согласно пшату), комментирует эту Гемару под конец трактата Бава-Батра и говорит так. Он объясняет, что Йеhошуа не может дать им еще земли, потому что он таким образом "ограбит" другие колена, а тот стих, в котором Йеhошуа советует им подняться в лес, понадобился для драша. Рашбам не сомневается в том, что пшат этого пасука не имеет ни малейшего отношения к "дурному глазу". Тем не менее Гемара считает, что это добрый совет Йеhошуа относится именно к "дурному глазу".

О.В. Конечно, ханаанейцы - это враги и ненавистники, а "дурной глаз" - это те, кто с завистью смотрит на то, как много их стало (когда они выходили из Египта, - их было мало, а теперь они расплодились).

5. Трактовка совета Йеhошуа по пшату (Рашбам, Гемара)

Почему понадобилась такая трактовка не по пшату? - Потому что пшат здесь очень тривиален: колена Менаше и Эфраима и сами понимали, что у них есть лесистая территория, и ее можно расчистить, и там поселиться. Если пшат настолько очевиден, то в совете Йеhошуа должен быть какой-то нетривиальный смысл. И вот он им говорит, что сидите там, потому что "дурной глаз" - это вещь очень опасная. Так объясняет Рашбам, почему Гемара вывела этот стих книги Йеhошуа из его простого смысла. Продолжая дальше, Гемара предполагает, какой ответ дают потомки Йосэфа. Она говорит, что они сказали: "А мы - потомство Йосэфа, и над ним не властвует "дурной глаз", потому что сказано в благословении Яакова (Берешит 49:22): "бен порат Йосеф бен порат алей айин". По пшату "алей айин" - это "у источника". И смысл такой, что вот, какой плодовитый Йосэф, который располагается у источника. Гемара дает классический драш: надо читать "алей айин" не как "алей айн", а как "олей айн", то есть - "те, кто над глазом", - те, на кого дурное действие этого "глаза" не распространяется. Рабби Йоси и Рабби Ханина в комментарии к другому месту книги Берешит, где приводится благословение самим Эфраиму и Менаше, и где говорится: "ве-йидагу ле-рав бе-керев hа-арец" - "расплодятся во множестве посреди Земли", слово "ве-йидагу" предлагают понимать, как "дагим" - "рыбы", которые находятся в воде, и вода их скрывает, и "дурной глаз" не властвует над ними ("причина, почему мы в Рош-hа-Шана едим рыбу").

6. Над потомством Йосефа не властен дурной глаз

В плоскости этого "красивого" драша можно задать вопрос: Почему над потомством Йосэфа не властен дурной глаз? Здесь это выводится из того, что он получил такое благословение. Поскольку мы знаем, что принцип "мера - за меру" никогда не может быть нарушен, то можно полагать, что Йосэф получил это благословение за какую-то заслугу. И действительно, обладающий властью, который не хочет пользоваться тем, что ему не принадлежит, получает иммунитет от дурного глаза завистников. А именно: Йосэф удержался от жены Потифара, которая ему не принадлежала, и поэтому заслужил, чтобы "дурной глаз" над ним не властвовал. Автор "Мусар Навиим" говорит, что некоторым мудрецам довольно трудно поверить в то, что, действительно, глаз обладает такой магнетической силой влияния, хотя очень многие считают, что это - серьезно, и Талмуд также принимает это вполне всерьез. Это считается одним из признанных видов ущерба, и поэтому запрещено в период созревания урожая войти в чужое поле, потому что вошедший человек может внести туда дурной глаз и испортить урожай. Ответ тем, кто не готов принять существование такого механизма таков: допустим даже, что прямого действия здесь нет, но начало всех бед идет от того, что у кого-то изобилие, имеющееся у другого человека, вызывает зависть. И отсюда начинаются действия, направленные на то, чтобы добиться "справедливости".

О.В. Говорят ли: "бен порат Йосеф" вместо "бли айин hа-ра" - "не сглазить бы"? Возможно, что так и говорят, но скорее это означает просто "плодовитый".

7. Разделение земли между коленами - переход к устойчивому существованию на Святой Земле

Подводя итог 17-ой главе, можно сказать следующее. Пять колен получили по жребию или по решению Моше полностью все свои наделы. Эти пять колен следующие: Реувен, Гад, Эфраим, Менаше и Йеhуда. Остальные колена еще не получили своих наделов. В 18-ой главе начинается описание совершенно нового периода в истории Израиля, а именно, она начинается с того, что собрался "коль адат бней-Йисраэль" - "весь народ Израиля"- в Шило, и там поместили - "оhель моэд" - "шатер собрания", и сказано, что "земля уже захвачена перед ними". Спрашивается, как же можно говорить, что "земля захвачена", когда полно еще не захваченной земли? Но тем не менее, большая часть земли захвачена, и подходит к концу период захвата и распределения земли, и начинается новый период. Этот период можно считать принципиально новым, потому что, когда Земля разделена между коленами, вступают в силу все те законы, которые связаны с тем, что каждое колено находится на своей собственной территории. Это - очень важные заповеди, к которым относятся: заповедь отделения десятины, седьмого года (год швиты), пятидесятого года (йовэль), и все они вступают в силу, когда Земля разделена между коленами. Тем самым мы переходим от периода неустоявшейся жизни к периоду устойчивого существования на нашей священной Земле.

8. Почему переносной Храм находился в Шило, на территории колена Эфраима (Гемара Звахим)

Шило - это то место, куда Мишкан - переносной Храм - перенесен из Гильгаля, где он находился на протяжении примерно 14-ти лет. Проблема с Шило состоит в том, что в одном месте сказано, что Храм - Божественное Присутствие - будет "бе-эхад шватеха" - "в одном из твоих колен" (Дварим 12:14), а в другом месте сказано (Дварим 12:5): "ми-коль шватейхем" - "из всех ваших колен". Есть такой комментарий, который говорит, что "в одном из твоих колен" - это Шило, а "из всех твоих колен" - это Иерусалим. В каком же колене находился этот переносной Храм в Шило? Нет никаких сомнений в том, что город Шило находился на территории Эфраима. Здесь возникает большая трудность, потому что оказывается, что у мудрецов была традиция заключающаяся в том, что ни один Храм не может располагаться на территории другого колена, кроме колена Беньямина. Не обсуждая пока вопроса, который поднимается мидрашем, за что Беньямину такая честь, факт переданной традиции неоспорим, и всегда Божественное Присутствие обитает только на территории Беньямина. Как же тогда объяснить то, что Шило находится на территории Эфраима?

Имеется очень интересный ответ на это в Гемаре Звахим. Там говорится, что проблема существует так же и с постоянным Храмом в Иерусалиме, так как Иерусалим - это территория Йеhуды, а Храм находится на границе между коленами Йеhуды и Беньямина, так что жертвенник оказывается на территории Беньямина. То же самое, как говорят мудрецы, происходило и в случае с Шило: Город Шило находился на территории Эфраима, а территория Эфраима врезалась клином в территорию Беньямина, и город Шило - был на территории Эфраима, но Храм - стоял на территории Беньямина. Интересное подтверждение этому мудрецы приводят из 16-ой главы книги Йеhошуа (16:6), где говорится: "И выходит граница (сынов Эфраима) на запад и тянется к северу и потом поворачивает граница к востоку на Таанат - Шило". Таанат-Шило - это географическое название, и это место, по-видимому, расположенное где-то рядом с Шило. Мудрецам очень важно объяснить, каково происхождение этого названия Таанат-Шило? Они говорят, что была полоса, которая выходит из надела Йосэфа и врезается в надел Беньямина, и поэтому это место называется - Таанат-Шило - от слова "инуй" - страдание" - колено Беньямина страдает от того, что чужое колено врезается в их территорию, и им хочется его "проглотить", чтобы это была их территория. Нигде не описано, почему именно Шило было выбрано в качестве места помещения переносного Храма. Это было решение Йеhошуа, основанное на пророческом видении.

О.В.В благословении Йеhуды сказано: " "ад ки яво Шило", и мидраш к этому месту объясняет, что Шило - это Машиах, и обычно так объясняют всюду, где упоминается Шило.

9. Шило - временное пристанище, отдых; Иерушалаим - наследие (Мэнуха ве-нахала)

Основной стих, который связывают с этим, - это стих, где говорится, что "еще вы не дошли до покоя и наследия" - "мнуха ве-нахала". Мидраш объясняет, что - "мнуха" - это Шило, но это еще не "нахала", а "нахала" - это Иерушалайм. Красивый образ состоит в том, что когда человек идет к какой-то очень важной и возвышенной цели, но дорога к ней очень непроста и длинна, он нуждается в том, чтобы по дороге отдохнуть. Он находит какое-то временное пристанище, и там задерживается для отдыха. Это - отдых, но это еще не наследие. Замечательный намек на такое соотношение дает само название Шило. Шило пишется иногда с "hей", а в других книгах (Псалмах и др.) пишется на конце "вав" . Если этот "вав" приписать сюда и прочитать с другой огласовкой, то получится: "шалва", что означает "покой, благоденствие", а начало слова Иерушалайм - "йеруша" - "наследство". Поэтому естественным образом напрашивается такое сопоставление, что Шило - это отдых, покой, а Иерушалайм это - наследие навечно (в то время, как Шило - только на время). Надо сказать, что "временное" пребывание Храма в Шило продолжалось 369 лет, то есть, всего на 41 год меньше, чем стоял Храм Шломо.

О.В. Сказано, что там расположили "оhель моэд", то есть, там были стены из занавеса. Это был тот самый шатер, который соорудил Моше: балки и на них занавесы. В Теhилим тоже говорится "оhель Йосеф" ("оhель" - "занавес"). С другой стороны, в книге Шмуэля говорится: "бейт элоким бе-Шило" - "дом Бога в Шило". Что же это: дом или шатер? Мишна Звахим объясняет эту ситуацию таким образом. Там отчасти был дом в том смысле, что внизу были каменные стены, а над ними были занавесы, и крыши не было. Это был уже не переносной Храм, который был в пустыне, и это не был еще дом в том смысле, как тот Храм, который построит Шломо. Поэтому он и называется то шатер, то - дом. Конструкция переносного Храма и конструкция стационарного Храма отличается принципиально очень мало, и все фунциональные единицы, и жертвенник в том числе, там, конечно, были. А построение Храма навечно требует некоторого очень важного условия, которое прямо указано в Торе, в книге Дварим (12:11): - "Когда даст Он вам покой от всех врагов вокруг, и когда вы поселитесь надежно".

10. Разница между Храмом в Шило и Храмом в Иерусалиме (по силе святости)

Предметом обсуждения Мишны, а также и Гемара об этом говорит, является вопрос о том, какая разница между Храмом в Шило и Храмом в Иерусалиме. Идет речь, конечно, не о его конструкции, а о "силе Святости". В Мегиле говорится, что разница между Шило и Иерушалаймом всего лишь в том, что в Шило "кдушим калим" - "легко святые" жертвы едят всюду, в любом месте, откуда видно Шило, а в Йерушалайме - только внутри стен города. И еще разница в том, что святость Храма в Шило была только временной, и после того, как там перестал существовать Храм, было снова разрешено приносить жертвы на временных жертвенниках, в то время, как святость в Иерусалиме - навеки, и даже после разрушения Храма запрещено приносить где бы то ни было жертвы. Это показывает силу той святости, которая была (и осталась) в Храме в Иерушалайме.

11. Колена, не участвующие в жеребьевке, медлят прийти в Шило

Дальше, в главе 18-ой Йеhошуа выражает недовольство тем, что все колена, которые еще не участвовали в жребии, медлят с тем, чтобы прийти в Шило и заняться распределением Земли между ними. Почему они медлили? Во-первых, они привыкли всю свою жизнь жить в походном лагере, и кроме того, это была жизнь довольно спокойная: они были очень состоятельны, у них было полно золота и серебра, они захватили богатую добычу. Жили они - в общем лагере сначала в Гильгале, а потом, наверное, в Шило, и жизнь была вполне "вольготная", поэтому-то они и не торопились, тем более, что когда им достанется их территория, то там будут какие-то "недозахваченные" участки, и прийдется снова воевать. Йеhошуа сердится на них и торопит их, чтобы они немедленно пришли в Шило, и под его руководством организовали жребий, и чтобы была распределена вся Земля (и завоеванная и незавоеванная), - вся территория, которая была указана Всевышним народу Израиля.

О.В. Мы уже видели, что получили наделы только 5 колен, а 7 колен - еще не получили, поэтому Йеhошуа и торопится.

12. Статус земли, захваченной всеми коленами, и захваченной лишь отдельными коленами

Йеhошуа так торопится потому, что есть колоссальная разница в статусе Земли, которая захвачена всем народом Израиля, и Земли, которая захвачена отдельными коленами. Все то, что распределится, даже незахваченные куски земли, получит статус "захваченного всем Израилем". И на эту Землю опускается полнота Святости Земли Израиля - полноценный статус. Если же это произойдет позже, то этот статус будет не таким полным. Поэтому Йеhошуа торопится немедленно распределить эту Землю.

О.В. Почему Йеhошуа не распределял сразу все земли при первом распределении? Наверное, это такая процедура, которую трудно выполнить сразу. Причина перерыва нигде как-будто не обсуждается. Возможно, что это связано с тем, что до того, как он устраивает жребий для оставшихся 7-ми колен, он создает "высокую комиссию", которой поручается описать все остальные земли, города и пр., и только после этого он сможет бросать жребий. Эти землеописательные (землемерные) работы, возможно, являются необходимым предварительным условием для того, чтобы можно было начать распределять землю.

13. Колена Шимона получает надел внутри колена Йеhуды (намек в благословении Моше, Дварим 33:7)

Дальше описывается, какому из оставшихся 7-ми колен и где досталась земля. Первым идет Беньямин, который получил территорию между коленами Йосэфа и Йеhуды, и ему достался Йерушалайм (немного врезается с юга кусок Йеhуды и к северу - Йосэфа). Интересно, что за Беньямина снова спорят эти два царя - Йеhуда и Йосэф. Все остальные места, обладающие повышенной святостью, где когда-либо располагается Храм: Шило, Нов и Гивон (после Шило, как описано в книге Шмуэля, Храм располагается в Нов и Гивоне), находятся в наделе Беньямина. После Беньямина идет Шимон. История с Шимоном - очень интересна, потому что он получает надел внутри надела Йеhуды. Плолучается так, что после того, как Йеhуда уже получил эемлю, оказалось, что ему земли слишком много, и внутри его земли получает надел целое колено Шимона. По-видимому, Йеhуда не протестует; возможно, что была известна традиция, по которой Шимон должен был получить свой надел внутри территории Йеhуды.

Это соответствует тому благословению, которое давал Яаков. Яаков проклял "гнев и ярость братьев" - Шимона и Леви (Берешит 49:7): "Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове? и рассею их в Исраэле". То , что "разделю в Яакове", - относится к ним обоим, и прежде всего - к Шимону, а именно, что Шимон будет отделен от Леви, потому что вместе эти два брата превосходят "критическую массу" - они взрывоопасны. Поэтому-то Шимон, будучи отделенным от Леви, получит свой надел внутри Йеhуды. Что касается Леви, то к нему относится не только "разделю", но и "рассею". То есть Леви - такой "могучий заряд", что его мало отделить, а надо - рассеять, и поэтому у Левитов нет совсем своей земли, а они распределены между всех колен. Нецив (из Воложина) довольно отчетливо формулирует это в своем комментарии к Торе и говорит, что в умеренных количествах такие люди, как Шимон, очень нужны, но если их много в одном месте, то это - очень тяжело, и поэтому их надо разделить. Таким образом, именно поэтому Яаков и задумал этот план изначально. Однако, из благословения Яакова не следует никакого намека на то, что Шимон будет именно среди колена Йеhуды. Намек на это можно увидеть в благословении Моше, в конце Торы. В благословении Йеhуды говорится (Дварим 33:7): "шма hа-Шем коль Йеhуда", "слушай Всевышний голос Йеhуды", и из того, что говорится "шма", видят намек на Шимона. Так говорит очень важный мидраш "Сифрей". Рамбан особенно упирает на то, что в конечном счете основное свойство Шимона состоит в том, что он ревностно относится к братьям, к достоинству отчего дома. Ярость и гнев братьев (Шимона и Леви в истории с Диной) объясняются не просто их бурным темпераментом, а тем, что они не могут стерпеть того, что опозорили дом их отца. Понятно, что в основе своей Рамбану этот "заряд" близок, его можно считать "положительным", но только его не должно быть слишком много в одном месте.

14. Наделы Звулуна и Иссахара. Сравнение пары Звулун и Иссахар с Яаковом и Эсавом

Третьим из этих семи получает надел Звулун. Он получает нижнюю Галилею, западную часть Эмэк Исраэль, и в некоторых местах он даже доходит до Средиземного моря. Четвертым получает Иссахар. Звулун и Исахар - знаменитая пара, составившая замечательный договор, по которому Звулун занимается торговлей и содержит Иссахара, который занимается Торой. То есть, один - заведует "этим миром", а другой - "духовным миром". Такой план когда-то задумал Ицхак, но у него ничего не вышло, потому что он выбрал Эсава - "неподходящую кандидатуру". Если бы Эсав стал заведовать этим миром, то он отсек бы его от духовного мира, и на этом был бы конец. Именно поэтому Ривке пришлось ввести некоторую "корректуру" в планы Ицхака. Однако, планы цадиков не проваливаются так просто, и в конечном счете замысел Ицхака осуществился. Он хотел поставить Эсава на страже Яакова, - и он так и сделал. Ривка только поправила это так, что будет это не за счет того, что они в одной упряжке, а за счет того, что они будут разделены: Эсав стоит "сторожевым псом" для Яакова, потому что как только Яаков начинает уклоняться от своей верной дорожки, - Эсав начинает его "кусать" (так он создан).

15. Наделы Ашера, Нафтали и Дана. Начало новой темы: города Левитов и города-убежища

Пятое колено - это Ашэр, получивший надел до Средиземного Моря, и шестой - Нафтали, которому жребий выпал в верхней Галилее, к востоку от надела Ашэра, и до Йардена, и до Кенерета на востоке. Седьмое колено - последнее из получавших свой надел, было колено Дана, который получил два, довольно далеко друг от друга отстоящих участка: один - на западных склонах Иудейских гор, к морю, против Яфо, а второй участок - на Севере, в районе истоков Йардена. Наконец, в главе 19-ой указано, что Йеhошуа Бен Нун получил свое наследие там, где он просил (в горах Эфраима, что уже обсуждалось при разговоре о наследстве Калева). И здесь заканчивается очень важный этап раздела Земли между коленами. Дальше начинается важная тема: города Левитов и города - убежища.


Продолжение