МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 7. Иеhошуа, глава 5

Чудеса при переходе Йардена.
Первая инструкция, которую получил Иеhошуа перед захватом Иерихо. Смысл слова "ве-шув"
Две причины, по которым в пустыне не делали брит-мила
Причины, по которым Моше не обрезал новорожденного сына
Почему левиты делали обрезание в пустыне, несмотря на опасность?
Верность евреев некоторым традициям в Египте. Обрезание евреев перед выходом из Египта (Мидраш)
Драш на стих "ве-шув моль эт бней-Исраэль"
Глубокий смысл заповеди брит-мила. Заповедь брит-мила - Аврааму, иструкция - Иеhошуа ("...шув")
Обрезание Левитов (две стадии) и остальных (первая стадия) в пустыне
Правило "каль ва-хомер" в применении к операции обрезания
Иеhошуа "делает" обрезание евреям
Иеhошуа сделал всем евреям обрезание, т.к. в Святую Землю нельзя войти необрезанным(Мидраш)
Причина, по которой Авраам не сделал обрезания раньше
Кисе Элияhу. Связь пророка Элияhу с брит-милой
Операция обрезания для младенцев, рожденных не еврейской матерью
"И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое"
Евреев, которые "не верят" - не существует
У каждого еврея существует (потенциально) возможность открыться "на игольное ушко"
Земля дана евреям при условии, что они будут выполнять условия Завета

 

1. Чудеса при переходе Йардена.

Предыдущий раздел книги Йеhошуа был посвящен подготовке к вступлению в Землю и самому вступлению - переходу через Йарден. Следующий раздел, состоящий из 8-ми глав, посвящен завоеванию Земли. Из всех войн по завоеванию Земли, которые длились 7 лет, здесь описаны только самые яркие эпизоды, и первый из них - это завоевание Йерихо. В 5-ой главе описываются как бы предварительные процедуры к завоеванию Йерихо. Каждый раз, когда начинается рассказ о подготовке к завоеванию той или иной части Земли: Йерихо, Айи, Южного царства, Северного царства и т.д., говорится: "и когда услышали". В 1-м пасуке 5-й главы так же сказано, что "когда услышали" - все цари эморейские и др., какое чудо совершил Всевышний для евреев, то на них напал ужас, и они были скованы и бессильны. В этом 1-ом пасуке есть то, что называют "кри-уктив"- когда пишется одно, а читается - другое. Написано, что иссушил Господь воды Йардена перед сыновьями Израиля - "ад аварам" (как надо читать) - "пока они не перешли". Написано же: "ад аварну", то есть - "мы перешли". Самое простое объяснение, что Йеhошуа пишет про себя и свое поколение, а читается про грядущие поколения.

2. Первая инструкция, которую получил Иеhошуа перед захватом Иерихо. Смысл слова "ве-шув"

Первая инструкция, которую получил Йеhошуа перед захватом города Йерихо: "асе леха харбот цурим" - "сделай себе кремневые ножи". Здесь используется слово "херев", которое обычно понимается, как "меч", но в семитских языках этим словом может называться и нож. И дальше идет фраза, которая обсуждается многими комментариями и вызывает напряженную дискуссию: "ве-шув моль эт-бней исраэль шенит". Если бы было сказано одно из этих слов, означающих повторение (возвращение), то можно было бы еще как-то понять, но что значит: "обратно, повторно, обрежь (сыновей Исраэля)?" По поводу пшата этого места есть высказывания в агадических источниках. Надо сначала сказать, что заповедь "брит-мила" состоит у евреев не в одном акте, а в двух. Первый акт - это обрезание крайней плоти, а второй - приа - удаление некой пленки. Если она не удалена, то это делает "кольцо завета ("корона") не совсем гладким. И обе части этой операции являются обязательными, иначе вся брит-мила считается невыполненной. Так вот, в агаде говорится: "Сказал рав Ицхак от имени Рама, что заповедь второго акта брит-мила - приа - не была дана в качестве обязательной заповеди нашему Отцу Аврааму, потому что сказано: "в тот момент сказал Всевышний йеhошуа сделать себе кремневые ножи и т.д." На это имеется возражение, что может быть здесь не имеется в виду "вторичное обрезание", а просто повелевается обрезать тех, кто не был обрезан? Те, кто вышел из Египта,- те были обрезаны, а те, которые родились в пустыне - не были обрезаны. Но зачем же тогда сказано: шув, что вроде бы означает: "опять обрежь?" И тогда можно думать, что им не была сделана вторая часть этой процедуры, которая и должна быть сделана сейчас.

3. Две причины, по которым в пустыне не делали брит-мила

Суммируя все то, что известно по поводу обсуждения этой инструкции, данной Йеhошуа, можно более-менее попытаться найти компромисс. Нет сомнения в том, что все вышедшие из Египта были обрезаны. На протяжении всех 40 лет хождения по пустыне обрезание по всем правилам делалось только в колене Леви. Остальным обрезание не делали или совсем, или делали только первую часть, но не делали вторую. Имеются две причины, которые приводятся для объяснения того, почему в пустыне не делали брит-мила и, возможно, что обе причины были важны. Первая причина - это опасность делать обрезание в дороге. Они двигались и останавливались по знаку Всевышнего, и никогда заранее не знали, когда они тронутся в путь. Опасно было обрезать младенца, если надо было бы тут же трогаться в путь. Вторая причина состояла в том, что все 40 лет, когда они были в пустыне, совсем не дул освежающий северный ветер, который мог приносить оздоровление, а не дул он из-за того, чтобы не раздувать Облака Славы.

4. Причины, по которым Моше не обрезал новорожденного сына

То, что опасность дороги, действительно, препятствует обрезанию, мы видим из истории, рассказанной в Торе про Моше, когда он отправляется по приказу Ха-Шема в Египет, взяв с собой Циппору и своих сыновей. Они останавливаются на ночлег, и там ангел готов был убить Моше за то, что он не обрезал во время новорожденного сына, и Циппора обрезала его кремневым ножом. Почему Моше его не обрезал? - Как раз, когда ему надо было отправляться в Египет, был 8-ой день, и в дороге это делать было опасно, но когда он остановился на ночлег, он уже должен был исполнить эту мицву, и Ха-Шем рассердился на него, что он этого не сделал. Правда, если бы Моше так долго не пререкался со Всевышним, то он вполне мог на 8-ой день быть уже на месте, в Египте, и спокойно там сделать брит-мила.

5. Почему левиты делали обрезание в пустыне, несмотря на опасность?

Имеется много тонких галахических моральных вопросов: почему Левиты делали, а остальные - боялись? Кли-Якар говорит, что там, где есть опасность, что заповедь вообще окажется невыполненной, - там приходится идти на риск. Если бы Левиты не делали обрезания в пустыне, то получилось бы, что все эти 40 лет пустыни никто не выполнял бы эту заповедь обрезания. В истории с Моше - несколько иное дело, потому что он был один, и не был тогда на виду у всего народа, и это было его частным делом. Левиты были на виду всего народа, и они знали, что кроме них никто не делает обрезания, поэтому они должны были идти на риск. Они были "выделенным коленом". Моше был "выделен" в другом смысле, - ему надо было пойти и что-то сделать. На ход событий не влияло, когда он сделает обрезание - сейчас или когда прийдет на место (а у других народов вообще нет никакой зависимости от сроков обрезания).

О.В. Вопрос: делали ли Левиты в пустыне обе стадии обрезания или только одну? Здесь много тонких моментов. Сложность вопроса состоит в следующем. Если Авраам не получил второй части заповеди, то есть не получил заповеди "приа", и если Моше тоже не делал евреям обе стадии обрезания перед выходом их из Египта, то получается парадоксальная вещь, что они стояли на горе Синай необрезанные, потому что мишна говорит, что тот, кто не сделал приа - тот находится в статусе необрезанного. Как же они при этом могли есть "песах"? Еще одна трудность состоит в том, что если Моше не получил этой заповеди (приа), то как это приходит пророк Йеhошуа и изменяет заповедь Торы? Он не имеет на это права, так как пророк не может после Моше ни прибавить ни убавить ни одной заповеди. Он может в статусе мудреца принять то или иное постановление, но он не может сказать, что это Тора объявила недействительной заповедь брит-мила без приа .

О.В. Еще раз поробуем разобраться в пшате. Первый раз евреев обрезали массово перед выходом из Египта. Второй раз их массово обрезают при подходе к Эрэц Исраэль. Что же значит шув ? Совсем не обязательно шув обозначает "обратно", а можно понимать, что это просто усиление: "давайте, сделаем обрезание!". То есть, просто имеется в виду, что это - второе массовое обрезание сынов Израиля в их истории.

О.В. Песах они приносили в пустыне только один раз: они принесли карбан-Песах перед выходом из Египта и - на следующий год, а потом, все остальные 39 лет в пустыне они не приносили карбан-Песах. Про обрезание же Тора нам не говорит больше ничего с момента выхода из Египта и до входа в Землю. Устная Тора сообщает, что ситуация была такова, что Левиты все делали в пустыне обрезание, а остальные колена - не делали. И по простому смыслу теперь те, кто не делали, - должны были сделать. Лингвистическая трудность со словом "шув" снимается тем, что это не обязательно означает повторение, а может значить переход к чему-то.

6. Верность евреев некоторым традициям в Египте. Обрезание евреев перед выходом из Египта (Мидраш)

О.В. Можно ли считать, что, сохраняя традиции и оставаясь "евреями" в Египте, они делали там и обрезание тоже? Действительно, в Египте евреи соблюдали верность некоторым традициям: не забывали свой язык, имена, не наряжались "под египтян", не втянулись в физический египетский разврат и пр., но при всем при этом они занимались идолопоклонством и поэтому никак нельзя сказать, что они соблюдали все традиции. Их Моше обрезал только за несколько дней перед выходом из Египта. Есть красивый мидраш, когда евреи просили Моше: "Ой, ведь это больно!" и с ними поступил Ха-Шем, как с детьми из детского садика. Он сказал Моше приготовить барашка и послал все ветра из райского сада во всех направлениях, которые раздували аромат этого барашка. Когда евреи попросили Моше попробовать барашка, потому что очень вкусно пахло, он им отвечал: "надо сделать обрезание, и тогда - можно будет попробовать". Не стоит тут разбираться с тем, как могло пройти три дня и был принесен это барашек в жертву, потому что это - мидраш.

7. Драш на стих "ве-шув моль эт бней-Исраэль"

Итак, с пшатом нет больших сложностей, и когда говорится: "повторно", то можно считать, что это - речь идет о втором эпизоде массового обрезания евреев. Драш же не принимает этого объяснения и считает, что сказано ведь: "обратно" (вторично),а пророк не может просто так говорить такие слова! И поэтому, он определяет, что здесь говорится о том, что впервые заповедь о второй стадии обрезания была дана через Йеhошуа. А как же быть с тем, что пророк не может дать новую заповедь? Объясняют так, что это - галаха Моше "ми-Синай". Моше на Синае получил все шиуры, все заповеди Торы как бы "безразмерными". А размеры, обязанности, провинности и пр. были получены Моше так сказать "устным пакетом". Например, человек обязан читать биркат hа-мазон, когда он съел определенное количество хлеба, или - человека нужно бить палками, когда он съел столько-то нутряного сала и пр. И брит-мила по этим установкам считается исполненной тогда, когда сделаны обе ее стадии. Почему же Моше этого не делал?

8. Глубокий смысл заповеди брит-мила. Заповедь брит-мила - Аврааму, иструкция - Иеhошуа ("...шув")

Глубокая идеология здесь состоит в том, что брит-мила - это не простое "упражнение", которое велено совершать определенным образом, а что она имеет очень глубокий смысл, связанный со структурой Мироздания. А именно: для того, чтобы справиться с той нечистотой, которую змей через Адама влил в этот мир, требуется самое первое действие, заповеданное Адаму - брит-мила, то есть отрезание этой "нечистоты" - "орла". Пока Авраам, а потом Ицхак , Яаков и их потомки сражались с этой "крупномасштабной" нечистотой, было достаточно выполнять только первую стадию. Когда евреи, выйдя из Египта, шли по пустыне, то там происходили определенные, по кабалистическим описаниям, процессы подавления нечистоты? (первой неудачной жены Адама - Лилит и пр.), но при подходе к Эрэц Исраэль требуется уже более тонкая структура чистоты и этого уже не хватает. Требуется более серьезная и более тонкая степень очищения. Теперь то, что Моше получил в качестве шиура, который был не обязательным на практике до этого момента, становится обязательным, и даже пост фактум, без него - мицва не считается выполненной. Это-то и получает в явном виде в качестве инструкции Йеhошуа, и это совсем не означает, что он пришел сообщить новую заповедь. Точно так же, как Моше, которому было сказано отделить 3 города-убежища на одном берегу Йардена и три - на другом, смог отделить только три на восточном берегу, потому что он не мог отделить на западном (не было для этого практических условий), примерно, так же Йеhошуа получает приказ внедрить в практическое исполнение то, что в качестве 35-го закона было получено еще на горе Синай. И тогда другой смысл приобретает слово "вторично".

9. Обрезание Левитов (две стадии) и остальных (первая стадия) в пустыне

Кроме того, есть и такой взгляд, что все, кроме Левитов, не обязаны были вообще не делать обрезание. То есть, не надо понимать так, что остальные совсем не делали обрезание в пустыне. Мы знаем, что такая обязанность шла от Авраама, когда они еще не были в статусе "бней Исраэль", и все равно, даже в таком состоянии, им было сказано делать первую стадию обрезания. Почему же они не делали в пустыне хотя бы первую стадию, которая не так опасна, так как рана не такая серьезная? По этому поводу есть довольно серьезный комментарий, который говорит, что первую стадию обрезания делали все, а вторую, кроме Левитов, решались делать немногие из-за проблемы со здоровьем. Не так существенно, были ли они не полностью обрезанные или совсем необрезанные. Важно то, что сейчас, при входе в Эрэц Исраэль, все должны были сделать или обе стадии или только вторую, но все они должны были пройти в конечном счете обе стадии обрезания, для того, чтобы они считались обрезанными по образцу Эрэц Исраэль.

10. Правило "каль ва-хомер" в применении к операции обрезания

О.В. Первые три дня после обрезания (как известно из истории с Авраамом) считаются состоянием возможной опасности, так же, как у женщины после родов, например. В Талмуде существует также и обсуждения вопроса о том, какова опасность после второй стадии. Известно, что существует первое из 15 методов толкования Торы - "каль ва-хомер , которое можно перевести: "если слабое так, то сильное - и подавно так". Это "и подавно" может быть строгим неравенством: если в слабом случае так, то в сильном должно быть больше, или же - это неравенство не строгое: если в слабом случае - так, то в сильном - не меньше, чем так. И Талмуд говорит, что лучше удовлетвориться нестрогим неравенством. Поэтому нельзя сказать (без мнения экспертов), что если слабая рана заживает три дня, то сильная должна заживать дольше. Ясно, что в случае более сильной раны опасность - больше, но нужно ли при этом сидеть больше, чем три дня, - не известно.

11. Иеhошуа "делает" обрезание евреям

О.В. Как написано в книге Йеhошуа, обрезать надо было кремневыми ножами, и сегодня имеются слухи, что этот инструмент стоит использовать для такой же цели и теперь, поскольку он - самый гигиеничный и удобный. Некоторые авторы настаивают на том, что Йеhошуа собственноручно обрезал всех евреев. Все те, кто был старше 40-а лет, были уже обрезаны в Египте. Порядок в 600 тысяч человек не меняется, если принять, что процессы рождения и смерти квази-стационарны. В Египте это была цифра, соответствующая возрастной категории от 20-ти до 60-ти лет, а теперь обрезают тех, кому от "нуля" до 40-а лет, то есть и там и там интервал возрастной в 40 лет. Если бы один человек делал эти обрезания, ни на секунду не останавливаясь и ежесекундно делая обрезания, то у него бы это заняло неделю. А у евреев оставалось только пол-недели до Песаха. Поскольку все это было сделано за 4 дня, то без чуда Йеhошуа сделать бы этого не смог (ему бы пришлось обрезать каждые четверть секунды). Это чудо такого же порядка, как легенда о богатыре в сказке, который так крутил мечем над головой, что его не замочил дождь. Если же он сделал это не один, а просто его именем названа эта операция, поскольку он так повелел, то тогда проблемы никакой нет. Так же мы говорим, что Шломо "построил Храм", когда ясно, что Шломо был только организатором.

12. Иеhошуа сделал всем евреям обрезание, т.к. в Святую Землю нельзя войти необрезанным (Мидраш)

О.В. Почему в пасуках, где объясняется, по какой причине евреи оказались необрезанными, очень много слов повторяется? Посмотрим эти пасуки. В пасуке "далет" сказано: "ве-зе hа-давар ашер маль Йехошуа коль hа-ам hа-йоце ми-мицраим hа-зхарим коль аншей hа-мильхама мету бе-мидбар ба-дерех бе-цетам мимицраим". Прежде всего, этот оборот: "ве-зе hа-давар ашер маль Йехошуа довольно странный. Что это значит? Переводится так по пшату: "вот причина того, что Йеhошуа пришлось обрезать..." Но мидраш говорит, что давар означает: "слово", хотя слово " давар " совсем не однозначно. Мидраш говорит, что прежде, чем обрезать евреев, Йеhошуа обратился к ним с прочувствованными словами: "неужели вы, евреи, думаете, что вы войдете в Эрэц Исраэль необрезанными?" И идеология, по мнению мидраша, состоит в том, что Йеhошуа сказал евреям, чтобы они не считали, что они просто физически переместились на другой берег Йардена, а что эта Земля обладает такой Святостью, что в нее не может войти необрезанный. Это было сказано еще Аврааму, что с ними заключается завет о том, что Земля эта будет дана ему и его потомству навеки при условии, что они будут верны завету.

13. Причина, по которой Авраам не сделал обрезания раньше

Многие комментаторы обсуждают вопрос о том, что если брит-мила связана со структурой Мироздания, то почему же Авраам так долго не делал обрезания? Есть такое объяснение, что если бы Авраам сделал обрезание до того, как ему прикажут, то это не было бы исполнением мицвы, и это - очень разумное объяснение. Но есть другое, очень простое и глубокое объяснение, по которому брит-милу нельзя считать просто какой-то отдельной заповедью, потому что это - акт завета между двумя сторонами: Бог обещает быть нам отцом, а мы обещаем быть Его сыновьями, и брит-мила является знаком этого завета. Пока этот завет не заключен, он совершенно лишен всякого смысла, потому что есть Галаха, что гой, даже обрезанный, находится в статусе необрезанного. Для потомков же Авраама это - знак завета, это - своеобразный код, и этот знак работает только при условии, что мы будем хранить этот завет и будем верны ему.

14. Кисе Элияhу. Связь пророка Элияhу с брит-милой

Стоит сказать о том, что удивительно совпал наш разговор об обрезании с тем, что сегодняшний недельный раздел тоже говорит о некотором обрезании, а именно - об обрезании сердца. Продолжая разговор об "отцах и детях", можно привести такой мидраш. Всем известно, что когда младенца обрезают, то в центре фигурирует "кисе Элияhу" - "стул пророка Элияhу". Почему пророк Элиягу связывается с брит-милой? После того, как Йеhошуа получил инструкцию делать полноценное обрезание, на протяжении всех последующих поколений евреи неукоснительно выполняли этот закон. Это продолжалось до тех пор, пока ни произошло разделение на два царства, и Северное царство - колено Ефраима, стало ставить препоны выполнению этой заповеди. При царе Ахава это дело было совсем прекращено. Пророк Элияhу разгневался и сказал, что он перекрывает небо и не будет ни капли ни дождя ни росы, и тогда царица Низевель сказала, что она его убьет. Элияhу обратился ко Всевышнему, который сказал ему: "Ты что - лучше отцов? Твои отцы убегали и прятались от опасности, - и ты сделай так же". И таким образом Элияhу оказался в Хорэве. Ха-Шем спрашивает его, что он делал, и Элияhу ответил: "Я - ревновал за Всевышнего".- "Вечно ты ревнуешь, - сказал Ха-Шем,- и в Шиттим ты тоже ревновал". Что же было в Шиттим? Известно, что там медианские красавицы совращали еврейских мужчин. Это продолжалось до тех пор, пока Пинхас, сын Элазара, сына Аарона ни взял в руку копье и пронзил им князя Шимона вместе с медианской принцессой, и тем самым он прекратил истребление евреев. Имеется мидраш, который говорит, что Пинхас и Элияhу - это один и тот же персонаж. В этом эпизоде он ревновал из-за того, что евреи связывались с нееврейками, а во времена Ахава - из-за прекращения обряда обрезания, завещанного Йеhошуа. Получается, что как в том, так и в этом случае Элияhу ревновал из-за одинаковых поступков - из-за нарушения завета со Всевышним, и этот завет - "отцы и сыновья": Всевышний обещает быть нашим Богом и дать нам эту Землю при условии, что мы будем верны завету, который состоит не только в том, что мы выполняем обязанность брит-мила, но и в том, что евреи рожают сыновей, которые являются их сыновьями. Если же евреи вступают в связь с нееврейками, то наши сыновья не являются нашими сыновьями и тогда, если и будет брит-мила, то это будет лжесвидетельство.

Элияhу, благодаря своей "двойной ревности" получил такую почетную "должность" - " малах hа-брит "- ангела, который смотрит за обрезанием. В мидраше сообщается данное ему обещание, что не будет ни одного обрезания, которого бы Элияhу ни увидел. Интересно, что вот эта "должность" следить за знаком завета и исполнением самого завета - это и есть путь к приходу Машиаха, потому что окончательная Геула - Освобождение, немыслима без того, что бы продвигаться по дороге очищения и сбрасывания оболочек нечистоты.

15. Операция обрезания для младенцев, рожденных не еврейской матерью

О.В. Сыну, который родился у отца еврея и матери - нееврейки, конечно, можно сделать обрезание, как его делают очень многие гои, но от этого он не станет евреем. Ему следует сделать гиюр, и тогда - это другое дело. Брит-мила - это знак завета, который совершенно бессмысленно делать нееврею (кроме чисто медицинских соображений, конечно). В случае, если женщина перешла в другую веру (не дай Бог!), то ее дети, когда бы они ни родились, все равно считаются евреями. И сама такая женщина, не являясь актуально еврейкой, потенциально сохраняет свое еврейство.

16. "И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое"

Текущий недельный раздел, который всегда читается перед Рош-hа-Шана, весь посвящен вопросам очищения и тшувы, а тшува - это путь к связи с Творцом и сбрасывание каких-то препон, преград на этом пути, то есть это - очищение. И говорится в этом разделе Дварим (30:6): "И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое" (в гл. 10-ой говорится: "вы обрежете"). Это говорится в повелительном наклонении, то есть евреям вменяется в обязанность сделать более тонкое обрезание. Мудрецы спрашивают: "Кто же должен это делать?" Великий хахам рабби Менахэм Мендель говорит, что между этими пасуками имеется небольшая, но очень существенная разница: в 10-ой главе (10:16) сказано, что евреи должны обрезать крайнюю плоть своего сердца, а в гл. 30 говорится, что "Господь обрежет твое сердце". Что это значит? А это значит, что на человеке лежит обязанность начать, то есть, разгерметизировать свое сердце - устранить по крайней мере ту толстую оболочку, которая не пропускает ни крупицы света. После этого, как обещает Всевышний, Он все сердце сделает освященным, и этого сам человек сделать никак не может. Начать человек может сам, но кончить ни один человек не в силах, и он может это сделать только с помощью Всевышнего. Это обычное представление о помощи с Неба: человеку надо открыться хотя бы "на игольное ушко", а дальше - поможет Небо. То есть, если человек хочет очиститься, - то ему помогают, но для того, чтобы он хотел очиститься, он должен сделать крохотное отверстие.

17. Евреев, которые "не верят" - не существует

О.В. По поводу того, что будет с человеком, который "не верит" трудно что-то сказать, как и вообще относительно того, что значит: "верить" ? Известна история про Нилса Бора, когда на вопрос о том, верит ли он в суеверные глупости, он сказал: "даже тем, кто не верит, - тоже помогает". Некоторые факты, которые мне сообщают о моем устройсте, я вполне могу не знать. Знатоки, понимающие в том, как устроен человек, сообщают, что евреев, которые совсем "не верят", - не бывает, так как?это два понятия, которые противоречат друг другу. Поскольку душа каждого из нас находилась на Синае во время заключения договора, то где-то в глубине души каждый еврей помнит все это.

О.В. Иногда антисемиты знают о нас некоторые подспудные вещи лучше нас, поэтому часто дается "масштаб" некоторых вещей именно через их восприятие. Например, в "биркат hа-мазон" в субботние и праздничные дни читают "шир hа-маалот", где говорится: "аз емале цхок пину ве-лашонену рина" - "тогда наполнит наш рот смехом". Когда это "тогда"? - "аз йомру ба-гоим hигдиль hа-Шем лаасот им эле" - "Скажут среди других народов, какие великие дела сделал Творец с ними". То есть, сначала они это скажут (заметят).

18. У каждого еврея существует (потенциально) возможность открыться "на игольное ушко"

О.В. Есть ли такое "игольное ушко" у каждого еврея? - Это игольное ушко есть только потенциально. Это - как жестянка, которая запаяна, но ее надо все-таки раскрыть. Идет процесс с "множеством перезачетов": если человек сделал шаг, то его усилят в тысячи раз, но если он не сделал ни одного шага, то этот "ноль", помноженный на что угодно, все равно останется нулем. Человек, который поленился и никак не приблизился, то он не обязан был приближаться через ноль. Если человек ни разу не обратил внимание на то, что в нем заговорил голос совести, то это значит, что он пока чувствует себя "на коне", а если он чувствует себя "на коне", то это означает, что он начал процесс протыкания и прочищения этого минимального отверстия. В книге Йона, которую читают в Йом-Киппур, при всей ее видимой "простоте", имеется очень много важных мыслей, относящихся к процессу тшувы.

19. Земля дана евреям при условии, что они будут выполнять условия Завета

О.В. Поскольку вопрос касается не только Иеhошуа, то можно привести известный пример с Яаковом. Когда отношения Яакова с Лаваном напряглись уже до предела, то Якову явился Всевышний и сказал: "Уходи отсюда в Землю, и Я буду тебя хранить и т.д." На утро Яаков разговаривает с Рахелью и Леей и говорит: "Я посмотрел на вашего отца, и лицо его не такое, как было вчера и третьего дня, и мне это не нравится, да вот, и Всевышний сказал мне уходить..." И в отношении Йеhошуа - так же: он получил инструкцию и только это - та причина, по которой Йеhошуа действовал. И он говорил им: "не думайте, что вы войдете в Святую Землю необрезанными!" Это был "приказ командарма". В "Притчах Соломона" сказано: "Воспитывай сына соответственно его пути, и даже когда состарится, - не отступится от него". Как понимают это "любители простого смысла?" - Воспитывай сына, укажи ему твердый путь, чтобы он всю жизнь шел по этим рельсам. А если этот путь изменится или "рельсы" (не дай Бог!) разбомбят или построят объездной путь ? Что же будет тогда, что будет делать сын в старости? Настоящие комментаторы дают такой ответ, что эти слова "Притчей" надо понимать так: "Научи сына находить свой собственный путь, и если ты его воспитаешь в этом духе, то он даже в старости не устанет искать свой путь, а не будет, как мартышка, исполнять только то, что ему привили с детства".

Для этого мы и рассматривали сегодняшний недельный раздел. Если бы евреи не забывали морали, что эта Земля дана нам при том условии, что мы будем верны завету очищать себя и делать обрезание, как "знак завета", и доходить вплоть до "обрезания сердца", то не было бы проблем, потому что это Земля - наша, она как бы наша часть. Вопрос ведь не только в том, чтобы совершить конкретное действие, а в том, чтобы передать людям практическое владение ясным знанием того, что эта Земля дается только при условии, что выполняются условия Завета.


Продолжение