МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 9. Иеhошуа, главы 5-6

Сравнение слов Ангела к Иеhошуа и слов Ангела к Моше у горящего куста
Ибн Эзра: С Моше снимаются чудесным образом две обязанности - обязанность кормления народа и военная проблема. С Иеhошуа снимается одна проблема - военная
Продолжение комментария Кли-Якара на стих 5:13
Сравнение уровня Божественного Присутствия во времена Моше и во время Иеhошуа
Общение пророков с Ангелами. Мидраш, сравнивающий Моше с Солнцем и Иеhошуа с луной
Почему Ангел пришел с "обнаженным мечом"?
Иеhошуа снимает обувь в знак траура (Мидраш)
Причина, по которой евреи не принесли "Корбан-Тамид". Ангел простирает меч - угроза всему народу
Что означает вопрос Иеhошуа, "за кого" этот муж?
Глава 6. Стены Иерихо
Объяснение Кли-Якара: "Ве-Йерихо согерет у-мэсугерет..."
Инструкция обойти вокруг Иерихо - 6 раз
Семь коhенов несут семь "Шофрот hа-Йовелим" в течение 7-ми дней
Можно ли воевать в Шаббат?
Захват первого города. Порядок шествия вокруг Иерихо
Жители Иерихо только наблюдали за происходящим, не оборонялись и не нападали
Иеhошуа наказан (у него не было сыновей) за то, что воспрепятствовал исполнению заповеди "плодитесь и размножайтесь"
Таргум Йонатан: трубление относится только к коhенам
Седьмой день захвата Иерихо. Иеhошуа вспоминает обещание, данное Рахав
Значение слова "херэм"
Галахическое различие глины и металла
Мидраш об Аврааме, Иеhошуа, Давиде и Мордехае, носителях качества Авраама: "Твое потомство будет как песок на берегу морскоми как звезды на небе"
Все, что находится в городе Иерихо - это "херэм", нельзя брать. Два объяснения
Проклятье города Иерихо и захват Айя.

 

1. Сравнение слов Ангела к Иеhошуа и слов Ангела к Моше у горящего куста

Обсуждалось уже, что Йеhошуа встретился с ангелом, у которого был обнаженный меч в руках. Отмечается близкое сходство того, что ангел говорит Йеhошуа, и той фразы, которую ангел (или сам Ха-Шем) говорит Моше у горящего куста. Такое близкое сходство заставляет подумать о различии. Первое различие, которое сразу бросается в глаза, что Моше говорится: сними обувь с ног твоих, и "обувь" здесь сказано во множественном числе, а когда то же самое говорится Йеhошуа, то сказано: "сними обувь с ноги своей", то есть - в единственном числе. Человек не может получать пророческие видения, находясь в совершенно нормальном состоянии, потому что его"держат" две "обувки" - два "запора", так как слово "нааль" обозначает и обувь и запор. Комментаторы по-разному объясняют разницу между одним или двумя запорами. Наиболее удачное объяснение такое, что один запор - это привычные картины, даваемые рациональным разумом, и их очень трудно совместить с истиной, которая получается пророчески, а второй - это то, что наш человеческий разум привязан к материальному телу. Два эти запора мешают нам воспринимать пророческие картины. Моше, равного которому не было в пророческой силе, должен был снять оба этих запора и после этого воспринимать пророчество безо всяких проблем. У йеhошуа не требуют, чтобы он освободился от материального мира, и поэтому ему говорится снять обувь только с одной ноги (в единственном числе).

2. Ибн Эзра: С Моше снимаются чудесным образом две обязанности - обязанность кормления народа и военная проблема. С Иеhошуа снимается одна проблема - военная

Ибн Эзра говорит по этому поводу следующее. Он говорит, что Моше должен был заботиться о двух сторонах жизни народа. Во-первых, он должен был воевать и на нем лежали военные обязанности: за ним гонится фараон, ему приходится сражаться с Сихоном и Огом и т.д. Во-вторых, он должен был кормить весь этот народ. Поэтому ему и говорится, что он не решит этих проблем рациональным путем, и ему следует освободиться от оков, и не надеяться, что он может решить эти проблемы своим разумом. Обе эти проблемы будут решены чудесным образом: народ будет питаться маном, и Господь поместит "ваш страх" на все эти народы, и они тоже будут побеждены чудесным образом. Что касается Йеhошуа, то с него снимается только одна забота - военная, (на том этапе, когда речь идет о Йерихо), а для прокорма, после того, как прекратился ман, и евреи после Пэсаха начали есть продукты земли, требовалось добывание продовольствия естественным путем.

Напрашивается здесь еще такое понимание. Если принять, что два запора, которые отделяют человека от понимания пророчества, это - рассудочность и потребности материального тела, то тогда объяснение, предлагаемое Ибн Эзра, можно представить в этих же категориях и на уровне народа вцелом: нужно вырабатывать (решать) вопросы стратегические и нужно заботиться о прокорме. Таким образом, руководитель и как индивидуальный человек, и как тот, на ком лежит забота обо всем народе, отделен от пророческого видения этими двумя главными категориями запоров.

3. Продолжение комментария Кли-Якара на стих 5:13

Итак, Йехошуа ходит вокруг города Йерихо и пытается построить план осады, а ангел говорит ему: "Я - военочальник армии Всевышнего". Кли-Якар, подытоживая мнения предшествующих комментаторов, объясняет, что здесь ангел не только вручает свою "визитную карточку", и не только представляется, как "важный командир", а говорит: "Нет", что на самом деле самое важное, так как этим словом он отвечает на вопрос: "Ты за нас или - за них?" Что же означает это слово "Нет"? - Это значит, что ангел хочет сказать Йеhошуа, что тот ошибается, если думает, что ему под силу справиться с осадой Йерихо, потому что этот город невозможно взять естественным путем. И ангел говорит: "Начальник воинства Всевышнего не ты, а - я. Ты же получишь инструкции с Неба и будешь их исполнять".

4. Сравнение уровня Божественного Присутствия во времена Моше и во время Иеhошуа

Последующие мидраши и комментаторы обсуждают бросающееся в глаза различие между Моше и Йеhошуа. Ангел говорит: "ата бати" - "я сейчас пришел". Одно из самых первых и ясных объяснений этого выражения, что он уже приходил один раз, только тогда Моше его не принял и отправил назад. Когда Ха-Шем сказал Моше, что Он пошлет ангела впереди, Моше стал умолять Его, чтобы Он пошел Сам, и ангелу тогда пришлось уйти. Теперь ангел пришел и говорит, что "сейчас я наконец пришел, и ты, Йеhошуа, не вздумай меня прогонять", хотя Йеhошуа об этом и не думает, а напротив, падает перед ним ниц и просит приказывать ему, как своему рабу. Из этого сопоставления следует, что уровень Божественного Присутствия и Руководства катастрофически упал. Моше отправил ангела, и он не появлялся все то время, пока был жив Моше. Когда же этот же ангел приходит к Йеhошуа, то он естественно принимает его руководство. В дальнейшем, судя по мидрашам к книге Шофтим, происходит удаление уже и ангелов, и полное попадание под власть природных событий. Пока же, несмотря на то, что ангел символизирует не явные чудеса, а чудеса в рамках природы, присутствие рядом с руководителем (с Йеhошуа) ангела символизирует еще не очень большое удаление Божественного Присутствия.

5. Общение пророков с Ангелами. Мидраш, сравнивающий Моше с Солнцем и Иеhошуа с луной

О.В. Общение пророков с ангелами - совсем не редкое явление. С ангелами общался Авраам и все в его доме (в том числе и Агарь), Яакова сопровождают множество ангелов и т.д. Естественно, что простым людям не так уж дано общаться с ангелами. Статус Йеhошуа по сравнению со всем тем, что происходило в последующую эпоху, действительно, очень высокий, но по сравнению с Моше - он очень низкий. Есть знаменитый мидраш, который говорит, что "лицо Моше, как солнце, а лик Йеhошуа - как луна". Эти слова старейшин поколения Йеhошуа предваряются их же словами: "Какой стыд, какой позор", что понимается по-простому: "до чего мы "докатились": вместо солнца у нас теперь всего лишь луна." Луна уступает солнцу в том, что у нее нет своего света, и она светит отраженным светом.

6. Почему Ангел пришел с "обнаженным мечом"?

О.В. Какое значение имеет обнаженный меч, с которым пришел ангел? Вне всяких сомнений, что обнаженный меч означает, что этот ангел пришел с воинственными намерениями. Эти воинственные намерения можно истолковать так, что он вступает в должность главнокомандующего и должен командовать захватом города Йерихо. С другой стороны, множество мидрашей и основанных на них комментариев говорят о том, что ангел стоит против Йеhошуа с обнаженным мечем и упрекает его в том, что они вчера не принесли послеполуденный карбан-тамид и не занимались Торой этой ночью.

7. Иеhошуа снимает обувь в знак траура (Мидраш)

Имеется еще один мидраш, который говорит, что ангел приказывает Йеhошуа снять обувь в знак траура. Перестал выпадать ман, который является пищей ангелов - "лехем адирим" - "хлеб могучих", и который выметал из едока все желания, кроме страсти заниматься Торой. Теперь, когда нет мана, эта страсть ослабела и вот, уже этой ночью, говорит ангел, вы не занимаетесь Торой. По этому поводу надо быть в трауре, а ты, Иеhошуа, стоишь в обуви! Это объяснение можно, конечно, критиковать и считать его недостаточным, но оно довольно любопытно.

О.В. Они перед этим, действительно, были в трауре, так как они оплакивали Моше, но с тех пор прошло уже много времени: они перестали оплакивать Моше 6-го Нисана и 10-го - уже переправились через Йарден, а 14-го принесли карбан-Пэсах и отпраздновали Пасхальный седэр. Разговор ангела с Йеhошуа должен происходить в ночь на 22-ое Нисана. Утром Йеhошуа приступит к исполнению полученных указаний.

8. Причина, по которой евреи не принесли "Корбан-Тамид". Ангел простирает меч - угроза всему народу

Основное обвинение ангела относится не к тому, что они не принесли карбан-тамид, а к тому, что они не занимались Торой. Но почему же все-таки они не принесли карбан - тамид? Есть такое объяснение, что они пошли к стенам города Йерихо вместе с Ковчегом Завета. Имели ли они право без специальной инструкции свыше уносить Ковчег Завета, - это остается неясным. Однако, если Ковчег Завета не на месте, то невозможно приносить карбан. По этой причине они и не принесли его. По этой же причине, что Йеhошуа с отрядом воинов находился у стен Йерихо, они не учили Тору, считая, что время войны - отдельно, а время Торы - отдельно, и сейчас надо воевать. На это ангел и говорит, что если они даже весь день были заняты подготовкой к войне, то они должны были устроить шиур Торы ночью. Поэтому, когда ангел протягивает свой меч, он замахивается не на Йеhошуа, который виноват в этих событиях, - а на весь мир, потому что, когда евреи не занимаются Торой, мир перестает существовать. И ангел как бы говорит: "Я иду разрушать весь мир за то, что вы не занимались Торой." В этом состоит огромный смысл этого поднятого меча. Это был непростой ангел. По ряду мнений - это Михаэль, другие считают, что это - Габриэль. Когда ангел протягивает свой меч, то не идет речь о том, что он угрожает одному человеку. Известно, что Давид видел ангела, простершего свой меч над Иерусалимом, что грозило народной катастрофой.

9. Что означает вопрос Иеhошуа, "за кого" этот муж?

О.В. Что означает вопрос Йеhошуа о том, "за кого" этот муж? Есть споры между комментаторами о том, понимал ли Йеhошуа, что перед ним ангел или же он принял его за обыкновенного человека? Если он принял его за простого человека, то конечно, удивительно было, что этот человек идет со стороны своего лагеря с мечом, и не понятно, кто он такой. Если же Йеhошуа понимал, что это - ангел, то и в этом случае было трудно понять: вроде бы ангел идет в сторону противника и значит собирается воевать против них, но стоит с обнаженным мечем против Йеhошуа. Нужно было выяснить, с чем этот ангел послан: помогать нам или быть нашим противником? И может быть надо так понять, что именно на это ангел и говорит: "нет", то есть, что он пришел не прямо воевать, а отругать вас за то, что вы неправильно себя ведете и показать, как надо себя вести правильно.

10. Глава 6. Стены Иерихо

Шестая глава начинается с фразы, которая вставлена в разговор ангела с Йеhошуа: "ве-йерихо согерет у-месугерет мипней бней-исраэль эйн йоце ве-эйн ба" - "Город закрыт - перекрыт перед сынами Исраэля, никто не выходил и никто не входил.". В городе были могучие стены, которые многократно описаны. По одним описаниям, стена имела квадратное сечение, то есть ее толщина равнялась ее высоте, поэтому никакого толку не было бы, если бы и удалось повалить эту стену, так как она осталась бы той же самой высоты. С другой стороны, мидраш сообщает, что город Йерихо был окружен семью стенами. Число 7 играет здесь ведущую роль.

О.В. Верно ли, что археологи обнаружили стены 8-ми метровой толщины, 6-ти тысячелетней давности, и неизвестно какой высоты, и реально таких стен в мире нигде не существовало? Очевидно, что это были очень необычные стены, и имеется очень много предположений и об их размерах и о том, как именно они были разрушены.

11. Объяснение Кли-Якара: "Ве-Йерихо согерет у-мэсугерет..."

Понимая по простому, повторение: "согерет у-месугерет" дается просто для усиления впечатления того, как сильно закрыт город. Имеется интересное объяснение Кли-Якара, что "согерет" относится к нормальному, физическому закрытию города: железные решетки, медные запоры (по Раши), а "месугерет" - может обозначать сверхестественные укрепления и всякие колдовские силы, которыми пользовались и египтяне и жители ханаанской земли, и они напустили максимально возможное количество "нечистой силы", чтобы не дать евреям пробиться в этот город. Город был полностью перекрыт - никто не входит и не выходит. Есть такое объяснение, что "никто не выходит" означает, что никто не выходит воевать или просить мира и согласиться быть рабами, а "никто не входит" - в том смысле, что евреи не делают никаких попыток атаковать город. Такая странная война: город закрыт и нет никакого движения ни с одной стороны.

12. Инструкция обойти вокруг Иерихо - 6 раз

Во 2-ом стихе сказано: "И сказал Ха-Шем Йеhошуа (понятно, что говорит он устами ангела): "Смотри, Я отдал в твою руку Йерихо и его царя и богатырей, которые есть в этом городе". Дальше дается хорошо известная инструкция: "Обойдите вокруг города все "аншей hа-мильхама" - все мужчины (от 20-ти до 60-ти)", обойдите город один раз, и так поступайте в течение 6-ти дней". То есть, в каждый из 6-ти дней надо было обходить город по одному разу.

О.В.Как может миллион человек поместиться по периметру (который равен максимум двум километрам), этого города, чтобы его обойти? Это? был самый большой город ханаанской земли, каков был его периметр, точно сказать трудно, но вовсе не обязательно, чтобы они шли в колонне по одному человеку, могло быть несколько человек в ряду. Здесь вряд ли могла идти речь о мистике, так как были бы обязательно известны комментарии на этот счет. Надо сказать, что мы сами бывает свидетелями таких "чудес", когда в маленькой синагоге, рассчитаной, примерно, на 50 мест, на Симхат Тора, например, помещаются, да еще и танцуют более 100 человек. Трудно себе представить, что проблема с обходом Йерихо могла решаться так, что ширина колонны была в тысячу человек, то есть, что она превышала ширину города.

13. Семь коhенов несут семь "Шофрот hа-Йовелим" в течение 7-ми дней

Итак, всем военнообязанным была дана инструкция обходить каждый день город по одному разу, и "7 коhенов пусть несут 7 шафаров (каждый по одному). Сказано - "шофрот hа-йовелим", что означает, что эти шофары сделаны из бараньего рога. За коhенами с шофарами движется Ковчег Завета. Такой порядок отличался от того, который был принят при переходе Йардена, так как там Ковчег Завета был перенесен после того, как перешел реку народ. Сходство же этих событий в том, что и там и там Ковчег Завета несли не левиты, а коhены.

О.В. Было ли в это время 7 коhенов, то есть 7 потомков Аарона по мужской линии, которые были коhенами? Можно сосчитать, что в тех 6-7-ми поколениях, которые прошли от смерти сыновей Яаков (когда евреи размножались еще естественным путем), евреев стало из десятков - несколько миллионов. Конечно, это поизошло при чудодейственном содействии с Неба. Тогда получается, что если в семье было в среднем 15 детей, то у Аарона в семье тоже было много детей. У него, кроме тех, которые погибли, было еще два сына, которые за 40 лет наверняка могли уже иметь достаточно много детей и внуков. Конечно трудно сравниться с "продуктивностью" в колене Йеhуды, который стал прадедушкой уже в 27 лет, потому что, когда ему было 40, то его правнуку - Бецалелю, строившему Мишкан, было 13 лет. Мужчины остальных колен не способны были, как говорит Талмуд, стать мужчинами раньше 9-ти лет(!). Поэтому, можно не сомневаться в том, что 7 коhенов, наверняка, тогда было.

О.В. Когда говорится: "аншей hа-мильхама" , то не обязательно имеется в виду прямо те, кто призываются на войну. Правда, там где речь идет о "мильхемевт мицва", там должны воевать все.

Таким образом, сначала идут коhены с шофаром, после этого - несут Ковчег Завета, и все обходят город по одному разу в течении 6-ти дней. В седьмой день нужно обойти город 7 раз, и тогда коhены затрубят в шофар. И когда раздастся звук шофара, то тогда - затрубит весь народ. "яриу" - не означает обязательно трубить в трубы, это может означать просто очень сильный звук. Когда в Рош-hа-Шана трубят в шофар, то там есть разные звуки: "ткия", "труа" и "шварим", при этом, ткия - плавный звук, шварим - это звук прерывистый, а труа - частые перерывы. Глагол леhатриа, от которого происходит существительное труа, может обозначать и "трубить" и "поднимать голос" - "кричать". Про 7-ой день (в стихе 6:4) сказано: у-ба-йом hа-швии с определенным артиклем, и, повидимому основываясь на этом, мидраш говорит,что это не просто 7-ой день по счету, а что это - шаббат. Число 7 здесь играет некую важную роль: 7 коhенов с 7-ью шофарами, на протяжении 7 дней.

14. Можно ли воевать в Шаббат?

О.В. Разве можно в шаббат совершать все эти действия? Это вопрос задается, и ответ такой, что Йеhошуа выполняет точно то, что ему приказано. Тогда из этого места трудно учить что-то для последующих поколений. Вопрос о том, можно ли воевать в шаббат, очень непростой. Отвечают на этот вопрос, обычно так, что воевать в шаббат - можно. Более того, мудрецы умудряются этот ответ выучивать именно из случая с Йеhошуа. Однако, пророк не может принести новую заповедь Торы. Нужно поэтому, понять, что же следует из самой Торы: воевать в шаббат или не воевать в шаббат? В книге Дварим сказано, что можно начинать осаду вражеского города не менее, чем за 3 дня до шаббата, чтобы был резерв времени, а начав осаду, нужно ее продолжать до сокрушения - до победы, и мудрецы говорят, что продолжать осаду надо даже в шаббат. Таким образом ответ здесь таков, что если война начата, то не следует ее прерывать на шаббат, иначе нам никто не оставит возможности жить. Что же касается йеhошуа, то у него вообще нет проблемы, потому что он получил такую инструкцию. Известно, что многие выдающиеся события происходят именно в Шаббат: дарование Торы было в шаббат.

15. Захват первого города. Порядок шествия вокруг Иерихо

Когда весь народ "закричит" (6:5), то "упадет городская стена на месте от себя, и весь народ войдет - каждый, где стоит". Словами: "Позвал Йеhошуа Бен Нун (так его называют, поскольку он уже - важное должностное лицо)" начинается описание беспрецедентной в истории операции по захвату первого города, который стоит на пути завоевания всей Земли Израиля. Йеhошуа позвал коhенов и сказал им: "Несите Ковчег Завета; и 7 коhенов пусть понесут 7 шофаров бараньих перед Ковчегом Завета." В 7-ом стихе, где говорится, что Йеhошуа сказал народу, написано: вайомеру, а читать нужно: вайомер . Почему здесь "криуктив" отличаются? - Йеhошуа не собирал весь народ, а передал это коhенам, начальникам, которые пошли и сказали народу, но сказали от его имени, и поэтому получается так, что все равно, что он сам сказал это народу: "Идите, обойдите вокруг города; "ве-hе-hалуц яавор лифней арон hа-Шем" - что означает, что перед Ковчегом завета идут не только 7 коhенов с шофарами, но и и те 2,5 колена - (40 тысяч воинов) с восточного берега Йардена, которые исполнили свое обещание и идут теперь впереди народа на войну.

О.В. Про идущий впереди авангард нет никакого другого объяснения, кроме того, что это воины из колена: Рувена, Гада и 1/2 колена Менаше. Конечно, левиты являются нашим духовным авангардом, но по всем объяснениям, здесь это не имеется в виду. В этом смысле коhены выделены в этой войне, а левиты, похоже, что - нет.

И было (6:8): "Как сказал Йеhошуа народу, 7 коhенов, несущих 7 шофаров перед Ковчегом Господа, пошли и трубили в шофары, и Ковчег Завета Всевышнего движется за ними. Авангард же идет перед коhенами, трубящими в шофары, а арьергард идет за Ковчегом. Идут и трубят в шофары. И народу велел Йеhошуа так: "не шумите и не издавайте ни звука, чтобы из ваших уст не выходило ничего до того дня, когда я скажу вам: "Шумите!" и вы поднимете шум". И двигался Ковчег Всевышнего вокруг города, обходя его по одному разу, и возвращался в стан, и ночевали они в стане". Вопрос о том, кто же трубил, решается, по-видимому, так, что трубили 7 коhенов, а все остальные не издавали ни звука (до 7-го дня). Так следует из объяснений комментаторов и из последующих слов Йеhошуа, когда он говорит, что пусть коhены трубят, а вы, остальные, - помолчите.

О.В. Действительно, пасук 4 - неоднозначный. Можно понять, что коhены должны трубить только в 7-ой день, но может быть можно понять, что :"будут трубить в шофары" - относится ко всем 7-ми дням. Комментарий к 4-ому стиху говорит, что коhены будут трубить при каждом обходе вокруг города. После прочтения 10-го стиха, 4-ый и невозможно понимать иначе (как и объясняют комментаторы, прочтя 10-ый стих).

16. Жители Иерихо только наблюдали за происходящим, не оборонялись и не нападали

Любопытно то, что как сказано, после каждого обхода они приходили в лагерь и там ночевали. Зачем это подчеркивается? Возможно, что этот текст объясняет, насколько были запуганы и деморализованы жители Йерихо, что они, наблюдая все эти "маневры" - никак не реагировали. На стенах города сидели наблюдатели, смотревшие, как их неприятель готовится к осаде и они видят, что никаких осадных сооружений не делают, а просто идет неслыханная масса народа с какими-то рожками, несут нечто, покрытое небесно-голубым покрывалом (Ковчег Завета) и 7 человек что-то трубят. Остальные идут так, как-будто они играют в молчанку. И со стен города в них не пустили ни одной стрелы! Жители смотрели на все это, как завороженные: и на то,как они приходили и проходили вокруг города, и на то, как они возвращались в стан. И все это длится неделю.

17. Иеhошуа наказан (у него не было сыновей) за то, что воспрепятствовал исполнению заповеди "плодитесь и размножайтесь"

Возвращаясь к обстоятельствам разговора ангела с Йеhошуа, надо сказать, что Талмуд говорит, что Йеhошуа наказан исключительно за то, что он воспрепятствовал исполнению заповеди "плодитесь - размножайтесь" на протяжении одной ночи. Что это значит, и чем Йеhошуа наказан? Наказан он тем, что у него не было сыновей, у него были только дочери. А наказан он за то, что тогда, когда он пытался составить план захвата города Йерихо, он туда передвинул Ковчег Завета. Имеется такой закон, что когда Ковчег Завета не находится на своем месте, то запрещается каждому еврею быть со своей женой. Таким образом, Йеhошуа по ошибке, на целую ночь создал ситуацию, не давшую им возможность выполнять заповедь плодиться и размножаться. В наказание за это он был наказан тем, что у него не было сыновей.

О.В. Вероятно, ковчег Йеhошуа передвинул по своей инициативе. Только после прихода ангела, они стали возвращаться в стан ночевать.

О.В. Эпизод с ангелом, упрекающим Йеhошуа в том, что они не учили Тору, - это мидраш, который выводит всю эту картину из отдельных слов здесь и из того, что будет дальше.

18. Таргум Йонатан: трубление относится только к коhенам

О.В. Как можно сопоставить то, что говорится в 9-ом стихе и в 15-ом? В 9-ом сказано, что авангард идет перед коhенами, трубящими в шофары, а арьергард идет за ковчегом и - "hалох ве-такоа бе-шофарот", что можно понять так, что это именно арьергард идет и трубит. Поскольку мы знаем, что им было велено молчать, то приходится понимать так, что это выражение тоже относится к коhенам, которые идут впереди ковчега. Один из самых авторитетных комментариев к книгам Пророков - это Таргум Йонатан. Йонатан бен йосиэль был пророком, и был учеником раббана Йоханана бен Закая, и ему приписывается арамейский перевод всех книг Пророков. Так вот, он как раз переводит это место таким образом, что трубление, которое упомянуто после того, как говорится про арьергард, на самом деле относится к коhенам. Зачем оно здесь описывается, - это не понятно. С топологией могут быть определенные сложности, но что касается синтаксиса, то во второй 1/2 9-го стиха речь идет как-будто бы ясно об арьергарде, который идет за ковчегом, но может быть, что это относится уже ко всей процессии, которая движется при трублении в шофар. "такоа" - это абсолютный инфинитив, означающий "трубя" (а не "они трубят"), то есть: они идут и при этом есть трубление в шофар. Объяснения Йонатана не оставляют никакого сомнения в том, что трубление относится только к коhенам и что трубили 7 шофаров, а остальной народ шел в абсолютном молчании.

19. Седьмой день захвата Иерихо. Иеhошуа вспоминает обещание, данное Рахав

10-ый стих открывает нам это абсолютно ясно: Йеhошуа велел всему народу молчать до того момента,когда он скажет: "Кричите!". Дальше, в 12-ом и 13-ом стихах говорится: "И поднялся Йеhошуа утром (мидраш говорит, что это было на рассвете), и двинулись коhены, и понесли Ковчег Всевышнего (5 коhенов), и 7 коhенов несли шофары перед Ковчегом и они шли, трубя находу в шофары; авангард шел впереди них, а арьергард идет за Ковчегом Завета." И снова здесь сказано: "hалох ве-такоа бе-шофарот" - "идут и трубят в шофары". Затем: "Во второй день обошли они один раз и вернулись в лагерь. Так они поступали на протяжении 6-ти дней. И было в 7-ой день, поднялись на рассвете и обошли город, как указано, 7 раз и на 7-ой раз затрубили коhены в шофары, и сказал Йеhошуа народу: "Кричите, потому что отдал Всевышний вам город!" Как опытный педагог, Йеhошуа не сообщает народу полный текст того, что ему было сказано. Он не говорит про то, что стены упадут и пр., а дает только инструкцию, как себя надо вести. После этого (17-ый стих) Йеhошуа говорит: "будет этот город "херэм", этот город и все, что в нем, будет посвящено Всевышнему, только Рахав, зона, будет жить , она и все, кто с ней в доме, потому что она спрятала посланцев, которых мы послали". Здесь видно, как Йеhошуа настаивает на том, чтобы обещания (клятва), данные разведчиками Рахав, были исполнены в точности. В состоянии, когда ведется такая серьезная война, то что Йеhошуа не забыл про Рахав, не такой уж тривиальный факт.

20. Значение слова "херэм"

Что же такое "херэм"? Это слово довольно многозначное. Оно обозначает то, что подлежит казни. Человек по приговору Бейт-Дина, или жители какого-то города по постановлению Всевышнего, которые должны быть преданы смерти, называются херэм. А также, херэм - это то имущество, которое должно быть сожжено и то, что посвящено Всевышнему, и отделяется от Храма, то есть то, что становится святым. Все смыслы этого слова относятся к тому, что объявляет Йеhошуа народу по отношению к Йерихо. Йеhошуа говорит, что всех жителей нужно уничтожить, а все имущество (и скот) надо сжечь, за исключением металлов. В 18-ом стихе Йеhошуа говорит: "И только вы берегитесь этого херэма, чтобы вам самим не превратиться в херэм, если вы возьмете от херэма, и тогда вы превратите весь стан Израиля в херэм "ва-ахартем ото" " - "навлечете на него беду" (превратите в херем). (Похоже на ситуацию с Шаулем, наложившим некоторое заклятие, после чего он чуть ли не вынужден был казнить своего сына). "А все серебро и золото и сосуды из меди и железа (19-ый стих) - они будут "кодеш" - святыня, посвященная Всевышнему." Золото и серебро - это не только те изделия, которые из них сделаны, потому что очень часто их хранили просто в виде металлов и использовали в качестве валюты, а медь и железо не имело смысл хранить, как металлы, и поэтому, обычно, они хранились в виде сосудов.

21. Галахическое различие глины и металла

Кстати можно сказать, что из галахической философии известна разница между металлом и глиной, которая состоит в том, что металл не теряет своей ценности даже тогда, когда это просто сырой материал, в отличие от глины, которая имеет ценность только, если из нее изготовлено изделие (сосуд), потому что сама по себе глина не стоит ничего. Это отражается в законах о том, какой материал и как воспринимает нечистоту. Если глиняный сосуд стал нечистым, то его надо разрушить и, перестав быть сосудом, он перестает быть носителем нечистоты или воспринимать ее, в отличие от металла, у которого и после разрушении изделия эта способность сохраняется. Это не совсем относящееся к теме замечание на самом деле объясняет то, что эта философия очень важна. Например, когда Йеhошуа посылает разведчиков, то он послал их "хереш леемор" - втихомолку сказать". На эту тему есть важный мидраш, который говорит, что он послал их быть "как глина" ("херес") для того, чтобы они могли сказать. Человек должен понимать, что он сделан из глины, и он имеет ценность только тогда, когда он себя превратит в сосуд, самому же материалу цена ничтожна. Эта идеология подводит к высоким полетам мыслей, к тому, что Тора в самом начале говорит, что человек назван Адам по имени земли, от которой он взят - "адома". Одна трудность здесь состоит в том, что животные тоже - из земли, но не называются по имени земли. Почему так? Потому что человек может превращаться во что-то новое, как земля, а животное - нет. Поэтому животное несправедливо называть по имени земли. Они взяты из земли и когда они сделаны, они уже ничем другим быть не могут, в отличие от человека, который, как и земля, содержит в себе потенциал роста.

Все, что относится к металлам, должно было поступить в сокровищницу Всевышнего, а все остальное должно быть сожжено. "И народ издал возгласы, и затрубили в шофары, и когда услышал народ звук шофара, то он закричали очень громко (издали трубный глас); и упала стена на месте своем, и пошел народ в город, каждый, где стоял, и захватили город. И истребили всех людей, которые были в городе: мужчин, женщин, детей, стариков; и быков и ягнят и ослов - истребили мечем." В 22-ом стихе говорится: "у-ле-шнаим hа-анашим hа-мераглим эт hа-арец" - "а двум мужчинам, которые разведывали землю, сказал Йеhошуа: "идите в дом этой женщине - зона, и выведите оттуда эту женщину и все, что у нее, как вы поклялись ей. И пошли юноши - разведчики". Они были "юноши": Калеву в это время было 80 лет, и Пинхасу - того же порядка.

22. Мидраш об Аврааме, Иеhошуа, Давиде и Мордехае, носителях качества Авраама: "Твое потомство будет как песок на берегу морскоми как звезды на небе"

Есть любопытный мидраш, который говорит, что четверо прославились на весь мир. И эти четверо - Авраам, Йеhошуа, Давид и Мордехай. Чем они прославились? Про Авраама и Сару известно, что они были старичек и старушка и - юноша и девушка одновременно, и в молодости и в старости. Они это соединяли в себе, будучи мудрецами в юном возрасте, и будучи расторопными и юными в старости. Про Йеhошуа сказано, что он с одной стороны - бык, а с другой стороны - "реэм", что означает сказочное высокое существо с прекрасными рогами. Бык - это мощь (и бык - это характеристика Йосэфа), но рога его не особенно эстетичны, а Йеhошуа получил такое благословение, что он мощно покоряет Землю, покоряет природу, а рога у него, как у реэм. То есть, он - воюет, захватывает мощной рукой, а в то же время - он человек, который проникнут хэсэдом и он делает добрые дела. Посреди войны он торопит этих разведчиков, чтобы они быстро бежали, чтобы спасти того, кого они поклялись спасти. Поэтому-то они здесь названы юношами, так как когда они остановились на ночь у этой женщины, знаменитой на весь мир, то они там называются ангелами ("малахим" - "посланцы"), потому что главное качество, которое там требуется - это не попасть под чары этой прекрасной женщины. Теперь же, когда они идут ее спасать, главное - это быть юношами, тут уже "не до чар".

Некоторые комментаторы приводят место из Гемары, шуточно объясняющее, что такое дурак-хасид? - Это человек, который говорит: "Мне жалко, что эта женщина тонет, но для того, чтобы ее спасти, я должен ее обнять!" так вот, эти юноши знают, что значит беречься прекрасных чар, когда этому время, но они становятся юношами, когда надо спасать людей.

Мидраш говорит дальше, что Давид, который является царем, одновременно так же не расстается и с пастушеской сумкой, соединяя эти две противоположные категории. Наконец, Мордехай, у которого на голове пепел и - золотая корона (когда его возили на коне). Все эти интересные примеры подмечают в этих "прославленных" людях очень важный набор, когда соединяются две противоположные вещи: например, когда человек в зените славы не перестает себя воспринимать, как человека, который носит пастушескую сумку. Все эти 4 человека являются носителями качества, заложенного в Аврааме, потому что Аврааму было сказано: "Твое потомство будет, как песок на берегу морском, и как звезды на небе. Это сказано не про количество, а про то, что в любом состоянии: когда они унижены и когда они возвышены, - они будут сочетать в себе оба эти восприятия. Они всегда, будучи, как песок, который все топчут, будут оставаться звездами. И будучи на верху славы, никогда не перестанут быть песком, который топчут. Человек не имеет права забывать, что он - прах. Человек, который вознесся - он пропал! Находясь в зените успеха и славы, нужно помнить, что ты - всего лишь прах.

О.В. Как это отнести к еврейскому народу вцелом? - Еврейский народ топчут для того, чтобы выделать из него настоящее изделие. Можно сказать: сколько же можно топтать? Но мы должны, наконец, отказаться от части своего упрямства. Если бы мы в конце концов признались в том, что мы годимся на что-то очень серьезное только потому, что пользуемся Могущественным Заступничеством, то тогда все было бы хорошо. Весь ужас состоит в том, что мы забываем про то, что это - не все наше. Как раз к этому мы и подходим в следующих главах книги Йеhошуа.

23. Все, что находится в городе Иерихо - это "херэм", нельзя брать. Два объяснения

Йеhошуа начинает с того, что он предостерегает народ, и говорит, что все, что находится в городе Йерихо - это "херэм" и ничего нельзя брать. Возникает вопрос: почему же нельзя брать? Зачем Йеhошуа вводит такие строгости? Не было ведь запрета брать трофеи во время войны с ханаанскими народами. Было сказано, что кто не убежит и не примет на себя определенные обязательства, то того не оставлять в живых, но брать трофеи не было запрещено. На каком основании Йеhошуа вводит эту дополнительную строгость?

О.В. Нет никаких признаков того, что ему это велел ангел, правда, есть такие объяснения, что ангел на это намекает. Что касается примера с Авраамом, то это не верно, что он не брал трофеи. Для себя он не хотел их брать только по той причине, чтобы, как он объясняет, царь Сдома потом не сказал, что он обоготил Авраама. Однако, он трофеи не уничтожал, он говорил, что юноши возьмут свою долю и благородные Эморейские князья, которые были его союзниками, получили свою долю. То что Авраам не хотел брать себе - это совсем другое дело, и это не такая безумная строгость. Почему надо уничтожить имущество вместо того, чтобы все это использовать?

Имеется несколько объяснений, из которых стоит привести два. Первое объяснение - это то, что город Йерихо не является нашей добычей. Наша роль в этой победе очень скромна. Это целиком чудесное событие, когда с Неба свалены стены этого города. Для того, что бы люди не думали, что им полагаются трофеи, потому что они воевали, они должны скромно сказать, что это все посвящено Всевышнему. Второе соображение такое, что когда человек собрал урожай, то начало этого урожая - самые лучшие плоды - он приносит в Храм. Основное объяснение, почему Всевышний принял жертвоприношение Хэвэля и не принял жертвоприношение Каина, состоит в том, что про Каина сказано, что он принес "от плодов земли" (то что оставалось), а Хэвэль принес первородных ягнят, то есть - самое первое, что родилось. Это совсем разные вещи. Хозяйка, которая делает тесто, она первым делом отделяет от него "первый" кусочек, которым не пользуются.

24. Проклятье города Иерихо и захват Айя.

По этому второму объяснению, город Йерихо - был той "халой", которую Йеhошуа отделяет от Эрэц Исраэль. Все имущество этого города и весь этот город он не принимает в свое, еще не освященное владение. Поэтому он велит уничтожить не только имущество, но и весь город Йерихо - сжечь его полностью. И поклялся Йеhошуа (26-ой стих): "проклят тот человек перед Всевышним, который восстановит и построит этот город Йерихо". Зачем он говорит "этот город Йерихо"? Мидраш объясняет это очень точно и говорит, что тот, кто построит на этом месте город, и даже назовет его другим именем, или тот, кто построит город в другом месте? и назовет его этим именем, - тот проклят. И сказано, как он проклят: "на первенце своем он его обоснует и на своем младшем сыне он укрепит его ворота". Это проклятие точно сбылось в дни Ахавы, который (безумный человек!) ровно там основал город, правда не в том самом месте, а рядом, и назвал его так же, - он потерял всех своих сыновей.

Мы знаем, что при захвате города Айя дело обстояло иначе. Компания велась по-другому, и все делалось не чисто небесными усилиями. Первая попытка была неудачная из-за истории с Аханом. Следует разобраться и понять, как получается, что за грех одного, совсем неизвестного человека, страдают совершенно другие люди.


Продолжение