МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим IIЗ. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 109. 23:30-24:17

1. /23: 30-37; 24:14/ Царствование Йеhоякима 11 лет; его бунт, подавленный Невухаднецаром; конец царя. Пророчества Йирмеяhу. Воцарение Йеhояхина.
2. /24:7-10/ Вавилон захватил все завованное Египтом. Короткое царствование Йеhояхина. Разночтения относительно возраста царя. Войска царя Вавилона осаждают Йерусалим. Причины осады. Ответ на вопрос: о принципах захвата пленников.
3. /24: 11-14/ Невухаднецар, прибыв в Йерусалим, отправляет в Вавилон царя, его семью, его придворных, а также часть сокровищ Храма и царского дома. Ответ на вопрос: о тактике царя Вавилона по отношению к Иудее. Он отправляет в Вавилон только верхушку населения Йерусалима, оставляя виноградарей и пахарей. Рассмотрение изгнания народа Йеhуды, как первого галута. Состояние народа в описании пророков. Противоречие с предсказанием Йирмеяhу - возвращение четвертого поколения во главе с Зерубавэлем.
4. /24:15-17/ Изгнание народа в Вавилон и воцарение Невухаднецаром дяди Йеhояхина - Матанйа, названного Цидкияhу. Последний период царствования, приведший к полному разрушению царства. Чему нас учит этот период изгнания. Значение государственной независимости.

Царствование Йеhоякима и его конец; вавилонское пленение.


Стоит напомнить, что после внезапной и трагической гибели Йошияhу народ (верхушка народа) помазали царем его сына Йеhоахаза, который царствовал совсем недолго, потому что фараон очень быстро сместил его, поскольку этот царь, очевидно, занимал позицию провавилонскую, следуя примеру отца. Вместо него фараон поставил царем Йеhоякима. Весь этот период египетского доминирования в регионе длился всего 4 года. Мы говорили уже о том, что по иронии судьбы политическая прозорливость, к сожалению, не гарантирует успеха. Йошияhу в принципе на длительном перегоне сделал абсолютно верную ставку на Вавилон. И ему не хватило всего-то четырех лет, которых тем не менее хватило на то, чтобы погубить и самого Йошияhу, и все возможности спастись. Мудрецы критикуют Йошияhу только за одно - не за то, что он плохо спланировал, потому что лучше спланировать никто не мог, а за то, что он не спросил пророка, как надо действовать. Пророк - единственный, кто знает точно то, что написано "в ответе" (если, конечно, ему сообщено), поэтому, предпринимая важный шаг, следует посоветоваться с пророком, если такая возможность существует. Итак, фараон показал свою жесткую руку тем, что он сместил и заменил царя, поменял имя поставленному им царю, чтобы каждый знал, кто его хозяин. Он вернул Иудею в те узкие границы, которые были до царствования Йошияhу; ведь Йошияhу распространил свое царство фактически до пределов былого единого царства. Из тех одиннадцати лет, когда царствовал Йеhояким, он 4 года был под властью фараона, а потом был год межвременья, о котором ничего не сказано в тексте Мелахим. Однако, из "Седер олам", из каких-то слов пророков и из объяснений мудрецов Талмуда мы знаем, что царь Вавилона, который сломил Египет через 4 года после воцарения Йеhоякима, пришел и завоевал этот регион только на следующий год после победы над Египтом. Итак, Йеhояким царствовал 11 лет: 5 лет прошло до того, как их завоевал Вавилон, потом 3 года Йеhояким жил смирно под властью Вавилона, затем он 3 года бунтовал, после чего пришел Невухаднецар, пресек этот бунт, и на этом закончилось царствование Йеhоякима.

В начале главы 24 говорится: "В дни Йеhоякима пришел Невухаднецар, царь Вавилона, и был ему Йеhояким слугой три года, а потом взбунтовался против него". Почему он взбунтовался? Очевидно, это связано со следующими обстоятельствами. Отец Невухаднецара, который был царем и умер накануне решающей битвы при Каркемише, довел Вавилон до заметной силы. После его смерти стал царем Невухаднецар, который победил в этой битве, и стал мировым правителем. Потом он разбил Египет; Египет ретировался и больше уже никогда не продвигался на Север, но тем не менее, в своих границах он, хотя и был подчинен Вавилону, он не был окончательно сломлен. Мы знаем из истории, что Невухаднецар предпринял поход на Египет, но в битве, которая произошла в Египте, он не одержал победы. Хотя он и не был всерьез разбит, но он не разгромил Египет. В политическом смысле это было поражением, и Навухаднецар ушел обратно в Вавилон собираться с силами. Как раз в этот момент ориентированный проегипетски Йеhояким и взбунтовался, скорее всего, он был в сговоре с Египтом. Невухаднецар, который в это время был занят реформированием своей армии, не мог сразу прийти и подавить этот бунт. Он посылал из подчиненных ему народов отряды, которые совершали набеги на Йеhуду и не давали спокойно жить этому взбунтовавшемуся царству. Никакой бунт уже не мог помочь Йеhуде: раз Вевышний так постановил, то Йеhуде и предназначено было катиться по этим рельсам к изгнанию. Интересно, что в конце стиха 3 говорится, что все это - за грехи Менаше. То есть, хотя и про самого Йеhоякима сказано, что он поступал плохо, как и его предки, но главное, что привело к такому постановлению, - это грехи Менаше. Кончилось тем, что в конце последних лет царствования Йеhоякима явился Невухаднецар.

Мы не видим из книги Мелахим, каков был конец Йеhоякима. Сказано только, что все, что касается Йеhоякима, записано в книге Хроник царей Йеhуды, и (24:6) сказано: "И почил Йеhояким с отцами своими, и воцарился Йеhоякин, сын его, вместо него". Всюду в Танахе, выражение "почил с отцами" означает смерть, но не похороны. Про всех остальных царей говорится, что он "почил..." и похоронен там-то. Про Йеhоякима не только не сказано, где он похоронен, но вообще не сказано, что он похоронен. В параллельном месте в Диврей-hа-йамим - бет (36:6) говорится, что Невухаднецар заковал его в кандалы. Можно было бы подумать, что он отвез его в Вавилон. Однако, если мы посмотрим книгу Йирмеяhу, где много сказано о Йеhоякиме, то увидим, что он вел себя по отношению к Йирмеяhу очень нехорошо. Йирмеяhу ему пророчествовал о том, каково будет наказание и пр., и министры все были за Йирмеяhу, которому грозил суд и казнь за "лжепророчество". Пророк, который в то время пророчествовал похожие вещи, был убит царем. Йирмеяhу искали, но его спрятали. За него были придворные, министры, а против него были царь и коhены. Такой неожиданный расклад, который объясняется единственным образом, а именно тем, что придворные были воспитаны царем Йошияhу, и это были праведные люди. Когда царю передали пророчество через ученика Йирмеяhу Баруха (а Йирмеяhу был в это время спрятан), то царь, когда ему пророчество было зачитано, это послание разорвал и сжег в печке. Потом Йирмейаhу добавил еще к этому пророчеству - "Плач Йирмии" - "Мегилат Эйха". То есть, он прорчествовал заранее, но царь не желал принимать этого всерьез, потому что трудно поверить в такую большую беду, а когда она надвигается, все еще кажется, что это "черный юмор". И Йирмеяhу пророчествовал царю, что кончит он плохо, и что он не будет похоронен по-царски, а будет похоронен, как осел, и его труп будет палить зной днем и терзать холод ночью. Похоже на то, что этот изнеженный царь, когда он был закован в кандалы, тут же умер, и где-то близко от Йерусалима он был сброшен просто так в поле. То есть, его заковали в кандалы, чтобы увести в Вавилон, но он тут же сразу и умер; такой бесславный конец. И воцарился его сын Йеhояхин. Есть множество вариантов его имени, очень часто его называют Йехония, а в одном месте книги Йирмеяhу он назван Конйаhу. Корень одинаковый - "кон"; "йехон" означает "утвердит". То есть, это имя выражает какую-то хорошую надежду, что Всевышний его утвердит.

Недолгое царствование Йеhояхина; осада Йерусалима Невухаднецаром.


В стихе 7 говорится, что больше не выходил царь Египта из своей страны, то есть, власть его была полностью сломлена, потому что завоевал царь Вавилона - от реки египетской до реки Евфрат все, что было у царя Египта. Йеhояхину, как говорится в стихе 8, было 18 лет, когда он воцарился. Три месяца он правил в Йерусалиме, и имя его матери Нехушта, дочь Элнатана, из Йерусалима. Ясно, что продолжительность его царствования - одна из самых коротких. В параллельном тексте Диврей-hа-йамим говорится, что восемь лет было Йеhояхину, когда он воцарился, и три месяца и 10 дней он царствовал. То, что сказано здесь не просто три месца, а три месяца и 10 дней - это не большая разница с текстом Мелахим, и вообще добавление этих 10-ти дней звучит немножко издевательски. Но действительно, имеется противоречие в том, что в Мелахим сказано, что ему было 18 лет, когда он воцарился, а здесь сказано, что ему было 8 лет. Мы уже встречались с такими ситуациями, когда имеются противоречия в длительности каких-то периодов и возрастов в этих двух книгах . Наши комментаторы очень по-разному это объясняют, и все их объяснения представляются несколько натянутыми. Более или менее приемлемо такое объяснение. Объясняют так, что он-то царствовал после смерти отца, когда ему было 18 лет, но отец его царствовал 11 лет, и через год своего царствования, возможно, отец пригласил его быть со-царем. Довольно интересное объяснение дает Мальбим. Он предполагает такую возможность, что, когда фараон Нехо сместил Йеhоахаза и поставил царем Йеhоякима, то он подумал, что если этот царь по какой-то причине умрет, погибнет, то есть, исчезнет и перестанет быть царем, то народ скажет, что вот, у нас был помазанный царь, и теперь пускай его сыновья будут преемниками. Поэтому фараон одновременно с Йеhоякимом помазал еще и его сына. Такая модель нигде не приводится, она существует только в логике Мальбима. Есть еще такое объяснение, что мы говорим - восемь, а имеем в виду восемнадцать.


Ответ на вопрос:

Делали ли цари постоянно так, чтобы одновременно помазывать и своего сына? - Скорее всего, практически это никогда не делалось. Мы знаем, и это обсуждается в Талмуде и последующими комментаторами, что если сын царя заступает царствовать после смерти отца, то он не нуждается в помазании. Помазание требуется тогда, когда не очевидно, что он наследует престол. Такого случая, когда помазывают параллельно отца и сына, мы не знаем; это только в моделе Мальбима.

Про каждого царя обычно сообщают имя его матери и имя отца матери. Это делается всегда, потому что имя матери сообщается в случае, когда она не просто жена предыдущего царя, но она занимает положение госпожи. А имя отца нужно для того, чтобы указать из какой он семьи. Когда говорится, что она дочь такого-то из Йерусалима, то скорее всего, она - из знати, тем более, что имя Элнатан упоминается в параллельных текстах среди знатных людей царства.

В стихе 9 говорится, что царь Йеhояхин делал дурное в глазах Всевышнего, как все, что делал его отец. Как он мог успеть за такой короткий срок - 3 месяца своего царствования, сделать дурное? У нас есть только один подобный пример, когда про Зимри, который царствовал 7 дней, тоже говорится, что он делал плохое.

В стихе 10 сказано, что в тот период поднялись слуги Невухаднецара, царя Вавилона, к Йерусалиму, и город попал в осаду. Это в высшей степени поразительно. Невухаднецар сместил царя, которого поставил египетский фараон; он заковал его в кандалы, и тот умер. Он поставил другого, которого считал более перспективным, но через три месяца он вдруг возвращается и берет город в осаду! Три месяца назад он не осаждал город, он чувствовал себя там хозяином, а теперь через три месяца он вернулся и город попал в осаду. Совершенно непонятно, что же происходит? Есть совершенно разные два источника объяснений этого факта, которые тем не менее объясняют одинаково. Это - мидраш Ваикра Раба и Йосиф Флавий. В тех случаях когда Йосиф Флавий не был заинтересован как-то тенденциозно освещать события, он был необычайно глубоким и точным описателем и толкователем событий. То ли эта история была хорошо известна, или они независимо пришли к такому выводу, но объяснение у них одинаково. Мидраш описывает таким образом. Невухаднецар победил, вернулся в Вавилон, сообщил совету своих мудрецов и советников, что он все сделал хорошо. Но советники ему на это сказали: "Так поступает мудрый царь? Ты что не знаешь правила, что не надо пытаться сделать хорошего щенка, если он сын злого отца. Ты сместил этого негодного царя, но ты поставил царем его сына! Даже если бы сын был сам по себе хороший, но, если он сын плохого отца, то как царь, он не годится". Невухаднецар принял их совет и вернулся, чтобы сместить этого царя. Это очень просто объясняет почему тот царствовал только три месяца. Из разных описаний Невухаднецара, например, в книге Даниэля и в мидрашах мы видим, что он был импульсивный человек, неровный. Поэтому такое описание увязывается с его образом в целом. Почему же город попал в осаду? В разных книгах Танаха есть много параллельных мест, потому что в это время было несколько пророков. И впечатление создается такое по их описаниям, что когда Невухаднецар в первый раз пришел в Иудею и поставил Йеhояхина царем, он забрал кое что из храмовых украшений, и угнал в Вавилон некоторое количество избранных евреев. Среди них самыми выдающимися были Даниэль, Ханания, Мишель и Азария. Для чего он это сделал? Это очень важно понимать. Невухаднецар, во-первых, сделал это символически для того, чтобы показать, что есть ущерб. Ему сами эти драгоценности были не очень нужны. Он не за золотом гонялся, но он забрал что-то из храмовых сосудов, чтобы показать, что "мои боги пересилили их". Когда в начале книги Шмуэля пелистимляне взяли в плен Ковчег Завета, они его поставили в храме Дагона, чтобы показать, что "наши боги" оказались сильнее. И это - обычная практика идолопоклонников. И здесь тоже Невухаднецар, победив этот народ, забирает что-то из священного Храма, и он забирает небольшое количество самых ценных людей, особенно юношей из лучших домов, для того, чтобы из них воспитать себе корпус министров, советников; и - он уходит. После того, как его надоумили, что нельзя сына предыдущего царя оставлять царем, он возвращается . Раньше он не разрушил стен города, ему было это не интересно, потому что Йерусалим находится далеко - на расстоянии двух--трех недель похода от Вавилона, и ему было не нужно совсем разоружать эту, ему подчиненную, провинцию. Скорее всего он оставил город крепостью, а теперь он подходит к Йерусалиму, и - перед ним крепость.

Ответ на вопрос:

По какому принципу он забирал пленников? - Дело в том, что это нельзя назвать пленом. Невухаднецар покорил всю страну, и фактически являлся ее полным хозяином, он мог забрать, кого хочет. Но он не хотел забирать многих. Он отобрал тех, кто ему полезен, и, может быть, он взял и тех, кто был бы слишком опасен, если бы оставался в этой стране. Дальше мы увидим, что эта политика угона углубится. В принципе здесь нет никаких правил. Если мы вспомним, что делал Ашур, властитель предыдущей империи, то поймем, что там была совершенно другая политика: они перемещали всех, и никого не оставляли на своем месте. То есть, была такая политика, чтобы никто не чувствовал себя дома. Невухаднецар не придерживался такой тактики.

Отправка в Вавилон "верхушки" населения Йеhуды. Начало галута.

В стихах 11-12 главы 24 говорится: "И прибыл Невухаднецар, царь Вавилона, к городу (Йерусалиму), и подданные его осаждают его. И вышел Йеhояхин, царь Йеhуды, к царю Вавилона: он и его мать, и его подданные, и министры, и вельможи (или, может быть, евнухи); и взял его царь Вавилона на восьмой год царствования его (Невухаднецара)". В стихе 13 говорится, что царь Вавилона вынес оттуда, из Йерусалима, все сокровища Дома Всевышнего и сокровища царского дома; и срубил все золотые сосуды, которые сделал Шломо, царь Израиля, в чертоге Всевышнего, как говорил Всевышний. Когда это говорил Всевышний? - Это говорилось в совершенно явном виде после того, как Хизкияhу принимал делегацию Вавилона, и Ишаяhу ему это предсказал. Он сказал: "Все, что ты им показал, будет забрано в Вавилон, и твои потомки будут евнухами при вавилонском царе". Теперь это все как раз и сбывается. То, что сказано, что царь Вавилона забрал все сокровища, не надо обязательно понимать буквально, хотя он и забрал очень много. Мы видим, что теперь, когда Невухаднецар вернулся, он углубляет эту тенденцию не оставлять на месте, а забирать; и он сильно пограбил Храм и царскую сокровищницу.

Ответ на вопрос:

Почему он этого не сделал с самого начала? Единственное объяснение, возможно, такое, что Невухаднецар не хотел "сломить хребет" Иудейскому царству; он не был заинтересован в том, чтобы уничтожить эту область. Он хотел, чтобы это была подчиненная ему провинция, которая должна жить нормальной полнокровной жизнью, чтобы это был удобный плацдарм, где можно удобно расположиться, взыскивать налоги, хорошо снабжать свою армию. Если это его подчиненные, то каждый царь заинтересован в том, чтобы его подчиненные жили хорошо, а не плохо. Такая тактика, чтобы сместить царя и его приближенных и поставить вместо них своих правителей - это довольно распространенная тактика. Однако, она имеет не только достоинства, но у нее есть и большие недостатки, потому что, когда народом управляет иноземный губернатор, то народ его не выносит. Мы видим это на примере эпохи римского владычества: это приводит к постоянным восстаниям и неприятностям. Если есть возможность править более мягко, то разумный правитель будет хвататься за такую возможность. Когда же правитель представляет себе, что он недостаточно обеспечил надежное подчинение себе завоеванной страны, в данном случае Иудеи, то тогда он ущемляет ее больше.

В стихе 14 говорится: "Царь Вавилона изгнал весь Йерушалаим, и всех министров, и всех богатырей войска - десять тысяч изгнанных; и всех "хараш", что по основному объяснению означает тех, кто занимался работами по металлу, железу, то есть, тех, кто ковали оружие; и "масгер" - что, вероятно, обознаает строителей. И остались только самые низы народа, самые бедные. Опять-таки сказанное, что он "изгнал весь Йерусалим", не надо понимать буквально, потому что в Йерусалиме было никак не 10 тысяч человек. Хотя тогда количество населения любого города и любой страны было не таким, как сегодня, но все-таки и тогда 10 тысяч никак не могло быть населением всего Йерусалима. Правда, 10 тысяч скорее всего имеется в виду главы семей, и если это умножить на средний состав семьи - порядка 7-8 человек, то получится несколько десятков тысяч человек, что уже - прилично. Тем не менее, дело не к количестве, а в том, как Невухаднецар отбирал этих людей. Он вовсе не стремился к тому, чтобы повально всех отправить в Вавилон. Он хотел оставить эту страну в состоянии, как пишет Йирмеяhу, "униженной страны". Что значит: "унизить"? - Это значит убрать верхушку, то есть, мудрецов, советников, воинов, ремесленников, которые могут изготовить оружие, и мастеров, которые умеют строить крепостные стены. После этого, виноградари, пахари - они пускай остаются. Напротив, он хочет, чтобы эта земля не приходила в запустение, и этой политики он будет придерживаться до конца. Всю верхушку народа он выгоняет в Вавилон из боязни, чтобы Иудея не вышла из-под его подчинения. В этом смысле есть большая политическая прозорливость в том, что он оставляет царя местного, еврейского, но этот царь "беззубый", у него нет ни свиты, ни его министров, ни его полководцев. То есть, он ничего не может сделать.

Когда мудрецы обсуждают, кто такие эти "хараш" и "масгер", то они говорят, что это - "мудрецы", и они говорят, что "богатыри" - это те, кто мудр в Торе. Это - обычный стиль мидраша, и скорее это является анахронизмом, и не было структурно так организовано. Тем не менее, те люди, которых в этой волне изгнал Невухаднецар, были на самом деле цветом народа, это были духовные руководители народа. Изгнав их, он оставил народ в отчаянном положении. Мы видим обсуждение этой волны изгнания во многих других книгах Танаха. Когда в Мегилат Эстер появляется впервые Мордехай, то говорится, что он (надо понимать, его предок) был изгнан вместе с царем Йехонией. То есть, практически все выдающиеся люди были изгнаны именно тогда, и здесь, именно в этот момент, впервые в Танахе появляется обсуждение проблемы народа Израиля в галуте. То есть, самым драматическим моментом начала галута является не то время, когда будет разрушен Храм, и хоть еще не весь народ, но уже его значительная часть отправится в изгнание, а настоящий перелом к галуту происходит именно в этот момент.

Положение народа в связи началом галута с одной стороны обсуждает Йехэзкел, и Йирмеяhу - с другой. Йехэзкел был коhен, который служил в Храме в Йерусалиме и занимал выдающееся положение; он был изгнан с этой волной изгнания в Вавилон, и там уже начал пророчествовать на пятом году после изгнания. Он описывает состояние этой изгнанной части народа. Это была в основном аристократия, интеллигенция. И они рассуждали так, что раз Всевышний нас прогнал с этой земли, то тем самым мы теперь свободны от исполнения заповедей. Йирмеяhу же описывает состояние оставшейся части народа, которые считают так, что раз Всевышний их (отправленных в Вавилон) прогнал, то это значит, что они сошли с дистанции, и теперь мы владельцы этой Земли, которая после них осталась; мы будем ее обрабатывать и пр. Йирмеяhу, книга которого почти целиком посвящена очень тяжелым пророчествам разрушения и галута, здесь тем не менее предсказывает, что эти изгнанные еще вернутся. Это удивительно потому, что Йирмеяhу предсказал этот галут Йехонии до того, как он фактически произошел. Он говорит, что Йехония уйдет из этого мира "арири" - что обозначает "бездетный". Комментаторы объясняют, что в таком контексте это обозначает царя, у которого сын не будет после него царствовать. Йирмеяhу передает тяжелое пророчество и говорит так: "Да будь этот Конйяhу (так он называет Йеhояхина) даже печатью на моей правой руке, как говорит Всевышний, - все равно не отступлю". То есть, даже если он имеет заслуги, все равно он уйдет в изгнание и не вернется. Интересно, что при этом Йирмеяhу все-таки предсказывает, что те, кто ушел в изгнание, вернутся. Здесь нет на самом деле противоречия, потому что они вернутся, но - не то поколение, они вернутся через 70 лет; и Йирмеяhу называет этот срок. Учитывая сравнительно "мягкую" позицию Невухаднецара, коорый не стремился полностью сокрушить Иудею, Йирмеяhу последовательно призывает царей Йеhуды и окрестных царей покориться пока ярму Невухаднецара, потому что только на 70 лет ему отдана власть, и не нужно против него бунтовать. Пророк обличает Йирмеяhу, считая его пораженцем и т.д, однако, если бы Йирмеяhу послушались, то эти 70 лет хоть и были бы ярмом Невухаднецара, но не с таким ужасами.

Любопытно, что первая волна возвращается, когда персидский царь Кореш дает позволение вернуться, и возвращаются они во главе с Зерубавэлем. Зерубавэль фигурирует в книге Даврей-hа-йамим-алеф, в главе 3.Там, где говорится про Йехонию, там говорится и про его сыновей. Зерубавэля называют Зерубавэль бен Шеалтиэль. Скорее всего, он был не сыном Шеалтиэля, а его внуком, а Шеалтиэль был сыном Йехонии. Таким образом, Зерубавэль - прямой потомок Давида, правнук Йехонии. Получается так, что четвертое поколение возвращается, что похоже на египетский плен, только там было трижды семьдесят, то есть, поколения были длиннее. Здесь вернулось четвертое поколение, и в пророчестве Хагая есть обещание, что Всевышний поставит Зерубавэля, как "печать". И эта "печать" получается прямым перечеркиванием пророчества Йирмеяhу, который передавал: "Будь ты хоть печатью... все равно ты не удержишься и Я не уступлю". Здесь же возвращается Зерубавэль и получается прямое противоречие. Мы знаем, что плохое пророчество может быть отменено, и это не означает, что оно ложное пророчество. Мудрецы дают два объяснения, почему к концу вавилонского плена вдруг потомку Йехонии это обещано, правда, мы не знаем точно что, и не знаем, что из обещанного осуществилось. Однако, факт таков, что под руководством Зерубавэля строится Второй Храм. Мудрецы в одном объяснении говорят, что Зерубавэль сделал тшуву, а другое объяснение такое, что сам по себе галут, то есть, страдания рассеяния, искупают и без тшувы.

Ответ на вопрос:

Мы знаем, что есть такое правило, что, если пророк обещает что-то хорошее от Имени Всевышнего, и мы знаем, что это - истинный пророк, то это обязательно исполнится, и не может быть отменено. Если же пророк предсказывает какое-то наказание, бедствие, то это - решено не на 100%, и искреннее раскаяние или другие причины могут помочь это предсказание отменить. Даже, если наказание предсказано без условия, то оно все же в принципе может быть отменено, его нельзя считать безусловным.

Последний период царствования. Уроки изгнания.

В стихе 15 говорится: "И изгнал он (Невухаднецар) Йеhояхина в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и его вельмож (или евнухов), и "элим" - что означает здесь "знать", и повел их из Йерусалима изгнанниками в Вавилон. Здесь очень настойчиво повторяется слово "гола", потому что это - первая, критически важная, волна изгнания, когда так долго предсказываемое изгнание со своей земли становится реальностью. Дальше в стихе 16 говорится, что всех мужей войска - 7 тысяч, и мастеров и ремесленников - одна тысяча, и всех героев, мастеров войны - всех привел царь Вавилона изгнанниками в Вавилон. Стих 17 говорит, что воцарил царь Вавилона Матанйа, дядю Йеhояхина, вместо него, и переменил имя ему на Цидкияhу. Уже говорилось о проблемах идентификации сыновей Йошияhу. Здесь же ясно говорится, что Матанйа - это Цидкияhу, и говорится, что он дядя Йеhояхина и, следовательно - брат Йеhоякима, и вроде все получается складно. В параллельном месте Диврей-hа-йамим говорится: "Воцарил он Цидкияhу, брата его (Йеhояхина)". Проблема в том, что у Йеhояхина, действительно, был брат Цидкияhу. Когда же приводится имя матери этого Цидкияhу (Матанйа), то ее имя совпадает с именем матери Йеhоякима, то есть, тогда подтверждается, что он был дядей Йеhояхина. Мидраш дает такое странное объяснение, что Йеhояхин от жены своего отца родил своего брата. Поскольку этот царь Цидкияhу, несмотря на то, что он обладал заметными дефектами, например, он не послушал пророчеств Йирмейаhу, тем не менее был все-таки в целом праведный человек, то Мальбим говорит, что нехорошо без нужды навешивать на приличного человека клеймо мамзерута, которое следует из объяснения мидраша. Тем более, что то, что он назван братом, можно понимать расширительно, так, Авраам говорит Лоту, что мы - "люди братья", хотя ясно, что Лот - племянник Авраама.

С этого момента начинается последний период царствования, который приведет к полному разрушению Иудейского царства, то есть, когда в конце царствования Цидкияhу будет разрушен Храм, и много народу будет изгнано. Однако, все же галут не будет полным, так как немалая часть народа будет оставлена на этой земле, чтобы ее обрабатывать, чтобы она не приходила в запустение. Мы знаем, что в конце концов дело все-таки кончится полным изгнанием, то есть, все происходит не по предварительным планам Невухаднецара. Заглядывая в самый конец книги Мелахим-бет, в конец главы 25, мы видим, что стих 27 говорит, что на 37-ом году изгнания Йеhояхина, царя Йеhуды, в двенадцатый месяц, двадцать седьмого числа, Эвил-Меродах, царь Вавилона в год своего воцарения "поднял голову Йеhояхина". Из книги Берешит мы помним этот оборот, когда "фараон поднял голову", то есть, вспомнил и распорядился о своем министре. Здесь царь Вавилона "поднял голову" Йеhояхина, царя Йеhуды, из тюрьмы, где тот провел 37 лет. И он говорил с ним по-хорошему, и поставил его престол над престолами других подчиненных ему царей в Вавилоне. То есть, то, что он был посажен в тюрьму, не лишило его звания царя Йеhуды. По какой причине этот новый царь, сын Невухаднецара, поднял так царя Йеhуды? Для еврейского царя честь столоваться у царя Вавилона и принимать всякие знаки уважения - это честь спорная, хотя и более комфортабельное положение, чем сидеть в тюрьме.

Накануне Дня Независимости нас, конечно, интересует вопрос о том, какое место в перспективе нашей истории занимает этот момент, это изгнание, чему это нас учит? Наши мудрецы времен Талмуда и последующих поколений обсуждают это, потому что это - действительно, некая критическая точка. Мудрецы говорят, что у народа Израиля отнята их гордость. В чем эта гордость? Говорят, что "гордость отнята и царствование отдано худшим из народов". Это говорится не о периоде, когда разрушен наш Храм, а говорится о периоде, когда угнали очередного царя и поставили другого царя. Пока они живут почти все на своей земле, и есть царь, и есть Храм, но тем не менее этот момент изгнания Йехонии является началом настоящего галута; и народ погружается в печаль не в смысле индивидуального состояния отдельных лиц, а в том смысле, что народ в целом опечален. А раз народ опечален, то в нем нет пророчества. Хотя и есть еще и Йирмеяhу и Йехезкел и Хагай, но это - последний период. Когда они вернутся из Вавилона, пророчество будет окончено, потому что народ опечален. Они вернутся из Вавилона и даже построят Храм, но тем не менее, это состояние глубокой печали не излечится из-за потерянного величия. В чем это потерянное величие? - Это суверенитет, собственная власть Израиля на своей земле. Без этого жизнь народа не является полноценной. И их гордость состоит именно в независимом царствовании. Правда, независимого царствования многократно не было и до Йехонии, но тем не менее, начиная с галута Йехонии, оно исчезло бесследно до далекого момента Второго Храма, когда Хасмонеям удалось основать на какой-то короткий период независимое царство. Все это стоит помнить, потому что всегда хорошо посмотреть на текущие события с точки зрения того, что мы учим в Торе и в Танахе. Мы видим, что даже, когда Храм стоит, но мы потеряли государственную самостоятельность, то это называется "сломленная гордость". Поэтому, когда мы получили обратно государственную самостоятельность, то это есть возвращение гордости, но возникает вопрос: является ли это событие одномоментным? Можно ли на этот вопрос ответить определенно: да или нет, или здесь есть ступени? Есть такой интересный комментарий к знаменитому мидрашу к Мегилат Эстер, к тому месту, когда Ахашверош был очень разгневан из-за того, что Вашти посмела не явиться по его вызову, и он вызывает мудрецов, знающих сроки, чтобы ему подсказали, как поступить с такой непокорной женой. Мидраш задает вопрос: кто такие мудрецы, знающие сроки? И отвечает, что это - еврейские мудрецы, потому что они в Санhедрине устанавливают начало каждого месяца, и они знают сроки. И мудрецы рассуждают очевидным образом. Если мы скажем ее помиловать, то он будет на нас сердиться сейчас, а если мы скажем ее казнить, то он будет на нас сердит потом. То есть, в любом случае нам будет плохо. Поэтому они говорят так, что с тех пор, как мы потеряли государственную независимость, у нас Всевышний отнял ясность разума, и вы спросите те народы, которые живут на своих землях, спокойно, потому что у них есть возможность принять взвешенное решение. Это такая ситуация, когда надо очень хорошо понимать, что победителю будет так же плохо, как побежденному, поэтому лучше уклониться и сказать, чтобы попросили кого-нибудь другого. Так вот, по этому поводу комментарий говорит следующее. Ясность вынесения суждения или приговора или суда связана с отсутствием чужой власти. Если мы находимся под чужой властью, то у нас не может быть такой ясности суждений. Отсюда можно прийти к такой связи. Самая первая мишна Пиркей-Авот говорит, что люди Великого Собрания сказали три вещи. Первая вещь, которую они сказали: "Будьте неторопливы в суде", потому что вы, евреи, вернулись из рассеяния в свою страну, и вы будете заново строить, восстанавливать систему суда в Эрец Исраэль. Поэтому будьте неторопливы в суде, потому что отличительное качество, характеристический признак, царства Давида это то, что он "дану ла-бокер мишпат". Изо всех выдающихся подвигов Давида особенно подчеркивается, что он "утром вершил суд, справедливый". Почему утром? Потому, что судебные решения должны быть ясны, как утро.

Поэтому хочется предложить такой нетривиальный критерий. Когда (и если) наш суд будет выносить такие взвешенные решения, то это будет признаком того, что мы достигли настоящей государственной независимости.