МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим IIЗ. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 112. 25:27-25:30

1. /25:27-30/ Новый царь Вавилона Эвил-Меродах освобождает из тюрьмы царя Йеhуды Йеhояхина, который там пробыл 37 лет, и обеспечивает его содержание до конца жизни. В ответ на вопрос обсуждается участь последнего царя Цидкияhу.
2. Некоторые отличия в описании конца царства Йеhуды в книге Йирмеяhу (52:31-34). Мидраш о решении Санhедрина, как спасти династию Давида. Кли-Йакар связывает этот мидраш со стихом из пророка Захарйа. Всевышний дает продолжение рода Йеhояхину за его тшуву. Возможности отмены приговора Всевышнего. Правило: "Не отчаиваться и слушать пророков".
3. Параллели - контрасты конца книги Мелахим-бет с началом книги Мелахим-алеф. Мнение мудрецов о том, что положение Йеhояхина, получающего "подачки" от царя Вавилона, менее "почетно", чем положение трупа Йеhоякима в пустыне.


Освобождение царя Йеhояхина из тюрьмы новым царем Вавилона.

В стихе 27 главы 25 говорится: "И было на тридцать седьмом году изгнания Йеhояхина, царя Йеhуды, в двенадцатый месяц (адар), двадцать седьмого числа месяца, поднял Эвил-Меродах, царь Бавэля, в год своего воцарения голову Йеhояхина, царя Йеhуды, из дома заключения". Эвил-Меродах был сыном Невухаднецара, и о нем мы знаем очень мало. Есть в мидраше два не совсем совпадающие варианта. По одному варианту, когда произошли потрясения с Невухаднецаром, он потерял человеческий облик, то царем поставили этого Эвиля, а когда Невухаднецар пришел в себя, очнулся и вернулся, то он его посадил в тюрьму. По другому варианту царствовал в отсутствии Невухаднецара другой его сын, а когда Невухаднецар вернулся, то он его убил. Трудно решить, какой из этих вариантов верный; скорее всего, более вероятный первый вариант, хотя это ничего не доказывает. Мы знаем, что Йешаяhу пророчествовал похой конец Вавилону. Итак, в Вавилоне воцарился Эвил-Меродах после смерти Невухаднецара. В книге Мелахим говорится, что он распорядился на счет Йеhояхина двадцать седьмого числа двенадцатого месяца, а в книге Йирмеяhу говорится, что двадцать пятого числа. Такие расхождения в числах встречаются часто, и решают так, что двадцать пятого числа он решил, а двадцать седьмого он осуществил освобождение. Мидраш говорит, что двадцать пятого он воцарился, но, помятуя печальный опыт, когда то ли он то ли его брат царствовали в отсутствии Невухаднецара, он хотел убедиться в том, что тот уже на самом деле умер. И по мидрашу он двадцать шестого числа вытащил его из могилы и расчленил на части. Когда уже не могло быть сомнения в том, что тот умер, он освободил из тюрьмы Йеhояхина, который пробыл в тюрьме почти тридцать семь лет. Ему было 18 лет, когда он был изгнан; царствовал он всего три месяца и десять дней, то есть, ему сейчас 55 лет. Почему новый царь Вавилона решил так поступить? Точно сказаать трудно, потому что нет никаких сведений. Может быть, исходя из принципа что "враг моего врага мой враг", потому что у него, конечно, были "очень горячие" чувства по отношению к своему отцу, который упек его в тюрьму. Очень напрашиваются красивые картины, в духе "Графа Монте-Кристо", что они были в соседних камерах в тюрьме, и делились опытом. Ясно, что никаких подобных сведений у нас нет.

Ответ на вопрос:

Поскольку последним царем все-таки был Цидкияhу, то какова же его участь? - Про Цидкияhу мы знаем точно, что сначала на его глазах убили его сыновей, потом ему выкололи глаза, а потом доставили его в Вавилон, где он умер, и к моменту освобождения Йеhояхина его в живых уже нет. Похоже, что даже при жизни Цидкияhу народ воспринимал в качестве царя именно Йеhояхина, хотя он так недолго царствовал.

В стихах 28-29 сказано, что новый царь Вавилона говорил с ним (с Йеhояхином) хорошо, и поставил его престол выше престола царей, которые при нем в Вавилоне. И сменил его арестанские одежды; и он ел хлеб постоянно перед ним все дни своей жизни. В стихе 30 говорится: "И его трапеза - трапеза постоянная, выдается ему от царя изо дня в день все дни его жизни". Этим "утверждающим" оборотом - "все дни его жизни" заканчивается книга Мелахим-бет; заканчивается весь раздел Ранних Пророков.

Спасение Всевышним династии Давида.

В параллельном тексте книги Йирмеяhу все почти дословно совпадает с концом книги Мелахим. Единственное различие состоит в том, что там говорится: "до дня его смерти", а в книге Мелахим смерть не упоминается. Можно полагать, что это - любопытное стилистическое отличие. Мидраш рассказывает, что в те времена, когда Йеhояхин был изгнан в Вавилон и заточен в тюрьму, был такой порядок у Невухаднецара, что тот, кто попадал в тюрьму, из нее уже никогда не выходил до конца жизни. Мидраш сообщает такие сведения, что вместе с Йеhояхином был изгнан Большой Санhедрин. Когда царь попал в тюрьму, то это означало, что он - сгинул навеки, а детей у него как-будто не было, хотя он и был женат. Тогда собрались члены Санhедрина, которые были изгнаны, но не посажены в тюрьму, и стали рассуждать, как же быть?

Ведь происходит чудовищная вещь - пресекается династия Давида! Наши мудрецы, подобно нашим пророкам, никогда не занимаются просто причитаниями, или просто проповедями, а здесь требуется реакция на чудовищную ситуацию. Говорится в благословении Яакова: "Не отойдет скипетр от Йеhуды", и с того момента, когда воцарился Давид, царствовать должны его прямые потомки. Получается, что последний потомок Давида заключен в тюрьму, откуда нет выхода, и поэтому нет никакой надежды на продолжение рода! Речь идет не просто о каких-то там потомках, это должны быть потомки только от Давида, затем - от Шломо, и идет как бы прямая царская линия. Йеhояхин был последним законным царем, так как Цидкияhу, хоть он тоже прямой потомок Давида, погиб, так же, как и его сыновья. Обсудив такую драматическую ситуацию, Санhедрин принимает решение, что надо расположить к себе фрейлену, которая смягчит сердце царицы, которая - смягчит сердце царя. Так и было сделано. И когда Невухаднецар возлег на супружеское ложе, намереваясь получать удовольствие, то царица сказала: "Значит ты - царь, а Йехония - не царь? Ему тоже хочется быть с женой!" И тут же Невухаднецар распорядился, и Йехонии спустили в тюремную яму его жену. Жена сказала, что она увидела пятнышко, вроде красной розы, то есть, она оказалась в состоянии нечистоты, ниды, и Йеhояхин не прикоснулся к ней, пока она не отсчитала семь чистых дней и не окунулась. Всевышний сказал: "Когда ты жил в человеческих условиях, то ты не обращал внимания на эти законы, а сейчас ты про них вспомнил!" И Всевышний простил ему все грехи. И так объясняют, что этот новый царь Вавилона - Эвил через 37 лет, вспомнил про него, расположился к нему, и освободил его из тюрьмы.

Этот мидраш Кли-Йакар связывает с замечательным стихом из пророка Захарйа (9:11). Танах - это вообще сплошная поэзия, но нам, воспитанным на совсем другой ритмике, мелодики и пр. очень редко удается понять и услышать поэзию в том смысле, как мы это понимаем. Захарйа обращается в этом стихе к народу Израиля (в женском роде) и говорит: "И ты тоже - Я освобожу твоих арестантов ради крови заветов из ямы, в которой нет воды" - "гам-ат бе-дам-бритех шилахти асирайх ми-бор эйн майм бо". Значение воды велико. Мы помним, что Йосэфа бросили в яму, в которой не было воды. То есть, за то, что этот царь Йехония в не совсем человеческих условиях сделал настоящую тшуву, и вернулся, и вспомнил завет со Всевышним, за это дано продолжение его роду, хотя Йирмеяhу предсказывал ему, что у него не будет никакого потомства. Потом мы увидим, что в "Малых пророках" появляется потомок Йеhояхина, его внук или правнук Зрубавэль, который возглавляет строительство Второго Храма, и на него или на его потомство пророки возлагают очень большие надежды, как на Машиаха. Мы будем это изучать позднее.

Тот факт, что Всевышний простил Йеhояхина после того, как его биография казалось полностью законченной, показывает, что несмотря на тот страшный приговор, который Хулда объявила Йошияhу, что все закончено и нет ни на что надежды, тем не менее, если бы сыновья Йошияhу вели себя по-настоящему хорошо, и слушались бы пророков, то вполне можно было бы ожидать, что это страшное предсказание было бы заметно отсрочено, и может быть, даже в результате было бы отменено. Мы знаем необычайно важное правило, которым проникнуты все поучения наших мудрецов: "Никогда нельзя отчаиваться". В Талмуде есть такая обсуждаемая история Элиши бен Абуя, который стал отщепенцем, отступником, и с Неба голос сказал: "Вернитесь все, кроме Ахера (так его называли)". И он решил, раз сказали, что меня не примут, так я и не буду стараться. А мудрецы ему сказали, что ты совершил тяжкое преступление, и тебе вынесен приговор, но, если бы ты стучался в ворота, то тебе в конце концов открыли. Это - та линия, которая характерна для потомства Давида. Царь Хизкияhу говорит, что даже если острый меч приставлен к горлу, я не откажусь от того, чтобы умолять Всевышнего. Это правило никак нельзя забывать - "не отчаиваться и слушать пророков". Правило "не отчаиваться" действует во все времена, но как исполнить вторую часть инструкции сегодня - "слушать пророков"? Это очень непростая проблема: что делать, когда нет пророков? Надо, наверное, слушать мудрецов, но мы не всегда знаем каких.

Завершение книги Мелахим-бет; параллели с началом Мелахим- алеф.

Несколько слов по поводу того, как завершается эта книга Мелахим-бет, которая заканчивает раздел "Ранних Пророков". Мы можем видеть, как много здесь параллелей с началом книги Мелахим-алеф. Мы помним, что книга Мелахим-алеф начинается с того, что непонятно, кто из потомков Давида будет царствовать. Есть конкуренция, как часто бывает в нормальной жизни, и это вопрос решает Давид. В конце книги Мелахим-бет тоже есть несколько кандидатов в цари, и "решает этот вопрос" сначала фараон, потом царь Вавилона, то есть, решает внешний правитель. И таких параллелей - контрастов имеется огромное количество. Так, Давид благословляет Всевышнего за то, что он удостоился видеть своего сына, сидящего на престоле, а последний царь - Цидкияhу кончает тем, что он видит гибель своих сыновей, и ему потом выкалывают глаза, и он уже ничего не может видеть. Царствование Шломо, с которого начинается книга Мелахим-алеф, - это вершина, благоденствие нашего народа, и границы наши - от Нила до Евфрата, и все окружающие народы заискивают, посылают дары и выплачивают дань; и подробно описывается, что подают на стол царю Шломо. Теперь же Мелахим-бет заканчивается тем, что царствует от Нила до Евфрата сначала фараон, а потом Вавилон, и мы под их властью. И последняя "радость", когда наш царь Йеhояхин получает "карточки" (пропитание) от благородного царя Вавилона. И мудрецы говорят тяжелые вещи. Они говорят, что труп Йеhоякима - царя, который был закован в кандалы и умер по дороге в Вавилон, а труп его вышвырнули в пустыне, так вот, его труп, выставленный на жару днем и на холод ночью, - это более почетное положение, чем пропитание, получаемое Йеhояхином в царских покоях царя Вавилона, который подает со своего стола. С другой стороны, эта ниточка не прервалась, возрождается династия Давида, появляется Зрубавэль, и дальше - у нас есть продолжение.