МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 12. 5:14-6:1

/5:14/ Мудрость Шломо в объяснении мидраша по книге Коhелет. Образ колодца с водой. Объяснение стиха: "Послушать мудрость Шломо - приходили все".

/5:15-19/ Начало приготовлений к построению Храма. Послание Шломо к Хираму - царю Цора. Понимание "кри-уктива": "мне под ноги" - "ему под ноги". Шломо - "человек покоя", который должен построить Дом Имени Всевышнего. В ответе на вопрос обсуждается проблема отношения идолопоклонников к Богу евреев.

/5:20-25/ В послании к Хираму Шломо "заказывает" ливанские кедры. Хирам обещает доставить и кедры и кипарисы морским путем. Шломо взамен доставляет продовольствие дому Хирама: пшеницу и оливковое масло.

/5:26-32/ Объяснение повтора стиха о даровании Всевышним мудрости Шломо. Союз Шломо с Хирамом. Наложение трудовой подати на Израиль. Проблемы, связанные с пребыванием части трудовой армии вне дома - в Ливане. Число рабочих, занимающихся строительством, и их надсмотрщиков.

/6:1/ Начало строительства Храма - четвертый год царства Шломо.



/5:14/ Мудрость Шломо в объяснении мидраша по книге Коhелет. Образ колодца с водой. Объяснение стиха: "Послушать мудрость Шломо - приходили все".

Мы обсуждали уже начало главы 5, которая рассказывает о мудрости Шломо. Мидраш так объясняет стих, где говорится, что мудрость Шломо превзошла "мудрость всех сынов Востока и мудрость Египта (5:10)". Он говорит, что в книге Коhелет, которая традицией тоже приписывается царю Шломо, говорится (12:9): "И сверх того, что был Коhелет мудр, он еще и преподавал знания народу и балансировал и исследовал и сочинял притчи во множестве". И по этому поводу говорит рабби Ханина: "На что это похоже?" - Это похоже на ситуацию, когда есть глубокий колодец, полный воды, и эта вода в колодце холодная, и сладкая, и хорошая, и нет никого на свете, кто был бы способен попить из него - очень глубокий колодец. Пришел один человек, и связал веревку с веревкой - и зачерпнул из этого колодца. И начали все черпать из него и пить. И так - от одного предмета к другому, от притчи к притче Шломо добрался до того, чтобы устоять на тайне Торы, то есть, это очень распространенный образ, когда Тора сравнивается с водой. Есть и другие аспекты, когда нечто, что сделал Шломо, сравнивают с человеком, который помог "транспортировать" нечто ценное. И этот образ колодца, наполненного замечательной водой, - это очень прозрачный образ Торы, которая содержит глубокую мудрость, но человеку она не доступна, потому что Тора - это Божественный разум. И Шломо проявил свою мудрость не просто в том, что он добрался до этого, а он, как сказано в Коhелете, преподал это людям, то есть, путем своих притчей он создал механизм, который позволяет зачерпывать это воду, и доводить эту Божественную мудрость до того состояния, когда человек может к ней прикасаться.

В стихе 14 говорится: "И приходили из всех народов послушать мудрость Шломо, от всех царей земли, которые слышали его мудрость". Как понимать: "слышали его мудрость"? Возможно, что царь уже послушал, а теперь посылает своих подданных, но скорее всего это надо понимать так, что царь был наслышан о мудрости Шломо, и посылал своих представителей, чтобы они послушали и передали ему, как очевидцы. Этот стих завершает описание того, как Шломо установил систему отношений внешнеполитических, внутренних, экономических; и стих сообщает о его мудрости.


/5:15-19/ Начало приготовлений к построению Храма. Послание Шломо к Хираму - царю Цора. Понимание "кри-уктива": "мне под ноги" - "ему под ноги". Шломо - "человек покоя", который должен построить Дом Имени Всевышнего. В ответе на вопрос обсуждается проблема отношения идолопоклонников к Богу евреев.

Теперь начинается раздел, вводящий нас в дело жизни отца Шломо - Давида, а именно, в дело приготовления к построению Храма. В стихе 15 говорится, что послал Хирам, царь Цора, своих подданных к Шломо, потому что услышал, что его помазали на царство вместо отца его, ибо он (Хирам) любил Давида все дни. Мы помним , что этот Хирам фигурирует еще в книге Шмуэль-бэт, и в параллельном месте в Диврей-hа- -йамим-алеф. Он помогал Давиду строить дворец, когда Давид говорил пророку: "Что же это получается, вот я - во дворце из кедра, а Ковчег находится в шатре"? Это было, когда Господь отказал Давиду в том, чтобы он строил Храм. Как получилось, что царь Цора оказался таким верным союзником и даже помогал строить Храм? Анализировать это трудно, но факт таков, что, наверное, у него были такие военные и политические отношения, что ему союз с сильным государством евреев был очень полезен, а если этому еще содействуют какие-то чисто человеческие качества, то получается такая замечательная картина. Очевидно, это происходит в начале царства Шломо, потому что Хирам поздравляет его с вступлением в царскую должность, как положено во все времена союзникам поздравлять нового правителя (расстояния до всех этих царств - Цора и Цидона невелики). Что касается имени - Хирам, то оно встречается в разных местах Танаха немножко в разных видах: Хирам, Хурам, Хиром. Специалисты считают все эти имена сокращенной формой от: "Ахи-рам" - "Мой брат высок". Наверное, "брат" - это намек на идола, которому они поклонялись.


Ответ на вопрос. Почему ливанцы говорят на иврите (судя по расшифровке имени)? - Дело в том, что всякое художественное произведение работает в рамках какой-то условности жанра. Когда, например, Тора приводит разговор Билама с Балаком, то там еще более уместно спросить, отчего они, вдруг, говорят на иврите? Ведь вроде бы Тора не может привести разговор, который происходил не так? Но всякое искусство работает в таких рамках, что оно доносит какую-то истину, которая является соединением между составителем и тем, кто воспринимает (читателем, зрителем и т.д.). Поэтому, исследователи, которые находят в имени "Ахи-рам" ивритские корни, может быть, действительно, находят общие корни, а, может быть, и ошибаются. И это уже вопрос к тем, кто так понимает, причем, это достаточно принятое понимание его имени.


Стих 17 говорит, что послал Шломо к Хираму послание. Как именно посылались послания, не совсем ясно. Может быть, они обменивались грамотами, а может быть, их посланцы устно сообщали то, что им было велено передать. Как бы то ни было, Шломо посылает ему следующее послание: "Знаешь про Давида, отца моего, что он не мог построить Дом имени Всевышнего, Бога его, из-за войны, которая окружала его, до тех пор, пока не отдал Всевышний их (всех врагов вокруг) под ступни ног..." Здесь имеется кри-уктив - различие между тем, как читается и, как пишется; читать надо: "раглай" - "мне под ноги", а написано "рагло" - "ему под ноги". При этом, мы нередко встречаем в Танахе, что говорится "твой Бог", несмотря на то, что еврей обращается к еврею, и это, обычно, происходит тогда, когда говорящий проявляет уважение к тому, к кому он обращается, и хочет показать, что Бог к тому ближе, чем говорящий. Очень часто это бывает, когда народ обращается к пророку. Стоит отметить, как деликатно Шломо объясняет тот факт, что Давид не построил Храм. Он очень уважает отца и никоим образом не хочет показать, что Бог не разрешил Давиду строить. Но, с другой стороны, то, что Давид Храм не построил - это факт. И Шломо это объясняет чисто объективными обстоятельствами: Давид все время воевал, и не мог построить Храм. И это даже не следует рассматривать, как некую уловку, поскольку в этом есть полноценное правильное объяснение, потому что заповедь в книге Дварим формулируется так: "Когда Бог даст вам покой от всех врагов вокруг, тогда вы построите Храм в том месте, которое Он выберет, чтобы там обитало Его Имя". И ясно из этого, что Храм можно построить только тогда, когда "Бог даст покой от врагов". Поскольку у Давида всю жизнь не было покоя от врагов, то он не мог построить Храм, и не из-за того, что он был занят, а потому что не время строить Храм, когда еще одолевают враги.


Ответ на вопрос. Нет никаких сомнений в том, что все войны выиграл Давид, и ясно, что Шломо не стал бы приписывать себе его заслуги, тем более, что при малейшем сомнении всегда, в силу обязанности почитать отца, человек должен приписать заслугу отцу вместо себя. Что же касается кри-уктива, то обычно, простое понимание совпадает с "кри" - как надо читать, а драш совпадает с "ктив". И тогда, действительно, получается, что по простому пониманию Давид добился того, что все враги отданы мне (Шломо) под ноги, что при этом не означает, что я их победил, а это означает, что я правлю в ситуации, когда враги не поднимают головы. В том, что написание надо понимать, как "ему под ноги", то тут трудно сказать, какая может быть в этом более глубокая мысль. Мы втречаем не раз в книгах Пророков, в книге Йеhошуа, что побежденных царей не просто казнят, а сначала их физически придавливают ногой, чтобы продемонстрировать, что этот враг повержен. То, что Давид поверг врагов под ноги Шломо, совсем не трудно понять, потому что Давид воевал всю жизнь, основал эту могучую империю, а теперь он передал Шломо, чтобы он правил ею. А понимание - "ему под ноги" может быть, означает намек на то, что врагов так вот прижимали, и может быть, это намек на какую-то жестокость Давида по отношению к некоторым врагам. Может быть еще такое объяснение, что "мне (Шломо) под ноги" - это поверхностный смысл, а "ему (Давиду) под ноги" - это более скрытый смысл. Дело в том, что на самом деле, враги перестали одолевать Давида раньше, чем воцарился Шломо. И таким образом, может быть, то, что он не говорит в явном виде: "тахат раглах", обозначает, что он щадит репутацию отца и не хочет выдать, что у него был зазор времени когда враги уже оставили его в покое, и можно было бы начать строить Храм, да Бог не разрешил. Это может быть очень интересное объяснение.

Шломо воцарился при Давиде, но сколько времени это длилось, мы не знаем, и при Давиде он никак не мог начать строить Храм, потому что было много проблем других, и к построению Храма надо серьезно готовиться: заготавливать строительные материалы и пр., помимо того, что требуется специальнй план, который был передан через пророка Давиду, а Давид передал его Шломо. Ясно, что это дело Давида, которое передано Шломо, и что это - важнейшая заповедь, которая на нем лежит. И нигде не видно, чтобы он промедлил. Наоборот, в мидраше упрекают Давида, что он сначала построил свой дворец, а потом стал терзаться совестью, а вот Шломо сначала построит Храм, а потом уже свой дворец.

Ответ на вопрос. - Кри-уктив является древней традицией. Например, пророк Ирмияhу, записывая некий текст, хочет нам передать нечто, и передает это в таком двойном виде, чтобы нам на что-то намекнуть. Вовсе не обязательно, чтобы Шломо эту двойственность передавал.

Ответ на вопрос. - Вряд ли можно считать, что послание Шломо Хираму, связанное со строительством Храма, явилось ответом на поздравительное послание Хирама, то есть, что строительство Храма как бы "инициировано" Хирамом. Шломо собирается строить Храм безусловно, а то, что он сообщает об этом Хираму в ответ на поздравление, означает только то, что мудрый царь не делает первым ход раньше, чем с ним "поздороваются". Было бы странно, если бы прежде, чем его Хирам поздравил, Шломо стал бы говорить с ним о построении Храма. Естественно, что это было в начале царствования Шломо, потому что вряд ли Хирам послал поздравление с большим запозданием.


Продолжая рассказ о послании Шломо к Хираму, стих 18 говорит: "И теперь дал Всевышний, Бог мой, мне покой от всех неприятелей вокруг, никто не выступает против меня, и нет никаких неприятных столкновений". Употребленное здесь слово "сатан" очень часто встречается в Танахе. Здесь имеется в виду, что ни внутри страны и ни снаружи никакой враг не выступает против меня. Выражение "ейн пэга ра" - "нет никакого дурного происшествия" обозначает, что помимо того, что нет какой-то активной силы, которая выступает, так еще нет и никаких несчастных случаев, и все течет благополучно. Это сообщение, посланное Шломо Хираму, перекликается с тем, что сообщал в пророчестве Всевышний Давиду. Когда Он отказывал ему в позволении построить Храм, Он говорил, что у тебя родится сын, и он будет "иш менуха" - "человеком покоя". У Шломо такая завидная судьба, что ему со всех сторон даровано такое замечательное состояние. Дальше (5:19) в послании Шломо говорится: "И вот, я намерен построить Дом Имени Всевышнего, Бога моего, как говорил Всевышний Давиду, отцу моему: "Твой сын, которого я посажу вместо тебя, на твой престол, он построит Дом моему Имени".


Ответ на вопрос. Зачем Шломо так рапространяется перед Хирамом, идолопоклонником, по поводу того, почему и кто должен строить Храм Всевышнему? - Дело в том, что идолопоклонники ни к какому богу не относятся пренебрежительно. они в этом смысле очень "демократичны", и это их сильная сторона: никогда не будет ничего страшного, если они еще для "парочки богов" подвинутся в узких пределах. Мы это видим во множестве мест. Например, когда капитан будит Иону, который забрался в трюм и там заснул, то он говорит: "Ты что же спишь в такой момент? Иди и возопи к своему богу". И когда фелистимляне увидели, что с еврейскм Богом шутить опасно, то они послали ему подарки. То есть, нет ничего удивительного в том, что Шломо объясняет Хираму свою серьезную задачу: у нас есть наш Бог, и мы хотим построить Ему Храм. И это вполне понятно. Тем более, что, может быть, уже и тогда существовали идолопоклонники, которые понимали, что может быть, лучше всего поклоняться еврейскому Богу. Мало того, в нашей традиции мы встречаем, что про некий народ сказано, что это хороший народ, правда, у них дурацкая традиция, доставшаяся им от предков, - они какому-то божеству поклоняются. То есть, одна из очень важных задач народа Израиля - там, где возможно, всем людям сообщать о том, что есть настоящий живой Бог. Конечно, это надо делать тактично, и в ситуации, когда есть шанс, что тебя услышат, и в разные эпохи - по-разному. Впервые это начал делать Авраам, который колодцам давал имена, связанные с именем Всевышнего, потому что к колодцу люди все время приходят, и к этому Имени привыкают. Было бы нехорошо послать послание, где упоминается Имя Всевышнего, только в одной ситуации: если бы была опасность, что могут переиначить его на свое божество. Здесь же речь идет о личной биографии дома Давида, и похоже, что тот царь, к которому он обращается - Хирам, не таков, чтобы начать заниматься "подрывной идеологией". При объяснении про "Мегилат Эстер", что это единственная книга Танаха, где ни разу не употребляется Имя Всевышнего, говорят так, что, если бы упомянуть, то история такая завлекательная, что все народы вместо имени Всевышнего написали бы имя своего божества. Иногда, действительно, этот вопрос встает очень остро, например, когда Яаков посылает посланцев к Эсаву, и передает ему, что, вот, я жил с Лаваном. Знаменитый мидраш говорит по этому поводу, что, если правильно понять его слова, то получится, что я, хоть и жил с Лаваном, но 613 заповедей соблюдал, и его злым путям не научился. И есть комментаторы, которые спрашивают: "нашел время и место и "адресата", кому сообщить, что ты исполнял 613 заповедей! Ему же наплевать, сколько заповедей ты исполнял. И там этот вопрос сильный, и вроде бы Яаков не по делу это сообщает. Здесь же проблема такая мягкая: если мы хотим строить Храм, то стоит объяснить, что это наш Бог, которому строится Храм.


/5:20-25/ В послании к Хираму Шломо "заказывает" ливанские кедры. Хирам обещает доставить и кедры и кипарисы морским путем. Шломо взамен доставляет продовольствие дому Хирама: пшеницу и оливковое масло.

Дальше (5:20) Шломо обращается к Хираму: "Распорядись, пусть срежут мне кедров из Ливана; и мои подданные будут с твоими подданными, и плату твоим подданным я дам тебе, сколько ты скажешь, потому что ты знаешь, что нет среди нас человека, который бы понимал в срезании деревьев, как цидоним (название народа - соседей с севера). Шломо говорит только об услугах по работе и не говорит о плате за очень дорогую древесину: как известно, ливанский кедр - один из самых дорогих сортов дерева. Только цари могли строить себе дворцы из ливанского кедра. Очевидно, Шломо собирался эту древесину получить задаром, потому что Ливан платил ему дань. В стихе 21 говорится: "И было, когда услышал Хирам слова Шломо, то возрадовался очень, и сказал: "Благословен Всевышний сей день, который дал Давиду мудрого сына над этим великим народом"". Из того, что сказано: "услышал слова", можно предположить, что он послание сам не читал, а слышал от посыльного. В стихе 22 говорится, что послал Хирам Шломо такую передачу: "Я услышал твое послание и я сделаю все, что ты желаешь относительно деревьев кедровых и деревьев "брошим", что переводится обычно, как "кипарис"". Древесина кипариса менее ценная, чем ливанского кедра, но тоже очень ценится. Комментаторы объясняют, что эти кипарисы Хирам добавил по своему пониманию, не имея в виду заменить частично ими кедры. Хирам имел в виду, что он поможет Шломо с заготовкой материала не только для строительства Храма, но также и для других построек: для строительства дворца царя и для других общественных сооружений.

Дальше Хирам предлагает план доставки этих деревьев. Он говорит (5:23): "Мои подданные спустят их с Ливана, с горы, к морю, и я их свяжу в плоты в море и доставлю их до того места, которое ты укажешь мне, и там рассыплю, а дальше уже ты возьмешь их. А ты сделаешь то, чего я желаю, - дашь хлеб моему дому." То есть, в обмен на эту заготовку древесины Хирам просит, чтобы Шломо поставлял ему продовольствие (5:24-25): Хиром (тоже имя, что и Хирам) поставляет Шломо кедры и кипарисы, сколько потребуется, а Шломо поставляет Хираму 20 тысяч коров пшеницы, как "маколет" - "продовольствие" его дому, и 20 коров оливкового масла.

Названо масло "катит", что является высшим сортом оливкового масла; разница состоит в том, что при его изготовлении маслины толкут в ступе, а не мелят на мельнице (образуется меньше пены). И столько поставлял Шломо Хираму ежегодно, пока выполнялись эти работы. Надо сказать, что "кор" - это самая большая мера объема, которая используется для измерения количества продуктов, и составляет, по основному мнению, порядка 400 литров.


/5:26-32/ Объяснение повтора стиха о даровании Всевышним мудрости Шломо. Союз Шломо с Хирамом. Наложение трудовой подати на Израиль. Проблемы, связанные с пребыванием части трудовой армии вне дома - в Ливане. Число рабочих, занимающихся строительством, и их надсмотрщиков.

В стихе 26 говорится: "Всевышний дал мудрость Шломо, как говорил ему. И был мир между Хирамом и Шломо; и они заключили союз между собой". Что нам хочет сказать этот стих? Почему именно здесь надо было говорить об обещании, которое было дано давно, в Гивоне? Мы ведь видели уже, что это обещании о даровании мудрости Шломо исполнилось на примере его суда над женщинами и пр. Простое объяснение здесь такое, что, когда человек берется за очень серьезный проект, большого размаха, то тут мало быть умным человеком, тут нужно обладать специфической мудростью: понимать в инженерных делах, в строительных, в организации этих дел. Но может быть, здесь имеется в виду то, что, когда начинаешь какие-то политико-экономические отношения с соседними странами, то нужно обладать большой мудростью, чтобы с ними не поссориться, поскольку всегда могут быть недоразумения, когда кто-то может посчитать себя обиженным, думать, что ему что-то не додали, его не оценили и пр. Чуть дальше мы увидим, что будет некоторое напряжение и с Хирамом, но здесь нам заранее сообщают, что у Шломо достало мудрости для того, чтобы был все время с Хирамом мир, и они заключили союз. При этом, союз не обозначает нечто вроде мирного договора, достигнутого в результате войны. Хирам был союзником и все дни Давида.

Дальше (5:27-28) сказано, что наложил царь Шломо подать (трудовую) на весь Израиль; и была эта подать - 30 тысяч человек. То есть, это нечто вроде мобилизации трудовой армии в 30 тысяч человек. И посылал их в Ливан по 10 тысяч в месяц попеременно: месяц они были в Ливане и 2 месяца дома. И Адонирам был над этой податью (как уже сообщалось вначале). И было устроено так. Трудовая армия - это 30 тысяч человек. 10 тысяч одновременно находятся в Ливане, и трудятся там месяц, после этого они возвращаются домой, и заступают следующие 10 тысяч и т.д.; таким образом получается, что они месяц работают в Ливане и два месяца дома. Причем, работа была достаточно тяжелая. В Диврей-hа-йамим описываются работы по сооружению царского дворца. Похоже, что там было по-другому. Там было устроено так: месяц-месяц, то есть, каждый работает месяц, и месяц - дома. По этому поводу Талмуд задает такой вопрос: "Если ученики уходят из дома учить Тору, не спросив разрешения, то на сколько времени они могут уйти без разрешения?" И ответ такой, что они могут в таком случае уйти на 30 дней учить Тору. А в случае, если они получили разрешение, поступают так, как принято, то есть, рав говорит: "месяц тут, месяц дома", то есть, как раз так, как сказано в Диврей-hа-йамим, что они менялись по системе "месяц-месяц". Рабби Йоhанан сказал: "Месяц здесь - два месяца дома" (под "здесь" имеется в виду ешива, где сидят учителя), то есть, как сказано у нас здесь. На это говорят: "Почему рав не воспользовался этим примером?" - И отвечают так, что строительство Храма - это другое дело, потому что там могут быть другие работы, и можно два месяца сидеть дома. В смысле же занятия Торой, тут другой работой не поможешь, и поэтому надо сидеть дома месяц. А рабби Йоhанан говорит, что он не воспользовался этим примером потому, что там, когда "месяц-месяц", - там человек зарабатывает, и жена может терпеть, что он половину времени отсутствует, а когда он уходит заниматься Торой, и не приносит никакой прибыли, то жене терпеть гораздо труднее. Из этого любопытного обсуждения мы видим, что, когда мужчина женится, то он принимает на себя серьезные обязанности: он должен кормить жену, одевать ее, и доставлять ей наслаждение. И, если кормить и одевать можно и "дистанционно", то третью обязанность он не может исполнять "на расстоянии". Поэтому, отсутствовать дольше, чем это принято, не положено. Вопрос заключается в том, как принято? И отсюда и возник спор: можно ли отсутствовать половину времени или только треть? Мы видим, что хозяйственные заботы Шломо выливаются в довольно глубокие галахические проблемы.

В стихе 29 говорится о том, что у Шломо было 70 тысяч носильщиков и 80 тысяч каменотесов в горах. То есть, мы видим, что на 10 тысяч работавших по лесоповалу, было 150 тысяч носильщиков и каменотесов. И это (5:30) помимо начальников и надсмотрщиков, которые были у Шломо над всеми работами, и их было тоже 3 тысячи триста человек - надзирателей за исполнителями работ.

Дальше говорится, что распорядился царь, и транспортировали большие камни, камни дорогие, для основания Храма - "авней газит", что означает камни, заметного размера, обтесанные со всех сторон. И обтесывали их строители Шломо, и строители Хирома, и "гивлим" - народ, который был умелым в этих работах. И приготовляли деревья и камни для строительства Храма.


/6:1/ Начало строительства Храма - четвертый год царства Шломо.

В первом стихе главы 6 говорится : "И было в году 480 по выходе сынов Израиля из земли египетской, в месяц Зив, второй месяц, в четвертый год царствования Шломо над Израилем - построил он Храм Всевышнему. Правильнее было бы сказать, что Шломо начал строить, потому что стоительство началось в четвертом году царствования Шломо, а закончилось только в одиннадцатом. Второй месяц - это Ияр, потому что еврейским царям годы считаются с первого Нисана - это Рош-ходэш для царей. Зив - это название несколько промежуточное. В последующих стихах идет очень подробное описание того, как Шломо построил этот Храм.