МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 27. 12:1-12:16


/12:1/ Рехавам приходит в Шхем, где собрался Израиль воцарять его. Обсуждаются причины того, что это событие поисходит в Шхеме. Спор между царством Йосэфа и Йеhуды.

/12:2-4/ Яровам, находясь в Египте, узнает о смерти Шломо. Мнения о праведности Яровама. Только после того, как его пригласили, Яровам возвращается в Израиль. Все собрание Израиля обращается к Рехаваму с просьбой снять тяжелое иго, наложенное на них Шломо. Обсуждение причин трудного положения династии Шломо.

В ответ на вопросы обсуждается: причина того, что первый царь Израиля был из колена Беньямина; что означает, что они "попросили царя не вовремя"; причина нелояльности народа наследнику Шломо.

/12:5-11/ Рехавам просит народ вернуться через три дня и спрашивает совета у старейшин и у "детей" (его сверстников). Старейшины дают мудрый совет служить народу, а дети советуют нагрузить народ еще более тяжелым игом и строго наказывать его.

/12:12-15/ Народ приходит к царю на третий день с Яровамом, и Рехавам отвечает народу, следуя совету детей. Обсуждается отсутствие мудрости в его поступках. Объясняется, что исполнение пророчества, переданного через Ахия, не снимает вины со Шломо и Рехавама.

В ответах на вопросы обсуждается роль воспитания в поступках Рехавама. Талмуд по поводу советов, данных Рехаваму старцами и детьми.

/12:16/ В ответе на вопрос обсуждается функция царя в Израиле. Народ отвечает царю и расходится по домам. Мидраш обсуждает, что Израиль погнушался сразу тремя вещами, предсказанными Всевышним.



/12:1/ Рехавам приходит в Шхем, где собрался Израиль воцарять его. Обсуждаются причины того, что это событие поисходит в Шхеме. Спор между царством Йосэфа и Йеhуды.

Глава 12 начинается так: "Пошел Рехавам в Шхем, ибо в Шхем пришел весь Израиль воцарить его". Почему он пошел в Шхем? С точки зрения прикладной и политической - это удивительное событие, потому что казалось бы, у него есть столица, признанная международно. Кроме того, для чего вообще его нужно воцарять? Он - продолжатель династии, сын помазанного царя Шломо, и он может стать царем безо всякого провозглашения: он - старший сын, и никаких других претендентов из остальных детей мы не встречаем. Поразительным представляется, что это происходит в Шхеме. В Талмуде на эту тему говорится от имени рабби Йоси. Он считает, что Шхем здесь выбран потому, что - это место, предназначенное для наказания. В Шхеме была изнасилована Дина, в Шхеме братья продали Йосефа и в Шхеме произошло разделение царства Давида.

Из того, как сказано в стихе, понятно и без мидрашей и комментариев, что это не было инициативой Рехавама. Сказано, что он пошел в Шхем потому, что там собрался весь Израиль. То есть, Израиль навязывает Рехаваму поведение: они собрались в Шхем, потому что это город, находящийся в колене Эфраима, а колено Эфраима - это извечный претендент на главенствующую роль. Спор между царством Йосэфа и царством Йеhуды начинается с того самого поколения, которое является главным персонажем текущего недельного раздела, когда братья Йосефа, с удивлением выслушав его сны, говорят: "ты что же, собрался царствовать над нами, будешь нами командовать? У нас есть царь - Йеhуда!" Но на протяжении истории Эфраим то и дело пытается взять власть в свои руки. Как мы помним, Яровам , которому уже пророк передал, что у него будет власть над десятью коленами, он как раз был из колена Эфраима. Было ли пророчество, переданное Яроваму через Ахия, известно народу? Некоторые комментаторы пишут об этом предположительно и нам об этом ничего точно не известно. Возможно, что слухи об этом пророчестве как-то и просочились. До этого момента мы не видим, чтобы Яровам как-то распускал эти слухи.

/12:2-4/ Яровам, находясь в Египте, узнает о смерти Шломо. Мнения о праведности Яровама. Только после того, как его пригласили, Яровам возвращается в Израиль. Все собрание Израиля обращается к Рехаваму с просьбой снять тяжелое иго, наложенное на них Шломо. Обсуждение причин трудного положения династии Шломо.

Во втором стихе говорится: "Услышал Яровам бен Неват, а он все еще в Египте, поскольку убежал от царя Шломо. И находился Яровам в Египте". Прежде всего, надо отметить, что здесь имеется избыточная информация: "Яровам все еще в Египте; Яровам находился в Египте". Так что же он услышал? А услышал Яровам, очевидно, о том, что умер Шломо, который его преследовал. Естественно, что, если он хотел взять власть в свои руки, то это был самый подходящий момент для того, чтобы быстро вернуться и организовать народ. И говорится, что "когда услышал" Яровам в Египте, где он находится в ситуации политического беженца, а услышал он (как мы предположили), что Шломо умер, он тем не менее продолжал оставаться в Египте. Абарбанель говорит по этому поводу, что пророк Йирмейаhу, пишущий этот текст, этим подчеркивает очень высокие нравственные качества Яровама: он не занимается мелкой коньюктурой, он не бежит быстро поднимать восстание, а он проявляет высочайшую скромность и ждет, пока его пригласит народ. И он сидит и занимается Торой. Традиция передает, что он все время пребывания в Египте, хотя и находился там в ситуации человека беглого, тем не менее он сидел и занимался Торой так же, как и находясь у себя дома в Израиле. И он был человеком безупречным. Только после того, как его пригласили, как будет видно из следующего стиха, он откликнулся.

Ответ на вопрос: - Трудно сказать, сколько времени прошло между смертью Шломо и возвращением Яровама. Во всяком случае, из текста очевидно, что слух о смерти Шломо дошел до Яровама раньше, чем приглашение народа. То есть, сначала он услышал, что Шломо умер, и ясно, что царствовать начал Рехавам; а через какое-то время народ собрался в Шхеме.

В третьем стихе и говорится: "И послали и позвали его. И пришел (написано во множественном числе, а читается, в единственном) Яровам и все собрание Израиля и говорили Рехаваму". Сначала, в стихе 1, говорилось, что собрался весь Израиль, а в стихе 3 говорится: "Весь каhаль Исраэль" - "все собрание Израиля". То есть, оттого что пришел Яровам, весь Израиль перестал быть просто набором отдельных личностей, а стал "каhалом", что означает, что Яровам был ожидаемым главным героем во всем этом собрании. Теперь все собравшиеся обращаются к Рахаваму (сказано "к Рахаваму", а не сказано "к царю Рахаваму), и они говорят так: "Твой отец нагрузил на нас очень тяжкое иго, а ты теперь облегчи по сравнению с тяжелой службой твоему отцу, и от тяжелого ига, которое он надел на нас, и мы будем тебе служить". Получается, что народ обращается к нему безо всяких признаков пиетета. Они не говорят фразы типа: "Господин наш царь, смилостивись, послушай нашу просьбу и т.д." Ничего подобного они не говорят. Они пришли обсуждать "коалиционное соглашение" такого типа: если ты облегчишь нам жизнь, скинешь немного этого ига, то мы будем тебе служить, а если нет - так нет. Комментаторы сходятся в мнениях о том, что они давно уже обращали взоры на Яровама, независимо от того, слышали ли они о пророчестве или нет. По крайней мере это происходило вскоре после смерти Шломо. И, может быть, что они теперь обращаются с этой просьбой к царю для того, чтобы просто найти предлог, как выйти из повиновения Рехаваму.

Рехавам был законный наследник, хотя он пока никак не проявил себя. Очевидно, что народ бесприкословно подчинялся Шломо ввиду его исключительных качеств. Почему же вдруг продолжение его династии оказалось под вопросом? Может быть потому, что Шломо в последний год своей жизни проштрафился и совершил грех, не остановив своих жен. И, возможно, что это оказывает влияние на народ вольно или невольно. Не обязательно, что все люди такие праведные, чтобы возмутиться именно этим поведением Шломо, но, когда человек действует во имя Неба, то это по каким-то нерациональным каналам оказывает влияние на людей. Есть в Талмуде такая замечательная история. Некий человек идет по улице и видит, как какие-то пустые люди играют в какую-то игру и ведут себя не так, как надо; и он в сердцах их одергивает, и они немедленно его послушались и перестали. Через некоторое время он вспомнил про этот случай и попытался повторить то же самое с какой-то группой людей, но у него ничего не получилось! Талмуд говорит, что когда человек делает во имя Неба, то это оказывает поразительное действие, а, когда нет, то даже, если он делает те же самые движения, говорит те же самые слова - это никого не трогает. И очень может быть, что причина выхода народа из повиновения состояла именно в этом. Дело в том, что Всевышний (и это не было секретом от народа) обещал, что царство Давида будет вечным в Израиле, то есть, династия Давида должна царствовать над Израилем, но это возможно при одном условии, что в случае, если они поведут себя плохо, то их царство может на время пресекаться.

В ответ на вопросы обсуждается: причина того, что первый царь Израиля был из колена Беньямина; что означает, что они "попросили царя не вовремя"; причина нелояльности народа наследнику Шломо.

Ответ на вопрос: - Это верно, что первый царь был из колена Беньямина, а не из Иеhуды, и это - одно из объяснений, почему Всевышний сердится на евреев, когда они просят поставить царя у пророка Шмуэля. Тогда Шмуэль очень обиделся на евреев, а Всевышний ему сказал: "Ты не обижайся, потому что они не тобой погнушались, а Мной". Мы обсуждали уже, что попросить царя - это заповедь Торы. Что же они тогда плохого сделали? По этому поводу есть много объяснений, но основное состоит в том, что это, действительно, заповедь, но у всякой заповеди есть свое время, а они попросили не вовремя, они поторопились. Царь нужен тогда, когда нет явного Божественного Управления посредством чудес. Пока во главе народа стоял Шмуэль, не было никакой нужды в царе. Кли Якар приводит такое объяснение, что это было не вовремя потому, что еще не подоспел Давид, которому надо царствовать, и поэтому пришлось поставить царя из Беньямина, что не могло быть долговечно. То, что царство было назначено колену Йеhуды, проявилось еще в благословении Яакова: "Не отойдет скипетр от Йеhуды". Поэтому, если приходится ставить царя из другого колена, то по необходимости он будет править недолговечно.

Когда мы пытаемся поставить диагноз и определить, что означает, что не было такого (достойного) человека, то невольно получается, что как-будто был "объявлен конкурс", и Давид прошел по конкурсу. На самом деле заранее известно, что будет царствовать Давид и его династия. Точно так же, как говорят, что после того, как Адам согрешил, все человечество в целом не могло уже выполнить свою задачу, и надо было кого-то из потомков Адама выбирать для исполнения этой задачи; и было избрано потомство Авраама. Известно, что оно было избрано еще до Сотворения мира, и поэтому всякие слова о том, что оно было избрано после греха Адама, не могут считаться абсолютно верными.

Ответ на вопрос: Почему нельзя было поставить временного царя из колена Йеhуды? - Возможно, что в таком случае труднее было бы решать, чем он хуже Давида. Но, с другой стороны, можно объяснить очень просто, а именно так, что Бог из всех, кто на данный момент мог претендовать на должность царя, выбрал самого достойного, ведь говорится, что Шауль был на голову выше всех, и он выбран был по личным качествам.

Обсуждаемые события происходят в критический момент, когда вскоре царство будет разделено. В Иудеи не было других царей, кроме потомков Давида; в Израиле же, как мы увидим, будут происходить сложные и трагические события.

Ответ на вопрос: Почему после смерти Шломо народ проявляет такую нелояльность к его законному наследнику, ведь Шломо был царь, авторитет которого не подвергался ни малейшему сомнению? Кли Якар высказывает такое соображение, что весь народ наполнился почти мистическим ужасом, увидев какова мудрость Шломо, как он судит. И людям было слишком сложно, слишком жестко существовать, когда над ними нависал такой абсолютно безжалостный, хотя и справедливый, суд. Народ должен как-то интуитивно стремиться к чему-то более мягкому, более посредственному. Есть инструкция, как надо себя вести в этом мире: левая рука отталкивает, а правая привлекает. Если же Шломо сразу рассекает, выносит свой суд, и от него ничего не укроется, то это для народа несколько изнурительно, как всякая близость к абсолюту. Поэтому, быть может, после смерти Шломо они захотели чего-нибудь более посредственного.

Действительно, возможно и то, что сейчас они еще не хотят бунтовать, а просто хотят подтолкнуть Рехавама к тому, чтобы он как-то смягчил условия их жизни. Правда, с точки зрения объективно-экономической все можно понять довольно просто. Шломо все время строил в гигантских масштабах: строил Храм, строил свой дворец, множество других построек; он содержал массу конюшен и пр.; он строил флот. Кроме того, в стране был постоянный наплыв туристов, которые прибывали, чтобы посмотреть на мудрость Шломо, и их всех надо было поить, кормить и ублажать ради международного престижа, и за все это надо было отвечать простому народу. Поэтому, несмотря на то, что народ жил очень благополучно, но все же на их долю приходилась тоже бльшая нагрузка. И пока это был Шломо, они ничего не могли сказать поперек, а когда появился другой человек по-проще, то ему они и говорят, чтобы он немножко скинул с них нагрузку, потому что он уже не такой большой человек, как его отец, и ему уже не нужно держать такой пышнй двор и такое количество лошадей, и не нужно уже строить так много. Есть комментаторы, которые считают, что не было заслуги Шломо в том, что он так нагрузил народ. При этом, речь идет не только о налогах, которые платятся всегда: натурой, деньгами или трудовой повинностью, поскольку иначе государство не может существовать. У Шломо был некий легкий перегиб, за который его все критикуют, и он, конечно, мог содержать и меньше жен и меньше лошадей и тогда народу было бы чуть по-легче. Специально за то, что Шломо обложил народ слишком большими налогами, его не упрекают, потому что налоги были уже естественным следствием того, как у него было все поставлено в царстве.

Рехавам, безусловно, является царем, в этом нет никаких сомнений, но народ, который к нему обращается, имеет наглость не называть его царем, то есть народ ведет себя вызывающе и дерзко.

/12:5-11/ Рехавам просит народ вернуться через три дня и спрашивает совета у старейшин и у "детей" (его сверстников). Старейшины дают мудрый совет служить народу, а дети советуют нагрузить народ еще более тяжелым игом и строго наказывать его.

В стихе 5 говорится, что сказал им (народу) Рехавам: "Идите еще не три дня и возвращайтесь ко мне"; и пошел народ. Сказано, что он им говорит, чтобы они пошли на три дня, и что народ пошел, но ничего не будет сказано про то, что они вернулись. То есть, чувствуется, что "народ пошел" с тем, чтобы к нему не возвращаться.

И дальше говорится о том (12:6-11), что Рехавам спрашивает совета, как ему поступить. Сначала он спрашивает совета у старцев, которые стояли пред лицом отца его Шломо, когда он был жив, сказать: "Как вы советуете ответить этому народу?" Безусловно, что это несколько странный оборот: "которые стояли перед лицом Шломо, когда он был жив". Казалось бы, без этого оборота можно было бы и обойтись, потому что, как они могли стоять перед ним, когда он был мертв? Кли Якар предлагает такое объяснение, что в жизни Шломо есть два периода: период, когда он вел себя совершенно правильно и мудро, и у него были тогда одни советники; и когда он уже несколько оплошал, и тогда эти советники не хотели уже участвовать в совете. Так вот, Рехавам, по мнению Кли Якара, обратился к тем старцам, которые стояли перед Шломо в его хороший период.

Старейшины ответили Рехаваму: "Если сегодня ты будешь рабом этому народу, и будешь служить им, и ответишь им, удовлетворишь их, и будешь говорить им хорошие слова, то они будут тебе рабами все дни". В начале этого стиха (12:7) слово "вайедабру" (как оно читается) написано без "вав". То есть, говорится: "они сказали", но подразумевается, что "он сказал", что означает, что Рехавам спрашивал у каждого из них по-отдельности, а не обсуждал это со всеми вместе. И они все и ответили ему таким образом (как сказано в стихе7). Дальше говорится, что Рехавам оставил совет старцев, который они дали ему, и стал советоваться с детьми, которые росли с ним, поскольку они стоят перед его лицом. То, что он "оставил этот совет", понятно, потому что он спрашивал только для соблюдения формальности, заранее зная, что нечего ожидать от стариков ничего, кроме осторожности. Теперь он спрашивает людей, которых считает не трусами, и которые его понимают, потому что они вместе с ним выросли.

И он сказал им: "Что вы советуете, как нам ответить этому народу, которые говорили мне так: "Облегчи (убавь) от того ига, которое наложил на нас твой отец""? Вероятно, этим "деткам", если они росли вместе с Рехавамом, уже около 40 лет (Рехаваму 41год). Он не просто передает им содержание проблемы и просит их совета, как ответить, а передает всю обстановку и то, как дерзко разговаривает народ, который не только Рехавама не называет царем, но они и Шломо не называют царем, а говорят "твой отец". Все это уже попахивает откровенным бунтом. Как же можно так говорить про царя, и тем более, про такого великого царя, как Шломо? И в самом вопросе, который Рехавам задает этим молодым советникам, чувствуется уже в какую сторону он сам склоняется и как нужно ответить.

В стихе 10 говорится о том, что ему сказали молодые люди, которые росли вместе с ним: "Так скажи этому народу, которые говорили тебе так: "Отец твой нагрузил на нас тяжелое иго, а ты облегчи его нам", так говори: "Мой мизинец толще, чем поясница моего отца..." Мы сразу видим глубокую "государственную мудрость" этих советников, как по отношению к народу, который явно находится в возбужденном состоянии, так и по отношению к Шломо, отцу Рехавама, про которого сын должен сказать, что он против меня вообще ноль. Хотя они и имели в виду, вероятно, то, что его отец начал царствовать, когда ему было 12 лет, и тем не менее сумел приструнить народ. А теперь Рехаваму уже 41, и он уже сможет наверняка найти на них управу. Или, возможно, они имели в виду, что он может сказать: "Мой отец много строил, так вы думаете, что я не буду строить? А я еще больше буду строить!" Но так или иначе, все это звучит очень неподчительно, как по отношению к народу, так и по отношению к отцу Рехавама, к Шломо. Они еще дальше продолжают ту же линию в своем совете Рехаваму, что ему сказать народу (12:11): "Отец нагрузил на вас тяжелое иго, а я добавлю к вашему игу; отец мой наказывал вас плетками, а я буду наказывать вас скорпионами". По большинству мнений "скорпионы" означают здесь плетки, в которые вставлены железные колючки, и которые кусаются, как скорпионы.

/12:12-15/ Народ приходит к царю на третий день с Яровамом, и Рехавам отвечает народу, следуя совету детей. Обсуждается отсутствие мудрости в его поступках. Объясняется, что исполнение пророчества, переданного через Ахия, не снимает вины со Шломо и Рехавама.

В стихе 12 говорится, что пришел Яровам и весь народ к Рехаваму на третий день, как говорил царь, сказав: "Возвращайтесь ко мне на третий день". Слово "пришел" в начале этого стиха написано с "вавом" вместо "алефа" и получается, что пришел (народ), да не совсем. Правда, грамматика говорит, что алеф и вав могут заменять друг друга, на все-таки это очень необычное явление, чтобы слово "ба" писалось с вавом вместо алефа. Поэтому мидраш считает, что слово "вайаво", как оно здесь написано, звучит, как "вай Яровам", то есть, что Яровам пришел с намерениями настроить весь народ на неподчинение. Дальше говорится, что царь ответил народу жестко; и отставил совет старцев, который они дали ему, и говорил им в духе совета детей (молодых людей). Так он сказал (12:14): "Отец мой нагрузил тяжелое иго на вас, а я добавлю к вашему игу; отец наказывал вас плетками, а я буду наказывать вас скорпионами". Правда, фразу про мизинец и поясницу у Рехавама хватило такта не произносить. Тем не менее Рехавам поступил совсем не мудро. То, что он отставил совет старцев, было бы еще не так страшно, но здесь говорится, что он не только отверг совет старцев, но что он полностью последовал совету детей. Он вполне мог бы учесть и тот и другой совет, то есть, он мог по совету детей начать жесткую политику с народом, который того заслуживал, и после того, как он бы пригрозил народу, он мог бы перейти на более мягкий тон, и приободрить народ. Само содержание того, что посоветовали ему дети, и что он выполнил, выглядит необычайно глупо. Народ ведь не только по форме грубо разговаривал, но они говорили, что Шломо нагрузил на них тяжелое иго, и Рехавам мог сообразить и сказать им, что Шломо был великий царь, который сделал вам потрясающую жизнь, и вы жили при нем припеваючи, так как вы можете теперь говорить, что он нагрузил на вас тяжелое иго? Есть знаменитый мидраш, который мы недавно вспоминали, рассказывающий о человеке, который оказал очень важную услугу царю, и царь велел ему приходить с мешком, привел его в сокровищницу и разрешил набирать полный мешок. Тот походил, набрал полный мешок, и говорит: "Этим царям оказывай одолжение! Теперь я еще должен тащиться с полным мешком!" То есть, "тяжелое иго", когда человек "тащит мешок" своего благополучия, не так уж и страшно. Но вместо того, чтобы повернуть дело в такую сторону, Рехавам говорит, что вот, как вы сказали, отец нагрузил на вас, так я еще добавлю! Никакой государственной мудрости в его поступках совершенно не было.

Стих 15 подводит итог и говорит, что не послушал царь народ, потому что была "причина от Всевышнего" (так подстроил Всевышний) ради того, чтобы исполнить то слово, которое говорил Всевшний через Ахия из Шило Яроваму сыну Нвата. Мы знаем, что когда Всевышний обещает через пророка что-то плохое, то это может быть отменено. И если бы в том, что передал Ахия, содержалось только наказание сыну Шломо, то это можно было бы отменить, но поскольку там содержалось хорошее обещание Яроваму, то это уже никаким образом отменить нельзя. И поэтому Всевышний так "подстроил". Это несколько смягчает неразумное поведение Рехавама, потому что можно рассуждать так, что, если таково решение Неба, то он ничего не мог сделать. Но совершенно правильно отмечается, что человек не лишается свободы выбора, и за то, что, кто-то пришел, например, на экзамен в плохой форме и невыспавшимся, никак нельзя винить Небесное Управление, что Оно так "подстроило." Относительно Шломо также нет оснований считать, что поскольку таково Божественное решение, то этим как бы снимается вина с него. Во-первых, Шломо лично был виноват в том, что его сын лишился царства за его, Шломо, грехи. Кроме того, если бы он лучше воспитывал Рехавама, то даже в неблагоприятных условиях он мог бы вести себя мудрее.

В ответах на вопросы обсуждается роль воспитания в поступках Рехавама. Талмуд по поводу советов, данных Рехаваму старцами и детьми.

Ответ на вопрос: - На замечание о том, что Шломо, будучи мудрым правителем, должен был бы готовить своего сына к тому, чтобы тот тоже поучился мудрости правителя, можно сказать, что в поведении Рехавама мы не видим никаких результатов такой работы. Это, возможно, очень справедливый упрек, и он необычайно актуален накануне Хануки, потому что "Ханука" - от корня "хинух" - "воспитание, образование" и обозначает введение кого-то или чего-то в исполнение своей должности. В этом смысле значение названия праздника Ханука (что для нас важно именно в эти дни) - неоднозначно. Поэтому Талмуд посреди обсуждения законов Хануки задает вопрос: "май ханука?" Этот вопрос можно перевести, как обычно переводят: "Что такое Ханука?" и ответить всем хорошо известным рассказом. А можно понимать и так: "Ханука - чего?" То есть, что именно "вводилось в строй" в этот момент? И в ответах имеются проблемы. Например, если это - жертвенник, то как греки умудрились осквернить нечто, прикрепленное к земле, что не принимает нечистоту и т.д. Возможно, что имелось в виду обновление и введения в строй Храма, который был осквернен, или жертвенника. Так или иначе за всем этим праздником стоит тема воспитания человека. И проблема Хашмонай, которые победили в этой невероятной войне, длившейся 30 лет, в результате которой остался в живых только один из пяти братьев, и которые воевали за великие принципы, состояла в том, что они были идеалисты. Они даже валюту чеканили первое время, на которой было написано нечто вроде того, что на "зеленых" написано сейчас, то есть типа того, что "мы полагаемся на Всевышнего". Потом это отменили, потому что векселя вносят в нечистые места, и это было бы профанацией. То есть, Хашмонаи воевали за великую идею, но время воспитывать детей у них не хватало и поэтому вся эта великая идея обернулась боком и трагедией. Весь этот дом был истреблен рабами, потому что Йоханан, потомок этого великого рода, был Превосвященником, и святым человеком, а в 80 лет он перекинулся и стал садукеем. Мудрецы объясняют, что все это произошло от недостатка времени: воевали 30 лет и не было времени воспитывать детей. Шломо был таким великим правителем и ему так много сил приходилось тратить на то, чтобы принимать всевозможные делегации и представительства, что на своих детей времени у него не оставалось. С другой стороны, возможно, что Шломо был всегда настолько непоколебимо тверд в правлении народом, что он при всей своей мудрости мог не предвидеть такой ситуации (бунта народа), и поэтому он мог не воспитывать сына в плане гибкости поведения в подобной ситуации. Мы знаем, что Рехаваму был год, когда Шломо стал царем, и строительство Храма продолжалось довольно долго. То есть, самый восприимчивый возраст Рехавама приходился на то время, когда у Шломо была прямая связь со Всевышним. Возможно, что в более поздние годы Шломо обращался ко Вевышнему крайне редко, понимая, что он не заслуживает ответа.

Ответ на вопрос: - Безусловно, когда говорится, что Всевышний "подстроил" дело так, что Рехавам принял неразумное решение, конечно, надо это принимать во внимание и критиковать его не слишком жестко. Это точно такая же ситуация, когда во время восстания Авшалома Всевышний сделал так, что был отвергнут правильный, как всегда, совет Ахитофеля. Интересно, действительно, то, что мы не видим, чтобы в такой сложной ситуации Рехавам обратился с просьбой ко Всевышнему. Это в какой-то степени характеризует некую самонадеянность и легковестность Рехавама, возможно, свойственные молодости. Можно это опять же объяснить и дефектом воспитания. С другой стороны, на вопрос о том, надо ли было ему обратиться ко Всевышнему, надо сказать, что там, где человек может своим умом сообразить, не всегда следует обращаться ко Всевышнему.

По поводу того совета, который старцы дали Рехаваму: "Если ты им ответишь мягко, будешь им рабом, то они будут тебе рабами все дни", в Талмуде есть такая барайта в тарктате "Надарим". Рабби Шимон бен Элезер говорит: "Если скажут тебе дети "строй", а старцы - "разрушай", то послушай старцев и не слушай детей, потому что строительство детей - это разрушение, а разрушение старцев - это строительство; и знак этому - Рехавам, сын Шломо". Дальше комментаторы приводят рассуждения на тему о том, почему то, что советовали дети, - это разрушение, а то, что советовали старцы - это строительство. Старцы советовали Шломо идти на попятный: отец брал много налогов, а они советовали ему сбавить налоги. Дети же советовали сделать наоборот: проявить сильную руку, проучить и зажать народ и тем самым укрепит власть. И мы увидим, что выполнение совета детей обошлось Рехаваму весьма дорого. В другом месте Талмуда об этом же совете старцев говорится, что это сказано для того, чтобы научить тебя, что всякий, кто получает назначение руководителя над обществом, становится рабом общества. Очень нелегко вычислить, что было бы, если бы Рехавам повел себя умнее в той ситуации, когда уже было про него постановлено, что он должен царство потерять. Поскольку народ, действительно, вел себя непристойно и бунтовал, то одернуть их надо было, но не следовало вести разговор с ними все время на одной жесткой ноте. Это было совершенно неправильно, потому что одной грубой силой царь не может держать народ. Царь не должен превращаться в диктатора. Поэтому, если бы он их поругал за то, что они говорили плохо, и пообещал бы им это припомнить, но сказал бы, что тем не менее, вот, отец мой все делал для вашего блага, и я не пожалею сил и т.д., то результат мог быть совсем иной. Правда, опыта у него было мало в таких "речах", что и обернулось плохо.

Дети давали Шломо совет не только по поводу содержания речей, но и по поводу их формы. В отличие от этого старцы давали ему совет по поводу генеральной линии. Они советовали ему: "пойди сегодня на уступку, скажи, что ты идешь им навстречу и уважаешь их, а завтра ты сможешь зажать их и снова нарастить им это иго". Этот совет был мудрым еще и потому, что мы не видели, чтобы пророчество по поводу лишения Рехавама царства относилось к самым первым дням его правления, вполне возможно, что ему удалось бы какое-то время царствовать над всем Израилем.

/12:16/ В ответе на вопрос обсуждается функция царя в Израиле. Народ отвечает царю и расходится по домам. Мидраш обсуждает, что Израиль погнушался сразу тремя вещами, предсказанными Всевышним.

Ответ на вопрос: - Главная функция царя в Израиле - это быть коллективным сердцем народа. Война, конечно, является прерогативой царя, но далеко не первой, как у судьи. Эпоха Шофтим отличалась тем, что там первая функция шофета была именно защита народа от внешнего врага. У царя эта функция остается, но она не центральная, а центральная функция царя - объединять народ. В договоре между Богом, царем и Израилем царь является как бы собирательным пунктом всего народа и связи со Всевышним. И это - очень серьезная должность. В нормальной ситуации царь Израиля должен быть из дома Давида. По мидрашу, когда народ не вовремя попросил царя у Шмуэля, то Всевышний после того, как Он объяснил Шмуэлю, что не тобой они (Израиль) погнушались, а Мной, дальше говорит: "Тремя вещами они погнушаются в будущем: Царством Неба, царством дома Давида, и строительством Храма". Мидраш задает вопрос: "Когда они погнушались этими тремя вещами?" и отвечает, что в дни Рехавама; и ссылаются как раз на то место, которое мы обсуждаем: "И вернулся народ к царю..."

В стихе 16 говорится, что увидел весь Израиль, что не послушал царь их. И ответил народ царю такое слово: "Что у нас за доля в Давиде? И нет у нас наследия в сыне Ишая! По домам, Израиль! Теперь увидь свой дом Давид!" И пошел весь Израиль по домам (по шатрам). Эти слова очень напоминает то, что происходило, когда начиналось восстание Шева бен Бихри. Только там это говорил один бунтарь, к которому народ не примкнул, а здесь это говорит народ. Правда, можно думать, что народ был "правильно" подготовлен, особенно, если учесть связь Яровама с Шева бен Бихри (о чем мы говорили). Мидраш, ссылаясь на этот стих, говорит, что в этом стихе проявляется то, что они погнушались всеми тремя предсказанными Всевышним вещами. А именно, Царством Небесным они погнушались потому, что сказали: "Что у нас за доля в Давиде?" То, что они сказали: "Нет наследия у нас в сыне Ишая", означает, что они погнушались домом Давида. А то, что они сказали: "Все по шатрам, Израиль", а не в Храм, означает, что они погнушались строительством Храма. Дальше мидраш говорит, что не читай "ле-оhалав", а читай "ле-элоhав" - "иди к другим богам". По этому поводу сказал рабби Симон: "Израиль не увидит знака спасения вовеки до тех пор, пока не устремится к этим трем вещам".