МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 38. 15:11-15:24

/15:11/ Сравнение сказанного: "Делал Аса прямое..." с текстом в "Диврей hа-ямим" /14:1/. Мнения таннайм и Абарбанэля.

/15:12-15/ Похвала царю Аса, который извел проституцию в стране и истребил идолов. Попытка понимания термина "идол". Объяснение, почему Аса не уничтожил бамот.

/15:16-22/ Описание войны между Аса и Баша, царем Израиля. Обсуждение послания Аса к царю Арама и заключения союза с ним, давшего возможность Аса разрушить укрепления Баша и построить там свои города.

/15:23-24/ Обсуждение конца царства Асы и почему про него сказано так, как не сказано ни про кого из царей. Характеристика царя Аса и объяснение включения Аса в правило: "все седьмое выделено". Параллельная характеристика Аса в "Диврей hа-ямим" /гл.14-15/. Диагноз Эзры относительно Рехавама /гл.12/. Важность "приготовления сердца". Значение опыта в действиях Асы и в его "приказе" народу Йеhуды.

/Диврей hа-ямим гл. 14-15/. Описание Эзрой армии Аса и армии Зераха. Молитва Аса с просьбой ко Всевышнему. Поражение эфиопов. Пророчество Азарйаhу и заключение завета "искать Всевышнего". Объяснение кажущегося несоответствия сказанного относительно времени, "когда поднялся Боша", с годами его жизни. Мнение комментаторов по поводу сказанного, что у Аса заболели ноги.

Ответы на вопросы, прямо не относящиеся к тексту Жертвоприношения в Храме. Функции левитов и коhенов.



/15:11/ Сравнение сказанного: "Делал Аса прямое..." с текстом в "Диврей hа-ямим" /14:1/. Мнения таннайм и Абарбанэля.

Уже обсуждавшийся стих 9 говорит: "На двадцатом году Яровама, царя Израиля, стал царем Иудеи Аса, он царствовал в Йерусалиме 41 год. А имя его матери Мааха, дочь Авишалома". Мы уже говорили, что по большинству мнений она не "двойная тезка" бабушки Аса, а что это и есть бабушка, которая нередко может называться матерью так же, как дедушка может называться отцом, а внук - сыном.

В стихе 11 говорится: "И делал Аса прямое в глазах Всевышнего, как Давид, отец его" (мы понимаем, что Давид был его прадедом, а вовсе не отцом). В параллельном месте в Диврей hа-ямим - бэт (14: 1) сказано: "И делал Аса хорошее и прямое в глазах Всевышнего, Бога его". Любопытно отметить, что в этих почти совпадающих фразах имеется некоторое различие. В Диврей hа-ямим сказано, что он делал "hа-тов веhа-йашар" - хорошее и прямое, а в Мелахим сказано, что он делал "прямое", а "хорошее" не написано. "Хорошее и прямое" - это довольно близко к тому, что сказано в Торе в книге Дварим: "И делай ты прямое и хорошее в глазах Всевышнего..." в качестве инструкции вообще Израилю.

По этому поводу таннайм обсуждают, что такое "прямое" и что такое "хорошее" . Рабби Акива сказал, что "хорошее" - это в глазах Неба, а "прямое" - в глазах людей. Рабби Ишмаэль, регулярный напарник рабби Акива в спорах, говорит, что "прямое" это - в глазах Неба, а "хорошее" - в глазах человека. Уже упоминалось мнение Абарбанэля о том, что задача составителя книги Мелахим иная, чем у Эзры - составителя книги Диврей hа-ямим. А именно, Эзра хотел прославить династию Давида, и поэтому для него все то, что идет на пользу народу Израиля, необычайно важно. Он подробно описывает политические, военные и прочие детали, которые вовсе отсутствуют или едва упоминаются в книге Мелахим, потому что Йирмейаhу заинтересован был "сердцем" царя, то есть тем, был ли он прям в отношениях со Всевышним. Если позиция Абарбанэля, которую поддерживают очень многие комментаторы, верна, и составитель книги Мелахим в первую очередь заинтересован отношением царя со Всевышним, и Йирмейаhу оставляет только один термин - "прямое", то тогда получается, что это ближе к позиции рабби Ишмаэля, чем к позиции рабби Акива, что "прямое" - это в глазах Неба, а "хорошее" - в глазах людей.

Ответ на вопрос: - Речь, которую произносил Авийа и которая приведена Эзра в Диврей hа-мим, но не в книге Мелахим, как будто бы противоречит классификации Абарбанэля, потому что она должна была быть очень важна как раз для понимания отношения человека (Авийа) с Богом. Почему же ее не привел Йирмейаhу? - Можно понимать так, что эта речь, конечно, была выдающейся, но все-таки это была военно-политическая речь, направленная на деморализацию противника и на поднятие духа своего народа. Таким образом, она важна с точки зрения именно составителя Диврей hа-ямим, и может быть, менее важна для Йирмейаhу, который скорее бы привел молитву Авийа, когда человек общается с Богом один на один, а не его речь перед вражескими войсками.


Имеется еще и такое различие. В нашем тексте сказано, что Аса делал прямое в глазах Всевышнего, Бога "отца его Давида", чего нет в Диврей hа-ямим. Почему? - Потому что Давид, как мерило "прямоты" в отношениях с Богом, - это как раз самая важная характеристика царя для Йирмейаhу; и этот "эталон" здесь упомянут. А у Эзры этого нет, и просто сказано: "Его Бога", потому что там царь выступает, как связующее звено между Всевышним и народом, а у Йирмейаhу царь выступает, как душа, которая прямо или не прямо повернута ко Вевышнему.

/15:12-15/ Похвала царю Аса, который извел проституцию в стране и истребил идолов. Попытка понимания термина "идол". Объяснение, почему Аса не уничтожил бамот.

В стихе 12 сказано, что Аса извел проституцию из страны, и устранил все мерзости, которые делали его отцы. Многие комментаторы подчеркивают, что не надо понимать буквально, что именно сами его отцы делали эти мерзости. "Мерзость" состоит в том, что они терпели, что народ их делал. Правда, так считают не все комментаторы. Употребленное здесь слово "гилулим" - это нечистоты в самом прямом смысле, потому что "галал" - это "экскременты", но обычно этот эпитет употребляется для характеристики предметов идолопоклонства. Дальше (15:13) говорится: "А также свою мать (вернее, по основному мнению - бабушку) он снял с должности "гвира", поскольку она сделала чудище для Ашейры. И срубил Аса это чудище и сжег на реке Кедрон". Что это было за чудище, толком сейчас трудно понять. Мидраши его описывают по-разному. Даже для определения смысла слова Ашейра, которое часто встречается в Танахе, тоже нет однозначного понимания. Одни говорят, что это - дерево, которое является предметом поклонения, а другие говорят, что это поклонение богине, которую звали Ашейра. О каком именно культе идет речь, сказать трудно, но это наиболее распространенный культ в этом регионе на протяжении всей эпохи, которая описана в "Пророках".

Что касается этого "чудища", то надо сказать, что нигде больше, кроме этого стиха и параллельного места в Диврей hа-ямим, этот термин не встречается. Вероятно, что это - некое страшилище, которое использовалось в культе Ашейры. Один из мидрашей описывает, что это был какой-то гигантский и страшнейший фаллический образ, с которым у этой бабки были патологические отношения. Поэтому высока похвала царю Аса, который не толко искоренял все эти идолопоклонские учреждения, но и не остановился перед тем, чтобы собственную бабку сместить с руководящей должности и уничтожить это чудище. Сказанное, что он "сжег на реке", надо понимать так, что он сжег и отправил пепел в реку. Возможно, что это чудище было деревянное.

Стих 14 говорит: "А бамот (алтари) не убрали. Только сердце Асы было цельным со Всевышним во все его дни". Перевод слова "бамот", как "алтари", не очень удачный. Бама - это некое сооружение, которое служит жертвенником для принесения жертв, может быть, Всевышнему, а может быть, что и идолам. Надо понимать так, что Аса извел из страны все места идолопоклонских культов, но кроме того, сплошь и рядом оставались жертвенники, и даже, если люди приносили на них жертвы Всевышнему, все равно это было страшным преступлением, потому что после построения Храма эти бамот стали запрещенным раз и навсегда. Перед этим окончательным запретом были периоды запрещения и затем - разрешения снова. Очевидно, что у каждого правителя, как бы радикальна не была его программа, есть какие-то этические, педагогические и прочие препятствия, которые не позволяют ему провести программу полностью. Говорится, что сердце Аса "все дни было цельным", то есть, он не только сам не служил идолам, но и жертв он нигде не приносил, кроме как в Храме. Он был сам в порядке, но железной рукой искоренить это повсеместно он не смог. И мы не видим объяснения, почему он этого не сделал. Это ему слышится, как мягкий упрек, но в вину нигде ему не вменяется, ни пророками, ни мудрецами. Человек не может сделать сразу все.

Дальше (15:15) говорится, что Аса внес посвященное его отцами и посвященное Дому Всевышнего в Дом Господа. Из того, как использовано здесь во второй раз слово, которое читается, как "кадшей", а написано "кадшав", можно понять, что последняя посвященная часть - это было посвящено им самим (Аса). То есть, там было то, что посвятили его отцы Храму, и то, что он сам посвятил Храму. Такая важная система началась еще со времен пророка Шмуэля, когда каждый наш руководитель, царь, который одержал победу, какую-то заметную часть трофеев посвящал Храму. Сокровища, которые дошли до Рехавама, были несметными. Это были посвящения царей Шауля, Давида и Шломо. Рехавам все это упустил, и их захватил Шишак. Но все-таки то, что осталось от посвященного отцами, и то, что посвящал он сам, Аса перевел в Дом Всевышнего: серебро и золото и сосуды. Что означает, что "он перевел"? Дело в том, что ситуация была неустойчивая, тревожная, нужно было все время опасаться набегов, и поэтому остатки сокровищ прятали в различных потайных местах; а Аса все это превел в Храм, в сокровищницу.

/15:16-22/ Описание войны между Аса и Баша, царем Израиля. Обсуждение послания Аса к царю Арама и заключения союза с ним, давшего возможность Аса разрушить укрепления Баша и построить там свои города.

В стихе 16 говорится: "Была война между Аса и Баша, царем Израиля, все их дни". Баша здесь появляется впервые. И мы сначала узнаем про войны Баша с Аса, и только потом идет возвращение к Израильскому царству и к тем событиям, которые были после смерти Яровама. По поводу сказанного, что в дни Аса был мир, а теперь говорится о войне с Баша, надо напомнить, что в Диврей hа-ямим с самого начала (13:23) говорится, что мир был в стране в дни Аса 10 лет, а он царствовал 41 год. То есть, вовсе не во все годы его цартва был мир. Мы ничего не знаем пока о характере этого Баша, знаем только, что после смерти Яровама стал царствовать его сын Надав, и очевидно, через некоторое время после Надава царем стал Баша. Пшат здесь таков, что там, где сказано "все дни" имеется в виду, что не прекращалась война на протяжении всего царства, что совсем не означает постоянных военных действий. Это означает, что мир так и не наступил до конца его царства: были отдельные стычки, и ситуация была напряженной, то есть то, что в современную эпоху называют военным положением.

Стих 17 говорит: "И поднялся Баша, царь Израиля, на Йеhуду (двинулся войной, но не прямо напал), и построил Раму к северу от Йерусалима, не давая тем самым ни выйти ни войти к Асе, царю Иудеи". То есть, он перекрыл пути очень близко к Йерусалиму. Дальше говорится, что взял Аса все серебро и золото, которые оставались в сокровищнице Дома Всевышнего и в сокровищницах царского дома, и дал их в руки своих подданных (министров), и послал их царь Аса к Бен-hададу, сыну Тавримона, сына Хезйона, родоначальника царской династии Арама, царю Арама, который правил в Дамаске. И послал он это с такими словами: "Союз между мной и тобой; между твоим отцом и моим отцом; вот, я посылаю тебе взятку серебро и золото; иди, нарушь твой союз с Баша, царем Израиля, чтобы он отступился от меня". То, что он говорит: "союз между мной и тобой", ясно, что это не констатация факта, а просьба - "давай, заключим союз!" По поводу того, что он говорит: "между твоим отцом и моим отцом", нам об этом ничего не известно, и похоже, что неизвестно даже историкам, потому что это время уже и историки описывают события довольно подробно, и изучают они это время не только по книгам Танаха. Например, Иосиф Флавий описывает и приводит такие подробности, которые не присутствуют в других источниках того времени. Однако, про такой союз между Авийамом и царем Арама ничего не известно, поэтому можно предположить, что либо это "фигура речи", что, вот, мол, какой будет союз, уходящий во все поколения, либо, действительно, имел место эпизод, когда Авийам заключал союз с отцом Бен-hадада. Нам прийдется еще ни раз встречаться с именем Бен-hадад, и, возможно, что это не собственное имя, а родовое название царя в Дамаске, так же, как Авимелех у пелиштимлян, и Фараон в Египте. В стихе 20 говорится, что послушал Бен-hадад царя Асу, и принял его предложение. И он послал своих военачальников на города Израиля, и поразил Ийон и Дан и Авель-Бейт-Мааха, и все вокруг Кинрота, по всей территории Нафтали. Все эти города находятся на севере. Ийон - это, по-видимому, там, где сегодня находится Марджаюн, к северу от Метулы; про Дан мы знаем, что он - самый крупный город на северной оконечности Израиля. Было много пунктов, которые назывались Авель, от слова Ювель, что означало, что там есть какой-то источник вод. Кинрот - это возле Кинерета; по мнению комментаторов, был такой город, который назывался Гиноссар, и город Кинар с окрестностями назван здесь Кинрот. Короче говоря, он напал на несколько существенных и крупных городов; и не похоже, чтобы он их захватывал, или заселял своим народом. Он их просто поразил и пограбил.

В стихе 21 говорится, что когда услышал Баша о том, что произошло, то он отказался от продолжения строительства Рама - места, которое он решил укрепить для того, чтобы там теснить иудеев. И он вернулся и обосновался, как раньше, в Тирце; Тирца - это столица израильского царства. А царь Аса объявил по всей Иудее, не освобождая никого, и перенесли камни из Рамы и деревья, из которых строил Баша, который при строительстве укреплений сочетал камень и дерево. И из этих материалов разобранного строительства Баша царь Аса построил Гева-Бинйамин и Мицпа - северную оконечность сегодняшнего Йерусалима, где проходит граница между территориями Йеуды и Биньямина - южная оконечность Биньямина.


/15:23-24/ Обсуждение конца царства Асы и почему про него сказано так, как не сказано ни про кого из царей. Характеристика царя Аса и объяснение включения Аса в правило: "все седьмое выделено". Параллельная характеристика Аса в "Диврей hа-ямим" /гл.14-15/. Диагноз Эзры относительно Рехавама /гл.12/. Важность "приготовления сердца". Значение опыта в действиях Асы и в его "приказе" народу Йеhуды.

В стихе 23 говорится, что про остальные все обстоятельства: и про Асу, и про весь его героизм, и про все, что он сделал, и про города, которые он построил, - это все написано в книге Хроник царей Йеhуды. И сказано, что только в пору старости Аса заболел ногами. Совершенно поразительный стих, который перечисляет все его дела и говорит под конец, что вот, только в старости он заболел ногами! Мудрецы говорят, что его мучила падагра. Стих 24 заканчивает описание царствования Аса, и говорит: "И почил Аса с отцами своими, и похоронен с отцами в городе Давида, отца его". Больше ни про кого так не сказано: "почил с отцами, похоронен с отцами, похоронен в городе Давида, отца его". И воцарился Йеhошафат, сын его вместо него. Что можно сказать о личности царя Аса из того, что сказано в книге Мелахим? Мы видим, что характеристика его, конечно, очень высокая. В некотором смысле она даже выше, чем характеристика Шломо. Про Шломо говорится, что он под старость делал злое, а Аса был "прям со Всевышним", как Давид. Но вот есть маленький "дефект", что к старости он заболел ногами. За что же? Мудрецы в похвалах этому царю идут довольно далеко и говорят, что все седьмое выделено; они говорят так: "Все седьмое мило Всевышнему". Мы знаем о седьмом дне, седьмом годе, седьмом месяце и т.д. И среди царей тоже седьмой выделен. И считают так: Шауль - первый, Ишбошет - второй, Давид - третий, Шломо - четвертый, Рехавам - пятый, Авийа - шестой, а Аса - седьмой. Вот он и "выделен"! На первый взгляд кажется подгонкой включение Ишбошета, сына Шауля, которого Авнер поставил царем. Однако, нельзя забывать, что пока Ишбошет царствовал, он царствовал над десятью коленами, а Давид в это время царствовал только над одним коленом Йеhуды. Пока Давид не стал царем над всем Израилем, то в счет идут те, кто царствует, но после того, как Давид стал царем, то настоящие цари, которые идут "в счет", - это потомки Давида.

За что же наказан праведный царь Аса тем, что он в старости заболел ногами, и почему его характеристика именно этим (болезнью ног) и завершается? То, что изложено в Диврей hа-ямим, несколько полнее помогает представить себе образ Аса. Там этому царю уделено довольно много места. В стихе 3 (14:3) после сказанного, что Аса искоренил идолопоклонство, говорится так: "И сказал Йеhуде доискиваться Всевышнего, Бога отцов их, и исполнять Тору и заповеди". Получается, что в качестве приказа он говорит своему народу, всей Иудее, "немедленно взыскать Всевышнего". Как можно выдать такой приказ?

В главе 12 (12:14) Диврей hа-ямим так говорится про Рехавама: "И он делал злое, ибо не приготовил свое сердце доискиваться Всевышнего". То есть, ставится такой диагноз, что Рехавам сделал злое тем, что он не приготовил свое сердце доискиваться Всевышнего. А в самом начале главы 12 (12:1) говорится: "И было, когда упрочил царство Рехавам, и укрепил его, то он оставил Тору Всевышнего, и весь Израиль вместе с ним". Здесь поражает употребление одного и того же слова - "леhахин" - "приготовить". Во всей еврейской системе картины мира, поведения и инструкций слово "приготовление" является одним из самых центральных. В частности, мы говорим про соблюдающего заповеди: "шомер шабат" - "соблюдает Субботу", как о первейшей заповеди. В заповеди Субботы самое главное - это приготовиться к Субботе, то есть, корень соблюдения Субботы - это приготовление к ней. Диагноз, который ставит Эзра, почему злое сделал Рехавам, состоит в том, что он не приготовил свое сердце искать Всевышнего. Он приготовил царство. То есть, получается очень интересная картина. Человек в этом мире все время занят приготовлением, и готовить ему приходится по двум линиям: с одной стороны он готовит себе квартиру, зарплату, царство и т.д., и это все нужное. Но параллельно он должен готовить свое сердце разыскивать Всевышнего. И мудрость и сложность положения человека в этом мире заключаются в том, что эти два приготовления не должны очень сильно друг от друга отрываться. Если человек занят только тем, что готовит свое сердце искать Всевышнего, и не готовит царство или свое жилище, то он - "не от мира сего" и он не выполняет своих обязанностей человека жить не только духом, но телом. Если же он, наоборот, приготавливает себе царство или квартиру и пр. и не готовит свое сердце искать Всевышнего, то он подвергается страшной опасности. Возможно, Мандельштам имел что-то подобное в виду, когда он писал: "Если ты мгновенным озабочен - твой жребий жалок, и твой дом непрочен". Из этого невольного сопоставления слова "приготовить", которое фигурирует в первом и в !4-ом стихе про Рехавама, создается впечатление, что корень зла Рехавама был в том, что он не приготовил свое сердце разыскивать Всевышнего. Сын его в общем-то шел по его стопам, и он не особенно занимался тщательным приготовлением сердца.

Внук же его Аса, очевидно, не просто сам чист душой и все у него в полном порядке, как сказано о нем везде, но на языке царя им сформулировано так, что не только он должен искать, а он должен всему народу приказать: "Ищите Всевышнего, потому что иначе будет плохо". Откуда он это знает? Простой ответ сформулировал кто-то из современных комментаторов, и эта мысль представляется правильной. Он говорит так, что на глазах Аса, который долго царствовал, рухнули две династии царей Израиля: династия Яровама и династия Баша. И это навело его на мысль о том, что когда живешь, не считаясь со Всевышним, то никакой прочности в твоем царстве не будет. Поэтому надо скорее принимать меры, и поворачивать народ к тому, что нельзя жить без Бога. И в этом его опыт помог ему в отличие от его предков, потому что на глазах Рехавама и на глазах Авийама было счастливое и безмятежное правление Яровама. Поэтому, они могли видеть, как хорошо на этом свете злодею, который не берет в расчет того, что нельзя жить без Бога. И это может быть хорошей иллюстрацией к тому, что сказано в "Авот": "И не отчаевайся по поводу наказания". (Правда, русский перевод "не отчаевайся" может навести на неправильные мысли.) "Не отчаевайся" - в том смысле, что не махни рукой и не скажи, что наверное, наказания не будет. Наказание может быть сильно отложено, но все-таки придет, и поэтому никогда не засматривайся на процветание злодея. В этом смысле Аса имел очень хорошую подсказку из реальной истории: он видел, что поисходит с этими не исполняющими Волю Всевышнего царями Израиля, и быть может, он понимал, что его отцы, Рехавам и Авийа, допустили слабинку в этом месте. Поэтому он дает народу такое поразительное приказание, аналогичного которому мы не видели до него.


Ответ на вопрос: - Верно, конечно, что не все дни Яровама были такими уж безмятежными, и под конец он потерпел поражение, но это не было крахом его царства, просто его агрессивные намерения встретили отпор. Причем, Авийа разбил его где-то близко к концу его царства. Яровам был двойственной личностью, а вовсе не законченным безбожником, но все это было уже на глазах у Аса, который мог извлечь из этого настоящий урок.


/Диврей hа-ямим гл. 14-15/. Описание Эзрой армии Аса и армии Зераха. Молитва Аса с просьбой ко Всевышнему. Поражение эфиопов. Пророчество Азарйаhу и заключение завета "искать Всевышнего". Объяснение кажущегося несоответствия сказанного относительно времени, "когда поднялся Боша", с годами его жизни. Мнение комментаторов по поводу сказанного, что у Аса заболели ноги.

Дальше Эзра описывает деятельность Асы по искоренению идолопоклонских объектов, укреплению городов и т.д. В стихе 7 он перечисляет, что у Асы была армия носящих щит и копье из колена Йеhуды - 300 тысяч, и из Бинйамина, носящих щит и стреляющих из лука, - 280 тысяч, то есть, это больше, чем пол-миллионная армия, почти 600 тысяч. Со стиха 8 начинается эпизод, которого совсем нет в книге Мелахим. Говорится: "И вышел к ним Зерах hа-куши с армией в тысячу тысяч и тремя стами колесниц, и дошел до Мареша. Некоторые комментаторы пишут, что тысяча тысяч означает просто "очень много", хотя это и не очевидно. Кто такой этот Зерах hа-куши? Историкам это не очень ясно. Одни говорят, что это был эфиопский царь, который побил Шишака, и отнял у него то, что он награбил в Храме. Другие говорят, что это был какой-то эфиопский военачальник, который присоединился к Шишаку, фараону, потому что фараон опасался идти на сильного царя Иудеи, и они двинулись вместе. В любом случае, это была очень сильная армия, хорошо вооруженная. И выступил Аса против него, и они выстроились армия против армии. И Аса обратился ко Всевышнему, Богу его, и дальше приводится очень содержательная молитва, в которой Аса просит помощи у Всевышнего и говорит, что только на Него полагается; и Всевышний оказывает такую помощь. И сказано: "Поразил Он эфиопов перед Асой и перед Йеhудой". И убежали эфиопы; Аса их преследовал, и побили они все города вокруг и т.д., то есть, была полная победа. Мудрецы говорят, что Аса отобрал те сокровища, которые Шишак унес из Йерусалима.

Глава 15 в Диврей hа-ямим-бэт начинается с Азарйаhу, бен-Одеда - персонажа, который не встречается в других местах, и говорится, что на него снизошел дух Божий. Он вышел навстречу Аса и сказал ему: "Послушай меня, Аса, и вся Йеhудея и Биньямин! Всевышний с вами, и если вы будете искать Его, то Он найдется вам, а если оставите Его, то Он оставит вас". То есть, это нечто похожее на договоры с Давидом и Шломо. Был ли он пророк, трудно сказать, возможно, что ему была поручена одноразовая передача слов Всевышнего. Но он на этом не остановился, и он говорил: "И многие дни нет у Израиля настоящего Бога; и нет коhена, который бы наставлял; и нет Торы". Здесь под Израилем понимается, конечно, не только царство Израиля, а народ Израиля. Вероятнее всего, он обращается прежде всего к народу Иудеи, иудейского царства, а когда он говорит "у Израиля", то он имеет в виду народ Израиля в целом. Поскольку он здесь разговаривает с царем Иудеи, то он должен с ним прежде всего говорить о внутренних делах его царства, и о проблемах его народа. Ясно, что он говорит о народе Йеhуды, потому что в следующем стихе (15:4) он говорит: "И вернулся, когда стало ему тесно, ко Всевышнему, Богу Израиля, и стал искать его, и нашелся Он им. А в те поры нет мира ни для входящего, ни для выходящего, потому что много беспорядков всем, живущим в этих местностях. И всякие стычки народа с народом, и страны со страной, потому что Всевышний ввел смуту во все их бедствия. Но вы укрепляйтесь и не ослабляйте рук, потому что есть награда за ваши деяния". И когда Аса услышал эти слова, и это ободряющее пророчество, то он укрепился, устранил все идолопоклонские объекты и т.д.

Дальше (15:9) говорится, что собрались в Йерушалайм в третий месяц (не говорится, какого числа) на пятнадцатом году царствования Асы, и принесли жертвы Всевышнему в тот день. И - "заключили завет искать Всевышнего, Бога их отцов, всем сердцем и всей душой". И это очень необычный завет! С кем же заключен этот завет? - Очевидно, с Богом, которого они договорились искать. Мы помним хасидскую притчу, что вся история мира - это игра Бога в прятки, чтобы человек Его искал. Дальше в стихе 13 сказано: "А всякий, кто не будет искать Всевышнего, Бога Израиля, будет умерщвлен, от мала до велика, будь то мужчина или женщина. И поклялись Всевышнему громким голосом, с трубама и с шофарами; и было веселье и т.д." Дальше говорится о событиях, уже известных из Мелахим относительно чудищ и переноса сокровищ в Храм.

В главе 16 говорится, что на тридцать шестом году царствования Асы поднялся Баша, царь Израиля, на Иудею, что мы уже знаем, но в книге Мелахим не говорилось, когда это было. То, что здесь назван тридцать шестой год, - это совершенно невероятный факт. Несмотря на то, что известно, что Аса царствовал 41 год, мудрецы все же говорят, что война с Баша не может быть на тридцать шестой год царства Аса, потому что Баша умер на двадцать шестом году царствования Аса. Никак не мог он прийти воевать через 10 лет после смерти! И объясняют так, что этот тридцать шестой год считается от раздела царства после смерти Шломо. Почему же называют, что это тридцать шестой год царствования Аса? - Потому что нам сообщают мудрецы, что 36 лет Шломо был женат на египетской принцессе, дочери фараона, и за это было постановлено, что его царство после него будет разделено в течение тридцати шести лет. После чего оно опять объединится и перейдет к его потомкам. И Аса промахнулся, и на тридцать шестом году разделенного царства взял и послал серебро и золото из сокровищницы на подкуп арамейского царя. Что же он сделал плохого - это требует особых размышлений, потому что он был в отчаянном положении, когда вокруг Йерусалима, в каких нибудь 12-ти километрах, строит укрепления сильный царь - Баша, который прикончил династию Яровама. И Аса послал подкуп, и при этом называл вещи своими именами. Комментаторы говорят, что до этого этот же арамейский царь заключил союз с Баша, чтобы нападать вместе на Иудею, что могло привести к ужасным несчастьям, а Аса его перекупил, и тот обернулся союзником, что вроде бы и не так плохо. Получается, что криминал, который вменяется этому праведному царю Асе, состоит в том, что он не попросил помощи у Всевышнего, как он сделал при войне с миллионной армией эфиопов, а бросился, подкупать арамейского царя. А, когда пророк пришел его в этом упрекать, Аса посадил его в тюрьму, что совершенно недопустимо! И комментаторы полагают, что ноги у Аса заболели из-за того, что он сам поленился идти воевать, а послал подкупать этого царя.


--- . ---


Ответы на вопросы, прямо не относящиеся к тексту. Жертвоприношения в Храме. Функции левитов и коhенов.

Ответ на вопрос: - Жертвоприношения в Храме (именно в Храме, потому что все остальные места были вне закона) приносились таким образом. В будние дни были общественные жертвоприношения, которые приносились от всего народа, и это не обозначает, что при этом весь народ должен был быть в Храме. В Храме служат коhены. Все коhены разбиты на 24 "стражи", и каждая имеет свою неделю, когда она служит в Храме. Каждый день есть некоторые обязательные жертвоприношения, скажем, ягненок утром и ягненок после полудня. В праздники, в шабат, в начале месяца есть еще дополнительные общественные приношения. Кроме того, во все дни, кроме шабата и праздника, есть возможность приносить индивидуальные жертвы, которые человек или обязан приносить или добровольно хочет приносить. Человек обязан был три раза в год приходить в праздники, и обычно он приносил все эти жертвы, которые должен был, потому что не так просто было прийти в Храм издалека. Поэтому к этим приходам три раза в год обычно приурочивали все обязанности. Что касается шабата, то в шабат приносили только общественные жертвоприношения, и никакие индивидуальные приношения не имеют права приносить в шабат; святость шабата отступает только перед теми жертвоприношениями, которые велено приносить в этот день.

Что делали левиты, которые жили среди прочих колен? У левитов при Храме были совершенно определенные полномочия: стража, игра на музыкальных инструментах, пение. На остальных территориях левиты могли заниматься своими приусадебными участками и пр. В основном они обосновывались в тех местах, где им давали десятину, потому что только с приусадебного участка прокормиться было трудно. Обязанности левитов состояли в том, что они были "людьми просвящения", они обучали народ. И коhены делали то же самое в те дни недели, когда они не служили в Храме. И как это видно из Торы, коhены являются самыми основательными передатчиками Традиции. Они должны обучать народ Торе. Как левит зарабатывает себе на жизнь? Это уж как ему повезет; часто они жили довольно бедно. Мы помним тяжелую историю из книги Шофтим, как некий левит нанялся служить священником при идоле за хорошую зарплату, хотя это не типичный случай "трудоустройства" левитов. Кроме того, как мы знаем, все города левитов, а их было 48, служили также местом, куда изгонялся неумышленный убийца. Поэтому, они были невольными педагогами в системе "перевоспитания грешников", и это - непростая функция. Как это было устроено в смысле их материального обеспечения, трудно понять, известно только, что они жили довольно бедно. Очевидно, Моше так задумал, чтобы это колено не было занято обычными трудовыми занятиями, а чтобы оно в общем притягивалось в те места, где народ нуждается в людях большей духовности.

Аналогия ешив, возможно, и была, но как это выглядело на практике нам представить себе очень трудно, потому что ешивы в современном понимании возникли около 150 лет назад. Какие-то ешивы были во времена Талмуда, а что за ешивы были в те времена? Наверное, что-то подобное было, потому что всегда были Санhедрины и Бейт-Дины, и очевидно, что их работа немыслима без того, чтобы все время учитель и судья только со своими учениками и ассистентами обсуждали и спорили и т.д. Наверняка, были и "центры учения". Как это конкретно было устроено, трудно сказать, но ясно, что тут и левиты и коhены должны были играть ведущую роль.

Конечно, три раза приходить в Храм издалека было трудно. Например, от Дана надо было идти порядка недели. Но это было обставлено соответствующим образом. Они не просто шли, уныло бредя по дорогам, а их всюду встречали, и это было выдающееся событие, когда эти паломники проходили через промежуточные пункты. В Йерусалиме все бросали свою работу и выходили к ним навстречу. Это было некое фестивальное настроение, необычайно праздничное. При их уходе тоже такие настроения продолжались; и до тех пор, пока они не доходили до самых крайних точек, не начинали просить дождя. Во времена Второго Храма было еще труднее, потому что люди шли и из Вавилона. Конечно, все это способствовало тому, чтобы почувствовать свою причастность. По дороге о них заботились: были специальные ограждения, чтобы колодцами можно было пользоваться в шабат, дороги заранее готовились и т.д. Все было продумано, и это было всенародное занятие.