МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по книге "Шмуэль"

Лекция 37. 26:25-28:4



/26:25; 27:1/ Повторяется сказанное Давиду Шаулем, признавшим его правоту и благословившим его: "Сделаешь непременно и сможешь непременно". Давид думает, что Шауль не прекратит преследовать его, и надо спасаться в землю пелиштимлян. Обсуждение этой ситуации, как аналогичной той, когда Яаков испугался встречи с Эсавом, несмотря на обещания Всевышнего.

/27:2-4/ Давид и с ним 600 человек переходят к Ахишу, царю Гата. Существенное отличие этой ситуации от той, когда Давид переходил один. Давид и его люди жили в Гате со своими семьями; Давид - с двумя женами: Ахиноам и Авигаил. Объяснение избыточности слова "од" в этом пасуке.

/27:5-7/ По просьбе Давида Ахиш дает ему возможность поселиться отдельно, в "открытом городе", в Циклаге. Обсуждение хронологии, связанной со временем проживания Давида у пелиштимлян. По мнению большинства это - 4 месяца.

/27:8-12/ Давид и его люди во время пребывания у пелиштимлян совершали набеги на народы, живущие к югу от Израиля, до Египта. Объяснения по поводу происхождения этих народов, в том числе - амалекитян. Объяснение того, что совершая набеги, Давид никого не оставлял в живых. Добычу же Давид использовал для прокорма своего отряда. В "рапортах" Ахишу Давид несколько изменял направление своих набегов, называя места в Иудее. Ахиш верит Давиду; Давид мудро использует его доверие.

/28:1-2/ Трудности, возникшие у Давида в связи с намерением пелиштимлян идти войной против Израиля и с полученным Давидом предложением стать телохранителем Ахиша.

/28:3/ Объяснение причины перерыва в повествовании повторением известия о смерти Шмуэля и сообщением о том, что Шауль уничтожил в стране всех вызывающих духов и ведунов.

/28:4/ Собрав весь Израиль, Шауль становится лагерем в Гильбоа. Объяснение почему так испугался Шауль, когда увидел стан пелиштимлян, и почему Господь никаким образом не отвечал на запросы Шауля.


/26:25; 27:1/ Повторяется сказанное Давиду Шаулем, признавшим его правоту и благословившим его: "Сделаешь непременно и сможешь непременно". Давид думает, что Шауль не прекратит преследовать его, и надо спасаться в землю пелиштимлян. Обсуждение этой ситуации, как аналогичной той, когда Яаков испугался встречи с Эсавом, несмотря на обещания Всевышнего.

Мы уже говорили о том, как Шауль во второй раз признал правоту Давида, благословил его и выразил уверенность в том, что "Давид сделает непременно и сможет непременно". Глава 27 начинается с того, что Давид сказал в сердце своем (то есть, он так подумал): "Теперь в один прекрасный день я погибну от руки Шауля; и нет мне ничего лучше, как спастись в землю пелиштимлян, и тогда отступится Шауль от того, чтобы преследовать меня, и больше не будет искать меня во всех пределах Израиля, и спасусь я от его руки". Видно, что здесь есть некоторые повторы, избыточность, и что можно было бы сказать короче. Некоторые комментаторы это обсуждают. Кли Экар проводит такую классическую линию, в которой есть большая доля правды. Его мысль очень простая. Он говорит, что эта ситуация похожа на ту, когда Яаков перед встречей с Эсавом - "испугался Эсава очень и стало ему тесно", несмотря на обещание Всевышнего хранить его. То, что он испугался, несмотря на обещание Всевышнего, Раши объясняет так, что цадик никогда не бывает полностью уверен в себе, и боится, что может быть из-за какого-то его греха это обещание может быть отменено. А почему сказано два раза: он -"испугался" и "испугался и стало ему тесно"? Это означает, что - "испугался " он того, что может быть убит, а "стало ему тесно" от того, что он может убить других. Вполне возможно, что и Давид, хотя он дважды себя сдерживал, не тронул Шауля, и никому не давал тронуть Шауля, все-таки не мог быть уверен в себе полностью. Поэтому здесь - такие повторы. И Давид считает, что спокойнее удалиться и больше не напрашиваться на встречи с Шаулем.

Абарбанэль задает такую трудность. Он говорит, что после этой повторной сцены, когда Шауль вновь признал правоту Давида, Давид вроде уже может успокоиться. И он прелагает такое объяснение тому, что Давид не успокоился, а, наоборот, собирается скрываться. Абарбанэль говорит, что теперь, когда Шауль воочию убедился в том, что Всевышний покровительствует Давиду, и что Он сделал так, что весь огромный лагерь Шауля спал непробудным сном, чтобы дать возможность Давиду похитить копье и флягу с водой, то именно теперь ревность Шауля может разгореться до такой степени, что рано или поздно он схватит Давида.

Ответ на вопрос: . - Надо полагать, что при всей сложности образа Шауля, которая проявляется на протяжении всех этих многих глав, когда мы видели всю его непоследовательность, например, когда он клянется своему сыну Йонатану, но тут же швыряет копье в Давида и пр., тем не менее очень трудно представить себе, что Шауль был настолько сдержан и хладнокровен, чтобы произносить заведомо ложные слова. Ясно из всего его поведения, что он человек очень впечатлительный. Он уже и в первый раз, когда Давид вышел из пещеры с отрезанным краем одежды, был готов все признать и помириться с Давидом, и если бы не Авнэр, он бы так и сделал. Но Шауль не владеет собой. Он снова и снова преследует Давида, потому что он находится во власти этого страшного духа ревности. Поэтому-то у Давида есть вполне обоснованные опасения, что Шауль снова пойдет его преследовать.

Ответ на вопрос: . - Безусловно, что невыполнение своих обещаний - дело очень некрасивое, правда у правителей, к сожалению, это довольно частое явление.

Ответ на вопрос: . - Что касается того, был ли Шауль болен психически, то это сказать трудно. Возможно, что в древние времена, если царь страдал какой-нибудь психической болезнью, то это не считалось таким большим позором. Если понимать так, что Шауль вообще страдает манией преследования, то его поведение объяснить трудно. Но если эти приступы неконтролируемой ревности и ярости бывют только по отношению к Давиду, то вряд ли все это можно свести к чисто медицинскому диагнозу. Даже когда Шауль истребил город Нов, то и в этом случае он это сделал потому, что обвинял их в помощи Давиду. Он впадает в ярость и кричит на своих подчиненных, но опять-таки - в том случае, когда он их обвинят в том, что они все продались Давиду. То есть, он не подозревает каждого, что он хочет совершить покушение на него и пр, а у него все направлено на Давида, и все только с ним связано.

/27:2-4/ Давид и с ним 600 человек переходят к Ахишу, царю Гата. Существенное отличие этой ситуации от той, когда Давид переходил один. Давид и его люди жили в Гате со своими семьями; Давид - с двумя женами: Ахиноам и Авигаил. Объяснение избыточности слова "од" в этом пасуке.

Следующий стих (27:2) говорит: "И поднялся Давид, и с ним 600 человек к Ахишу бен Маоху, царю Гата". Среди комментаторов нет единодушия в том, был ли этот Ахиш тем самым, к которому Давид приходил в предыдущий раз? Не видно никаких исторических доводов в пользу того, что это был другой человек. Проблема, конечно, заключается в том, что Давид уже один раз еле-еле спасся от этого человека, благодаря инсценированному безумию, и как же теперь опять можно совать голову в ту же самую "пасть"? На это есть очень ясный и простой ответ. Сказано: "Поднялся Давид", что обозначает, что он не просто пришел, как беглец, а что он поднялся с полком в 600 человек. Надо отметить, что раньше говорилось: "Человек 600", то есть, не было еще полных 600. Теперь же у Давида 600 человек, прекрасный полк, который представляет собой вполне привлекательную военную силу. Еще одно существенное отличие от предыдущего раза состоит в том, что тогда еще не было широко известно про серьезные нелады Давида с Шаулем. Теперь же это известно повсюду, и пелиштимляне тоже слышали об этом. Поэтому, Давид говорит царю, что он не поладил с израильским царем, и готов служить Ахишу верой и правдой, - примешь или нет? Из мидраша мы видели, что и в тот раз Ахиш относился к Давиду безо всякой неприязни, хотя некоторые говорят, что Гольят был его братом, а по другим вариантам, его телохранители были братьями Гольята. Так или иначе, Давид убил Гольята в честном сражении, которое сам Гольят предложил. Поэтому, с профессионала-воина нечего спрашивать, потому что он убил его не хитростью и не подлостью. Другие комментаторы отмечают, что здесь Ахиш назван с отчеством, а прежде он назывался просто по имени, из чего они и делают вывод, что это - другой человек, а имя Ахиш могло просто повторяться в той же династии царей.

Дальше говорится (27:3): "И жил Давид с Ахишем в Гате, он и его люди, каждый со своими семьями, и Давид со своим двумя женами: Ахиноам Израэлит и Авигаил, женой Наваля из Кармэля. Комментаторы говорят, что Давид "жил с Ахишем" - в буквальном смысле, то есть, он жил при нем, и был в прекрасных отношениях с ним и с его семьей. Шаулю же было сообщено, что Давид убежал в Гат, и Шауль больше не предпринимал попыток искать его. Здесь употреблено слово: "од", которое пердставляется избыточным, потому что оборот "больше не" - "ло-йасаф" имеет уже это значение. Кли Якар видит в этом некоторую добавочную информацию, означающую, что если бы Давид не убежал в Гат, то Шауль по-прежнему продолжал бы его преследовать. То есть, это "од" подпадает под отрицание "ло": если бы он не убежал, то Шауль еще продолжал бы его искать. Теперь же, когда Шаулю сказали, что Давид убежал к пелиштимлянам, то он решил, что теперь карьера Давида уже кончена, он там растворится, и - "его карта бита".

Ответ на вопрос: . - Правда, можно считать и так, что и без этого избыточного слова, весь оборот является избыточным, потому что казалось бы, что если Шауль уже пообещал Давиду и признал его правоту, то и без этого сообщения тоже можно понять так, что Шауль уже прекратил попытки искать Давида.

/27:5-7/ По просьбе Давида Ахиш дает ему возможность поселиться отдельно, в "открытом городе", в Циклаге. Обсуждение хронологии, связанной со временем проживания Давида у пелиштимлян. По мнению большинства это - 4 месяца.

И сказал Давид Ахишу: "Если, пожалуйста, я нашел милость в твоих глазах, то пусть дадут мне место в одном из открытых городов - "арей hасадэ", который является противоположностью - "арей hахома" - "городу, крепости, обнесенному стеной". Это различие хорошо видно, например, в законах Пурима. В городах, которые были обнесены стеной во времена Йеhошуа бен Нуна, читают Мегилу 15-го Адара, в отличие от открытых городов. Давид здесь, когда он просит для себя "окрытый город", в очередной раз проявляет тонкое чувство ситуации и большой прозорливости. Ему, наверное, были заметны недоброжелательные взгляды пелиштимлянского окружения, связанные с тем, что он живет в столичном городе и при царе. Естественно, что это не могло продолжаться без последствий. Поэтому Давид и просит царя, и говорит: "Если ты ко мне хорошо относишься, то пусть мне дадут место, скромное, в одном из открытых городов страны, не в крепости. Для чего это будет твой раб жить в столичном городе, с тобой?" И дал ему Ахиш в тот день Циклаг, и потому стал Циклаг - царям Йеhуды до сего дня (стал их собственностью). Какая логика в том, что от того, что царь сказал Давиду, чтобы он жил в этом городе, он уже стал хозяином города? По-видимому, Ахиш относился к Давиду хорошо, и поступил по-царски: когда Давид просил просто места в одном из городов, он ему подарил целый город. И поскольку он подарил, то это - навеки, и этот город стал собственностью царей из рода Давида.

Сказано (27:7): "И было число дней, которые проживал Давид в пелиштимлянском поле (где "поле" надо понимать или как то, что он перебрался в этот открытый город, или как то, что он проживал вообще среди пелиштимлян), было - год и 4 месяца". Сказано здесь - "ямим", что, как мы знаем, обозначает - "год". Здесь возникают большие трудности с хронологией, которые приводят мудрецы. От смерти Шмуэля до смерти Шауля, согласно традиции, прошло всего 4 месяца. Давид перешел к пелиштимлянам только после того, как умер Шмуэль, а Шауль в то время был еще жив. Поэтому большая загадка: как могло пройти год и 4 месяца пребывания Давида у пелиштимлян? О смерти Шмуэля нам было сообщено перед историей с Навалом. Эта история была "вставлена" именно в этом месте либо для того, чтобы рассказать что-то важное для биографии Шауля, для которого исчезла защита Шмуэля, который молился о Шауле, либо рассказать про низость этого Навала, который решил, что на Давида можно не обращать внимания после смерти Шмуэля, который его помазал. Если же эта история вставлена не на месте, то все равно должна быть какая-то логика, для чего она вставлена, которую мы не видим.

Кстати говоря, по-видимому, можно предположить, что от смерти Навала и до того, как Давид взял Авигаил в жены, прошел полный день. То есть, события здесь развивались очень быстро. Поэтому комментаторам очень трудно объяснить это -"ями", как год. Раши, поскольку ему известна хронология, переданная по традиции, говорит, что нельзя это переводить, как год, а означает это здесь просто - "два дня". Тогда получается, что говорится: "Два дня и 4 месяца". Трудность, конечно, в том, что перечисление не начинается обычно с меньшего числа. Правда, в некоторых числительных в Торе это делается сплошь и рядом: ставят сначала единицы, а потом - десятки. Но такого места, где сначала называются дни, а потом месяцы, вроде бы не встречается. Эту проблему не может удовлетворительно решить ни один комментатор. Абарбанэль и др. считают, что Шауль жил гораздо дольше, и что Шмуэль жил гораздо дольше, и тогда они выходят за рамки этой хронологии, и у них нет никаких проблем. Это место требует очень серьезного исследования, но если оставаться в рамках нормальной хронологии, то нужно понимать, что здесь "ямим" - означает несколько дней. Классическое место в Торе, из которого мы видим, что "ямим" - это год, когда родственники удерживают Ривку, чтобы она не сразу с Элиэзэром отправлялась к Ицхаку. Они говорят: "Побудьте с нами "ямим" или - 10 месяцев". Ясно, что просят они остаться или на год или хотя бы - на 10 месяцев.

Ответ на вопрос: . - 4 месяца при этом ни у кого не вызывают никаких сомнений. Вопрос заключается в том, являются ли эти 4 месяца добавкой к году или к паре дней. Надо сказать, что проживать целый год Давиду на харчах у Ахиша - вещь очень рискованная. Можно принять приглашение на несколько дней, на неделю, но - не на целый же год! Основная задача Давида заключается в том, чтобы зарекомендовать себя, как нужного, полезного человека, которому можно доверять, и поэтому он должен "рваться в дело". Для него оставаться в бездействии со своим отрядом это - смертельная опасность! Можно себе представить, сколько надо затрат на этот отряд в 600 человек с семьями и детьми! Это же - целый город в несколько тысяч человек!

Ответ на вопрос: .- Знали ли пелиштимляне о том, что Давид помазан царем в Израиле, и что об этом говорил даже сам Шауль? Скорее всего, если они и знали об этом, то для них это не было чем-то серьезным: мало ли кто может считать себя царем? Мы знаем, что даже Навал считал, что ему самое подходящее дело быть царем. Для пелиштимлян важны были факты, что есть царь Шауль, который еще жив, и что Давид бежал от него. Даже если слухи о помазании Давида дошли до пелиштимлян, то не известно, насколько они считали важным эту процедуру помазания. Если бы они считали это важным, то это вполне могло усиливать их опасание, и тогда царь Ахиш, наверное, не был бы вполне уверен в Давиде. Ахишу сделали ценное предложение, и он видит, что Давид очень незаурядный воин, которого очень привлекательно получить в свои ряды. И вполне возможно, что он "держит на нем глаз", потому что царь должен обладать какой-то дальновидностью.

/27:8-12/ Давид и его люди во время пребывания у пелиштимлян совершали набеги на народы, живущие к югу от Израиля, до Египта. Объяснения по поводу происхождения этих народов, в том числе - амалекитян. Объяснение того, что совершая набеги, Давид никого не оставлял в живых. Добычу же Давид использовал для прокорма своего отряда. В "рапортах" Ахишу Давид несколько изменял направление своих набегов, называя места в Иудее. Ахиш верит Давиду; Давид мудро использует его доверие.

Дальше говорится о том, что Давид и его люди совершали набеги на народы, которые называются гешурим, гирзи, и амалеки, которые издревле проживали на юг от Земли Израиля до Египта. Что это за народы? Мы знаем, кто такой Амалек, но непонятно, откуда он взялся тут? Хорошо известен портрясающий мидраш, рассказывающий о том, какое злодеяние совершил Шауль, когда он оставил на одну ночь царя Агага, от которого опять пошел на свете Амалек. Когда Шмуэль требует привести к себе Агага, то он произносит удивительную фразу: "Вот, как твой меч оставлял бездетными матерей, так останется бездетной и твоя мать". Удивительно то, что уже не осталось никого в живых из амалекитян, кроме самого Агага, при чем же тогда здесь его мать? И вот теперь явно прошло меньше времени, чем надо было бы для того, чтобы от этого потомства Агага мог успеть родиться народ, а сказано, что Давид совершает набег - на амалекитян! Ответ, который решает так же и недоумение по поводу матери Агага, состоит в том, что это были какие-то части народа Амалека, которые не перебил Шауль. Возможно, что задание Шауля сводилось к тому, чтобы перебить всех только в той земле, которая была указана. Другие из упомянутых народов это - какие-то древние народы, которые проживали издревле на этой территории.

Ответ на вопрос: . - Семь народов, которые было заповедано уничтожить, были в пределах канаанской земли. Входили ли эти промежуточные территории на юге, на границе с Египтом, так же в эти пределы? - Это сложный вопрос. Были ли эти народы из числа тех семи канаанских народов, или они были еще более древними народами, из числа тех, которых когда-то из канаанской земли изгнали? Есть предположение, что эти народы, кроме Амалека, относились к хорийцам, которые жили там еще до канаанских народов.

Ответ на вопрос: . - Относительно Амалека можно сказать так. Есть обязанность Израиля вести войну с Амалеком на истребление. Нужно "стереть память об Амалеке". С другой стороны, в книге Шемот Всевышний говорит: "Я сотру память об Амалеке". Так кто же сотрет: Всевышний или евреи? Ответ такой, что мы должны делать то, что зависит от нас, а в конце концов, поскольку у нас сил немного, то - сотрет Он. Мир этот с находящимся в нем Амалеком, конечно, труден для существования, но тем не менее, жить в нем надо. Поэтому, задание, которое получает Шауль, не предназначено для того, чтобы привести к окончательной победе, и чтобы от Амалека не осталось и следа, но у него была возможность исполнить это задание в точности. И если бы он не оставил царя Агага и часть скота, то он бы выполнил свою часть задачи, а следующим шагом, очевидно, было бы построение Храма, и дальше Всевышний спокойно "управился бы" с остатками Амалека.

Ответ на вопрос: . - Совершенно верно, что если евреи делают свою часть, даже если это 1/10 задачи, то остальное делает Всевышний. Уже упоминался довольно серьезный мидраш, который говорит, что решение Шауля оставить Агага на одну ночь еще не означало, что его надо навсегда оставить в живых. Такое постановление, что Агага не надо убивать именно в эту ночь, издал все тот же "большой хахам" Доэг, который вывел это из закона Торы, который запрещает убивать быка и теленка в один день. А царь по отношению к своему народу, он - как бы родитель, как говорит мидраш. И Доэг сказал, что надо в точности исполнить указание перебить весь народ Амалека, но царя Агага в тот же день не убивать, поскольку тогда нарушится закон Торы. И поскольку Доэг был глава Бейт-Дина и большой хахам, то как можно было его не послушаться? А наказан Шауль за то, что когда получаешь приказ из Первоисточника, то нечего слушать других. Это точно так же, как в примере, который приводит Рамбам по поводу того, до какой степени люди обязаны слушать указания настоящего пророка. Если человек уже доказал и он известен, как настоящий пророк, то его обязаны слушаться. В случае Шмуэля это не вызывало ни малейших сомнений, и весь народ знал, что он - настоящий пророк. Поэтому, если Шмуэль сказал Шаулю, что надо истребить всех, то каков бы ни был общий закон Торы, в данном случае он к нему не относился. Рамбам говорит, что если пришел настоящий пророк и сказал: "Сегодня шабат, но вы должны встать, развести огонь, ковать мечи, идти на войну и убивать врагов", то тот, кто скажет, например, что он уже старый человек и во всей своей жизни ни разу не нарушал шабат, и поэтому он и теперь не будет нарушать шабат, то такой человек достоин казни за то, что он нарушил приказание пророка. Поэтому, Шауль виноват в том, что он послушался каких-то доводов, несмотря на то, что он получил прямой приказ с Неба.

Стих 8 начинается словом - "веhика" - "побил" Давид; и употреблено здесь простое прошедшее время, потому что не сказано - "вейка". Это означает, что Давид это делал (совершал набеги) - постоянно. То есть, он совершал набеги на эти пустынные области, разбивал жителей, не оставлял в живых ни мужчины и ни женщины, и брал мелкий скот, крупный скот, ослов, верблюдов, одежду; и Давид возвращался и приходил к Ахишу. То есть, он жил набегами. То, что он не оставлял ни одной души в живых, это - довольно сильное действие, он не получал соответствующего приказа. Все это было вроде "промышленных экспедиций", потому что он должен был как-то продовольствоваться, чтобы кормить свой отряд. И вот "заодно" он не оставляет в живых ни души. Ахиш сказал Давиду (очевидно, Ахиш спрашивал это в первый раз, когда он совершил набег) (27:10): "ал-пешаттэм", что является необычной формой глагола, обозначающей - "леан" - "куда совершил ты набег сегодня?" И сказал Давид: "На юг Иудеи и на юг Йерахмели и на юг Кейни". Йерахмели это - тоже часть потомства колена Йеhуды, а кейнийцы, как мы помним, были потомками Итро, тестя Моше. Ясно, что объективное описание событий несколько отличается от "рапорта" Давида.

Мы видели, что Давид совершал набеги на Амалека и на какие-то древние племена, которые жили в пустыне, а говорит он Ахишу, смещая место своих набегов к северу, и говорит, что он нападал на Иудею. Стих 11 говорит, что ни души не оставлял Давид в живых, чтобы привести в Гат, рассуждая таким образом, что он это делает для того, чтобы они не сообщили про нас, сказав: "Так-то делал Давид и так он поступал в те дни, которые он проживал в поле пелиштимлянском". Непонятно здесь, является ли последний оборот продолжением размышлений Давида или - словами автора, дающего объективную характеристику тому, что Давид всегда так поступал, когда жил там, в пелиштимлянском поле. На самом деле, у Давида не было никакого выхода, потому что если бы он брал пленных, то естественно, что пленные и своим видом и своими рассказами объяснили бы, куда именно совершал набеги Давид на самом деле. И это положило бы конец всей его "карьере" (у Ахиша). Вся репутация Давида в глазах Ахиша держалась на том, что Давид на своих совершает набеги, и что тем самым он отрезал себе все пути в Эрэц Исраэль, и теперь не может быть речи не только о царствовании, но и просто туда вернуться он уже не может. Сама эта история не тривиальная. В том, что Давид убивает амалекитян, а говорит, что совершал набеги на Йеhуду, ничего страшного нет. Но вот то, что он убивает какие-то другие народы, которые вроде бы не подлежат истреблению, представляется вещью, не особенно безупречной.

Ответ на вопрос: . - Нет никакого сомнения в том, что Давид хорошо знал Тору и он знал, что канаанские народы, населявшие Эрэц Исраэль, должны были быть истреблены. Но дело в том, что мы не знаем, относится ли это к этим пустынным областям на границе с Египтом. А если это относится и к этим районам, то мы не знаем, относятся ли эти народы к тем, которых следовало истребить. Это - не хитийцы, а это - древние, еще докананские народы, которые, по-видимому, не относятся к канаанским народам, и не известно никакой заповеди об их истреблении.

Поэтому, к сожалению, никак нельзя на сегодняшний день доказать, что безусловно богобоязненный царь Давид действовал в этом случае абсолютно безупречно, хотя, возможно, что ему в те времена было "виднее". Как бы то там ни было, Давид действует очень разумно, и нет никаких предположений о том, как бы он мог действовать по-другому, потому что ситуация его в высшей степени напряженная.

Ответ на вопрос: . - Конечно, как уже говорилось, пелиштимляне могли знать, что Давид помазан на царство, однако, в их глазах нет никакой трагедии в том, что это дело сорвалось. У них бывало сплошь и рядом, что срываются какие-то обещания, данные оракулами, например, и они относятся к этому весьма спокойно. И они не видят ничего удивительного в том, что Давид, поссорившись со своим царем и удрав от него, теперь совершает набеги на своих, и что он отрезал себе путь к возвращению. И теперь он будет слугой пелиштимлянского царя, очень полезным и хорошим.

Ответ на вопрос: . - Безусловно, что Давид делал набеги для того, чтобы захватить добычу, которая ему была нужна, чтобы кормиться со своим отрядом, а также для "отчета" перед Ахишем. Даже, если бы он получал пищу с Неба для своего отряда, то это было бы очень подозрительно: вот, он пришел, и сидит здесь и бездействует. И он должен был показать, что он работает профессионально. То, что совершая набеги ради добычи, он мог убить и Амалека, это совсем неплохо и, наоборот, это - просто замечательно! В том, что для этого приходится убивать и другие народы, имеется серьезное напряжение, поскольку нам мало известно что-либо об этих народах. То, что Давид оставлял в живых скот как раз и поддерживает предположение, что это не была заповеданная война на истребление Амалека, которая требует уничтожения и его имущества, а что это была чисто экономическая операция, где убийство Амалека не вызывает моральных проблем, потому что его положено убивать.

Ответ на вопрос: . - Имеется закон о том, что все, что приобрел раб, - приобрел его хозяин. Поэтому, Давид, служа Ахишу верой и правдой, приносит всю добычу ему, а потом тот ему выделяет, сколько нужно, для его отряда. Так положено.

Ответ на вопрос: . Как вообще кормился отряд Давида еще до прихода к Ахишу? - Когда они находились в пределах территории Йеhуды, то там, естественно, была какая-то база, потому что Ишай был человеком небедным, и все родственники примкнули к отряду Давида. Тем не менее мы видели из просьбы Давида, с которой он послал людей к Навалу, чтобы он дал им что-то для праздничной трапезы, что Давиду многого нехватало. Возможно, что семьи воинов Давида, когда они находились в Эрэц Исраэль, жили по домам, а прятались только 600 человек самого отряда.

Ответ на вопрос: . - Мы видели из Торы, что Амалек, действительно, появляется именно тогда, когда евреи ведут себя нехорошо. По-видимому, здесь надо различать войну, когда Амалек нападает на нас, и войну, когда мы нападаем на Амалека. И то и другое - война, но это все-таки - две разные войны. Война заповеданная дается евреям, когда они находятся в хорошем состоянии, достаточно хорошем для того, чтобы их "почтить" этой важной заповедью. А Амалек выходит воевать против нас, когда мы опустили руки, и находимся в очень низком состоянии. Что же касается налетов Давида на Амалека, то это - особая ситуация. Когда надо раздобыть пищу, и для этого требуется убить Амалека, то вряд ли по этому поводу могут быть какие-то угрызения. С самого начала появления Давида на сцене, все наши основные симпатии - на его стороне, хотя нам может быть и жалко Шауля и пр. Иногда Давид совершает поступки, представляющиеся не особенно безупречными в моральном отношении, например, когда он чуть было не совершил грех с замужней женщиной (у него есть слабость к "слабому полу"), правда, ему помогли обстоятельства, и он его все-таки не совершил. Когда же Давид идет и за неимением другого выхода убивает людей, которых может быть и не обязательно следует убивать (и нет такой заповеди), то здесь возникает проблема. Надо поражаться скрупулезной честности тех, кто писал Танах. Они вполне могли бы "приукрасить" нашего героя, например, назвали бы только Амалека. Это не было бы неправдой, просто это было бы частью правды.

Ответ на вопрос: . - О такой возможности, что эти народы могли принадлежать к потомству Амалека по отцу, надо сказать, что у всех народов, кроме Израиля, национальность определяется по отцу. Основная галахическая линия, принятая со времен Талмуда и дальше, что и у Израиля тоже принадлежность к народу считалась по отцу до Синая. После Синая она уже стала считаься по матери.

Ответ на вопрос: . Что касается дома Навала, то с точки зрения Давида он заслуживал уничтожения, поскольку Навал взбунтовался против помазанного царя Давида. Хорошо, что Авигаил остановила Давида, потому что если бы он это сделал, то его можно было бы, бесусловно, за это покритиковать. Однако, намерения и вспышка гнева, хотя и заслуживают тоже упрека, никак не могут сравниться с тем, что на самом деле сделано. То, что Навал умер от испуга, от рассказа Авигаил, в этом никак нельзя винить Давида. Всевышний убрал Навала, и Давид оказался здесь ни при чем.

Ответ на вопрос: . - Были ли истреблены народы в канаанской земле перед тем, как она была отдана Канаану? Повидимому, канаанцы просто выгнали эти народы, не истребив их всех. Относительно того, насколько истребление (убийство) людей из других народов морально небезупречно, классические комментарии ничего не сообщают.

Ответ на вопрос: . - Годы правления царя Давида никак не могли еще начаться, потому что начало времени правления царя никак не считается со времени его помазания. Царем считается только тот, кто помазан и - признан народом.

Ответ на вопрос: . Как объяснить то, что, как мы знаем, в наше время нельзя иметь больше, чем одну жену, а вот, у Давида было, по крайней мере живших с ним, - 2 жены? - В последние тысячу лет запрещено, и то не во всех общинах, иметь больше одной жены по решению мудрецов, принятом тысячу лет назад. В то время по законам Торы здесь не было никакого ограничения. Рамбам пишет, что если человек хочет или может себе позволить, то он спокойно может взять тысячу жен, лишь бы он по отношению каждой из них исполнял все свои обязанности. Ограничения имеются только для царя. Царь по примеру того, что было сказано Давиду, может иметь не более, чем 18 жен. Почему же нас не удивляет многоженство Давида? - Потому, что это было явно позволено законом Торы, и в те времена не было никем и никак запрещено.

Ответ на вопрос: . - Что же касается убийства людей, то это запрещено прямым образом, потому что это - шестая из Десяти Заповедей: "Не убивай!" Хотя верно то, что наказание за убийство не одинаково в случае убийства еврея и нееврея, но запрет тем не менее распространяется на всех людей. Запрещено убивать любого человека. Другое дало - на войне. Царь имеет власть послать людей, явно рискуя тем, что кто-то из них может погибнуть. Когда человек находится против вражеской армии, то там совершенно другая ситуация: либо ты - его, либо он - тебя. При этом, каждый вражеский солдат является по отношению к солдату нашей армии преследователем, и он хотел бы меня убить, а потому, моя обязанность (а не только право) постараться убить его первым. Поэтому, во время войны нет нарушения заповеди, запрещающей убивать. Вопрос заключается в том, что если человек идет на войну с целью захватить добычу, то не ясно, разрешено ли при этом убивать людей, хотя такие войны в принципе разрешены. Вполне возможно, что Давид спрашивал Урим и Тумим, идти ли ему на такую войну, и получал ответ, что он может идти на такую войну и убивать там. Тогда это получается, как заповедь. Правда, ничего этого не написано. Отчасти аналогичная проблема, хотя и более простая, потому что она не лежит на совести человека, обсуждается некоторыми комментаторами в такой ситуации, когда Авраам приходит в Канаанскую землю в первый раз. Там разыгрывается невероятный голод, который заставляет Авраама на время спуститься в Египет. Задается такой хитроумный вопрос: "Почему вдруг разыгрался такой голод?" И отвечают так, что это для того, чтобы заставить Авраама спуститься в Египет, прокладывая путь своим потомкам. Голод же был очень сильный, потому что иначе бы он не ушел, и люди от этого голода - погибали. И тогда спрашивается, как это так может быть? Получается, что только для того, чтобы куда-то заставить пойти Авраама, "в качестве отхода" оказываются люди, которые живут в этой земле, и они умирают просто ради того, что Авраама нужно сильно принудить идти в Египет. Отвечают так, что если это нужно для "передового отряда", который призван выполнять свою задачу, то Всевышний может и умертвлять людей. Он их оживляет, и он имеет право их умертвлять. Вряд ли человек может делать то же самое. И здесь имеется довольно сильная моральная проблема, которую видят и многие крупные современные специалисты и исследователи Танаха.

Ответ на вопрос: . - То, что Давиду было запрещено строить Храм, поскольку он пролил много крови, связано не с тем, что он пролил эту кровь не по закону. Наоборот, он вел войны всегда по решению Санhедрина и у него был свой Санhедрин. Давид из своего сборного отряда сумел вырастить людей, отборного нравственного уровня, больших мудрецов. И нет никаких сомнений в том, что Давид не начинал ни одну войну, не получив одобрения этого Санhедрина. И никак нельзя сказать, что Давид совершал преступления с точки зрения буквы закона, и поэтому никто из мудрецов Талмуда его не осуждает.

Ответ на вопрос: . Может ли так быть, что какие-то требования к Давиду снижены в связи с тем, что он находится вне Израиля? - По отношению к каким-то заповедям это вполне возможно. В сильной степени снижение требований за пределами Земли Израиля мы наблюдаем до дарования Торы, когда евреи не находятся еще в живой связи с корнем. Тогда, вне Земли Израиля, - все проще, и там даже Яаков может жениться на двух родных сестрах, что является страшнейшим запретом Торы. Однако, после того, как Тора дарована, вне Земли Израиля облегчаются только те заповеди, которые связаны с самой Землей Израиля. Но это никак не означает, что можно нарушать вне Земли Израиля, например, такие заповеди, как "Не убивай". На это нет даже малейшего намека.

Стих 12, заканчивающий главу 27, говорит: "И поверил Ахиш в Давида, поскольку, как он сказал, Давид испортил свою репутацию в своем народе, в Израиле, и теперь он будет мне рабом навеки." В такой ситуации вырисовывается характер Ахиша, который вызывает даже некоторую симпатию. Во всяком случае, он ведет себя так, что лучше и не придумаешь для Давида. Давид же в этой истории выступает в роли некого "Штирлица": он входит в полнейшее доверие к самому царю, и хорошо использует это.

/28:1-2/ Трудности, возникшие у Давида в связи с намерением пелиштимлян идти войной против Израиля и с полученным Давидом предложением стать телохранителем Ахиша.

Глава 28 начинается так: "И было в те дни собрали пелиштимляне свои станы (у каждого из пяти пелиштимлянских городов был свой стан и свой "капитан") идти войной против Израиля. И сказал Ахиш Давиду: "Да будет тебе известно, что со мной выйдешь ты в стане, ты и твои люди"". И это уже довольно серьезно, и здесь уже Давиду не помогут липовые отчеты о том, что он совершал набеги на Иудею, потому что Ахиш ясно говорит, что Давид вместе с ним выйдет в стане и будет воевать против Израиля. И сказал Давид Ахишу: "Ты-таки узнаешь, что сделает твой раб". Получается несколько двусмысленная фраза, что вот, мол, ты еще увидишь, что я сделаю! И сказал Ахиш Давиду: "Так вот, моим телохранителем я поставлю тебя на все дни". То есть, предстоит Давиду блестящая карьера и полнейшее доверие. И на этом мы пока остаемся в неизвестности и непонимании того, что же может сделать Давид в такой ситуации? Было бы подло наносить удар в спину благодетелю, который его пригрел, поскольку это был бы довольно некрасивый поступок. Однако, другой вариант - воевать против своего народа, был, конечно, полностью исключен.

/28:3/ Объяснение причины перерыва в повествовании повторением известия о смерти Шмуэля и сообщением о том, что Шауль уничтожил в стране всех вызывающих духов и ведунов.

Следующий стих (28:3), оставляя нас в неведении по поводу того, на что же решился Давид в этой сложной ситуации, сообщает нечто "сенсационное".

Говорится, что Шмуэль умер, про что мы давно уже читали в главе 25, и - оплакал его весь Израиль, и похоронили его в его городе Рама (что тоже уже сообщалось). Дальше совсем не понятно по какой причине сообщается о том, что Шауль устранил всех вызывателей духа, и ведунов из страны. Мы знаем, что когда Тора прерывает повествование каким-то вставным рассказом, то заканчивая этот рассказ, Тора возвращается как раз к тому месту, на котором она прервала, повторяя его. Здесь и повторяется поэтому сообщение о смерти Шмуэля. К чему же тогда говорится, что Шауль перебил всех вызывателей духов и колдунов? Означает ли это, что уже вроде бы нет пророка, но так же - нет и колдунов и пр., которых можно было бы спросить?

/28:4/ Собрав весь Израиль, Шауль становится лагерем в Гильбоа. Объяснение почему так испугался Шауль, когда увидел стан пелиштимлян, и почему Господь никаким образом не отвечал на запросы Шауля.

В следующем стихе (28:4) говорится о том, что собрались пелиштимляне, и прошли некое расстояние, и встали лагерем в Шунеме. И - "Собрал Шауль весь Израиль, и встали лагерем в Гильбоа. И увидел Шауль стан пелиштимлян, и испугался, и затрепетало его сердце очень." Комментаторы и мудрецы говорят по этому поводу так. Пока не согрешил Шауль, то было сказано: "Шауль твердой рукой взял царство над Израилем и, куда он ни повернется, он наводит страх". При этом, тогда положение было намного хуже. В первой войне Шауля против пелиштимлян не нашлось ни одного меча и копья в Израиле. Теперь же Шауль довольно неплохо вооружен, и собрался весь Израиль, и стал он намного сильнее, но тем не менее, когда Шауль увидел эти станы пелиштимлян, то он очень испугался! Понятно, что его испуг связан не с соотношением сил. Известно, что специальный коhен, который сопровождает армию на войну, перед началом военной операции произносит: "Кто боится, - пусть выйдет и вернется домой." Армия при этом никогда не разбегается. Комментаторы задают вопрос: "Чего же евреи боятся?" И отвечают, что каждый человек боится того, что он совершил некий грех, например, он разговаривал между накладыванием ручного и головного тфилина. То есть, если имеется грех за человеком, то ему, действительно, есть чего бояться, потому что убивает-то не неприятельская сила, а - грех! Поэтому-то Шауль и боится, имея на это основания.

Стих 6 говорит: "И спрашивал Шауль у Всевышнего, но Господь не отвечал ему ни во снах, ни через Урим и Тумим, ни через пророков." Шауль все еще царь, а Давид еще не признан царем, и поэтому странно, почему Всевышний ему не отвечает. Однако, гораздо большее удивление здесь возникает не по поводу того, что Шауль не получал ответа, а в связи с тем, что Эфод - нагрудник Первосвященника, находился у Давида! Тогда как же вообще Шауль мог получить ответ через Урим и Тумим? Как можно себе представить, что составители так написали, что он запрашивал Урим и Тумим, если у него не было для этого реальной возможности? Для того, чтобы преодолеть эту трудность, должна существовать какая-то гипотеза по поводу того, как Шауль мог бы получить этот ответ. И Радак, единственный, кто задает этот вопрос, приводит некое объяснение, принять которое совершенно немыслимо. Он говорит, что может быть Шауль посылал к Давиду спросить Урим и Тумим? Это довольно трудно себе представить, особенно учитывая, что Давид в это время проживал среди пелиштимлян. Есть еще одна версия, что может быть было больше, чем один экземпляр, Урим и Тумим.

Ответ на вопрос: . - Вполне вероятно, что предварительное сообщение стиха 3 о том, что Шауль уничтожил всех колдунов и магов, приведено здесь для того, чтобы показать, что даже этот канал предсказания событий был для Шауля закрыт.

Ответ на вопрос: . - Когда говорится: "Не враг убивает еврея, а грех", то это, конечно, сильно сказано. Не говорится при этом : "Его грех", а говорится просто - "Грех". В сильном случае это может быть грех Адама, который послушал змея.

Ответ на вопрос: . - Никак нельзя сказать, что после смерти Шмуэля не было совсем пророков, и нигде такого мнения не встречается. Пророки, безусловно, были. Мы знаем, что у Шмуэля была целая школа пророков. Пусть они не были такого уровня, как Шмуэль, но все-таки пророки были, и были ученики пророков. Что касается Натана и Гада, то они были пророками при Давиде и не имели абсолютно никакого отношения к Шаулю.




Продолжение