Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: НИЦАВИМ (15 сентября 2001)

(Дварим /Второзаконие/, 29, 9 - 30, 20 )

"Ницавим". "Вы стоИте".

Вы все стоите сегодня перед Единым, перед вашим Богом: ваши предводители, племена, которые они представляют, старейшие из вас, служители закона, вообще все мужчины Израиля; ваши дети, ваши женщины; чужаки, примкнувшие к вашему табору: от дровосека, рубящего вам дрова, до водоноса, носящего вам воду. Всем вам предстоит перейти в состояние договора с Единым, вашим Богом, войти в клятвенный союз, который Единый, ваш Бог, сегодня заключает с вами. Таким образом вы - каждый из вас - будете преобразованы в Его Народ, а Он станет вашим Богом, Богом каждого из вас: как Он говорил каждому из вас, и как он обещал вашим предкам - Аврааму, Исааку и Иакову.
И не только с вами одними я заключаю этот договор и этот клятвенный союз: ведь я это делаю и от имени тех, кто стоит с нами сегодня перед Единым, Богом нашим, и от имени тех, кого здесь сегодня с нами нет.
(Дварим 29, 9 - 14)

В этот мартовский день более чем трехтысячелетней давности, в пустыне, Моше подписывает союз не только групповой (племенной, народный, орденский: мы помним, что евреи - своего рода рыцарский орден), но и индивидуальный: от имени каждого человека, кто когда-либо будет считать себя принадлежащим к единству "Исраэль". Каждого, кто родится евреем или станет им по убеждению.

Сведущие мудрецы говорят, что сущность каждого человека, который когда-либо был или будет евреем, преодолев преграды пространства и времени, незримо стояла у горы Синай, даже если в то время эта сущность не была материально воплощена среди евреев; и каждая из этих сущностей подписала договор.

Что это за договор? Это - сама Тора. Ее высокий настрой, законы моральной и физической чистоты, неуловимая математика ее букв, - инструмент, дающий возможность человеку стать рыцарем Вселенной, энергоносителем Земли, человеком Бога. Привилегия? Нет. Работа. Причина для гордости? Нет. Гордым можно быть, если всю жизнь тебе удавалось сохранить чистоту. А так - какой же ты рыцарь, если весь в грязи вымазан? А что возможность стать рыцарем у тебя есть - так у любого она есть. Кто не родился евреем - может стать евреем. И пойдет его сущность сквозь пространство и время под Синайскую гору...

...Позвольте, а свобода выбора? Ведь эту Тору еще понять надо, а на это целая жизнь требуется? Не волнуйтесь: Что скрыто от нас - то в руках Единого, Бога нашего; а что доступно нам - то в наших руках, и в руках наших потомков, вовеки; так мы будем выполнять всё сказанное в этой Торе - говорит Моше (Дварим 29, 28 ). Ответственность за выполнение Торы тоже оказывается разделенной между людьми и Тем, кто подписал с ними соглашение.

Затем Моше смотрит в будущее. Как упертому материалисту нынешних дней поверить, что Моше предсказал детально рассеяние евреев по всем странам мира? Но упертому материалисту предоставим рукописи Торы, найденные в Иудейской пустыне, и переписанные до того, как началось великое рассеяние евреев по миру. Не подделка. Действительно предсказал. (Интересно, что в Нострадамуса нынешний материалист почему-то поверит легче, чем в Моше).

Вы нарушите договор, констатирует он. Вас рассеют между народами. Но потом вы вспомните и вернетесь к законам, которые даны Единым; и тогда Он вернет вас отовсюду, где бы вы ни были. Если на краю неба будет кто-то из вас в рассеянии, дажже оттуда соберет вас Единый, Бог ваш, и даже оттуда возьмет; и приведет Единый, Бог ваш, каждого из вас в страну, унаследованную вашими предками, и вы тоже унаследуете ее; и вы станете благополучнее и многочисленнее, чем ваши предки. (30, 4-5).

Закон Торы - сложен? Труден? Противоестественен? Требует особых усилий? Моше отвечает своим слушателям - зримым и незримым - в единственном числе, на "ты":

Ведь тот закон, который я завещаю тебе сегодня, не содержит никаких недоступных тебе премудростей; он не далек от тебя. Он не на небе - мол, кто-то должен лезть на небо, забрать его для нас, рассказать нам, и тогда мы будем его выполнять. Он не за морем - мол, кто поедет на другой берег моря, заберет его для нас, расскажет нам, и тогда мы будем его выполнять. Напротив, он очень близок тебе; и устам твоим и сердцу естественно следовать этому закону (30, 12-14).

Эту гениальную риторику Моше использовали через полторы тысячи лет евреи, известные спорщики с Богом. Говорят, что в споре, возникшем между равом Элиэзером бен-Хурканос и всеми мудрецами Синедриона, рав Элиэзер оказался одинок в своем мнении против всех раввинов собрания. Тогда рав Элиэзер поднял голову к небу и сказал: "если я прав, пусть Небеса докажут"! И немедленно все услышали голос с небес, говорящий: "что вы хотите от рава Элиэзера? Закон на его стороне повсеместно"! Но председательствовавший на заседании рав Иегошуа бен Ханания не оробел перед прямым вмешательством Творца Всех Миров в их спор (а спор шел, казалось бы, о пустяке - о ритуальной чистоте печки, построенной определенным образом). Встал рав Иегошуа и сказал:

- В Торе написано о законе так: "Он не на небе". Значит, голоса с неба не имеют никакого преимущества при обсуждении закона. А еще в Торе (Шмот 23, 3) написано: "идти согласно большинству". Большинство - это мы. Мы решили!

...Так повествует талмудический трактат Бава-Меци'а (лист 59). А еще там сказано, что некий рав Натан однажды смог поговорить с Элиягу (пророком Ильей, вознесшимся в иные измерения). И среди прочего спросил рав Натан: "скажи, а как отреагировал Творец Вселенной, Благословен Он, на такой ответ рава Иегошуа?". Ответил ему вестник Творца: "Как Бог отреагировал? Он рассмеялся и сказал: ура, Мои дети Меня победили!"

...Закон - способ со-творчества человека и Бога; если Творец предстает в этой истории - самую малость - очеловеченным (что, конечно, далеко от истины), то это для того, чтобы мы поняли, что человека Тора делает - самую малость -обожествленным.

* * *


Я родился ровно тридцать три года назад, 26 элула 5728 года, в неделю, когда читали главу "Ницавим". И ровно двадцать лет назад, 26 элула 5741 года, наступил день моего тринадцатилетия, когда я (как любой 13-летний еврей и любая 12-летняя еврейка) стал бар-мицва - полностью ответственным за свои дела перед Единым. В тот год 26 элула тоже выпало на пятницу, и на следующий день, в субботу, мы направились в синагогу "Оhэв-Исраэль", где читали "Ницавим" - мою главу. Меня, как бар-мицва, почтили правом прочесть последнюю, торжественную часть главы, и сопутствующий ей отрывок из книги пророка Исайи. Точнее, надо было не читать, а петь - особым сложным тоническим напевом, по знакам, которым меня долго и упорно учил специальный "преподаватель к бар-мицве" Эльханан Градман. Когда я кончил петь, прихожане синагоги сделали вид, что им понравилось, и засыпали меня конфетами...

...Но много лет прошло, прежде чем я хоть как-то понял пропетые срывающимся подростковым голосом древние слова: Я призываю в свидетели сегодня небо и землю; в том, что я разложил перед тобой жизнь и смерть, благословение и проклятие; а ты выберешь жизнь, чтобы жил ты сам и твои потомки.

Шаббат шалом!