Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"Комментарий к недельным главам
Недельная глава: ВАЭТХАНАН (4 августа 2001)
(Дварим /Второзаконие/, 3, 23 - 7, 11)
Мы стоим на восточном берегу реки Иордан. Архитектор еврейского народа, Моше бен Амрам из рода Леви, продолжает читать курс лекций по строению системы, созданной им.
Мне возразят, что истинный архитектор - Единый, и Он же - создатель системы; но разве не Он - создатель любой поэмы, любой картины, любого здания? Разве наше вдохновение - не Его соавторство? Если мы не пишем на обложке книги "Бог и Пушкин. Евгений Онегин", "Бог и Шекспир. Гамлет", то и Моше мы можем назвать архитектором и создателем системы, понимая и ощущая наличие Единого в его творении - и во всех проявлениях нашей жизни, которые можно назвать "талантливыми", "успешными", "удачными". Народ - любой, не только еврейский - так и говорил: "эта картина - от Бога".
Итак, тема этой лекции Моше - основные свойства системы, которая отныне называется "Исраэль", и в которой должны жить и работать его слушатели - потомки двенадцати сыновей Иакова, и те, кто приняли их путь в Египте и в пустыне, и те, кто примут этот путь в будущем.
Моше объясняет здесь, чем отличается путь "Исраэль" от всех других (в качестве примера приводится недавнее столкновение с культом Баал-Пе'ора - см. недельную беседу по гл. "Матот + Масъэй"). Многое из того, что здесь резюмирует Моше, уже описано им в Торе хронологически. Поскольку в хронологии Торы одно из центральных событий сорокового года Исхода - сами прощальные лекции Моше, а они приводятся в тексте Торы полностью, - многие вещи оказываются в записанными дважды. Так, например, в сегодняшней главе записаны опять Десять Заповедей, которые уже были приведены в главе "Йитро". Снова вспоминается ряд исторических подробностей. Все они рисуют стройную картину - путь морали, путь добра, путь чести - но основная суть этой лекции содержится, скорее, в фразе, которую произносит Моше ближе к окончанию главы, фразе, которая, как и Десять Заповедей, носит характер формулы, но нигде больше в Торе не дается. На более трех тысяч лет эта фраза стала основным описанием Пути "Исраэль" - и паролем для всех, кто идет по этому пути:
Шма', йисраЭль: адонАй элоhЭйну - адонАй эхАд!
Слушай, Исраэль: Творец, Бог наш - Творец один!
Слово "Адонай", как мы помним, произносится вместо Имени Бога, и место этого Имени условно в русском переводе занято словом "Творец" (см. Шеэлот у-Тшувот -> Как зовут Творца?).
Скрытый смысл этой формулы неисчерпаем. Но на простейшем уровне он обозначает основную характеристику еврейского пути: единый и прямой канал связи между человеком и Творцом. Без посредников. Со всей ответственностью. Отсюда - честь, ибо отвечаешь напрямую. Отсюда - мораль, ибо всё - на виду. Отсюда - добро, ибо "и увидел Бог все, что Он сотворил, и вот хорошо весьма".
Шаббат шалом!