Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Симхат-Тора: глава "ЗОТ ХА-БРАХА" (28 сент. 2002)

(Дварим [Второзаконие], 33 - 34; завершение Торы)

В последней главе Торы приводится прощальное благословение Моше Израилю - и описание его смерти. Круг чтения Книги замыкается - после "великих и трепетных дел", которые совершил Моше на глазах у всего Израиля, мы возвращаемся к тому, что вначале создал Бог небо и землю.

О чем наша книга? О Боге и людях. О том, как отдельные личности могут, по воле Единого и по своим заслугам, играть решающую роль в судьбе человечества. Вереница этих центральных личностей проходят перед нами так, что они, как в фильме, на протяжении долгих глав остаются "в фокусе". Ноах /Ной/; Авраам; Яаков; Йосеф; Моше. Откуда-то со стороны смотрит загадочный, молчаливый Ицхак. Блестящая галерея женских образов: Хавва, делящаяся тайной познания с мужем; гордая Сара, мудрая Ривка, огонь и вода - Рахель и Лея; отважная и дерзкая Мирьям, деятельная Циппора.

Тора нелинейна: чем ближе поколение к сорокалетнему путешествию по Синаю, тем больше места оно занимает в текстовом пространстве. Чем ближе описываемые люди к роду Израиля, который стал Народом Выбора, тем больше внимания им уделяется. Принадлежность к роду Израиля определяется в первую очередь духовной позицией, а не кровью; но наших героев поддерживают, удерживают от падения титанические фигуры неевреев - носителей света Единого, независимых от "израильской" линии договора с Богом: Авимелех, царь Грара; Малкицедек, царь Шалема; Йитро, жрец Мидйана.

Единый из Синая пришёл, и сияние его - из Сэира; появилось оно из гор Парана, а пришло - из плодородных земель Кадеша (33,2). В комментарии к нашей главе РаШаР Гирш пишет, что под Сэиром и Параном надо понимать жителей этих мест - потомков соответственно Эсава и Ишмаэля. В таком случае земли Кадеша должны намекать на Мидйан. Что же это за "приход сияния"? Согласно комментариям, Моше снова напоминает евреям, что завет, заключенный с Авраамом, мог распространяться на всех его потомков; что роды Ишмаэля и Мидйана, сыновей Авраама, род Эсава, сына Ицхака, могли с легкостью стать Народом Выбора - если бы они сделали выбор; что, наконец, Единый предлагал этим народам такой же союз, как с Израилем. Мы можем догадаться, что Йитро мог повести за собой Мидйан, если бы мидйаниты были готовы пересмотреть свой путь; а если бы пророк Билъам сделал свой выбор иначе, он вместе с Йитро могли стать мидйанскими Моше и Аароном...

В результате, как мы знаем, мидйаниты, последовавшие за Йитро, слились с Израилем. Именно род Яакова оказался наиболее достойным - или наименее недостойным. Закон завещал нам Моше (Моше говорит о себе в третьем лице, поскольку отождествляет себя в этот момент со всем народом), а традицию - община Яакова (33,4).
Мы помним все чудеса непокорности, идолопоклонства, духовного и физического разврата, которые совершали наши предки на пути к Обетованной Земле. Но другие, по-видимому, не оказались способны даже на такой извилистый путь к Единому. Как одиночки - да; как общество - нет.

Именно поэтому еврейский народ, хотя и не имеет "эксклюзива" на индивидуальное общение с Богом, оказывается эталоном общения с Ним на уровне группы, сообщества. Поэтому общечеловеческое единство людей, желающих идти совместно путем Всевышнего, будет построено по образцу еврейского народа и вокруг еврейского народа. Только в такой коллектив и сможет "влиться" обособленный от всех Израиль, как о том и говорят пророки. Я надеюсь, что время для этого, наконец-то, настаёт, и желаю этого всем сердцем.

Не очень легко быть эталоном, образцом. В особенности - когда в тебе столько неуместного, неправильного, неугодного. Но наши предки смогли пронести Путь - значит, нам надо продолжить их дело.

Вот Моше и напоминает нам, что, всё же, есть чем гордиться. Счастье твое, Исраэль! Кто сравнится с тобой - народ, находящий спасение в Едином! (33,29).

С праздником Торы вас! Хаг самеах ве-шаббат шалом!

* * *