К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Исход в свете классических комментариев"

      Книга Исход / Недельный раздел Ваякhель [1]

Суббота важнее, чем постройка Мишкана

В начале настоящего недельного раздела вторично изложен запрет нарушать субботу – который уже встречался в предыдущем недельном разделе ("Ки тиса"). Но на этот раз в тексте нет слова, связующего этот запрет со строительством Мишкана.

35:1 И СОЗВАЛ МОШЕ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛ ИМ: "ВОТ ЧТО ПОВЕЛЕЛ ГОСПОДЬ СДЕЛАТЬ:
35:2 ШЕСТЬ ДНЕЙ МОЖЕТ СОВЕРШАТЬСЯ РАБОТА, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ДА БУДЕТ СВЯТ ДЛЯ ВАС, ДЕНЬ ПОЛНОГО ПОКОЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОСПОДУ; ВСЯКИЙ, КТО СОВЕРШАЕТ В ЭТОТ ДЕНЬ РАБОТУ, БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ.
35:3 НЕ ЗАЖИГАЙТЕ ОГНЯ ВО ВСЕХ ЖИЛИЩАХ ВАШИХ В ДЕНЬ СУББОТНИЙ".

Абраванель задается вопросом, почему запрет осквернять субботу упомянут именно в этом контексте:

Если Моше собрал весь народ Израиля с тем, чтобы дать им повеления о работах, связанных с постройкой Мишкана, как сказано: "...’Вот что повелел Господь сделать’", то почему он начинает с заповеди о субботе: "Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Господу..."? Эта заповедь уже появлялась в эпизоде, рассказывающем о хлебе небесном, а также в Декалоге, прозвучавшем с горы Синай и среди повелений, связанных со строительством Мишкана. Зачем нужно упоминать о нем еще раз в этом контексте? Ведь она уже была включена в раздел "Ки тиса", где мы ее встречаем после заповедей, связанных с постройкой Мишкана; здесь же она упомянута снова, на этот раз предваряя собой ее описание.

Этот же вопрос был задан Абраванелем в его комментариях к разделу "Ки тиса":

"...Но субботы Мои соблюдайте..." (31:13). Заповедь о субботе уже была дана в Десяти заповедях, говорилось о ней и в разделе "Мишпатим". Но почему мы ее встречаем также и здесь, в контексте, посвященном описанию работ, связанных со строительством Мишкана?

(Рассматривая предыдущий раздел Торы, мы вообще не затрагивали эту проблему, поскольку все свое внимание в ней мы сконцентрировали на смысловом значении заповеди о субботе, занимаясь как общими, так и более частными причинами ее соблюдения.)

Абраванель углубляется в вопрос о смысловой связи этих двух понятий – субботы и Мишкана, – и пытается найти решение поставленным им проблемам:

Он, Благословенный, дал повеления о Мишкане, о его предметах, символизирующие собой особую связь Господа с евреями и Его присутствие в их среде. Люди могли вообразить, что эта заповедь более чтима, чем все остальные практические предписания Торы, и в особенности, чем заповедь о субботнем отдыхе. Ибо совершенство заключается в действии – практическое действие всегда более совершенно, чем бездействие или субботний отдых, особенно в сравнении со столь важной и возвышенной заповедью, как постройка Мишкана. И, может быть, именно по этой причине евреи могли подумать, что строительство Мишкана отодвигает соблюдение субботы, ведь активное действие более красноречиво свидетельствует о вере, чем бездействие, поскольку практическое действие связанно с изменениями в материально-предметном мире, а субботний отдых – с отстранением от него. Вообще конкретные вещи всегда более наглядно, более зримо свидетельствуют о чем-либо, в отличие от абстрактных вещей. Мы могли бы подумать, что строительство Мишкана само по себе удостоверяет существование Благословенного, обитающего в нашей среде и являющегося Творцом Вселенной, и что все в ней – Его Творение, и для того, чтобы подчеркнуть тот же самый принцип, не нужен запрет работать в субботу. И по этой причине Господь обратился к Моше, чтобы тот сказал Израилю: "...Но субботы Мои соблюдайте...", – несмотря на то, что работы по возведению Мишкана отмечены святостью и обладают величайшим значением, вы, тем не менее, не имеете права отвергать субботу, но должны соблюдать ее.

В комментарии Абраванеля содержится ответ на вопрос: почему вслед за изложением множества заповедей, связанных со строительством Мишкана и изготовлением его предметов, вновь упомянут запрет работать в субботу? Становится понятным, почему Моше, давая повеление народу Израиля построить Мишкан и призывая их делать пожертвования, поставил акцент на соблюдении заповеди о субботе? Тем не менее, в его словах мы не находим ответа на другой вопрос: о том, почему суббота оказывается важнее строительства Мишкана. В самом деле, почему строительство Мишкана не может осуществляться в субботу?

Развернутый ответ на этот вопрос дает р. Авраам-Йеhошуа Гешель в своей книге "Суббота и ее значение для современного человека". Процитируем некоторые идеи из первого раздела его книги (перевод с английского):

Цивилизация стремится к победе над пространством, абсолютному господству над мирозданием, увеличению числа принадлежащих ей ценностей, количества окружающих нас материальных предметов, упрочению могущества и абсолютной власти. Таким образом, мы пытаемся ускользнуть от времени, и, в силу постоянного стремления к накоплению материальных средств, мы теряем связь с нашей сущностью. Однако отнюдь не количество и не качество предметов, находящихся в нашем владении, оказывают определяющее влияние на нашу сущность. Единицы времени – часы и минуты – то самое, с помощью чего человек может обрести самого себя.

Одно из наиболее значительных слов в Торе – это слово קדוש ("святой"); оно в гораздо большей степени, чем другие слова, способно раскрыть тайну и величие Творца. Но по отношению к какому из сотворенных предметов в Торе впервые используется эпитет "святой"? По отношению к горе? По отношению к жертвеннику?

В книге "Брейшит", в заключительной части рассказа о Сотворении мира, этот корень используется по отношению ко времени: "И благословил Бог день седьмой и освятил ויקדש его..." (Брейшит 2:3). Здесь этот корень не применен по отношению к какому-либо из сотворенных материальных объектов.

Этот факт отражает радикальное отличие иудаизма от всех мифологий. Они предполагают, что после того, как сотворение неба и земли было завершено, Бог должен был выделить то или иное "святое" место – гору или источник, дерево или долину – в качестве объекта религиозного поклонения. Однако Тора освящает не материальный объект, а промежуток времени – субботу. С момента зарождения мировой истории существовала лишь одна разновидность святости – святость времени. А когда с Синая прозвучал голос Господа, призыв стать святым – быть "царством священников и святым народом" – был обращен к человеку. И только после того, как народ совершил ошибку, потребовав, чтобы у него было божество, которое можно было бы воспринимать физическим зрением, и осквернил себя грехом, создав золотого тельца, ему была дана заповедь построить Мишкан, который являлся воплощением святости в пространстве. Кроме того, Мишкан был наполнен множеством ритуальных предметов, предназначенных для совершения священного служения и для того, чтобы вызывать соответствующее религиозное чувство.

В мидрашах часто проводится идея о том, что заповедь о постройке Мишкана была дана евреям апостериорно – после греха с золотым тельцом. Исходя из этого, Мишкан являлся лишь уступкой их духовной слабости.

Мидраш агада (Трума):

"Скажи сынам Израиля, пусть возьмут приношение для Меня... И сделай жертвенник из дерева шиттим..." (Шмот 25:2, 27:1). Светильник, стол, жертвенник, брусья, шатер, полотнища, и все храмовые предметы – для какой цели были предназначены? Сказал Израиль Святому, благословен Он: "Владыка мира! У царей народов земли есть и шатры, и столы, и светильники, и фимиам для воскурения. Все это – лишь внешние атрибуты могущества. Ибо каждый царь испытывает в этом надобность. А ты – Царь наш, Спаситель и Избавитель, – и у тебя не будет атрибутов могущества, которые всем тварям поведали бы о том, что Ты – Царь царей?"

Ответил Он им: "Дети мои! Лишь вы, создания из плоти и крови, нуждаетесь во всем этом, а Я – не нуждаюсь. Ибо Я не ем и не пью. Мне не нужно освещение, и это доказывают мои слуги, солнце и луна, которые освещают весь мир. А Я наделяю их Моим светом, и надзираю за ними, ради их блага и в заслугу отцов ваших".

Сказал Израиль Святому, благословен Он: "Владыка мира! Мы не обращаемся к заслугам отцов. 'Ведь Ты – отец наш, ибо Авраам не знает нас, и Израиль не узнает нас...' (Йешаяhу 63:16)". Ответил ему Святой, благословен Он: "Если так – делайте то, что пожелаете, но лишь тогда, когда Я вам заповедую, как сказано: 'И сделают Мне Святилище... И сделай менору... И сделай стол... И сделай жертвенник для воскурения...'"

Итак, согласно мнению автора данного мидраша объекты материально-предметного мира обладают святостью благодаря инициативе еврейского народа. В то время как святость времени была декларирована самим Богом – в шесть дней Сотворения мира.

Мишкан освятил Моше:

БЕМИДБАР
7:1 И БЫЛО, КОГДА ОКОНЧИЛ МОШЕ ВОЗВОДИТЬ МИШКАН, И ПОМАЗАЛ ЕГО, И ОСВЯТИЛ ЕГО...

Однако суббота была освящена Всевышним:

БРЕЙШИТ
2:3 И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

(1) В тексте Торы запрет о нарушении субботы из уст Творца прозвучал после всех повелений, связанных с сооружением Мишкана, в то время как Моше изложил эти заповеди в обратном порядке. Какой в этом заключается смысл?

Предложите объяснение этой инверсии в свете принципиальных различий, существующих между фрагментами, посвященными работам по приношению (разделы "Трума", "Тецаве" и "Ки тиса" до 32-й главы) и работам по сооружению Мишкана (разделы "Ваякhель", "Пкудей").


(2) "...'Вот что повелел Господь сделать'".

Мальбим задает вопрос:

Довольно странно, что Моше предваряет божественный запрет совершать какую-либо работу в субботу фразой "...Вот что повелел Господь сделать"? Ведь этот запрет как раз обязывает "не делать" работу в субботу!

Рамбан разрешил эту трудность следующим образом:

"...'Вот что повелел Господь сделать. Шесть дней может совершаться работа'..." Первая фраза – "Вот что повелел Господь сделать" – относится к фрагменту, содержащему порядок работ по сооружению Мишкана и изготовлению всех его предметов. Однако он предваряется запретом нарушать субботу, чтобы показать, что эти работы можно совершать лишь в течение шести дней недели, но не в седьмой день, полностью посвященный Господу. Именно отсюда мы учим о том, что строительство Мишкана не отодвигает субботу, но не из толкования слова ,ак как я уже объяснил в комментарии к разделу "Ки тиса" (31:13).

(А) Можете ли вы предложить иной вариант ответа на этот вопрос, отличающийся от ответа Рамбана?

(Б) Усиливает или ослабевает предложенный ответ Рамбана следующий стих из нашего раздела: "И сказал Моше всему Обществу сынов Израиля: 'Вот что повелел Господь, сказав'" (35:4)?

"Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Господу..." (35:2).

Раши:

"Шесть дней..." Запрет относительно субботы предваряет повеление построить Мишкан, говоря тем самым, что это [последнее] субботу не отодвигает.

(3) Сравните процитированные слова Раши с его комментарием к "Ваикра" (19:3):

"...И субботы мои соблюдайте..." Повеление о соблюдении субботы следует непосредственно за повелением бояться отца, тем самым говоря: "Хотя Мною велено тебе бояться отца, если он потребует от тебя нарушить субботу, не слушай его". И также в отношении других заповедей.

(А) На первый взгляд оба комментария Раши противоречат друг другу. В чем заключается это противоречие?

(Б) Каким образом можно разрешить это противоречие?


(4) Сравните следующие четыре стиха, посвященные запрету нарушать субботу:

"Шесть дней работай и делай всю работу свою..." (Шмот 20:9).

"Шесть дней занимайся трудом своим..." (Шмот 23:12).

"Шесть дней будет делаться работа..." (Шмот 31:15).

"Шесть дней может совершаться работа..." (Шмот 35:2).

Почему в двух последних стихах отсутствует притяжательное местоимение, тогда как в двух первых стихах оно наличествует: "работу свою", "трудом своим"?


(5) Почему запрет разводить огонь в субботу появляется именно в этом разделе Торы?


Продолжение