К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"Шмини [7]
ЗАКОНЫ О ЗАПРЕЩЕННОМ В ПИЩУ (1)
В этом разделе, «Шмини», как и в двух последующих, «Тазриа» и «Мецора», содержится множество стихов, затрагивающих проблему разрешенного и запрещенного для употребления в пищу: «Только этих [живых существ] не ешьте… нечист он для вас» (11:4); «Мяса их не ешьте… нечисты они для вас» (11:8); «Этих можете есть…» (11:9) и т.д. Эти законы скрупулезно соблюдали многие поколения евреев, и вопрос: «Что это за служение у вас?»1, для некоторых может прозвучать кощунственно. Тем не менее, его задавали и великие мудрецы древности, и выдающиеся комментаторы средневековья, среди которых, например, Абраванель:
Почему Тора разрешает принимать в пищу только мясо парнокопытных жвачных животных, и запрещает те существа, которые не являются таковыми? Каковы преимущества и достоинства признаков, при их наличии которых животное объявляется «чистым» [пригодным в пищу], а при отсутствии – «нечистым» [непригодным в пищу]?
Многие современные исследователи не видят в этом факте ничего необычного. Законы о запрещенных в пищу животных были распространены среди древневосточных народов. Одни их виды считались «нечистыми» и их мясо было запрещено употреблять в пищу, а к другим нельзя было даже прикасаться. Остальные животные считались «чистыми», и их мясом человек мог питаться. Однако
р. Давид Гофман (во Введении к разделу, предваряющем его комментарий к книге «Ваикра») подчеркивает, что в древнем языческом мире и в Торе законы о запрещенных в пищу животных носят различный характер:Некоторые современные исследователи полагают, что законы о запрещенных в пищу животных, равно как и законы о «нечистоте» и «чистоте», не являются сугубо еврейскими, поскольку были заимствованы у других восточных народов. Например, одни считают, что различие между «чистыми» и «нечистыми» животными восходит к религии зороастризма. Согласно этой теории, базирующейся на дуалистическом мировоззрении, бог света, Ахура-мазда, противостоит богу тьмы, Анхри-майнью. Создания Ахура-мазды чисты и святы, в то время как создания Анхри-майнью – скверны и отвратительны. Однако при ближайшем рассмотрении этот подход оказывается совершенно несостоятельным. <…>
Во-первых: представления о «чистоте» и «нечистоте» в иудаизме и зороастризме не идентичны. Согласно вероучению зороастризма мирозданием правят два вышеупомянутых божества, что не согласуется с концепцией, заложенной в Торе, где о «чистом» и «нечистом» упоминается только в контексте узкой области законов. Также в отношении отдельных деталей эти две религии находятся на разных позициях. Всех однокопытных животных – лошадь, осла, а также собаку, лисицу и т.д. – зороастризм считает «чистыми», в то время как Тора относит их к разряду «нечистых».
Более того, согласно Торе «чистых» животных можно употреблять в пищу, а «нечистых» – нельзя. Зороастризм объявляет «нечистых» животных (которых надлежит преследовать и уничтожать) врагами верховного бога, а в отношении «чистых» животных существует обязанность заботиться о них и ухаживать за ними. Весьма примечательно, что в Торе «нечистота» носит ритуальный характер и может существовать только по отношению к человеку, тогда как в религии зороастризма она является интегральной частью вселенной. Так сказано в Торе: «…нечисты они для вас», – т.е. сделан акцент на том, что они запрещены для употребления в пищу. Нет даже легкого намека на то, что их следует истреблять. Напротив, нам заповедано проявлять к ним доброе отношение: «Если завидишь осла ненавистника твоего лежащим под ношею своею, разве оставишь его без помощи? Помоги непременно: развьючьте осла вместе» («Шмот», 23:5). Между зороастризмом и иудаизмом нет ничего общего, за исключением того факта, что каждая из этих религий имеет свое деление на «чистых» и «нечистых» животных. У всех древних народов прослеживалась разница между «чистым» и «нечистым», особенно по отношению к животному миру. Данный факт свидетельствует о том, что когда-то существовала общая для всех народов традиция, восходящая к Ноаху – прародителю всего человечества.
В чем закон Торы о запрещенных в пищу существах отличается от представлений о «чистом» и «нечистом», бытующих в идолопоклонстве? Более подробно на этот вопрос отвечает Йехезкель Кауфман в своем труде «Толдот ѓа-эмуна ѓа-исраэлит» (т. 1, книга 2, стр. 403 – в издании на иврите):
В языческих культах «нечистота» не только обладает деструктивными свойствами, несущими человеку зло и болезни, но и является демонической силой, представляющей опасность божественному и святости. «Нечистота» черпает свою энергию у сил зла, противостоящих богу, а также доброму началу в человеке. Она ассоциируется с силами смерти, болезни и тьмы, с миром злых духов, порывающихся уничтожить и бога, и человека.
«Нечистота» представляется ядовитой и опасной эманацией, оказывающей на человека вредоносное воздействие. <…> К этому разряду относятся различные виды «нечистоты», которые встречаются у языческих народов, населяющих нашу планету. <…> Такой же природой обладает «нечистота» тех или иных видов живых существ, различные продукты питания и т.д. Все они приносят вред и таят в себе опасность, заключенную в их нечистой плоти. И тот, кто не проявляет по отношению к ним достаточной осторожности, вынужден страдать. Сирийцы верили, что если человек будет питаться теми разновидностями рыб, которые запрещены для приема в пищу, тело его покроется болезненными язвами. Египтяне считали, что если человек будет пить свиное молоко, он будет поражен лепрой, поскольку свиньи – «нечистые» животные, так как спариваются в час лунного затмения; именно тогда наступают наиболее благоприятные условия для усиления демонических энергий. Согласно персидским верованиями «нечистота» является порождением бога Анхри-майнью и злых духов. Египтяне питали отвращение к ослу, животному, которое служило чудовищу-богоборцу Тифону. К рыбам они относились с омерзением, поскольку море – царство Тифона, а морская соль – пена у его рта. Подобные верования были весьма распространены во всем языческом мире.
Согласно Кауфману целая пропасть разделяет языческую концепцию о «чистом» и «нечистом» и закон Торы о пригодном и непригодном в пищу. С точки зрения иудаизма «нечистота» не представляет физической опасности для человека; кроме того, в Торе нет антагонизма между «чистым» и «нечистым». Он продолжает (там же, стр. 539):
Более того, «нечистота» в Писании вообще не фигурирует в качестве какой-либо силы. Это всего лишь статус, религиозно-эстетическое состояние, не более того. <…> Любые активность и действие сфокусированы в сфере святости. <…> В Писании «нечистота» сама по себе не рассматривается как источник опасности и не ассоциируется с какими-то демоническими действиями.
Поскольку не существует автономных сил, действующих независимо от воли Бога, излишне говорить о том, что «нечистота» не представляет для Него никакой опасности. И более того: по всей видимости, она не представляет прямой угрозы здоровью человека. С целью предотвратить вероятные недоразумения и путаницу в определениях, Кауфман добавляет (см. там же, примечания на стр. 540):
Говоря о «нечистоте» как таковой – в библейском смысле этого слова, – ее нельзя приписывать живым «нечистым» животным, ибо они не могут являться источником «нечистоты». (Только падаль скота или мелких животных может служить ее источником – см. «Ваикра», 11:8, 24:38.) В то время как запрещенные в пищу рыбы, птицы и насекомые вообще не содержат в себе «нечистоту» («Ваикра», 11:10-23). Тем более у нас нет причин относить к этой категории бедренное сухожилие или козленка, сваренного в молоке матери, кровь или молоко, смешанные виды растений, одежду, изготовленную из шерсти и льна или плоды дерева после первых трех лет после посадки – как это иногда делают христианские теологи.
И там же, стр. 454:
Подобным образом в отношении «нечистоты» мы не встречаем никаких упоминаний об угрозе, таящейся в ее носителе, и в отношении запрещенных в пищу существ не прослеживается следов какой-либо опасности, которую таила бы в себе «нечистота» их плоти. <…> Они запрещены в пищу потому, что названы «мерзостью» или «скверной». Однако запрещенным в пищу существам вообще не присущи деструктивные – магические или демонические – свойства или вредоносные силы.
В другом месте он еще сильнее подчеркивает сказанное (т. 2, книга 2, стр. 455-457):
Каждому еврею заповедано быть святым и беречь себя от всякой «нечистоты» – освящать себя с помощью определенных действий и символов, устраняться от совершения скверных поступков и всего того, что связано с «нечистотой»; иначе говоря – быть «царством священнослужителей и народом святым» («Шмот», 19:6). Евреям заповедано хранить союз с Господом, и они готовы освящать себя через исполнение законов и заповедей – в справедливости и милосердии, отказываясь от разврата и запретных половых соитий, от колдовства и ведовства. <…> Еврею запрещено есть то, что вызывает отвращение: падаль, мясо растерзанного животного, козленка, который был сварен в молоке матери, определенные виды запрещенных в пищу существ.
Однако кардинальное достижение иудаизма заключается в том, что с его появлением была упразднена теория, согласно которой «нечистота» находится во власти бога тьмы. Вместе с упразднением веры в божественную природу зла из человеческого сознания была изжита доктрина сверхъестественной автономии «нечистоты». Таким образом, иудаизм в основе своей радикально отличается от всех языческих верований.
Итак, мы вернулись к положению, высказанному р. Гофманом. Живые существа сами по себе не могут являться носителями нечистого или злого начала и не могут олицетворять собой демонические силы. В рассказе о Сотворении мира мы читаем о том, что каждое живое существо является творением Бога. Создатель образовал «из земли всякого зверя полевого и всякую птицу небесную». Следовательно, они не сами по себе являются скверными или порочными, но «нечисты они для вас» – т.е. запрещены вам в качестве пищи.
Но хотя Гофман и Кауфман (гораздо лучшим образом) доказали, что представления о природе этих запретов были неверны и опровергли приписываемую им ошибочную аргументацию, они не объяснили их причины. Они не ответили на вопрос о том, из каких соображений эти существа запрещены в пищу и почему о них сказано: «нечисты они для вас»?
Нам известны наблюдения Рамбама, который усматривал в этих запретах «терапевтический» смысл. И в нашу эпоху его примеру продолжают следовать сторонники рационального подхода. В «Морэ невухим» (ч. 3, гл. 48) Рамбам пишет следующее:
Пища, которая запрещена Торой, вредна для здоровья. Среди запрещенных продуктов питания нет таких, вредоносный характер которых можно было бы подвергнуть сомнению, за исключением, может быть, свинины и жиров. Но даже в последнем случае сомнения не оправданы. Свинина содержит больше, чем это необходимо, в ней чересчур много вредных ингредиентов. Но самая главная причина, из-за которой Тора запрещает свинину, заключается в том, что свиньи крайне нечистоплотны и питаются мерзостной пищей. Тебе уже известно, как настойчиво Тора приписывает отвращать взоры, дабы не видеть нечистые предметы – в поле, в стане, и тем более в городах! Если бы свинина была дозволенной пищей, то рынки и дома стали бы грязнее отхожих мест, как это сегодня можно наблюдать во франкских землях. Недаром говорили мудрецы: «Свиное рыло – ходячий навоз» (Талмуд «Брахот», 25а).
Знай же, что эти [данные Торой] признаки [кашерности], а именно: пережевывание жвачки и раздваивающиеся копыта у животных, плавники и чешуя у рыб, не являются причиной разрешения в пищу при их наличии, или же причиной запрета при их отсутствии. Они являются признаками отличия хороших видов от плохих. <…> А то, что нам позволительно принимать в пищу только хорошее мясо, не вызывает сомнений у врача.
Иногда рационалистический подход Рамбама к смысловым значениям заповедей разделяет автор книги «Сефер ѓа-хинух». И в нашем случае он придерживается подобных взглядов. Обращаясь к логическим предпосылкам, он рассматривает гигиеническую мотивацию как исключительно воспитательное средство. Вот что он пишет (заповедь 73, раздел «Мишпатим»):
В основе этой заповеди лежит положение, согласно которому тело является вместилищем души, и с помощью него последняя функционирует, ибо без помощи тела в этом мире невозможно достичь ни одной цели. И поэтому оно является убежищем для души, что, в действительности, ей во благо, а не во вред. Ибо Бог не причиняет зла, но творит лишь добро для всех. Таким образом, тело по отношению к душе исполняет ту же функцию, что и клещи в руках кузнеца, который с их помощью производит орудия для своей практической деятельности. Ведь если клещи достаточно крепки и прочны для того, чтобы захватывать ими предметы, мастер преуспеет в своем труде. Но если клещи не будут прочны, тогда в мире никогда не будут созданы орудия труда правильной формы. И также если в теле имеется дефект, это препятствует нормальной работе разума – в зависимости от характера этого изъяна. Поэтому наше совершенное Учение предписывает удаляться от любых губительных для нас факторов. Именно по этой причине – в буквальном смысле слова – Тора дала нам закон о запрещенном в пищу. Если ни нам, ни ученым врачевателям ничего не известно о пагубном характере некоторых из этих продуктов, не удивляйся этому, ибо нас о том предостерег Истинный Целитель, а Он более мудр, чем мы или они. Сколь же глуп и безрассуден тот, кто самостоятельно определяет, что является благим, а что – вредным!
С его точкой зрения согласен Рашбам (11:3):
Согласно буквальному смыслу текста (я пишу это в качестве ответа отступникам2) все живые существа – звери, птицы и рыбы, разные виды насекомых и мелких животных, которых Святой, благословен Он, запретил Израилю [принимать в пищу], являются омерзительными, вредят телу и горячат кровь. Поэтому они названы «нечистыми».
Сохранял ли Рашбам за этими заповедями лишь их гигиеническое значение? Стремился ли своими апологетическими доводами опровергнуть претензии своих оппонентов в теологических дебатах? Об этом нам ничего неизвестно. Большинство комментаторов либо не соглашаются с этим ответом, либо категорически его отвергают. Так, против ответа Рашбама решительно возражает автор комментария «Акедат Ицхак» (гл. 60):
Следовало бы знать о том, что эти законы нам даны не по терапевтическим соображениям, как мы об этом упоминали. Нет, упаси Бог! Ведь если бы было так, то Небесная Тора была бы низведена до уровня сжатого медицинского трактата и относилась бы к числу кратких сочинений, не поясняющих смысла. Сама эта мысль невыносима. Не говоря уже о том, что все болезни можно излечить с помощью различных лекарств и снадобий, устраняющих вредные силы, подобно тому, как устраняются смертоносные силы тех веществ, из которых приготовляют лекарства. Но тогда запрет потеряет свою силу, а Тора окажется подделкой!
Сегодня нашему выбору предоставлен широкий ассортимент лечебно-профилактических средств («лекарств и снадобий, устраняющих вредные силы»). Несмотря на это многие наши современники высказывают те же самые возражения. Однако их ошибка заключается в том, что они изначально наделяют заповедь смысловым значением – в меру своего понимания. Но так как значение уже утратило свою актуальность, то для них и заповедь должна прекратить свое существование. Автор книги «Сефер ѓа-хинух» считает, что по этой же причине Тора ничего не говорит о смысловом значении этих заповедей:
Следует знать о том, что смысл [этих заповедей] и вредоносные свойства [запрещенной пищи] были сокрыты для нашей же пользы, чтобы шарлатаны, считающие себя большими учеными, не провозглашали: «Те или иные вредоносные свойства, которые Тора приписывает тем или иным видам пищи, могут проявляться только в определенной местности, которой свойственны такие-то климатические факторы, или в человеке, обладающем такой-то природой». Такие аргументы способны повлиять на легковерный люд, поэтому от нас был скрыт смысл [этих заповедей], дабы избавить нас от подобного преткновения.
Есть еще одно, более серьезное возражение против приведенного выше «рационального» аргумента. Его выдвигает Абраванель (разд. «Шмини», 13):
На свете есть и иные опасные существа, вред от которых безусловен, например, эфы, гадюки или скорпионы, но они не перечислены в списке среди прочих запрещенных тварей. Некоторые травы или цветы не только способны причинить сильный вред своими ядами, но и стать причиной смерти. <…> Однако Тора не запрещает их принимать в пищу. Все это доказывает, что Небесный Закон был дан не для того, чтобы врачевать телесные недуги или способствовать оздоровлению организма.
Возможно, это несет в себе следующую идею. Творец наделил человека способностью с помощью разума разгадывать секреты охраны здоровья и правильного питания, находить пути развития различных областей бытия – жилищных условий, сельского хозяйства – и удовлетворять необходимые потребности населения, осваивать вселенную и развивать цивилизацию. Все это включено в повеление, которое Господь дал Адаму: «…и наполняйте землю и овладевайте ею…» («Брейшит», 1:28). Тора не дает человеку конкретных указаний относительно изыскания требуемых средств, не открывает ему пути их достижения. Если она не запретила человеку в пищу те или иные разновидности ядовитых грибов или трав, предоставив ему самостоятельно выявить, какие для него хороши и полезны, а каких он должен остерегаться, почему «избранные» живые существа – мясо которых «полезно» для здоровья – включены в число заповедей?!
Еще одну проблему поднимает автор комментария «Акедат Ицхак», выступающий против мнения Рамбама. Его догадка основана на простом эмпирическом наблюдении:
Несмотря на то, что язычники, не опасаясь, принимают в пищу свинину и мясо прочих «нечистых» животных, птиц и рыб, они, как мы видим, чувствуют себя здоровыми и бодрыми и не испытывают никаких физических страданий.
Поэтому многие комментаторы пришли к заключению, что данные запреты имеют отношение к душе, а не к телу человека. Хотя в целом Рамбан согласен с Рамбамом и считает, что эти животные запрещены постольку, поскольку употребление их мяса вредит здоровью человека, он совершенно убежден в том, что основная причина этого запрета – охрана чистоты его души.
«А из птиц вот этих вы должны гнушаться…» (11:13). Отличительный признак запрещенных в пищу птиц – их хищничество. Любая хищная птица является «нечистой», и Тора отвергает ее, поскольку ее плоть пробуждает в человеке кровожадность. И эта кровожадность передается сердцу. <…> Таким образом, [хищные] птицы запрещены потому, что их мясо становится причиной кровожадности в человеке. Возможно, этим объясняется, почему запрещены [хищные] животные, ибо среди жвачных парнокопытных нет плотоядных, а все остальные являются хищниками.
По этой стезе последовали многие другие комментаторы. Приведем мнение Абраванеля:
Все это доказывает, что Небесная Тора не предлагает методов оздоровления тела, но преследует лишь цели, которые были бы направлены на совершенствование духовного здоровья и поиск средств врачевания души. Как следствие она запретила в пищу те существа, мясо которых является «мерзостью» и [употребление которого] способно искалечить психику и интеллект, порождает в человеческом характере тупость, пагубно влияет на душевные движения, делает его испорченным, преисполненным скверной существом, извращает мысли и поступки и гонит прочь дух святости и чистоты. Об этом восклицал Давид: «…и дух святой Твой не отнимай от меня!» («Теѓилим», 51:13). И [далее] сказано: «Сердце чистое сотвори для меня, Боже, и дух твердый обнови внутри меня» (там же, 51:12).
Поэтому сказал Господь (да будет Он благословен!): «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся…» (11:43). Писание не называет их «вредными» или «ядовитыми», но «нечистыми» и «мерзкими», подчеркивая тем самым духовный, а не физиологический аспект их запрета.
Сфорно подводит общий итог:
«…Вот животные, которых можно вам есть…» (11:2). Итак, в тот момент Израиль утратил духовные привилегии, которые обрел при даровании Торы и благодаря которым удостоился присутствия Шхины, без помощи посредников, как сказано: «…во всяком месте, где Я разрешу упоминать Имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя» («Шмот», 20:24). Но в будущем это так и будет, ибо сказано: «И установлю Обитель Мою среди вас, и не будет гнушаться душа Моя вами» («Ваикра», 26:11). Но после этого Святой, благословен Он, не желал более, чтобы Шхина обитала среди них, ибо сказано: «…а Я не пойду в среде твоей…» («Шмот», 33:3). Однако учитель наш, Моше, своими молитвами добился, чтобы Шхина хотя бы частично была возвращена в среду народа с помощью Мишкана и его [священных] предметов, священников и жертв. До тех пор, пока не очистил их Бог: «…и явилась слава Господа всему народу» («Ваикра», 9:23), и пока не спустился огонь с Небес (там же, 9:24).
Таким же образом [Господь] решил изменить их характер, чтобы были готовы принять свет вечной жизни, посредством изменения рациона питания и совершенствования душевных качеств. Он запретил продукты, способные причинить вред нравственным склонностям или интеллектуальным способностям души, как сказано: «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся… ибо станете нечистыми» (там же, 11:43); «Ибо Я – Господь, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Богом…» (там же, 11:45); «…освящайтесь, и будете святы…» (там же, 11:44). [Быть святыми] означает – быть вечными, подобными Творцу (да будет Он благословен!), как сказано: «…ибо свят Я» (там же, 11:45).
Главную цель закона о запрещенном в пищу Сфорно видит в очищении и освящении духа. В заключение своего комментария к этому разделу он еще раз повторяет эту идею (11:43, 44):
«…И не оскверняйтесь ими, ибо станете нечистыми. Ибо Я – Господь, Бог ваш, освящайтесь [и будете святы]…». Не оскверняйтесь ими, поедая их мясо, ибо вследствие этого станете скверными и тупоумными. Ведь Я, будучи «Богом вашим», хотел, чтобы вы очистились и вели святой образ жизни.
Согласно подходу Сфорно, заповеди, касающиеся Мишкана и храмовой утвари, жертв и связанных с ними законов, были даны Израилю лишь после греха, совершенного с золотым тельцом (говоря его словами, когда Израиль «утратил духовные привилегии, которые обрел при даровании Торы»). Эти законы подобны лечебному снадобью для заживления ран и возникли в качестве уступки низменным склонностям. Законы о запрещенном в пищу Сфорно также рассматривает через призму этого подхода, причисляя их к серии средств и тактических приемов, предоставленных евреям после греха с целью «изменить их характер». Исходя из этого, он объясняет месторасположение этих законов в тексте. Когда Моше своими молитвами «добился, чтобы Шхина хотя бы частично была возвращена в среду народа с помощью Мишкана и [священных] предметов, священников и жертв», после того, как «спустился огонь с Небес», настал момент для введения прочих изменений – запретов и ограничений в пище, чтобы исправить их качества и воззрения.
* * *Многие полагают, что эти запреты служат барьером между Израилем и народами мира, препятствуют общению с язычниками и ограничивают количество смешанных браков (мудрецы запретили пить вино и есть хлеб, изготовленные идолопоклонниками). Однако текст Писания противоречит этой точке зрения, как это было доказано р. Гофманом в его комментарии к «Ваикра», а вслед за ним и другими комментаторами. Давайте проанализируем следующие стихи:
20:24 …Я – ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ, ...אֲנִי יְהֹוָה אֱלֹהֵיכֶם КОТОРЫЙ ОТЛИЧИЛ ВАС אֲשֶׁר הִבְדַּלְתִּי אֶתְכֶם ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ. מִן הָעַמִּים:
20:25 ОТЛИЧАЙТЕ ЖЕ И ВЫ СКОТ וְהִבְדַּלְתֶּם בֵּין הַבְּהֵמָה ЧИСТЫЙ ОТ НЕЧИСТОГО, И הַטְּהֹרָה לַטְּמֵאָה ПТИЦУ НЕЧИСТУЮ ОТ ЧИСТОЙ, וּבֵין הָעוֹף הַטָּמֵא לַטָּהֹר И НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ ДУШ וְלֹא תְשַׁקְּצוּ אֶת נַפְשֹׁתֵיכֶם ВАШИХ СКОТОМ И ПТИЦЕЙ, בַּבְּהֵמָה וּבָעוֹף וּבְכֹל И ВСЕМ, ЧТО ПОЛЗАЕТ ПО ЗЕМЛЕ, אֲשֶׁר תִּרְמֹשׂ הָאֲדָמָה КОТОРЫХ Я ОТДЕЛИЛ ДЛЯ ВАС אֲשֶׁר הִבְדַּלְתִּי לָכֶם КАК НЕЧИСТОЕ. לְטַמֵּא:
20:26 БУДЬТЕ ЖЕ МНЕ СВЯТЫ, וִהְיִיתֶם לִי קְדשִׁים ИБО СВЯТ Я, ГОСПОДЬ, כִּי קָדוֹשׁ אֲנִי יְהֹוָה И Я ОТЛИЧИЛ ВАС ИЗ НАРОДОВ, וָאַבְדִּל אֶתְכֶם מִן הָעַמִּים ЧТОБЫ БЫТЬ ВАМ МОИМИ. לִהְיוֹת לִי: На этом основании мы делаем следующий вывод. Сначала говорится об «отличии вас из всех» народов. И лишь затем появляются законы о запрещенном в пищу, значит не они являются подлинной причиной этого разделения. Следующий комментарий р. Давида Гофмана представляет собой отрывок из его Введения к фрагменту о запрещенном в пищу («Ваикра», т. 1, стр. 216 – в издании на иврите):
В разделе, который представлен вашему вниманию, не содержится даже намека на то, что Израиль должен соблюдать эти законы с целью обособления от других народов. Нет, здесь утверждается нечто обратное: поскольку евреи отделены Господом от других народов, им следует исполнять данные Им заповеди и отличать «чистое» животное от «нечистого». И остальные данные им заповеди3 они обязаны соблюдать, руководствуясь теми же соображениями. Тора настоятельно предписывает («Ваикра», 18:3) всячески избегать культов и обычаев Египта и Кнаана и отдаляться от них, но не потому, чтобы внешне отличаться от этих народов, а потому что их деяния презренны, а их обычаи – мерзки. («Ваикра», 18:24 и далее; 20:23 и далее.)
* * *По мнению автора комментария «Акедат Ицхак», наиболее приемлемым обоснованием этих запретов является именно ограничение, как сказано в Мидраше: «Заповеди даны для того, чтобы совершенствовать род людской» («Брейшит рабба», 44:1). И, говоря словами автора «Акедат Ицхак», –
…чтобы человек вел упорядоченный и умеренный образ жизни и принял Иго Царства Небес, отстраняясь от тех [сомнительных] удовольствий, которыми душа гнушается (но с которыми прочие народы свыклись), поскольку эти заповеди или запреты были даны Богом.
Шадаль в своем комментарии «Миштадель» рассуждает в этом же направлении. Изложив упомянутую выше теорию «обособления» Израиля от прочих народов мира (которую справедливо отверг р. Давид Гофман), он продолжает:
Всякий, кто представляет народ Израиля, должен – исполняя еврейские законы и уставы – отличаться от других народов, служащих языческим богам. <…> И да не будет он подражать их поступкам, но будет всегда хранить верность Богу отцов его. <…> И да не променяет Славу Творца на нееврейские мерзости. Смысл сказанного уже запечатлен в Торе: «…освящайтесь, и будете святы, ибо свят Я…» («Ваикра», 11:44). Помимо этого смысла, обусловленного факторами времени и места (если бы все народы мира верили в Единого Бога и соблюдали подобающие законы, этот раздел был бы излишним), изобилие заповедей и законов всегда и везде способствовало повышению моральных стандартов, что находит отражение в двух аспектах.
Во-первых, заповеди, которые соблюдает человек, ежечасно напоминают ему о Боге, заповедовавшем их. Памятование о Боге и Его надзоре <…> является «уздой и удилами»4, эффективным сдерживающим средством, которое препятствует страстям взять над человеком верх, насаждает в его сердце страх пред Богом и оберегает его от совершения греха. И, во-вторых, у человека есть единственный способ противостоять Злому побуждению и контролировать свои страсти. Следует приучить себя воздерживаться от [излишних] плотских наслаждений и переносить все тяготы и лишения, как сказано [в «Плаче Ирмеяѓу»]: «Благо мужу, несущему бремя [заповедей] в юности своей» («Эйха», 3:27). Философ Эпиктет сказал: «Кто запечатлел в своем сердце два эти слова и будет помнить их, чтобы управлять и владеть собою, – тот редко впадет в ошибку и проживет вполне счастливо. Эти два слова: терпение и воздержание (sastine et abstine)». Иначе говоря, человеку следует стойко переносить страдания и избегать наслаждений. Итак, большое число заповедей и законов приучает человека к самоконтролю, «терпению и воздержанию».
Сказанное здесь перекликается с фрагментом из «Мидраш тадше» (глава 7), который связывает рассматриваемые законы с наиболее древним запретом по отношению к пище – есть плоды Древа Познания. Мидраш дает ему следующее обоснование:
Рассказывал р. Менахем б. Яир о том, что до тех пор, пока Адам не отведал [плодов] этого дерева, оно называлось просто – «дерево», как и все остальные деревья. Но после того, как он отведал [его плодов] и нарушил заповедь Святого (да будет Он благословен!), стало оно именоваться «Древо Познания Добра и Зла», в виду его окончательного названия. Подобным образом множество названий мест [в Торе] получили имена благодаря их окончательным названиям.
А откуда известно, что изначально это дерево так не называлось? Из ответа Хавы змею. Смотри-ка, что она сказала ему: «Только от плодов дерева, которое в середине сада, сказал Господь, не ешьте от него…» («Брейшит», 3:3). И не сказала: от Древа Познания Добра и Зла. И еще: когда Святой, благословен Он, вопрошал Адама: «Почему ты прячешься? <…> Не от дерева ли, о котором Я заповедал тебе не есть он него, ел ты?», Он не спросил: не от Древа ли Познания? Так почему назвали его «[Древом] Познания Добра и Зла»?! После того, как Адам отведал его [плодов], он познал зло; а до тех пор, пока не преступил запрет, не был ему вменен труд как заповедь, и не было ни страданий, ни холода, ни боли – ничего из тех неприятностей, что вредят ему. Но после того как он преступил повеление Всевышнего, обрушились на него все напасти, и стали скорбными все труды его. Почему же Святой – да будет Он благословен! – разрешил ему есть плоды любых деревьев сада, но воздержаться от плодов одного из них? Чтобы всегда, глядя на него [т.е. на это дерево], вспоминал о своем Создателе и не забывал о том, что несет на себе иго своего Творца и берег себя от гордыни.
Итак, [плоды его были запрещены] совсем не потому, что это дерево обладало какими-то определенными свойствами, принося человеку то, что для него неприемлемо, и не потому запрещены отдельные виды животных, что их признаки «нечистоты» в той или иной мере способны причинить вред. Но чтобы человек помнил о том, Кто сотворил его, нес на себе иго Создателя и знал, что мир, и все, что его наполняет, не является «бесхозным имуществом», предоставленным его страстям, и что земля принадлежит не ему, а Господу, по слову Которого был создан мир. На пользование всем этим добром человек должен получить у Творца разрешение.
Хатам Софер («Торат Моше», раздел «Шмини») писал:
«…Вот животные, которых можно вам есть…» («Ваикра», 11:2). Тора начинает с разрешенных в пищу животных [а не с запрещенных]. И также относительно рыб и кузнечиков. Это означает, по-видимому, что в принципе человек не должен был питаться мясом живых существ. Поэтому [эти законы] начинаются со слов: «Так скажите сынам Израиля: “Вот животные, которых можно вам есть…”» (там же, 11:2), указывая на то, что данное разрешение является новым.
Ведь если бы эти виды не были нам разрешены, то было бы запрещено принимать в пищу вообще любое мясо, поскольку мир, и все, наполняющее его, нам не принадлежит. Мы не являемся его хозяевами и поэтому не можем себе позволить свободно пользоваться им.
Складывается впечатление, что чем больше новых оттенков и рациональных обоснований мы находим этим заповедям (например, мясо «нечистых» животных вредит телу, душе человека и существованию еврейского народа), тем больше мы удаляемся от их подлинного смысла, который заключается в исполнении воли Господа.
Эту идею мудрецы сформулировали в мидраше «Сифра» (разд. «Кдошим», 128):
Рабби Эльазар бен Азарья учил, что человек не должен говорить: «Мне не хочется надевать [запрещенную] одежду, изготовленную из шерсти и льна, не хочется есть свинину». Однако он должен говорить так: «Мне очень этого хочется, но что я могу поделать, когда Отец Небесный мне это запретил!»
Примечания1 Аллюзия на стих из «Шмот», 12:26.
2 Из комментариев Рашбама ко многим фрагментам следует, что это не единственный пример его диспута с христианскими теологами. Он полемизировал с ними по поводу фундаментальных вопросов веры, в отношении интерпретации отдельных стихов (без проецирования выводов на теологические проблемы) и не имеющих логического обоснования «уставов», о значении которых текст Писания умалчивает. В трактате Вавилонского Талмуда «Йома» (67б) мудрецы об этом типе заповедей говорили следующее:
«Народы мира вопрошают о них и сатана [Злое начало в сердце человека] выдвигает против них обвинения [а именно, вселяет сомнения в сердца: зачем и для чего все это нужно?!]».
3 Эту идею подтверждает анализ двух смежных стихов в книге «Дварим» – 14:2 и 14:3.
4 Аллюзия на стих из «Теѓилим», 32:9.