К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"

Тазриа [1]

«А В ДЕНЬ ВОСЬМОЙ ПУСТЬ ОБРЕЖУТ КРАЙНЮЮ ПЛОТЬ ЕГО» (1)

В своем перечне заповедей «Сефер ѓа-мицвот» Рамбам пи­шет следующее (заповедь 215):

Нам заповедано сделать обрезание сыну, в соответст­вии с тем, что изрек Господь – да будет он превознесен! – Ав­рааму: «…обрезан да будет у вас всякий мужчина» («Брей­шит», 17:10). Тора утверждает, что тот, кто уклоняется от испол­­нения этой заповеди, несет наказание карет.

Автор «Сефер ѓа-хинух» причисляет эту заповедь не к раз­делу «Тазриа», а к разделу «Лех леха». Там недвусмыс­ленно говорится о том, что это повеление относится не толь­ко к праотцу Аврааму, но и ко всем последующим по­ко­­ле­ниям: «Вот союз Мой, который вы должны соблю­дать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя… Восьми дней отроду да будет обрезан у вас каждый мужчина во всех поколениях ваших…» («Брей­шит», 17:10, 12).

В связи с этим некоторые комментаторы задают следую­щий вопрос: почему в главе «Тазриа» эта заповедь повторя­ется еще раз?

«Сефер ѓа-хинух» (разд. «Лех леха», заповедь 2) дает са­мый обобщенный ответ на этот вопрос:

И [эта заповедь] повторяется в разделе «…Если женщи­на зач­нет…» («Ваикра», 12:2). Подобным образом многие запо­веди встречаются в Торе неоднократно, и [тем самым] каж­дый раз преследуется новая цель, как истолковали муд­рецы, да будет благословенна память о них.

Однако он не объясняет, в чем заключается эта «новая цель».

Автор комментария «Ор ѓа-хаим» р. Хаим ибн Атар – также задает вышеупомянутый вопрос и пытается найти на него ответ. Отсюда мы учим, что ради исполнения заповеди об обрезании следует нарушить субботу1, как сказано: «А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его». Возни­кает новый вопрос: если так, то почему эта частность не была упомянута по отношению к Аврааму? На это он отве­чает, что сообщать ему об этом не было необходимости:

Ибо обрезание – заповедь, которая была дана [Ав­рааму], в отличие от субботы, о которой ему ничего не было заповедано. Поэтому, поступая так (т.е. ставя субботу выше заповеди совершать обрезание), он вел бы себя не подо­баю­ще – упаси Господь! Таким образом, со стороны Всевыш­него было бы бесцельным давать заповедь о совершении обреза­ния в субботу. Если бы действительно так было заповедано (т.е. если бы в разделе «Лех леха» было сказано о том, что ради исполнения заповеди об обрезании следует нарушить субботу), то комментаторы сточили бы перья2, поясняя, зачем было дано подобное повеление.

Этот «раввинистический» ответ объясняет необходи­мость текстового повтора с точки зрения Ѓалахи. По иному пути последовал р. Ицхак Каро в своем комментарии к Пяти­книжию «Толдот Ицхак». Он также пытается найти ответ на вопрос о необходимости повтора заповеди об обреза­нии, но, обостряя проблему, также спрашивает и о том, почему она размещена в разделе, который посвящен теме ритуальной нечистоты. Ввиду особого изящества его форму­лировки мы цитируем этот вопрос полностью:

Если Тора повторно дает повеление об обрезании (по­сле того, эта заповедь была дана Аврааму: «…ты и потомство твое после тебя, во всех поколениях их. Вот союз мой, кото­рый вы должны соблюдать между Мною и между вами и между по­томством твоим после тебя…» («Брейшит», 17:9, 10)), то место ему не здесь! Заповедь об обрезании свята и чиста – почему же поставили ее рядом с нечистотой, словно священ­ника на кладбище?

На свой вопрос он отвечает следующим образом:

Человек сотворен с единственной целью – служить Гос­поду. И поэтому вслед за тем, как Святой, благословен Он, сотворил первого человека, было сказано: «…и поместил его в саду Эдена… И заповедал Господь Бог человеку…» («Брей­шит», 2:15, 16). И здесь [в разделе «Тазриа»] также написано: «[…Если женщина зачнет] и родит сына…», и [далее] сразу сказано: «А в день восьмой пусть обрежут [крайнюю плоть его…]» («Ваикра», 12:2, 3), – учит тому, что родился он только для исполнения заповедей Господа, а первая и наиболее су­щест­венная заповедь это обрезание. Ведь тот, кто не обре­зан – евреем не является. Но, будучи обрезанным, он прини­мает на себя Иго Царства Небесного. Ибо предназначение че­ловека заключается в служении Господу (да будет он благо­словен!), принятии и исполнении всех заповедей. И поэтому заповедь об обрезании появляется в эпизоде, посвященном рождению мальчика.

Подобно тому, как рассказ о сотворении Адама сопровожда­ется первой данной ему заповедью, так и эпи­зод, в котором говорится о приходе в мир нового человека, сопровождается повелением об обрезании – первой запо­веди, которую еврей исполняет в своей жизни. Отсюда сле­дует вывод: человек послан в этот мир с единственной це­лью – служить Господу.

* * *

Сама заповедь об обрезании заключает в себе множество всевозможных смыслов, мы же можем лишь сослаться на некоторые из них.

В различные эпохи среди прочих причин этой заповеди не­которые авторитеты указывали на самую, пожалуй, попу­лярную из них – «гигиеническую» причину. Автор ком­ментария «Акедат Ицхак», который называет, по мень­шей мере, «семь преимуществ», присущих данной заповеди (разд. «Лех леха», гл. 18), утверждает, что обрезание –

…предотвращает порчу семени, скапливающегося под ней (т.е. под крайней плотью), и поэтому даже люди, не являю­щиеся евреями, зачастую совершают обрезание, не помышляя об исполнении заповеди (т.е. множество людей, не принадле­жа­щих к Общине Израиля, совершают обрезание из ме­дицин­ских соображений). А выполненная вовремя заповедь избав­ляет, вне всякого сомнения, от всяческих недугов и болез­ней3.

Однако многие толкователи категорически отвергают эту причину. Один из предложенных ими аргументов таков: не может быть, чтобы Господь изначально сотворил чело­века с телесным дефектом, а затем повелел удалить его.

Во всяком случае, из буквального смысла текста следует, что основное предназначение этой заповеди заключается не в этом. В Писании недвусмысленно сказано: «Вот союз Мой, который вы должны соблюдать… Обрезан да будет у вас всякий мужчина. Вы обрезайте вашу крайнюю плоть… И будет это знаком союза…» («Брейшит», 17:10, 11). Один из комментаторов более позднего времени – почти наш совре­менник – обращает наше внимание на структуру этого эпизода, в котором фраза, посвященная заповеди об обреза­нии, с двух сторон обрамлена упоминанием о союзе с Твор­цом. В начале эпизода сказано: «Вот союз Мой…», а по завер­шении его: «И будет это знаком союза…».

Останавливаясь на этом повторе, автор комментария «Ѓа-амек давар» поясняет:

«И будет это знаком союза…». [Заповедь об обрезании со­вершается] именно для того, чтобы служить знаком союза: Всевышний заключил с ними вечный союз, а не прописал про­фи­лактическую меру и т.д. (устранение различных видов гни­лостных и болезнетворных микробов).

(Возможно, говоря о «гигиенической» причине, коммен­та­торы имели в виду, что неисполнение заповеди может повлечь за собой неприятные побочные последствия; но ос­нов­ной ее смысл заключается отнюдь не в этом.)

Совершенно в ином направлении последовал Радак:

«Вы обрезайте вашу крайнюю плоть…» («Брейшит», 17:11). Это бу­дет для вас символом и памятованием, как ци­цит, тфилин и другие подобные им заповеди, которые явля­ются «знаками памяти». Однако сей знак обладает большей силой, чем осталь­ные, так как запечатлен на человеческой пло­ти. <…> И по­этому повелел Бог совершать его [обрезание] на том самом органе, который является источником животной страсти. Если человек замыслит совершить грех посредством этого органа, то, увидев запечатленный на нем знак, вспомнит, что запове­дал ему Бог, и воздержится от согрешения. И да не уподо­биться он животному в следовании за своими необуз­данными страстями, но будет удовлетворять их, не выходя за дозволен­ные рамки – для продолжения рода и [сохранения] здоровья4.

Рамбан, по всей видимости, пошел по его стопам:

«Ты же соблюдай союз Мой…» (там же, 17:9). <…> Смысл обреза­ния, согласно мнению мудрецов, заключается в том, чтобы орган, преисполненный сильных вожделений и влеку­щийся к соблазну и греху, был отмечен знаком, напоминаю­щим о том, что его подобает использовать лишь в дозволен­ных целях и для исполнения заповеди.

Согласно сказанному, это повеление играет воспита­тельно-дисциплинарную роль, но не в психологическом (как считали некоторые комментаторы), а в семиотическом смысле, постоянно напоминая человеку об его обязанно­стях перед Творцом. Этот знак заключает в себе неизмен­ное предостережение против преступного применения ре­про­­дуктивной способности, дарованной человеку Твор­цом, и нужен для того, чтобы возвысить сексуальную актив­ность до уровня заповеди5.

Все приведенные выше комментарии занимаются рас­смот­­рением смыслового значения заповеди об обреза­нии на уровне отдельного индивидуума. Однако Рамбам в своем трак­тате «Морэ невухим» (3:49) затрагивает ее иные аспекты – национальный и социальный:

Имеется еще один важный фактор, в силу которого дана за­поведь об обрезании: всех последователей этой веры дол­жен отличать единый символ. Я хочу сказать о том, что все верующие в единство Всевышнего должны иметь одинако­вый внешний признак. И чтобы тот, кто не является евреем, не смог утверждать, что он, якобы, один них, ведь на самом деле он не является таковым; хотя они иногда так и поступают с целью обретения выгоды или когда замышляют зло против тех, кто исповедует эту веру. Но содеять такое (т.е. обрезание) себе или своим сыновьям человек может лишь в силу истин­ной веры, ибо это не царапина на бедре и не надрез на предпле­чье, но гораздо более сложная операция.

Известно также, что люди, сплоченные единым симво­лом, выражающим завет, испытывают большую любовь друг к другу и солидарность. Обрезание и является таким заветом, который заключил наш праотец Авраам с целью продемон­стриро­вать свою веру в единство Всевышнего. И вся­кий, кто будет подвергнут обряду обрезания, вступит в союз Авраама, дабы подтвердить это единство: «…быть Госпо­дом тебе и потомству твоему после тебя» («Брейшит», 17:7).

Это причина столь же значительна, как и первая (речь идет о причине, на которую Рамбам указывал выше), но, воз­мож­но, она еще более важна.

Единство веры и действий невозможно обрести без ис­пол­­нения заповеди об обрезании.

Идея о том, что обрезание способствует солидарности всех представителей еврейского народа, была подробно изло­жена автором комментария «Акедат Ицхак». Об этом он пишет, останавливаясь на следующих двух (из семи) «пре­и­муществах» этой заповеди, о которых говорилось выше:

Второе преимущество <…> которым они (т.е. все участ­ники союза) будут обладать, заключается в том, что этот чудес­ный знак будет служить общему единению, связывая их проч­ными узами любви, благодаря чему они будут оказывать друг другу помощь во всем, что касается их жизненных потреб­ностей. Ибо дружественность есть добродетель и са­мое необходимое для жизни, как это следует из восьмой части трактата «Этика» [Аристотеля]. Богатым она нужна для того, чтобы охранить благосостояние от завистников и врагов; не­иму­щим – чтобы быть прибежищем от «ограбления бедных, от стенания нищих»6; молодым – чтобы избегать детских оши­бок и грехов юности; старикам – чтобы ухаживали за ними, под­держивали в немощи, облегчали их страдания в старости.

И вот, поскольку Святой – да будет Он благословен! – хо­тел подчеркнуть достоинство евреев и, как следствие, даро­вал им Тору и большое количество заповедей, исполняя кото­рые они будут нуждаться во взаимопомощи в большей сте­пени, чем в иных вещах, Он в мудрости Своей решил поме­тить их одинаковой краской7. И это будет мощным фактором, способст­вующим росту любви и мира среди них, чтобы еди­ным сердцем служили Господу. И будут они наречены Его Име­нем, чтобы был Он Хранителем союза, а они – носителями Его печати, жили в мире, относились лояльно и не изме­няли друг к другу, как сказал пророк: «Ведь отец один у всех нас… Почему же изменяем мы – каждый брату своему?..» («Мала­хия», 2:10). И еще потому, что внешнее подобие и взаимо­отношения порождают любовь и тем более способст­вуют ее сохранению <…> о чем уже писал автор «Морэ неву­хим» в третьей части своей книги (гл. 49); мы же лишь доба­вили к его словам8.

Образ «печати», к которому он прибегает в своих словах («носители Его печати»), до него использовался многими комментаторами; он делает наглядным саму суть обрезания. Например, р. Йосеф Бхор-Шор, пишет:

«И заключу Я союз между Мною и тобою…» («Брейшит», 17:2). Я сделаю печать на теле твоем знаком того, что ты – раб Мой, и таков Мой союз. Вы будете словно рабы, у которых есть печать на одеждах, дабы было видно, что они – под­неволь­­ные люди и послушные своему владельцу, как это пока­зано в трактате [Талмуда] «Шабат»: «Раб не может выхо­дить [в субботу за эрув] ни с печатью на шее его, ни с печатью, что на одежде его» (58а). Также и здесь Святой – да будет Он благословен! – отметил Своей печатью наши тела, дабы было видно, что мы являемся Его рабами. И [находится этот знак] на плоти, чтобы человек не смог ни снять, ни сбросить ее с себя.

Этот же образ содержится в благословении после еды «Бла­годарим тебя Господь, Бог наш… за знак союза с То­бой, который Ты поставил печатью на нашем теле», что, безусловно, не является случайным.

Наиболее приемлемым из всего сказанного и заслужи­ваю­­щим наибольшего внимания в качестве связую­щего звена с другими смысловыми значениями является шестое «преимущество» – из семи, приведенных в коммента­рии «Акедат Ицхак»:

Шестое преимущество заложено в самом духе этой запо­веди. Речь идет о том, что помимо всех прочих преиму­ществ, о которых мы уже упоминали, есть еще одно – наибо­лее важное, относящееся к характеру исполнения этого пове­ле­ния Творца. Ведь обрезание относится к числу тех запове­дей, которые нельзя исполнять, преследуя человече­ские цели, руководствуясь рациональными соображениями или личным предпочтением. Несмотря на то, что все упомяну­тые выше пре­­­имущества сохраняют свою силу, не они должны побуж­дать человека к исполнению этой заповеди, но ее божест­венная природа, о чем было сказано [Аврааму]: «…ходи пре­до Мною и будешь непорочен» («Брейшит», 17:1). А р. Меир сказал о ней: «Велика заповедь об обрезании, ведь если бы не она, Святой – да будет Он благословен! – не сотворил бы мир, как сказано: “…Как [невозможно нарушить] союз Мой с днем и ночью, [также невозможно, чтобы] не установил Я зако­нов не­ба и земли” («Ирмеяѓу», 33:25)» (Вавилонский Талмуд, трактат «Недарим», 31б). Благодаря духу, которым осенена запо­­ведь об обрезании, она относится к числу тех вещей, ради ко­торых были сотворены небо и земля. <…> Все это соот­ветст­вует учению р. Акивы о том, что назначение запове­дей – очистить человека.

Теперь, чтобы понять «учение р. Акивы», обратимся к кон­тексту. В «Мидраш Танхума» (разд. «Тазриа», гл. 5) ска­зано:

Однажды злодей Тиний Руф обратился к р. Акиве с вопро­сом: «Скажи, чьи деяния лучше: Бога или человека, соз­дан­ного из плоти и крови?» «Лучше деяния человека, создан­ного из плоти и крови» – ответил тот.

Сказал Тиний Руф: «Но посмотри-ка на небо и землю. Спо­­собен ли человек сотворить что-либо подобное?» «Не го­вори мне о вещах, которые выше человеческих возможностей, – ответил р. Акива, – поскольку люди не способны над этим властвовать; спрашивай лишь о том, что им по плечу». Спро­сил тот: «Зачем вы делаете обрезание?» «Я знал, что об этом ты спросишь меня, – ответил мудрец, – и потому еще прежде сказал тебе, что деяния человека лучше, чем деяния Святого – да будет Он благословен!»

Принес р. Акива колоски и ковриги и спросил его: «Это соз­дано Творцом, а это – руками человека. Ужель ковриги не лучше колосков?»

Возразил Тиний Руф: «Если Он нуждается в обрезании, то почему бы младенцу не выйти из утробы матери уже обрезан­ным?!» Ответил р. Акива: «А почему младенец рожда­ется с пуповиной, и его мать перерезает ее?! Что же до твоего вопроса о том, почему младенец не рождается обрезанным, отвечу, что Святой – да будет Он благословен! – дал нам запо­веди с единственной целью – с их помощью очистить чело­века».

И поэтому сказал царь Давид: «…речение Господа чистó…» («Теѓилим», 18:31)9.

Шестое «преимущество» заповеди об обрезании у р. Иц­хака Арама в большей степени, чем другие носит дидак­тиче­ский характер; и так он понял слова р. Акивы. Впро­чем, это утверждение вытекает не из сущностного, анато­мического или временного («А в день восьмой…») характе­ра заповеди; подобно всем остальным повелениям, стреж­не­вым моментом здесь является сам ее дух, поскольку обрезание олицетворяет готовность служить Творцу и ис­пол­­нять Его волю.

Сказанное отражает в своем комментарии к стиху, вынесен­ному в заголовок нашей статьи и содержащему повеле­ние об обрезании, Ибн Эзра:

«…Ходи предо Мною и будешь непорочен» («Брейшит», 17:1), – чтобы не спрашивал о цели обрезания.

Бенно Яаков в своем комментарии к книге «Брейшит» под­черкивает, что обрезание является знаком союза. Вслед за этим он – безусловно, под влиянием точки зрения
р. Акивы – добавляет, что обрезание воплощает идею совершен­ствования сотворенного мира, возведения при­роды на более высокий метафизический уровень. Он дока­зы­вает это из контекста, в котором находится эта запо­ведь, из эпизода, где о ней упоминается впервые. На­ряду с запо­ведью об обрезании Аврааму было велено изме­нить свое имя; собственное имя – Аврам, которым нарек его отец, поменять на новое – Авраам, которое дал ему Бог. Таким образом, изменение имени сопровождалось фи­зиче­ским изменением на его теле. Точно так же, как Гос­подь дал имя первому человеку: «…и нарек им имя: Адам [«человек»]…» («Брейшит», 5:2), или повелел изменить имя Яаков на Исраэль. Во всех этих случаях речь идет о появле­нии ново­го существа, об отказе от предыдущего существо­ва­ния в рам­ках природного, естественного. В этом ключе нам над­ле­жит рассматривать и заповедь об обреза­нии. Че­ловек не рождается обрезанным от природы, однако ему дано ясно выраженное повеление Господа [совершить обре­зание], что­бы совершенствовать свое естество. Бенно Яа­ков пи­шет следующее:

Тора рассказывает о том, что первую одежду изобрел не сам чело­век с помощью своего разума, но она была сделана ру­ками Создателя, как дополнение к Творению. Это изменение положило начало общечеловеческой мо­рали; подобным обра­зом и заповедь об обрезании следует рассматривать как ос­ново­полагающую предпосылку еврейской веры.

Существует еще одна любопытная параллель между за­ве­том, который Господь заключил с Авраамом и его потом­ством, и заветом, который Он заключил с Ноахом и всем человечеством. О Ноахе сказано, что он должен «ходить пред Господом»; стих, которым открыва­ется эпизод, посвя­щенный заповеди об обрезании, также начинается со сле­дую­щего обращения к Аврааму: «…ходи предо Мною и будь непорочен» («Брейшит», 17:1). И так же, как о Ноахе сказано: «И заключу союз Мой…» («Брей­шит», 9:11), сказа­но об Аврааме: «И заключу Я союз Мой…» (там же, 17:7). В рассказе о Ноахе мы читаем: «…Вечный союз между Господом и между всяким живым существом…» (там же, 9:16), а в рассказе об Аврааме: «…вечный союз, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя» (там же, 17:7). О сходстве и различии двух знаков – радуги и обрезания – пишет Мартин Бубер в своей статье «О значении ключевых слов в библейских сюже­тах» («О радуге и обрезании»):

Здесь [в истории о потопе] всему человечеству был дан дос­тупный взору каждого знак [радуга] – космический и преходя­щий; в то время как здесь [в эпизоде об обрезании] был дан символ национальной идентификации – сокрытый, запечатленный на теле и постоянный. Первый знак носит времен­ный характер и является творением Господа, второй – создается руками человека.

Мы позволим себе подкорректировать это высказывание и от себя добавить: этот знак создает каждый из народа Израиля во исполнение заповеди Всевышнего.

Примечания

1 См. также «Бемидбар», комментарий Раши к словам «…изменив Господу…» (5:6); там также дается ответ на вопрос о том, почему Писание еще раз повторяет сказанное. Он отвечает, что повторение имеет целью сообщить о различных частностях, о которых не говорилось в первом эпизоде. Однако там Раши не дает ответа на следующий вопрос: если так, почему бы обо всех частностях не упомянуть в первом случае?

2 Мидраш зачастую прибегает к подобным образным оборотам, например: «сколько чернил пролито и сколько перьев сточено», – когда нужно выразить, что немало было сказано и написано в отно­шении того или иного вопроса.

3 Уже Филон Александрийский указывал на профилактический эф­фект обрезания («О заповедях и их частностях», 4:1).

4 До Радака об этом писал р. Йеѓуда ѓа-Леви в своем трактате «Ку­зари» (1, 115):

Мы же говорим тому [человеку, который собирается принять иуда­изм] в отношении обрезания, его обусловленности и некоторых причин, что человек должен помнить: это божественный символ, кото­рый запечатлен Господом на вместилище ненасытных страстей, чтобы, обуздав их, пользоваться ими только надлежащим образом, в надлежащем месте и в надлежащее время…

Обратите внимание: р. Йеѓуда ѓа-Леви не говорит, что в этом за­ключается основной смысл заповеди; ведь сказанное – всего лишь одна из «некоторых причин», о чем следует предупредить потенциального прозелита, собирающего присоединиться к ев­рей­­скому народу. В других же местах книги «Кузари» акцентиру­ется, что заповедь об обрезании является символом союза.

5 См. также книгу «Новые исследования книги Брейшит» (стр. 8, 9) о стилистическом отличии стихов, содержащих повеление плодиться и умножаться, которые обращены к рыбам и человеку.

6 См. «Теѓилим» (12:6).

7 В оригинале: לסקרם בסקרא אחת (букв. «пометить их одинаковой [красной] краской»). Это выражение вызывает в памяти
חוט הסיקרא («красная нить» – разделительная черта ярко-красного цвета, которая была проведена по всему периметру на половине высоты внешнего жертвенника).

8 Ицхак Гайнеман в своем труде «Таамей ѓа-мицвот ба-сифрут Исраэль», изд. третье, Иерусалим 5714 (1954), утверждает, что все средневековые мудрецы существенно приуменьшают социаль­ную и национальную роль заповедей, и в частности – запо­веди об обрезании (р. Ицхак Арама вообще не упомянут в его книге). По его мнению, эта роль становится наиболее значимой именно в последних поколениях. Приведем цитату из его книги (стр. 142):

Когда отец вводит своего сына в завет нашего праотца Ав­раама, он является не только исполнителем заповеди, данной ему Всевышним, но и создателем связи с десятками тысяч собратьев, отмеченных символом святого завета, с поколениями, жившими на протяжении последних трех тысячелетий. И даже те из нас, которые причисляют себя к «свободомыслящим», как бы им не хотелось разорвать связь с еврейством, признают социальную значимость подобных заповедей.

9 Это один из нескольких сохранившихся в наших источниках диа­логов между р. Акивой и Тинием Руфом, во времена правле­ния которого еврейский мудрец был заключен в тюрьму. По мне­нию исследователей Мидраша эти беседы, вне всякого сомнения, носят исторический характер. Зеев Бахер в своей книге «Агадот ѓа-таннаим» (т. 1, ч. 2, гл.12) пишет:

Сохранились некоторые из дискуссий на религиозные темы (ме­жду р. Акивой и Тинием Руфом), и нет никаких причин сомне­ваться в их аутентичности. Безусловно, Руф был сведущ в Писании и знаком с законами еврейского народа; по этой причине его и назна­чили главным экзекутором – организатором повешений и [прочих] смертных казней. Существуют тексты двух подобных бесед о запове­дях, являющихся символом союза между Богом и Израилем, значе­ние которых весьма велико в глазах народа, и в отношении которых римские власти во времена гонений отдавали бескомпромиссные распоряжения. Эти заповеди – суббота и обрезание. (Дискуссия о субботе содержится в трактате Вавилонского Талмуда «Санѓедрин» (65б), где Тиний Руф задает р. Акиве аналогичные вопросы.)