К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"Тазриа [4]
ЗАКОНЫ О ЯЗВЕ «ПРОКАЗЫ»
13:2 ЧЕЛОВЕК, НА КОЖЕ КОТОРОГО אָדָם כִּי יִהְיֶה בְעוֹר בְּשָׂרוֹ ПОЯВИТСЯ ОПУХОЛЬ, ИЛИ ЛИШАЙ, שְׂאֵת אוֹ סַפַּחַת אוֹ ИЛИ ПЯТНО, И ОБРАЗУЕТСЯ НА ИХ בַהֶרֶת וְהָיָה בְעוֹר МЕСТЕ ЯЗВА, ПОХОЖАЯ НА ЯЗВУ בְּשָׂרוֹ לְנֶגַע צָרָעַת ПРОКАЗЫ, ЧЕЛОВЕК ЭТОТ ДОЛЖЕН БЫТЬ וְהוּבָא אֶל ПРИВЕДЕН К ААРОНУ-СВЯЩЕННИКУ אַהֲרֹן הַכֹּהֵן אוֹ ИЛИ К ОДНОМУ ИЗ ЕГО СЫНОВЕЙ, אֶל אַחַד מִבָּנָיו СВЯЩЕННИКОВ. הַכֹּהֲנִים: Разделы «Тазриа» и «Мецора», которые посвящены законам ритуальной чистоты и нечистоты, особенно трудны для понимания; в нашем предыдущем исследовании мы уже подчеркивали, что эти законы настолько малопонятны, что мы не знаем, с чего начать к их исследование. Прежде всего, необходимо устранить недоразумение, которое может возникнуть под влиянием современного значения слов טהור («чистый») и טמא («скверный»); нужно отметить, что в Торе они не отождествляются с понятиями «добро» и «зло» или «святое» и «грешное». Начнем анализ с замечания р. Давида Гофмана относительно структуры этого раздела, порядка его тем и их взаимосвязи (комментарий к «Ваикра», перевод с иврита, ч. 1, стр. 249).
Животные передают ритуальную нечистоту только после смерти; будучи живым, ни одно из них, не способно этого сделать. Однако человек при жизни может оказаться в состоянии, в котором он будет являться источником ритуальной нечистоты. <… > Следующие разделы занимаются рассмотрением всех тех случаев, когда источником ритуальной нечистоты является человеческое тело. Самой тяжелой разновидностью нечистоты является «проказа»; и на первый взгляд именно ею должен был открываться весь перечень. Но поскольку младенец самим фактом своего появления на свет делает свою мать ритуально нечистой (а завет обрезания возлагает на человека обязанность на протяжении всей его жизни беречь себя от нечистоты), Тора сочла нужным начать перечисление с той разновидности нечистоты, причиной которой человек становится сразу после своего рождения.
И все-таки, что представляет собой «проказа», различным формам и проявлениям которой посвящены эти два раздела – «Тазриа» и «Мецора»? Начнем с объяснения Рамбама в «Законах о проказе» (16:10):
צרעת («проказа») – это многозначное слово, включающее в себя множество разнящихся друг от друга симптомов. Так, например, «проказой» называют и белое пятно на коже человека, и выпадение части волос на голове или бороде, и изменение внешнего вида одежды или дома.
Является ли «проказа» естественным проявлением инфекционного или грибкового заболевания кожи? Если бы было так, то эти главы Торы являлись бы аналогом медицинского справочника или бюллетеня Минздрава. Или же это сверхъестественное, чудесное знамение, к которому Создатель прибегает с целью наставить на путь истинный боящихся Его?
Широкий спектр суждений мудрецов и комментаторов (как древних, так и современных), занимающихся этой проблемой, охватывает противоположные точки зрения. И довольно странно, что именно те из них, кто решительно выступают против «гигиенических» и «диетических» обоснований в отношении разрешенного и запрещенного в пищу (например, Абраванель, который, полемизируя с Рамбамом, говорит, что Тору нельзя низводить до уровня сжатого медицинского трактата), в эпизоде о «проказе» одежд и домов дают этому необычному явлению сугубо практически-рациональное объяснение.
Вот что пишет Абраванель:
Поскольку [при изготовлении одежды] люди используют тонкую и облегающую ткань, она подвержена воздействию тела. <… > И вот, шелк или металл, будучи прочными материалами, не подвергаются его воздействию. Однако шерстяная одежда или лен, соприкасающиеся с человеческим телом, словно туника <… > или кожаная обувь, – весьма подвержены его воздействию при использовании. Поэтому Тора опасается, что больной «проказой», который во время своей болезни живет в изоляции, будет надевать одежду или использовать кожу животных, ибо они и «единственный его покров, одеяние тела его»1, и обувь на ногах, и постель, чтобы лежать. И тогда с его тела на них могут перейти «проказа» или грибок, и покроются они пятнами, такими же, как и на коже (подобно тому, как покрывается пятнами одежда сильно потеющего человека). <… > И поэтому опасается Тора, что после своего очищения он начнет пользоваться теми же самыми одеждами и плащами, чистое пристанет к нечистому, и болезнь снова вернется.
Ралбаг также предлагает рациональное объяснение возникновению «проказы» на одежде и домах:
«Проказа» на них (т.е. на одежде и домах) возникает вследствие переизбытка чуждой влаги или перегрева, и тогда они ветшают и приходят в негодность. <… > Таким образом, о плесени свидетельствует зеленый или красный цвет пятен, возникающих на том месте, где начинается гниение – словно от застоявшейся воды.
Некоторые исследователи – как древние, так и современные – считают, что изоляция больного «проказой» – и в особенности его высылка за пределы лагеря – является карантинной мерой, предупреждающей дальнейшее распространение эпидемического заболевания.
Автор комментария «Мешех хохма» причудливо комбинирует рациональное и иррациональное объяснения:
«…Должен быть приведен к Аарону-священнику…». Заниматься «проказой» было велено Аарону-священнику [и его сынам]; и то, что «чистота» и «нечистота» зависят от [слова] священника, является одной из тайн Торы. <…>
Стоит, однако, сказать и о том, что «проказа» является инфекционной болезнью. <…> Поэтому [«прокаженный»] должен кричать: «Нечист, нечист!», и общение с ним сопряжено с опасностью. Лекарь, врачующий «проказу», нуждается в персональной божественной опеке, чтобы спастись от инфекции; и, чтобы не заразиться «проказой», он должен быть освящен. По этой причине Тора избрала сынов Аарона, являющихся священниками в Израиле, на которых в большей степени распространяется божественная опека.
Однако если рассматривать «проказу» как природное явление, а законы о ней как превентивную меру, препятствующую распространению заразной болезни, возникает следующий вопрос. Почему Тора избирает именно эту болезнь, для того, чтобы дать повеления и «уставы», способствующие сохранению здоровья, но не предостерегает против бесчисленных факторов естественного риска, которые постоянно вторгаются в нашу жизнь, против ядовитых растений, хищных животных, опасных болезней? Почему в этих областях прерогатива предоставлена интеллекту человека и его способности к суждению и исследованию, чтобы он был сообщником Творца в Сотворении мира?
Наши мудрецы сказали: «Все, что было создано при Сотворении мира, нуждается в улучшении». Иными словами все сотворенное нужно возделывать и совершенствовать в соответствии с потребностями человека. Сюда относится непрекращающаяся борьба против различных факторов естественного риска, причиняющих физический ущерб, начиная с пошивки одежды, строительства домов для жилья и убежища, попыток улучшить качество и увеличить количество продуктов питания, и заканчивая учеными исследованиями в области медицины и здравоохранения. Намек на всю многообразную деятельность человека большинство исследователей видят в благословении (которое в то же время является заповедью), появляющемся в разделе «Брейшит»:
БРЕЙШИТ
1:28 …И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ ...וּמִלְאוּ אֶת הָאָרֶץ И ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ… וְכִבְשֻׁהָ... Рамбан объясняет:
«…И овладевайте ею…» – дал им силу властвовать над землей и поступать по своему усмотрению с животными, пресмыкающимися и со всем живущим на земле, [а также наделил их способностью] строить, выкорчевывать растения, добывать медь из гор земных, и все подобное тому.
Однако Тора не описывает (ибо это не является ее задачей) роды деятельности – ни как вести сельскохозяйственные работы, ни как строить тоннели и мосты, ни как превратить запущенную пустыню в цветущий сад. Поскольку все это является задачей человека, которого Творец наделил способностью мыслить и изобретать, исследовать и раскрывать тайны природы. Ведь сказано в Торе: «…и полностью вылечит [ударивший] его [пострадавшего]» («Шмот», 21:19).
Трактат Вавилонского Талмуда «Бава кама» (85а) поясняет заключительную цитату:
В Доме учения рабби Ишмаэля учили следующему: «…и полностью вылечит [ударивший] его [пострадавшего]» – отсюда следует, что врачу дано право лечить [Самим Богом]. (Раши объясняет: «Чтобы не говорили: Бог поразил, а этот излечил!»)
В своей книге «Торат ѓа-адам» Рамбан цитирует следующее положение:
«Отсюда следует, что врачу дано право лечить». Поскольку Тора дала разрешение на занятия медициной, врач не должен уклоняться от оказания помощи из опасений, что может допустить ошибку и человек умрет по его косвенной вине.
Однако Тора вовсе не отвечает на вопрос о том, какие пути излечения болезни наиболее эффективные, какие медицинские препараты необходимо использовать в том или ином случае, ибо исследовать источники возникновения болезней и находить пути их предотвращения – задача человека. Уже р. Давид Гофман в комментарии к книге «Ваикра» (ч. 1, стр. 254) опроверг теорию о том, что законы о больном «проказой» носят санитарно-профилактический характер. Изобилие частных деталей в этом фрагменте служит доказательством тому, что целью изоляции больного «проказой» является не предотвращение заражения; ведь в эпизоде, посвященном «проказе» дома, Тора повелевает очистить его от всякой утвари еще до проверки священником, до того, как тот объявит его нечистым, чтобы имущество не обрело статус ритуальной нечистоты. Если бы этот фрагмент был посвящен предотвращению заражения, следовало бы поступить наоборот – объявить нечистой всю домашнюю утварь, с которой находился в контакте разносчик болезни. И, как замечает р. Давид Гофман, если обратиться к Устной Торе, то «санитарное» значение изоляции больного «проказой» вообще потеряет всякий смысл. Согласно устной традиции, «проказа» не была видна в течение каждого из трех праздников восхождения в Иерусалим, и не приглашали священника для ее обследования. Если бы этот фрагмент говорил о мерах предосторожности, то следовало бы гораздо более тщательно обследовать каждого из паломников, поскольку они целыми толпами заполняли улицы Иерусалима.
Таким образом мы возвращаемся к нашему первому вопросу: чем язва «проказы», о которой говорится в Торе, отличается от прочих болезней? Почему Писание дает столь подробные указания по ее лечению? Исходя из этого, более приемлемым представляется мнение, согласно которому язва «проказы» является сверхъестественным феноменом. Рамбам в своем толковании к трактату Мишны «Негаим» (12:5) говорит следующее:
О «проказе», упомянутой в Торе, сказали [наши мудрецы], что она является наказанием за злоязычие, поскольку прокаженного следует отдалить от людей, с тем, чтобы он более не мог наносить вред своими злыми речами. Сначала «проказа» поражает его жилище. Если он прекратит грешить – она исчезнет, а если нет – появится на его постели, о чем сказано: «…или на каком-нибудь кожаном изделии [появится язва “проказы”]» (13:48). Если он исправится – она исчезнет, а если нет – появится на его одежде. Если же он так и не исправится, то появится на его теле, на самой его плоти.
«Проказа» является предупреждением и дисциплинарным наказанием; причем здесь мы не занимаемся естественной болезнью, ведь «проказа» ни в коем случае не может быть таковой, поскольку одежды и жилища являются неодушевленной материей. Это скорее удивительный сверхъестественный феномен, подобный воде, которую дают пить для испытания подозреваемой в супружеской измене, ведь эффект, производимый ею, также не является естественным. И поскольку одежды и жилища сами по себе не способны двигаться, то происходящее с ними не является «проказой», но лишь называется так, по аналогии [с человеческой болезнью]. Подобным образом обстоит дело и с «проказой» человека. <…> Когда же все тело станет белым, произойдет очищение, хотя это высшая степень проказы! Дело в том, что все происходящее обладает духовной природой, о чем мы упоминали выше2.
Рамбан использует такой же подход:
«А если на одежде появится язва проказы…» (13:47). Это нечто необычное, неестественное, как и язва «проказы» на домах. Но поскольку евреи послушны Господу, то будет дух Его на них, чтобы их тела, одежды и жилища хорошо выглядели. Если же один из них содеет грех или преступление, то изъян появится на его теле, одежде или жилище, как бы показывая, что Господь отстранился от него. И поэтому сказано в Писании: «…И Я наведу язву проказы на дома в стране владения вашего» («Ваикра», 14:34), ибо Господь наказывает этот дом.
И вот, «проказа» обладает силой только в Земле [Израиля], являющейся уделом Господа, как сказано: «Когда придете в страну Кнаан, которую Я даю вам во владение…» («Ваикра», 14:34). И хотя этот закон не принадлежит к категории заповедей, связанных с Землей [Израиля], он, тем не менее, может вступить в силу только в избранной Земле, там, где обитает Господь.
И еще: в «Торат коѓаним» (разд. «Мецора», 5:3) мы учим о том, что «проказа» на жилищах может возникнуть только после захвата и раздела [страны Кнаан], когда каждый будет знать свой надел, поскольку тогда они, успокоившись, обретут способность к взвешенному размышлению и Шхина водворится среди них.
Я также полагаю, что «проказа» на одеждах может быть только в Земле Израиля.
Более того, «проказа» может возникнуть только на белых одеждах, а не на разноцветных, поскольку не исключено, что цветное пятно на этом участке ткани оставила краска, а не «перст Господа». Поэтому ритуально нечистой может быть лишь та одежда, которая была окрашена сверхъестественным образом, то есть от проказы.
А согласно буквальному смыслу многократные повторы слов «одежда», «кожа», «основа», «уток» в этих фрагментах Писания свидетельствуют о том, что перед нами – чудо.
Рабби Овадья Сфорно (13:47) полагает, что «чудесной природой» обладает лишь язва «проказы» на одежде и стенах жилища, в то время как различные виды «проказы» на человеческом теле являются болезнями, хотя и необычными, поскольку свидетельствуют о наказании за грех; их предназначение – вернуть на праведный путь оступившегося человека. О «проказе» на одежде и жилище он пишет так:
«А если на одежде появится язва проказы…». Нет ни малейшего сомнения в том, что это сверхъестественный феномен, ибо на одежде изменения подобного рода могут возникнуть только при окрашивании различными цветами – намеренном или случайном (последнее может произойти лишь при использовании плохого красящего средства или по ошибке мастера). Согласно же преданию, язвы «проказы» могут возникнуть только на чисто-белой одежде.
Но Писание говорит о том, что это сверхъестественное явление встречается на жилищах и одеждах для того, чтобы их владельцы обратили внимание на совершенные ими грехи. Как сказали мудрецы, да будет благословенна память о них, о седьмом годе: «Иди и смотри, к каким тяжким последствиям приводит даже легкое пренебрежение законами субботнего года. Человек, который договаривается о купле-продаже плодов субботнего года, будет вынужден, в конце концов, продать все свое недвижимое имущество. Не почувствует [своей ошибки] – будет вынужден, в конце концов, продать все свое поле».
Но все это дано из милости Господа к тем, кто соблюдает Его заповеди.
Иными словами, здесь говорится не о естественных явлениях, не о процессах физического распада – гниении или разложении. «Проказа» – манифестация божественной милости, обращенная к тем, кто трепещет пред Создателем, находясь на высочайшем уровне приверженности к Нему. Стоит им на йоту отклониться от правого пути, как в их жизнь, протекавшую до этого в естественном русле, вмешивается Господь, не позволяя продолжать существование в соответствии с «общепринятыми стандартами». Чудесным образом Он наставляет людей, посылая предупреждающие знамения. Сначала меняется внешний вид их одежд, а если они не почувствуют свою ошибку – то и внешний вид стен их домов.
Однако свой комментарий р. Овадья Сфорно заканчивает следующими словами:
Но поскольку никогда так и не достигли уровня, достойного этой милости, не существует древних преданий о том, чтобы дома поражались «проказой». И об этом сказали наши благословенной памяти мудрецы: «Жилища, пораженного проказой, никогда не было, да и не будет в будущем» (Вавилонский Талмуд, трактат «Санѓедрин», 71а).
Комментарий Сфорно о «проказе» одежд и жилищ можно отнести и на счет язвы «проказы» на теле человека. В те периоды истории, когда нет «сокрытия Божественного лика», когда между Творцом и народом Израиля царит совершенная гармония, еврей может столкнуться с предупреждающим знамением, с ошеломляющим предзнаменованием, заставляющим его содрогнуться и ставящим перед необходимостью сконцентрировать все свои силы на совершении покаяния. Мартин Бубер прекрасно сформулировал мысль о значении «проказы», которой был поражен царь Узияѓу («Диврей ѓа-ямим II», 26:16-20), когда хотел присвоить себе право совершать жертвоприношения в Храме. Это право ему не принадлежало (у евреев подобной привилегией обладают только священники), так себя вели в своих капищах только цари языческих народов, но не цари Йеѓуды:
Согласно концепции Торы, «проказа» является ритуальной нечистотой, поражающей тело или объект, проникающей и наносящей вред этому телу или объекту. А ритуальная нечистота, о которой говорит Писание, – это порча отношений между Богом и человеком3.
Однако нам нет нужды обращаться к доказательствам комментаторов и исследователей, поскольку об этом прямо сказано в самом Писании, в словах пророка Натана царю Давиду, когда ему и его потомкам обещают царствование: «Я буду ему отцом, а он будет Мне сыном; и если он согрешит, то Я накажу его розгою человека и проказою сынов Адама» («Шмуэль II», 7:14).
* * *
Особая роль «проказы» как предупреждающего знака и как свидетельства об отклонении с праведного пути («и если он согрешит, то Я накажу его… проказою сынов Адама») выражается также в характере установления «проказы». Во всех случаях, когда появляются признаки «проказы», при ее обследовании делают интервал в семь дней для того, чтобы проследить, как развивается язва.
ПРОКАЗА НА ЧЕЛОВЕКЕ:
13:3 И ОСМОТРИТ СВЯЩЕННИК ЯЗВУ… וְרָאָה הַכֹּהֵן אֶת הַנֶּגַע...
13:4 …И УЕДИНИТ СВЯЩЕННИК ЧЕЛОВЕКА ...וְהִסְגִּיר הַכֹּהֵן С ТАКИМ ПЯТНОМ НА СЕМЬ ДНЕЙ. אֶת הַנֶּגַע שִׁבְעַת יָמִים:
13:5 И ОСМОТРИТ ЕГО СВЯЩЕННИК וְרָאָהוּ הַכֹּהֵן В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ… בַּיּוֹם הַשְּׁבִיעִי... ПРОКАЗА НА ОДЕЖДЕ:
13:50 И СВЯЩЕННИК, ОСМОТРЕВ ЯЗВУ, וְרָאָה הַכֹּהֵן אֶת הַנָּגַע ПРИКАЖЕТ ОТДЕЛИТЬ ВЕЩЬ С ЯЗВОЙ וְהִסְגִּיר ОТ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ И НЕ ПРИКАСАТЬСЯ אֶת הַנֶּגַע К НЕЙ СЕМЬ ДНЕЙ. שִׁבְעַת יָמִים:
13:51 И КОГДА ОСМОТРИТ ЯЗВУ וְרָאָה אֶת הַנֶּגַע НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ… בַּיּוֹם הַשְּׁבִיעִי... ПРОКАЗА НА ДОМАХ:
14:37 И КОГДА ОСМОТРИТ ЯЗВУ, וְרָאָה אֶת הַנֶּגַע И УВИДИТ, ЧТО ЯЗВА וְהִנֵּה הַנֶּגַע НА СТЕНАХ ДОМА… בְּקִירֹת הַבַּיִת...
14:38 ТО ВЫЙДЕТ СВЯЩЕННИК ИЗ ДОМА וְיָצָא הַכֹּהֵן מִן הַבַּיִת КО ВХОДУ ДОМА И ЗАПРЕТ ДОМ אֶל פֶּתַח הַבָּיִת וְהִסְגִּיר СВОЙ НА СЕМЬ ДНЕЙ. אֶת הַבַּיִת שִׁבְעַת יָמִים:
14:39 И КОГДА ВНОВЬ НА СЕДЬМОЙ וְשָׁב הַכֹּהֵן בַּיּוֹם ДЕНЬ ОСМОТРИТ СВЯЩЕННИК ДОМ… הַשְּׁבִיעִי וְרָאָה...
14:40 ТО ПОВЕЛИТ СВЯЩЕННИК, וְצִוָּה הַכֹּהֵן И ВЫЛОМАЮТ КАМНИ, וְחִלְּצוּ אֶת הָאֲבָנִים НА КОТОРЫХ ЯЗВА… אֲשֶׁר בָּהֵן הַנָּגַע...
14:43 ЕСЛИ ЖЕ СНОВА РАСЦВЕТЕТ וְאִם יָשׁוּב הַנֶּגַע ЯЗВА В ДОМЕ ПОСЛЕ ТОГО, וּפָרַח בַּבַּיִת אַחַר КАК ВЫЛОМАЛИ ТЕ КАМНИ И БЫЛА חִלֵּץ אֶת הָאֲבָנִים СОСКОБЛЕНА СТАРАЯ ОБМАЗКА… וְאַחֲרֵי הִטּוֹחַ...
14:44 А СВЯЩЕННИК ПРИДЕТ И УВИДИТ… וּבָא הַכֹּהֵן וְרָאָה...
14:45 И ПУСТЬ РАЗРУШАТ ДОМ, וְנָתַץ אֶת הַבַּיִת КАМНИ ЕГО, И ДЕРЕВО ЕГО, אֶת אֲבָנָיו וְאֶת עֵצָיו И ВСЮ ОБМАЗКУ ДОМА… וְאֵת כָּל עֲפַר הַבָּיִת... Принимая во внимание поступенность всей процедуры, интервалы времени между появлениями признаков, переходы от легких к более основательным мерам, наши благословенной памяти мудрецы в мидраше «Рут рабба» (2:10) учили следующему:
Милосердный Господь никогда не наказывает внезапно. Откуда это известно? Из книги Иова, как сказано: «И пришел вестник к Иову и сказал: “Волы пахали, и ослицы паслись возле них. И напали жители Шевы, и забрали их, и отроков сразили острием меча; и спасся лишь я один, дабы известить тебя”. Еще этот говорит, как приходит другой и говорит: “Огонь Божий пал с небес и спалил овец и отроков и пожрал их; и спасся лишь я один, дабы известить тебя”. Еще этот говорит, как приходит другой и говорит: “Халдеи расположились тремя отрядами и набросились на верблюдов и забрали их, а отроков сразили острием меча; и спасся лишь я один, дабы известить тебя”. Еще этот говорит, как приходит другой и говорит: “Сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме первородного брата своего. И вот вихрь великий пришел со стороны пустыни и охватил четыре угла дома, и упал [дом] на юных и умерли они; и спасся лишь я один, дабы известить тебя”» («Иов», 1:14-19).
Так и с «проказой»: сначала она поражает стены жилища, если человек покаялся – более ничего не происходит, а если нет, необходимо «выломать камни». Если после этого человек покаялся – более ничего не происходит, а если нет, необходимо «разрушить дом». Если после этого человек покаялся – более ничего не происходит, а если нет, необходимо все сжечь. После этого «проказа» поражает тело человека. Если покаялся – более ничего не происходит, а если нет – периодически оставляет свой дом и живет во временной изоляции. Если после этого человек покаялся – более ничего не происходит, а если нет: «…отдельно должен он жить, место ему вне стана» («Ваикра», 13:46).
Однако в Писании порядок обратный: ведь в нем сначала говорится о язвах «проказы» на теле человека, после этого – на одежде, и лишь в конце – о «проказе» на стенах дома. Комментарий «Яфе тоар» (к «Мидраш рабба») дает следующий ответ. Тора в первую очередь говорит о язве «проказы» на теле человека, поскольку именно человек является главным объектом, а «проказа» – посланным ему знаком; хотя по времени «проказа», как более легкое наказание, сначала появляется на стенах жилища, ведь «Милосердный Господь никогда не наказывает внезапно».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
«Человек, на коже которого появится…» (13:2)
Нам не ведом простой смысл этих эпизодов и нет у нас повседневного знания ни о «проказе» на человеке, одеждах или на стенах жилищ, ни о расчете времени изоляции больного «проказой», ни о ее внешнем виде – белых, черных и желтых волосах. Мы должны лишь изучать предания мудрецов, полученные от древних поколений, поскольку они – главное.
[А] Какова точка зрения Рашбама относительно этих законов?
[Б] Объясните оборот «повседневное знание». Используйте для этого комментарии Рашбама к фразе «…когда они были больны…» («Брейшит», 34:25); к фразе «…на которое попала вода…» («Ваикра», 11:34).
[В] Сравните приведенный выше комментарий с другим – к стиху из «Шмот» (21:1):
Знай и пойми всякий, кто наделен разумом, что я не считаю своей задачей составить комментарий к практическим законам, несмотря на их основополагающее значение, как я уже объяснял в «Брейшит» (см. там, 37:2), ибо и агада и ѓалаха выводятся из «избыточных» стихов Писания, и некоторые из этих выводов содержатся в комментарии р. Шломо (Раши), отца моей матери, да будет благословенна память о нем. Моя же задача – разъяснить буквальный смысл. И я истолкую законы и предписания согласно повседневному знанию, но практические законы – это главное, как сказали наши мудрецы «Закон отменяет текст» (Вавилонский Талмуд, трактат «Сота», 16а).
Объясните разницу между подходом Рашбама в комментарии к «Шмот» (21:1) и его точкой зрения в комментарии к эпизоду о язвах «проказы». В чем причина этого отличия?
Примечания
1 См. «Шмот» (22:26).
2 Мне непонятно, свидетельствует ли приведенное ниже высказывание из трактата «Морэ невухим» (ч. 3, гл. 47) об изменении его точки зрения:
Мы уже объяснили, в чем заключается суть нечистоты язвы «проказы», и мудрецы, благословенной памяти, также дали подробное истолкование этому. Все сходятся на том, что «проказа» является наказанием за злоречие, и поначалу поражает стены. Если согрешивший совершит покаяние – цель достигнута, если же он продолжает демонстрировать неповиновение – она переходит на его одежду, а затем распространяется по телу. Это чудо, передающееся в нашем народе по традиции, так же как и вода, которой проверяют женщину, подозреваемую в супружеской измене. Положительный эффект этого верования очевиден, учитывая то, что язва «проказы» заразна, и все люди гнушаются ею и отдаляются от нее, поскольку это скорее естественный феномен.
3 М. Бубер, «Законы пророчества», с. 118, Мосад Бялик, 5702 (1932).