К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"

Кдошим [1]

«ГОВОРИ СО ВСЕМ ОБЩЕСТВОМ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ…»

Начало этого раздела имеет одну особенность: его откры­вает стих, который отличается от прочих аналогич­ных ему вступительных стихов в книге «Ваикра». Так, раз­делы 1, 4, 11, 12, 18 начинаются фразой «Говори(те) сынам Израиля…». Однако в этом разделе начальная фраза сформули­рована иначе: «Говори со всем Обществом сынов Израиля…» (19:2).

Безусловно, таннаи обратили внимание на это различие и не преминули истолковать его (их мнение в свою очередь цитирует Раши).

Мидраш «Сифра» (разд. «Кдошим», гл. 1):

«Говори со всем Обществом сынов Израиля…». Учит, что этот раздел был провозглашен во всеуслышание [в присутст­вии всей Общины]. А почему он был провозглашен во всеуслышание? Потому что большинство основоположений Торы зависит от него [т.е. содержатся в нем].

Эти слова – «раздел был провозглашен во всеуслыша­ние» – нуждаются в пояснении. Мудрецы рассказывают нам, каким образом Моше обучал Израиль Торе. В своем комментарии к книге «Шмот» Раши снова приводит их слова:

«А потом приблизились к Моше и все сыны Израиля, и пере­дал он им все повеления, которые дал ему Господь, го­воря с ним на горе Синай» («Шмот», 34:32). Учили мудрецы: «Каким образом передавался [Устный] Закон? Моше воспринимал [ска­занное] из уст Всемогущего; входил Аарон, и Моше повто­рял ему. Аарон отходил в сторону и садился по левую руку от Моше. Входили его [Аарона] сыновья, и Моше повторял для них. Они отходили в сторону; Эльазар садился по правую руку от Моше, а Итамар – по левую руку от Аарона. Входили старей­шины, Моше повторял для них; старейшины отходили и занимали места с обеих сторон. Входил весь народ, и Моше повторял для всех. Таким образом, народ выслушивал [Закон] один раз, старейшины – два, сыны Аарона – три, Аарон – че­тыре и т.д., как сказано в [трактате Вавилонского Талмуда] «Эру­вин» (54б).

Вопреки сказанному выше в нашем случае раздел «был про­возглашен во всеуслышание»: учитель наш, Моше, со­брал вместе весь народ Израиля и обучал Торе одновре­менно весь народ, а не каждую группу в отдельности. По­чему? – «Потому что большинство основоположений Торы зависит от него».

На первый взгляд этот момент малопонятен и поэтому нуж­дается в разъяснении. Здесь содержится обращенное к человеку требование соответствовать высшему стандарту – уподобиться Господу:

19:2 …СВЯТЫ БУДЬТЕ, ...קְדשִׁים תִּהְיוּ
  ИБО СВЯТ Я, כִּי קָדוֹשׁ אֲנִי
  ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ. יְהֹוָה אֱלֹהֵיכֶם:

С одной стороны законы этого раздела призывают к спра­ведливости и честности, милосердию по отношению к слабому, проявлению уважения к отцу или старику, сочувст­венному отношению к знакомым и незнакомым лю­дям, воздержанию от мести и ненависти. С другой стороны здесь мы встречаем предостережения против эксплуатации, воровства, злословия... Следующие слова являются, пожа­луй, его кульминацией:

19:18 НЕ МСТИ И НЕ ХРАНИ ЗЛОБЫ לֹא תִקֹּם וְלֹא תִטֹּר
  НА СЫНОВ НАРОДА ТВОЕГО, אֶת בְּנֵי עַמֶּךָ
  И ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО וְאָהַבְתָּ לְרֵעֲךָ
  КАК САМОГО СЕБЯ… כָּמוֹך...

Исходя из этих соображений, народ следовало бы обу­чать по группам, чтобы к каждому человеку можно было бы найти индивидуальный подход. Вопреки нашим ожиданиям именно здесь евреев собирают вместе и обучают Торе. По­чему? Отвечает р. Элияѓу Мизрахи:

Следовало всех собрать вместе, поскольку если бы у од­них возникли сомнения касательно [того или иного] практиче­ского закона, другие могли бы напомнить им: разве не так-то и так-то было вам сказано? Однако если бы они приходили по очереди, то одна группа не могла бы напомнить другой: так-то и так-то было вам сказано. Ведь те могли бы им возразить: этого он нам не говорил!

Итак, согласно объяснению р. Мизрахи, этот раздел был провозглашен во всеуслышание (при стечении всего на­рода, когда весь Израиль был собран вместе) во избежание будущих разногласий при сопоставлении информации, чтобы члены какой-либо группы не утверждали, что ими был получен иной вариант того или иного закона.

Основной довод в пользу того, что этот раздел был провоз­глашен во всеуслышание («Потому что большинство основоположений Торы зависит от него») не согласуется с самим характером содержащихся в нем заповедей. Размыш­ляя над их особенностью, автор труда «Корбан Аарон» истол­ковывает вышеупомянутый фрагмент из «Сифра» сле­дующим образом:

Существует объяснение этому изменению, заключаю­щееся в том, что одно речение несет в себе информацию для каждого получающего в отдельности, согласно его способно­сти постижения. Ибо если старейшины получили от него [Моше] тайны Торы, то сыновья Аарона – еще более тонкие материи. И об этом сказано: «Входил Аарон – и [Моше] давал урок для него. Входили сыновья его – давал урок для них. Вхо­дили старейшины – давал урок для них». Каждого он обучал в отдельности, согласно его уровню. Таким образом основная масса получила «плоть» Закона – буквальный его смысл, а старейшины – его «душу» – более тонкие вопросы. Однако, видя, что сей раздел большей частью содержит заповеди, кото­рые следует понимать и исполнять в их «материальном», буквальном смысле, и что по отношению к их исполнению все люди равны, [Моше] собрал всех их вместе.

Данный комментарий фокусирует наше внимание на том факте, что очень многие заповеди раздела относятся к буднич­ной жизни каждого из нас – от сведущего в Торе уче­ного, «титана духа», до простого «человека толпы». Изо дня в день мы оказываемся в ситуациях, требующих особой предусмотрительности; когда же речь заходит об этих запове­дях, все мы – в равной степени простые люди и важ­ные чины – должны гораздо тщательнее следить за их соблю­дением.

Вопреки этому мнению Альших считает, что уникаль­ность раздела обусловлена наличием в нем некоего основопо­лагающего принципа. Он особо подчеркивает пер­вый стих, содержащий «перегруженный» всевозможными значениями императив «святы будьте», который, по его мне­нию, побуждает к коллективному изучению этого раз­дела. Вот что он пишет:

Господь – да будет Он благословен! – настоял на том, чтобы человек, следуя по пути благочестия и святости, ста­рался уподобиться своему Творцу. Однако отдельные люди, свернувшие с тропы разума, ошибочно полагают, что этого способен достичь далеко не каждый, – не более чем один или два человека в целом поколении! Посему им, якобы, не суж­дено восходить по лестнице духовного и нравственного роста. Это заблуждение, поскольку нет такого еврея, который – если бы он того захотел – не смог бы достичь святости, неизменно поднимаясь на новые уровни при изучении Торы или обрете­нии благочестия. По этой причине и требовалось собрать все Общество вместе: чтобы научить их принципу, которого дол­жен придерживаться весь Израиль. Следовательно, этот раз­дел был провозглашен «во всеуслышание» с целью сообщить им о том, что данное послание обращено не к избранным, а ко всей Общине, ибо призыв «святы будьте» относится ко всем евреям.

Эти слова подчеркивают идею о том, что любой еврей спо­собен исполнять все, о чем говорится в этом разделе, включая самое первое повеление – «святы будьте». Подоб­ным же образом пишет Рамбам в «Законах о раскаянии» (5:2):

Это не верно [в отношении распространенной идеи о том, будто Господь предрешает, каким быть человеку с рожде­ния – праведным или безнравственным]. Но каждый человек способен стать праведным как учитель наш – Моше, или пороч­ным, как Яровам…

Таким образом, Альших, говоря о важности произнесе­ния этого раздела при стечении всего народа (несмотря на то, что любой из нас постигает предмет на своем индивиду­альном уровне), подчеркивает тем самым, что зало­женные в нем принципы в одинаковой степени имеют отношение к каждому.

Автор комментария «Маор ва-шемеш» рассматривает вы­сказывание Раши о том, что «этот раздел был провозгла­шен во всеуслышание» под иным углом зрения:

Слова Раши нуждаются в пояснении. Чему учит нас его за­мечание о том, что «этот раздел был провозглашен во все­ус­лышание»? Это похоже на сказанное Рамбамом в «Этиче­ских законах»1. Если еврей живет в атмосфере дурных нрав­ственных склонностей и привычек, он должен оттуда бе­жать, кочуя с место на место, из страны в страну, до тех пор, пока не поселится там, где есть Тора, добрые нравы и обычаи. <…> Если же он не находит ни одного подходящего места, лучше ему обитать уединенно в пустынях и чащобах, удалив­шись от порочных нравов и нечестивых людей. Но правда заклю­чается в том, что он – для того, чтобы оградиться от злых нравов и деяний – может, конечно же, бежать в чащобы и от­далиться от толпы; и так убережется от всего, что препятст­вует и мешает ему служить Господу. Однако если он жаждет обрести под­линную святость, достичь этого он сможет лишь объе­динившись с богобоязненными людьми, став причастным к их великому служению – молитве и постижению Торы.

Когда фундаментальный принцип будет соблюдаться сов­местно с ищущими Господа, тогда и он сможет достичь выс­шей святости. <…> Смысл фразы: «Говори со всем Общест­вом сынов Израиля…», в свете толкования Раши («Учит, что этот раздел был провозглашен во всеуслышание») заключен во фразе «святы будьте». <…> Святость можно обрести лишь вместе со всем Обществом. <…>

Хотя этот раздел заповедует евреям быть святыми, можно впасть в заблуждение, посчитав, что святость заключа­ется в отшельничестве и бегстве от мира. Поэтому Раши дает дальновидное объяснение: «…этот раздел был провозглашен во всеуслышание», указывая на то, что святость обретается только вместе со всем Обществом – в собрании ищущих Гос­пода.

В качестве иллюстрации к сказанному автор «Маор ва-ше­меш» пишет о приоритете коллективной молитвы над индивидуальной и совместного изучения Торы над уеди­нен­ными занятиями. Он ограничивает область значе­ния цитаты из «Сифра» («Учит, что этот раздел…», см. Раши), привязывая его лишь к одной фразе: «святы будьте». Согласно другим мнениям, именно в силу особой важности этого раздела, он (точнее – первая его часть, гл. 19) был произ­несен в присутствии всего Общества. Стоит отметить, что этот раздел обращен к евреям различных возрастов, соци­альных положений и родов занятий. Тора обращается к священнику, совершающему жертвоприношение, судье, пе­ред которым стоят тяжущиеся, к сыну, родители которого живы, к юноше, встретившему пожилого человека, к кресть­я­нину во время сева, жатвы и сбора винограда, к лавоч­нику, который отвешивает товар покупателю. Иными словами, полная реализация всех заповедей Торы возможна только при взаимодействии всех прослоек Общества, всех колен Израиля, людей всевозможных профессий и возрас­тов. Однако в одиночку все это не способен осуществить даже самый величайший из праведников! Общий итог та­ков: «этот раздел был провозглашен во всеуслышание», по­скольку только весь народ, только «все Общество сынов Израиля» способно исполнить все заповеди Торы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Три раздела Торы были изречены всему Обществу сынов Из­раиля:

(а) Раздел «Кдошим»;

(б) «Скажите всему Обществу сынов Израиля так…» («Шмот», 12:3);

(в) «И созвал Моше все Общество сынов Израиля…»

(«Шмот», 35:1).

Ни об одном из этих двух разделов книги «Шмот» не сказано, что он был провозглашен в присутствии всего народа «потому что большинство основоположений Торы зависит от него». В та­ком случае, почему они также были произнесены во всеуслыша­ние?

Примечания

1 Рамбам:

Если также некто живет в стране, обычаи которой дурны, а жи­тели не ходят истинным путем, он должен переехать в место, где люди праведны и ходят путями добра. Если все страны, которые ему известны или о которых до него дошла молва, ходят неправедным путем – как это происходит в наше время – или если военные походы или болезнь препятствуют ему переехать в страну с добрыми нра­вами, он должен жить сам по себе в уединении, ибо сказано: «Пусть одиноко и молча сидит он…» («Эйха», 3:28). И если жители, нечес­тивцы и грешники, разрешают ему оставаться в этой стране лишь при ус­ловии, что он станет таким же, как они, пусть удалится в пещеры, чащобы и пустыни и не вступает на грешную стезю, ибо сказано: «Кто дал бы мне в пустыне пристанище для путников…» («Ирмеяѓу», 9:1).