К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"Кдошим [1]
«ГОВОРИ СО ВСЕМ ОБЩЕСТВОМ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ…»
Начало этого раздела имеет одну особенность: его открывает стих, который отличается от прочих аналогичных ему вступительных стихов в книге «Ваикра». Так, разделы 1, 4, 11, 12, 18 начинаются фразой «Говори(те) сынам Израиля…». Однако в этом разделе начальная фраза сформулирована иначе: «Говори со всем Обществом сынов Израиля…» (19:2).
Безусловно, таннаи обратили внимание на это различие и не преминули истолковать его (их мнение в свою очередь цитирует Раши).
Мидраш «Сифра» (разд. «Кдошим», гл. 1):
«Говори со всем Обществом сынов Израиля…». Учит, что этот раздел был провозглашен во всеуслышание [в присутствии всей Общины]. А почему он был провозглашен во всеуслышание? Потому что большинство основоположений Торы зависит от него [т.е. содержатся в нем].
Эти слова – «раздел был провозглашен во всеуслышание» – нуждаются в пояснении. Мудрецы рассказывают нам, каким образом Моше обучал Израиль Торе. В своем комментарии к книге «Шмот» Раши снова приводит их слова:
«А потом приблизились к Моше и все сыны Израиля, и передал он им все повеления, которые дал ему Господь, говоря с ним на горе Синай» («Шмот», 34:32). Учили мудрецы: «Каким образом передавался [Устный] Закон? Моше воспринимал [сказанное] из уст Всемогущего; входил Аарон, и Моше повторял ему. Аарон отходил в сторону и садился по левую руку от Моше. Входили его [Аарона] сыновья, и Моше повторял для них. Они отходили в сторону; Эльазар садился по правую руку от Моше, а Итамар – по левую руку от Аарона. Входили старейшины, Моше повторял для них; старейшины отходили и занимали места с обеих сторон. Входил весь народ, и Моше повторял для всех. Таким образом, народ выслушивал [Закон] один раз, старейшины – два, сыны Аарона – три, Аарон – четыре и т.д., как сказано в [трактате Вавилонского Талмуда] «Эрувин» (54б).
Вопреки сказанному выше в нашем случае раздел «был провозглашен во всеуслышание»: учитель наш, Моше, собрал вместе весь народ Израиля и обучал Торе одновременно весь народ, а не каждую группу в отдельности. Почему? – «Потому что большинство основоположений Торы зависит от него».
На первый взгляд этот момент малопонятен и поэтому нуждается в разъяснении. Здесь содержится обращенное к человеку требование соответствовать высшему стандарту – уподобиться Господу:
19:2 …СВЯТЫ БУДЬТЕ, ...קְדשִׁים תִּהְיוּ ИБО СВЯТ Я, כִּי קָדוֹשׁ אֲנִי ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ. יְהֹוָה אֱלֹהֵיכֶם: С одной стороны законы этого раздела призывают к справедливости и честности, милосердию по отношению к слабому, проявлению уважения к отцу или старику, сочувственному отношению к знакомым и незнакомым людям, воздержанию от мести и ненависти. С другой стороны здесь мы встречаем предостережения против эксплуатации, воровства, злословия... Следующие слова являются, пожалуй, его кульминацией:
19:18 НЕ МСТИ И НЕ ХРАНИ ЗЛОБЫ לֹא תִקֹּם וְלֹא תִטֹּר НА СЫНОВ НАРОДА ТВОЕГО, אֶת בְּנֵי עַמֶּךָ И ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО וְאָהַבְתָּ לְרֵעֲךָ КАК САМОГО СЕБЯ… כָּמוֹך... Исходя из этих соображений, народ следовало бы обучать по группам, чтобы к каждому человеку можно было бы найти индивидуальный подход. Вопреки нашим ожиданиям именно здесь евреев собирают вместе и обучают Торе. Почему? Отвечает р. Элияѓу Мизрахи:
Следовало всех собрать вместе, поскольку если бы у одних возникли сомнения касательно [того или иного] практического закона, другие могли бы напомнить им: разве не так-то и так-то было вам сказано? Однако если бы они приходили по очереди, то одна группа не могла бы напомнить другой: так-то и так-то было вам сказано. Ведь те могли бы им возразить: этого он нам не говорил!
Итак, согласно объяснению р. Мизрахи, этот раздел был провозглашен во всеуслышание (при стечении всего народа, когда весь Израиль был собран вместе) во избежание будущих разногласий при сопоставлении информации, чтобы члены какой-либо группы не утверждали, что ими был получен иной вариант того или иного закона.
Основной довод в пользу того, что этот раздел был провозглашен во всеуслышание («Потому что большинство основоположений Торы зависит от него») не согласуется с самим характером содержащихся в нем заповедей. Размышляя над их особенностью, автор труда «Корбан Аарон» истолковывает вышеупомянутый фрагмент из «Сифра» следующим образом:
Существует объяснение этому изменению, заключающееся в том, что одно речение несет в себе информацию для каждого получающего в отдельности, согласно его способности постижения. Ибо если старейшины получили от него [Моше] тайны Торы, то сыновья Аарона – еще более тонкие материи. И об этом сказано: «Входил Аарон – и [Моше] давал урок для него. Входили сыновья его – давал урок для них. Входили старейшины – давал урок для них». Каждого он обучал в отдельности, согласно его уровню. Таким образом основная масса получила «плоть» Закона – буквальный его смысл, а старейшины – его «душу» – более тонкие вопросы. Однако, видя, что сей раздел большей частью содержит заповеди, которые следует понимать и исполнять в их «материальном», буквальном смысле, и что по отношению к их исполнению все люди равны, [Моше] собрал всех их вместе.
Данный комментарий фокусирует наше внимание на том факте, что очень многие заповеди раздела относятся к будничной жизни каждого из нас – от сведущего в Торе ученого, «титана духа», до простого «человека толпы». Изо дня в день мы оказываемся в ситуациях, требующих особой предусмотрительности; когда же речь заходит об этих заповедях, все мы – в равной степени простые люди и важные чины – должны гораздо тщательнее следить за их соблюдением.
Вопреки этому мнению Альших считает, что уникальность раздела обусловлена наличием в нем некоего основополагающего принципа. Он особо подчеркивает первый стих, содержащий «перегруженный» всевозможными значениями императив «святы будьте», который, по его мнению, побуждает к коллективному изучению этого раздела. Вот что он пишет:
Господь – да будет Он благословен! – настоял на том, чтобы человек, следуя по пути благочестия и святости, старался уподобиться своему Творцу. Однако отдельные люди, свернувшие с тропы разума, ошибочно полагают, что этого способен достичь далеко не каждый, – не более чем один или два человека в целом поколении! Посему им, якобы, не суждено восходить по лестнице духовного и нравственного роста. Это заблуждение, поскольку нет такого еврея, который – если бы он того захотел – не смог бы достичь святости, неизменно поднимаясь на новые уровни при изучении Торы или обретении благочестия. По этой причине и требовалось собрать все Общество вместе: чтобы научить их принципу, которого должен придерживаться весь Израиль. Следовательно, этот раздел был провозглашен «во всеуслышание» с целью сообщить им о том, что данное послание обращено не к избранным, а ко всей Общине, ибо призыв «святы будьте» относится ко всем евреям.
Эти слова подчеркивают идею о том, что любой еврей способен исполнять все, о чем говорится в этом разделе, включая самое первое повеление – «святы будьте». Подобным же образом пишет Рамбам в «Законах о раскаянии» (5:2):
Это не верно [в отношении распространенной идеи о том, будто Господь предрешает, каким быть человеку с рождения – праведным или безнравственным]. Но каждый человек способен стать праведным как учитель наш – Моше, или порочным, как Яровам…
Таким образом, Альших, говоря о важности произнесения этого раздела при стечении всего народа (несмотря на то, что любой из нас постигает предмет на своем индивидуальном уровне), подчеркивает тем самым, что заложенные в нем принципы в одинаковой степени имеют отношение к каждому.
Автор комментария «Маор ва-шемеш» рассматривает высказывание Раши о том, что «этот раздел был провозглашен во всеуслышание» под иным углом зрения:
Слова Раши нуждаются в пояснении. Чему учит нас его замечание о том, что «этот раздел был провозглашен во всеуслышание»? Это похоже на сказанное Рамбамом в «Этических законах»1. Если еврей живет в атмосфере дурных нравственных склонностей и привычек, он должен оттуда бежать, кочуя с место на место, из страны в страну, до тех пор, пока не поселится там, где есть Тора, добрые нравы и обычаи. <…> Если же он не находит ни одного подходящего места, лучше ему обитать уединенно в пустынях и чащобах, удалившись от порочных нравов и нечестивых людей. Но правда заключается в том, что он – для того, чтобы оградиться от злых нравов и деяний – может, конечно же, бежать в чащобы и отдалиться от толпы; и так убережется от всего, что препятствует и мешает ему служить Господу. Однако если он жаждет обрести подлинную святость, достичь этого он сможет лишь объединившись с богобоязненными людьми, став причастным к их великому служению – молитве и постижению Торы.
Когда фундаментальный принцип будет соблюдаться совместно с ищущими Господа, тогда и он сможет достичь высшей святости. <…> Смысл фразы: «Говори со всем Обществом сынов Израиля…», в свете толкования Раши («Учит, что этот раздел был провозглашен во всеуслышание») заключен во фразе «святы будьте». <…> Святость можно обрести лишь вместе со всем Обществом. <…>
Хотя этот раздел заповедует евреям быть святыми, можно впасть в заблуждение, посчитав, что святость заключается в отшельничестве и бегстве от мира. Поэтому Раши дает дальновидное объяснение: «…этот раздел был провозглашен во всеуслышание», указывая на то, что святость обретается только вместе со всем Обществом – в собрании ищущих Господа.
В качестве иллюстрации к сказанному автор «Маор ва-шемеш» пишет о приоритете коллективной молитвы над индивидуальной и совместного изучения Торы над уединенными занятиями. Он ограничивает область значения цитаты из «Сифра» («Учит, что этот раздел…», см. Раши), привязывая его лишь к одной фразе: «святы будьте». Согласно другим мнениям, именно в силу особой важности этого раздела, он (точнее – первая его часть, гл. 19) был произнесен в присутствии всего Общества. Стоит отметить, что этот раздел обращен к евреям различных возрастов, социальных положений и родов занятий. Тора обращается к священнику, совершающему жертвоприношение, судье, перед которым стоят тяжущиеся, к сыну, родители которого живы, к юноше, встретившему пожилого человека, к крестьянину во время сева, жатвы и сбора винограда, к лавочнику, который отвешивает товар покупателю. Иными словами, полная реализация всех заповедей Торы возможна только при взаимодействии всех прослоек Общества, всех колен Израиля, людей всевозможных профессий и возрастов. Однако в одиночку все это не способен осуществить даже самый величайший из праведников! Общий итог таков: «этот раздел был провозглашен во всеуслышание», поскольку только весь народ, только «все Общество сынов Израиля» способно исполнить все заповеди Торы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
Три раздела Торы были изречены всему Обществу сынов Израиля:
(а) Раздел «Кдошим»;
(б) «Скажите всему Обществу сынов Израиля так…» («Шмот», 12:3);
(в) «И созвал Моше все Общество сынов Израиля…»
(«Шмот», 35:1).
Ни об одном из этих двух разделов книги «Шмот» не сказано, что он был провозглашен в присутствии всего народа «потому что большинство основоположений Торы зависит от него». В таком случае, почему они также были произнесены во всеуслышание?
Примечания
Если также некто живет в стране, обычаи которой дурны, а жители не ходят истинным путем, он должен переехать в место, где люди праведны и ходят путями добра. Если все страны, которые ему известны или о которых до него дошла молва, ходят неправедным путем – как это происходит в наше время – или если военные походы или болезнь препятствуют ему переехать в страну с добрыми нравами, он должен жить сам по себе в уединении, ибо сказано: «Пусть одиноко и молча сидит он…» («Эйха», 3:28). И если жители, нечестивцы и грешники, разрешают ему оставаться в этой стране лишь при условии, что он станет таким же, как они, пусть удалится в пещеры, чащобы и пустыни и не вступает на грешную стезю, ибо сказано: «Кто дал бы мне в пустыне пристанище для путников…» («Ирмеяѓу», 9:1).