К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"

Кдошим [2]

«…СВЯТЫ БУДЬТЕ…»

Что заключают в себе два слова этой столь необычной заповеди? И что в частности означает понятие קדושה («святость»)? В различных контекстах в Торе встречается множество отличающихся по значению слов, которые образованы от корня 1קד"ש. Рабби Авраам Хен перечис­ляет некоторые из этих значений в свой статье, посвященной данному понятию2:

(1) Чистота тела: «…Пусть же будет твой лагерь свят קדוש (т.е. “чист”)…» («Дварим», 23:15, см. там).

(2) Очищение в воде, в традиции – погружение [в водоем, предназначенный для ритуального очищения]: «…она же от нечистоты своей омывалась מתקדשת…» («Шмуэль II», 11:4).

(3) Отдаление от всего, что способно осквернить: «…и освящайтесь והתקדשתם, и будьте святы ,קדושים ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших никаким гадом, ползающим по земле» («Ваикра», 11:44).

(4) Предназначение, отличение, подготовка к дости­жению возвышенных целей или совершению важных поступ­ков: «…подготовь קדש народ…» («Йеѓошуа», 7:13), «…прежде, чем ты вышел из утробы, Я предназначил тебя ...הקדשתיך» («Ирмеяѓу», 1:5).

(5) Воздержание – полное или частичное – от всего того, что само по себе является разрешенным, как в случае с обетом; и человек, давший обет, назван קדוש, «святой» (см. «Бе­мидбар», 6:8). В Талмуде сказано: «Освящай קדש себя (т.е. “воздержись”) и в том, что тебе разрешено» (Вавилонский Талмуд, трактат «Йевамот», 20а).

(6) Освящение Имени [Творца], мученичество ради освящения Имени Господа (да будет Он благословен!): «И не бесчестите Святого Имени Моего, чтобы освятился Я ונתקדשתי среди сынов Израиля…» («Ваикра», 22:32).

(7) Отделение и обособление от чего-либо: «…Огради гору и освяти ее וקידשתו (т.е. “отдели”)» («Шмот», 19:23). Слово קדושה является синонимом к ( ,הפרשה«выделение, отделение») и (,הבדלה «различение»).

Существует множество повелений с использованием этого слова: «Освящайте же себя והתקדשתם и будьте святы קדושים» («Ваикра», 20:7), «И людьми святыми קדש будете Мне…» («Шмот», 22:30), но во главе всего: «…Святы קדושים будьте, ибо свят קדוש Я, Господь, Бог ваш» («Ваикра», 19:2).

Таково истолкование р. Авраама Хена.

Далее он пишет о том, что рассматриваемый нами стих отличается от прочих заповедей. Все остальные названные им повеления («очиститься», «подготовиться» или «освя­тить Имя Творца») встречаются в каком-то определенном контексте, в связи с той или иной заповедью, которая тут же следует: «И людьми святыми קודש будете мне – и мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте…» («Шмот», 22:30); «…копай ею [лопаткой] и закрой свои испражнения. <…> …пусть же будет твой лагерь свят קדוש» («Дварим», 23:14, 15). Однако наш стих «…святы קדושים будьте…» стоит обособленно и не связан ни с каким иным конкрет­ным повелением. Следовательно, вопрос о значении этих слов нуждается в пояснении.

Согласно Рамбаму, этот стих является не специфиче­ским указанием к совершению (или воздержанию от) того или иного конкретного действия, а предписанием, носящим общий характер – призывом соблюдать все заповеди Торы и остерегаться всего запрещенного. В своем перечне запове­дей «Сефер ѓа-мицвот» (правило 4) он пишет следую­щее:

Повеления универсального характера к числу заповедей не относятся.

В Торе встречаются повеления и запреты, которые хотя и не относятся к какому-либо конкретному действию, тем не менее включают в себя все прочие заповеди, как если бы было сказано: «Делай все то, о чем Я заповедал тебе делать, и опасайся совершать то, от чего Я предостерег тебя»; или: «Не преступай ничего из того, о чем Мною было тебе запове­дано».

Нет нужды рассматривать данное повеление как самостоя­тельную заповедь, поскольку Бог не приказывает совер­шать какие-либо [подготовительные] действия перед испол­нением заповеди, равно как и не предостерегает от совер­шения действий для создания ситуации, в которой появ­лялся бы запрет. И об этом же было сказано: «Остерегайтесь нарушить все, что Я сказал вам…» («Шмот», 23:13), «…и Мои уставы соблюдайте…», «Мои законы исполняйте…» («Ваи­кра», 18:4), «Соблюдайте же предостережение Мое…» (там же, 18:30). И есть много подобных примеров.

Некоторые, игнорируя этот принцип, допустили ошибку, от­неся повеление «святы будьте» к числу предписывающих заповедей. И не ведали они, что выражения вроде: «…Святы будьте…», или же: «Освящайте же себяוהתקדשתם и будьте святы קדושים…» («Ваикра», 20:7), являются призывами общего характера, побуждающими к исполнению всей Торы. Иными словами они призывают к святости при исполнении действий, предписанных Творцом, и предостерегают от нарушения Его за­пре­тов.

В мидраше «Сифра» выражение «…Святы будьте…» по­ни­­мается как «отделенными будьте». Иными словами: избе­гайте совершать скверные поступки, от которых Я вас предос­терег.

<…> А мидраш «Сифрей» констатирует, что оборот: «…и [чтобы] были святы ...קדושים» («Бемидбар», 15:40), указы­вает на святость заповедей.

(В отношении этого стиха все комментаторы – даже те, кто подвергает критике «Сефер ѓа-мицвот» – согласны с Рамбамом.)

Однако Раши рассматривает выражение «…Святы будьте…» в соответствии с контекстом и старается согласо­вать его с тем, о чем говорилось ранее.

«…Святы будьте…» – сторонитесь запретных связей [пере­численных в предыдущем разделе] и греха. Ибо везде [в Торе], где находишь [повеление] оградить себя от запретных связей, находишь также упоминание о святости3. «Блудницу и обесчещенную нельзя им брать в жены. <…> Я – Господь, освя­щающий вас» («Ваикра», 21:7, 8), «И нельзя ему бесчес­тить потомства своего в народе своем, ибо Я, Господь, освя­щаю его» (там же, 21:15).

Эту точку зрения разрабатывает автор комментария «Беэр Ицхак»:

Согласно Раши, это выражение не является преамбулой к последующему разделу. Святость, согласно определению наших мудрецов, это не что иное, как ограждение от плотского вожделения. А к заповедям, которые упомянуты ниже (име­ются в виду заповеди раздела «Кдошим», от стиха 19:3 до 19:37, т.е. до конца главы), понятие «святость» не относится. Следовательно, мы вынуждены заключить, что этот стих име­ет касательство к предшествующему разделу, который был посвящен запретным связям; вслед за ним начинается изло­жение других заповедей. И поэтому Господь (да будет Он благословен!) повелел учителю нашему Моше (мир ему!), что­бы тот, остерегши Израиль от запретных связей в предыду­щем разделе (см. заключительный фрагмент «Ахарей мот»), прежде чем приступить к изложению остальных заповедей но­вого («Кдошим»), еще раз намекнул с помощью этого стиха (19:2) на запреты, упомянутые ранее.

Это было сделано с целью продемонстрировать евреям всю строгость данного предостережения (о запретных связях) и показать, что оно по сути своей лежит в основе всей То­ры. Ведь если нет святости, то все остальные заповеди обес­­смысливаются! Поэтому упоминание о святости предшест­вует изложению заповедей. Тем самым снимается вопрос о появ­лении стиха в начале этого, а не в заключение предыдущего раздела; и причина этого совершенно очевидна.

В соответствии с этим толкованием «грех», о котором пи­шет Раши, является грехом запретных связей, о которых говорилось в предыдущем разделе. Так же понимает слова Раши составитель комментария «Сифтей хахамим».

Однако Рамбан возражает против такого толкования, со­гласно которому требование «святы будьте» сводится лишь к ограниченной области законов. В отличие от Раши, он не считает, что это повеление связано с какими-то специфиче­скими запретами. Соглашаясь с Рамбамом (в своем коммен­та­рии к «Сефер ѓа-мицвот») в отношении характера этого стиха, он понимает высказывание из «Сифра»: «“…Святы будьте…” – отделенными будьте», так: «Иначе го­воря: избавьтесь от всех безобразных качеств, от проявле­ния кото­рых Я заставляю вас воздерживаться». Однако в соб­ственном комментарии к Торе он расширяет смысловое поле термина «отделенность».

Следующий комментарий Рамбана, который можно спрое­­цировать на различные сферы нашей жизни, заслужи­вает самого пристального рассмотрения. В силу его немало­важного значения мы приводим его почти без сокращений, несмотря на его пространность. Процитировав Раши, далее он пишет:

«…Святы будьте…». <…> Однако в «Торат коѓаним» я встречал просто «отделенными פרושים будьте» [«отделен­ность» следует понимать не узко, как воздержание от запрет­ных связей, а более широко]. И подобным образом училось там же [в «Торат коѓаним»]: «“…освящайтесь והתקדשתם и будьте святы ,קדושים ибо Я свят ...קדוש”» («Ваикра», 11:44), – как Я свят, так и вы будьте святы; как Я отделен, так и вы будьте отделенными».

Согласно моему мнению, здесь слово «отделенность» – во­преки утверждению Раши – означает не [только] ограждение от запретных связей, а скорее ассоциируется с той «отделенно­стью», о которой неоднократно упоминается в Тал­муде, а обладатели подобного качества именуются «пру­шим»4.

Дело в том, что Тора, возбраняя запретные связи и [запрет­ные] виды пищи, одновременно разрешает половую связь мужа с женой, а также есть [кашерное] мясо и [пить] вино. Таким образом может статься, что человек, одолевае­мый плотским вожделением, начнет предаваться неумерен­ным сношениям со своей женой (или с несколькими женами), «опиваться вином» и «обжираться мясом»5. И будет без удержу изрыгать всяческие непристойности потому лишь, что этот запрет не записан в Законе. Получается, что человек может стать негодяем с разрешения Торы!

Таким образом Рамбан знакомит нас с очень важным прин­ципом. Наряду с большим количеством предписаний и норм, открыто изложенных в Торе и Талмуде, существуют такие запреты, которые хотя и не записаны в самом тексте, но, тем не менее, включены в повеления общего характера. Безусловно, их соблюдение является обязательным. По­этому если кого-либо изобличают в недозволительном поведе­нии, в качестве оправдания он не может прибегнуть к постоянной отговорке: «А где в Торе изложен этот за­прет? Ничего подобного в ней не написано!» Согласно Рам­бану, такой человек называется «негодяем с разрешения Торы». Именно к нему относится рассматриваемый нами стих, содержащий – наряду с прочими записанными дейст­виями и запретами – повеление общего характера: «святы будьте». Рамбан продолжает:

Поэтому этот стих появляется лишь после изложения абсо­лютных запретов. Теперь дается повеление общего ха­рак­­тера – ограничивать себя даже в том, что является разре­шенным: реже совершать половые соития, <…> только ради исполнения заповеди и поддержания рода; освящать себя, потребляя вино в небольших количествах, и подобно этому Писание именует назира «святым». И помнить о злоключе­ниях, описанных Торой, происшедших с Ноахом и Лотом, которые оно [вино] повлекло за собой.

<…> Также следует оберегать свой язык и свои уста, не оск­верняя их бранью и непомерным обжорством, о чем ска­зано в Писании: «…и каждые уста сквернословят…» («Йе­шаяѓу», 9:16). И надлежит освящать себя во всем этом до тех пор, пока не будет обретена «отделенность»…

Таким образом рассматриваемый нами стих имеет целью добавить к общему правилу все те законы, которые не высказаны прямо. Далее по тексту Рамбан обнаруживает еще одно выражение, которое, перекликаясь с нашим сти­хом, содержит еще одно нейтральное повеление общего харак­тера. На первый взгляд оно также ничего не прибав­ляет к тем заповедям, которые уже были перечислены ра­нее. Вот этот стих: «И поступай справедливо и хорошо…» («Дварим», 6:18).

Такова стезя Торы – то перечислять, то обобщать. Ибо по­сле запретов частного характера, относящихся к сфере разно­образных человеческих дел – «не воруй», «не грабь», «не обижайте», и прочих предостережений – появляется об­щее правило: «И поступай справедливо и хорошо…». К числу предписывающих заповедей также относятся справедливость, стремление к компромиссу и поведение выше буквы закона во благо ближнего6

Итак, рассмотренный нами стих – «…Святы будьте…» –вы­двигает дополнительное требование ко всем заповедям частного характера, записанным в Торе. Это требование быть «отделенным», проявлять воздержанность в персо­наль­­ном поведении, требование нравственной чис­тоты. И в то же время другая заповедь – «И поступай справед­ливо и хорошо…» – дополняет заповеди Торы об­щим требо­ванием, относящимся к поведению человека в социальной сфере.

Подведем итог. Согласно Раши, наш стих относится к пред­шествующему разделу, а святость – к узкой сфере специ­фических законов. Ограждение от запретных связей является фундаментом всей нашей жизни, и если святость не превалирует в ней, то в жизни отдельного человека – тем более.

Согласно Рамбану, наш стих является вступлением к но­вому разделу. Святость должна пронизывать все человече­ские действия, а смысл этого понятия аналогичен талму­диче­скому высказыванию: «Освящай себя и в том, что тебе разрешено» («Йевамот», 20а).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

(1) Р. Йонатан Эйбешюц, «Тиферет Йонатан» (разд. «Кдошим»):

В толковании к разделу «Кдошим» Рамбан процитиро­вал [Талмуд]: «Освящай себя и в том, что тебе разрешено». Однако, как я уже объяснил, весьма сомнительно, чтобы этот призыв к большему устрожению вытекал из текста Торы. Ибо уже писал Иосифон бен Гурион7 в своей книге, составленной для граждан римского государства, о том, что в эпоху Второго Храма некоторые люди обитали уединенно, в чащобах, совер­шенно ничем не питаясь, кроме лесных ягод, поскольку были они отшельниками, избегающими всяческих мирских занятий. Однако же мудрецы-фарисеи (см. прим. 4) вовсе не одобряли такой образ жизни. Ведь тот, кто следует за Господом, силясь обрести совершенство, и слова и дела его должны быть угод­ны и Богу, и людям; не должен он отвергать ни естествен­ный порядок освоения мира, ни человеческое сообщество, ни нор­мы правления. Но если бы всех угораздило стать подоб­ными отшельниками, то не было бы ни естественного порядка, ни норм правления; человеческое сообщество было бы разру­шено, а преемственная связь в народе прервана.

В этом и заключен смысл сентенции мудрецов: «Хорошо [сочетать] изучение Торы с [каким-либо] ремеслом». Любая «отделенность», которую человек решит принять на себя, должна быть таковой, чтобы при возможности ее смог бы при­нять и весь народ. Но «отделенность», которую способны вы­не­с­ти лишь единицы, а не весь народ в целом, противоре­чит подлинному совершенству; к подобной практике мудрецы Из­раиля относились неодобрительно. Таково значение мид­раша: «…этот раздел был провозглашен во всеуслышание [в при­сутствии всей Общины]». Иными словами, святость, кото­рая обусловлена ограничениями в разрешенном, должна от­вечать возможностям остальных членов Общины.

(а) Каким образом р. Эйбешюц ограничивает значение тер­мина «отделенность», и что, согласно его мнению, является призна­ком подлинной святости? В чем он расходится с Рамбаном от­носительно значения термина «святость»?

(б) Чем отличается интерпретация р. Эйбешюца относительно понимания термина «Община» от толкований других коммента­то­ров, приведенных в первой статье к разделу «Кдо­шим»?

(в) Кем были «отшельники», упомянутые в книге Иосифона, с идеями которых не были согласны «мудрецы-фарисеи»?

(2) Сравните два комментария Раши: к рассмотренному нами стиху («Ваикра», 19:2) и к стиху «Освящайте же себя и будьте святы…» («Ваикра», 20:7).

«Освящайте же себя…» – это отстранение [«отделен­ность»] от идолопоклонства.

Что побудило Раши прокомментировать стих 19:2 не так, как при­веденный выше стих 20:7?

(3) Сравните с двумя упомянутыми выше комментариями Раши следующие его слова из «Ваикра»:

«Ибо Я – Господь, Бог ваш…» (11:44). Так же как Я – свят, «ибо Я – Господь, Бог ваш», так и вы: «Освящайте же себя…» – освятите себя в дольних [мирах].

«…И будьте святы…» – предо Мною, поскольку Я ос­вящу вас в горних [мирах] и для мира Грядущего.

Что заставило Раши в последнем случае интерпретировать «свя­тость» не так, как в нашем стихе, а иначе? См. также стихи 11:41-43 и комментарий Раши к ним.

Примечания

1 Например, глаголы קידש в форме интенсивного наклонения פיעל, התקדש в возвратной форме התפעל, נקדש в страдательной форме נפעל.

2 Р. Авраам Хен, «Малхут ѓа-яѓадут», т. 2, статья «Святость», стр. 314-319 (в издании на иврите), Мосад ѓа-рав Кук, Иерусалим 5719 (1959).

3 Так же считает автор комментария «Ор ѓа-хаим»:

Какова роль этой заповеди? По-видимому, Писание добавляет по­велительную заповедь к законам об отношениях между полами, которые были ограничены запретами в предыдущем разделе. После того, как к ним добавлена предписывающая заповедь, нарушая их, человек будет преступать также и повеление.

4 Слово «фарисеи» («прушим») не имеет отрицательных кон­нотаций. Оно является фонетически искаженным аналогом древ­не­еврейского פרושים («отделенные», «благочестивые», «набож­ные», «праведные»). Пользовавшееся широкой популяр­ностью сре­ди народных масс, фарисейское движение сформиро­валось во времена Второго Храма в борьбе против секты сад­дукеев, контролировавших храмовый ритуал. Поскольку идейно-полити­ческая борьба между саддукеями и фарисеями заверши­лась победой последних, фарисейская концепция определила даль­ней­шее развитие иудаизма. (Прим. переводчика.)

5 Аллюзия на книгу «Мишлей» (23:20).

6 Разрабатывая эту идею в комментарии к стиху «И поступай спра­ведливо и хорошо в глазах Господа…» («Дварим», 6:18), Рам­­бан пишет:

<…> Сначала было сказано о том, что следует соблюдать «ус­тавы Его» и «свидетельства Его… которые повелел Он тебе». Теперь же (в этом стихе) говорится: даже если тебе это не было велено, тем не менее постарайся поступать справедливо и хорошо в глазах Бога. Ибо Он любит добро и справедливость. И это важный принцип, по­тому что Тора не может охватить все нюансы во взаимоотношениях человека с соседями и ближними, в общественной или социальной сфере. Однако после упоминания некоторых из них, например: «не ходи сплетником [в народе твоем]», «не мсти», «не оставайся равнодуш­ным к крови ближнего твоего», «перед сединой вставай», и т.п., еще раз повторено – в общем, – что следует поступать «справед­ливо и хорошо», стараться достичь компромисса и вести себя выше буквы закона.

7 Иосиф Флавий (37 – после 100), др. - евр. историк. Изменил восставшим и сдался врагам во время Иудейской войны против Рима. (Прим. переводчика.)