К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"Кдошим [2]
«…СВЯТЫ БУДЬТЕ…»
Что заключают в себе два слова этой столь необычной заповеди? И что в частности означает понятие קדושה («святость»)? В различных контекстах в Торе встречается множество отличающихся по значению слов, которые образованы от корня 1קד"ש. Рабби Авраам Хен перечисляет некоторые из этих значений в свой статье, посвященной данному понятию2:
(1) Чистота тела: «…Пусть же будет твой лагерь свят קדוש (т.е. “чист”)…» («Дварим», 23:15, см. там).
(2) Очищение в воде, в традиции – погружение [в водоем, предназначенный для ритуального очищения]: «…она же от нечистоты своей омывалась מתקדשת…» («Шмуэль II», 11:4).
(3) Отдаление от всего, что способно осквернить: «…и освящайтесь והתקדשתם, и будьте святы ,קדושים ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших никаким гадом, ползающим по земле» («Ваикра», 11:44).
(4) Предназначение, отличение, подготовка к достижению возвышенных целей или совершению важных поступков: «…подготовь קדש народ…» («Йеѓошуа», 7:13), «…прежде, чем ты вышел из утробы, Я предназначил тебя ...הקדשתיך» («Ирмеяѓу», 1:5).
(5) Воздержание – полное или частичное – от всего того, что само по себе является разрешенным, как в случае с обетом; и человек, давший обет, назван קדוש, «святой» (см. «Бемидбар», 6:8). В Талмуде сказано: «Освящай קדש себя (т.е. “воздержись”) и в том, что тебе разрешено» (Вавилонский Талмуд, трактат «Йевамот», 20а).
(6) Освящение Имени [Творца], мученичество ради освящения Имени Господа (да будет Он благословен!): «И не бесчестите Святого Имени Моего, чтобы освятился Я ונתקדשתי среди сынов Израиля…» («Ваикра», 22:32).
(7) Отделение и обособление от чего-либо: «…Огради гору и освяти ее וקידשתו (т.е. “отдели”)» («Шмот», 19:23). Слово קדושה является синонимом к ( ,הפרשה«выделение, отделение») и (,הבדלה «различение»).
Существует множество повелений с использованием этого слова: «Освящайте же себя והתקדשתם и будьте святы קדושים» («Ваикра», 20:7), «И людьми святыми קדש будете Мне…» («Шмот», 22:30), но во главе всего: «…Святы קדושים будьте, ибо свят קדוש Я, Господь, Бог ваш» («Ваикра», 19:2).
Таково истолкование р. Авраама Хена.
Далее он пишет о том, что рассматриваемый нами стих отличается от прочих заповедей. Все остальные названные им повеления («очиститься», «подготовиться» или «освятить Имя Творца») встречаются в каком-то определенном контексте, в связи с той или иной заповедью, которая тут же следует: «И людьми святыми קודש будете мне – и мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте…» («Шмот», 22:30); «…копай ею [лопаткой] и закрой свои испражнения. <…> …пусть же будет твой лагерь свят קדוש» («Дварим», 23:14, 15). Однако наш стих «…святы קדושים будьте…» стоит обособленно и не связан ни с каким иным конкретным повелением. Следовательно, вопрос о значении этих слов нуждается в пояснении.
Согласно Рамбаму, этот стих является не специфическим указанием к совершению (или воздержанию от) того или иного конкретного действия, а предписанием, носящим общий характер – призывом соблюдать все заповеди Торы и остерегаться всего запрещенного. В своем перечне заповедей «Сефер ѓа-мицвот» (правило 4) он пишет следующее:
Повеления универсального характера к числу заповедей не относятся.
В Торе встречаются повеления и запреты, которые хотя и не относятся к какому-либо конкретному действию, тем не менее включают в себя все прочие заповеди, как если бы было сказано: «Делай все то, о чем Я заповедал тебе делать, и опасайся совершать то, от чего Я предостерег тебя»; или: «Не преступай ничего из того, о чем Мною было тебе заповедано».
Нет нужды рассматривать данное повеление как самостоятельную заповедь, поскольку Бог не приказывает совершать какие-либо [подготовительные] действия перед исполнением заповеди, равно как и не предостерегает от совершения действий для создания ситуации, в которой появлялся бы запрет. И об этом же было сказано: «Остерегайтесь нарушить все, что Я сказал вам…» («Шмот», 23:13), «…и Мои уставы соблюдайте…», «Мои законы исполняйте…» («Ваикра», 18:4), «Соблюдайте же предостережение Мое…» (там же, 18:30). И есть много подобных примеров.
Некоторые, игнорируя этот принцип, допустили ошибку, отнеся повеление «святы будьте» к числу предписывающих заповедей. И не ведали они, что выражения вроде: «…Святы будьте…», или же: «Освящайте же себяוהתקדשתם и будьте святы קדושים…» («Ваикра», 20:7), являются призывами общего характера, побуждающими к исполнению всей Торы. Иными словами они призывают к святости при исполнении действий, предписанных Творцом, и предостерегают от нарушения Его запретов.
В мидраше «Сифра» выражение «…Святы будьте…» понимается как «отделенными будьте». Иными словами: избегайте совершать скверные поступки, от которых Я вас предостерег.
<…> А мидраш «Сифрей» констатирует, что оборот: «…и [чтобы] были святы ...קדושים» («Бемидбар», 15:40), указывает на святость заповедей.
(В отношении этого стиха все комментаторы – даже те, кто подвергает критике «Сефер ѓа-мицвот» – согласны с Рамбамом.)
Однако Раши рассматривает выражение «…Святы будьте…» в соответствии с контекстом и старается согласовать его с тем, о чем говорилось ранее.
«…Святы будьте…» – сторонитесь запретных связей [перечисленных в предыдущем разделе] и греха. Ибо везде [в Торе], где находишь [повеление] оградить себя от запретных связей, находишь также упоминание о святости3. «Блудницу и обесчещенную нельзя им брать в жены. <…> Я – Господь, освящающий вас» («Ваикра», 21:7, 8), «И нельзя ему бесчестить потомства своего в народе своем, ибо Я, Господь, освящаю его» (там же, 21:15).
Эту точку зрения разрабатывает автор комментария «Беэр Ицхак»:
Согласно Раши, это выражение не является преамбулой к последующему разделу. Святость, согласно определению наших мудрецов, это не что иное, как ограждение от плотского вожделения. А к заповедям, которые упомянуты ниже (имеются в виду заповеди раздела «Кдошим», от стиха 19:3 до 19:37, т.е. до конца главы), понятие «святость» не относится. Следовательно, мы вынуждены заключить, что этот стих имеет касательство к предшествующему разделу, который был посвящен запретным связям; вслед за ним начинается изложение других заповедей. И поэтому Господь (да будет Он благословен!) повелел учителю нашему Моше (мир ему!), чтобы тот, остерегши Израиль от запретных связей в предыдущем разделе (см. заключительный фрагмент «Ахарей мот»), прежде чем приступить к изложению остальных заповедей нового («Кдошим»), еще раз намекнул с помощью этого стиха (19:2) на запреты, упомянутые ранее.
Это было сделано с целью продемонстрировать евреям всю строгость данного предостережения (о запретных связях) и показать, что оно по сути своей лежит в основе всей Торы. Ведь если нет святости, то все остальные заповеди обессмысливаются! Поэтому упоминание о святости предшествует изложению заповедей. Тем самым снимается вопрос о появлении стиха в начале этого, а не в заключение предыдущего раздела; и причина этого совершенно очевидна.
В соответствии с этим толкованием «грех», о котором пишет Раши, является грехом запретных связей, о которых говорилось в предыдущем разделе. Так же понимает слова Раши составитель комментария «Сифтей хахамим».
Однако Рамбан возражает против такого толкования, согласно которому требование «святы будьте» сводится лишь к ограниченной области законов. В отличие от Раши, он не считает, что это повеление связано с какими-то специфическими запретами. Соглашаясь с Рамбамом (в своем комментарии к «Сефер ѓа-мицвот») в отношении характера этого стиха, он понимает высказывание из «Сифра»: «“…Святы будьте…” – отделенными будьте», так: «Иначе говоря: избавьтесь от всех безобразных качеств, от проявления которых Я заставляю вас воздерживаться». Однако в собственном комментарии к Торе он расширяет смысловое поле термина «отделенность».
Следующий комментарий Рамбана, который можно спроецировать на различные сферы нашей жизни, заслуживает самого пристального рассмотрения. В силу его немаловажного значения мы приводим его почти без сокращений, несмотря на его пространность. Процитировав Раши, далее он пишет:
«…Святы будьте…». <…> Однако в «Торат коѓаним» я встречал просто «отделенными פרושים будьте» [«отделенность» следует понимать не узко, как воздержание от запретных связей, а более широко]. И подобным образом училось там же [в «Торат коѓаним»]: «“…освящайтесь והתקדשתם и будьте святы ,קדושים ибо Я свят ...קדוש”» («Ваикра», 11:44), – как Я свят, так и вы будьте святы; как Я отделен, так и вы будьте отделенными».
Согласно моему мнению, здесь слово «отделенность» – вопреки утверждению Раши – означает не [только] ограждение от запретных связей, а скорее ассоциируется с той «отделенностью», о которой неоднократно упоминается в Талмуде, а обладатели подобного качества именуются «прушим»4.
Дело в том, что Тора, возбраняя запретные связи и [запретные] виды пищи, одновременно разрешает половую связь мужа с женой, а также есть [кашерное] мясо и [пить] вино. Таким образом может статься, что человек, одолеваемый плотским вожделением, начнет предаваться неумеренным сношениям со своей женой (или с несколькими женами), «опиваться вином» и «обжираться мясом»5. И будет без удержу изрыгать всяческие непристойности потому лишь, что этот запрет не записан в Законе. Получается, что человек может стать негодяем с разрешения Торы!
Таким образом Рамбан знакомит нас с очень важным принципом. Наряду с большим количеством предписаний и норм, открыто изложенных в Торе и Талмуде, существуют такие запреты, которые хотя и не записаны в самом тексте, но, тем не менее, включены в повеления общего характера. Безусловно, их соблюдение является обязательным. Поэтому если кого-либо изобличают в недозволительном поведении, в качестве оправдания он не может прибегнуть к постоянной отговорке: «А где в Торе изложен этот запрет? Ничего подобного в ней не написано!» Согласно Рамбану, такой человек называется «негодяем с разрешения Торы». Именно к нему относится рассматриваемый нами стих, содержащий – наряду с прочими записанными действиями и запретами – повеление общего характера: «святы будьте». Рамбан продолжает:
Поэтому этот стих появляется лишь после изложения абсолютных запретов. Теперь дается повеление общего характера – ограничивать себя даже в том, что является разрешенным: реже совершать половые соития, <…> только ради исполнения заповеди и поддержания рода; освящать себя, потребляя вино в небольших количествах, и подобно этому Писание именует назира «святым». И помнить о злоключениях, описанных Торой, происшедших с Ноахом и Лотом, которые оно [вино] повлекло за собой.
<…> Также следует оберегать свой язык и свои уста, не оскверняя их бранью и непомерным обжорством, о чем сказано в Писании: «…и каждые уста сквернословят…» («Йешаяѓу», 9:16). И надлежит освящать себя во всем этом до тех пор, пока не будет обретена «отделенность»…
Таким образом рассматриваемый нами стих имеет целью добавить к общему правилу все те законы, которые не высказаны прямо. Далее по тексту Рамбан обнаруживает еще одно выражение, которое, перекликаясь с нашим стихом, содержит еще одно нейтральное повеление общего характера. На первый взгляд оно также ничего не прибавляет к тем заповедям, которые уже были перечислены ранее. Вот этот стих: «И поступай справедливо и хорошо…» («Дварим», 6:18).
Такова стезя Торы – то перечислять, то обобщать. Ибо после запретов частного характера, относящихся к сфере разнообразных человеческих дел – «не воруй», «не грабь», «не обижайте», и прочих предостережений – появляется общее правило: «И поступай справедливо и хорошо…». К числу предписывающих заповедей также относятся справедливость, стремление к компромиссу и поведение выше буквы закона во благо ближнего6…
Итак, рассмотренный нами стих – «…Святы будьте…» –выдвигает дополнительное требование ко всем заповедям частного характера, записанным в Торе. Это требование быть «отделенным», проявлять воздержанность в персональном поведении, требование нравственной чистоты. И в то же время другая заповедь – «И поступай справедливо и хорошо…» – дополняет заповеди Торы общим требованием, относящимся к поведению человека в социальной сфере.
Подведем итог. Согласно Раши, наш стих относится к предшествующему разделу, а святость – к узкой сфере специфических законов. Ограждение от запретных связей является фундаментом всей нашей жизни, и если святость не превалирует в ней, то в жизни отдельного человека – тем более.
Согласно Рамбану, наш стих является вступлением к новому разделу. Святость должна пронизывать все человеческие действия, а смысл этого понятия аналогичен талмудическому высказыванию: «Освящай себя и в том, что тебе разрешено» («Йевамот», 20а).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
(1) Р. Йонатан Эйбешюц, «Тиферет Йонатан» (разд. «Кдошим»):
В толковании к разделу «Кдошим» Рамбан процитировал [Талмуд]: «Освящай себя и в том, что тебе разрешено». Однако, как я уже объяснил, весьма сомнительно, чтобы этот призыв к большему устрожению вытекал из текста Торы. Ибо уже писал Иосифон бен Гурион7 в своей книге, составленной для граждан римского государства, о том, что в эпоху Второго Храма некоторые люди обитали уединенно, в чащобах, совершенно ничем не питаясь, кроме лесных ягод, поскольку были они отшельниками, избегающими всяческих мирских занятий. Однако же мудрецы-фарисеи (см. прим. 4) вовсе не одобряли такой образ жизни. Ведь тот, кто следует за Господом, силясь обрести совершенство, и слова и дела его должны быть угодны и Богу, и людям; не должен он отвергать ни естественный порядок освоения мира, ни человеческое сообщество, ни нормы правления. Но если бы всех угораздило стать подобными отшельниками, то не было бы ни естественного порядка, ни норм правления; человеческое сообщество было бы разрушено, а преемственная связь в народе прервана.
В этом и заключен смысл сентенции мудрецов: «Хорошо [сочетать] изучение Торы с [каким-либо] ремеслом». Любая «отделенность», которую человек решит принять на себя, должна быть таковой, чтобы при возможности ее смог бы принять и весь народ. Но «отделенность», которую способны вынести лишь единицы, а не весь народ в целом, противоречит подлинному совершенству; к подобной практике мудрецы Израиля относились неодобрительно. Таково значение мидраша: «…этот раздел был провозглашен во всеуслышание [в присутствии всей Общины]». Иными словами, святость, которая обусловлена ограничениями в разрешенном, должна отвечать возможностям остальных членов Общины.
(а) Каким образом р. Эйбешюц ограничивает значение термина «отделенность», и что, согласно его мнению, является признаком подлинной святости? В чем он расходится с Рамбаном относительно значения термина «святость»?
(б) Чем отличается интерпретация р. Эйбешюца относительно понимания термина «Община» от толкований других комментаторов, приведенных в первой статье к разделу «Кдошим»?
(в) Кем были «отшельники», упомянутые в книге Иосифона, с идеями которых не были согласны «мудрецы-фарисеи»?
(2) Сравните два комментария Раши: к рассмотренному нами стиху («Ваикра», 19:2) и к стиху «Освящайте же себя и будьте святы…» («Ваикра», 20:7).
«Освящайте же себя…» – это отстранение [«отделенность»] от идолопоклонства.
Что побудило Раши прокомментировать стих 19:2 не так, как приведенный выше стих 20:7?
(3) Сравните с двумя упомянутыми выше комментариями Раши следующие его слова из «Ваикра»:
«Ибо Я – Господь, Бог ваш…» (11:44). Так же как Я – свят, «ибо Я – Господь, Бог ваш», так и вы: «Освящайте же себя…» – освятите себя в дольних [мирах].
«…И будьте святы…» – предо Мною, поскольку Я освящу вас в горних [мирах] и для мира Грядущего.
Что заставило Раши в последнем случае интерпретировать «святость» не так, как в нашем стихе, а иначе? См. также стихи 11:41-43 и комментарий Раши к ним.
Примечания
1 Например, глаголы קידש в форме интенсивного наклонения פיעל, התקדש в возвратной форме התפעל, נקדש в страдательной форме נפעל.
2 Р. Авраам Хен, «Малхут ѓа-яѓадут», т. 2, статья «Святость», стр. 314-319 (в издании на иврите), Мосад ѓа-рав Кук, Иерусалим 5719 (1959).
3 Так же считает автор комментария «Ор ѓа-хаим»:
Какова роль этой заповеди? По-видимому, Писание добавляет повелительную заповедь к законам об отношениях между полами, которые были ограничены запретами в предыдущем разделе. После того, как к ним добавлена предписывающая заповедь, нарушая их, человек будет преступать также и повеление.
4 Слово «фарисеи» («прушим») не имеет отрицательных коннотаций. Оно является фонетически искаженным аналогом древнееврейского פרושים («отделенные», «благочестивые», «набожные», «праведные»). Пользовавшееся широкой популярностью среди народных масс, фарисейское движение сформировалось во времена Второго Храма в борьбе против секты саддукеев, контролировавших храмовый ритуал. Поскольку идейно-политическая борьба между саддукеями и фарисеями завершилась победой последних, фарисейская концепция определила дальнейшее развитие иудаизма. (Прим. переводчика.)
5 Аллюзия на книгу «Мишлей» (23:20).
6 Разрабатывая эту идею в комментарии к стиху «И поступай справедливо и хорошо в глазах Господа…» («Дварим», 6:18), Рамбан пишет:
<…> Сначала было сказано о том, что следует соблюдать «уставы Его» и «свидетельства Его… которые повелел Он тебе». Теперь же (в этом стихе) говорится: даже если тебе это не было велено, тем не менее постарайся поступать справедливо и хорошо в глазах Бога. Ибо Он любит добро и справедливость. И это важный принцип, потому что Тора не может охватить все нюансы во взаимоотношениях человека с соседями и ближними, в общественной или социальной сфере. Однако после упоминания некоторых из них, например: «не ходи сплетником [в народе твоем]», «не мсти», «не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего», «перед сединой вставай», и т.п., еще раз повторено – в общем, – что следует поступать «справедливо и хорошо», стараться достичь компромисса и вести себя выше буквы закона.
7 Иосиф Флавий (37 – после 100), др. - евр. историк. Изменил восставшим и сдался врагам во время Иудейской войны против Рима. (Прим. переводчика.)