К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"Книга Бытие / Недельный раздел Микец
Для чего Йосеф притворился чужим своим братьям? (Бытие гл. 42-44)
42:8 И УЗНАЛ ЙОСЕФ БРАТЬЕВ СВОИХ, НО ТЕ ЕГО НЕ УЗНАЛИ. : 42:9 И ВСПОМНИЛ ЙОСЕФ СНЫ, КОТОРЫЕ СНИЛИСЬ ЕМУ О НИХ, И СКАЗАЛ ИМ: "ВЫ - СОГЛЯ- ДАТАИ, ВЫСМОТРЕТЬ НАГОТУ ЭТОЙ СТРАНЫ ВЫ ПРИШЛИ!" . :
Почему Йосеф сделал так? Для чего он устроил весь этот спектакль? Все комментаторы задают эти вопросы - которые в наиболее четкой форме формулирует Абарбанель:Для чего Йосеф притворился чужим своим братьям и говорил ними сурово? Ведь это же было с его стороны настоящим преступлением - то, что он так долго помнил зло и стремился отомстить! Если его братья замышляли против него злое - Бог перевернул их замысел на добро (Брейшит 50:20), так за что же было Йосефу мстить своим братьям по прошествии двадцати лет?!"Мудрецы народов мира" - у многих из которых ненависть к народу Израиля заслоняет научную объективность - вплоть до последнего времени использовали этот рассказ Торы для того, чтобы доказывать превосходство их религии над нашей. Вот, мол, яркий пример поведения личностей "Ветхого завета": Йосеф не прощает собственным братьям, причинивших ему зло, злопамятствует и мстит им, издеваясь над ними, и гнев его стихает только тогда, когда он видит их дрожащими от страха, беспомощно барахтающимися в расставленных им сетях...
Однако не только "ученые" такого рода подозревают Йосефа в злых намерениях. Его собственные братья, чувствуя, что поистине достойны наказания, после смерти их отца, Яакова, выражают сходные настроения:
50:15 МОЖЕТ, ВОЗНЕНАВИДИТ НАС ЙОСЕФ И ВОЗДАСТ НАМ ЗА ВСЕ . : ЗЛО, КОТОРОЕ МЫ ЕМУ ПРИЧИНИЛИ
Но что им ответил их брат?
50:19-21 НЕ БОЙТЕСЬ - РАЗВЕ Я ВМЕС- ТО БОГА? ХОТЬ ВЫ ЗАМЫШЛЯЛИ : ПРОТИВ МЕНЯ ЗЛО - БОГ ПЕРЕ ВЕРНУЛ ВАШ ЗАМЫСЕЛ НА ДОБ- ... РО...ТАК ТЕПЕРЬ НЕ БОЙТЕСЬ! :
Разве из этих слов не ясно, что отнюдь не желание отомстить руководило им в его поступках? Тот, кто не один раз отходит от тех, над которыми он якобы издевается, чтобы скрыть слезы, сдержать которые он не в силах (42:24, 43:30), никак не выглядит садистом, наслаждающимся видом собственных братьев, попавших в беду, охваченных страхом перед смертью или обращением в рабство.
И также, если мы просто внимательно и непредубежденно прочитали текст Торы, мы не увидим ничего, что характеризовало бы Йосефа как злопамятного и мстительного. Хотя Тора ни слова не говорит о причине его поведения с братьями, тем не менее, в ней достаточно намеков на ход его мыслей, на состояние его души в тот момент, когда он начал свою "игру" с братьями. Не сказано: "И вспомнил Йосеф то, что они сделали ему", или: "Как они бросили его в яму", или: "Как он умолял их, но они не слышали". Что же вспомнил Йосеф?
42:9 СНЫ, КОТОРЫЕ ОН ВИДЕЛ О НИХ.
Отсюда - точка зрения Рамбана и некоторых других комментаторов (за которыми в наше время последовал Т.Манн в своем монументальном романе "Иосиф и его братья"), согласно которой мотивом поведения Йосефа было его сознание, что Всевышний избрал его для того, чтобы он стал главой дома своего отца, заботящимся о его пропитаниии об удовлетворении всех его нужд, - как ему было предсказано в снах, которые он видел еще находясь у отца. Йосеф считал, что он не имеет права избрать себе иной жизненный путь, что его долг - осуществить предназначение, показанное ему во сне:
37:7 И ВОТ ПОДНЯЛСЯ МОЙ СНОП И СТАЛ ПРЯМО, И ВОТ ОКРУЖИЛИ ЕГО ВАШИ СНОПЫ И ПОКЛО НИЛИСЬ МОЕМУ СНОПУ. :
Вот что пишет Рамбан:Писание говорит, что Йосеф, увидев, как братья кланяются ему, вспомнил все свои сны, которые видел о них, и понял, что пока еще ни один из них не осуществился. Потому что, согласно смыслу первого из снов, Йосефу должны были поклониться сразу все его братья, как следует из слов: "И вот мы вяжем снопы" - "мы", то есть все братья. И также во втором сне Йосеф увидел, как солнце и луна, и одиннадцать звезд кланяются ему. Поэтому, не увидев с братьями Биньямина, Йосеф придумал способ заставить их привести в Египет также Биньямина, чтобы осуществить предсказанное первым сном, - а именно, обвинил братьев в том, что они соглядатаи. Потому-то Йосеф и не захотел сказать своим братьям: "Я - Йосеф, брат ваш; поторопитесь, идите к отцу моему" и послать с ними повозки уже при первой встрече - как он сделал потом (45:21). Ведь без сомнения, если бы он так поступил, Яаков явился бы в Египет немедленно. Однако лишь после того, как все его братья собрались у Йосефа и таким образом исполнился первый сон, Йосеф сделал так, чтобы сбылся также второй сон.Разумеется, Рамбан не хочет сказать, будто Йосеф мечтал об исполнении своих снов ради достижения власти над своими братьями. Намерением Йосефа было одно: исполнить свое предназначение, поддержать семью своего отца в трудное время, обеспечить их пропитанием во время голода.
Если не объяснять таким образом поведение Йосефа [то есть, если не предполагать, что Йосеф считал, себя обязанным осуществить план, предписанный ему Всевышним], то тогда он оказывается великим грешником, причиняющим напрасные страдания своему отцу, скорбящему о потере и Йосефа, и Шимона.
Даже если предположить, что у Йосефа было намерение слегка помучить своих братьев, то разве он не простил бы их ради седины своего отца? Однако в действительности он сделал все правильно и в нужное время, чтобы осуществить свои сны, - потому что знал, что они непременно исполнятся. Потому что иначе совершенно непонятно: после того, как Йосеф пробыл в Египте долгое время и стал управляющим домом одного из виднейших министров страны, почему он не послал хотя бы одно письмо к своему отцу, чтобы известить его о том, что он жив и чтобы утешить его? Ведь Египет отделяют от Хеврона всего шесть дней пути! Но и если бы между ними было расстояние в целый год пути, все равно следовало бы известить Яакова из почтения к отцу!
То, что Йосеф видел во сне - что все его братья, Яаков и вместе с ним все его дети кланяются ему, - не могло стать реальностью в стране, где они жили. Поэтому Йосеф надеялся, что это предсказание исполнится в Египте - там, где он достиг столь колоссальных успехов, - и в особенности после того, как узнал про сон фараона о голоде: тогда ему стало ясно, что отец и все его братья придут к нему и тогда сбудутся все его сны.
Тем не менее, более поздние комментаторы подвергли точку зрения Рамбана резкой критике. Один из них, Раби Ицхак Арама, пишет:Я изумляюсь тому, что пишет Рамбан, благословенной памяти, будто бы Йосеф делал все это ради того, чтобы сны его реализовались. Какая польза ему от того, что сны его исполнятся? А если даже предположить, что он действительно получил какую-то пользу от этого, все же не следовало ему грешить против своего отца.
Что же касается снов, то Тот, Кто посылает сны, осуществляет и их истолкование. Насколько глуп человек, который постарается осуществить свои сны - ведь если они исполняются, это происходит совершенно независимо от того, кому они приснились!
Все же, безусловно, мы не можем принять последние слова автора "Акедат Ицхак", как и правило "Тот, Кто посылает сны, осуществляет и их истолкование". Ведь, например, Гидон, слыша как мидьянитянин рассказывает приснившийся ему сон (Шофтим 7:1314) и не сказал: "Тот, Кто посылает сны, осуществляет и их истолкование", но "зажал свою душу в кулак" и вместе со своими сподвижниками бросился в бой - и осуществил "истолкование" сна мидьянитянина.
И так же, зная предсказание пророка Ирмеяhу, что по истечении семидесяти лет вавилонского изгнания Всевышний вернет изгнанников на родину, те не сказали: "Тот, Кто дает пророчество, заботится и об его осуществлении", но еще раньше, чем истекли эти семьдесят лет, поднялись Зерубавель, Йеhошуа бен Йеhоцадок и главы родов - всего 42360 человек - и вернулись в Страну Израиля (Эзра 2:64), чтобы осуществить это пророчество.
Однако вместе с тем слова Рамбана вызывают сомнение по иной причине: неужели Йосеф был не в состоянии достичь исполнения своих снов иным путем, не причиняя переживаний своим братьям, и своему отцу? Правда, допуская возможность этого вопроса, сам Рамбан высказывает еще одно мнение - и именно его развивают последующие комментаторы. Дело в том, что ведь на десяти сыновьях Яакова действительно лежала тяжкая вина. Возможно ли было объединение всего потомства Яакова в Дом Израиля без того, чтобы было искуплено то зло, которое они причинили своего родному брату. Конечно, можно сослаться на талмудическое изречение, что "врата раскаяния никогда не запираются", и сказать: пусть братья Йосефа раскаются в содеянном и им простится! Однако вспомним, что такое настоящее раскаяние. Вот как определяет его Рамбам на основе того, что сказано в Талмуде (Йома 86б):
Мишнэ Тора, Законы о тшуве 2:1:Что является критерием настоящего раскаяния? Если человек снова попадает в такую же ситуацию, в которой согрешил, и опять есть у него возможность совершить тот же грех, однако он сдерживает себя и не совершает его не потому, что боится чего-то или у него не хватает сил для этого, но лишь потому, что раскаялся в прошлом.
Например: если он в прошлом согрешил с женщиной и спустя какое-то время снова оказался наедине с ней - испытывая к ней ту же любовь, будучи телесно столь же сильным, как раньше, и там же, где и в прошлый раз, - однако сдержал себя и ушел от греха, это свидетельствует о том, что его раскаяние было истинным.
То есть: для того, чтобы выяснилось, что человек действительно в состоянии устоять перед испытанием, необходимо, чтобы он снова очутился точно в тех же обстоятельствах, при которых в прошлом совершил грех. Однако разве возможно повернуть колесо времени вспять?
Если теперь братья Йосефа проявят к нему все дружелюбие, все братские чувства, всю любовь, разве это - раскаяние? Разве достаточно, что они теперь не причиняют ему никакого зла - теперь, когда он первый человек в стране после фараона, когда он в полном смысле слова кормит их, обеспечивает их пропитанием во время голода? Разве теперь их останавливают только причины вроде названных Рамбамом - страх перед чем-либо или телесная слабость? Как может их проверить Йосеф? И как может он дать им возможность проявить настоящее раскаяние?
"Однако в действительности он сделал все правильно и в нужное время", - как говорит Рамбан.
Йосеф должен был поставить заменяющего его теперь Биньямина - подобно ему, сыну Рахели, любимца отца, выделенного им из всех братьев, - в исключительно трудное положение. Больше того: проверка заключается не только в том, отрекутся ли они от Биньямина и оставят его в беде - что они, десять братьев, в состоянии сделать против мощи египетской империи, силой отбирающей у них брата? Проверка в том, скажут ли они: "Мы, мол, ничего не могли поделать, мы не виноваты, его забрали у нас невзирая на все наши мольбы"? Если же они будут вести себя иначе, если они откажутся возвращаться к отцу без Биньямина, сына Рахели, и их решение будет непоколебимо, если будут готовы на самопожертвование ради своего младшего брата (как это выразил позже Йеhуда - см. 44:33) - вот тогда можно будет сказать, что их раскаяние истинно, и тогда Йосеф прекратит "спектакль" и откроется своим братьям.
Как Йосеф приведет своих братьев к этой цели, мы расскажем в следующей главе.
Продолжение