МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению "Предисловия и примечания к изданию Торы с комментарием Сончино"

Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит

Раздел Д
Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе



Истории о Потопе многочисленны. Они встречаются в преданиях едва ли не всех народов мира. Однако для тех, кто учит Тору, они не представляют большого интереса, как впрочем и для тех, кто просто однажды познакомился с текстом Торы. Однако с научной точки зрения интересно было бы сравнить описание Потопа в вавилонской литературе с его описанием в Торе.

   Вавилонский эпос повествует: собрание божеств решает наслать на землю потоп. Одно из божеств, Эа, хочет спасти Утнапиштима - своего друга на земле, которого эпос называет "обладающий величайшей мудростью". Эа предупреждает его о надвигающейся опасности и велит построить корабль. Эа также советует Утнапиштиму, как именно он должен отвечать своим современникам, которые будут расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, чтобы те ни о чем не догадались. (Мидраш рассказывает о том, что Ноах отвечал всем, кто обращался к нему с вопросами, что будет потоп и что избежать его можно, только оставив дурные дела). Когда корабль готов, Утнапиштим грузит на него свое имущество, семью, животных, - как диких, так и домашних. Затем он сам входит в корабль и закрывает за собой дверь. Шторм бушует шесть дней и ночей, пока не уничтожает все человечество, и "даже божества дрожат от страха как собаки". На седьмой день герой эпоса посылает голубя, который благополучно возвращается к нему. Затем он посылает ворона, и тот уже не возвращается. Тогда Утнапиштим выпускает из корабля всех животных, покидает корабль сам и совершает жертвоприношения. "Божества слетаются как мухи на запах принесенных жертв" и начинают ссориться между собой. Ссора прекращается, когда Утнапиштим получает благословение и его принимают в сонм божеств.

   Внешнее сходство с повествованием Торы очевидно. Упомянем лишь основные детали: в обоих текстах речь идет об уничтожении всего человечества, о спасении одного человека с семьей, о том, что он берет с собой в корабль животных, ожидает конца потопа, посылает птиц на разведку, а, выйдя из корабля, приносит жертвы.

   Однако гораздо большее значение имеют те отличия, которые при беглом знакомстве ускользают от внимания. Вавилонский эпос не основывается на каких-либо морально-этических нормах. Все происходящее - результат прихоти или игры божеств. Возведение случайности в принцип немедленно превращается в проповедь бессмысленности, грубого эгоизма и жестокости.

   Тора раскрывает перед нами пути управления мира Творцом, преследующим определенные цели, которые по сути сводятся к одному: дать благо человеку. Только потому, что сам человек извращает пути свои на земле, "наполняет" ее грабежом, насилием и развратом, Всевышний приводит Потоп, из которого человечество должно извлечь урок, что ничто не происходит случайно. Всевышний управляет миром постоянно, и Он никогда не допустит, чтобы общество, которое отвергает справедливость и милость, существовало долго. Тут же, хотя и в скрытой форме, поднимается вопрос о соотношении индивидуума и общества: ответственность за состояние общества разделяют все, кто вольно или невольно принял его нормы и не выразил в той или иной форме своего протеста. Ноах, оставаясь праведником, ведет непримиримую борьбу со злом; рискуя быть убитым, он идет против всего общества. И Всевышний, заключив с ним союз (еще до Потопа), берет его под Свою непосредственную защиту. Ноах спасается не по причине каприза божества и не потому, что он "обладает величайшей мудростью" (которая сама по себе не исключает возможности творить зло и приносить горе другим), а потому, что он человек праведный, т.е. стремящийся к добру и, уж по крайней мере, не причиняющий зла другим. Всевышний спасает Ноаха не для того, чтобы, избавившись от злодеев, тот мог бы вечно блаженствовать, а для того, чтобы он и его дети стали фундаментом нового человечества.

   Непревзойденную нравоучительную силу, заложенную в рассказе о Потопе, признают даже те, кто враждебно относится к Торе: "Рассказ о Потопе, приводимый Торой, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Торой, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведенный в ней" (А. Джеремиас).

   Специалисты-ассирологи утверждают, что сказание о Потопе в его вавилонском варианте было записано на глиняных табличках в сокращенном варианте примерно во времена Авраhама. Оно должно было быть известно как жителям Кнаана, так и сыновьям Яакова, жившим среди них, а позднее - и жителям Египта. Но то, что праотцы, освященные Божественным Присутствием, рассказывали своим детям, а те передавали из поколения в поколение, было лишено даже малейшего привкуса языческих мифов. Их рассказ стал вечным свидетельством абсолютной справедливости Всевышнего. "Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало еще более ясным и отчетливым. Со своей же стороны, Тора перечеркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до нее: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение" (Гункель).
Продолжение