К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел Вайера

Опять про жертвоприношение Ицхака

Леви Китросски

Опять про жертвоприношение Ицхака? Да сколько можно ж?!

Да, действительно. Сначала, почему приходится возвращаться к старым темам. Дело в том, что кое-что постоянно меняется. Во-первых, меняется мода – сначала Мидраш, потом Раши, потом мистическое толкование, потом обратно, появляется интерес к простому смыслу. Сейчас, например, в Израиле именно такой период. Но даже и в рамках простого смысла мода меняется, как выразился Рашбам: «Простой смысл обновляется каждый день». Почему же он меняется? Рассмотрим это на примере драматической главы 24 из книги Бытия.

В Библии иногда упоминается приношение в жертву детей, особенно в критических ситуациях. Поэтому первоначальный первичный смысл был, видимо, в том, что Авраам проявил себя не хуже других, а даже лучше – не было никакой экстраординарной ситуации, а сын был поздний, единственный и особенно любимый.

Позднее на первый план вышло особое свойство Авраама - добро, поэтому испытание стало трактоваться как необходимость пойти против этого свойства. Другие говорят, что все дело было в том, что Авраам будто бы всю жизнь боролся с человеческими жертвоприношениями, а тут вынужден был пойти на это.

Все эти ситуации разрешаются в тот момент, когда оказывается, что достаточно готовности к жертве, а сама жертва не нужна.

Следующий гипермодернистский подход говорит, что дело вовсе не заканчивается с отказом от жертвы. Ведь главный вопрос – как может Всевышний вообще потребовать от человека совершить аморальный поступок? Ведь Он должен быть воплощением морали!

И здесь мы рассмотрим, какова, собственно, связь морали и Бога? Мы не можем сказать, что связи нет, но не можем и сказать, что Бог подчинен морали. Так как же? Из обсуждаемой истории мы видим следующее. Поскольку весь Мир возник по желанию Творца, все его части – сотворены. Тогда и мораль – объект сотворенный, и подчиненный Богу. Но мы все-таки не хотим сказать, что Бог – всецело над моралью. Ведь что тогда станется с утверждениями пророков, что Бог – благ! Поэтому мы  говорим и усматриваем из диалога  с Авраамом, что Бог, хоть и сотворил мораль, но ограничил Себя в действиях с сотворенными существами рамками сотвореной морали. Именно это напоминает история – Бог мог бы встать над моралью и потребовать человека в жертву, но все-таки не сделал этого, чтобы показать, что так не делает. Вот гипермодернистское толкование Акеды.

Осталось только объяснить, почему непосредственный смысл Библии все время меняется. Это просто – меняемся мы сами, и то, что было хорошо  когда-то, становится недостаточным сейчас.