К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"
Комментарий к Торе
Недельный раздел Лех-лехаЛот и Авраhам
Лена Гальперина
В большинстве мест где в разделе Лех Леха говорится о Лоте, комментаторы характеризуют Лота с отрицательной стороны. Например
>12:4. И пошел Аврам, как говорил ему Господь, и пошел с ним Лот. А Авраму семьдесят лет и пять лет при выходе его из Харана.
Лот был просто попутчиком и никогда не разделял идеалов Авраама. (Сончино)
12:5. И также у Лота. который ходил с Аврамом, был мелкий и крупный скот и шатры.В чем причина того, что (Лот) владел всем этим? В его "хождении" с Аврамом. (Раши)
12:7. И был спор между пастухами стада Аврама и пастухами стада Лота, а кенаани и перизи тогда населяли землю.Потому что пастухи Лота были нечестивы...(Раши)
12:10. И поднял Лот свои глаза и увидел всю равнину Йардена, что вся она обводнена, - прежде чем истребил Господь Сдом и Амору, - как сад Господень, как земля Мицраима, до ЦоараА аллегорическое толкование видит в этом предосудительное: потому что они (жители тех мест) погрязли в разврате. Лот решил поселиться по соседству с ними [Берешит раба 41]. (Раши)
12:11. И избрал себе Лот всю равнину Йардена, и отправился Лот с востока; и отделились они друг от друга.Он отправился в путь, (отделившись) от Аврама, и пошел к западу от Аврама. Таким образом, он двигался с востока на запад. А аллегорическое толкование: он отдалился от Предвечного (Творца) мира, говоря: "Не нужен мне ни Аврам, ни его Б-г" [Берешит раба 41]. (Раши)
12:13. А люди Сдома злы.Однако это не помешало Лоту (поселиться там и) жить с ними. Отсюда наши мудрецы [Йома 38 б] выводят: "а имени нечестивых гнить" [Притчи 10, 7] (Раши)
В следующем недельном разделе когда говорится о спасении Лота из Сдома комментаторы также рисуют его отрицательным. Лот медлит уходить из Сдома, ему жалко имущества. Он боится идти к Аврааму потому что по сравнению с Авраамом он будет грешником, и вообще он был спасен только благодаря Аврааму, как пишет Раши " Ты грешил вместе с ними (Сдомом) , но благодаря Аврааму будешь спасен".
Однако когда мы читаем текст Торы, о Лоте говорится нейтрально. В большенстве мест в разделе Лех Леха Лот выступает пассивно. Он следует за Авраамом в Кнаан, спускается в Египет, и отделяется от него когда у пастухов возникает конфликт и Авраам предлагает разделиться. Он выбирает Сдом потому что это цветущая земля с источниками воды. То есть более пассивный и слабый. И конечно его нелья сравнивать с Авраамом и он сам это понимает и после спасения из Сдома боится поселиться с Авраамом.
Но несмотря на эти его качества, в истории с ангелами в Сдоме Лот настойчиво приглашает их к себе в дом и пытается противостоять напору сдомской толпы хотя он знает что это за люди и что для него это смертельно опасно.
Интересный взгляд на взаимоотношения Лота и Авраама у אור החיים הקדוש (Хаим бен Моше ибн Атар, 18 век). В начале раздела Б-г говорит Аврааму: 12:1. И сказал Господь Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую покажу тебе"
Важно, чтобы Авраам отделился от семьи своего отца и шел в землю один. Как же он берет с собой Лота, своего племянника? По мнению Ор Хаим хаКадош Лот "прилепился" к Аврааму, как сказано в 12:4 "и пошел с ним Лот", а Авраам хотя и понимал что он не выполнятет указание Б-га в полной мере, но не хотел оталкивать и обижать Лота. Но когда представился серьезный повод - спор между пастухами, Авраам отделяется. 12:14. И Господь сказал Авраму после того, как отделился Лот от него: Подними же глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад; 12:15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки. Ор Хаим хаКадош пишет что " сидел Б-г и ждал пока Авраам не отделится от Лота чтобы показать ему землю". Как сказал ему вначале "на землю, которую покажу тебе" и не показывал пока Авраам не выполнил полностью указания данное ему. Когда отделился от Лота, тогда и Б-г выполнил свое обещание и показал землю.