К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел "Реэ"

Первенцы скота

Н. Симонович

Противоречия в Торе

Сравнение отрывков о первенцах скота из книги Дварим и из книги Шмот

Противоречие с отрывком из книги Бемидбар

Различия в идеях

Противоречия в Торе

В главе Реэ перечисляются законы, которые Всевышний дает народу Израиля.

Как известно, книга Дварим имеет еще и другое название: "Мишнэ Тора" – Второзаконие, поскольку в ней Моше обращается к народу Израиля и пересказывает ему все, события происшедшие с народом по выходе из Египта, и снова повторяет все законы, которые Израиль получил от Бога.

Формулировки законов книги Дварим существенно отличаются от параллельных мест в других книгах Торы, а иногда и входит с ними в противоречие, поэтому перед комментатором встает задача согласования различий и гармонизации текста. Однако, различные комментаторы в разной степени считают себя обязанными гармонизировать текст. Те комментаторы, которые связывают текст Торы с галахой стремятся к согласованию противоречащих отрывков. Другие же комментаторы, такие как Рашбам или рав Йосеф Бхор Шор, рассматривают текст Письменной Торы отдельно от галахи и поэтому они не стремятся к гармонизации.

Библейская критика обратила внимание на противоречия между различными формулировками законов и на этой основе разработала теорию источников. В соответствии с теорией источников книга Дварим была написана в более поздний исторический период и отражает мировоззрение отличное от мировоззрения других книг Торы.  Большинство противоречий "выявленных" библейской критикой не является чем-то новым для иудаизма, поскольку и Талмуд и комментаторы Торы были с ними хорошо знакомы. Несмотря на это, широкое распространение идей библейской критики потребовало от религиозных исследователей заново обратиться к анализу противоречий, с тем, чтобы понять их философский смысл и назначение. Возникла потребность ответить на теологический вопрос: Зачем Тора сформулировала законы противоречивым образом?

Одной из попыток дать ответ на этот вопрос является подход рава. Мордехая Броера, так называемая "теория аспектов". В соответствии с идеей р. Броера, различные описания законов соответствуют различным идеям, которые несет Тора. В каждой из формулировок заключена своя идея, которая не может быть сформулирована с должной полнотой, если предоставить закон в конечном, сглаженном и гармонизированном виде.  А Устная Тора, анализируя различные формулировки и согласовывая идеи, заключенные в них, приводит закон к форме приемлемой для реализации в нашем мире, в соответствующих исторических условиях.

Сравнение отрывков о первенцах скота из книги Дварим и из книги Шмот

В нашей недельной главе (Дварим 15) мы читаем:

19. Всякого первородного мужского пола, что родится от крупного и мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему; не работай на первородном быке твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего. 20.  Пред Господом, Богом твоим, съедай его ежегодно на месте, которое изберет Господь, ты и семейство твое. 21.  Если же будет он с пороком: хромой или слепой, вообще с пороком дурным, то не приноси его в жертву Господу, Богу твоему, (22)  В твоих вратах можешь ты есть его; нечистый, как и чистый, как газель и как оленя. 23.  Только крови его не ешь: на землю выливай ее, как воду.

Другой отрывок, говорящий о законах первенцев мы читали в книге Шмот 13.

1.  И сказал Господь Моше, говоря: (2)  Посвяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие недра в среде сынов Израиля, от человека до скота: Мне они [...]

(11)  И когда введет тебя Господь в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, (12)  Отделяй Господу все, разверзающее недра; и все разверзающее из приплода скота, который будет у тебя, мужского пола, – Господу. (13)  Всякое же разверзающее из ослов выкупай агнцем; а если не выкупишь, то проруби ему затылок; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай.

(14) И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: "что это?", то скажи ему: "силою руки вывел нас Господь из Египта, из дома рабства. (15) И было, когда Паро ставил преграды в отпущении нас, умертвил Господь всякого первенца в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца скота: поэтому жертвую я Господу все, разверзающее недра, мужского пола, а всякого первенца сынов моих выкупаю. (16) И да будет это знаком на руке твоей и начертанием между глазами твоими, что силою руки вывел нас Господь из Египта".

В отрывке из книги Дварим идея принесения первенцев скота аналогична идее принесения первых плодов. Любыми достижениями в этом мире человек обязан Всевышнему, и в знак признания этого, он приносит первые плоды своих трудов в Храм, чтобы в символическом смысле разделить свою радость от плодов своего труда с Тем, кто управляет миром, и помогает ему добиться успехов. В соответствии с тем, что написано в этом отрывке – человек должен "съесть его перед Господом". Имеется в виду – мирная жертва, при которой мясо съедается хозяином и его гостями, и Бог символическим образом, как бы присоединяется к этой трапезе.

В отрывке из книги Шмот дается совершенно другое объяснение закона про первенцев. Причиной отделения первенцев является спасение евреев в Египте от казни первенцев. Отделение первенцев скота символизирует благодарность Всевышнему за спасение от казни. В отличие от отрывка в книге Дварим, в данном отрывке идет речь не только о первенцах кошерных животных, но и о первенцах животных некошеных, которые следует выкупить. С другой стороны в книге Шмот не определено подробно, что человек должен сделать с кошерным первенцем скота. Может быть, потому, что совместная трапеза, знаменующая радость от успехов в труде, в данном случае как-то не подходит к случаю.

При всем при том, нет сильных противоречий в законе, между двумя отрывками, и они легко могут быть совмещены в Галахе.

 

Противоречие с отрывком из книги Бемидбар

Но в книге Бемидбар 18 есть третий отрывок на ту же тему.

15. Всякое перворождение чрева какой-либо плоти, которое принесут Господу, из людей и из скота, да будет твоим; но ты должен выкупить первенца из людей, и перворожденное от скотины нечистой должно быть выкуплено. 16. А выкуп за это: в одномесячном возрасте выкупи его по оценке: пять серебряных шекелей, по шекелю священному, двадцать гэйр он. 17. Но за перворожденного из быков или за перворожденного из овец, или за перворожденного из коз выкупа не бери: святыня они; кровью их окропляй жертвенник, тук же их воскуришь, – возжигание в приятное благоухание Господу. 18. А мясо их будет для тебя, как грудина возношения и как правая голень, – тебе оно.

Вот тут мы уже встречаемся с серьезным противоречием. По сказанному в книге Дварим, первенцы должны быть принесены в жертву мирную, и съедены хозяевами в Иерусалиме, а по сказанному в Бемитбар, первенцы скота должны быть переданы священникам, т.е. запрещены для еды простому еврею.

Комментаторы объясняют нам, что, вообще говоря, отрывок из Дварим мы можем понять и в том смысле, что там говориться про священников. Но поскольку прямым текстом в книге Дварим это не сказано, возникает вопрос, зачем же нас путать, и создавать такое впечатление, что речь идет о хозяине скота?

Интересный пример согласования различных отрывков приведен в комментарии р. Ибн Эзры. Он пишет: "И отрицающие утверждают, что тут идет речь о разных первенцах, один первенец – преворожденный, а второй – это первенец стада, и нет смысла отвечать на пустые слова…" По видимому под "отрицающими" Ибн Эзра имеет в виду караимов.  С другой стороны р. Менахем Кашер, в Тора Шлема упоминает, что такое же объяснение приводят и некоторых еврейских комментаторов.

Различия в идеях

Если же мы проанализируем различие между идеями, которые несут отрывки в книге Бемидбар и в книге Дварим, то увидим, что основное отличие, это отношение к святости. Какой закон первенца, посвященного Всевышнему? Должен ли он быть отдан в Храм, отделен от хозяина, принесен полностью Богу, - или же у человека есть доля в святости, которой наделен этот первенец.

Подход книги Бемидбар – священное отделено от мирского, и поэтому первенец отдается в Храм и  то, что его съедают священники в Храме, символизирует его отделение святости от мирской жизни. В подходе же книги Дварим  у человека есть доля в святости, и это символизируется тем, что он сам ест большую часть жертвы.

Тора изложила эти идеи в различных отрывках, чтобы подчеркнуть, и заострить наше внимание на каждом из аспектов. Взаимоотношения человека с Богом не могут быть адекватно описаны на человеческом языке. С одной стороны, Бог – это бесконечное, которое никак не может быть представлено в нашем мире. И поэтому Он – трансцендентен, отделен от мира совершенно. С другой стороны Бог управляет миром в каждой маленькой его частице, а человек может обратиться к Богу в любой ситуации, где бы он не находился. И это имманентная составляющая представлений о Боге. Два эти представления логически трудно совместить, и они требуют раздельного описания.

Реально, когда мы говорим о галахе, закон должен выбрать между двумя подходами, потому что они не  могут реализоваться одновременно. Поэтому, в соответствии с галахой, жертву съедают священники. С другой стороны, учитывая подход книги Дварим, мы должны понять, что священник в данном случае выступает в двойной роли. С одной стороны, он как служащий Храма получает эту жертву, поскольку она священна и отделена. С другой стороны, он выступает представителем хозяина скота, и поэтому отделение не тотально, и у человека есть доля в святости.

Дополнительное свидетельство того, что именно так и было принято в Храме нам дает книга Нехемии (10:37): А первенцев из сынов наших и из скота нашего (выкупать), как написано в Торе, а первородное от крупного и мелкого скота нашего приносить в храм Бога нашего для священников, что служат в доме Бога нашего.