К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел Шмини
Главы 9-11

Рав Меир Швайгер

Под редакцией Шулима Бершадского

День восьмой

1. Связь данного "восьмого дня" с Семью днями Творения"
2. Первое жертвоприношение после завершения строительства Скинии
3. "Инициатива снизу" двух сыновей Аарона
4. Две части одного процесса
5. Разум и знания должны преобладать над эмоциями
6. Аналогия с грехом Золотого Тельца
7. Аналогия с "инициативами" сегодняшнего дня

[1. Связь данного "восьмого дня" с Семью днями Творения"]

"И было на восьмой день..." Такими словами начинается этот недельный раздел. И хотя мы уже очень далеко ушли от первых семи дней Творения, восьмой день из этого недельного раздела имеет сильную ассоциативную связь с теми первыми. Точнее, с тем из них, когда мир узнал, что такое грех. Нынешний недельный раздел повествует об искупительном жертвоприношении и о том, что приносящий жертву может сам стать ею; об огне небесном и об огне земном; о зрелости и готовности к Служению, и о многом другом.

[2. Первое жертвоприношение после завершения строительства Скинии]

На восьмой день после завершения строительства Скинии (переносного Храма) завершается введение в должность Аарона и его сыновей - коhенов. День зрелости и начала деятельности. Семь предыдущих дней шло обучение когенов и подготовка Скинии и, наконец, на восьмой день это свершилось. Моисей и Аарон приносят жертвоприношения, о которых сказал Создатель Моисею, и спускается огонь от Господа и сжигает принесенные жертвы. Народ потрясен этим прямым открытием Создателя миру: "...и увидел весь народ, и возликовал он и пал на лицо свое" (Ваикра 9:24) - такими словами описывает Тора происходящее.

[3. "Инициатива снизу" двух сыновей Аарона]

Но оказывается, что жертвоприношение еще не окончено. Двое из сыновей Аарона (коhенов) вдруг проявляют неожиданную инициативу и приносят каждый свое отдельное жертвоприношение. То, что происходит дальше, поразительно: "И спустился огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред Господом. И сказал Моисей Аарону: "Это то, что говорил Господь, когда сказал: "Близкими ко Мне освящусь и перед всем народом Я прославлюсь" (там же 10:2-З). За что? Что сделали эти два сына человеческих? Мидраш, - комментарии наших мудрецов, предлагает весьма широкий спектр ответов на этот вопрос.

[4. Две части одного процесса]

Прежде чем переходить к их обсуждению, сделаем некоторое общее замечание. По-видимому, несмотря на кажущуюся спонтанность происшедшего, это двойное нисхождение небесного огня и эта двойная жертва являются необходимыми частями одного процесса. Господь является народу своему в этой ситуации в двух Своих проявлениях и закрывать глаза на одно из них, каким бы устрашающим оно не казалось, - это обрекать себя на бесконечные повторения именно этой жестокой части Жертвоприношения, на бесконечные повторения катастрофы. Господь дал нам разум и дает нам уроки. От нас зависит остальное.

[5. Разум и знания должны преобладать над эмоциями]

Итак, большинство комментаторов согласны, что основной причиной происшедшего с двумя погибшими сыновьями Аарона является их инициатива. Попросту говоря, они на Службе сделали не то, что было приказано. Комментаторы расходятся в толковании причин, которые побудили их на этот поступок. Одни считают, что это было сделано в приливе энтузиазма - как ответ на любовь, проявленную Творцом к своему народу. Однако эмоции - плохой советчик в столь серьезном деле, как Служение Всевышнему, разум и знания - безусловно являются необходимой компонентой Служения, - ведь уже были позади семь дней обучения. Было и с кем посоветоваться - рядом находились Моисей и Аарон. Другие полагают, что причина их поступка нетерпеливость и жажда выделиться. Кого они представляли? Моисей и Аарон приносили жертвоприношения от имени всего народа Израиля, эти жертвоприношения и были приняты, - как свидетельство верности народа Союзу с Творцом. Приношения же погибших когенов имели личный, индивидуальный характер и они не устояли на суде Создателя.

[6. Аналогия с грехом Золотого Тельца]

Проводит Мидраш и естественную аналогию с грехом Золотого Тельца, который также был создан в религиозном порыве, и поднялся он также из огня. Однако есть принципиальная разница между двумя этими случаями, которые оба именуются "чужим служением". Она в том, что в первом случае поклонялись все же идолу и инициаторами поклонения были отбросы народа (впоследствии казненные Моисеем), а во втором случае была имитация настоящего служения Всевышнему и инициативу проявили уже обученные когены. Вторая ситуация - это проверка на зрелость. Уже позади грех идолопоклонства, уже позади семь ответственных дней обучения. Это - день восьмой - день испытания. Уже есть у нас Тора, есть и Учителя. Но так хочется проявить инициативу. Ведь во всех остальных аспектах жизни именно инициативность - одна из самых сильных сторон евреев. Даже в самой Торе сказано, что земля дана человеку чтобы он властвовал над ней. Но сказано - земля, не небо. Тонка граница между небом и землей. Все время хочется взлететь. Но чем выше такой "взлет", тем болезненней и тяжелей падение.

[7. Аналогия с "инициативами" сегодняшнего дня]

Казалось бы, что плохого в современных консерватизме и реформизме? И тот, и другой не только формально, но и по существу, включают в себя многие аспекты иудаизма. Они даже более гибки, более приспособлены к современному укладу жизни. Они сглаживают антагонизм между евреями и другими народами. Сглаживают настолько, что в конце концов и разницы не будет видно. И тогда евреи из священного народа, призванного на Синае для великого Служения, призванного вести другие народы, превратятся сами в ведомых и скорей всего в ведомых на заклание. Кому много дано, с того много и спросится. Простота этой мысли не делает ее менее верной. Да, много дано нашему народу и спрашивается с него тоже по самому большему счету. И причина этому все та же: тот, кто состоит на службе у Всевышнего, не имеет права на отклонения, уж слишком серьезное это дело. Очень инициативный народ - евреи, и очень часто их инициатива в конце концов оборачивается против них. Если закрывают они на это глаза и продолжают сломя голову бросаться в "чужое служение", грозным напоминанием встают перед ними уроки Торы.