К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"
Комментарий к Торе
Книга Дварим
Недельный раздел Шофтим
Главы 16-21
Пинхас Полонский
Законы войны и мира
1. Законы ведения войны и заключения мира
2. Необходимо "оставлять лазейку" врагу
3. Нееврейский город на территории еврейского государтва должен "платить дань и подчиняться тебе"
4. В практической политике необходимо ориентироваться на реальность[1. Законы ведения войны и заключения мира]
Иудаизм не разделяет жизнь на "мирскую" и "религиозную" сферы. Наряду с вопросами о Субботе и кашруте Тора обсуждает также законы экономических взаимоотношений, государственного устройства и, в частности, законы ведения войны и заключения мира. В недельном разделе в эту Субботу мы читаем: "Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и подойдешь к городу его, то пригласи его к миру. И будет, если он захочет примириться с тобой, то пусть весь народ, живущий в этом городе, платит тебе дань и подчиняется тебе. Если же не захочет он помириться с тобой, то осади его и веди с ним войну,.. пока не покоришь его" (Дварим, гл. 20).
[2. Необходимо "оставлять лазейку" врагу]
Маймонид, анализируя этот раздел Торы, объясняет, что мы не стремимся вести войну ни с каким, даже самым враждебным нам народом. Мы никогда не говорим "единственный путь - война", мы всегда должны пытаться решить дело миром. Даже при завоевании Земли Израиля из рук семи Ханаанских народов (завоевании, которое было выполнением прямого Божественного приказания), и даже в случае войны с Амалеком - мы должны прежде всего пригласить его к миру. Но, как всем известно, мир получает в награду только тот, кто готов к войне. И поэтому после слов о мире Тора тут же добавляет: а если этот город не помирится с тобой, будь готов вести против него войну и покорить его. При этом Тора особо заповедует нам даже в самый разгар войны, осаждая город, оставлять его жителям лазейку, чтобы могли они бежать из осады - ибо когда все пути к отступлению закрыты и осажденному нечего терять, это дает ему дополнительные силы в борьбе. (Последнее правило, по-видимому, разумно использовать не только в настоящей войне, но и в любом серьезном противостоянии.)
[3. Нееврейский город на территории еврейского государтва должен "платить дань и подчиняться тебе"]
Хотя Тора постоянно призывает евреев к заключению мира с врагами, это вовсе не тот мир, о котором грезят сегодняшние "левые" - ведь Тора указывает, что в случае заключения мира нееврейский город, остающийся на территории еврейского государства, должен "платить дань и подчиняться тебе".
Маймонид разъясняет подробнее, что слова "будут подчиняться тебе" отнюдь не является призывом детально регламентировать внутреннюю жизнь другого народа, однако есть две важнейшие области, от контроля которых мы не можем отказаться, - и лишь при этом условиии мы можем позволить побежденным нееврейским народам остаться жить на территории еврейского государства. Первое - это политическая подчиненность. Невоможно оставлять чужой народ жить в нашей стране, если он не высказывает безоговорочную лояльность к нашей государственной власти. Второе - обязательное соблюдение этим народом запрета на идолопоклонство и выполнение остальных "заповедей сыновей Ноаха" - т.е. основных этических принципов, соблюдения которых Тора требует от всего человечества. Если живущие на контролируемой нами территории народы допускают (даже если внутри себя) убийства, грабежи, неправедный суд и т.д., а мы, евреи, не принимаем мер к пресечению этого - мы несем за это ответственность. (В частности, в последнее время в средствах массовой информации были сообщения о том, что люди Арафата насильно привозят в Иерихон арабов из Иудеи и Самарии, в том числе жителей Иерусалима (граждан Израиля!), которые являются его политическими противниками, и там их допрашивает с применением пыток. Необходимо ясно заявить, что правительство Рабина несет полную ответственность за эти пытки.)
[4. В практической политике необходимо ориентироваться на реальность]
Мир, при котором нееврейские народы, живущие в нашей стране, политически подчинены евреям, является, конечно, миром не полным и не идеальным - но он является миром достижимым и реальным. Идеалом иудаизма, действительно является полный мир - когда все стороны равны, когда нет никакого политического или экономического подчинения, внешнего контроля и т.д., но это - мессианский идеал. Является правильным желать его, духовно стремиться к нему - однако, согласно указанию Торы, в практической политике мы должны ориентироваться на реальность, и поэтому ограничивать и контролировать жиэнь других народов, оказавшихся в нашем государстве. Лишь к грубому лже-мессианству можно отнести предпринимающиеся сегодня попытки насильно реализовать этот мессианский идеал в практической политике, - в ситуации, внутренне не готовой к этому.