К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел Тецаве
Главы 28-30

Рав Меир Швайгер

Под редакцией Шулима Бершадского,
Пинхаса Полонского

Два аспекта служения

1. Зоhар: почему Моисей потерял священство?
2. Нахманид: два типа греха - создание Золотого тельца и "создание себе имени"
3. Диалектика учения и традиции
4. Диалектика двух видов одежд первосвященника
5. Служение - с одной стороны, диалог с Создателем, с другой стороны, "работа вовне"
6. Сохранность линии потомков Аарона

[1. Зоhар: почему Моисей потерял священство?]

После изложения устройства Храма Тора переходит к описанию назначения коhенов - священников, служителей Храма. Тора повелевает, чтобы Служение в Храме осуществлялось только потомками Аарона, брата Моисея. Хотя, казалось бы, Моисей в иерархии духовного лидерства стоит выше Аарона, - священство не доверено ни ему, ни его детям, и потомки Моисея являются простыми левитами, всего лишь помощниками коhенов - потомков Аарона. Комментаторы обращают наше внимание на то, что в этом разделе Торы, описывающем назначение потомков Аарона коhенами вообще не встречается имя Моисея. Книга Зоhар связывает это с тем, что после греха Золотого Тельца Моисей обращается к Богу со словами: "Если же не простишь ты народ этот, то вычеркни имя мое из Книги Твоей". Зоhар объясняет, что, несмотря на то, что народ был прощен Богом, Моисей за сказанные им слова потерял священство; и в разделе, посвященном непосредственно описанию Служения, его имя вообще не упоминается.

Парадоксальный комментарий! Разве не является обращенное к Богу предложение Моисея "сотри мое имя из Книги Твоей" образцом скромности, образцом самопожертвования, образцом пренебрежения собой ради Служения высшим идеалам? Оказывается, что это и так, и не совсем так.

[2. Нахманид: два типа греха - создание Золотого тельца и "создание себе имени"]

Нахманид (живший в ХIII веке, еще до обнародования книги "Зоhар", но постоянно излагавший ее идеи в своем комментарии к Торе) объясняет, что отсутствие имени Моисея в разделе о назначении коhенов связано с самой сутью Храмового Служения. Моисей, так же, как и любой еврей, является только орудием, которое выбрал Создатель для осуществления Своей воли в этом мире. И то, что Моисей, даже с самыми лучшими намерениями, говорит: "Тогда сотри имя мое", т.е. придает такое большое значение своему имени, - несовместимо с истинным характером Служения. Вспомним, что основная цель строителей Вавилонской Башни, которая должна была "достигнуть небес", состояла именно в том, что они хотели "сделать себе Имя". Такое "созидание Имени" - в каком-то смысле оборотная сторона греха Золотого Тельца. Если создатели Тельца творят себе кумира в виде физического объекта для поклонения и тем самым отдаляются от Создателя, - то тот, кто преувеличивает свою личную роль, фактически создает кумира из себя самого.

[3. Диалектика учения и традиции]

Эти два типа греха являются "слабыми сторонами" двух величайших праведников и духовных лидеров еврейского народа - Моисея и Аарона (вспомним, что именно Аарон отливал Золотого Тельца). Несомненно, что эти их "слабые стороны" проистекают из желания возможно лучше осуществить свои уникальные и незаменимые функции, порученные им Богом. Моисей - пророк и вождь, и величие, даже внешнее, необходимо ему. Лицо его излучало сияние, когда он спускался с горы Синай, и народ боялся его и почитал "как Бога". Именно ему поручает Всевышний ввести Аарона в должность священника. Но в этом поручении Моисей выступает лишь как безымянный посланник, который сам даже не назван по имени. Не Моисею, но брату его Аарону, который до сих пор выполнял скромную функцию "голоса" Моисея, предназначено передать через своих сыновей-коhенов, через цепь поколений, традицию Служения. Именно через его потомков будет продолжать звучать "голос" Моисея в последующих поколениях. Диалектика учения и традиции, власти и служения заключена в этой паре.

[4. Диалектика двух видов одежд первосвященника]

Такая же диалектика проявляется в двух видах одежд, предусмотренных для коhенов: простые белые - для "обычной" службы, и великолепная золотая торжественная одежда для Первосвященника. Однако, в Йом Кипур - день Искупления и примирения Бога и человека, также и Первосвященник входит в Святая Святых Храма в простой белой, а не в золотой одежде. Простые белые одежды призваны отразить чистоту и подчиненность того, кто выполняет Служение. Великолепные же торжественные одежды Первосвященника подчеркивают противоположный аспект - избранность того, кто призван для Служения, и их предназначение - быть направленными больше наружу, чем внутрь, т.е. больше для окружающих людей, чем для самого Служения; демонстрируя нам, что Первосвященник - одновременно и раб, и царь. Таков на самом деле и весь еврейский народ. Избранность является не столько его заслугой, сколько обязанностью Служения.

[5. Служение - с одной стороны, диалог с Создателем, с другой стороны, "работа вовне"]

В этом разделе Тора учит нас, что Служение является, с одной стороны, неким интимным процессом диалога между евреем и Создателем - а, с другой стороны, от еврея требуется "работа вовне", требуется нести в мир свет Всевышнего. Постоянно горящие свечи Храма (Тора называет их "нер тамид") обращены наружу, к внешнему миру; в то время как жертвоприношения, совершаемые коhенами, служили укреплению нашей связи с Создателем. В наши дни, зажигая Ханукальные свечи, свет которых направлен наружу (и которые ставят на подоконник или у входа в дом, чтобы "возвестить всему миру о чуде"), мы продолжаем подтверждать Завет, провозглашая волю Бога в этом мире. Но свет их является лишь отражением света свечей Субботы - интимного, глубокого контакта еврея с Создателем. Эти две части Служения - неразделимы; однако, если вторая требует чистоты и скромности (которая сродни чистоте белых одежд коhенов), то первая необходимо связана с осознанием величия выполняемой функции.

[6. Сохранность линии потомков Аарона]

Генетические исследования последних лет обнаружили, что в передающейся от отца к сыну Y-хромосоме современных коhенов (как ашкеназов, так и сефардов) присутствует некоторая, только им присущая особенность, что свидетельствует о том, что нашему народу удалось сохранить генетическую линию потомков Аарона, несмотря на двухтысячелетнее рассеяние и все трудности сохранения традиции. Это свидетельство еврейской национальной устойчивости помогает нам ощутить свою связь с Синаем, когда сегодня, в синагоге или возле Стены Плача коhены благословляют народ и сплошное белое покрывало из талитов колышется над ними. Они закрывают талитами свои лица во время благословения, чтобы нам было ясно, что благословение исходит не от них, а они - лишь передаточное звено в эманации света от Бога миру. И именно таким передаточным звеном является, в широком смысле, весь еврейский народ.