К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел

Мы пойдем другим путем…

Ури Линец

«И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в стране Кнаан» (Берешит 37,1). Полтора месяца назад, читая главу «Лех леха» мы говорили о том, что  Творец прекратил попытки исправить все человечество сразу, убедился, что индивидуальный пример или пример праведной семьи мало действенен и начал создание народа, который станет примером праведности. 

Яаков – третий из отцов-основателей, он «поселился» там, где его отцы только «проживали». Он считает, что эксперимент Всевышнего вступил в завершающую стадию, пришла эпоха реализации предназначения: создать народ Израиля, заселить Эрец Исраэль, построить Бейт А Микдаш (Храм) и сформировать общество –  пример народам мира, а пора передачи наследования по избранной линии (Ицхак, а не Ишмаэль, Яаков, а не Эйсав) завершилась и все его 12 сыновей наследуют ему и образуют всю полноту и многообразие народа Израиля. Конечно, кто-то должен быть главным. Как уже бывало, это не старший, не первенец: «А Исраэль любил Йосефа из всех сыновей своих, потому что сын старости он у него, и сделал ему кутонет полосатый» (Берешит 37,3). Полосатый кутонет – одежда принцев, символ того, что именно Йосеф наследует Яакову.

Сам Йосеф думает иначе. Он, вероятно, считает, что отбор среди братьев еще не закончен, народ не создан. Так же, как были отсеяны Ишмаэль и Эсав, отсеются его братья, а он сам станет четвертым Отцом нации. Сыновья служанок в семье на вторых ролях, второй сын Рахели, Биньямин, еще очень мал и конкуренцию Йосефу составляют сыновья Леи: «И приносил Йосеф дурную славу о них отцу их» (Берешит 37,2). Йосеф встречает естественную неприязнь братьев к любимчику-выскочке, который незаконно отбирает права у старших: «И увидели братья его, что его полюбил отец их из всех братьев его, и возненавидели его, и не могли говорить с ним к миру» (Берешит 37,4).

Но корень разногласий – глубже. Йосеф принципиально расходится с братьями во взглядах на пути будущего преобразования мира: «И увидел Йосеф сон, и рассказал братьям своим, и добавили еще ненавидеть его… И вот, мы вяжем снопы посреди поля, и вот, встал сноп мой, а также установился, и вот, окружили снопы ваши, и распластались перед снопом моим» (Берешит 37, 5-7).

Содержание сна не имеет отношения к реальности: в семье Яакова нет хлебопашцев. Сон имеет пророческий смысл, в нем отражено то, чем братья должны будут заниматься, по мнению Йосефа. Они будут делать то, что не является необходимым для содержания семьи, это работа для народов мира, причем этой работой будет командовать Йосеф. Он не обсуждает и не предлагает, а ставит братьев перед фактом.

Отрицательная реакция братьев естественна. Их ненависть приобретает два новых аспекта: за содержание снов и за форму их изложения («за слова его»). Второй уточняет идеи Йосефа: работой, содержание которой определено в первом сне, семья будет заниматься в галуте – изгнании. Солнце луна и звезды никогда не видны на небе одновременно, поэтому сон описывает переход от дня, где есть солнце, через вечер, когда встречаются солнце и луна, к ночи, когда видны звезды. В еврейской символике день это геула - освобождение, Эрец Исраэль, а ночь это галут – изгнание. .

Второй сон, в отличие от первого, касается и отца. В этом сне есть солнце и луна. На первый взгляд, это отец и мать –  Яаков и Рахэль. Но Рахэль умерла. Поэтому солнце и луна это сам отец в двух качествах: Исраэль и Яаков. Когда Исраэль в своей земле, он – солнце, то есть влияет на всех, когда Яаков в галуте, он – луна, то есть отражает чужой свет. Выговор отца – лишь попытка успокоить братьев. Сам он понял пророческий смысл сна и ожидает его реализации.

Спор Йосефа и братьев его – спор о реализации цели существования нашего народа – начинается вновь и вновь. Йосеф в Египте, еврей Зюсс в Германии, Ротшильд в Париже и Сорос в США демонстрируют один путь. Иеуда, Моше, Иегошуа, Герцль, создание государства Израиль и превращение его в крупнейшую, единственную непрерывно растущую еврейскую общину мира – другой путь. А выбор всегда индивидуален.