К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел "Вайеце"

Как уходят в галут

Ури Линец

Праотец Авраам заключил союз с Творцом, который обещал отдать ему и его потомству землю Кнаан. Ицхак всю жизнь не покидал обетованной земли, а Яакову приходится покидать Эрец Исраэль, т.е.уходить в галут. Это действительно галут: оставаться опасно для жизни, и галут столь важный, что его историю мы ежегодно читаем в Пасхальной Агале. Поссорившись с братом, «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан И попал на место, и ночевал там, потому что пришло солнце, и взял из камней места, и положил под голову, и лег на месте этом» (Берешит 28, 10-11).

Первая строка содержит избыточную информацию: мы знаем из предыдущей главы, что семья Ицхака жила в Беэр Шеве. Такое усиление намекает нам, что уходящий из страны Израиля (всякий уходящий, а не только Яаков!), не просто путешествует, но покидает именно Беэр Шеву – «колодец семи», т.е удаляется от источника жизни, от прямой связи с Творцом и направляется в Харан, от слова «харон аф» - возгорание гнева, злобы – эти качества царят за пределами Эрец Исраэль.

Когда Тора пишет «попал на место», имеется ввиду особенное, заметное, выделенное место. Как мы узнаем из пасука 19, речь идет о районе Бейт-Эль (Луз). На всем центральном нагорье, на оси Беэр Шева – Хеврон – Иерусалим – Шхем это самое высокое место, самое «израильское» во всем Израиле. Не случайно на иврите прибытие в Израиль – это «алия»-подъем, а отъезд из Израиля называется «йерида»-спуск. Уходя в галут, Яаков должен надышаться воздухом высот, унести с собой чувство близости к небу, чтобы сохранить его в изгнании.

Яаков остановился на ночлег. Логично представить, что в это время солнце зашло, но Тора говорит «пришло солнце». Яаков уходит из Эрец Исраэль и, поэтому заходит солнце (заканчивается время первенства) Яакова и приходит солнце (время руководящей роли) Эсава.

Эрец Исраэль – центральная сцена мировой политики и истории, как тогда, так и сейчас, и события в Стране подчеркиваются поведением небесных светил. Тем, кто скептически относится к этому заявлению, я предлагаю простой эксперимент. Примерно 90% мировых ресурсов Интернета – на английском языке. Введите в поисковой машине Google ключевое слово Jerusalem и запишите число ссылок на него. Повторите опыт со словами Berlin, Paris, Washington  и другими столицами крупных государств. Сравните полученные результаты. Опыт окажется еще более убедительным, если нормировать полученные  отношения на отношение населения или территорий соответствующих стран к Стране Израиля.

В материальном плане Яаков внизу. Он ограблен и нищ. У него нет ни слуг, ни имущества, ни шатра. Он вынужден спать на камне, взятом в этом месте. Трижды в одном пасуке повторяется слово «место». Прежде чем уйти, Яаков должен понять, что при всей универсальности, всемирности Творца, его проявление не равномерно в мире, а именно: есть особое место, выделенное из всей Земли – Эрец Исраэль, а в Эрец Исраэль есть особое, выделенное место – Бейт-Эль, и в самом Бейт-Эле выделено место ночлега Яакова и обозначено особым камнем.

«И видел сон: и, вот, лестница установлена к земле, и вершина ее достигает неба, и, вот, малахи Эло’им поднимаются и спускаются в нем» (Берешит 28, 12). Только в своей стране  Израиль  живет полноценной национальной жизнью, а в галуте спит и видит сны. Он лишен возможности существовать, как национальный организм, и реализовать свои мечты. Сон Яакова начинает растянувшийся на десятилетия галут его семьи, сны Йосефа – предскажут египетский галут еврейского народа. Но сон Яакова (пока он еще в Эрец Исраэль) –  особенный. Человек, который видит пророческие сны (Яаков) – и есть лестница, соединяющая небо и землю, мир реальный и мир трансцендентный. Лестница и ступени намекают на иерархию, которая в равной степени присуща и материальному, и духовному, и трансцендентному мирам.  Лестница (Яаков) «установлена к земле», но не на земле, не связана, не порабощена землей. Яаков, находясь в реальном мире, не относится к категории «нормальных», земных людей, которые имеют нормальные, ограниченные, земные интересы. Им не дано «достигать неба», а пророк соединяет в себе и  близость к земле, и достижение неба. И, совсем не случайно,  малахи (посланники, ангелы) начинают свое движение снизу вверх, а не от Эло’им к земле, как было бы естественно.  Это движение происходит внутри Яакова, он реально действует по образу и подобию Эло’им.  Но подтверждение сверху приходит: «И, вот, Ашем установился на нем, и сказал: Я Ашем, Эло’им Авраама, отца твоего, и Эло’им Ицхака, земля, на которой ты лежишь, тебе я дам её и потомству твоему. И будет потомство твое, как прах земли, и прорвешься в направлении моря и на восток, и на север, и на юг, и благословятся в тебе все семейства Земли, и в потомстве твоем. И вот, Я с тобой, и буду хранить тебя во всем, куда пойдешь, и верну тебя в землю эту, потому что не оставлю тебя, пока не сделаю, что сказал тебе» (Берешит 28, 13-15). Несмотря на то, что Ашем  это Эло’им Авраама и Эло’им Ицхака, он проявляется через Яакова потому, что тот несет в себе синтез качества Авраама – хесэд и качества Ицхака – дин. Тора называет Авраама (а не Ицхака) отцом Яакова, так как Яаков идет сейчас путем Авраама, он покидает Эрец Исраэль, чего никогда не делал Ицхак. Потомство Яакова будет как «прах земли», его все затопчут, это предел падения, но максимальное падение превратится в максимальный подъем. Это намек на будущую Катастрофу и последующее возрождение  Израиля.

Уход и будущее возвращение Яакова представлены Торой как часть плана Творца, а не как частный результат внутрисемейных споров.