К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Книга Берешит
Недельный раздел Вайехи

Рав Яаков Фильбер

Обработка Пинхаса Полонского

Урок конфликта и праведности

1. Поведение Иосифа объясняется желанием помочь братьям исправиться
2. Иосиф проводит братьев через четыре стадии раскаяния
3. Научиться любить "плохого" брата

[1. Поведение Иосифа объясняется желанием помочь братьям исправиться]

После того, как Яаков умер и был похоронен, испугались братья и сказали: "Может быть, Йосеф возненавидит нас и воздаст нам за все то зло, которое мы ему сделали". И велели они сказать Йосефу как бы от имени Яакова: "Отец твой перед смертью завещал: Прости, молю тебя, вину братьев твоих; то зло, которое они сделали тебе". И когда говорили эти слова Йосефу, то понял он, что это слова братьев, а не отца, и заплакал, и сказал: "Как могли вы даже подумать, что я хочу наказывать вас?! Ибо разве на месте Бога я?" И он утешал их, и говорил к сердцу их... (Бытие, гл. 50).

Из этих слов Торы мы ясно видим обоснованность того "титула", который относит к Йосефу еврейская традиция - "Йосеф hа-Цадик" - Йосеф-праведник. Конечно, понятие "праведность" применимо ко всем нашим Праотцам, но Йосефу это качество присуще более всего. Ибо праведность выражается не только в том, чтобы самому, по возможности, не совершать грехов - но в том, чтобы хотеть и уметь исправить окружающий мир. И из последних слов Йосефа особенно очевидно, что все его поведение объясняется, конечно же, не желанием отомстить братьям или даже не желанием проверить, действительно ли они раскаялись (ибо не на месте Бога он, чтобы судить или наказывать), но исключительно желанием помочь братьям исправиться.

Европейские исследователи, не знающие еврейской культуры и еврейской системы ценностей, склонны объяснять действия Йосефа понятными для них мотивами: желанием отомстить братьям, или проучить их, или осуществить свои сны о власти над ними. Все эти объяснения вызваны подсознательным стремлением низвести библейских героев до своего уровня или попытаться поставить их даже чуть ниже собственного, и, в конечном счете, нежеланием принять истории Торы как урок.

[2. Иосиф проводит братьев через четыре стадии раскаяния]

Поведение Йосефа можно правильно понять только в рамках еврейской концепции "тшува" - исправления греха - "возвращения к Создателю", "раскаяния". Маймонид выделяет четыре уровня в процессе тшувы: первый - признание своей неправоты; второй - переживание чувства вины и раскаяния; третий - действия по исправлению последствий; и, наконец, четвертый, самый серьезный - это, попав снова в подобную ситуацию, больше так не поступить.

Если бы Йосеф сразу открылся своим братьям, то он получил бы полную власть над ними, но навсегда потерял бы возможность привести их к исправлению греха. Целью всех действий Йосефа было очистить братьев, чтобы они все вместе снова могли составить единую семью, а для этого он должен был "приподнять" братьев до своего уровня. Именно поэтому Йосеф должен был разыграть спектакль, хотя ему было тяжело это сделать: "И Йосеф хотел плакать, и ушел он в другую комнату, и плакал там, и умыл лицо свое, и скрепился" (Бытие 43:30) - и снова вышел к братьям и продолжил игру.

Йосеф последовательно ставит братьев в ситуации, когда они проходят все четыре стадии раскаяния: вспоминают о своем грехе, и признают неправильность своих действий, и переживают из-за содеянного, и готовы обойти Египет в поисках "пропавшего брата [Йосефа]". Но настоящее раскаяние состоит в том, чтобы не повторить свой грех, вновь оказавшись в ситуации, подобной первоначальной. И поэтому Йосеф вызывает Биньямина, который, как и он сам, тоже сын Рахели, любимой жены Яакова; сажает его за отдельный стол и угощает лучшей едой, чтобы по возможности вызвать зависть, которую в молодости братья проявили к нему самому, а потом подкладывает ему кубок в суму, чтобы Биньямин выглядел в глазах братьев преступником-вором, не думающим об общей опасности - подобно тому, как когда-то в глазах братьев преступником выглядел Йосеф. И то, что братья даже в такой ситуации не согласились бросить Биньямина и проявили готовность пожертвовать собой ради него, - и было тем действием, которое очищало их от греха продажи Йосефа.

[3. Научиться любить "плохого" брата]

Нет большой заслуги в том, чтобы не продать и не предать хорошего брата. Настоящее исправление состояло в том, чтобы научиться любить, и не продать, и не предать даже брата плохого, ужасного, с которым ты ни в чем не согласен - но все-таки брата.

Да, именно тому, что кровное родство важнее идеологических различий, должны были научиться в этой истории братья Йосефа. Ведь источник их давнего спора с Йосефом коренился именно в идеологическом конфликте: они по-разному понимали принципы царской власти в еврейском народе, они существенно расходились по вопросу о том, какой характер должна иметь совместная жизнь их семьи. Мидраш рассказывает, что именно на такие разногласия с братьями "доносил Йосеф отцу". И, поскольку братья не были согласны с Йосефом, то все недомолвки и любое недопонимание, а уж тем более возможные ошибки в поведении младшего брата интерпретировались ими в самом отрицательном аспекте, так что постепенно братья уверились в мысли, что Йосеф злодей и преступник, представляющий угрозу для их безопасности. Мидраш рассказывает, что братья даже думали, что Йосеф хочет изгнать их из дома и стать единственным наследником отца - подобно тому, как ранее лишь один из сыновей наследовал отцу и в семье их прадеда Авраама, и в семье их деда Ицхака. И тогда они решили купить себе безопасность и спокойствие, продав ишмаильтянам своего "проблематичного" брата.

Йосеф не смог довести до конца свой план очищения и исправления братьев. Он "не смог сдержаться" (Бытие 45:1) и признался братьям преждевременно. И потому в последующих веках, вплоть до нашего поколения, соблазн "продать нехорошего брата и этим купить себе безопасность" остался одной из самых опасных еврейских иллюзий.