Особенности сочетания формального и неформального в еврейском образовании

Д-р Иона Шнайдер

Понятия «формальное образование» и «неформальное образование» активно используются в современной педагогической литературе. Они отражают два типа организации обучения, существенно отличающиеся друг от друга. Характеризуя особенности формального образования, прежде всего указывают на то, что оно обладает более жесткими, стандартизированными организационными формами. Формальное образование – это школьное образование; неформальное же протекает вне школы – в общине,  в общественных организациях и движениях, в клубах, кружках, разного рода объединениях и группах. Среди важных различий называют обязательный характер формального образования и добровольный – неформального. Цель формального образования – сформировать систему базовых знаний; неформального – удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях.

Первые сведения о массовой школе у евреев относятся к концу эпохи Второго Храма. В Талмуде рассказывается о том, как и почему было введено школьное обучение . Из рассказа следует, что к концу эпохи господствовавшая в то время система образования столкнулась с большими трудностями. Поэтому ее реформировали, и в результате по всей стране была создана сеть школ .

На пути, который прошла еврейская школа с того времени, она не могла не претерпеть множество изменений, реагируя на меняющиеся условия места и времени. Вместе с тем, на всем этом долгом пути она сохранила некоторые главные черты, существенно отличающие ее от моделей, принятых в нееврейском образовании. Начиная с периода еврейского Просвещения, в еврейской жизни вообще и в образовании в частности происходят существенные перемены. Часть еврейства пошла по пути сближения с нееврейским миром, что выразилось в заимствовании форм и содержания нееврейского (главным образом, западноевропейского и американского) образования и воспитания. В данной статье мы будем говорить о еврейской школе в целом, имея в виду общие и неизменные основания еврейского образования в прошлом и той его части в настоящем, которая продолжает хранить и развивать национальную педагогическую традицию. О специфике этой традиции в том, что качается соотношения формального и неформального образования, и пойдет речь.

Домашние магнитные дорожки — это оригинальный дизайн, новейшие технические решения, высокое качество используемых материалов, удобство и доступность получения информации о ходе тренировки.

Отличное сочетание цены и качества! Лучшие магнитные дорожки для дома.

Теперь вы можете заказать лучший спортивный инвентарь прямо домой! Магнитные беговые дорожки - купить беговую дорожку для бега в Киеве, Харькове, цена и отзывы в интернет магазине - Fotos.ua.

Домашние магнитные дорожки прекрасно улучшают кардиосистему и тренируют мышцы ног, что позитивно сказывается на общем тонусе, похудении и спортивной подготовке.

Нееврейская школа обычно стремится передать ученикам универсальные, энциклопедические знания. Эту тенденцию отразило заглавие труда Я. А. Коменского: «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех, всему». Еврейская школа не берется научить всему; ее задача – познакомить учеников с еврейскими источниками. Более того, как правило, изучается не весь корпус источников, а его часть: Пятикнижие, фрагменты из пророческой литературы и Писаний, отдельные трактаты Талмуда. Отказ от широкого, максимально полного охвата, концентрация на избранных темах и текстах сближает еврейскую школу с неформальным образованием. Вместе с тем, это сходство не говорит о тождестве, ибо в избранных для изучения областях еврейская школа стремится дать обширные, основательные и систематические знания, что как раз присуще формальному образованию.  

Для формального образования характерно, что ученики занимаются в специально приспособленных для этого и оборудованных помещениях. Еврейские школы редко располагали такими возможностями, занятия обычно проходили на квартире учителя (меламеда) или учеников в домашней обстановке и семейной атмосфере. Не было и жестко структурированного содержания, общепринятого деления на многочисленные учебные дисциплины. Как правило, отсутствовало строгое и равномерное деление учебного времени на уроки и перемены. Гораздо меньшее место, чем в европейской школе, занимали специально разработанные для детей учебники и пособия. Основу обучения составляли источники: Тора, молитвенник, Талмуд. От меламеда требовалось, прежде всего, чтобы он был праведным человеком, хорошим евреем, требования же в отношении его профессиональных педагогических знаний, образования и диплома, как правило, не выдвигались.

Все это свидетельствует о том, что традиционная школа, будучи центральным звеном формального еврейского образования, близка во многих аспектах к домашнему и неформальному образованию.

Важной особенностью еврейской педагогической традиции является тесная связь между домашним, школьным и неформальным образованием. Семья не просто готовила детей к школе – в ней с очень раннего возраста начиналось их обучение, продолжавшееся и тогда, когда они уже учились в школе. Взаимосвязь обучения в семье, общине (синагоге) и школе обеспечивались единым для всех порядком чтения Танаха. В основу этого порядка был положен принцип чтения Торы по недельным разделам в соответствии с еврейским календарем.

Возникновение и развитие еврейской школы не привело к отмене фундаментального положения о том, что главная ответственность за образование сына лежит на отце. В различные эпохи и во многих странах диаспоры школа содержалась на деньги родителей, поэтому у них была возможность влиять на школьное обучение и контролировать его. Так, например, было принято проводить еженедельную проверку усвоенных в хедере знаний в доме родителей и в их присутствии. Понятно, что при этом экзаменовался не только ученик, но и сам меламед.

Примером переплетения неформального и формального служит вечер праздника Песах. В ходе празднования исподволь происходит и процесс обучения, носящий типичные черты домашнего, неформального образования: насыщенность рассказа символами и ритуалами, включение в него песен и игр, домашняя атмосфера, концентрация внимания на отдельной теме. Цель празднования – связать настоящее каждого члена семьи, прежде всего, детей, с прошлым всего народа; воспроизвести в них чувства и переживания Исхода («в каждом поколении должен человек смотреть на себя так, как будто он сам, лично, вышел из Египта»). 
Наряду с этим, в проведении Песаха можно увидеть и некоторые элементы формального образования. Большое место в нем отводится знаниям, повторению и осмыслению истории Исхода. Оно организовано по определенному, стандартному плану – седеру. С этой целью было составлено специальное «учебно-методическое пособие» – пасхальная Агада.


Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Батра», 21А.

Среди инициаторов этих реформ называют р. Иеѓошуа, сына Гамлы (Вавлонский Талмуд, «Бава Батра», 21а), которого идентифицируют с Иеѓошуа, сыном Гамлиэля, одного из последних первосвященников, служивших во Втором Храме, и р. Шимона, сына Шетаха (Иерусалимский Талмуд,  «Ктубот», 50б).