МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению П.Полонский Миф о "нормализации"
1.Умирает ли сионизм в Израиле?
2.Миф о том, что мы станем "нормальным" народом
3.Будущее еврейской идеологии - в религиозном её характереКогда-то в России был популярен анекдот: В "первом отделе" у еврея спрашивают: "У Вас есть родственники в Польше?" - "Есть". - "И что они там делают?" - "Строят коммунизм". - "А в Чехословакии у Вас есть родственники?" - "Есть". - "И что они там делают?" - "Строят коммунизм". - "Ну, а в Израиле у Вас родственники есть?" - "Есть". - "И что они там, тоже строят коммунизм?" - "Что Вы, как можно! В своей стране?!".
[1.Умирает ли сионизм в Израиле?]
К сожалению, то, что было очевидно нам в России, не всегда очевидно в Израиле. Прессу (в т.ч. русскоязычную) облетает восторженная весть: Наконец-то! И мы тоже не отстаем от времени! И в нашей стране тоже идеология умерла. Вот коммунизм - умер уже давно, а сионизм, смотри, как долго держался, целых сто лет! Но наконец-то и он умер - какое счастье. Теперь-то мы наконец станем жить как нормальный народ....Однако оставим в стороне непонимание этими постсионистами того, что там - в чужой стране, а здесь-то - в своей! (Я, хотя и не питаю, конечно, никаких симпатий к коммунизму, и в те годы, когда жил в СССР, был диссидентом и конфликтовал с советской властью - но умом все же понимаю, что расплачиваться за его крушение России придется еще очень долго и дорого. Допустим, ты не питаешь симпатий к сионизму, допустим, ты давно жаждал его крушения - но это все же происходит "в твоей стране", и ясно, что мы все еще очень дорого за это заплатим - так не торопись радоваться!) Но оставим этот вопрос в стороне. 3ададим другой вопрос: действительно ли мы "наконец-то станем жить как нормальный народ?"
[2.Миф о том, что мы станем "нормальным" народом]
Миф о "нормализации" является одним из величайших еврейских соблазнов. последних 200 лет. Деятелям "просвещения" в начале 19 века казалось: вот произойдет эмансипация, и станем мы жить как нормальный народ. Основателям реформизма в середине 19 века представлялось: вот приблизим мы иудаизм по внешнему виду к протестантской форме христианства - и станем жить как нормальный народ. В начале 20 века Герцль и сионисты были уверены, что "с созданием еврейского государства антисемитизм исчезнет, - и мы станем нормальным народом". Сегодня, в конце 20 века, "постсионисты" убеждены, что одного палестинского государства (еврейского) для нормализации нам мало, и стоит только создать второе палестинское (арабское) государство, как мы наконец уже станем нормальным народом. Каждый раз "нормализация", подобно горизонту, неизменно удаляется от нас (хотя попутно иногда нами бывали достигнуты неплохие результаты). Что ж, особость пути и полное отсутствие "нормальности" сопутствовало еврейскому народу всегда; от себя, как говорится, не убежишь; и было бы нелогично ожидать, что 21-й век будет в этом принципиальном моменте хоть чем-то отличаться от 15-го века, 10-го века или 5-го века до нашей эры.[3.Будущее еврейской идеологии - в религиозном её характере]
Что же касается собственно "крушения сионизма" (хотя, заметим в скобках, мне и кажется, что хоронят сионизм несколько преждевременно - но нет сомнения, что идеология нерелигиозного сионизма, во всех его видах, теряет былую динамичность и постепенно умирает), - то это, конечно, весьма грустное явление. Однако и слишком огорчаться из-за него тоже не стоит. Ведь идеология - это вовсе не "ограничение личности", это не клетка, куда сажают людей и не дают им свободно развернуться. Напротив, идеология - это лишь осознание человеком духовных параметров своей системы ценностей, осознание им своей цели в жизни, как только эта цель начинает хоть немного возвышаться над простым обжорством (обжорством во всех смыслах, т.е. над чистым потребительством). И нормальный человек, а особенно еврей, без идеологии жить не может. Так что на место отживающей идеологии постепенно, но неизбежно встанет новая. А я не вижу, чтобы нерелигиозный еврейский мир мог выдвинуть сегодня какую-то притягательную целостную идеологию (стоящую выше, как уже было сказано, простого потребительства - обжорства). Несомненно, у нерелигиозного общества есть весьма значительные позитивные идеалы (и религиозно-сионистский мир эти положительные идеалы активным образом перенимает, дополняя ими свои, базовые принципы, основанные на сионистском восприятии еврейской религиозной традиции). Однако в единую и привлекательную цельную идеологию нерелигиозные идеалы сегодня, по-моему, не складываются, ибо у них отсутствует стержень - ведущая центральная идея. И потому я думаю, что характер будущей еврейской идеологии может быть только более или менее религиозным. Нам всем следует очень серьезно к этому готовиться. Как именно к этому можно (и нужно) готовиться - я постараюсь рассказать в одной из следующих статей.