МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению П.Полонский

Проблемы гиюра

1.Психологические проблемы и сложность требований гиюра
2.Реформистский гиюр не может быть принят народом

[1.Психологические проблемы и сложность требований гиюра]

Гиюр - это одна из больных проблем алии из России. Она волнует не только тех, кто сам собирается проходить гиюр, но и всех, кого заботят вопросы интеграции алии в израильском обществе. Многих чрезвычайно пугают слишком высокие, как им кажется, требования Бейт-Дина (религиозного суда) к проходящим гиюр; их беспокоит то, что обсуждение в Бейт-Дине сосредоточивается зачастую на вещах более внешних, формальных, не уделяя внимания главному. Некоторым даже представляется, что решение может быть найдено с помощью реформистского или какого-либо другого "облегченного" гиюра. Какие же пути на самом деле возможны для решения этой проблемы?

Прежде всего, нам следует разделить существующую проблему гиюра на две части. Первая часть - это организационные и психологические вопросы: длительное ожидание назначения даты суда, отсутствие взаимопонимания между желающими пройти гиюр и судьями Бейт-дина, которые по своей ментальности сильно отличаются от олим, и т.д. Вторая часть - это собственно проблема ортодоксальных религиозных требований к тем, кто хочет пройти гиюр.

В отношении первого вопроса хочу отметить, что я вполне разделяю отрицательные чувства большинства олим. Действительно, в религиозной области, как и в любой другой сфере государственной власти в Израиле, имеется совершенно излишняя бюрократия. Конечно, ее нужно последовательно устранять, в частности, нужно создать отдельный раввинский суд, который занимался бы исключительно вопросами гиюра и который состоял бы из раввинов, способных достичь взаимопонимания с евреями из России. Это потребует большой работы, но все это, в конце концов, достижимо.

[2.Реформистский гиюр не может быть принят народом]

Но что касается собственно гиюра, то следует сразу сказать, что "облегченный" или реформистский гиюры не могут быть решением проблемы. И дело не только в том, что "статус-кво" в Израиле таков, что гиюр признается только ортодоксальный. Даже если мы представим себе гипотетическую (но реально совершенно невозможную) ситуацию, при которой в Кнессете проведут закон о признании реформистского гиюра - что будет после этого? Такой гиюр будет легализован Министерством внутренних дел, но он все равно он не будет признан большинством народа. Дело в том, что прохождение гиюра в соответствии с требованиями еврейского Закона важно не только для ортодоксов, которые составляют четверть еврейского населения страны, но и для абсолютного большинства тех, кто лишь частично соблюдает заповеди (т.е. для "месоратиим" - традиционалистов). Иными словами, существенно более половины населения все равно не признают реформистский гиюр, несмотря ни на какой формально принятый закон. Конечно, та меньшая часть израильтян, для которых традиция не существенна, такой гиюр примет; но для этих людей гиюр вообще безразличен - даже если человек нееврей, они спокойно вступают с ними в брак на Кипре или через Парагвай. Те же, для кого традиция важна, "облегченный" или реформистский гиюр не признают; а это значит, что к людям, прошедшим такой гиюр, большинство населения будет продолжать относиться как к совсем не прошедшим его, хотя у них в документах и будет записано "еврей". И, поскольку для большинства населения по очень многим вопросам является действительно существенным знать, кто еврей, а кто нет, то эта общественная потребность приведет к тому, что непременно появятся те или иные "списки", в которые будут занесены "прошедшие не настоящий гиюр". Более того, недоверие к гиюру будет распространено и на всех олим из России. И тогда вместо решения проблемы все это приведет только к новым конфликтам и разобщенности народа; к сегрегации алии вместо ее интеграции. Иными словами, инициаторы реформистского гиюра хотят использовать живых людей в качестве тарана для пробивания стены; причем стена эта состоит вовсе не в "монополии" или "бюрократии", а в глубокой убежденности большинства даже светских израильтян в том, что "реформизм" - это не настоящий иудаизм, и, соответственно, реформистский гиюр не превращает нееврея в еврея.

"Общность судьбы" не создается одним только фактом переезда в Израиль, службой в армии или изучением иврита. Она коренится в гораздо более глубокой "подкорковой нерасторжимой связи", в подключении к корням - к еврейской истории, религии, к избранности, к ответственности еврейского союза с Богом. И поэтому тому, кто хочет стать действительно частью еврейского народа, представляется возможным только нелегкий путь ортодоксального гиюра.